СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Учет расчетов с бюджетом по региональным налогам
1.1. Место региональных налогов в налоговой системе России, порядок налогообложения
1.2 Нормативно-правовое обеспечение учета расчетов по налогам в Российской Федерации
1.3. Теоретические основы организации расчетов по налогам и сборам
2. Учет расчетов по региональным налогам на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ОКБ по теплогенераторам»
2.2. Организация системы бухгалтерского учета на предприятии
2.3. Учет расчетов с бюджетом по региональным налогам на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам»
3. Основные проблемы налогообложения предприятия ООО «ОКБ по теплогенераторам»
3.1. Налоговое планирование на уровне предприятия
3.2. Описание возможностей работы в программном комплексе «Налогоплательщик ЮЛ» с набивкой декларации по налогу на имущество.36
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Одна часть прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении их доли в использовании прибыли. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли, большую роль в этом играют налоговые платежи. Этот процесс имеет крайне важное значение, поскольку оптимизация налогообложения позволяет своевременно выявить финансовые резервы для их капитализации. Оптимизация налоговых платежей зависит от тяжести налогового бремени и обоснованности претензий со стороны налоговых администраций. Существенную роль играет общее состояние бюджетно-налогового и финансового регулирования экономики, осуществляемого государством. И здесь в полной мере встает задача грамотного и законного в правовом отношении уменьшения налогового бремени для каждого налогоплательщика. Можно выделить следующие возможные пути оптимизации объемов налоговых платежей:
- выбор соответствующей организационно-правовой формы;
- использование возможностей хозяйственных договоров (комбинирование);
- грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета;
- использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.
Несомненно проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.
Предмет исследования в данной работе – процесс организации учета по региональным налогам. Объект исследования – ООО «ОКБ по теплогенераторам».
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы – систематизируя теоретические основы практики бухгалтерского учета, рассмотреть сущность организации учета расчетов с бюджетом по региональным налогам. Исходя из цели, сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов с бюджетом по региональным налогам.
2. Оценить организацию учета расчетов с бюджетом по региональным налогам на исследуемом предприятии.
3. Выявить основные проблемы налогообложения предприятии.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Н.П.Кондракова, А.Д.Шеремета, Т.Ф.Юткиной и др.
Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета и аудита. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по бухгалтерскому учету, аудиту, налогообложению, налоговому менеджменту, монографии и научные статьи в периодических изданиях.
1. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ
1.1 Место региональных налогов в налоговой системе России, порядок налогообложения
Действующая в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие налогообложение, были приняты Верховным Советом в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе ее пересмотра в 1999-2001 гг., когда вступили в действие первая часть Налогового кодекса РФ (с 01.01.99) и четыре главы второй части Налогового кодекса РФ (с 01.01.01) [13. с. 3-7].
Налоговая система любого государства представляет собой:
- во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
- во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;
- в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты [6. с. 63-79].
С известной долей условности первый из аспектов может быть назван системой налогов, второй - системой налогового законодательства, а третий - институциональной системой налогообложения. Все они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов, не рассматривая законодательство и подзаконные нормативные акты, а последние - вне зависимости от институтов, которые их принимают и администрируют.
Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных налогов, региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов [4. с. 30-39].
К федеральным налогам Российской Федерации относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие.
К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и округов относят налог на имущество предприятий, транспортный налог и другие.
К местным налогам и сборам относят налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, налог на рекламу и ряд других [2].
Основным налоговым источником доходов консолидированного бюджета России является НДС. За счет его поступлений формируется более 28% налоговых доходов бюджетной системы. Для федерального бюджета его роль еще значительнее - более 43%. Второй по значимости и масштабам поступлений для консолидированного бюджета - налог на прибыль (его доля чуть менее 22%). В доходах федерального бюджета налог на прибыль играет не столь значимую роль (чуть менее 16%), а вот в доходах бюджетов субъектов Федерации его роль значительная - 28%.
На третьем месте по значимости и объемам поступлений - подоходный налог с физических лиц (с 2001 г. - налог на доходы физических лиц) - чуть менее 12%. Этот налог играет весьма существенную роль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации - на его долю приходится почти 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы. Таможенные пошлины формируют более 8% доходов консолидированного бюджета и более 16% доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов Федерации средства от этого вида налоговых платежей не поступают.
Для бюджетов субъектов Федерации весьма значимы поступления налогов на имущество. Их доля в общей сумме налоговых доходов этой части бюджетной системы - 10%. Доля налогов на имущество в доходах консолидированного бюджета скромнее - всего 5%. Платежи за пользование природными ресурсами играют относительно незначительную роль в формировании доходов бюджетной системы. За счет поступлений от них формируется всего 3% доходов консолидированного бюджета, а в доходах бюджетов субъектов Федерации — около 5%.
Таким образом, в рамках российской налоговой системы доминируют косвенные налоги (12,2% ВВП). Доля прямых налогов ощутимо ниже — всего 8,9% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, зиждется на косвенных налогах (почти 80% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 59% [11. с. 78].
В данной работе рассматриваются налоги, относящиеся к региональным, а именно: транспортный налог и налог на имущество организаций. Рассмотрим более подробно их экономическую сущность и порядок исчисления.
Налогообложение недвижимости — перспективное направление развития российских налогов на имущество и земельного налога.
Налог на имущество юридических лиц характеризуется многими учеными и практиками как трансформированная форма платы за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств (введенная реформой 1965 г. и упраздненная с переходом к рыночным формам хозяйствования). Такое суждение основано на некоторой схожести их налогооблагаемой базы — суммы запасов и затрат предприятии. Несмотря на это, налог на имущество предприятий следует считать новым явлением во взаимоотношениях предприятий с государством. Новизна этого платежа в бюджет заключается не только в том, что он носит налоговый характер. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования: рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путей стабилизации финансового состояния.
Налог на имущество юридических лиц занимает в настоящее время центральное место в системе имущественного налогообложения России. Однако в доходных источниках бюджета он не играет существенной роли. Темпы поступлений налога в бюджет за период с 2003 по 2006 г. не были стабильными, напротив, доля поступлений налога на имущество в общей сумме доходов бюджета снизилась на 1,1%. Это связано в первую очередь с неотработанностью методических положений по переоценке основных фондов. Балансовая стоимость основных средств и другого имущества, числящегося на балансе предприятий и организаций, принимаемая к расчету налогооблагаемой базы по налогу на имущество, на несколько порядков ниже рыночной стоимости. В результате рост цен в большей степени сказывается на приросте общей суммы доходов бюджета, ибо эти доходы складываются из налогов с прибыли и выручки. Поэтому доходы бюджета растут опережающими темпами по сравнению с ростом поступлений в бюджет налога на имущество.
Система имущественного налогообложения, сложившаяся к настоящему времени в большинстве стран мира, отличается от российской системы. Эти отличия не только в механизмах формирования налогооблагаемой базы, но и в том, что в состав зарубежных имущественных налогов включен земельный налог. В нашей стране земельный налог отнесен к ресурсным платежам рентного характера и включен в систему местного налогообложения. Это объясняется тем, что в российском законодательстве земля не является пока объектом свободной купли-продажи, окончательно не принята частная форма собственности на землю, не проведена кадастровая оценка всех земельных площадей, не решен целый ряд правовых проблем владения, распоряжения, пользования земельными участками.
В результате земля, хотя и является имущественным фактором создания стоимости, она как таковая не включается в состав недвижимости, учитываемой на балансе предприятий в целях налогообложения. Из этого следует, что до тех пор, пока не будут сняты проблемы правового регулирования земельных отношений, земельный налог не может характеризоваться в качестве имущественного налога. В Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» определена принадлежность налога на имущество юридических лиц, он является собственностью субъектов РФ и распределяется поровну между ними и органами местного самоуправления, на территории которых расположены предприятия - плательщики налогов.
Предельный размер ставки налога на имущество юридических лиц не может превышать 2,2% от налогооблагаемой базы. Конкретный размер ставки налога определяется решениями органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. При отсутствии таких решений в расчетах налога на имущество юридических лиц используется максимальная ставка, равная 2,2%. Законодательством РФ запрещено установление налоговых ставок для отдельных предприятий. В ближайшем будущем возможно увеличение ставки налога на имущество юридических лиц до 3%.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение учета расчетов по налогам в Российской Федерации
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.
Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. К первому уровню системы следует также отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. № 283 и др.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности; из них особенно важным является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
С 1 января 2001 г. в России действуют План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. № 56.
План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять. Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Например, если организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми и в этом случае отпадает необходимость в использовании счета 25 «Общепроизводственные расходы».
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел 1 «Внеоборотные активы», раздел 2 - «Производственные запасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (3-4 разделы). Таким образом, в первых 6 разделах сгруппированы счета учета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легкореализуемому. В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (7,8 разделы). Обязательства организации отражены в 6 разделе.
Основными нормативными документами при учете расчетов предприятия с государственным бюджетов по налогам и сборам являются:
1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.04 г. №58-ФЗ).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. № 166-ФЗ, от 31.12.02г. № 191-ФЗ и от 07.07.03 г. №117-ФЗ).
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н, с последующими изменениями и дополнениями.
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
7. ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» - Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02г. №114н.
8. «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами». Приказ Минфина РФ от 12.11.96 г. № 96.
9. «О плате за землю». Закон Российской Федерации от 11.10.91 г. №1738-1.
1.3 Теоретические основы организации расчетов по налогам и сборам
Налоги и сборы Российской Федерации, как отмечалось выше, разделены на три группы: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы. Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин. По данному признаку различают следующие налоги, сборы, пошлины:
- относимые на счета продажи (90,91) - НДС и акцизы;
- включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44) - транспортный налог, налог на приобретение транспортных средств, земельная пошлина, таможенная пошлина, арендная плата за землю, налог на воду, отчисления во внебюджетные экономические фонды в виде платы за нормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и др.;
- уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (дебет счета 91, кредит счета 68) - налог на имущество, на рекламу и др.;
- уплачиваемые из прибыли (дебет счета 99, кредит счета 68) - налог на прибыль;
- уплачиваемые за счет доходов физических и юридических лиц - налог на доходы физических и юридических лиц.
Кроме того, по кредиту счета 68 и дебету счетов 99 «Прибыли и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.
В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.
По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым. В связи с этим счет 68 может иметь развернутое сальдо на конец месяца, т.е. и дебетовое, и кредитовое.
Налог на имущество организаций. С 1 января 2004 г. данный налог взимается в соответствии с главой 30 НК РФ. Плательщиками налога на имущество являются:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения является остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, относящегося к объектам основных средств. Сумма налога определяется по среднегодовой (средней) стоимости имущества, определяемой за соответствующий налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и 10 месяцев календарного года. Налоговые ставки устанавливаются законом субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемых объектом налогообложения.
Налогом на имущество не облагаются:
- имущество, используемое для осуществления уставной деятельности общероссийских общественных организаций инвалидов (если инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% численности данных организаций);
- имущество, используемое для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
- объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- имущество государственных научных центров, ряда научных организаций, коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций и ряда других организаций.
Главой 30 НК РФ предусмотрен следующий механизм исчисления основных платежей по налогу на имущество: сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой, исчисляемой за налоговый период, и суммами авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода. Порядки и сроки уплаты налога и авансовых платежей устанавливаются самостоятельно субъектами РФ. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Учет расчетов организаций с бюджетом по налогу на имущество организаций ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество». Исчисленная сумма налога отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68. Перечисленные в бюджет суммы налога на имущество списываются с кредита счета 51 «Расчетные счета» в дебет счета 68.
Транспортный налог. Данный налог введен с 1 января 2003 г. Он заменил налог с владельцев транспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог, а также налог на имущество физических лиц в части транспортных средств. Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства на основе ставок, установленных НК РФ.
Платежи по транспортному налогу включаются плательщиком в состав себестоимости продукции (работ, услуг). Начисление налога отражают по дебету счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог».
Корреспонденции счетов по операциям расчетов с бюджетом
№ | Операции | Корр. счета | |
Дебет | Кредит | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Отражен налог на имущество | 91 | 68 |
2 | Отражены земельный налог и арендная плата за землю | 08, 20, 23, 26, 44 и др. | 68 |
3 | Перечислены денежные средства в уплату налогов и сборов | 68 | 51,52 |
2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ОКБ ПО ТЕПЛОГЕНЕРАТОРАМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ОКБ по теплогенераторам»
Общество с ограниченной ответственностью «ОКБ по теплогенераторам» создано по решению общего собрания участников общества 28 сентября 1999 года, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», с целью ведения предпринимательской деятельности и получения прибыли. ООО «ОКБ по теплогенераторам» является юридическим лицом, действует на основании Устава и закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Участниками Общества являются физические лица - граждане Российской Федерации.
Полное фирменное наименование — Общество с ограниченной ответственностью «Опытно-конструкторское бюро по теплогенераторам». Сокращенное наименование - ООО «ОКБ по теплогенераторам».
ООО «ОКБ по теплогенераторам» зарегестрировано постановлением Администрации г. Брянска № 549 4 октября 1999 г. и расположено по адресу 241020, г. Брянск, пр-т Московский, дом 86.
Уставный капитал ООО «ОКБ по теплогенераторам» полностью состоит из номинальной стоимости долей участников общества, которые не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью предприятия, в пределах стоимости внесенного им вклада. Величина Уставного капитала составляет 9000 руб. и полностью внесена.
ООО «ОКБ по теплогенераторам» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, а также может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Высшим органом ООО «ОКБ по теплогенераторам» является его единственный участник – учредитель.
ООО «ОКБ по теплогенераторам» осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Уставом общества. Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли. ООО «ОКБ по теплогенераторам» для достижения уставных целей осуществляет следующие виды деятельности:
- проектирование, конструирование и изготовление топок, теплогенераторов, котлов, сушильных установок, работающих на жидком и газообразном топливе, в т.ч. газогорелочных, форсуночных устройств, газо и топливопроводов к ним, систем управления, приборов и автоматики;
- монтажные, ремонтные, пусконаладочные работы и обслуживание оборудования и техники, в т.ч. топок, теплогенераторов, котлов, сушильных установок, работающих на жидком и газообразном топливе;
- подготовка кадров для объектов газоснабжения, проверка знаний, правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ, устройству и безопасной эксплуатации газового оборудования руководящими работниками и специалистами предприятий;
- разработка, внедрение и производство безотходных и других технологий;
- оказание транспортных, экспедиционных и складских услуг;
- комиссионные, маркетинговые, консультационные, консалтинговые, инновационные, информационные и иные посреднические услуги;
- торгово-закупочная, снабженческо-сбытовая деятельность, оптовая и розничная торговля;
- производство и реализация товаров народного потребления;
- торговля нефтепродуктами;
- иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
Предметом деятельности исследуемого предприятия являются любые виды деятельности, не противоречащие целям деятельности общества и не запрещенные действующим законодательством РФ, в т.ч. осуществлении деятельности: в сфере материального производства и внепроизводственной сфере. ООО «ОКБ по теплогенераторам» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Для осуществления текущей деятельности предприятием открыт расчетный счет в КБ «Северный морской путь». Как юридическое лицо, ООО «ОКБ по теплогенераторам» зарегистрировано в ИМНС Фокинского района г. Брянска, ИНН 3235012049. Структура предприятия ООО «ОКБ по теплогенераторам» представлена на рисунке 1.
Директор |
Зам. директора по зерносушильным установкам | Главный инженер | Зам. директора по теплогенераторам | Главный бухгалтер | Референт директора | ||||||||||
Отдел конструирования зерносушилок | Отдел технической документации | Отдел монтажа и ПНР топочного оборудования | Бухгалтер | Отдел маркетинга | ||||||||||
Бухгалтер-кассир | Хозяйственная часть | ||||||||||||
Отдел электроприводов | Отдел конструирования топочных устройств | ||||||||||||
Автотранс-портный отдел | |||||||||||||
Отдел авторского надзора и технического контроля | |||||||||||||
Рисунок 1 - Структура управления ООО «ОКБ по теплогенераторам»
В случае ООО «ОКБ по теплогенераторам» директором, с момента создания филиала, является один из участников общества – Беленькая Л.И. Штатное расписание предприятия разрабатывается обществом и утверждается директором. Все документы денежного, материального, имущественного, расчетного, кредитного характера, а также отчеты и балансы подписываются директором ООО «ОКБ по теплогенераторам» и главным бухгалтером.
ООО «ОКБ по теплогенераторам» осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Государственным комитетом РФ по строительству и ЖКК. ООО «ОКБ по теплогенераторам» является лауреатом и дипломантом региональных и муниципальных премий в области качества. Все выпускаемые товары сертифицированы и соответствуют ГОСТам. Продукция предприятия проходят контроль ОТК, аттестован технический процесс производства, осуществляется приемочный контроль качества продукции, работ, услуг. Используемые сырье и материалы для производства – отечественного производства. Выпускаемая продукция; прошла государственные приемочные испытания, деятельность предприятия сертифицирована. Планово ведутся конструкторско-технологические работы по совершенствованию и модернизации серийно выпускаемых сушилок.
Предприятие ООО «ОКБ по теплогенераторам» выполняет:
1. Проектирование зерноочистительно-сушильных комплексов, модернизацию и ремонт зерноочистительно-сушильного оборудования на жидком, газообразном топливе, отходах деревообработки и крематоров, оперативных емкостей, изготовление аппаратуры управления.
2. Изготовление сушильных установок, теплогенераторов, топок, в т.ч. на отходах деревообработки и растениеводства, крематоров различных типоразмеров, автоматики безопасности к теплогенераторам, топкам, воздухонагревательным котлам с давлением до 0,7 ати.
3. Комплектацию зерноочистительно-сушильных комплексов современным оборудованием.
4. Монтаж, пуско и режимно-наладочные работы с обеспечение всего предлагаемого оборудования, сервисное обслуживание оборудования в промышленной эксплуатации.
5. Бесплатные консультации по вопросам подбора, ремонта, модификаций, выездом к месту эксплуатации на собственном транспорте.
6. Участие в составлении программ по ремонту, модернизации, строительству и переходу на газ зерноочистительно-сушильных комплексов.
Предприятию ООО «ОКБ по теплогенераторам» принадлежат: земельный участок общей площадью 2175 кв. м., расположенный по адресу ул. 2-я Мичурина, 2-А; административное четырехэтажное здание, расположенное на вышеуказанном участке; земельный участок общей площадью 21762 кв. м., расположенный по адресу ул. Инженерная, 18; цех ЖБИ, расположенный по адресу ул. Инженерная, 18; компрессорная, расположенная по адресу ул. Инженерная, 18; арматурный цех, расположенный по адресу ул. Инженерная, 18; складское помещение площадью 85,1 кв.м., расположенное по адресу ул. Инженерная, 18.
Предприятие уверенно развивается, наращивая производственные мощности. Относительно его размера (опираясь на показатель численности и данные областного комитета статистики) ООО «ОКБ по теплогенераторам» является средним предприятием, основным видом его деятельности является производство теплообменных устройств.
Основными поставщиками ООО «ОКБ по теплогенераторам» являются ООО «Авента» г. Брянск, ОАО «Элеватормельмаш» г. Кропоткин, ООО «Металл-Сервис-Брянск», ООО «Глобал-маркет» г. Москва, ООО «Эл-Тех» г. Брянск. Также поставляют воду ОАО «Брянский Горводоканал», тепло - ООО «Тепловые сети», связь - ОАО «Центртелеком».
Покупатели и заказчики – организации, фирмы, производственные предприятия: ООО «Хаперские зори» Нехаевский район Волгоградская обл.; ООО «Кубанская компания Элит-масло» Краснодарский край; СПК «Голышмановский» Тюменская обл.; ООО «Агросиб-Раздолье» г. Барнаул; ОАО «Руднянский элеватор» Вогоградская обл.; ООО «Зернопроминвест» г. Москва; КФХ «Чернова А.П.» Саратовская обл.; СХПК «Единство» Тюменская обл.; ООО МКХП «Минераловодческий элеватор» Ставропольский край; сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия Брянской области.
2.2 Организация системы бухгалтерского учета на предприятии
Предприятие ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов. При обработке первичных документов применять журнально-ордерную форму учета, журнал-главная книга. Для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете предприятия применяются типовые унифицированные формы. Налоговый учет ведется согласно ст. 314 НК РФ в аналитических регистрах, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.
ООО «ОКБ по теплогенераторам» является организацией с централизованным учетом, учетный аппарат сосредоточен в бухгалтерии, где ведется весь синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, поступающих от подотчетных лиц. Отдел бухгалтерии состоит из 6 человек, включая кассира и главного бухгалтера. Начислением заработной платы занимается бухгалтер по расчетам, также он ведет расчет удержаний с работников и определяет суммы отчислений в пенсионный фонд и налог на доходы физических лиц.
Бухгалтер по учету готовой продукции ведет учет готовой продукции в ценах и на складе и ее реализацию покупателям и заказчикам, определяет эффективность производства и реализации. Бухгалтер материального стола следит за поступлением материалов необходимых для производства продукции в организации и их расходование по цехам в количественном и денежном выражении. Составляет журнал–ордер № 6, где отражаются суммы поступивших материалов и их оплата. Учет расчетов с подотчетными лицами ведет отдельный бухгалтер. Он следит за тем, чтобы сумма выданная подотчет была использована по назначению и имелись подтверждающие документы, в том числе талоны на бензин для водителей автомашин. Осуществлением безналичных расчетов занимается финансист путем предоставления в банк платежных поручений или платежных требований. Составляет сводную ведомость по банку за каждый месяц с указанием полученных сумм от покупателей продукции и сумм, уплаченных поставщиками и подрядчиками, а также в бюджетные и внебюджетные фонды по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Главный бухгалтер – основное юридическое лицо в организации; особое внимание он обращает на выполнение следующих функций:
- осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, а также контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации;
- возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы; разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения хозяйственных операций; соблюдению технологий обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
- обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности в целом и в подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применением современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;
- обеспечивает формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности организации, ее имущественном положении, доходах и расходах, разработку и осуществление мероприятий по укреплению финансовой дисциплины.
Главный бухгалтер назначается на должность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В своей работе руководствуется нормативными документами, а также несет ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методических принципов ведения бухгалтерского учета. Он также несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за ее исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов и выполнением обязательств и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственной оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов организации. Главный бухгалтер совместно с руководителем организации подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договора. Без подписи главного бухгалтера указанные документы не действительны и к исполнению не принимаются. С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц.
На предприятии имеется шесть компьютеров. По два в расчетном отделе и в отделе сбыта, один в кассе и в бухгалтерии предприятия. При ведении учета и подготовки отчетности осуществление операций с применением вычислительной техники значительно облегчает работу сотрудников организации. Хотя наличие в бухгалтерии всего одного компьютера заставляет большую часть работы выполнять вручную, что трудоемко и затрудняет работу отдела. На имеющемся компьютере установлены: программа для распечатки платежных поручений «Бизнес Пак 6» и программа для ввода документов налоговой и бухгалтерской отчетности и передачи данных в налоговые органы «Налогоплательщики ЮЛ», также для печати сводной ведомости по банку используется программа «Бухгалтерская система ALGOsoft». Планируется в текущем году приобрести еще компьютер для главного бухгалтера, что связано с автоматизированной обработкой документов бухгалтерской отчетности в налоговых органах и органах статистического наблюдения.
На очередной учетный год в организации ООО «ОКБ по теплогенераторам» разрабатывается учетная политика, в которой должны быть определены правила и порядок учета заготовления и приобретения материальных ценностей и их оценку, учет затрат на производство и калькулирования себестоимость продукции, ее оценки и реализации и др.
Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффективностью в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверности и полезности для широкого круга заинтересованных пользователей. К вопросу учетной политики относится также разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Правильно разработанная учетная политика, учитывающая условия и возможности ведения хозяйственной деятельности, должна обеспечить:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
- большую готовность к бухгалтерскому учету расходов и пассивов, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и их экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;
- рациональное и экономическое ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом учреждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Учетная политика ООО «ОКБ по теплогенераторам» формируется главным бухгалтером и учреждается руководителем организации. При этом утверждаются:
1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета.
2. Формы первичных учетных документов. В соответствии с действующими документами организация может применять формы первичных документов, утвержденные Госкомстатом РФ.
3. Методы оценки активов и обязательств. Эти методы определены в положениях по учету имущества и обязательств организации: ПБУ-3, ПБУ-5, ПБУ-6, ПБУ-14, Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
4. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка;
5. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации. Под документооборотом понимают движение первичных документов в бухгалтерском учете, а именно создание или получение документов от других организаций, принятие к учету, обработку, передачу в архив.
6. Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Изменение учетной политики может производится в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету;
- разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, иными причинами.
После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретает статус юридического документа. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, отражающей нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации и результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. Предприятие ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета предприятия. Рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается на предприятии на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов РФ. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях. Организация финансового бухгалтерского учета слагается из ряда элементов:
1. Системы документирования операции при помощи соответствующих форм первичного учета;
2. Документооборота в сочетании с графиком выполнения учетных работ;
3. Плана счетов, составляющих из бухгалтерских счетов для отражения хозяйственных операций;
4. Применяемой формы бухгалтерского учета;
5. Организационной структуры учетного процесса и распределение служебных обязанностей в бухгалтерии;
6. Организации хранения бухгалтерской документации и реестров.
2.3 Учет расчетов с бюджетом по региональным налогам на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам»
Расчеты по налогу на имущество на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» производятся в соответствии с гл 30 налогового Кодекса РФ. При исчислении налога на имущество предприятие также руководствуется Инструкцией РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 08.06.1995 г. № 33 (в редакции последующих приказов НС РФ).
Налогом на имущество на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе организации. Основные средства и нематериальные активы на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» учитываются по остаточной стоимости. Порядок определения налогооблагаемой базы, исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество установлен указанной выше Инструкцией. Для определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухучета:
- 01 «Основные средства» (за вычетом амортизации, учитываемой на счете 02 «Амортизация основных средств»);
- 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (за вычетом амортизации, учитываемой на счете 02 «Амортизация основных средств» на отдельном субсчете);
- 04 «Нематериальные активы» (за вычетом амортизации, учитываемой на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»);
- 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
Для целей налогообложения стоимость имущества организации уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость: объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, частично находящихся на балансе организации; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; земли.
В целях правильного применения льгот на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» ведется раздельный учет льготируемого имущества.
Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за: квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год. Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности организации. Налог на имущество включается в состав внереализационных расходов.
Учет расчетов на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» с бюджетом по налогу на имущество ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете: «Расчеты по налогу на имущество». Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
Предприятие ООО «ОКБ по теплогенераторам» представляет в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения «Расчет по налогу на имущество предприятия» в сроки, установленные для сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. В течение последних двух лет с установкой бесплатной программы «Налогоплательщики ЮЛ», распространяемой налоговыми органами, предприятие ООО «ОКБ по теплогенераторам» предоставляет декларацию по налогу на имущество в электронном виде. Порядок заполнения декларации рассматривается в п. 3.1.
Расчеты по транспортному налогу на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» производятся с 1 января 2003 года с введением данного налога. Одновременно с введением данного налога были отменены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. В частности, был отменен налог на пользователей автодорог, который уплачивался организациями до 31.12.2002 г. Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. На предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» объектами налогообложения признаются 2 автомобиля и автобус, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. В отношении транспортных средств предприятия налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговым периодом признается календарный год.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Предприятие ООО «ОКБ по теплогенераторам» представляет в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию. Форма налоговой декларации, порядок ее составления и сроки ее представления устанавливаются нормативными актами субъектов РФ.
Суммы платежей по транспортному налогу относятся на затраты производства или расходы на продажу (счета 26,- 44) в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по (транспортному налогу»). Перечисление транспортного налога в бюджет отражается в учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по транспортному налогу») в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ОКБ ПО ТЕПЛОГЕНЕРАТОРАМ»
3.1 Налоговое планирование на уровне предприятия
В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприятий предполагает:
- определение размера объекта налогообложения;
- расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);
- осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;
- составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.
Подавляющее число показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные из них - объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
В системе расчетных взаимоотношений предприятий денежные расчетные отношения с государственным бюджетом и государственными, внебюджетными фондами (социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место. Организация их аналитического учета должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет и платежей во внебюджетные государственные фонды. Поэтому каждое предприятие открывает по соответствующим синтетическим счетам субсчета в их развитие.
Для учета этих операций используется счет 68 «Расчеты с бюджетом», к которому открываются субсчета по видам налоговых платежей. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый - в пассиве.
Не допускается свертывать сальдо. Так, если, в Главной книге по дебету (кредиту) счета 68 отражено сальдо 5000 тыс. руб./85000 тыс. руб., то в активе баланса должно быть отражено 5000 тыс. руб., а в пассиве - 85000 тыс. руб. Грубейшей ошибкой будет отражение в пассиве баланса свернутого сальдо по счету 68 - 80000 тыс. руб. (85000 - 5000). При этом следует помнить, что в балансе задолженности по счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговым органом, для чего необходимо выверить взаимные расчеты, оформив акт сверки.
Кроме того, по кредиту счета 68 и дебету счетов 99 «Прибыли и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.
В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.
Под оптимизацией налоговых платежей понимается не только их минимизация, но и правильное разнесение по срокам платежа. В этих целях в организации разрабатывается налоговый календарь (как правило, помесячно на очередной квартал). В нем учитываются размеры и даты уплаты авансовых и фактических сумм по каждому налогу. Небольшие организации включают показатели налоговых платежей в общий платежный календарь.
Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.
Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.
Этапы налогового планирования, связанные с оптимизацией налогового бремени, могут быть следующими:
- определение юридического статуса организации, ее организационно-правовой формы (ЗАО, ОАО, ООО и т.д.);
- определение целей и сфер деятельности;
- разработка программы анализа системы налогообложения;
- формирование информационной базы;
- тестирование состояния системы налогообложения;
- установление возможных льгот в соответствии с налоговым законодательством;
- составление бизнес-плана;
- выбор стратегии оптимизации налогового бремени;
- оптимизация учетной политики (оптимизация способов ведения бухгалтерского и налогового учета);
- определение системы факторов и условий для конкретных временных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемых управленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
- расчет налоговой экономии при разных условиях хозяйствования, сроков внесения налоговых платежей;
- выявление резервов снижения налогового бремени;
- выявление сильных и слабых сторон организации;
- аудит состояния системы налогообложения;
- разработка оргтехмероприятий.
Для оптимизации налогового бремени имеет значение формирование учетной политики организации, включающей:
- Способ начисления амортизации основных средств: линейный; ускоренной амортизации при линейном способе; по сумме лет полезного использования; способ уменьшающегося остатка; пропорционально объему выпускаемой продукции.
- Способ начисления амортизации нематериальных активов: линейный способ; пропорционально объему продукции, работ, услуг.
- Способ списания товарно-материальных ценностей: по средней себестоимости; методу LIFO (по себестоимости первых по времени закупок товарно-материальных ценностей); методу FIFO (по себестоимости последних по времени закупок товарно-материальных ценностей).
В условиях инфляции наиболее выгодно использование метода LIFO. Он позволяет получить более реальную себестоимость списываемых материалов. При намечающемся снижении цен на товарно-материальные ценности целесообразно использовать метод FIFO.
При неясном прогнозе динамики цен целесообразно использовать среднюю себестоимость товарно-материальных ценностей.
- Способ списания накладных, комплексных расходов, сроки уплаты налогов и сборов.
Налоговое планирование предполагает системный подход. Он выражается в учете взаимосвязанной системы налогов и сборов, уплачиваемых организацией, и влияния ее на финансовые показатели организации. Выигрывая на одних налогах, можно потерять на других. Поэтому многовариантный перебор возможных сочетаний налоговых платежей — основной путь минимизации налогового бремени. Он может позволить оптимизировать финансовую ситуацию в организации, достичь максимума чистой прибыли при минимуме уплачиваемых налогов и сборов.
При осуществлении налогового планирования необходимо опираться на существующее налоговое законодательство, нормативные документы, прямо или косвенно связанные с ним.
3.2 Описание возможностей работы в программном комплексе «Налогоплательщик ЮЛ» с набивкой декларации по налогу на имущество
Порядок заполнения документа налоговой отчетности на примере налоговой декларации по налогу на имущество КНД 1152001 за 1 квартал 2007 года юридическим лицом ООО «ОКБ по теплогенераторам»:
- откроем программу «Налогоплательщик ЮЛ»;
- зарегистрируем налогоплательщика-предприятие: введем его название, адрес, ИНН и другие коды.
В пункте меню <Настройки/Налогоплательщики> выбираем налогоплательщика ООО «ОКБ по теплогенераторам». В правом верхнем углу устанавливаем отчетный период 1 квартал 2007 года.
В пункте меню <Документы / Налоговая отчетность>, пользуясь кнопкой , из предоставленного списка возможных для ввода за данный период документов выбираем декларацию с КНД 1152001 и нажимаем на клавишу <Выбрать>. После чего на экране появиться окно «Критерий «Листы налоговых деклараций»» для ввода признака множественного ввода. Выбрав необходимый критерий, пользуясь кнопкой <Выбрать>, на экране появиться электронный вид декларации, которую необходимо заполнить.
Порядок заполнения:
1. Данные титульного листа декларации формируются автоматизировано с реквизитов налогоплательщика. Пользователю необходимо проставить знак «галочка» в зеленых ячейках «Документ представляется по месту нахождения», сообщение об отсутствии которой будет присутствовать в протоколе контроля декларации.
2. Заполнить разделы декларации. Лучше заполнять в последовательности, обратной расположению разделов, т.к. обычно во всех документах налоговой отчетности последними являются приложения, из которых формируются показатели разделов (например, из всех приложений формируется налоговая база разд.2), далее рассчитанная сумма налога должна попасть в разд.1.
3. Начинаем заполнять с разд.5 «Расчет среднегодовой (средней) стоимости необлагаемой налогом (подлежащего освобождению) имущества». Изначально данный раздел не активен, т.к. он не обязателен. Для добавления раздела необходимо пользоваться кнопкой. Аналогично титульному листу необходимо проставить галочку в нужную зеленую ячейку, определив признак имущества. Выбираем льготу «2012400» (стр. 020) Дополнительные льготы, установленные законами субъектов РФ в виде снижения налоговой ставки. Введем в ячейки (зеленый цвет – стр. 030-150) остаточную стоимость имущества не облагаемого налогом (от 3250 до 4750) и ставку налога на имущество – 2,2% (стр. 170). Активируем расчет в стр. 180. в результате расчета в стр. 160 появилась сумма необлагаемого имущества – 4000.
4. Разделы 3 и 4 не активируем, т.к. имущество предприятия не входит в единую систему газоснабжения РФ.
5. Активируем для расчета 2 ч. раздела 2 и введем необходимые данные для расчета авансового платежа по налог, заполнив строки 010 – 130 о стоимости имущества ООО «ОКБ по теплогенераторам». Активируем стр. 140 (кнопка «рассчитать») для расчета среднегодовой суммы налогооблагаемого имущества предприятия, полученная сумма – 12055.
6. Заполним раздел 2 ч. 1 по аналогии с заполнением предыдущих разделов.
7. В разделе 1 сумма налога может быть введена по двум КБК и нескольким ОКАТО. Для заполнения КБК по стр.010 установим курсор на данную ячейку и нажмем на <Enter>, после чего представится возможность выбора нужного КБК из общероссийского классификатора доходов бюджетов. Выбираем КБК для организации не входящей в единую систему газоснабжения.
8. По окончанию ввода декларации провести предварительный контроль.
9. Для формирования текстового файла в соответствии с утвержденными ФНС России форматами для представления в электронном виде необходимо сохраним введенный документ в режиме ввода, пользуясь кнопкой , закрыть его, встать курсором на данный документ с КНД 1152001 и воспользоваться кнопкой . Подтвердив свой выбор, пользуясь кнопкой <OK>, в появившемся далее информационном окне необходимо ввести информацию относительно отправителя и получателя документа. Обязательные для ввода реквизиты выделены жирным цветом. Далее, нажав на клавишу <Выполнить>, сформируется текстовый файл. В случае отсутствия обязательных реквизитов будет дано сообщение об их отсутствии.
10. Сформированный файл можно просмотреть либо сразу после сообщения об окончании выгрузки на магнитный носитель, т.е. на экране появиться реестр переданных файлов с одной записью с КНД 1152001, либо в пункте меню <Сервис / Реестр переданных файлов>, где данный документ будет присутствовать в виде последней записи.
11. Документ по указанному в информационном окне пути готов для представления в электронном виде в ИФНС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с учетной политикой бухгалтерский учет на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» ведется на основе журнально-ордерной системы учета с использованием электронных вычислительных средств. Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами, являющимися первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и учет для целей налогообложения.
В соответствии с учетной политикой для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация проводится в сроки, устанавливаемые отдельным приказам предприятию.
На ООО «ОКБ по теплогенераторам» необходимо повысить контроль за соблюдением расчетных операций и порядком сверки взаимных расчетов между данными бухгалтерского учета на предприятии и налоговых органов.
Также следует проводить обязательную инвентаризацию: объектов основных средств (по группам) – 1 раз в 2 года; другого имущества и обязательств – ежегодно в конце года в соответствии с разработанным планом и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49.
Для целей внутреннего контроля утвердить: перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов; инвентаризационную комиссию; постоянно действующую комиссию по оценке и списанию с баланса объектов основных средств и нематериальных активов.
Регистры бухгалтерского учета ежемесячно распечатывать на бумажных носителях; осуществлять контроль за хранением и использованием учетной информации.
Объекты основных средств, приобретенные за плату, признать в учете по фактической себестоимости приобретения.
Срок полезного использования основных средств, вводимых в эксплуатацию после 01.01.2002 г., устанавливать на основании Постановления правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Для видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах срок полезного использования устанавливать самостоятельно в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей, а при их отсутствии определять опытным путем при передаче конкретного объекта в эксплуатацию.
В целях совершенствования системы налоговой отчетности и расчетов с бюджетом по налогам и сборам налоговые органы осуществляют бесплатное распространение программ «Налогоплательщик ЮЛ». Данный программный продукт предназначена для автоматизации процесса подготовки данных налоговой отчетности налогоплательщиком (ввод налоговой и бухгалтерской отчетности, печать документов на бумажных носителях, формирование введенной информации бухгалтерской и налоговой отчетности на магнитных носителях) для представления в налоговый орган. Представление отчетности в таком виде - это переходный этап к работе по новым технологиям, который позволяет исключить работу по вводу информации специалистами отдела ввода данных. За ними остается функция визуального контроля веденной информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2001 г. 182 с.
Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». - 2001.
Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». - 2003.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятий для целей бухучета на 2004 год. – М.: Издательство "Налоги и финансовое право". - 2003 г.
Бухгалтерский учёт /Под ред. дэн профессора А.Д. Ларионова – М.: ГРОСС ГБ БУХ М. – 2000 г. – 654 с.
Дадашев А.З Налоговое администрирование.–М.:ЮНИТИ, 2002.–298 с.
Демин А.В. Налоговая политика России на современном этапе//Вопросы экономики. 2004 № 7 С. 54 - 82
Злыгостев Н.Н. Платить налоги – это выгодно// Налоговый вестник 2006. №7 С. 138-140
Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт Учебное пособие 5-е изд– М.: ИНФРА М, - 2005 – 717 с.
Налоги: Учеб. пособие/под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.
Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/под ред. Евстигнеева Е.Н. – СПб: Питер, 2001. – 415 с.
Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – 386 с.
Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: «Кодекс», 2004
Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». – 2004. – 368 с.
Пансков В.Г. Проблемы решаются, проблемы остаются// Налоговый вестник 2006 №1 С. 3-7
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Министерства финансов № 94н от 31 октября 2000 г.)
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств».ПБУ 16/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 №26н (в ред. От 03.03.02.) // Официальные материалы для бухгалтера. -2003. -№6. – с. 8-10
Приказ Минфина РФ от 9 декабря 2000г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001г.) // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа»
Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа»
Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 192 с.
Разгулин С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы// Налоговый вестник 2002. №6 С. 145-152
Финансовые проблемы стабилизации российской экономики/ Под ред. проф. Любимцева Ю.И. – М.: «Гильдия финансистов», 2002. – 223 с.
Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы ЮНИТИ, 1997. – 383 с.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 429 с.