Рефетека.ру / Политология

Контрольная работа: Политические партии

План контрольной работы:


Порядок создания и прекращения деятельности политических партий

Права и обязанности политических партий

Задача

Список использованных источников


1. Порядок создания и прекращения деятельности политических партий


Прядок создания политической партии.

В качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом.

Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.

Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь, создаваемые в порядке, установленном законодательством и уставом политической партии, в шестимесячный срок со дня государственной регистрации политической партии.

Учредители политической партии созывают учредительный съезд, на котором принимают решение о создании политической партии, принимают программу и избирают органы политической партии, утверждают ее название и устав. Думаю, следует подробнее рассмотреть понятие устава, так как он является основным учредительным документом политической партии.

Устав политической партии, должен быть открытым для всеобщего ознакомления и содержать:

полное и сокращенное название политической партии;

цели, задачи, предмет и методы деятельности политической партии;

условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности членов, а также порядок их учета;

порядок управления деятельностью политической партии;

название, состав, порядок избрания, порядок и периодичность созыва, сроки полномочий органов политической партии, органов организационных структур политической партии и их компетенцию;

порядок принятия и обжалования решений органов политической партии, органов организационных структур политической партии;

источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества политической партии, права их органов по распоряжению имуществом, пределы распоряжения имуществом политической партии ее организационными структурами;

порядок внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы политической партии, а также в программу политической партии;

порядок реорганизации и ликвидации политической партии и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации политической партии;

юридический адрес политической партии (место нахождения руководящего органа);

структуру политической партии, условия и порядок создания и прекращения деятельности ее организационных структур.

В уставе политической партии могут содержаться и иные положения, касающиеся создания и деятельности политической партии и не противоречащие законодательству.

После проведения учредительного съезда, партия должна пройти государственную регистрацию.

Государственная регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.

Гимн, значок, вымпел, галстук подлежат государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией политической партии или отдельно от нее в порядке, установленном для государственной регистрации политической партии.

Государственная регистрация флагов, эмблем, нагрудных и опознавательных знаков политической партии осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации официальных геральдических символов.

Для государственной регистрации политической партии в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции или иного учредительного собрания в Министерство юстиции представляются:

заявление о государственной регистрации политической партии, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа политической партии;

устав политической партии в двух экземплярах;

протокол учредительного съезда, конференции или иного учредительного собрания;

документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора;

программа, список учредителей политической партии, в котором указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, а также содержится личная подпись каждого из ее учредителей;

графическое изображение организационных структур с указанием их местоположения;

списки членов выборных органов политической партии, в которых указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должности в этих выборных органах;

заявление гражданина (в случае его смерти - заявление его наследников) о даче согласия на использование в названии политической партии имени этого гражданина (только при включении имени этого гражданина в название политической партии);

решение высшего органа политической партии о наделении не менее трех членов руководящего органа политической партии полномочиями представлять политическую партию в процессе государственной регистрации либо в суде;

документ, подтверждающий наличие юридического адреса политической партии (места нахождения руководящего органа);

документ об оплате за сообщение о государственной регистрации политической партии в периодическом печатном издании, определенном актами законодательства.

В случае, если заявления о государственной регистрации политической партии подали две или более политические партии, имеющие одно и то же название и (или) одни и те же гимн, значок, вымпел, галстук, предпочтение отдается политической партии, ранее других подавшим заявления о государственной регистрации под этим названием или о государственной регистрации гимна, значка, вымпела, галстука, а другим политическим партиям предлагается изменить название и (или) гимн, значок, вымпел, галстук.

Заявление о государственной регистрации политической партии, ее гимна, значка, вымпела, галстука рассматривается Министерством юстиции в месячный срок со дня его поступления.

Министерство юстиции вправе осуществлять проверку достоверности

документов, представляемых для государственной регистрации политической партии.

После изучения документов, представленных для государственной регистрации политической партии, Министерство юстиции направляет их в Республиканскую комиссию по регистрации (перерегистрации) общественных объединений, которая в пятидневный срок со дня получения документов дает заключение о возможности государственной регистрации политической партии и направляет его в Министерство юстиции.

Решение о государственной регистрации политической партии принимается Министерством юстиции на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений.

При положительном решении в Государственный реестр политических партий, союзов Министерством юстиции в порядке, установленном законодательством, вносится запись о государственной регистрации политической партии.

Зарегистрированной политической партии выдается свидетельство о государственной регистрации политической партии, ее гимна, значка, вымпела, галстука и один экземпляр устава политической партии, на котором делается отметка о государственной регистрации политической партии.

Руководителю зарегистрированной политической партии может быть выдано удостоверение в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.


1.2. Прядок прекращения деятельности политической партии.

В соответствии с Законом «О политических партиях» политическая партия прекращает свою деятельность путем реорганизации или ликвидации.

Реорганизация политической партии осуществляется по решению высшего органа этой политической партии.

Ликвидация политической партии осуществляется:

по решению высшего органа политической партии;

по решению Верховного Суда Республики Беларусь.

Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случае:

совершения политической партией действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

нарушения политической партией законодательства и (или) ее учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;

если при государственной регистрации политической партии со стороны ее учредителей были допущены нарушения законодательства Республики Беларусь, носящие неустранимый характер;

если численность политической партии не соответствует требованиям части первой статьи 10 Закона «О политических партиях» (т.е. составляет менее 1000 человек);

неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии в срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Республики Беларусь за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также за получение политической партией, ее организационной структурой иностранной безвозмездной помощи.

Заявление о ликвидации политической партии подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь.

Денежные средства и иное имущество ликвидированной политической партии после полного удовлетворения всех требований кредиторов используются на цели, предусмотренные учредительными документами этой политической партии, если ее денежные средства и иное имущество в соответствии с законодательными актами не подлежат обращению в доход государства.

Решение высшего органа политической партии или Верховного Суда Республики Беларусь о ликвидации политической партии направляется в Министерство юстиции и публикуется политической партией в периодическом печатном издании, определенном актами законодательства.

На основании решения высшего органа политической партии или Верховного Суда Республики Беларусь о ликвидации политической партии Министерство юстиции исключает политическую партию из Государственного реестра политических партий, союзов.

Ликвидация политической партии влечет за собой ликвидацию организационных структур этой политической партии. При этом соответствующими управлениями юстиции исключаются записи о государственной регистрации, постановке на учет организационных структур этой политической партии из журналов учета организационных

структур политических партий.


2. Права и обязанности политических партий


Важнейшим принципом, определяющим правовой статус политических партий в демократическом государстве, является принцип равноправия - все политические партии имеют равные права и обязанности.

Предоставляемые политическим партиям права должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой - гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийной системы. Здесь следует подчеркнуть лишь два обстоятельства. Первое: все права политических партий являются коллективными, ибо хотя многие из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, они принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям - политическим партиям - как специфическим субъектам, права и могут быть реализованы только ими. Второе - и это следует особо отметить - новый подход к правовому регулированию прав и свобод политических партий, заключающийся в том, что некоторые из них закрепляются Конституцией, т. е. приобретают характер основных, конституционных. Так ст. 5 Конституции Республики Беларусь гласит, что политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Предоставляя политическим партиям широкие права и свободы, законодательство в то же время возлагает на них и обязанности,

Закрепляемые законодательством обязанности политических партий, как бы они ни формулировались, носят отнюдь не декларативный характер - невыполнение их влечет за собой применение различного рода санкций, которые предусматриваются как Законом «О политических партиях», так и иными законодательными актами (например, уголовным законодательством).

Теперь же рассмотрим подробнее права и обязанности политических партий в Республике Беларусь.

Политические партии со дня их государственной регистрации имеют право:

свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;

пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

проводить собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия в порядке, установленном законодательством;

защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;

участвовать в выборах в порядке, установленном законодательством;

поддерживать связи с другими политическими партиями, союзами, иными общественными объединениями, их союзами (ассоциациями);

создавать союзы.

Союзы имеют права, предусмотренные настоящей статьей для политических партий, за исключением прав, предусмотренных абзацами седьмым и девятым части первой настоящей статьи.

Политические партии, союзы могут иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

В Законе «О политических партиях» нет статьи прямо указывающей обязанности политической партии. Однако они вытекают из самого текста указанного Закона.

Итак, политическая партия обязана:

соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные нормативно-правовые акты;

допускать должностных лиц Министерства юстиции и соответствующих управлений юстиции к участию в мероприятиях, проводимых в уставных целях, предоставлять по их просьбе информацию по вопросам ее уставной деятельности;

не менее чем за семь дней извещать Министерство юстиции о заседании (созыве) своего высшего органа;

в случае изменения юридического адреса (места нахождения руководящего органа) в месячный срок представить в Министерство юстиции все документы, необходимые для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав политической партии;

ежегодно до 1 марта предоставлять в Министерство юстиции информацию о продолжении своей деятельности;

предоставлять информацию о численности политической партии, ее организационных структур;

предоставлять сведения о мероприятиях, проведенных в уставных целях;

в случае изменений в составе выборных органов политической партии в десятидневный срок со дня принятия такого решения предоставлять необходимые сведения в Министерство юстиции.


Задача


Граждане П. и З. с целью создания политической партии и ее дальнейшей регистрации организовали 12 октября проведение учредительного съезда, на котором присутствовали представители от Могилевской, Витебской, Гродненской областей и г. Минска в количестве 1010 человек. На съезде было принято решение о создании политической партии «Справедливость», принят устав, программа и образованы соответствующие органы. 15 ноября необходимые документы были представлены в Министерство юстиции для регистрации политической партии. 15 декабря указанный орган вынес решение об отказе в государственной регистрации партии «Справедливость».

Чем в данном случае может мотивироваться отказ Министерства юстиции зарегистрировать политическую партию «Справедливость»?


Решение


В указанном случае были соблюдены все условия, кроме одного: не был соблюден срок подачи заявления и иных документов, необходимых для государственной регистрации политической партии в регистрационный орган (ч. 4 ст. 15 Закона Республики Беларусь «О политических партиях»). В Законе указано, что подача заявления и иных необходимых документов в Министерство юстиции должна осуществляться в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции или иного учредительного собрания. В данном случае учредительный съезд состоялся 12 октября, а необходимые документы были поданы в Министерство юстиции только 15 ноября.


Список использованных источников:


Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).

Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 196, 1/7011

Закон Республики Беларусь «О политических партиях» от 5 октября 1994 г. N 3266-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 120, 2/1132


17


Похожие работы:

  1. • Финансирование политических партий России и Беларуси
  2. • Политические партии в Республике Беларусь
  3. • Права и свободы политических партий. Получение ...
  4. • Предпринимательская деятельность политической партии
  5. • Правовые формы функционирования политических партий
  6. • Политическая партия: создание, виды
  7. •  ... о политических партиях Российской Федерации и ...
  8. • Понятия, сущности, функционирования политических ...
  9. • Конституционно-правовой статус политических партий
  10. • Политические партии России
  11. • Классификация политических партий в зарубежных странах
  12. • Деятельность еврейских политических партий и организаций на ...
  13. • Современная политическая партия в избирательном ...
  14. • Политические партии России
  15. • Обоснования и классификация политических партий
  16. • Становление политических партий Российской Федерации ...
  17. • Политические партии и партийные системы
  18. • Политические партии
  19. • Многопартийность и политические партии (статус)
Рефетека ру refoteka@gmail.com