Содержание
1.1 Сущность хозяйственного учета. Учетные критерии
1.2 Виды хозяйственного учета, их особенности
2. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
2.1 Определение бухгалтерского учета
2.2 Предмет и объекты бухгалтерского учета
2.3 Принципы бухгалтерского учета
2.4 Метод бухгалтерского учета
2.5 Цель и основные задачи бухгалтерского учета
Введение
Первый этап учета решал задачи качественного определения вещей и их подсчета, который являлся этапом так называемого инвентарного счета. Практика учета состояла в том, что в определенные периоды времени производился пересчет всех видов имущества и производились соответствующие пометки (записи).
Записи осуществлялись в виде зарубок на отдельных предметах-бирках или в виде шнуровых плетений. Разные бирки или разные цвета шнуров соответствовали определенным категориям вещей. Позднее появились записи в виде специальных символов на глиняных табличках или на папирусе. Это были прообразы первичных бухгалтерских документов.
Периодичность инвентарного счетa была различной. Например, в древнем Египте в III веке до нашей эры учет был ежедневным с определением остатков по всем видам материальных ценностей.
Однако простая фиксация качественного и количественного состава имеющихся предметов, вещей и рабочей силы через некоторое время уже перестала удовлетворять общество, так как необходимо было знать их поступление и расход. Поэтому появился приходно-расходный учет, при котором сложились определенные правила записей. Так, в Месопотамии в XX веке до нашей эры записи по приходу материальных ценностей содержали следующие сведения:
количество и вид поступивших предметов;
имя лица, от которого они поступили;
имя получателя;
дата поступления.
Эти сведения лежат в основе приходных документов и в современной бухгалтерии.
1. История развития учета
После освоения приходно-расходного учета, человечество стало решать следующую весьма сложную проблему - учет расчетов между отдельными субъектами, трудность которого состояла в определении степени эквивалентности отдельных вещей и предметов. Эта проблема была преодолена с появлением денег, породивших, в свою очередь, проблему обмена разных денег - "пересчета валют" в современном понимании. Эта задача на первом этапе решалась взвешиванием денег, а затем весовой эквивалент уступил место счетному.
Дальнейшее развитие общества привело к необходимости подведения итогов экономической деятельности хозяйствующего субъекта к определенным датам. Стали выделять остатки материальных ценностей и долговых обязательств к этим датам, то есть возникли зачатки кассовой и Главной книги.
Примерно в VI веке до нашей эры появились банки. Первоначально они хранили металлические деньги и выдавали ссуды. Записи в банках велись в приходно-расходных книгах и книгах расчетов с отдельными клиентами.
Развитие торгово-экономической и банковской деятельности сопровождалось появлением большого количества долговых обязательств и требований по ним. Сложности их учета и трудности по обеспечению выполнения обязательств приводили к многочисленным тяжбам и судебным разбирательствам. Это потребовало интенсивного включения в бухгалтерский учет юридических норм и правил. Особое влияние оказало римское право, расцвет которого пришелся на II - I веках до нашей эры. Основополагающие постулаты римского права сохранили свою значимость в бухгалтерском учете до настоящего времени:
за все надо платить;
закон обратной силы не имеет;
при взаимоисключающих законах нельзя применять ни один из них.
В римской империи II века нашей эры учет вплотную подошел к понятию бухгалтерских проводок. Тогда же появились и термины "дебет" и "кредит". Но оставалось много насущных нерешенных проблем. В частности, отсутствовали приемы подсчета расходов на изготовление продукции, не было представления о том, как учитывать в производственной деятельности предметы и устройства длительного действия. По современным представлениям не было понимания калькуляции продукции и амортизации основных средств.
В средние века, по мере дальнейшего наращивания темпов экономической жизни, в бухгалтерском учете появилась необходимость группировать однотипные предметы и хозяйственные действия. Возникли понятия счетов и регистров. Счета использовались для обозначения (кодировки) материальных ценностей и хозяйственных операций, а регистры для их специальных записей.
С XIII века факты совершения хозяйственных операции стали заносить в специальный журнал - журнал хозяйственных операций, который вели как отдельно, так и в комбинации с записями по счетам. Это привело к появлению специализированной формы бухгалтерского учета, которая является аналогом современной формы учета под названием "Журнал-Главная".
Сформировались специальные требования для оформления журнала хозяйственных операций, сохранившие свою актуальность и сегодня:
производить записи в порядке возрастания дат;
не допускать пропусков хозяйственных операции;
делать ссылки на первичные документы;
записывать цифры прописью, чтобы избежать подделок.
XV век отмечен важным достижением в бухгалтерском учете - появлением двойной записи. Смысл ее прост и заключается в том, что при оформлении хозяйственной операции происходит перевод материальных ценностей или долговых обязательств с одного счета на другой. Реализация этой идеи на практике стала одним из важнейших приемов бухгалтерского учета, приблизившего его к науке, а также существенно облегчившего проведение расчетов. Авторство двойной записи принадлежит итальянскому монаху-математику Л. Пачоли (1494 г).
С момента появления двойной записи бухгалтерский учет приобрел вид стройной и логичной системы, включающей в себя: инвентарный счет, приходно-расходные операции и расчеты между должниками и их кредиторами. Объемы учета существенно выросли, появилась необходимость вести его в двух видах: более общем (синтетическом) и более подробном (аналитическом). Потребовался специальный учет валютных операций. Появилось большое количество специфических терминов. Сведений в регистрах и книгах не стало хватать для подведения итогов хозяйственной деятельности, они стали дополняться всевозможными описаниями.
В XVI веке определился юридический статус профессии бухгалтера, к которой предъявлялись следующие требования:
уметь быть умным;
иметь хороший характер;
владеть четким почерком;
иметь профессиональные знания;
быть властолюбивым и честолюбивым;
быть честным.
Тогда же введено понятие амортизации средств труда и появились представления о разных формах счетоводства.
В XVII веке бухгалтерский учет дополнен понятием баланса, использование которого привело к тому, что учет приобрел законченный вид. Балансом назвали форму отчета о хозяйственной деятельности, которая содержала в себе описание материальных ценностей, имущественных и иных прав субъекта или объекта с описанием источников их поступления или возникновения.
Бухгалтерская профессия распространяется повсеместно, но ее престиж является еще не слишком высоким. В то время как сами же профессионалы оценивали ее достаточно высоко и предсказывали ей достойное будущее. Испанский специалист Б. Солозано пишет в 1603 г.: "Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем, и люди не смогли бы понимать друг друга".
Последующие XVIII - XIX века превратили бухгалтерский учет в науку. Австрийский специалист Ф. Скубиц в 1889 г. дал ей следующее определение: "Бухгалтерия - это деятельность, направленная к тому, чтобы изобразить в числах весь ход и все состояние предприятия согласно предложенным целям".
Появилась специальная наука: балансоведение, сформулировавшая следующие основные требования к бухгалтерскому балансу предприятия:
точность;
полнота;
ясность;
правильность;
преемственность;
единство для всех подразделений.
Таким образом, история бухгалтерского учета насчитывает много веков, в развитие которого каждая страна внесла свою достойную лепту. Кроме общих принципов и положений, используемых повсеместно, в бухгалтерском учете возникли и развились национальные научные школы и направления, отражавшие экономические и геополитические особенности отдельных стран.
История развития российской бухгалтерии также имеет много своих ценных находок и разработок. Ее специалисты всегда занимали видное место среди мировых звезд бухгалтерского учета.
Особенности русской бухгалтерской школы выявлялись и развивались вместе с развитием российского государства. К этим особенностям можно отнести следующие:
централизованный и государственный подходы к учету;
сильная социальная политика с уравнительными тенденциями и круговой порукой;
максимально полный охват в учете каждого индивидуума как субъекта трудовых отношений и как налогоплательщика;
высокая точность взаиморасчетов между отдельными хозяйствующими субъектами и объектами;
приоритет обязательств перед вышестоящими хозяйствующими субъектами и объектами;
максимальная экономия затрат;
скрупулезность при оформлении отчетных документов.
1.1 Сущность хозяйственного учета. Учетные критерии
Эффективное управление деятельностью организации любой организационно-правовой формы и формы собственности невозможно без рационального использования ее ресурсов. Поэтому необходима информация о наличии и движении различных видов имущества или капитала и обязательств организации. В связи с этим возникает необходимость выполнять с получаемой информацией следующие действия:
наблюдать;
собирать;
регистрировать;
измерять
накапливать;
хранить;
передавать;
обобщать;
анализировать.
Совокупность перечисленных выше действий, объединенных в единый процесс, составляет его сущность и называется хозяйственным учетом.
В Российской Федерации действует система хозяйственного учета, в которой выделяется три взаимосвязанных вида учета: оперативный (оперативно-технический), статистический, бухгалтерский.
Основной целью хозяйственного учета является формирование своевременного и качественного потока информации о финансовой и хозяйственной деятельности. Этот поток информации необходим для управления предприятием, подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, а также для определения стратегии и тактики поведения предприятия на рынке, для выявления резервов и оценки положения предприятий-конкурентов.
При осуществлении хозяйственного учета немаловажное значение имеют учетные критерии, с помощью которых определяют объем, количество, рабочее время и прочие показатели деятельности предприятия. Учетные критерии называют учетными измерителями.
Существует три вида учетных измерителей.
Натуральные измерители (кг, м, шт., л, кв. м, куб. м и т.д.) необходимы при учете материальных запасов, а также основных средств, готовой продукции и пр. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за сохранностью имущества организации, за процессами заготовления, производства, реализации. С помощью натуральных измерителей соизмеряются и анализируются производственные задания и отчетные показатели.
В отдельных случаях натуральные измерители приводятся к единому измерителю путем пересчета в условно-натуральные измерители.
Например, расход топлива различных видов (уголь, торф, мазут, газ и др.) пересчитывается в условное топливо с теплотой сгорания 7000 Ккал/кг. Пересчет производится на основании данных лабораторных исследований проб расходуемого топлива.
Данные в условно-натуральных измерителях используются в основном для планирования и анализа распределения затрат на производство, а также для расчета себестоимости продукции.
Трудовые измерители предназначены для измерения времени, затраченного для выполнения той или иной работы, а также видов деятельности. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда. Основными единицами трудовых измерителей являются человеко-дни, человеко-часы, нормочасы и др.
Денежные измерители являются обобщающими, т.к через них определяется объем имущественных прав предприятия, а также затраты организации ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях. Именно он используется в бухгалтерском учете для отражения объектов в едином выражении. В условиях рыночных отношений важнейшие показатели хозяйственной деятельности выражаются только в денежной форме. С помощью денежных измерителей составляются сметы, производственные задания, балансы и другие формы бухгалтерской отчетности. Он выступает также средством выражения кредитных и расчетных связей организаций. На практике он применяется не изолировано, а вместе с натуральными и трудовыми измерителями.
1.2 Виды хозяйственного учета, их особенности
Оперативный учет ведется для осуществления текущего руководства и управления предприятием, а также цехами, участками, производствами и т.п. С помощью оперативного учета производится сбор информации о движении материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, об объемах выпуска готовой продукции, ее отгрузке и реализации, о наличии производственных запасов, состоянии незавершенного производства и т.д. Источником информации для получения таких сведений могут быть документы, данные, сообщенные по телефону, факсу, переданные в устной форме. Оперативный учет может прерываться во времени и надобность в нем возникает по мере необходимости. Это первая отличительная черта оперативного учета. Информация этого вида учета отражается с использованием всех видов измерителей натуральных, трудовых, денежных, однако применение последнего носит ограниченный характер. Это связано с тем, что разнородность отдельных операций, отражаемых в оперативном учете, не требует постоянного обобщения, что является вторым отличительным признаком этого вида учета. Быстрота получения информации является третьим отличительным признаком оперативного учета. Оперативный учет может вестись на любом рабочем месте, позволяющем получать информацию о происходящем, любым сотрудником фирмы вне зависимости от его служебного положения - от простого рабочего до руководителя. Следующий отличительный признак оперативного учета состоит в том, что далеко не вся информация денного вида имеет документальное подтверждение. Такова четвертая отличительная черта оперативного учета. Однако в бухгалтерском учете возможно использование данных оперативного учета, если они документально подтверждены. Так, для получения данных об объеме готовой продукции за отчетный период используется информация о ежедневных объемах выпуска товарной продукции в разрезе подразделений и в целом по предприятию.
Статистический учет изучает явления, носящие обобщающий или массовый характер, причем эти явления могут протекать в различных областях деятельности (экономика, культура, образование, наука и пр). Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии различных областей деятельности, определяет тенденции их развития, о движении материальных и трудовых ресурсов, о складывающихся ценах на товары, работы и услуги, и т.п. Целью такого обобщения является анализ и прогнозирование социально-экономического развития общества. В статистических исследованиях широко используются выборочный метод наблюдения и регистрации, единовременный учет и переписи, а также данные оперативного и бухгалтерского учета. Статистический учет ведется специалистами, работающими в специализированных организациях (комитетах по статистике), которые создаются и объединяются по территориальному признаку. Предприятия и организации представляют в комитеты по статистике специальную отчетность по утвержденным формам.
Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в непрерывной связи их с качественной стороной путем регистрации хозяйственных фактов, как в натуральном, так и в денежном измерении. Каждый свершившийся хозяйственный факт, оформленный документально называется хозяйственной операцией.
Ниже перечислены основные отличия бухгалтерского учета от статического и оперативного наличие которых необязательно для последних и обязательно для бухгалтерского учета. Эти отличия следующие:
1) Здесь имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности организации, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, задолженностей предприятия.
2) Хозяйственные факты, отражаемые в бухгалтерском учете, непрерывно фиксируются во времени в виде записей. Причем каждый хозяйственный факт оформляется документально - бумажным первичным документом или на машинных носителях информации. Документальное оформление хозяйственной операции придает ей юридическую силу.
3) В бухгалтерском учете все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, на основе обобщения натуральных и трудовых показателей.
2. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
2.1 Определение бухгалтерского учета
Таким образом, можно дать следующее определение бухгалтерскому учету:
Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном измерении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций.
Именно это определение наиболее полно характеризует бухгалтерский учет. Поэтому оно закреплено на самом высшем законодательном уровне - в Федеральном Законе "О бухгалтерском учете".
Во-первых, здесь подчеркивается, что бухгалтерский учет - это упорядоченная система.
Во-вторых, в этом определении очень кратко отражены этапы учетного процесса: сбор, регистрация и обобщение информации.
В-третьих, отмечаются основные особенности бухгалтерского учета в отличие от раннее указанных видов учета (оперативного, статистического) - это сплошной, непрерывный, строго документальный учет.
В-четвертых, указывается основной измеритель, используемый в бухгалтерском учете, - денежный измеритель.
В-пятых, отмечаются основные объекты бухгалтерского учета.
В соответствии с данным определением учетный процесс можно отразить в виде следующей процедуры (рис.3).
Рис. Процедура учетного процесса.
2.2 Предмет и объекты бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает финансово-хозяйственная деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые могут объединяться в две группы:
объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;
объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.
К первой группе относятся имущество организации, состоящее из различных видов средств и обязательств, а ко второй - хозяйственные процессы и их результаты.
Объектами бухгалтерского учета являются:
Имущество организации - нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства;
Права требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность);
Обязанности по отношению к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность);
Хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и обязательствах организации. Хозяйственные операции могут совершаться 1) между объектами учета внутри организации,
2) между организацией и сторонними организациями и физическими лицами;
Собственные источники формирования средств организации - уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды, прибыль. По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал; рис.1). Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и некоторые другие.
Основными средствами в практике планирования и учета называют имущество со сроком полезного использования более одного года (средства труда). Их используют в различных сферах приложения общественного труда: материального производства, товарного обращения и непроизводственной. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.
Нематериальные активы - это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, лицензиями, ноу-хау, программными продуктами, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и др. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации (износа).
В состав капитальных вложений включают затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы и др.).
К финансовым вложениям относят инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения на срок более 1 года считают долгосрочными, а на срок до 1 года - краткосрочными. В состав внеоборотных активов включают долгосрочные финансовые вложения.
Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в текущих расчетах. В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. на складе, и отгруженная покупателям.
Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр.
Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.
По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств; см. рис.2).
Собственный капитал - это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.
Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, накоплений нераспределенной прибыли, целевых финансирований и поступлений. Собственный капитал отражен в первом разделе пассива баланса. Определения составных частей собственного капитала будут приведены в главе 15.
Целевое финансирование и поступление - это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.
Нераспределенная прибыль - это чистая прибыль, не распределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года формируется исходя из прибыли или убытка за отчетный год от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожара, аварии, национализации и т.п.) в случае их возникновения.
Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, другая - за счет обязательств организации перед другими организациями (физическими лицами, своими работниками (заемных средств)).
Обязательствами организаций являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.
Краткосрочные ссуды организация получает на срок до 1 года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные на срок от 1 года - на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и другие цели. Под кредиторской понимают задолженность данной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, - прочими кредиторами. Займы - это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года - долгосрочными.
Состав источников формирования имущества организации представлен на рис.2.
Рис. Источники формирования имущества организации.
Обязательства по распределению включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.
Хозяйственные процессы. Основными хозяйственными процессами промышленной организации являются процессы снабжения, производства и реализации продукции. Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных операций, содержанием которых являются движение средств, смена одной формы средств другой.
Например, при реализации готовой продукции средства предприятия меняют товарную форму на денежную.
У организации могут быть и другие хозяйственные операции (по ремонту основных средств, капитальному строительству и др.), однако основное содержание ее работы составляют процессы снабжения, производства и реализации продукции, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского учета.
2.3 Принципы бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет базируется на ряде принципов.
Принципы бухгалтерского (финансового) учета - универсальные положения, применяемые для решения практических задач. Они носят общий характер и являются основой построения концепции бухгалтерского учета. В настоящее время в отечественном бухгалтерском учете используются общепринятые в мировой практике принципы ведения учета.
Применяемые в международной практике ведения учета принципы можно разделить на две группы.
Первая группа - базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые хозяйствующим субъектом при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться. Такие базовые принципы принято называть допущениями. К ним относят:
имущественную обособленность хозяйствующего субъекта (принцип хозяйственной единицы). Каждый из них рассматривается в бухгалтерском учете в качестве обособленной хозяйственной единицы. Имущество и обязательства хозяйствующего субъекта существуют обособленно от имущества и обязательств собственников данной организации;
непрерывность деятельности. Данное допущение исходит из того, что хозяйствующий субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Предполагается, что у организации отсутствуют намерения и необходимость существенно сокращать или ликвидировать свою деятельность, изменять ее характер. Данное предположение важно, с одной стороны, для выбора способов оценки имущества, а с другой - для кредиторов. Они могут быть уверены, что обязательства организации будут погашаться в установленном порядке;
приоритет содержания над формой. Это допущение базируется на том, что факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должны отражаться не только исходя из правовой формы, но из экономического содержания и условий хозяйствования;
непротиворечивость. Данное допущение предполагает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число месяца, а также показателей отчетности данным синтетического и аналитического учета.
Вторая группа принципов - это основные принципы, означающие, что будут соблюдаться принятые правила организации и ведения бухгалтерского учета. Такие основные принципы принято называть требованиями. К ним можно отнести требования:
полноты. В бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции без всякого изъятия;
осмотрительности. Этот принцип означает, что в бухгалтерском учете должны с большей готовностью быть отражены расходы (потери) и пассивы, чем доходы и активы, не допуская создания скрытых резервов;
последовательности применения учетной политики. Данное требование означает, что выбранная учетная политика должна применяться в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта последовательно от одного отчетного периода к другому. Это позволит получать сравнимые отчетные показатели;
временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это требование предполагает, что хозяйственные операции следует относить к тому отчетному периоду, в котором они были произведены, не связывая со временем поступления или выплаты денежных средств по данным операциям;
рациональности. Оно заключается в экономном и эффективном ведении бухгалтерского учета в зависимости от условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Реализация указанных выше принципов непосредственно связана с разработкой условий построения учетного процесса и каждого хозяйствующего субъекта.
Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации предполагает:
государственное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое Правительством РФ, Министерством финансов РФ и другими ведомствами. Оно заключается в разработке общих принципов организации и ведения бухгалтерского учета, состава, содержания отчетности организаций, ведущих бухгалтерский учет. Постоянно повышается роль и значение бухгалтерского учета в информационном обеспечении как внешних, так и внутренних пользователей в контроле за рациональным использованием ресурсов;
аналитичность информации, позволяющую выявить влияние разных факторов на показатели хозяйственной деятельности;
динамичность организации бухгалтерского учета, которая делает его гибким и приспособленным к резко изменяющимся условия работы. Она направлена на совершенствование как методов и техники ведения учета, так и на совершенствование организации труда работников учета.
Бухгалтерский учет в Российской Федерации отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах учета и отчетности.
В соответствии с этим он регламентируется четырехуровневой системой документов.
Первый уровень системы документов - законодательные акты. В них отражается обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Основу системы документов первого уровня составляют Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Указы, "Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации".
Второй уровень - документы, содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Система документов первых двух уровней составляет законодательную и нормативную базу ведения бухгалтерского учета.
Третий уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета в организациях исходя из отраслевых особенностей, типа производства и других факторов. Система документов третьего уровня разрабатывается на базе документов первых двух уровней и не должна им противоречить.
Четвертый уровень - совокупность документов организации, раскрывающих ее учетную политику. Они разрабатываются организацией на основе документов первых трех уровней (рабочий план счетов, формы первичных документов, учетных регистров).
Исходя из организационно-технических особенностей каждая организация разрабатывает и утверждает для себя учетную политику, под которой понимается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика должна быть неизменной в течение длительного времени, своевременно доведена до налоговых органов и отвечать таким требованиям, как полнота, осмотрительность, рациональность, непротиворечивость, приоритет содержания над формой.
Под полнотой учетной политики понимается обеспечение отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций.
Осмотрительность означает применение способов учета, обеспечивающих большую готовность отражения в бухгалтерском учете потерь и пассивов, чем доходов и активов.
Приоритет содержания над формой предполагает при отражении хозяйственных операций ориентирование не только на правовую основу, но и экономическое содержание.
Рациональность - экономное ведение учета исходя из размеров хозяйствующего субъекта и масштабов его деятельности.
Непротиворечивость заключается в обеспечении тождества данных аналитического и синтетического учета, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
2.4 Метод бухгалтерского учета
Диалектический метод является одним из основных методов познания во многих отраслях знаний, в том числе экономических. Он служит основой научного мировоззрения во всех областях экономической науки. На его основе разработаны совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, использование которых позволяет регистрировать и обобщать отдельные факты хозяйственной жизни.
В бухгалтерском учете используются также дедуктивный и индуктивный методы исследований. Причем область применения последнего в учете намного шире. Это связано с тем, что в бухгалтерском учете сначала отражаются отдельные хозяйственные операции, а уже затем производится их группировка и обобщение.
Наряду с этими основополагающими методами в бухгалтерском учете есть свои специфические приемы и способы, обусловленные его особенностями. В связи с тем, что в учетном процессе различают последовательные этапы, состоящие из первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения, то каждому из этих этапов присущи свои задачи.
Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция счета, двойная запись, баланс, отчетность. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.
Кратко рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.
Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает документирование - первичная регистрация хозяйственных операций в момент и в местах их совершения с помощью документов при соблюдении определенных требований, в результате чего документ приобретает юридическую силу. Даже если операция зафиксирована на машинном носителе, то в последующем она должна быть оформлена в соответствии с унифицированной системой документации.
Таким образом, документирование - это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, в котором заполнены все реквизиты. Основными реквизитами документа являются: название документа, его номер, показатели, характеризующие документ, наименование организации, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию их расшифровка. Первоочередное требование к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного, текущего и последующего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы.
Однако ряд хозяйственных операций нельзя оформить документально в момент их совершения. Так, отдельные виды товарно-материальных ценностей имеют тенденцию к усушке, утруске, распылению и другим процессам, порождающим неизбежную естественную убыль. В других случаях потери, недостачи возможны из-за небрежности в работе материально-ответственных лиц, ошибок, обмана и т.п.; стихийных бедствий (пожара, наводнения и пр.). Выявление подобных фактов и оформление их в учете производится путем инвентаризации - проверки наличия имущества, обязательств и состояния расчетов и сопоставления фактических данных с учетными данными. Таким образом инвентаризация является продолжением документирования.
Инвентаризация позволяет через проверку в "натуре" материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.
Как было указано выше, основным измерителем в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости.
Таким образом, оценка представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования.
Фактическая себестоимость объектов учета определяется с помощью приема калькулирования, т.е. расчета всех элементов себестоимости. Сопоставление текущих издержек с конечными результатами производится с помощью оценки, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости.
Таким образом, калькулирование - расчет затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость.
Для процесса управления необходима информация о наличии и движении имущества и обязательств организации по отдельным их группам, видам и наименованиям. Для этих целей используется система счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения.
На каждый вид имущества и обязательств открывается отдельный счет. Различают два основных вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета имущества по их составу и размещению, пассивные - для учета источников по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая - кредит.
Хозяйственные операции на счетах отражаются способом двойной записи, обусловленной двойственностью самих хозяйственных процессов. Так, хозяйственная операция поступления денежных средств в кассу из банка (расчетного счета организации) одновременно отражается как оприходование денег в кассу и списание денег с расчетного счета. При этом сумма хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.
Таким образом, счета и двойная запись применяются для регистрации, текущей группировки и обобщения учетной информации об объектах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственной операцией.
Через счета и двойную запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности и выбору дальнейшей стратегии организации. Достигается эта цель через составление бухгалтерского баланса.
Бухгалтерский баланс включает остатки счетов на определенную дату - конец отчетного периода, которые образуют активы субъекта, его собственный и заемный капитал.
Его данные необходимы для контроля наличия, движения и структуры имущества организации и источников его формирования, для анализа финансового состояния и платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.
Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности находит отражение в отчетности. Ею пользуются как внутренние, так и внешние пользователи. Поэтому отчетность составляется по определенным правилам и стандартам.
Отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).
Таким образом, бухгалтерский баланс и отчетность являются способом итогового обобщения текущей учетной информации.
Рассмотренные элементы метода бухгалтерского учета и их связь с предметом бухгалтерского учета показана на приведенной ниже схеме (рис).
Как видно из схемы, отдельные элементы метода бухгалтерского учета применяются не изолированно, а в едином комплексе. Все они тесно связаны друг с другом, каждый из них использует предыдущие сведения или предоставляет данные, необходимые для последующей обработки. В то же время каждый из элементов метода бухгалтерского учета выполняет свою определенную функцию.
Содержание отдельных методов показывает, что объекты отражаются в бухгалтерском учете сплошным и непрерывным образом во временной связи. При этом выявляется взаимная зависимость между отдельными явлениями.
Метод бухгалтерского учета позволяет не только наблюдать, измерять многочисленные операции в процессе хозяйственной деятельности, но также и экономически обобщать полученные данные.
Посредствам метода бухгалтерского учета рассчитываются затраты, производимые при осуществлении тех или иных процессов, данные о которых необходимы для контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отражение и экономическое обобщение учитываемых объектов осуществляются в едином денежном измерении, без чего не возможно получение сводных данных о хозяйственной деятельности.
На основе вышеизложенного можно дать определение сущности метода бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета есть система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое обобщение и подсчет в денежном измерении объектов бухгалтерского учета.
Рисунок - Схема взаимосвязи предмета и метода бухгалтерского учета
2.5 Цель и основные задачи бухгалтерского учета
Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации. Классификация пользователей учетной информации приведена на рис. Информация, представляемая собственным пользователям, должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений по эффективному управлению предприятием, анализу его деятельности, для целей планирования, контроля, при принятии решений в нестандартных ситуациях и при выборе политики организации, при принятии инвестиционных решений и др.
Рис. Пользователи учетной информации.
В настоящее время основными документами, регламентирующими бухгалтерский учет являются Федеральный закон"О бухгалтерском учете", "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", что обеспечивает единство методологии бухгалтерского учета и отчетности в стране, порядок его ведения, составления и представления бухгалтерской отчетности. В этом Законе сформулированы следующие основные задачи бухгалтерского учета:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет является одной из важнейших функций управления (рис).
Бухгалтерский учет содержит в себе две составляющие:
1) финансовый учет,
2) управленческий учет.
Финансовым учетом является учет, направленный на формирование отчетной информации для сторонних пользователей, правила ведение финансового учета строго регламентированы законодательными и нормативными актами, формы отчетности и порядок ее представления также установлены нормативными актами.
Управленческий учет - это учет, который организация устанавливает для своих внутренних целей, для формирования учетной информации, требуемой при принятии управленческих решений.
Задачи бухгалтерского управленческого учета
Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием.
Основными задачами организации управленческого учета являются ориентация на достижение заранее определенной цели предпринимательства, необходимость обеспечения альтернативных вариантов решения поставленной задачи, участие в выборе оптимального варианта и в расчетах нормативных параметров его исполнения, ориентация на выявление отклонений от заданных параметров исполнения, интерпретация выявленных отклонений от заданных параметров исполнения, интерпретация выявленных отклонений и их анализ.
Со временем круг задач управленческого учета заметно расширился. В настоящее время выделяют следующие задачи учета для управления:
1. Регистрация затрат и представление отчетов, в том числе классификация, обобщение, предоставление и истолкование данных о затратах для заинтересованных пользователей;
2. Определение и оценка величины затрат по конкретным продуктам, услугам или местам формирования издержек, центрам ответственности;
3. Управление стоимостью и анализ затрат, т.е. представление данных о затратах в виде информации, пригодной для управленческого планирования и контроля, для использования ее управленческим персоналом при принятии решений.