Содержание
Введение
1. Политический плюрализм и становление многопартийности в России
2. Создание, ликвидация и внутреннее устройство политических партий
3. Права и обязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах
4. Проблемы функционирования политических партий на современном этапе
Библиографический список
Введение
Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Они дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразных научных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.
Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что в поиске путей эффективного функционирования политической системы Российского государства важное значение имеют проблемы становления и развития политических партий как законных представителей разнообразных интересов общества и призванных представлять эти интересы в системе власти. Однако, несмотря на глубину происходящих в России политических и социально-экономических преобразований и складывающейся многопартийной системы, процесс их функционирования протекает сложно и противоречиво.
Цель исследования: всесторонне изучить конституционно-правовой статус политических партий.
Задачи исследования:
определить порядок создания, ликвидации и внутреннего устройства политических партий;
изучить права и обязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах;
рассмотреть проблемы функционирования политических партий на современном этапе.
При написании работы автор использовал Конституцию РФ, юридическую учебную литературу, периодическую литературу, другие источники и нормативно-правовые акты.
1. Политический плюрализм и становление многопартийности в России
Политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти.
Отечественный опыт показал, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть — от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни и т.д. Монополия на власть создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество. Однако не следует идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью.
Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР «Об общественных объединениях». Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых.
Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап нередко условно называют «неформальной волной» (1986 - весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти.
Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений и лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик. Сложившаяся в это время политическая культура неформального общественно-политического движения имела элитарный характер. Итогом полутора годовой деятельности неформальных групп явилось фактическое признание их существования официальными властями, а достижением стало формирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам — около 1-1,5 тыс. человек).
Скачок в развитии оформившегося самодеятельного политического движения населения, так называемых «общественных инициатив», явился следствием изменения внутри - и внешнеполитического климата страны, связанного с попыткой части руководства КПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация «неформалов» в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики «широкого общественного диалога». Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом, а также призывы М.С. Горбачева к созданию широкого общественного движения в поддержку реформ.
Волна «народофронтовского» движения в России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания - подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как «оплота антиперестроечных сил», предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.
Показателем успешного использования в пропагандистских целях официальной массовой политической кампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москве эта аудитория насчитывала более 50 тысяч человек.
К этому периоду относится появление первых «партий». Они являлись по сути теми же «неформальными» группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения «клубами» и «группами» того, что они превращаются в партии.
1988-1990-е годы явились своеобразным бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастать реальная многопартийность. В ходе избирательных кампаний 1989-1990 годов «народные фронты» предпринимали усилия по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постоянно действующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля.
В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, число политических организаций, принявших наименование «партия», составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой—весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика в формировании партий, когда первоначально складывается руководство, которые затем ищет потенциальных членов и избирателей.
Принятие в октябре 1990 года Закона СССР «Об общественных объединениях» стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.
Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. Их анализ даже в первом приближении выявляет множество элементарных промахов как со стороны организаторов избирательного процесса (в т. ч. разработчиков соответствующей процедуры), так и его непосредственных участников, соревновавшихся за депутатские мандаты.
После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей.
Согласно Конституции, «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения.
В Конституции Российской Федерации указано, что «общественные объединения равны перед законом». Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений. России, помимо равенства перед законом, закрепляется равенство общественных объединений между собой. Это предполагает равенство прав и обязанностей общественных объединений, как в общественной, так и в хозяйственной деятельности.
Закрепленный в Конституции России принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Каждая партия обладает правом принимать программные документы, публикуемые затем для всеобщего сведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. Но участвуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан.
Партийные полномочия должны осуществляться в соответствии с российским законодательством и уставом партии, который подлежит обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации предусматривает запрет на «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Принцип политического плюрализма обладает рядом бесспорных преимуществ (хотя бы потому, что он противостоит политическому единообразию), но эти преимущества могут быть реализованы исключительно в рамках конституционности. Кроме того, конкретная реализация принципа политического плюрализма предполагает наличие особого типа правовой культуры, толерантной и компромиссной.
В России существует множество политических партий, общественно-политических организаций и движений. Люди, социальные общности имеют возможность свободно выбирать политические организации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие их интересам.
Политический плюрализм неразрывно связан с идеологическим. Политический плюрализм в идеологической «упаковке» отражает многообразие идей и мнений в политике, что дает возможность в споре, диалоге сопоставлять различные точки зрения и находить оптимальные пути решения политических проблем.
При этом в Конституции Российской Федерации подчеркивается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В условиях идеологического многообразия отрицание государственной идеологии, возведенное в ранг правового нормативного правила, может привести на практике к серьезным деформациям российской государственности, «освобожденной» от интегрирующего общего интереса и цели.
2. Создание, ликвидация и внутреннее устройство политических партий
Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. (в ред. 2005 г.) «О политических партиях» политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
- обязательно иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
- в политической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов партии, при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов партии; в остальных субъектах если создаются региональные отделения, то при условии, что численность каждого из них не может составлять менее 250 членов партии;
- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Одно из ключевых положений Закона: в России не могут создаваться межрегиональные, региональные и местные политические партии. Партии могут быть только федеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
Под региональным отделением политической партии Закон понимает ее структурное подразделение, созданное по решению уполномоченного руководящего органа партии и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ. В субъекте РФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение партии. Следовательно, в иных случаях Закон запрещает создание подразделений партии, охватывающих два и более субъекта РФ. Партия может иметь в качестве структурных подразделений местные и первичные отделения, создаваемые в случаях и порядке, предусмотренных уставом.
Закон говорит о том, что цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе (одновременно можно сказать, что эти документы обязательны для каждой партии). Однако тем не менее основные цели партии названы в самом Законе: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на всех видах выборов органов государственной власти, выборных должностных лиц местного самоуправления, представительных органов муниципальных образований, участие в выборах, а также в работе соответствующих органов и должностных лиц.
Для политических партий существуют те же ограничения на создание и деятельность, что и для общественных объединений в целом. К этому добавляются и некоторые специальные ограничения: не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности (под такими признаками в Законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии); политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.
Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускаются создание структурных подразделений политических партий и любая деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.
Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.
Не допускаются создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и их структурных подразделений.
Закон о партиях повторяет положения о недопустимости взаимного вмешательства органов государственной власти, их должностных лиц и политических партий в деятельность друг друга. Возможны их сотрудничество и согласованная деятельность по вопросам, затрагивающим интересы партий. Но не допускается использование должностными лицами преимуществ своего должностного или служебного положения на государственных или муниципальных должностях в интересах политической партии. Причем такие лица, за исключением депутатов любых уровней, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Закон не требует, чтобы указанные выше лица выходили из партий или приостанавливали в них членство. Специально и в мягкой форме Закон говорит о Президенте РФ: он вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий. Правда для депутата Государственной Думы в 2005 г. было установлено: подача им заявления о выходе из партийной фракции влечет за собой прекращение депутатских полномочий.
Политическая партия создается без разрешения органов государственной власти и должностных лиц. Она может быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на их съезде.
Партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений: о создании политической партии; об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации; о принятии устава; о принятии программы; о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Учредительный съезд партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов РФ и преимущественно проживающие в этих субъектах.
Со дня создания партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений партии и получением ею свидетельства о государственной регистрации.
Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации и осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента регистрации. Государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой, региональные отделения партий регистрируются органами указанной службы в соответствующих субъектах РФ.
Документы на регистрацию партии представляются не позднее через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда партии. А регистрация региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня регистрации партии.
В соответствии с Федеральным законом 2001 г. о государственной регистрации юридических лиц (ст. 8) она «осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган».
Свое решение о регистрации партии или ее отделения регистрирующий орган вместе с соответствующими документами направляет в орган, ведущий единый государственный реестр юридических лиц – Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах. Эти органы не позднее пяти рабочих дней вносят в реестр запись о партии или ее региональном отделении и не позднее дня, следующего за этим сроком, сообщают о внесении записи в регистрирующий орган. Этот орган не позднее трех дней со дня получения информации выдает уполномоченному лицу партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения записи о партии или ее региональном отделении в государственный реестр юридических лиц. Причем Федеральный закон о политических партиях специально определяет, что в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации (п. 5 ст. 15). Отказ в регистрации партии или ее регионального отделения может быть обжалован в суд.
Закон оговаривает, что информация о членах политической партии, представляемая для сведения в регистрирующие органы, относится к информации с ограниченным доступом. Ее разглашение без согласия соответствующих членов партии влечет за собой ответственность, установленную законодательством.
Закон довольно подробно регулирует ряд вопросов, касающихся внутренней организации и деятельности партий. Он не только обязывает любую партию иметь устав, но и указывает основные позиции, которые надо в нем отразить. Закон также говорит, что партия должна иметь программу, определяющую принципы ее деятельности, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.
Кроме того, членство в партии является не только добровольным, но и индивидуальным. Членами партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными.
Закон определяет, что у членов партии есть равные возможности участвовать в ее организации и деятельности. Вместе с тем он предусматривает, что гражданин РФ может быть членом лишь одной политической партии, состоять только в одном региональном отделении данной партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.
Запрещается требовать от граждан РФ, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового. Членство в партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения прав и свобод гражданина, а также быть условием предоставления ему каких либо преимуществ. Члены партии не связаны ее решениями при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах партии, ее региональных отделениях или иных структурных подразделениях.
Закон 2001 г. регулирует вопросы контроля в отношении партий, приостановления деятельности и ликвидации политических партий.
Контроль осуществляют Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы. Хотя ст. 38 Закона называется «Контроль за деятельностью политических партий» из ее содержания видно, что речь идет о контроле за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами партий. Иначе говоря, непосредственно в деятельность политических партий названные выше органы не вмешиваются.
В рамках контроля эти органы вправе: не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий в их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов партии; направлять своих представителей для участия в проводимых партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях по принятию устава и программы партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений.
Выполняя контрольные функции, регистрирующие органы имеют право выносить соответственно политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано партией, ее региональным отделением или иным за регистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный орган обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральную регистрационную палату и в руководящий орган партии.
Особая ситуация возникает в случае нарушения партией Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Закона о партиях и иных федеральных законов. В этом случае на основании ст. 39 Закона федеральный регистрирующий орган выносит партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. Если в установленный срок эти нарушения не были устранены в предупреждение не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Федеральной регистрационной службы.
Региональному отделению или иному структурному подразделению политической партий предупреждение выносит территориальный орган службы в соответствующем субъекте РФ, устанавливая срок для устранения выявленных нарушений, составляющий не менее одного месяца. Возможно приостановление деятельности этих структур на срок до шести месяцев решением суда общей юрисдикции субъекта РФ на основании территориального органа.
Закон не допускает приостановления деятельности политической партий со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, за исключением случаев, когда это связано с экстремистской деятельностью партии, а также если партия нарушает территориальный признак деятельности или правило о невмешательстве в деятельность государственных и иных органов и учреждений (т.е. пункты 1, 4, 5 ст. 9 Закона 2001 г.). При тех же условиях не допускается приостановление деятельности регионального отделения политической партии со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов.
Если партия добилась успеха на выборах в Государственную Думу, и ее федеральный список был допущен к распределению депутатских мандатов, деятельность партии не может быть приостановлена по основаниям, связанным с отсутствием региональных отделений партии численностью не менее 500 членов партии более чем в половине субъектов РФ или отсутствием необходимого числа членов партии, в течение четырех лет со дня голосования на указанных выборах.
Федеральный закон предусматривает и такую меру конституционно-правовой ответственности, как ликвидация политической партии. В случае, если партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение не устраняют нарушения, послужившие основанием для приостановления их деятельности, Федеральная регистрационная служба или ее территориальный орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности соответственно партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению Верховного Суда РФ. Партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случаях (п. 3 ст. 41):
а) невыполнения требований соответственно ч.5 ст. 13 Конституции РФ и п. 1 ст. 9 Федерального закона о политических партиях (осуществление экстремистской деятельности), п. 4 и 5 того же Закона (нарушение правил о создании структурных подразделений партии только по территориальному признаку, о запрете на деятельность в государственных и иных органах и учреждениях);
б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии;
в) неучастия партии в выборах в формах, которые были указаны выше;
ю) отсутствия региональных отделений партии численностью не менее 500 членов партии более чем в половине субъектов РФ;
л) отсутствия необходимого числа членов партии.
Заявление о ликвидации партии вносится в Верховный Суд РФ Федеральной регистрационной службой.
Политическая партия, федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов, не может быть ликвидирована по основаниям, предусмотренным приведенными выше пунктами «г» и «д» (т.е. отсутствие региональных отделений и достаточного числа членов партии), в течение четырех лет со дня голосования на указанных выборах.
Не допускается ликвидация партии по решению Верховного Суда РФ со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, когда речь идет об экстремистской деятельности партии.
Региональное отделение в иное структурное подразделение партии могут быть ликвидированы по решению органа партии, уполномоченного ее уставом, по решению суда, а также в случае ликвидации партии. Основания для ликвидации по решению суда аналогичны перечисленным выше; заявление подается в суд общей юрисдикции субъекта РФ Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом.
Отметим также, что в связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» Закон о партиях 2001 г. был приведен в соответствие с указанным Законом. Вместе с тем Закон о партиях дополнен (п. 7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом об экстремистской деятельности.
А в указанном Законе названы более широкие основания ликвидации общественных объединений — мы их называли ранее. Это означает, что при необходимости можно ставить вопрос о ликвидации политической партии также и по тем признакам, которые перечислены в Законе о противодействии экстремистской деятельности
В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается а) на цели, предусмотренные уставом и программой партий, если ликвидация осуществлена по решению съезда партии; б) в доход Российской Федерации, если партии ликвидирована по решению суда.
3. Права и обязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах
В целом эти права и обязанности сходны с правами и обязанностями иных общественных объединений. Хотелось бы отметить такие права партий: распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных Законом о партиях и иными законами; участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации; создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица.
Закон разрешает политическим партиям осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством и уставом партии; получаемые при этом доходы идут на цели партии и не распределяются между членами партии.
Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
Партия, а если это предусмотрено партийным уставом, то и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие лишь в тех выборах и референдумах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в федеральный регистрирующий орган документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации. Первоначально закон говорил, что политическая партия вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными избирательными объединениями в порядке, установленном избирательным законодательством. Однако в 2005 г. избирательные блоки отменены, предусматривается только самостоятельное участие партий в выборах. При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою программу в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством.
Политическая партия считается участвующей в выборах, если ею выдвинуты и зарегистрированы: федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы; кандидат на должность Президента РФ; кандидаты (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20% субъектов РФ; кандидаты (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ.
Не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах в каких-либо из перечисленных вариантов политическая партия подлежит ликвидации.
Политическая партия имеет и обязанности, в том числе: соблюдать в своей деятельности Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав партии; ежегодно представлять в уполномоченные регистрирующие органы информацию численности членов партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица; допускать представителей регистрирующих органов на свои открытые мероприятия; извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия. Политическая партия и ее региональные отделения ежегодно представляют в регистрирующие органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
4. Проблемы функционирования политических партий на современном этапе
Рассматривая вопрос о роли политических партий в России необходимо обратить внимание на следующие проблемы их функционирования:
проблема «устаревания» политических партий
проблема искусственной дифференциации политических партий
проблема выборов политических партий
проблема «частичности» политических партий
проблема выражения воли народа
проблема безответственности партийных лидеров и отрешенности политических партий от реальной жизни общества
проблема структуры политических партий
проблема менталитета населения России
Проблема «устаревания» партий сегодня актуальна. Сущность проблемы заключается в том, что первые политические партии создавались около двух веков назад в определенных социально-политических условиях того времени и были нацелены на решение проблем общества того периода. Например, имелась необходимость законодательного закрепления прав и свобод определенных категорий людей: рабочих, ремесленников, крестьян и т.п. С этой целью создавались первые политического толка образования – первые партии, выражавшие политические интересы определенных групп людей, которые возникали вследствие требований справедливости и равных условий существования всех людей на Земле. Движительной силой при реализации требований народа, которые «продвигали» политические партии того времени, выступала «идея справедливости», воспринятая от философов-просветителей. Все люди на Земле имеют равные права данные им Богом, поэтому никто не должен притеснять других, иметь больший объем прав, санкционированный государством, нежели другой. В такой ситуации государство – гарант прав определенных «привилегированных» групп, становится оплотом несправедливости, что ведет к дестабилизации его собственного существования. Необходимость закрепления правового равенства всех членов общества на законодательном уровне была, таким образом, объективно, продиктована условиями развития государства и общества того времени. Политические партии, как группы людей, акцентирующие внимание государства на его собственных проблемах, которые возникали вследствие несправедливости, сыграли немаловажную роль в процессе становления и последующего развития демократии во многих государствах. Не следует, однако, преувеличивать роль политических партий в этом процессе, их влияние на развитие демократии сочеталось со всеобщим пониманием необходимости указанных изменений. Необходимо подчеркнуть, что социально-политические и экономические условия жизни общества и государства того времени способствовали возникновению политических партий и делали их деятельность актуальной. В современных социально-политических и экономических условиях деятельность партий носит иной характер. В Конституции РФ закреплено равенство всех людей, приоритет прав и свобод человека, права человека являются высшей ценностью государства, определяют смысл законов, деятельность всех ветвей власти и т.д. На фоне этого определение роли политических партий становится затруднительным делом. Ранее, как выше отмечено, движительной силой политических партий являлась идея справедливости, что сейчас движет партиями – непонятно. Исходя из общепринятого определения политических партий, партия – это добровольный союз людей, имеющий цель – получение власти, с помощью которой происходит реализация партийных интересов. Вопрос о движительной силе сегодня отходит на задний план, презюмируется, что интересы политических групп возникают как раз в результате «несправедливости общественных отношений». С таким неопределенным подходом, интересы партий могут быть любыми, в том числе и несправедливыми (см. деструктивные партии). Далее анализируем цель партий - получение власти. Партии добиваются получения власти. Учитывая неопределенность партийных интересов, размытость партийных программ, зададим вопрос – зачем нужна власть? При неясности цели, к чему обладать средствами. Очень много ответов напрашивается на данный вопрос, но только не ответ, который указал бы на позитивную цель стремления партий к власти. Стремление к власти определенных индивидов или их групп продиктованное собственными амбициями, жаждой наживы и другими низменными желаниями, частое явление во многих странах мира, не только в России.
Тесно связана с проблемой определения партийных интересов проблема размежевания общественных интересов и дифференциации политических партий. Дело в том, что в теории партии отражают политические интересы общества. Широта спектра политических интересов населения государства определяет, таким образом, количество партий. В России при переходе к демократическому строю возникло несколько тысяч различных политических партий. Что это? Небывалый всплеск политических настроений, политической активности населения или нечто иное? Обратим внимание на следующий момент: партии создаются группами людей с определенным интересом, требованиями к публичной власти. Сколько же требований возможно предъявлять к власти в условиях правового равенства всех граждан государства и какого рода эти требования? Как правило, требования людей направлены на защиту или реализацию социальных и экономических прав. Правовых требований либо вовсе нет, либо они преследуют узконаправленные интересы и опять же в меркантильных интересах. Экономико-социальная обусловленность требований населения определяет два основных интереса населения России: богатым – жить стабильнее и спокойнее, бедным – жить лучше. Каждая политическая партия может объять эти интересы в своей политической программе, и тогда отпадет необходимость существования других, похожих по программным установкам партий. Не исключено вообще существование одной партии «всеобщего благополучия», которая бы преследовала цель – сделать жизнь всех людей счастливой. Однако подобная ситуация по представлению многих ученых, ориентированных на опыт СССР и др. стран тоталитарного толка, считается опасной, так как не будет конкуренции, что приведет к доминированию одной партии во всех сферах политической жизни. Следует подчеркнуть, что угрожающая ситуация с одной партией в государстве возможна при условии такой организации политической системы, при которой у данной партии будет возможность получения неограниченной государственной власти. Возникновение большого количества политических партий, с неопределенными интересами, их существование, деятельность во властных структурах, тесно связаны с проблемой отграничения партийных установок, программных курсов и т.д. Поскольку, в общем, все партии выражают приблизительно одинаковые интересы населения, возникает вопрос о том, как происходит процесс дифференциации партий и проведения между ними границ. Представляется, что процесс разграничения партий по интересам населения – искусственное явление, которое происходит ни «снизу», от населения, а «сверху», от партийных идеологов. Это ставит под сомнение понимание партий, как союза людей выражающих интересы населения. Процесс деления партийных интересов может иметь следующую логику: раз «те» выражают и защищают интересы крестьян, то мы будем защищать интересы рабочих, кто-то другой будет защищать интересы преподавателей и т.д. Такой подход может породить абсурдную ситуацию дробления партийных интересов по не имеющим вообще никакого значения критериям. Закон в РФ о политических партиях регулирование этого вопроса не предусматривает. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что партийные интересы не равны интересам народа и не являются их продолжением, партийные интересы возникают без участия населения, не идут от народа, а являются результатом мыслительной деятельности отдельных людей, партийных идеологов. Процесс возникновения определенных партийных интересов – процесс искусственный потому, что основан более на профессиональном анализе проблем выполнения государством своих обязанностей, нежели действительных потребностей населения данного государства. Разумеется, существует определенная связь между ними, однако, следует иметь в виду, что партии выражают интересы населения, и на это должна быть направлена их деятельность. Синтезирование интересов населения из невыполнения государством своих обязанностей связано с субъективным подходом и видением человека производящего синтез. Подлинные интересы населения при такой политике партий останутся незамеченными, и откроется простор для фантазирования и придумывания интересов народа, в том числе и тех интересов, о которых народ и не подозревает.
Тесно связана с проблемой определения интересов народа проблема голосования за политическую партию на выборах в высший законодательный орган страны. Исходя из сложившейся практики, можно делать вывод, что народ голосует не за политическую партию, а за партийных лидеров. Для выборов необходим субъект, за который люди отдадут свои голоса. Человек не может проголосовать за абстракцию, за коллектив, ему нужен субъект, обладающий определенными моральными качествами. В такой ситуации возникает проблема следующего рода: партию с «хорошими» программными установками может возглавлять человек с негативными характеристиками, и наоборот. Возможна неправильная оценка избирателями сущности партийной программы и голосование за человека, за харизму, но не за партию. Другой стороной проблемы голосования за политическую партию является проблема нуждаемости партии в голосах в периоды выборов. Не секрет, что в предвыборные периоды у всех политических партий наблюдается «всплеск» активности направленный на работу с избирателями с целью получения их голосов на выборах. Сам по себе «всплеск» уже настораживает, так как говорит о том, что до того деятельность партии носила более спокойный характер, если таковая вообще осуществлялась. Такое поведение политических партий, на мой взгляд, говорит об одном: нет постоянной связи между партиями и народом, народ необходим как средство получения власти, после достижении своих целей партия «забывает» о том, кто дал ей власть.
Следующей проблемой политических партий является проблема «частичности» партии. Суть проблемы в том, что партия может выражать только интересы определенной группы населения. Этимологически слово «партия» означает «часть». Значимость проблемы в том, что реализация партиями интересов определенных групп населения может входить в противоречие с реализацией интересов других групп. Ситуация осложняется тем, что способность реализовать интересы определенной группы населения зависит, зачастую, от материальной базы партии, ее ресурсов, источников формирования партийных бюджетов и т.д. Опасность в том, что интересы «простых» людей, менее подкрепленных средствами, реализованы не будут, так как этому будут препятствовать «непростые» люди, с большими возможностями. Например, кто будет платить за реализацию интересов учителей, и сколько будет платить? В то же время, кто и сколько сможет заплатить за реализацию интересов промышленников, бизнесменов и т.д.? «Частичность» партии, с учетом искусственности их дифференциации, уже закладывает в обществе элемент нестабильности, так как делит общество на определенные группы. В то же время только интеграция всего общества способствует решению общественных проблем. Например, взять борьбу с преступностью: только усилиями всего общества можно успешно решать эту задачу.
Тесно связана с проблемой «частичности» партий проблема выражения воли народа. Помимо того, что партии выражают интересы определенных групп населения, как мы ранее заметили, они не выражают их в полной мере. Существует разница между подлинными интересами людей и их интерпретацией в программах политических партий. Человек, выбирая свою принадлежность к той или иной партии, ориентируется на более или менее подходящую ему, соответствующую его интересам программу политической партии. Возникает «пространство» между интересами человека и целями партии. «Пространство», может быть каким угодно большим, что, безусловно, открывает простор для отрыва партии от народа. Концом этого процесса всегда выступал тоталитаризм.
Еще одной серьезной проблемой политических партий как элемента политической системы является проблема безответственности партийных лидеров и отрешенности партий от реальной жизни общества. Здесь не идет речь о безответственности партийных лидеров, как о человеческом недостатке. Идет речь об условиях деятельности партий и их лидеров, создающих почву для безответственности вообще. Яснее выражаясь, партийные лозунги, обещания и т.п. не могут быть в принципе реализованы на ближнесрочной перспективе. Механизм деятельности партии во властных структурах, в частности, законодательном органе страны, не позволяет партиям решать сиюминутные проблемы. Обещания партии решить сегодняшнюю проблему, в принципе невыполнимы, так как действия по ее решению могут быть предприняты гораздо позже, через механизм принятия законов. Причем в тот момент самой проблемы уже может и не быть. Создается ситуация, при которой многочисленные партийные обещания, приобретая «правомерный окрас», абсолютно не обязывают (в правовом плане) обещавших к их выполнению. Большой разрыв во времени между действиями партии в законодательном органе страны и конкретным решением социальных проблем делает партии безучастными в реальной жизни страны. Участие партий в решении сегодняшних проблем проявляется только во всевозможных политических выступлениях, прениях и т.п., но только не в движении властных рычагов. Какой прок от партии, если решить сегодняшнюю проблему она сможет только завтра? Или какой прок от партии если, она нам предлагает только то, что сегодня получить нельзя? Очевидно, что прок заключается только в удовлетворении каких-то нематериальных потребностей, либо подпитывании человеческих мечтаний, иллюзий и амбиций.
Проблема структуры политических партий - это проблема не столько структуры политической партии, сколько проблема отношений лидера партии и самой партии. Речь идет о том, что, как правило, в политических партиях существует определенная иерархия, в которой, лидер занимает главенствующее положение, осуществляет руководство партией единолично. В таких партиях существует строгая дисциплина. Вопрос о продвижении простых членов партии в лидеры, не решается ни в какой партии, также не решаются вопросы замены лидеров. Лидеры партий несменяемы, занимают свое главенствующее положение пожизненно и, если передают его, то только своим, избранным ими самостоятельно лицам, неисключено, что это происходит вопреки воле других членов партии. Описанные признаки очень сильно напоминают не демократическую, а тоталитарную схему организации аппарата управления, в частности партийного аппарата. Это позволяет сделать вывод, что партии по своей сути являются тоталитарными образованиями, в них нет демократических основ, демократических принципов образования и функционирования. Что является серьезной проблемой, так как возникает справедливый вопрос: как может партия организовывать реализацию демократии в стране, будучи по своей сущности антидемократичным, тоталитарным образованием? Каких политиков способна воспитать такая партия?
Завершая рассмотрение проблем функционирования политических партий в политической системе России, следует сделать особый акцент на проблеме восприятия политических партий населением России. Эта проблема условно названа проблемой менталитета. Всем известно, что Россия – это государство, имеющее особенности (исторические, культурные и т.д.) своего образования и развития. Как отмечают многие ученые огромная территория государства, необходимость защищать эту территорию от многочисленных внешних и внутренних врагов, предопределила развитость и масштабы государственного аппарата. В свою очередь мощный аппарат государства, аппарат принуждения определил особенности взаимоотношений между народом и государством. Исторически сложившиеся взаимоотношения народа и государства обуславливают приоритет последнего. Менталитет населения России отражает принятие народом недемократических способов управления, как более действенных. Некоторые ученые такое состояние народа связывают с глубочайшими общественными и государственными кризисами, и отчасти с этим можно согласиться. Но если говорить о России, такой тип взаимоотношения народа и государства исторически привит к нашему мышлению и переход к другому пониманию возможен только со временем. Экстраполяция опыта других государств, внедрение «сверху» других типов взаимоотношений, как это происходит сейчас в России, чревато непредсказуемыми последствиями. Относительно политических партий, достаточно отметить, что немногие сейчас понимают, что это такое и что они делают? Вопросы об эффективности политических партий, их задачах, их роли и т.д. являются сейчас актуальными и обсуждаются в научных кругах.
Приведенный поверхностный анализ проблем деятельности и других аспектов функционирования политических партий в России закономерно ставит перед нами вопрос о необходимости существования политических партий как элемента политической системы России. Приведенный перечень проблем является далеко не полным, существуют и другие проблемы (например, проблемы нарушения законодательства о выборах, проблемы принятия «купленных» законов и т.д.). Анализ является поверхностным и вскрывает самые заметные и существенные проблемы функционирования политических партий. Вместе с тем, этого достаточно, чтобы по иному посмотреть на сущность партий как элемента политической системы, на роль политических партий, на их способность позитивно влиять на развитие Российского государства. Наличие такого рода проблем связанных с политическими партиями ставит перед нами задачу оценки эффективности данного элемента политической системы и принятия решения относительно его судьбы. Необходимо либо усовершенствовать данный институт политической системы России принятием соответствующих грамотных законов, либо отказаться от него, и искать другие формы реализации общественных интересов через государственный аппарат.
Библиографический список
Конституция РФ.
Российская Федерация. Законы. О политических партиях. 11 июля 2001 г. №95-ФЗ. Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 2001. №29. ст. 2950.
Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 2004.
Волобуева А. Н. Политические партии в системе публичной власти современной России. Курск, 2005.
Габричидзе Б. Н. . Конституционное право РФ. М., 2005.
Гельман В. Я. От «бесформенного плюрализма» - к «доминирующей власти»? // Общественные науки и современность. 2006. №1. С. 46-58.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е. Ю. Бархатова. М., 2005.
Конюхова И. А. . Конституционное право РФ. М., 2006.
Конституционное право России./ Под ред. Г. Н. Комковой. М., 2005.
Конституционное право России./ Под ред. А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. М., 2006.
Мухаментзянова Г. Р. Открытое общество и местное самоуправление. // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. №3. С. 37-42.
Тимошенко В. И. Российская многопартийность. // Социально-политический журнал. 2004. № 12. С. 26-34.
Цветкова Г. Роль и влияние политических партий на функционирование местного самоуправления. // Безопасность Евразии. 2003. №2. С. 347-374.
Яценко В. В. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Конституционное право РФ». Курск, 2003.