Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы порядка составления бухгалтерской отчетности
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности в России
1.2 Виды, сроки и состав бухгалтерской отчетности
1.3 Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
Глава 2 Содержание бухгалтерской отчетности на примере ООО «Рос Азия»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Подготовка данных для составления бухгалтерской отчетности
2.3 Порядок заполнения форм отчетности на предприятии
2.4 Исправления выявленных искажений в учете
Заключение
Введение
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. Исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия. Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.
Глава 1 теоретические основы порядка составления бухгалтерской отчетности
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности в России
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (закон "о бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (план счетов, методические указания, комментарии). [6,7,8,15].
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1 уровень - законодательные акты, указы президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма министерства финансов РФ и других ведомств;
4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Основным актом первого уровня является федеральный закон "о бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. № 129-фз. [6]. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы также следует отнести гражданский кодекс РФ, федеральные законы "об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. № 208-фз, постановление правительства РФ "о программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6.03.1998 г. № 283 и др. [1,3,5].
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является министерство финансов РФ.
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются министерством финансов РФ и различными ведомствами.
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.
21 ноября 1996 г. Впервые в истории России был принят специальный федеральный закон "о бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений, последнее от 24.03.2003 г. № 67н.
Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать закон о бухгалтерском учете.
К настоящему времени разработано и введено 22 положения по бухгалтерскому учету, перечислим соответствующие нашей теме:
• "учетная политика организаций". Пбу 1/98, утверждено приказом минфина РФ от 9.12.1998 г. № 60н (в ред. От 30.12.1999г.);
• "бухгалтерская отчетность организации". Пбу 4/99, утверждено приказом минфина РФ от 6.07.1999 г. № 43н (в ред. От 30.12.1999 г.);
• "события после отчетной даты". Пбу 7/98, утверждено приказом минфина РФ от 25.11.1998 г. № 56н;
• "доходы организации". Пбу 9/99, утверждено приказом минфина РФ от 6.05.1999 г. № 32н (в ред. От 30.03.2001 г.);
• "расходы организаций". Пбу 10/99, утверждено приказом минфина РФ от 6.05.1999 г. № 33н (в ред. От 30.03.2001 г.);
• "учет расчетов по налогу на прибыль". Пбу 18/02, утверждено приказом Минфина РФ от 19.10.2002 г. № 114н. [15].
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности российской системы учета.
В системе нормативного регулирования план счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. Не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб плану счетов придается первостепенное значение.
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
С 1 января 2001 г. В России действуют новые план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утвержденные приказом министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н. [8].
План счетов 2001 г. Является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании плана счетов и инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с министерством финансов РФ вводить при необходимости в план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Укажем перечень основных нормативных документов третьего уровня согласно нашей теме:
• методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом министерства финансов РФ от 13.06. 1995 г. № 49);
• методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом министерства финансов РФ от 20.07.1998 г. № 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.03.2000 г. № 32н);
• методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом министерства финансов РФ от 28.12.2001 г. № 119н);
• методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утверждены приказом министерства финансов РФ от 28.06.2000 г. № 60н). [13].
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе.
Основными рабочими документами конкретной организации являются:
• документ по учетной политике предприятия;
• утвержденные руководителем формы первичных документов;
• графики документооборота;
• утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
1.2 Виды, сроки и состав бухгалтерской отчетности
В зависимости от вида деятельности, предприятия обязаны составлять месячную или квартальную отчетность и годовую обязательно с конце отчетного года на 31 декабря.
Квартальная сдается в течение 30 дней месяца, следующего за отчетным - органу государственной налоговой инспекции и органу государственной статистической отчетности.
Годовая сдается до 30 марта года, следующего за отчетным.
Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «о формах бухгалтерской отчетности организаций». [11]. Однако этим приказом Минфин России утвердил лишь примерные формы (в качестве образцов). Фирма имеет право вносить в них изменения. Но права предприятий небезграничны. Утверждая собственные формы бухгалтерской отчетности, они должны соблюдать определенные требования. Главное - сохранить принципы построения этих форм. Например, разрабатывая собственную "версию" баланса, фирма не вправе нарушать порядок расположения его статей. Их необходимо размещать по степени возрастания ликвидности (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и т.д.).
Если бухгалтер считает, что данных, указанных в типовых формах, для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении фирмы недостаточно, в бухгалтерскую отчетность можно включить те или иные дополнительные показатели.
Какие формы должны быть в составе бухгалтерской отчетности, также устанавливает Минфин России. Так, годовая бухгалтерская отчетность в себя включает:
- бухгалтерский баланс (форма № 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
- отчет об изменениях капитала (форма № 3);
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- аудиторское заключение (если фирма должна пройти обязательную аудиторскую проверку по закону);
- пояснительная записка.
Малые предприятия, не применяющие "упрощенку" и не обязанные проводить аудиторскую проверку, в составе годового отчета могут сдавать только две формы - бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
Несколько слов об общих требованиях, которые нужно выполнить при составлении отчета. В формах бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. Исправления допускаются, но их нужно заверить подписью главного бухгалтера и руководителя фирмы.
Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством российской федерации (п. 2 ст. 15 федерального закона «о бухгалтерской отчетности»).
Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 федерального закона "о бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю:
- организацией непосредственно;
- передана через представителя организации;
- направлена в виде почтового отправления с описью вложения;
- передана по телекоммуникационным каналам связи.
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается соответственно:
- дата фактической передачи по принадлежности организацией непосредственно;
- дата фактической передачи по принадлежности организацией через своего представителя;
- дата отправки почтового отправления с описью вложения;
- дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи.
Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления.
При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.
Однако на практике органы государственной статистики, инспекции федеральной налоговой службы РФ требуют от организаций представления отчетности на бумажных носителях, а, кроме того, и дискету с файлами, содержащими отчетные формы, или требуют приобретения специального программного обеспечения для представления отчетности на дискетах. Особенно "усердствует" федеральная налоговая служба, принуждая сдавать на дискетах как налоговую, так и бухгалтерскую отчетность.
С 2007 года предприятия практически принудительно заставляют отправлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи, или, говоря иначе, по электронной почте. Что конечно облегчает работу бухгалтера и имеет свои плюсы. При этом не надо ехать ни к получателю отчетности, ни на почту. Кроме того, и у получателей отчетности, и у почтового отделения установлены определенные часы работы или приемы, и не всегда они составляют полный рабочий день. Отчетность по e-mail можно отправлять вплоть до 24 часов последнего дня сдачи отчетности.
Недостатком данной формы представления отчетности является то, что "электронная" отчетность только тогда становится официальным документом, когда она заверена так называемой электронной цифровой подписью в соответствии с федеральным законом РФ n 1-фз от 10 января 2002 г. "об электронной цифровой подписи", так как на ней ни руководитель организации, ни главный бухгалтер не могут поставить своих собственноручных подписей. [4].
Кроме того, сдачу отчетности по электронной почте можно производить только имея специальное программное обеспечение - "средства электронной цифровой подписи", представляющие собой аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие возможность указания электронной цифровой подписи на отправляемой отчетности, а также заключив договор со специализированной организацией на обслуживание.
Актуальным остается вопрос и о том, не только как предоставить отчетность пользователю, но и на чем ее предоставить. Так, в соответствии с п. 6 ст. 13 "состав бухгалтерской отчетности" федерального закона "о бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях, или при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15 вышеназванного закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с федеральным законом № 1-фз от 10.01.2002 г. «об электронной цифровой подписи».
1.3 Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
Это документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты оценки и учета активов, обязательств и операций по их изменению.
Каждый стандарт состоит из следующих элементов: номер стандарта, его название, цели, сфера применения, порядок учета, основные определения, раскрытие информации, дата вступления в силу. Сфера применения стандарта определяет конкретные объекты учета, охватываемые соответствующим стандартом, а в некоторых случаях и круг охватываемых компаний.
В разделе "порядок учета" излагаются конкретные условия признания и оценки объектов учета, основные правила их учета и рекомендации по использованию некоторых правил.
В разделе "раскрытие информации" содержится состав информации, подлежащий раскрытию в финансовой отчетности по соответствующему стандарту.
МСФО не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер. Разрабатываются они комитетом международных стандартов финансовой отчетности. К настоящему времени разработано 38 МСФО.
Некоторые страны применяют МСФО практически без их изменения; другие страны (в том числе и Россия) принимают МСФО в качестве основы для разработки национальных стандартов, внося в них изменения соответственно национальным условиям (например, особенностям налоговых систем).
Комитет международных стандартов финансовой отчетности (к МСФО) является независимым органом частного сектора.
Российские организации, акции которых имеют международную котировку, и соответствующие компании европейского союза должны перейти на составление отчетности по МСФО, начиная с отчетности 2005 г.
Глава 2 Содержание бухгалтерской отчетности на примере ООО «Рос Азия»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
ООО «Рос Азия» учреждено в соответствии с гражданским кодексом российской федерации, федеральным законом «об обществах с ограниченной ответственностью» и иным законодательством российской федерации и республики Башкортостан, регулирующим деятельность хозяйственных обществ.
общество зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации Туймазинского района г. Туймазы №1097 от 07 июня 1996 г., по адресу: 452750, республики Башкортостан, г. Туймазы, ул. Мичурина 19 г.
Общество имеет в собственности оборудование, учитываемое на его балансе, может от своего имени приобретать неимущественные права и иные права.
Основными видами деятельности ООО «Рос Азия», согласно устава, являются:
- торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная);
- осуществление посреднической деятельности.
Бухгалтерский учет на ООО «Рос Азия» ведется с применением автоматизированной формы учета на ПЭВМ с помощью программы «1с: предприятие 7.7 - бухгалтерский учет 4.7». Записи в накопительные регистры (журналы-ордера, программные отчеты) производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а также для составления квартальной и годовой отчетности.
Для составления периодической и годовой бухгалтерской отчетности используются формы отчетности, рекомендованные министерством финансов РФ. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях с копейками, без округления.
Бухгалтерская отчетность предприятия представляется в сроки и по адресам, установленным статьей 15 федерального закона «о бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-фз:
Квартальная - в течение 30 дней месяца, следующего за отчетным - органу государственной налоговой инспекции и органу государственной статистической отчетности;
Годовая – до 30 марта года, следующего за отчетным.
Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1. Исходные данные для расчета основных показателей взяты из ф. № 1 и ф. № 2. (приложение а,б).
Основные показатели деятельности предприятия
Таблица 1.
№ П/п |
Показатель |
2007 год |
2007 год |
Измен. (+,-) |
1 | Выручка от продаж (без налогов) тыс.руб. | 11908 | 13754 | +1846 |
2 | Себестоимость товаров тыс.руб. | 10210 | 12033 | +1823 |
3 | Валовая прибыль | 1698 | 1721 | +23 |
4 | Коммерческие, управленческие расходы | 135 | 128 | -7 |
5 | Прибыль от реализации (продаж) | 1563 | 1593 | +30 |
6 | Прочие доходы | 5882 | 6629 | +747 |
7 | Прочие расходы | 5910 | 6675 | +765 |
8 | Прибыль до налогообложения тыс.руб. | 1535 | 1547 | +10 |
9 | Чистая прибыль тыс.руб. | 1146 | 1174 | +28 |
10 | Средняя стоимость ос тыс.руб. | 308 | 297 | -11 |
11 | Средняя стоимость мпз тыс.руб. | 3651 | 3788 | +137 |
12 | Рентабельность продукции (стр. 5/1) | 16,63 | 14,30 | -2,33 |
13 | Рентабельность производства (стр. 8/(10+11)) | 37,87 | 38,77 | +0,9 |
14 | Рентабельность продаж (стр. 5/1) | 13,13 | 11,58 | -1,55 |
Как видно из таблицы 1 общая картина на предприятии в 2007 году стабильная. Выручка от продажи увеличилась на 1846 тыс. Руб. Или 15,5%, расходы снизились на 7 тыс. Руб. Или на 5% и как следствие произошло увеличение чистой прибыли на 28 тыс. Руб. Или на 2,44%. А рентабельность продукции в 2007 году снизилась по отношению к 2005 году на 2,33 %, но в тоже время рентабельность производства увеличилась на 0,9%. То есть на каждый рубль, производственных ресурсов прибыль увеличилась.
2.2 Подготовка данных для составления бухгалтерской отчетности
Прежде чем составлять бухгалтерскую отчетность необходимо:
- провести инвентаризацию имущества и задолженностей фирмы;
- внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;
- провести реформацию баланса.
А теперь рассмотрим подробнее, как это нужно делать.
Инвентаризация имущества - это сверка того, что есть у бухгалтера на бумаге, с тем, что находится в офисе, на складе, в обособленном подразделении фирмы.
Инвентаризация финансовых обязательств - это сверка задолженностей, которые отражены в бухгалтерском учете, с данными договоров, актов сдачи-приемки, налоговыми декларациями и т.д.
Прежде всего, необходимо оформить приказ руководителя о проведении инвентаризации. Создается инвентаризационная комиссия. Членами комиссии могут быть работники администрации, бухгалтерской службы и другие специалисты, которые способны оценить состояние имущества и обязательств фирмы.
Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества фирмы. В регистрах учета должны быть следующие данные:
- дата и наименование той или иной хозяйственной операции;
- ее сумма;
- остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года.
Инвентаризационная опись (акт) - это документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида имущества оформляют свою форму. Например, при инвентаризации наличных денег - акт по форме № инв-15, товаров или материалов - опись по форме № инв-3 и т.д. [13].
Инвентаризацию имущества проводят с участием материально ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т.д.). С этих работников берут расписки в том, что поступившие ценности оприходованы, отпущенные - списаны и все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.
Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными. Фактическое наличие находящегося в организации имущества при инвентаризации проверяют путем подсчета, взвешивания, обмера.
Данные о товарах, материалах, полуфабрикатах и готовой продукции отражают в описи по форме № инв-3. В ней указывают их виды, группы, артикулы и сорта. Все ценности в присутствии членов комиссии пересчитывают, перемеривают, перевешивают. Опись составляют в двух экземплярах:
- один экземпляр передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости;
- второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность ценностей.
При проведении инвентаризации кассы надо руководствоваться порядком ведения кассовых операций в российской федерации, утвержденным решением совета директоров банка России от 22.09.1993 г. № 40. [14].
В процессе инвентаризации комиссия пересчитывает деньги в кассе и сверяет полученную сумму с данными кассовой книги. Кроме денег комиссия должна проверить сохранность денежных документов: ценных бумаг, почтовых марок, авиабилетов и т.д.
Ценные бумаги и бланки строгой отчетности нужно проверять по видам бланков (например, акции: привилегированные и обыкновенные, именные и на предъявителя) и с учетом их начальных и конечных номеров.
Для акта инвентаризации предусмотрен типовой бланк по форме № инв-15 «акт инвентаризации наличных денежных средств». В акте комиссия указывает, сколько наличных денег, ценностей и других документов (марок, чеков, чековых книжек, путевок, авиабилетов, ценных бумаг) находилось в кассе в момент проведения ревизии.
Главный бухгалтер фирмы должен указать в акте стоимость ценностей в кассе по данным бухгалтерского учета. Здесь же указывают номера последнего на дату ревизии приходного и расходного кассовых ордеров. Оборотную сторону акта заполняют, если во время ревизии комиссия обнаружила недостачу или излишки ценностей. Строку «объяснение причин излишков и недостач» заполняет работник, ответственный за сохранность ценностей (кассир).
Если в результате инвентаризации была выявлена недостача, руководитель может принять следующее решение:
- удержать сумму недостачи с материально ответственного лица;
- списать недостачу за счет средств организации (если в недостаче нет вины кассира). Решение руководителя фиксируют на оборотной стороне акта.
Иногда кассиры или руководители фирмы хранят в кассе свои личные сбережения или другие ценности. В таких случаях имейте в виду, что не только недостача, но и излишек денег является нарушением порядка ведения кассовых операций. Такие излишки, выявленные при инвентаризации, должны быть изъяты комиссией и оприходованы.
Результаты инвентаризации займов, кредитов, задолженности перед контрагентами отражают в едином акте по форме № инв- 17. Комиссия проводит инвентаризацию на основании договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов и т.д. Комиссия должна определить сроки возникновения дебиторской и кредиторской задолженности и возможность ее погашения.
Срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности. Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то ее надо списать с баланса фирмы по приказу руководителя.
К акту прикладывают справку. В справке отражают: реквизиты каждого дебитора или кредитора организации, причину и дату возникновения задолженности, сумму задолженности.
После инвентаризации оформленные описи и акты передают в бухгалтерию фирмы. Если по ним есть расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и остатками по данным бухгалтерского учета, то суммы отклонений заносится в сличительные ведомости.
Для этих ведомостей предусмотрены типовые формы. По каждому виду ценностей форма своя. Например, в форме № инв-18 указывают результаты инвентаризации основных средств, в форме № инв-19 - товарно-материальных ценностей и т.д.
Сличительные ведомости составляют в двух экземплярах:
- один экземпляр остается в бухгалтерии;
- второй экземпляр передается работнику, ответственному за сохранность данного вида ценностей.
Объекты, которые не числятся в учете, записываются с описи и оцениваются по современной стоимости воспроизводства. Комиссия восполняет недостающие сведения в инвентаризационных описях. Данные инвентаризации сличают с данными учета (инвентарными карточками) путем сопоставления. При обнаружении не отраженных в учете ценностей, увеличивающих стоимость ценностей, или частичной ликвидации, уменьшающей первоначальную стоимость ценностей, комиссия составляет акт и определяет сумму увеличения или уменьшения стоимости объекта. Излишки приходуются как ранее не учтенные ценности.
Основная задача инвентаризации - выяснить, совпадают ли данные бухгалтерского учета с фактическим наличием тех или иных ценностей (суммой задолженностей), чтобы обеспечить достоверность данных отчетности.
Проверить нужно не только имущество, которое принадлежит фирме. Инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, права собственности на которые у фирмы нет (например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку, и т.д.).
Дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером. Обычно ее проводят по состоянию на 1 октября или 1 декабря отчетного года. К этому сроку бухгалтер должен успеть подготовить документы для инвентаризационной комиссии, и у него будет время, чтобы внести исправления в учет до сдачи годового баланса.
Выявленные излишки тех или иных ценностей (основных средств, материалов, товаров и т.д.) Приходуют и отражают на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Такое имущество учитывают по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.
Для этого делают проводки:
Дебет 01 (04) кредит 91-1 ∑ - 25000 руб.
- оприходовано основное средство (нематериальный актив), выявленное в процессе инвентаризации (по рыночной стоимости с учетом амортизации);
Дебет 10 (41) кредит 91-1 ∑ - 3000 руб.
- оприходованы излишки материалов (товаров) по рыночным ценам;
Дебет 50 кредит 91-1 ∑ - 1200 руб.
- оприходована денежная наличность (денежные документы), выявленные в результате инвентаризации.
Стоимость недостающего имущества прежде всего списывают на счет 94 «недостачи и потери от порчи ценностей». Для этого делают записи:
При недостаче основных средств
Дебет 02 кредит 01 ∑ - 130 руб.
- списана амортизация по недостающим основным средствам;
Дебет 94 кредит 01 ∑ - 1000 руб.
- списана остаточная стоимость недостающих основных средств;
При недостаче нематериальных активов
Дебет 05 кредит 04 ∑ - 540 руб.
- списана амортизация недостающих нематериальных активов;
Дебет 94 кредит 04 ∑ - 5000 руб.
- списана остаточная стоимость нематериальных активов;
При недостаче материальных ценностей
Дебет 94 кредит 10 (41) ∑ - 6700 руб.
- отражена недостача материалов (товаров);
При недостаче денег в кассе
Дебет 94 кредит 50 ∑ - 100 руб. - отражена недостача денег в кассе.
Недостачу ценностей в пределах норм естественной убыли списывается на счета по учету расходов. Сделать это нужно по приказу руководителя фирмы. Эту сумму можно учесть при налогообложении прибыли. Недостачу сверх норм списывают на тех лиц, которые в ней виновны. Если виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то сумму недостачи включают в состав прочих расходов.
Списание недостач, обнаруженных при инвентаризации, отразите проводками:
Дебет 20 кредит 94 ∑ - 2000 руб.
- списана недостача в пределах норм естественной убыли;
Дебет 73 кредит 94 ∑ - 2000 руб.
- списана недостача сверх норм на виновных в ней лиц;
Дебет 91-2 кредит 94 ∑ - 5000 руб.
- списана недостача сверх норм естественной убыли при отсутствии виновников (или если во взыскании с них недостачи отказано судом).
Пример
В феврале 2008года бухгалтер при проведении проверки счетов обнаружил, что в августе 2007 года была занижена сумма расходов по аренде помещения. Договорная стоимость аренды составляла 118 000 руб. (в т. Ч. Ндс - 18 000 руб.). В учете расходы по аренде были отражены лишь в сумме 50 000 руб., а ндс по ним - в сумме 9000 руб.
Годовая отчетность ООО «Рос Азия» еще не утверждена и не была сдана в налоговую инспекцию. Поэтому все исправления будем вносить 31 декабря 2007 года.
Исправления сделали такие:
Дебет 26 кредит 60 ∑ - 50 000 руб. - сторнированы расходы по аренде;
Дебет 19 кредит 60 ∑ - 9000 руб.
- сторнирован выделенный НДС по расходам на аренду;
Дебет 68 субсчет "расчеты с бюджетом по НДС" кредит 19
- 9000 руб. - сторнирована проводка по принятию к вычету НДС;
Дебет 26 кредит 60 ∑ - 100 000 руб. - учтены расходы по аренде;
Дебет 19 кредит 60 ∑ - 18 000 руб. - учтена сумма НДС;
Дебет 68 субсчет "расчеты с бюджетом по НДС" кредит 19
- 18 000 руб. - налог принят к вычету.
Реформация баланса - это списание прибыли (убытка), полученной фирмой за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете будет отражена последняя хозяйственная операция фирмы.
Операция по реформации баланса состоит из двух этапов:
- закрывают счета, на которых в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности фирмы. Это счета 90 "продажи" и 91 "прочие доходы и расходы";
- включают финансовый результат, полученный фирмой за прошедший год, в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.
В бухгалтерском учете доходы и расходы могут быть нескольких видов:
- по обычным видам деятельности - счет 90 "продажи";
- прочие, которые учитывают на счете 91 "прочие доходы и расходы".
Финансовый результат по обычным видам деятельности отражают на счете 90 "продажи". В соответствии с планом счетов к нему открывают субсчета:
- 90-1 "выручка";
- 90-2 "себестоимость продаж";
- 90-3 "налог на добавленную стоимость";
- 90-7 "расхода на продажу";
- 90-8 "управленческие расходы";
- 90-9 "прибыль/убыток от продаж".
Рассмотрим на примере ООО "Рос Азия".
В 2007 году ООО «Рос Азия» получило выручку от продажи товаров в сумме 16229 тыс. Руб. НДС – 2476 тыс. Руб. Себестоимость проданных товаров составила 12033 тыс. Руб. Расходы на продажу товаров – 48 тыс. Руб. Управленческие расходы – 80 тыс. Руб.
Сделаны проводки:
Дебет 62-1 кредит 90-1 - 16229 тыс. Руб.
- отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 90-3 кредит 68 субсчет "расчеты по НДС" - 2476 тыс. Руб.
- начислен НДС;
Дебет 90-2 кредит 40 - 12033 тыс. Руб.
- списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-7 кредит 44 - 48 тыс. Руб. - списаны расходы на продажу;
Дебет 90-8 кредит 44 - 80 тыс. Руб. - списаны управленческие расходы;
Дебет 90-9 кредит 99 - 1592 тыс. Руб. (16229 - 2476 - 12033 – 48 - 80)
- отражена прибыль от продаж.
31 декабря 2007 года закрываем все субсчета к счету 90. Для этого нужно сделать проводки:
Дебет 90-1 кредит 90-9 - 1180 000 руб.
- закрыт субсчет 90-1 по окончании года;
Дебет 90-9 кредит 90-2 - 12033 тыс. Руб.
- закрыт субсчет 90-2 по окончании года;
Дебет 90-9 кредит 90-3 - 2476 тыс. Руб.
- закрыт субсчет 90-3 по окончании года;
Дебет 90-9 кредит 90-7 - 48 тыс. Руб.
- закрыт субсчет 90-7 по окончании года;
Дебет 90-9 кредит 90-8 - 80 тыс. Руб.
- закрыт субсчет 90-8 по окончании года;
Учет операционных и внереализационных доходов и расходов вели на счете 91 "прочие доходы и расходы".
С 4 квартала 2007 года при составлении отчетности понятия операционные и внереализационные доходы и расходы исключено, теперь существует разделение на прочие доходы и расходы.
К счету 91 открывают следующие субсчета:
- 91-1 "прочие доходы";
- 91-2 "прочие расходы";
- 91-9 "сальдо прочих доходов и расходов".
После того как были закрыты субсчета к счету 90, нужно закрыть все субсчета, открытые к счету 91 "прочие доходы и расходы".
Покажем это на примере.
В 2007 году ООО "Рос Азия" осуществляло расчеты с поставщиками с помощью векселей, реализовало материалы, пользовалось услугами банка, оплачивало налоги и т.д.
В итоге в конце года на счете 91-1 собралась сумма:
- вексель – 5502 тыс. Руб.;
- реализованные материалы – 1316 тыс. Руб.;
- дебиторская задолженность – 11 тыс. Руб.
На счете 91-2:
- услуги банка – 34 тыс. Руб.;
- векселя – 5502 тыс. Руб.;
- налоги - 8 тыс. Руб.;
- кредиторская задолженность – 9 тыс. Руб.;
- себестоимость материалов – 896 тыс. Руб.;
- НДС – 201 тыс. Руб.;
- убытки прошлых лет – 226 тыс. Руб.
31 декабря 2007 года необходимо закрыть все субсчета к счету 91. Для этого нужно сделать проводки:
Дебет 91-1 кредит 91-9 - 6829 тыс. Руб.
- закрыт субсчет 91-1 по окончании года;
Дебет 91-9 кредит 91-2 - 6876 тыс. Руб.
- закрыт субсчет 91-2 по окончании года.
Каждый квартал определялся финансовый результат, сопоставляя обороты по счетам 90 и 91. Этот результат списывался на счет 99 "прибыли и убытки". По данным 2007 года получаем:
Результат от обычных видов:
Дебет 90-9 кредит 99 - ∑ - 1592 тыс. Руб. - прибыль от обычных видов деятельности.
Результат от прочих видов деятельности:
Дебет 99 кредит 91-9 - ∑ - 46 тыс. Руб. - убыток от прочих видов деятельности.
Также на счете 99 "прибыли и убытки" отражают начисление налога на прибыль, а также штрафы за налоговые правонарушения.
Дебет 99 кредит 68 ∑ - 279 тыс. Руб. - начислен налог на прибыль.
В результате в нашем случае на счете 99 образуется кредитовое (прибыль). Это сальдо списывают последней записью отчетного года. Для этого делают проводку:
Дебет 99 кредит 84 ∑ - 1267 тыс. Руб.
- списана чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года;
2.3 Порядок заполнения форм отчетности на предприятии
После проведения реформации баланса и закрытия всех счетов можно приступать к заполнению отчетности. Исходные данные для заполнения берут из оборотно-сальдовой ведомости, составленной за год. Правила оценки статей баланса установлены положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и инструкциями по составлению бухгалтерской отчетности. Так как предприятие является малым, то ооо "росазия" имеет право сдавать бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2), другие формы сдавать не нужно. Рассмотрим, как это делается на конкретном примере за 2007 год. (приложения а,б.).
Бухгалтерский баланс (форма № 1)
Раздел I Внеоборотные активы
В этом разделе нужно отразить стоимость внеоборотных активов по состоянию на 31 декабря 2007 года.
По строка 110 баланса показывают остаточную стоимость имущества, которое учитывается на счете 04 "нематериальные активы". Для этого из суммы остатка по счету 04 вычтите остаток по счету 05 "амортизация нематериальных активов".
По этой строке 120 отражается стоимость имущества, которое учитывается на счете 01 "основные средства". В балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости, то есть за минусом начисленной амортизации.
по строке 130 баланса отражаются расходы, которые относятся к незавершенным капитальным вложениям.
Указанные расходы учитывают на счетах 07 "оборудование к установке", 08 "вложения во внеоборотные активы", а также на счете 60 субсчет "расчеты по авансам выданным" в сумме авансов на капвложения. В строке 130 отражают дебетовое сальдо по состоянию на конец года.
В строке 140 баланса указывают приобретенные фирмой акции, облигации, финансовые векселя и другие ценные бумаги. К бухгалтерскому учету финансовые вложения принимают по первоначальной стоимости.
По строке 145 "отложенные налоговые активы" учитывают на одноименном счете 09. Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов и доходов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.
Раздел II. Оборотные активы
В строке 211 "сырье, материалы и другие аналогичные ценности" - отражается стоимость сырья, материалов, комплектующих и запасных частей, топлива, тары и прочих запасов. Материалы отражают в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости (то есть в сумме фактических затрат на их приобретение).
Строка 212 "животные на выращивании и откорме", указанную строку баланса заполняют в основном предприятия животноводства и птицеводства.
Строка 213 "затраты в незавершенном производстве" - по этой строке баланса отражают дебетовое сальдо, не списанное на отчетную дату, по счетам бухгалтерского учета 20,21,23,29,44.
Строка 214 "готовая продукция и товары для перепродажи" - по этой строке показывают фактическую или нормативную (плановую) себестоимость готовой продукции на счете 43 "готовая продукция", не проданной на отчетную дату. Также по этой строке отражают стоимость нереализованных товаров, приобретенных для перепродажи и учтенных на счете 41 "товары".
строка 216 "расходы будущих периодов" - по этой строке отражают затраты, понесенные фирмой в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам. К ним относятся расходы на ремонт основных средств, если он производится неравномерно в течение года; покупку бухгалтерских и других аналогичных программ; лицензии для осуществления определенного вида деятельности; сертификацию продукции и др.
Сумму расходов будущих периодов учитывают по дебету одноименного счета 97. В балансе по строке 216 укажите дебетовое сальдо по этому счету, не погашенное по состоянию на конец года.
Строка 220 "налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" указывают сумму входного НДС по полученным от поставщиков, но не оплаченным товарам (работам, услугам).
Строки 230 и 240 "дебиторская задолженность..." - по строкам 230 и 240 отражается задолженность, не погашенную на отчетную дату.
Таким образом, в этих строках баланса должны быть указаны дебетовые сальдо по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75 и 76.
В строке 230 указывают дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Это долгосрочная дебиторская задолженность.
В строке 240 - дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты. Это краткосрочная дебиторская задолженность.
Строка 250 "краткосрочные финансовые вложения" - по строке 250 отразите вложения фирмы в акции, облигации и другие ценные бумаги, осуществленные на срок не более одного года.
Строка 260 "денежные средства" - по строке 260 баланса необходимо указать денежные средства фирмы по состоянию на 31 декабря 2007 года по счетам 50, 51, 52, 55, 57.
Раздел III. Капитал и резервы
Строка 410 "уставный капитал" - по строке 410 бухгалтерского баланса необходимо указать сумму уставного капитала вашей фирмы. Она должна соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах и по кредиту счета 80 "уставный капитал".
Строки 411,420, 430 заполняются, если на предприятии создаются данные виды капитала.
Строка 470 "нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - по строке 470 указывается сумму нераспределенной прибыли фирмы по состоянию на 31 декабря 2007 года. Причем имеется в виду, как прибыль прошлых лет, так и прибыль отчетного (то есть 2007-го) года.
Раздел IV. Долгосрочные обязательства
Строка 510 "займы и кредиты" - по строке 510 отражают остаток кредитов и займов, которые ваша фирма получила на срок более года и не вернула по состоянию на 31 декабря 2007 года.
Строка 515 "отложенные налоговые обязательства" - в этой строке нужно указать кредитовое сальдо по счету 77 "отложенные налоговые обязательства", не списанное по состоянию на 31 декабря 2007 года.
Раздел V. Краткосрочные обязательства
Строка 610 "займы и кредиты" - в этом разделе баланса указывают остаток заемных средств, которые фирма получила на срок не более года и еще не вернула по состоянию на 31 декабря 2007 года.
Строка 620 "кредиторская задолженность" - в строку 620 вписывают общую сумму кредиторской задолженности фирмы, не погашенную по состоянию на 31 декабря 2007 года. В балансе приводят ее расшифровку.
Так, отдельно указывают задолженность:
- перед поставщиками и подрядчиками (строка 621);
- перед персоналом фирмы (строка 622);
- перед государственными внебюджетными фондами (строка 623);
- по налогам и сборам (строка 624);
- перед прочими кредиторами (строка 625).
Строка 630 "задолженность перед участниками по выплате доходов" - по строке 630 указывают задолженность фирмы перед учредителями по начисленным, но не выплаченным дивидендам, а также процентам по ценным бумагам, выпущенным организацией, не погашенную по состоянию на 31 декабря 200 года, по кредиту счета 75 "расчеты с учредителями" субсчет 2 "расчеты по выплате доходов".
Строка 640 "доходы будущих периодов" - по строке 640 баланса указывают доходы, полученные фирмой в 2007 году, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Такие доходы учитывают по кредиту счета 98 "доходы будущих периодов".
Строка 650 "резервы предстоящих расходов". Единовременное списание крупных расходов приведет к резкому увеличению себестоимости и может стать причиной убытка. Для равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу создаются резервы предстоящих расходов. Суммы этих резервов, не использованных или не списанных на конец года, отразите по строке 650 баланса.
Такие резервы учитывают по кредиту счета 96 "резервы предстоящих расходов и платежей". В балансе берут кредитовое сальдо этого счета по состоянию на 31 декабря 2007 года.
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
Раздел. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
Строка 010 "выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг..." - по этой строке показывают доходы, полученные от обычных видов деятельности фирмы. Такими доходами считают: выручку от продажи продукции (товаров); поступления, связанные с выполнением работ или оказанием услуг.
Доходы отражают по кредиту счета 90-1 "выручка". Для определения выручки из общей суммы доходов вычитают НДС и аналогичные обязательные платежи.
Строка 020 "себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" - в этой строке указывают сумму расходов по обычным видам деятельности фирмы. Здесь отражают только те расходы, которые связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) в отчетном периоде.
Строка 029 "валовая прибыль" - по этой строке отчета о прибылях и убытках указывают валовую прибыль фирмы. Ее рассчитывают как разницу между показателями строк 010 "выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг" и 020 "себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".
Строка 030 "коммерческие расходы" - производственные фирмы по этой строке отражают затраты по сбыту продукции (работ, услуг). Торговые фирмы по строке 030 отражают сумму издержек обращения. Они также учитываются по дебету счета 44 "расходы на продажу".
Строка 040 "управленческие расходы" - по этой строке отражаются общехозяйственные расходы фирмы.
В строке 050 "прибыль (убыток) от продаж" необходимо указать разницу между строкой 010 и строками 020 "себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг", 030 "коммерческие расходы", 040 "управленческие расходы".
Раздел. Прочие доходы и расходы - в состав прочих включите все доходы и расходы фирмы, которые не относятся к ее обычному виду деятельности.
В этом разделе отчета о прибылях и убытках указывают:
- строка 060 проценты к получению (например, по займам, которые ваша фирма выдала другим предприятиям);
- строка 070 проценты к уплате (например, по займам, которые получила ваша фирма);
- строка 080 доходы от участия в других фирмах (например, дивиденды);
- строки 090 и 100 прочие доходы и расходы (например, от продажи основных средств или материалов);
Раздел. Прибыль (убыток) до налогообложения - по данным этого раздела отчета о прибылях и убытках определяют сумму налога на прибыль, которую должна начислить ваша фирма по итогам работы за отчетный год.
Строка 140 "прибыль (убыток) до налогообложения" - в этой строке определяют финансовый результат (прибыль или убыток) до налогообложения, который фирма получила за год по данным бухгалтерского учета.
Строка 141 "отложенные налоговые активы" - эту строку заполняется в соответствии с пбу "расчеты по налогу на прибыль" (пбу 18/02).
Строка 142 "отложенные налоговые обязательства" - эту строку заполняют в соответствии с пбу 18/02.
Строка 150 "текущий налог на прибыль". Значение этой строки должно совпадать с суммой налога на прибыль, начисленной к уплате в бюджет за 2007 год и показанной в декларациях.
Строка 190 "чистая прибыль (убыток) отчетного года". Показатель строки 190 рассчитайте так:
│строка 190 = │строка 140 │ │строка 141│ │строка 142│ │строка 150│
│"чистая │ = │"прибыль │ + │"отложен- │ + │отложенные│ - │"текущий │
│прибыль │ │(убыток) до │ │ные нало-│ │налоговые │ │налог на │
│(убыток) │ │налогообложе-│ │говые ак- │ │обяза- │ │прибыль" │
│отчет.периода│ │ния" │ │тивы" │ │тельства" │ │ │
└─────────────┘ └─────────────┘ └──────────┘ └──────────┘ └──────────┘
2.4 Исправления выявленных искажений в учете
События после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности в том случае, если они признаются организацией существенными, т.е. Без знания о них пользователь информации не может достоверно оценить финансовое состояние организации, движение денежных средств и результаты деятельности организации.
События после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности либо путем уточнения данных о существующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации, либо путем раскрытия соответствующей информации. При этом последствия событий после отчетной даты подлежат оценке в денежном выражении путем составления соответствующего расчета.
Ошибок при заполнении бухгалтерской отчетности лучше всего не допускать, так как внести исправления в нее уже нельзя. Федеральный закон "о бухгалтерском учете" не предусматривает возможности сдать уточненную бухгалтерскую отчетность, в отличие от налоговой отчетности.
В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены.
При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.
В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.
Таким образом, в любом случае все исправления нужно делать в том периоде, когда ошибка обнаружена, "задним числом" исправления делать нельзя.
При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) Или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, уменьшение капитала, направление использования денежных средств, выбытие основных средств и пр.).
В то же время, если в течение 90 дней, отведенных федеральным законом "о бухгалтерском учете" на формирование годовой бухгалтерской отчетности, в отчитывающейся организации происходят события, требующие корректировки полученных финансовых результатов в связи с тем, что они квалифицируются согласно пбу 7/98 "события после отчетной даты" как события, произошедшие после отчетной даты, соответствующие бухгалтерские записи не могут считаться исправлением ошибок, а только соблюдением требования осмотрительности. [15].
При наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, производится сторнировочная запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете отчетного периода. Одновременно в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, осуществляется обычная запись, отражающая это событие.
Заключение
Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.
Финансовый учет и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России в настоящее время все большие приближается к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета.
Использование в анализе неполных или искаженных данных может нанести вред больший, чем их отсутствие. Известно, что существует значительное количество приемов и способов искажения (приукрашивания) отчетности. Так, простой прием взаимозачета статей актива и пассива по таким статьям, как "расчеты с покупателями и заказчиками", "расчеты с поставщиками и подрядчиками", "расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", позволяет исказить значение коэффициентов ликвидности.
Суть таких искажений связана с искусственным уменьшением объема обязательств, с одной стороны, и необоснованным занижением риска неплатежей дебиторов, с другой. Наличие или отсутствие таких искажений не может быть установлено пользователем бухгалтерской отчетности, не имеющим доступа к внутренним данным учета. Очевидно, что они могут быть выявлены только аудитором.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным в ПБУ 4/99 “бухгалтерская отчетность организации” требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов она должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:
• полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
• полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;
• осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;
• правильная оценка статей баланса.
По данным бухгалтерской отчетности делается анализ финансового состояния предприятия, рассчитываются показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Если у предприятия обнаруживаются плохие показатели ликвидности, но финансовая устойчивость им не потеряна, то у предприятия есть шансы выйти из затруднительного положения.
Финансовая устойчивость предприятия определяется воздействием не только внутренних факторов (состоянием активов предприятия, их оборачиваемостью, структурой источников формирования этих активов), но и внешних (государственной, бюджетной и налоговой политик, процентной и амортизационной политик, состоянием рынка и т.д.).
Публикация результатов финансового анализа в виде отчетов показывает инвесторам и акционерам результаты работы предприятия за отчетный период времени и тенденции роста прибыли и развития предприятия на следующий год, и служат хорошим рекламным материалом для привлечения новых инвесторов.