Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических (сгибание бумаги, соломки, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;
Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы;
В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;
Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;
При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.
Истинно художественное народное произведение удовлетворяет не только эстетические интересы. Оно теснейшими узами связано с действительностью, на почве которой возникло.
Сохранение и возрождение декоративно-прикладного искусства свидетельствует об истинном понимании глубокой роли традиционной народной культуры, его большом социально эстетическом значении в жизни общества, в решении проблемы оптимального использования ручного творческого труда в современную эпоху.
Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Декор – от латинского слова decoro: украшаю. Произведениями декоративно – прикладного искусства могут быть различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, украшения, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника.
Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в далекое прошлое, в нем истоки художественной культуры народа.
Этот вид искусства является не только свидетельством уровня материальной культуры общества, но и результатом его духовной эволюции. Созданное трудом человека для удовлетворения его насущных потребностей, существующее как одна из граней среды обитания. Оно в свою очередь оказывает повседневное воздействие на людей, формируя их сознание, эстетические запросы, взгляды, вкусы. Поэтому выработка у детей умение понимать и чувствовать утилитарные и эстетические свойства образцов декоративно – прикладного искусства играет огромную роль в развитии их художественного вкуса, мировосприятия, внутренней культуры, а в конечном счете – культуры быта, взаимоотношений между людьми.
Творцами народного искусства были крестьянские умельцы и посадские ремесленники. Но цели их творчества были неисходными, поэтому и характер изделий различен. Крестьянские мастера создавали нужные в хозяйстве и быту вещи,
И их особенности во многом определял размеренный ход жизни, близость к природе. Творчества нехудожественного народ не знал! Всему придавалась красота линий, формы, узора, цвета – и сохе, и прялке, и полотенцу, и посуде.
Жизнь народа всегда была слита с природой, которая давала доступный материал (глину, кость, дерево, лен, металл) и подсказывала способы его обработки, а также служила источником содержания искусства, влияла на его мотивы, эмоциональный строй.
Крестьянские изделия – деревянная утварь, мебель, орудия труда, одежда, вышивка, ткани, игрушки – поражают красотой и совершенством форм, гармонией узоров. Но особенно красивы вещи праздничного обихода и предназначенные для детей. Первые, наряду с песней, танцами музыкой играли важную роль в дни праздников, гуляний, во время исполнения обрядов и различных ритуалов. Женщины надевали нарядную одежду и красочные головные уборы, украшали избу вышитыми или ткаными полотенцами, коврами ручной работы, праздничной утварью; еда гостям подавалась на расписных блюдах, напитки в долбленных расписных ковшах в виде ладьи или утки, в керамических сосудах. И сейчас все эти квасники, прялки, лукошки, дуги, подзоры, ковры, кокошники, пряничные доски рассказывают нам о мудрой простате взглядов и вкусов многих поколений крестьян и хранятся в музеях как образцы высокого народного искусства.
Изделия декоративно – прикладного искусства содержат в себе, как правило, богатство жизненных обобщений, остроту впечатлений, отмечены оригинальностью, мастерством и вкусом художника.
Знакомство с народно-прикладным искусством на занятиях по ручному труду помогает детям почувствовать свою причастность к тому, что делается в его родном доме.
Совместная деятельность всегда доставляет детям радость и удовлетворение.
Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях по ручному труду, так и вне занятий.
Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду формирует у детей положительное отношение к труду: обучаются трудовым навыкам, формируются знания о труде, организации трудовой деятельности. Овладение трудовыми навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, что позволяет ребенку ставить и достигать цель. Трудовое обучение и трудовое воспитание в детском саду необходимо решать в тесной взаимосвязи. От одной возрастной группы к другой усложняется содержание различных видов навыков: формируются продуктивные действия, навыки планирования, организации «рабочего места» самоконтроля в процессе деятельности, поиска наиболее рациональных приемов работы, бережного отношения к материалам.
Трудовое воспитание формирует у дошкольников нравственные чувства: доброжелательность, сочувствие, совесть, гордыню, стыд и т. д., а также моральные черты личности: бережливость, трудолюбие, правдивость, сознательность.
Большое место в трудовом воспитании имеет моральная сторона труда дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда, орудиям, материалам, заботливое отношение к природе. В художественной литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с сезонными изменениями в природе. Ознакомление детей с трудом взрослых осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или чтение рассказов о труде, но и организация совместной деятельности со взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.
Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности.
Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд, успешное выполнение заданий педагога.
На характер деятельности детей, их инициативу, активность, творчество влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.
Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности.
Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне занятий, во время самостоятельной деятельности.
Целью обучения детей художественному труду являются изготовления предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких людей. Например, дети на занятиях делают игрушку – домик. Они впервые приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на поддержания данного общественного мотива, а на реализацию главной цели занятия – сформировать навыки изготовления поделки.
На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.
Усвоив последовательность рассматривания образцов, дети могут придерживаться выработанного умения, особенно если педагог на занятии подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите сделать в уголке труда».
Обучая конструированию из соломки (объемных фигур: девочка, ангел, звезда) можно использовать схемы, где изображена последовательность изготовления поделки.
Чтобы дети во время художественного труда смогли самостоятельно выполнить поделку по чертежу, они должны усвоить определенные обозначения, из которых дети должны понять, в каком месте согнуть соломку, где перевязать шпагатом, какое место смазать клеем.
Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда. Например: «сегодня вы сделали красивую куколку – говорит воспитатель, - научитесь рассматривать схему, где и как сгибать соломку, где и в каком месте перевязывать шпагатом. А теперь вы сами сможете сделать и другие предметы. Смотрите сколько разных игрушек можно сделать. (Выставляет рисунки поделок, требующих подобного способа работы). А зачем нужно делать такие поделки?». Дети отвечают: «Подарить малышам, украсить елку».
«Правильно, - одобряет воспитатель, можно малышей порадовать, другу своему подарок сделать и т. д. Рисунки игрушек я положу в уголок труда. На занятиях студии «Умелые руки» вы будете их рассматривать и делать игрушки».
Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.
Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.
Важно позаботиться о том, чтобы в уголке труда были необходимые материалы для поделок (солома, засушенные растения, разные виды нитей, веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в большом количестве.
В эпоху каменного века, не зная металлического топора, ножа, шила, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, игрушек. В ряде случаев даже возводили плетеные стены жилых и хозяйственных построек. Плетение была прародителем макраме, ткачества, обусловило появление кружев.
Распространенным материалом для плетения была и соломка.
Плетельщики из соломы создают своего рода пространственные конструкции, поэтому в их творчестве немало общего с работой скульптора, хотя, конечно, лишь условно поделки из соломки могут быть отнесены к декоративной скульптуре.
Из соломки мастера делают не только соломенные куклы, но и фигурки животных и птиц. В ход идет любая солома, но в России чаще пользовались стеблями спелой ржи. Стебли очищали от листьев, вымачивали в течение нескольких часов в воде, после чего солома была готова для работы. Плели соломенные шляпы, декоративные корзиночки, делали игрушки.
Употреблялась солома и в качестве отделочного материала – соломенные полосы в затейливом переплетении геометрического орнамента наклеивали на деревянные шкатулки
Соломенные скульптурки невольно напоминали стихотворные строки:
В поле колосья во всю золотятся,
А из соломки лошадки родятся!
Люлька родиться, и птица родится…
Если ее оживит Мастерица.
И аппликации из соломки известны давно и пользуются популярностью до сих пор. Для работы с соломкой необходимы обыкновенные ножницы, пинцет, кисточка и бумага.
Соломка очень простой и доступный материал, поэтому трудностей при ее заготовке не возникает. Для работы можно использовать соломку пшеницы, ржи, ячменя, овса, а также дикорастущих растений – тимофеевки, мятлика и др.
Заготавливают материал после полного созревания растений, когда стебель приобрел золотистый цвет.
Срезать нужно среднюю и нижнюю часть стебля с узелками – коленцами. После обмолота комбайном солома не годится для работы.
Солома не портится, ее можно долго хранить. Стебли очищают от листьев, заворачивают в бумагу и связывают в пучки. Хранят в сухом месте.
Что такое макраме? Многие полагают, что это какой-то новый вид рукоделия. И ошибаются! История макраме, ручного узелкового плетения насчитывает не одно тысячелетие. Просто в наше время возродился (в который раз) интерес к нему.
На протяжении веков узелковое плетение служило самым разным целям. Древний Восток знал узелковую грамоту, первые мореплаватели плели цепочки – талисманы и привязывали к верхушкам мачт; в Древней Греции узлы использовались при лечении переломов; инки в Перу вязали ожерелья – четки, ток называемый турецкий узел был излюбленной головоломкой… В новое время узелковое кружево стало широко использоваться как украшение, сначала в Италии, затем в Северной Европе, в Англии.
Те немногие мастера, которые владели техникой плетения, очень гордились своим искусством. Они создавали скатерти, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов, дверные шторы.
В разные времена эта работа называлась по-разному: мексиканское кружево, квадратное плетение, узелковая бахрома. Словом «макраме» (в переводе с арабского оно означает: тесьма, бахрома, кружево) - узелковое плетение стали называть только в XIX веке. За свою многовековую историю макраме забывалось, но благодаря красоте и прочности возрождалось вновь и вновь.
Макраме работа очень интересная и разнообразная. Дети с удовольствием занимаются плетением. Исполнение ее только кажется трудным. Не даром говорится: «Глаза бояться, а руки делают». Запасаясь некоторым терпением, освоив два – три узла и проявив фантазию, можно выполнить красивые и нужные вещи.
Для работы нужно иметь полумягкую подушку размером см., булавки, ножницы, клей.
Основное требование к материалу для плетения: он должен быть туго скручен, чтобы узлы получились рельефными, и вещь хорошо сохраняла форму: это сутаж, бельевая и пеньковая веревка, нитки хлопчатобумажные № 10, суровые нити, соломка синтетическая, шелковый шнур, шелковая рыболовная леска.
Для отделки изделий пригодятся деревянные бусы, металлические, пластмассовые и деревянные кольца, брошки, шары, палочки.
Способом макраме можно сделать много красивых вещей: скатерть, шаль, занавеску с бахромой, салфетку, газетницу, сумку, кашпо. Простор для творчества неограничен.
Флористика – это искусство комбинирования засушенных растений для создания картин и панно. В процессе работы с природным материалом формируется основа эстетического отношения к природе. Искусство флористики доступно практически каждому. Посмотрите на малышей: как они любознательны и как нестандартно, эмоционально воспринимают окружающий мир! Их игры – это созидание, творческий поиск. Берутся за любое дело и верят: оно им по плечу! Стараются все сделать красиво.
Программа по флористики является интегрированной. Ее содержание включает в себя знания о природе, об истории родного края, об изобразительном искусстве, литературе.
Флористика старинный вид декоративно-прикладного искусства; он подразумевает использование только природных материалов: цветов, листьев, корней, ягод, семян, для создания натюрмортов, пейзажей, орнаментов, композиций. Помимо цвета она дает интересную фактуру: ворсистость, рубчатость и т. д. Работы, выполненные в этой технике, - хороший сувенир близким и друзьям, он напомнит, как хорош окружающий мир, как быстротечна жизнь, пригласит оглянуться вокруг и увидеть вечное и прекрасное.
Задача флористических занятий в детском саду заключается в том, чтобы научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой.
«Природа полна волшебных тайн» - это главное, что дети должны осознать на занятиях по художественному труду.
Природа может многое подсказать и вдумчивому конструктору, и художнику. Надо только научиться ее рассматривать и размышлять над увиденным.
Работа по флористике начинается с замысла. Его сначала нужно воспроизвести на бумаге, т. е. сделать эскиз, потом приступить к созданию композиции из природного материала. Чтобы наилучшим образом выразить свою идею, необходимо использовать весь арсенал выразительных средств: тщательно подобрать материал, соответствующим образом разложить его, учитывая цвет, форму, контраст.
Составление композиции – творческий процесс. Важно научиться ассоциативно воспринимать засушенный материал, видеть в нем образы.
У флориста, работающего с растительным материалом и владеющего знаниями о растениях, может возникнуть множество ассоциаций, способных дать неожиданное, свежее направление всему творческому процессу. Никудышных и бесцветных растений нет. Каждое из них, даже самое незаметное, имеет свои неповторимые особенности.
Эстетическое отношение к природе появляется тогда, когда любуешься ее красотой. Работа над картиной из листьев дает возможность осуществить органическое единство «человек - природа».
Работать в соавторстве с великой и доброй художницей – Природой – огромное счастье. Она щедро одаривает творца поистине неисчислимым количеством природного материала, обладающего разнообразнейшими формами, цветовыми решениями, активной динамикой и т. д.
Детям для работы нужно приготовить: мелкие кисточки вишни или черешни; семена тыквы, подсолнечника, дыни, арбуза, кабачков, огурца, перца, яблок, груши, винограда, чечевицы; чешуйки шишек; мелкие семена трав и растений (например, мака, проса и т. д.). В работу пойдут испорченные крупы. Работа с семенами полезна для развития мелкой моторики пальцев рук. В работе по флористике используются, кроме семян, засушенные цветы, листья, стебли разных растений. Используются пластилин и клей ПВА для лучшего крепления природного материала. Фон выполняется из бумаги, обоев или ткани, наклеенных на коробочный картон либо другой, пригодный для этой цели материал. Работы можно покрыть прозрачным мебельным лаком, это придаст им долговечность и более эстетичный вид, станет хорошим подарком, украсит интерьер комнаты.
Занятия по ручному труду требует от воспитателя серьезной подготовки. Необходимо иметь широкие знания о родном крае. На занятиях по ручному труду детям даются знания из области ботаники, природоведения, истории, изобразительному искусству.
В основу работы воспитателя должен быть положен ряд методических условий:
Содержательная связь истории декоративно-прикладного искусства с художественно-творческой деятельностью и выходом на многовариантность исполнения творческих заданий;
«Эмоциональная методика» подачи духовно-эстетического содержания в работе с детьми, способствующая развитию увлеченности и познавательного интереса;
Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;
Широкое использование различных методов в подаче историко-социологических сведений о местных художественных промыслах;
Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а также в развитии художественного вкуса;
Участие детей в возрождении забытых, казалось бы, безвозвратно ушедших в прошлое, видов народного декоративно-прикладного творчества.