Рефетека.ру / Биология

Реферат: Формирование и становление гендерной идентичности

Генетический пол ребёнка


Первейший этап полового диморфизма закладывается генетически. В молекулярной биологии твёрдо установлено, что любая клетка в организме содержит копию модели всего организма, закодированную в ДНК. Миллиарды клеток, из которых построено человеческое тело, берут начало от одной-единственной клетки – зиготы, образованной слиянием яйцеклетки и сперматозоида. Ядро у человека содержит 23 пары хромосом. Каждая хромосома несёт в себе многие тысячи генов, ответственных за различные аспекты строения организма разнообразные функции. Важнейшим различием является пол человека. Это различие между мужчиной и женщиной выявляется в структуре 23-й пары хромосом. Если у девочек она образована двумя большими Х-образными хромосомами, то у мальчиков состоит из большой Х-образной хромосомы и более мелкой Y-образной. Таким образом, при образовании гамет все яйцеклетки получают Х-хромосому, а сперматозоиды - либо Y-хромосому, либо Х-хромосому. Поэтому в момент оплодотворения яйцеклетка с 50%-ной вероятностью может получить две Х-хромосомы и с такой же вероятностью – одну Х-хромосому и одну Y-хромосому; в первом случае из зиготы разовьётся девочка, а во втором – мальчик. В этот момент закладывается генетический пол. Однако первые 6-8 недель после зачатия эмбрион ещё бесполый, и потенциально у него могут развиться и мужские, и женские половые органы. Когда пол определён, примерно на 7-й неделе развития зародыша образуются половые железы, т.е. его секреционный пол. Гормоны этих желёз вызывают в организме двоякие изменения, порождающие половую дифференциацию и составляющие гормональный пол. Под их влиянием, во-первых, формируется внутренний и внешний морфологический (вторичные половые признаки) пол, во-вторых, происходит разделение соответствующих мозговых центров, задающих основу будущего полового созревания. Между шестой и десятой неделей беременности у человеческого эмбриона формируются половые железы – гонады. В зачаточном состоянии железы обоих типов неразличимы. Их дальнейшая трансформация зависит от набора хромосом (ХХ, ХY). По их команде возникают органические структуры, несущие основную эндокринную функцию.

Почти сразу же зачатки мужских половых желёз начинают вырабатывать - андрогены - мужские гормоны, предопределяющие развитие организма, формирование внутренних и наружных половых органов по мужскому типу. Генетический пол дополняется ещё одним, чрезвычайно существенным аспектом – гонадным полом.

И всё же до девятой – десятой недели эмбрион как бы продолжает колебаться на рубеже бисексуальности. Он сохраняет потенциальную готовность анатомически развиться и по женскому, и по мужскому типу. У него имеются и мюллеровы протоки - предшественники маточных труб, матки и верхней трети влагалища, и вольфовы протоки, которые должны затем трансформироваться в придаток яичка, семявыносящий проток и семенные пузырьки.

Для того чтобы эмбрион развивался по мужскому типу, должна поступить соответствующая «команда» от мужских половых желёз. Если же по каким-то причинам этого не происходит, развитие идёт по женскому типу, даже в том случае, если в клетках эмбриона присутствует мужской набор хромосом.

В развитии же женских внутренних гениталий яичники никакого участия не принимают. Женский фенотип, таким образом, является нейтральным, базовым. Его развитие не зависит от генетического и гормонального пола эмбриона. А вот мужской фенотип может сформироваться только при наличии активного тестикула – мужской половой железы.

Нарушения полового развития могут привести к тому, что ломается строгая логика половой дифференцировки и развитие устремляется по третьему пути – среднему, промежуточному, совмещающему особенности двух основных. Нормальное развитие гонад представлено в табл. 1.


Таблица 1

Формирование и становление гендерной идентичности


Интересно, что присутствующие в крови плода гормоны оказывают влияние также на развитие головного мозга и гипофиза. В процессе половой дифференцировки андрогены стимулируют развитие мозга, как и других органов, по мужскому типу. И под влиянием тех же гормонов в эмбриональной фазе развития происходит половая дифференциация нервных путей и мозговых центров, от которых идёт маскулинность или фемининность в психологическом понимании. При отсутствии андрогенов мозг развивается по женскому типу. Также исследования показали, что в коре полушарий большого мозга мужчин нейронов, капилляров и глиальных клеток значительно больше чем у женщин.

Наконец наступает время, когда у плода появляется ещё один компонент пола. На обычный взгляд - решающий. Примерно на десятой неделе эмбрионального развития мужской плод начинает переживать маскулинизацию (формирование гениталий по мужскому типу). А у женского плода в это же время исчезают мужские праорганы – вольфовы протоки. По всей видимости, механизм здесь такой: если эмбриональная мужская железа выделяет необходимые гормоны – тестикулярные андрогены, вольфовы протоки развиваются по законам мужской природы. Если же гормональное воздействие отсутствует, то вольфовы протоки регрессируют. Тоже самое происходит с мюллеровыми протоками. Если выделяется мюллеров тормозной гормон, то эти протоки как бы атрофируются (у мужчин). Если синтез этого гормона отсутствует, то эти протоки развиваются (у женщин). Длится этот период до завершения первой половины беременности. Маскулинизация эмбриональных наружных гениталий – результат андрогенной активности мужских гонад плода. Если андрогенов в этот период недостаточно, то возникает феномен неполной маскулинизации, проявляющийся во множестве разнообразных вариаций вплоть до почти женского, по внешнему виду, типа.

Как и женский фенотип в целом, женские гениталии могут рассматриваться как нейтральные. Феминизацией эмбриональных наружных гениталий управляют материнские эстрогены – женские гормоны. Возможно, участвуют в процессе и надпочечники самого плода. Поэтому, если у эмбриона мужского пола яичко отсутствует или не справляется со своими эндокринным функциями, внешние мужские признаки не появятся.

Таким образом, выстраивается длинная цепь, в которой каждое последующее звено обусловлено предыдущим. Хромосомный, или генетический, пол, возникающий в момент оплодотворения яйцеклетки, диктует, каким быть гонадному полу, зависящему от гистологического строения половых желёз. Задолго до гонады начинают функционировать половые гормоны, определяя тем самым гормональный пол плода. В дополнение к этому порой особо выделяют гаметный пол. Под ним подразумевается способность половой железы образовывать сперматозоиды или яйцеклетки, т.е. выполнять присущую полу функцию размножения. Дальнейшие качественные изменения в половом созревании являются уже постнатальными (т.е. после рождения ребёнка ).


Физиологические и морфологические аспекты


Ряд отличительных особенностей строения функций органов определяют половую принадлежность организма. Биологические половые признаки делятся на физиологические (строение внутренних половых органов) и морфологические (вторичные половые признаки). На биологические признаки влияет в основном генетический фактор, фактор наследственности. К первичным половым признакам (физиологический аспект) относятся те признаки, которые связаны с репродуктивной системой и относятся к строению половых органов. Эти различия показаны в табл. 2


Таблица 2

ПЕРВИЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ

Мужчина

Женщина

половой член вульва
яички клитор
мошонка влагалище
семявыносящий поток матка
простата фаллопиевы трубы
семенные пузырьки яичники

В период полового созревания происходит окончательное развитие половых органов и их репродуктивных функций. Тогда же начинают проявляться вторичные половые признаки (морфологические). Этот период называется пубертатный. Пубертатный период, или период полового созревания, - это время, когда в физическом состоянии подростка происходят резкие изменения, в частности рывок роста. В осуществлении ростового скачка участвуют в первую очередь половые гормоны и гормон роста, которые вызывают многие важные сдвиги в развитии человека. В этот период перестраиваются основные физиологические системы, происходит интенсивный рост костной ткани. У мальчиков увеличиваются плечевой диаметр и мускульная компонента, повышается количество эритроцитов и гемоглобина. У девочек увеличивается тазовый диаметр и усиливается жироотложение, что необходимо для благополучного изгнания плода при родах. В топографии подкожного жироотложения намечается тенденция к отложению его в области плеч у мальчиков и в области бёдер у девочек. Важным фактором этого периода является появление менструации у девочек, у мальчиков – способность к эякуляции.

Процесс полового созревания длится от полутора до шести лет. Физические изменения, которые происходят в течение пубертатного периода, закладываются ещё до рождения, когда будущая функция гипоталамуса и гипофиза программируется гормонами, чтобы «пробудиться» через много лет. Подростковый рывок роста происходит благодаря усилению продукции половых гормонов. У девочек этот рывок наблюдается обычно двумя годами раньше (~ в 12 лет), чем у мальчиков (~ в 14 лет). В результате девочки 11-14 лет, как правило, гораздо выше мальчиков того же возраста.

Первым признаком полового созревания у девочек служит развитие молочных желёз, которое может начаться в период от восьми лет. Рост молочных желёз контролируется уровнем эстрогенов и наследственными факторами. Менструации обычно начинаются к моменту завершения формирования молочных желёз и почти всегда – после максимального рывка роста. Возраст начала менструаций сильно варьирует. В течение первого года менструации зачастую носят нерегулярный характер, а овуляция обычно отсутствует.

Внешние признаки начала полового созревания у мальчиков, которое также находится под гормональным контролем, обычно проявляются на год или два позднее, чем у девочек. Развитие гениталий начинается приблизительно с одиннадцати лет, а их размер и форма соответствуют таковым у взрослых мужчин в возрасте ~ пятнадцати лет. Спустя год или два начинается рост волос на лице и на теле. Рост волос на груди может продолжаться в течение ещё десяти лет и более. Степень «оволосения» лица и тела у обоих полов контролируется генетическими факторами и гормонами. Этим объясняется, почему у одних людей волос больше, а у других меньше. Другими изменениями в процессе полового созревания у мальчиков является понижение тембра голоса, которое вызвано стимулирующим действием тестостерона на ткани гортани. В это же время формируется окончательная половая и сексуальная идентичность составляющая суть психологического и психосексуального компонентов пола. Таким образом, пубертатный период включает в себя морфологические, физиологические и психологические изменения организма. Адекватное прохождении этого периода завершается осознанием половой идентичности.


Психологические аспекты


Биологический пол индивида является только предпосылкой становления психологического и социального пола человека. Становление гендерной или половой идентичности (то есть сознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу у конкретного индивида) – одно из направлений социализации человека. Процесс такой социализации заключается в том, что многие базовые различия между мужчинами и женщинами закладываются в семье и дети узнают о них из множества источников. Социализация осуществляется как сознательно, так и бессознательно, причём в процессе активного взаимодействия с личностью, так как личность формируется благодаря самым первым социальным отношениям, в которые вступают дети. Процесс половой идентификации определяется и направляется с помощью социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определённые половые роли. Понятие половой роли обозначает способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящих от их позиции в обществе и отвечающий принятому в данном обществе набору норм, предписаний и ожиданий. Под половой ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину). Но становление половой идентичности индивида не обусловлено прямо и непосредственно наличием социальных стереотипов, представлений, ожиданий. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности. Такое направление процесса социализации и его результат – половая идентичность – требует освоения половых ролей и обучения полоролевому поведению. Очевидно, что психосексуальное развитие - сложный биосоциальный процесс, в котором "природные" и "социальные" факторы переплетаются, их нельзя понять друг без друга. Любое нарушение последовательности или сроков критических периодов половой дифференцировки может роковым образом отразиться на будущем сексуальном поведении и самосознании человека. Выделяют несколько этапов формирования у ребёнка половой идентичности.

Первый этап – к 1,5 годам в ходе общения со взрослыми формируется знание первичной половой идентичности. Уже к этому времени дети могут знать о своей половой принадлежности. При этом особенно ранимым, потенциально слабым партнером является не женщина, а мужчина. Обычно в первые годы жизни дети очень привязаны к матери. В это время они сталкиваются с проблемами отделения и индивидуализации. Это подразумевает ослабление первоначальной идентификации с матерью, Уменьшение оральной зависимости от неё. У мальчиков и девочек этот процесс оставляет разные впечатления. Ранние впечатления девочек включают в себя двойную идентификацию: не только они идентифицируют себя с матерью (как и мальчики того же возраста), но и сами матери, как большие дочери, очень сильно идентифицируют себя со своими дочерями. Такое чувство особой привязанности делает последующее разделение матерей и дочерей более трудным. В то же время в отношениях с мальчиками матерям свойственно поощрять их оппозицию по отношению к себе и вообще всё, что усиливают их мужское самосознание. Кроме того, игрушки, которые предлагают ребёнку, игры и развлечения, вкусы, которые ему стараются привить, требования, которые к нему предъявляют, - всё пропускается через призму его пола: «Ты не должен плакать, ведь ты не девочка»; «Почему ты дерёшься, разве ты мальчик?». Первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка именно в этот период, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объём и содержание гендерной идентичности меняются, включая широкий набор маскулинных и фемининных черт.

Второй этап – 3-4 года. После достижения ребёнком этого возраста различное развитие мальчиков и девочек общепризнано. В течение этого периода более специфичная маскулинная идентификация должна прийти на смену ранней идентификации мальчика с матерью и это совпадает со временем, когда отец всё чаще начинает присутствовать в мире своих детей. Однако в современном обществе это не так то просто осуществить, и поэтому мужская идентификация бывает подкреплена скорее стереотипными представлениями о роли мужчины в обществе, чем реальными отношениями между взрослыми людьми своего пола. Впоследствии мальчики могут переориентироваться на негативный способ проявления маскулинности, идентифицируя себя во всём, что не является женским. Это означает подавление в себе всех качеств, которые считаются женскими, а также предполагает низкую оценку того, что мальчику кажется «женским» в окружающем мире.

Для девочек развитие женской гендерной идентификации носит более последовательный характер. Им не приходится преодолевать своё раннее «Я» и привязанность к матери, поскольку их окончательное определение как женщины совпадает с центральной фигурой, на которой концентрировалось их детское чувство зависимости. Поэтому идентификация девочки со своей матерью отличается от той позиции, которую занимает мальчик, пытающийся освоиться с мужской ролью и соответствующим ей поведением. Таким образом, восприятие мальчика и девочки своего внутреннего мира порождает развитие маскулинности и женственности. Исследования показывают, что основа гендерных различий в способах мышления и разрешение проблем также начинает закладываться по отношению к детям через поведение родителей. С раннего возраста дети учатся, какая одежда им подходит в соответствии с полом, какое поведение является «гендерно соответвующим». Девочки учатся копировать своих матарей, мальчики – отцов. Так, мир девочек оказывается ограниченным маленькой группой подруг; он - частный, несоревновательный, основан не на власти внутри группы, а, наоборот, на взаимном равенстве и уважении друг к другу. Мир мальчиков же является более иерархичным, характеризуется постоянной конкуренцией за статус, наполнен позированием, чтобы утвердить доминирование, привлечь публику, утвердить себя, когда другой повержен.

Итак, к 3-4 годам у ребёнка формируется способность различать людей по полу, складывается чёткое осознание своей половой принадлежности. В этот период зачастую дети отвергают то, что в их системе представлений противоречит нормам их пола: неподобающую одежду, занятия, манеры. Свидетельствует это о колоссальной внутренней работе, связанной с формированием самосознания.

Третий этап – 6-7 лет. На этом этапе происходит практически полная дифференциация половых ролей, выбираются определённые формы игр и компаний. У детей формируются представление о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям определённой половой роли. Эти проявления гендерных различий затем усиливаются в результате учителей и школьного воспитания. Система образования становится наиболее мощным средством, при помощью которого общество воспроизводит гендер и социальные отношения.

Четвёртый этап (решающий этап при формировании половой идентичности)- период полового созревания, или пубертатный.

Становление не только половой идентичности, но сексуальной роли - проблема, которая возникает перед человеком и разрешается им в течение пубертатного периода. Половое созревание, по замечанию И.С.Кона, - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание полростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития обретает силу доминирующей идеи. Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки мужественности и женственности. От того, как складываются знания подростка о себе, как формируется переживание своего «физического Я» вообще и полового в частности, зависят многие стороны его будущего отношения к самому себе, к окружающим людям разного пола и – шире – чувству любви.

Похожие работы:

  1. •  ... подростков с различной гендерной идентичностью
  2. • Особенности гендерной идентичности
  3. • Формирование гендерной идентичности
  4. • Влияние типа гендерной идентичности на уровень ...
  5. • Изменяющаяся социальная идентичность белорусов: гендерный ...
  6. • Формирование семейной идентичности мужчины и женщины
  7. • Диагностика и лечение расстройств гендерной идентичности
  8. •  ... как процесса обретения половой идентичности у детей ...
  9. • Изучение знаковой системы гендерной идентификации ...
  10. • Присвоение и конструирование гендерных установок женщинами с ...
  11. • Гендерная социализация
  12. • Гендерные различия поведения в конфликте
  13. • Феномен гендерных отношений
  14. • Специфика мужского типа речи на материале ...
  15. • Формирование "Образа-Я" и проблема социальной ...
  16. • Корпоративная идентичность как часть бренда
  17. • Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей ...
  18. • Идентичность человека в современном обществе как ...
  19. •  ... как фактор развития полоролевой идентичности в ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com