МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Оценка работы__________________
Члены комиссии_________________
_________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«БАЗЫ ДАННЫХ»
Разработка приложения для учета рабочего времени сотрудников предприятия
Москва
2008
Содержание
Введение
1. Постановка задачи
2. Разработка программы
2.1 Требования к аппаратным и программным средствам
2.2 Функциональная модель
2.3 Информационная модель
2.4 Структура данных
2.5 Обработка данных
2.6 Разработка пользовательского интерфейса
3. Руководство пользователя
3.1 Цели и задачи базы данных
3.2 Последовательность работы
3.3 Сообщения системы
Заключение
Библиографический список
Введение
Главная особенность современного этапа развития общества заключается в его информатизации, цель которой во внедрении компьютеров и средств связи во все сферы деятельности человека.
Сегодня множество людей открывают для себя необходимость и важность использования приложения для учета рабочего времени сотрудников предприятия в производстве и организации деятельности.
Функционирование российских предприятий в рыночных условиях предполагает разработку и внедрение экономического механизма, обеспечивающего рост эффективности на всех уровнях управления и направлениях деятельности. Одним из основных элементов такого механизма является разработки приложения для учета рабочего времени сотрудников предприятия, а также бизнес процессов, которые не только отражают функциональную и информационную деятельность, но и воздействуют на нее.
Приложение обеспечивает автоматизацию, ускоряет и упрощает работу, сводя тем самым весь труд некоторых отделов к обычному заполнению отчетов. Успешное развитие современного бизнеса во многом зависит от широкого применения новейших информационных технологий, позволяющих обрабатывать информацию любого вида с наибольшей эффективностью.
Бизнес планирование в свою очередь предоставляет важную информацию, которая позволяет планировать стратегию и тактику деятельности предприятия, оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности.
1. Постановка задачи
Данная курсовая работа предполагает создание информационно-структурной модели для предприятия и обеспечение в этой сети необходимого уровня защиты информации от некомпетентных действий некоторых сотрудников предприятия.
При всем многообразии на рынке программного и аппаратного обеспечения для приложения для учета рабочего времени сотрудников предприятия, создание каждой системы специального назначения носит узкий прикладной характер и в связи с этим, как правило, возникает потребность в дополнительных разработках, обеспечивающих нестандартные свойства системы. Особенностью данного приложения является направленность на конкретную, организацию. При этом необходимо было обеспечить эту направленность на всех стадиях работы системы, то есть при хранении, обработке и передаче информации. Эта задача реализуется как с помощью стандартных средств, так и созданными в процессе проектирования.
Внедрение проекта позволит в значительной мере ускорить обмен информацией в подразделении, снизить затраты рабочего времени на действия, напрямую не относящиеся к должностным обязанностям. При использовании приложения для защиты информации и разграничения доступа средств операционной системы и дополнительных программно-аппаратных средств планируется в значительной мере повысить уровень безопасности информации, то есть сократить число людей, способных нанести ущерб информации.
Таким образом, реализовав проект можно значительно уменьшить затраты рабочего времени на организационные вопросы, а, следовательно, повысить производительность труда и экономическую эффективность проводимых работ.
2. Разработка программы
2.1 Требования к аппаратным и программным средствам
Для того, чтобы вы могли в полной мере ощутить все достоинства моей базы данных, и чтобы программа бизнес планирования чувствовала себя на вашем компьютере себя как «рыба в воде», ваш компьютер должен попадать в рамки перечисленных ниже требований:
1.Поддержка операционной системы:
Microsoft Windows Server 2003
Microsoft Windows XP
Microsoft Windows 2000
Microsoft Windows Millennium Edition
Microsoft Windows 98
2.Если вы используете AllFusion PM Version 4.1.4 Service Pack 2 с AllFusion® Model Manager, удостоверьтесь что вы используете AllFusion Model Manager (AllFusion MM) Version 4.1.4 Service Pack 2.
3.Свободного места на жестком диске 84Mb
4.Оперативная память 128Mb
2.2 Функциональная модель
Чтобы управлять организацией, необходимо определенным образом связать цели, людей и виды, выполняемой ими работ между собой. Для этого создается организационная структура управления предприятием, и составляются должностные инструкции на всех членов организации, в которых оговариваются: права, ответственность и обязанности каждого.
Прежде чем начать работу над разработкой своей базы данных я изучал механизмы работы организации, исследуя тем самым проблемную область, я искал те методы работы, которые по своей методике можно усовершенствовать, изменить. Я не занимался «выдумкой велосипеда», да этого от меня и не требовалось. Мои усилия были конкретно направлены на усовершенствования механизма монтажа и доставки, постольку, поскольку изучать и улучшать работу менеджеров, бухгалтеров и кадрового отдела я не имел права, да и времени бы у меня не хватило.
Так с чего же начинается функционирование предприятия? Я считаю, что с директора – он дает указы, распоряжения и выступает в роли «флюгера». Поэтому вверху так называемой «шапки» я поставил директора в лице ООО «СЭТ».
Далее идет разбиение (рис. 1), на конкретные подразделения, такие как «доставка», «изготовление», «реализация» и «монтаж», функции которых выполняли различные отделы предприятия.
Рисунок 1 Главное структурное подразделение функциональной модели
В свою очередь каждое подразделение имело в своем активе несколько уровней вложения, которые конкретизировали выполняемые подразделением функции.
Так, например «доставка» делилась на «разгрузку», «подписание документов» и «привоз». А под «привозом» имелась в виду «покупка материала», «загрузка материала со склада» и «выгрузка материала».
Определив, что должна включать в себя моя проблемная область, я начал составлять функциональную модель. Первая диаграмма должна показывать с чего начинается функционирование предприятия и что него влияет.
Рисунок 2 Контекстная диаграмма функциональной модели
Стрелки слева (рис. 2) означают, что в предприятие приходят посетители, клиенты, а также поступают сырье и материалы. Так как они не могут прийти в организацию и бесследно исчезнуть, стрелками с правой стороны я показал что клиент, заключив договор, приносит в организацию заказ, а это, следовательно, приносит прибыль и дает сигнал на изготовление и монтаж материалов.
Изготовление и монтаж не возможно, без каких либо общепринятых правил, в том числе и техники безопасности, поэтому стрелкой сверху я показал, что в функционирование данного предприятия ведется в соответствии со всеми нормами и правилами и без каких – либо нарушений.
Так как материалы не могут сами собой обрабатываться, устанавливаться, а директор не может «разорваться» на части, для того, чтобы еще и вести всю документацию, поэтому без персонала никак не обойтись, стрелкой снизу я это показал.
Далее описывается уже известная нам схема (рис. 3). Сырье и материалы доставляются на базу, где из этого сырья персонал предприятия изготавливают продукцию, которая и идет на реализацию. Реализуется продукция посредством доставки до места монтажа и последующей установки. Таким образом посетитель (клиент) задействован лишь в стадии «реализация продукции», он приносит предприятию прибыль и соответственно работу.
Рисунок 3 Диаграмма декомпозиции функциональной модели
Описав отделы и их связи, необходимо было добавить еще несколько вложенных уровней, оговаривающих, что должен делать персонал предприятия в каждом отделе. В идеале это нужно описывать вплоть до мелочей, например в таком отделе как изготовление можно было описать зигование металла как: надеть перчатки, взять металл, нажать кнопку пуск на зиговальной машине и так далее. Но, поскольку это уже выходит за рамки курсовой, я делал описание более просто и добавил по два вложенных уровня.
Рисунок 4 Последовательность изготовления продукции
Подразделение «изготовление»: после того как разгрузили на базе жесть, её, согласно стандартным нормативным документам выкладывают на станок для резки металла, и после специальной процедуры мерки, листы железа разрезают равными частями, нужного количества. Потом персонал предприятия перетаскивает уже разрезанный металл к обвальцовачному станку, на котором квалифицированный работник, согласно общепринятым правилам и стандартам вальцует, то есть превращает разрезанные листы железа в цилиндры. После вальцевания, цилиндрованный металл зигуют, то есть делают накладочные швы, с одного или двух концов трубы.
Все эти операции показаны стрелочками в определенной последовательности, как все и должно происходить.
2.3 Информационная модель
При разработке информационной модели я описывал документооборот с точки зрения обычного работника предприятия. Для начала берется схема (рис. 1), уже описанная мной. Но теперь делается описание подразделений только как набор информационных потоков. Например, «доставка» делится на «заявка на поставку», «учет согласно договору поставки» и «подписание счет – фактуры».
Далее я составлял нулевой уровень информационной модели (рис. 5). Клиент приходит в организацию, чтобы сделать заявку на оказание услуг, директор организует управление подписывая необходимые документы, это показано на моей схеме двумя стрелочками слева. Работник, в лице предприятия, создает прайс – лист, составляет цены на оказываемые услуги, формирует бухгалтерскую отчетность, с соблюдением всех правил и сертификатов.
Рисунок 5 Контекстная диаграмма информационной модели
Далее идет описание первого уровня (рис. 6), в нем описывается, как связаны между собой все подразделения, отвечающие за документооборот.
Рисунок 6 Диаграмма декомпозиции информационной модели
Клиент делает заявку на доставку, директор организации, оказываемой услуги подписывает накладные, далее при помощи счет – фактуры формируется заявка на материалы, изготовление. При изготовлении в соответствии с сертификатами достигается требуемое качество и в зависимости от вида и объема работ формируется цена на выполняемые услуги, корректируется счет – фактура. Далее клиент и директор подписывают акт купли – продажи. Все это, естественно будет далее отражено в декларации о доходах, в связи с тем, что предприятие должно нести налоговую ответственность. После всех фискальных операций и подписания ряда необходимых документов формируется договор на монтаж, включающий в себя сроки и место проведения работ. Далее эти документы направляются монтажникам, которые проводят установку.
Информационная модель, как и функциональная имеет несколько уровней вложенности, я описал только два, есть еще и третий в моей информационной модели, который необходим для более четкого распределения ролей между участниками одного подразделения. В этом уровне можно проследить, какие именно документы необходимо подписывать, как и за счет чего формируется счет фактура и кто в этой иерархии должен принимать непосредственное участие.
В моей информационной модели осуществляются следующие деления подразделений: 1. «реализация» делится на «формирование счета» и «подписание договора купли - продажи».
2. «изготовление» делится на «формирование списка изготовленной продукции», «формирование цены на выполненную работу» и «поступление заявки».
3. «монтаж» делится на «подписание объема выполненных работ» и «подписание акта о сдаче объекта».
2.4 Структура данных
Для описания базы данных необходимо располагать описанием выбранной предметной области, которое должно охватывать реальные объекты и процессы, определять все необходимые источники информации для обеспечения предполагаемых запросов пользователя и решаемых в приложении задач.
Собрав все необходимые данные по проблемной области, я разбил ее по группам (рис. 7).
Рисунок 7 Сгруппированная проблемная область.
Сгруппированные данные, я объединил в пять таблиц, и присвоил каждой таблице уникальное имя, я назвал их «предприятие», «монтаж», «клиенты», «материалы» и «бригадиры» (рис. 7), все это делается в конструкторе для создания таблиц. Там же определяется тип для каждого поля, уточняется должны ли повторяться данные в этом поле. Необходимо было, чтобы в каждой из таблиц было поле, которое являлось бы общим для двух таблиц, иначе я не смог бы связать все таблицы в одну. После этого я выбрал главные, определяющие поля в каждой таблице, которые сделал ключевыми. Например, в таблице «бригадиры» ключевым полем у меня было «ответственный», поскольку это поле является главным, оно есть в таблице «предприятие» и данные в этом поле не совпадают, что тоже является не мало важным моментом.
Следующим этапом была установка между таблицами связи по этим ключевым полям. Для этого в режиме конструктора, в ключевом поле, в значении «формат поля» я выбрал значение «по умолчанию». Также необходимо было, чтобы при связи таблиц не было зацикливания. То есть, ключевое поле одной таблицы должно быть связано только с одним полем другой таблицы.
После установления связей я определил тип связи, это нужно для того, чтобы знать последовательность заполнения таблиц. В моем случае все связи определялись типом «один ко многим» (рис 8).
Рисунок 8 Схема данных ООО «СЭТ»
Определив структуру, я начал вводить новые данные в таблицу, заполняя значениями ее поля. Непосредственный ввод данных осуществляется в режиме «таблица», начиная с главной таблицы. Занося данные в главную таблицу, в подчиненной уже не приходится вносить новые данные в связном поле, а только выбирать значения из списка, при этом данные в ключевом поле уникальны, и не должны повторяться. После заполнения таблицы данными ее следует закрыть, и данные автоматически сохранятся.
2.5 Обработка данных
Обработка данных в Access осуществляется посредством запросов, которые создаются либо в конструкторе, либо с помощью структурированных запросов SQL. В своей базе данных я использовал SQL.
В организации, для которой я создаю свою базу данных, часто приходится иметь дело с заполнением накладной, поэтому первый запрос, который я хочу описать это накладная.
Для начала нужно определить какие данные понадобятся, для моей базы данных это номер накладной, вид работ, объем работ и стоимость заказа, их я должен записать в первую строку, после зарезервированного слова «select», которое означает «выбор», т.е какие данные должен увидеть пользователь после того как выполнится запрос:
SELECT №накладной, объемзаказа, видработ, стоимостьзаказа
После этого я определил, в каких таблицах хранятся эти данные, и записал их во второй строке после «from»:В моем случае это таблицы «предприятие» и «монтаж»:
FROM Предприятие, монтаж
Для создания данного запроса требуется описать связь двух таблиц, поскольку стоимость заказа хранится в таблице «предприятие», а все остальные данные в таблице «монтаж». Эту связь мы описываем с помощью зарезервированного слова «where»:
WHERE Предприятие.№заказа=монтаж.№заказа
После этого я закрыл запрос и назвал его «накладная».
Второй запрос, который я хочу описать, связан с начислением премиальных. Чтобы стимулировать рабочих на повышение квалификации, предприятие пошло на увеличение заработной платы, путем начисления премиальных тем, у кого разряд выше второго. Я это делал следующим образом. Нам нужны данные – «ответственный» и «заработная плата» из таблицы «бригадиры». Причем заработная плата должна увеличиваться. Допустим премия равна 1000 у.е., поэтому тело запроса будет выглядеть так:
SELECT Ответственный, Заработнаяплата+1000 AS Премия
FROM Бригадиры
«…AS Премия» означает, что заработная плата после суммирования с премиальными, будет записываться в новый столбец, который будет называться «Премия». Далее я вводил строку с условием отбора, в которой оговаривал какой разряд должен иметь бригадир, чтобы ему начислили премию:
WHERE Разряд>2;
После этого я закрыл запрос и назвал его «Премия».
Также в моей базе данных имеются и другие запросы, представленные в форме отчетов – всего их пять. Это «важные заказы» - запрос с условием выборки, который показывает вид работ и дату начала монтажа, при условии, что объем, предоставленный заказчиком будет не менее 230 м. Запрос «заказчики», который предоставляет данные о заказчике из двух таблиц и запрос «высокая квалификация», который предоставляет данные о работниках с высокой квалификацией.
2.6 Разработка пользовательского интерфейса
Рассмотрим разработку интерфейса компонента приложения ООО «СЭТ», обеспечивающего технологию работы с взаимосвязанными документами приложения при подготовке и вводе в базу данных.
Подготовка документов, сопровождающих отгрузку (отпуск) товаров со склада фирмы (поставщика), начисление премиальных, просмотр реквизитов заказчиков и ближайших заказов осуществляется по технологии, для которой нужна соответствующая компьютерная поддержка.
Технология подготовки, ввода в базу данных, актуализации базы данных при подготовке документов, с выполнением необходимых расчетов, печати документов и обеспечение взаимосвязи документов требует разработки соответствующего компонента приложения. Основой приложения является комплекс интерфейсов, обеспечивающих данную технологию. Для построения необходимых интерфейсов приложения я использовал стандартные инструменты конструирования форм Access. Ниже, на примере я буду описывать разработки взаимосвязанных форм, образующих интерфейс рассматриваемого компонента приложения.
В процессе функционирования предприятия, часто приходится сталкиваться с такой важной документацией, как накладная, список заказов с объемом необходимых к выполнения заказов, просмотр работников, их квалификация, начисление премиальных, поэтому наиболее часто используемую информацию я обозначил через запросы представленные в форме отчетов. Для их разработки я использовал мастер построения отчетов. В нём необходимо было выбрать запрос, тип построения отчета, а также стиль в котором отчет должен быть представлен. Отчет делается на каждый представленный мною запрос. Также нужно отметить, что менять, заносить новые, или удалять данные из таблиц в отчете мы не можем, что обеспечивает сохранность данных.
Следующим этапом разработки интерфейса идет создание форм на таблицы в моей базе данных, ведь помимо просмотра, также необходимо и вносить данные. Поэтому на каждую таблицу, с помощью «мастера форм», в котором выбирается название таблицы, тип ее построения, и стиль в котором она будет оформлена, я создаю форму.
После создания форм таблиц, и отчетов необходимо было обеспечить быстрый доступ к ним, для этого в режиме конструктора я создал две формы – «интерфейс1» и «интерфейс2». В одной из них я расположил кнопки, которые с помощью макроса «открытие форм» открывают нужные таблицы с данными, в другой форме кнопки, которые с помощью макроса «открытие отчетов» открывают запросы по представленным таблицам.
Для того, чтобы их связать, я создал форму «главный интерфейс пользователя», включающие в себя две кнопки, которые ссылаются на описанные мной выше формы, а также кнопка выхода из приложения пользователя.
Конечно же, для лучшей эргономичности я украсил свой пользовательский интерфейс картинками, соответствующими тематике разрабатываемой мной базой данных. Картинки также вставлялись в режиме конструктора, в области данных и в верхнем колонтитуле.
При запуске приложения можно предусмотреть, чтобы сразу открывался только разработанный мной интерфейс пользователя. Для этого я выполнил команду Сервис|Параметры запуска. После этого в окне параметров, выбрал в строке Вывод Формы/страницы форму «Главный интерфейс пользователя». Далее нужно снять все флажки, которые присутствуют в окне Параметры запуска, это позволит при запуске приложения пользователя убрать с экрана все стандартные панели инструментов, которые бы загромождали интерфейс.
3. Руководство пользователя
3.1 Цели и задачи базы данных
База данных создавалась с целью упорядочивания данных, которые хранятся на предприятии в различных формах и на различных носителях информации. Например, может так быть, что данные о сотрудниках хранятся в одной папке, реквизиты клиентов хранятся на компьютере, а данные о материалах вообще потерялись. Чтобы такого не было, нужно собрать все интересующие меня данные, тем самым определить проблемную область, после этого достаточно просто занести данные в Excel и хранить их там. Но это было бы не профессионально, данные были бы не связанными, не несли бы никакой смысловой нагрузки, и работать с ними было бы не удобно. Поэтому, чтобы вся информация, находящаяся в ведении предприятия, хранилась в упорядоченном виде, и работа с этой информацией велась без дополнительных затрат рабочего времени, я разработал базу данных в Access, при этом приспособил эту базу под конкретную организацию, путем создания специальных отчетов по запросам.
Также одной из главных задач моей базы данных было снизить затраты рабочего времени на заполнение накладной, подсчет заработной платы с учетом всех премиальных и получение прочей важной информации о клиентах и заказчиках.
Для работы в созданной мной базе данных не требуется специального образования, или специальных навыков работы. С ней справился бы даже и ребенок.
Заключение
В ходе знакомства с моим приложением для учета рабочего времени сотрудников предприятия я во – первых установил, что совокупность всех подразделений предприятия дает нам проблемную область.
Разработка бизнес – процесса, включающего в себя функциональную и информационную модели, заняла 5 Mb.
База данных, включающая в себя приложение пользователя, в итоге составила 5 Mb.
Результатом данного дипломного проекта является разработка программ формирования и обработки запросов. Программы разработаны для технических средств АРМ РД и функционируют совместно с остальным ПО АРМ РД.
В процессе разработки программ выполнены требования к функциональным характеристикам, условия эксплуатации и требования к операционной и программной совместимости. В заключительной части дипломного проекта была дана оценка результатов работы программ и
даны рекомендации оператору АРМ РД.
Объем памяти, занимаемый программой равен: V = 64 Кбайта.
В организационно-экономической части дипломного проекта было проведено планирование разработки с построением сетевого графика, расчет договорной цены разработки, обоснована экономическая целесообразность темы.
Договорная цена разработки составляет: Цд = 916 152 руб. в ценах 1998г.
В разделе “Охрана труда и техника безопасности” был выбран оптимальный режим освещенности и проведен расчет информационной нагрузки оператора.
Значение информационной нагрузки оператора АРМ РД составляет 0.6 бит/с.
В разделе “Гражданская оборона” были приведены требования по инженерной защите оператора и оборудования ПЭВМ от воздействия высоких температур при взрывах в ЧС мирного времени.
В разделе “Эргономика” была произведена оценка рабочего места оператора и разработано оптимальное рабочее место оператора.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование самых современных компьютерных технологий приносит банкам крупные прибыли и помогает им победить в конкурентной борьбе. Любая автоматизированная банковская система представляет из себя сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах. По сути БС представляет из себя комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей. В БС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры БС зависит эффективность и надежность ее функционирования.
Поскольку спрос на БС достаточно высок, а цена высока, многие крупные компании-производители компьютерной техники и ПО предлагают на рынке свои разработки в данной области. Перед отделом автоматизации банка встает трудный вопрос выбора оптимального решения.
Банковская сфера определяет два основных требования к БС - обеспечение надежности и безопасности передачи коммерческой информации. В последнее время для взаимодействия с клиентами и осуществления расчетов все чаще используются открытые глобальные сети (например Internet). Последнее обстоятельство еще более усиливает значимость защиты передаваемых данных от несанкционированного доступа.
Судя по всему, в ближайшее время темпы развития БС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют в конечном счете все - и банки и их клиенты.
Библиографический список
1. Автоматизированное рабочее место регистрации и документирования комплекса средств автоматизации.
2. Самоучитель Microsoft Access 2003 «БХВ-Петербург» 2006г. Юрий Бекаревич, Нина Пушкина
3. Кийосаки Роберт «Богатый папа, бедный папа» 1997г.
4. Информационные системы в экономике «Вузовский учебник» 2006г. А.Н.Романов, Б.Е.Одинцов.
5. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес – процессов «Финансы и статистика» 2006г. Г.Н.Калянов.
НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Г. ЕКАТЕРИНБУРГ
ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
специальность 080801 «Прикладная информатика в экономике»
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой
______________________
«______» ______ 200__ г.
ЗАДАНИЕ
на курсовой проект
По дисциплине
Студент группы ________________ Ф.И.О.
Руководитель
(фамилия, имя, отчество, уч. степень, уч. звание)
1. Тема (с указанием объекта исследования)
2. Наименования разделов:
3. Срок сдачи: «___» 200 г. / «___» 200 г.
(план) (факт)
Руководитель
(дата и подпись)
Задание принял к исполнению
(дата и подпись)
4. Оценка при защите:
Комиссия:
(подписи)