Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая работа: Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств и расчетов

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА


Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Учебная дисциплина: Бухгалтерский финансовый учет


На тему:

Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств и расчетов


Студентка: Тришечкина Анна Николаевна

Руководитель _______________________________________


Барнаул 2007 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Ведение Error: Reference source not found

1. Учет денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке Error: Reference source not found

2. Учет кассовых операций и денежных документов. 8

3. Понятие о дебиторской и кредиторской задолженности Error: Reference source not found

4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками Error: Reference source not found

5. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками Error: Reference source not found

6. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами Error: Reference source not found

7. Расчеты по оплате труда Error: Reference source not found

8. Учет расчетов с подотчетными лицами Error: Reference source not found

9. Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами Error: Reference source not found

Заключение Error: Reference source not found

Список литературы: 23

Ведение


Для ведения своей хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные связи с другими субъектами экономической сферы. Это могут быть другие организации, некоммерческие образования, кредитные учреждения, государство, население, работники. При совершении операций, сделок с другими контрагентами возникают обязательства в виде задолженности. Задолженность может быть двух видов, дебиторской – при которой контрагенты должны нам, и кредиторской, когда мы должны контрагентам. Наличие задолженности всегда предполагает обязанность расчета по имеющимся долгам. Расчеты могут производиться двумя видами денежных средств – наличными и безналичными. Способы расчетов организация выбирает сама по согласованию с контрагентами, однако не всегда выбор может зависеть от ее желания. Законодательно установлены различные ограничения по наличным расчетам, кроме того их должны согласовывать с банком. Эффективность расчетных операций во многом зависит от бухгалтерского учета расчетов.

Целью написания диплома является рассмотрение порядка учета расчетов с дебиторами и кредиторами.

Задачами при исследовании данной области учета будут являться:

Описание теоретических основ учета дебиторской и кредиторской задолженности,

Рассмотрение порядка учета наличных и безналичных денежных средств,

Определение необходимых документов для учета наличных и безналичных расчетов с дебиторами и кредиторами

Определение счетов по учету наличных денег и денежных средств на расчетных и прочих счетах в банках, а также по учету расчетов с дебиторами и кредиторами.

Тема расчетов с дебиторами и кредиторами с использованием наличных и безналичных денежных средств приобрела особую актуальность при становлении рыночной экономики в условиях инфляции. Знаменитое выражение “Деньги сегодня дороже, чем завтра” как нельзя лучше отражает последствия возникновения просроченной задолженности. При постоянном обесценивании денег, не вовремя возвращенная сумма от дебитора фактически будет меньше причитающейся. Но нельзя полагать, что просроченная кредиторская задолженность выгодна для предприятия, вследствие того, что организация фактически возвращает меньшую сумму денег. Просрочки кредиторам ведут к разрыву хозяйственных отношений, а как известно эффективное хозяйствование возможно лишь при наличии надежных связей. Кроме того, просроченная задолженность является причиной возникновения непроизводительных расходов в виде пеней, штрафов, неустоек кредиторов.

1. Учет денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке


Для ведения безналичных расчетов организация обязана открыть расчетный (текущий) счет в банке РФ. Предприятие может иметь любое количество счетов. Расчетные счета открываются фирмами, находящимися на хозрасчетное и выделенным на самостоятельный баланс. Бюджетные организации открывают текущие счета.

Для открытия расчетного счета необходимо предоставить в банк следующие документы:

1. Заявление по установленной форме,

2. Нотариально заверенные копии учредительных документов,

3. Нотариально заверенные копии ИНН и ОГРН,

4. Выписку из единого госреестра,

5. Нотариально заверенную или заверенную в банке карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати,

6. Копию справки о присвоении организации статистических кодов,

7. Копии документов о регистрации в качестве плательщиков взносов в органы социального страхования,

8. Документ, удостоверяющий полномочия руководителя организации,

9. Копии приказов о назначении на должность главного бухгалтера.

О том, что организация открыла в банке расчетный счет необходимо сообщить в налоговую инспекцию в течении 7 рабочих дней. Если договор с банком предусматривает плату за открытие расчетного счета, она учитывается в составе прочих расходов.

На расчетный счет денежные средства поступают:

1. В качестве выручки от покупателей,

2. Неиспользованные денежные средства из кассы,

3. Дебиторская задолженность нетоварного характера (арендные платежи, страховые возмещения и др.)

4. Получение долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов

С расчетного счета денежные средства расходуются:

1. Оплата поставщикам за материалы и товары,

2. В кассу на неотложные нужды,

3. Погашение кредиторской задолженности нетоварного характера,

4. Погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов,

Суммы штрафов за нарушение налогового законодательства списываются с расчетного счета в бесспорном порядке в пределах 50000 рублей по каждому налогу и сбору.

Отношения с банком строятся на основании договора.

Сдача наличных денежных средств на расчетный счет оформляется объявлением на взнос наличными. Получение наличных денежных средств с расчетного счета оформляется денежным чеком. Чековая книга должна храниться у бухгалтера, а в корешке необходима роспись кассира.

Основными документами на списание денежных средств с расчетного счета являются:

1. Платежное требование – это приказ плательщика своему банку перечислить определенную сумму получателю средств,

2. Платежное требование – это приказ получателя средств своему банку взыскать определенную сумму с плательщика. Оно может быть с акцептом и без,

3. Расходный ордер – оформляется при списании банком денежных средств со счета клиента за оказанные услуги,

4. Инкассовое поручение – это поручение налогового органа банку плательщика на списание в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика,

5. Заявление на выставление аккредитива – это поручение покупателя банку поставщика оплатить за товары и услуги.

На основании приходных и расходных документов банк составляет выписку с приложение вышеуказанных документов.

Для учета денежных средств на расчетных счетах предназначен активный счет 51 “Расчетные счета”. По дебету этого счета учитываются поступление денежных средств на счет, а по кредиту – списание средств. Аналитический учет строится таким образом, чтобы учитывался каждый открытый счет.

Кроме того денежные средства могут храниться на валютном счете. Порядок его открытия аналогичен открытию расчетного счета. Валюта на валютный счет поступает в результате:

Покупки валюты и от иностранных покупателей,

При приобретении валюты для оплаты импортных материальных ценностей.

При получении кредитов и займов в иностранной валюте.

Денежные средства на валютном счете учитываются по официальному курсу ЦБ РФ на дату покупки. Разница между покупной стоимостью валюты и официального курса списывается на счет увеличения материальных ценностей, если официальный курс больше и на прочие доходы, если он меньше.

С валютного счета денежные средства используются:

На оплату контрактов с иностранными партнерами,

Для оплаты командировочных расходов при поездках за границу,

На погашение кредитов, полученных в иностранной валюте,

При продаже валюты.

Денежные средства на валютном счете учитываются на активном счете 52 “Валютный счет”.

Также организация может открывать прочие счета в банках, которые учитываются на счете 55 “Прочие счета в банках”. К нему открываются субсчета:

55 – 1 “Аккредитивы”,

55 – 2 “Чековые лимитированные книжки”,

55 – 3 “Другие счета в банке”,

При перечислении денежных средств с одного счета на другой, принадлежащих организации, или при сдаче денег в вечернюю кассу, используется счет 57 “Переводы в пути”. Списанные с какого-либо счета деньги учитываются на счете 57 до того момента, пока денежные средства не придут на другой счет. Если денежные средства с одного счета на другой поступают в течении одного дня, то 57 счет использовать не нужно.


2. Учет кассовых операций и денежных документов


Наличные денежные средства организации должны хранится в специально оборудованном помещении – кассе. Касса должна быть оборудована решетками, железной дверью и сигнализацией. Кассовые операции осуществляет кассир, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.

Сумма денежных средств, находящихся в кассе ограничена лимитом, который каждый год устанавливает банк организации. За превышение лимита хранения денежных средств предусмотрены штрафы.

Расчеты с физическими и юридическими лицами за продукцию, товары, полученные, услуги оказанные и работы выполненные осуществляются с использованием кассового аппарата. При этом сумма расчетов с юридическими лицами и частными предпринимателями не должна превышать 100 000 рублей по одной сделке. В противном случае на организацию налагается штраф.

Денежные средства поступают в кассу:

В качестве расчетов за товары, услуги, работы,

С расчетного счета,

От подотчетных лиц по неизрасходованным суммам авансов

Денежные средства расходуются из кассы:

При выдаче в подотчет на неотложные нужды, командировки,

При расчете с поставщиками,

При сдаче в банк суммы, превышающий лимит,

На выдачу заработной платы и др.

При совершении кассовых операций оформляются следующие виды документов:

1. Расходный кассовый ордер оформляется на расход денежных средств из кассы. Он подписывается руководителем и главным бухгалтером. На получение денежных средств за продукцию, товары, услуги, работы и др, кроме заработной платы, представитель поставщика должен предъявить доверенность.

2. Платежная ведомость оформляется при выдаче заработной платы. Она поступает в кассу за подписью руководителя и главного бухгалтера. В нем указывается список работников, получающих заработную платы с суммой к выдаче напротив каждого сотрудника. Заработная плата по ведомости выдается в течении 3 дней. Напротив фамилии лиц, не получивших заработную плату пишется “депонировано”. Затем кассир подсчитывает сумму выданных денег и выписывает один общий расходный ордер.

3. Приходный кассовый ордер – оформляется при приеме денежных средств в кассу. Лицу, внесшему денежные средства, выдается квитанция и отбивается кассовый чек.

Все приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в кассовой книге и журнале учета приходных и расходных ордеров. Кассир заполняет кассовую книгу под копирку или на машинном носителе, затем отрывает или распечатывает вторые копии листов – отчет. К отчету прикладываются все приходные и расходные документы и он сдается главному бухгалтеру на проверку. Главный бухгалтер проверяет отчет кассира и ставит свою подпись.

Для учета денежных средств, находящихся в кассе предназначен активный счет 50 “Касса”. Аналитический учет может быть организован по количеству кассового аппарата, по местам нахождения касс и т.п.

Кроме денежных средств в кассе могут храниться денежные документы: путевки, почтовые марки, марки госпошлины, акции, проездные билеты, карточки оплаты сотовой связи и др.

В кассу они поступают на основании накладной, которая выписывается кассиром в двух экземпляров. Учет ведется в кассовой книге, на каждый вид документа в ней отводится отдельная страница. Выдача денежных документов производится на основании требований, выписанных бухгалтером. Для учета денежных документов предназначен 50-3 “Денежные документы”.


3. Понятие о дебиторской и кредиторской задолженности


В своей хозяйственной деятельности предприятие вступает в отношение с другими организациями, несет обязательства по уплате налогов, сборов, а также выступает в качестве субъекта трудовых отношений. При этом возникают кредиторская и дебиторская задолженность. Расчеты по кредиторской и дебиторской задолженности учитываются на счетах шестого раздела плана счетов “Расчеты”. Дебиторская задолженность – это задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации. Она возникает при продаже товаров, выполнения работ, оказания услуг, выдаче кредитов и займов юридическим и физическим лицам, формировании уставного капитала, переплате налогов и сборов, а также поставщикам. Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторы. При этом задолженность показывает, какую сумму нам должны контрагенты. Кредиторской называется задолженность организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Данная задолженность образуется при закупке сырья, материалов, товаров для перепродажи, другого имущества, при начислении налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, начислении заработной платы, дивидендов учредителям, при получении авансов, кредитов и займов. Данная задолженность показывает, сколько мы должны заплатить по долгам. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам, по суммам, начисленным в бюджет и внебюджетные фонды, называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

В зависимости от сроков погашения задолженность делится на долгосрочную (со сроком погашения более 1 года) и краткосрочную (задолженность со сроком погашения в пределах 1 года)

Для учета расчетов с кредиторами предназначены следующие счета:

60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,

66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам,

67 “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам”,

68 “Расчеты по налогам и сборам”,

69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”,

70 “Расчеты по оплате труда”.

Расчеты по дебиторской задолженности учитываются на счетах:

62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”,

63 “Резервы по сомнительным долгам”,

71 “Расчеты с подотчетными лицами”,

73 “Расчеты с персоналам по прочим операциям”.

Счета 75 “Расчеты с учредителями” и 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” являются универсальными, т. к. на них учитываются и дебиторская и кредиторская задолженность. Поэтому, чтобы определить сальдо по ним нужно вести аналитический учет.

Необходимо учитывать, что дебиторская и кредиторская задолженность не всегда соответствует дебиторам и кредиторам. Т.е. при взаимодействии с кредитором, мы вполне можем получить дебиторскую задолженность, например, при авансовых платежах. Задолженность, не оплаченная в установленные сроки, называется просроченной. Долги нереальные на взыскание и, по которым истек срок исковой давности (3 года) списываются на расходы организации кредитора. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается на доходы дебитора.

Срок оплаты определяется в соответствии с договором или законодательством. Если договором не предусмотрен срок оплаты, то обязательства по оплате должны быть исполнены в разумный срок. Когда обязательство не исполнено в разумный срок или срок оплаты по договору наступает по требованию кредитора, то дебитор обязан погасить задолженность в течение 7 дней после поступления требования кредитора. По истечении 7 дневного срока, необходимого для оплаты, начинается период исковой давности и длится 3 года. В течение этого времени кредитор может подать в суд на должника. Просроченная задолженность списывается до истечения срока исковой давности в следующих случаях: наступление непредвиденных ситуаций, при которых исполнение обязанностей невозможно, и обе стороны не виноваты в этом; изменение законодательства; ликвидация предприятия – должника, если при погашении долгов имуществом дебитора, средств для погашения не хватило.

Списанная дебиторская задолженность учитывается в течении 5 лет на забалансовом счете 007 “Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов”

Просроченная дебиторская задолженность создает реальную угрозу финансовому состоянию организации, т. к. отвлеченные деньги не приносят доход, а в ходе инфляции теряют свою стоимость. Просроченная кредиторская задолженность также опасна для фирмы. Она является причиной разрыва налаженных хозяйственных связей, и образует непроизводственные затраты в виде пеней и штрафов.

4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками


Покупатели и заказчики относятся к дебиторам. Покупателями являются организации, частные предприниматели и физические лица, которые приобретают товары производимые организацией; заказчиками – субъекты, которым оказываются различные услуги, выполняются работы. Отношения с покупателем оформляются договором поставки или купли – продажи.

Расчеты с покупателем могут производиться различными способами. Самыми распространенными являются наличные и безналичные расчеты.

В процессе расчетов у предприятия может возникнуть сомнительная задолженность. Сомнительный долг – это задолженность не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. По истечении срока исковой давности задолженность списывается на убытки, а так как сумма списываемой задолженности всегда разная то могут возникнуть колебания в прибыли в различных периодах. Для того чтобы избежать этих колебаний, организации имеют право заранее сформировать специальные резервы по сомнительным долгам. Расходы по созданию резерва относится к прочим расходам и учитывается при налогообложении прибыли равномерно в течение года. При этом предприятие снижает налогооблагаемую базу, не дожидаясь ее списания

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности и не может превышать 10 процентов от выручки отчетного периода.

Резерв по сомнительным долгам используется только на покрытие убытков от безнадежных долгов. Если резерва не хватает для списания безнадежных долгов, то списываемая разница относится на прочие расходы. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная организацией в текущем периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий период. Сумма вновь создаваемого резерва корректируется на сумму остатка резерва предыдущего периода.

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназначен активный счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками должен обеспечивать получение информации по каждому счету, по каждому покупателю и заказчику по задолженностям, срок оплаты которых не наступил, по просроченным платежам, авансам полученным, векселям, срок погашения по которым не наступил, векселям, дисконтированным (учтенным) в банках, векселям просроченным.

Для учета резервов по сомнительным долгам предназначен пассивный счет 63 “Резервы по сомнительным долгам”. Аналитический учет ведется по каждому созданному резерву.


5. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками


Производственные запасы материальных и других ценностей необходимых для обслуживания производственного процесса и ведения хозяйственной деятельности, пополняются за счет их поставок организациями – поставщиками или прочими организациями на основе договоров поставки и купли – продажи.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся наличными и безналичными расчетами. Помимо товаров, организация ведет расчеты с поставщиками за выполненные работы, оказанные услуги. Например, строительные и ремонтные работы, подаче тепла, воды, газа и др.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначен пассивный счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в разрезе договоров, поставщиков, расчетных документов, видов расчетов. Кроме того, необходимо вести отдельный учет по авансам выданным, просроченным платежам, векселям выданным.


6. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами


Предприятия постоянно ведут расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Основная часть расчетов – это платежи.

Для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам предназначен счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”. Расчеты с внебюджетными фондами учитываются на счете 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”. Эти счета имеют одинаковую структуру. На счете учитываются расчеты с бюджетом / внебюджетными фондами, по отношению к балансу счета пассивные. По кредиту отражаются увеличение задолженности в бюджет / внебюджетные фонды при начислении в платежей и взносов, по дебету – уменьшение задолженности при уплате платежей и взносов, при произведении вычетов или при возврате излишне уплаченной суммы.

Аналитический учет ведется по отдельным видам налогов и сборов. Кроме того, на счете 69 предусмотрены следующие субсчета:

69-1 “Расчеты по социальному страхованию”, на нем учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации,

69-2 “Расчеты по пенсионному обеспечению”, учитывает расчеты по пенсионному обеспечению работников организации,

69-3 “Расчеты по обязательному медицинскому страхованию”, учитывает расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников.


7. Расчеты по оплате труда


Для осуществления своей деятельности организация нанимает работников и вступает с ними в трудовые отношения. При этом работники исполняют свои трудовые обязанности, а организация обязана выплачивать денежное вознаграждения за их труд, т.е. заработную плату. Трудовые отношения регулируются Трудовым Кодексом РФ. Между организацией и работником должен быть заключен трудовой договор. Он может быть индивидуальным и коллективным.

Первичными документами по учету труда и его оплаты являются:

Табель использования рабочего времени по форме Т-12, Т-13

Расчетно – платежная ведомость по форме Т-49,расчетная ведомость по форме Т-51, платежная ведомость по форме Т-53,

Журнал регистрации платежных ведомостей по форме Т-53а,

Лицевой счет по форме Т-54, Т-54а

Расчет – записка о предоставлении отпуска работнику по форме Т-60

Акт о приемке работ по форме Т-73

Работникам могут начисляться следующие виды оплаты:

оплаты труда, причитающиеся работникам непосредственно за их труд;

оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год;

начисление пособий по социальному страхованию, пенсий и других аналогичных сумм;

начисление доходов от участия в капитале организации и т.п.

Кроме начислений, могут начисляться и удержания из заработной платы:

налог на доходы физических лиц,

суммы по исполнительным листкам,

суммы кредита, подлежащего уплате равными частями в течение определенного времени,

суммы недостач, удержания за причиненный ущерб, невозвращенные в срок подотчетные суммы и другие удержания.

Суммы, выплачиваемые работнику на руки определяются как разница между суммами начисленными и удержаниями. Заработная плата выплачивается из кассы в установленные организацией сроки на основании платежной, расчетно-платежной ведомостях, расходных кассовых ордеров. В некоторых организациях предусмотрено перечисление заработной платы на пластиковые карточки работников. Неполученные суммы работников депонируются, а затем выдаются по первому требованию работника.

Для учета расчетов с работниками по оплате труда предназначен пассивный счет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”. По кредиту счета отражается увеличение задолженности работникам по оплате труда при начислении заработной платы, по дебету – уменьшение задолженности при выдаче заработной платы и удержаниях из нее.

Аналитический учет ведется по каждому работнику отдельно.


8. Учет расчетов с подотчетными лицами


При невозможности произвести расчеты непосредственно из кассы или с расчетного счета выдаются авансы под отчет соответствующим должностным лицам на определенные цели. Деньги могут выделяться на командировочные, операционные и хозяйственные расходы.

При осуществлении расчетов с помощью подотчетных сумм необходимо соблюдение следующих трех условий:

Суммы расходуются строго на те цели, на которые они выданы,

Передача подотчетных сумм одним лицом другому запрещается,

Новые авансы выдаются лишь при условии полного расчета за предыдущий аванс. Однако это условие противоречит структуре авансового отчета, в котором предусмотрена строка “остаток предыдущего аванса”.

Командировочные суммы выдаются для служебных командировок. Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок в другую местность для выполнения поручения вне места его постоянной работы.

После возвращения из командировки подотчетное лицо должно в течении трех дней представить в бухгалтерию авансовый отчет о расходах. Все расходы подтверждаются чеками, квитанциями, счетами – фактурами и другими документами.

За время командировки работнику выдаются суточные, гостиничные и проездные. Для целей налогообложения командировочные расходы учитываются в пределах установленных норм. По решению руководства расходы могут быть возмещены работнику в сумме превышающей установленные лимиты, при этом разница не уменьшает налогооблагаемую базу и подлежит включению в совокупный доход работника для обложения налогом на доходы физических лиц, хотя это положение является спорным.

Подотчетные суммы на операционные и хозяйственные расходы выдаются в размерах и на сроки, определяемые руководителем предприятия по согласованию с учреждением банка, осуществляющим кассовое обслуживание организации. За выданные суммы подотчетное лицо должно отчитаться в течении трех дней по истечении срока

Для учета расчетов с подотчетными лицами предназначен пассивный счет 71 “Расчеты с подотчетными лицами”.

Аналитический учет ведется по каждому подотчетному лицу.


9. Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами


Помимо расчетов с покупателями и поставщиками организациям приходится вести учет расчетов с разными организациями по различным операциям некоммерческого характера (учебные заведения, научные организации и другие), по имущественному и личному страхованию, по претензиям, по депонированным суммам. Указанные операции не имеют прямого отношения к процессу производства и относятся к операциям вспомогательного или общехозяйственного характера.

Для учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами предназначен пассивно-активный счет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Аналитический учет должен обеспечивать не только раздельный учет по каждому контрагенту, но и разделение дебиторов и кредиторов.

К счету 76 открываются различные субсчета:

76-1 “Расчеты по имущественному и личному страхованию”,

76-2 “Расчеты по претензиям”,

76-3 “Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам”,

76-4 “Расчеты по депонированным суммам”,

- На счете 76-1 отражаются расчеты по страхованию имущества организации и работников фирмы, за исключением обязательного медицинского и социального страхования. Страхование оформляется договором, при этом страхователю выдается полис. Страхование может быть как добровольным, так и обязательным.

- На счете 76-2 отражаются расчеты по претензиям к поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также штрафам, пеням и неустойкам. Претензии могут предъявляться к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям при несоответствии цен и тарифов в договорах и счетах, при несоответствии качества, ассортимента, количества; за брак и простои по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом; к кредитным организациям по суммам, ошибочно списанным по счетам организации; а также по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств.

- На счете 76-3 учитываются дивиденды, подлежащие к получению от участия в уставном капитале других организаций, по ценным бумагами, а также доходы от осуществления деятельности, не являющейся основной, например, от сдачи имущества в аренду.

На счете 76-4 учитываются суммы, не выданные в установленный срок работникам из-за их неявки. Они учитываются на данном счете до востребования их работниками.

Заключение


Основной целью написания диплома являлось изучение теоретических основ учета наличных и безналичных денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами.

Для изучения теории мы воспользовались нормативными документами (законами, кодексами, положениями и т.д.), книгами, пособиями, периодическими изданиями не только в области бухгалтерского учета и отчетности, но и имеющих отношение к праву, анализу хозяйственной деятельности, финансам, так как эти науки тесно между собой взаимосвязаны.

Для наличных расчетов предусмотрено создание кассы организацией – специального помещения, оборудованного в соответствии с требованиями законодательства. Поступление и расход наличности оформляется типовыми документами. Расходование наличным денежных средств производится на строго установленные цели, а также ограничено лимитов и различными требованиями законодательства.

Безналичные средства организации учитываются на расчетном, валютном прочих счетах в банках. Приход и расход безналичных денег также оформляется типовыми документами.

Для учета денежных средств фирмы в плане счетов выделен раздел V “Денежные средства”, за исключением счетов 58 и 59.

Организация производит наличные и безналичные расчеты с дебиторами и кредиторами. Кредиторами по отношению к организации являются субъекты, по отношению к которым у организации имеется задолженность – поставщики и подрядчики, прочие кредиторы, налоговые службы и внебюджетные фонды, работники, кредитные учреждения, учредители (по выплате дивидендов). Дебиторами называются контрагенты, которые должны организации – покупатели и заказчики, подотчетные лица, работники (по прочим операциям), учредители (по взносам в уставный капитал). Иногда кредиторы становятся дебиторами по отношению к предприятию – при переплате, авансах выданных. И наоборот, дебиторы могут оказаться в числе кредиторах – при перерасходовании денежных средств, авансах полученных.

Для учета расчетов с дебиторами и кредиторами в плане счетов бухгалтерского учета предназначен раздел VI “Расчеты”.

Правильное отражение наличных и безналичных расчетов с дебиторами и кредиторами, а также соблюдение норм и требований законодательства, помогает организации избежать штрафов и других санкций за нарушение законов РФ. Кроме того, грамотное построение бухгалтерского учета задолженности, как дебиторской, так и кредиторской, позволяет фирме вовремя выявлять просроченную задолженность и устранять ее, что имеет огромное значение в условиях рыночной экономике.

Список литературы:


Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья) № 51-ФЗ, 14-ФЗ, 146-ФЗ (с последними изменениями от 24 июля 2007 г)

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) (с изменениями от 23 августа 2000)

Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации” (ред. от 02.05. 2007 г.)

Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению” (ред. от 18.09. 2006 г.),

Козлова Е.П., Бабченко Т.Н. Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. - М.: Издательство “Финансы и статистика” - 2003.

Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. - М.: Издательство “Бухгалтерский учет”. - 2002.

Пасько А.И. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: Кнорус. - 2005.

Симонова М.Н., Маковский А.А. Бухгалтерский учет в торговле. - М.: Издательство “ФИЛИНЪ”. - 2002.

Амарина Е. Приложение к бухгалтерскому балансу // Расчет. - февраль 2004. - N 2.

Пархачева М. Создание и использование резервов по сомнительным долгам // Бухгалтерское приложение к газете “Экономика и жизнь”. - март 2002 - выпуск 13.


Рефетека ру refoteka@gmail.com