Внеклассное мероприятие по русской литературе «В мире современной литературы»
Тема: «Тенденции современной массовой литературы»
Оформление: анкеты «В мире моего чтения», книги «Гарри Поттер и Орден Феникса», «Властелин колец», сборник молодежного творчества «На ветру времен», несколько комиксов «Звездные войны», книга «Люди в черном», диаграммы.
Цели:
Дать ученикам понятие о таких тенденциях в современной массовой литературе, как фанфикшн, написание книг по фильмам, использование в произведениях ненормативной лексики, поговорить о замене книг комиксами.
Выяснить предпочтения учеников в чтении, их отношение к массовой литературе и тем тенденциям, которые в ней перечислены. Выяснить вместе с учениками, каков должен быть образ хорошей книги, научить умению дискутировать и рассуждать.
Воспитывать чувство прекрасного, ощущение того, что книга должна нести в себе нравственное наполнение, любовь к чтению.
Постановка целей урока:
Учитель: Сегодня мы поговорим о некоторых интересных процессах, которые в последнее время особенной ясно выявились в массовой литературе России и Беларуси. Сначала мы подведем итоги проведенного анкетирования, затем послушаем небольшое сообщение – вам расскажут о таком интересном явлении, как фанфикшн – и под конец устроим небольшое обсуждение, постараемся выяснить, какой должна быть и какой быть не должна книга, рассчитанная на массового читателя.
Блок 1. Подведение итогов анкетирования (10 мин)
Учитель: две недели назад вам были розданы анкеты «Мир моего чтения». Сейчас вы можете увидеть их результаты на этих диаграммах.
1. Считаете ли вы себя читающим человеком?
2. Сколько примерно книг вы прочитываете за месяц не по школьной программе?
3. Назовите ваш любимый жанр.
Напишите название последней книги, которую вы прочитали.
Названия порадовали своим разнообразием. Кто-то написал «Люди на болоте» И. Мележа, кто-то – «Трудно быть богом» Стругацких, кто-то припомнил « Загадку клетчатого» А. Иванова и А. Устиновой…
Напишите название вашей любимой книги/любимого автора.
Пожалуй, еще более разнообразные ответы, чем при предыдущем вопросе. Знаете ли вы, что кто-то из ваших одноклассников предпочитает книгу «Финансист» Теодора Драйзера, а кто-то – увлекается Д. Чейзом или О. Робски?
Что кажется вам в этой книге самым привлекательным?
Три каких книги вы бы взяли с собой в длительное путешествие?
Чего только ваши одноклассники не желают положить в чемодан! Кое-кто непременно хочет захватить словарь – видимо, чтобы общаться с людьми в других странах, кто-то собирается читать «Властелин колец», кто-то – «Пять юных сыщиков и верный пес» или «Два капитана», а самые любознательные собираются с собой прихватить те книги, которых еще не читали.
Можете ли вы воспринимать литературные тексты с экрана компьютера или предпочитаете печатную книгу?
Пробовали ли вы сами писать стихи, рассказы, заметки и т.д.?
Назовите качества, которыми должен обладать современный писатель.
Назовите качества, необходимые для современной книги (мин. 3)
Какой должна быть книга, изучаемая в школе?
Блок 2. Приобретение новых знаний: беседа о фанфикшне (15 мин.).
Учитель: итак, мы выяснили некоторые ваши предпочтения в чтении. А теперь я хотела бы, чтобы вы познакомились с некоторыми интересными течениями в современной массовой литературе.
Многие из вас имеют доступ к Интернету, и кто-то наверняка слышал слово «фанфик». Правильное название этого понятия – фанфикшн, от английского «fun fiction» - творчество фанатов. Сейчас мы услышим сообщение об этом явлении:
Чтение сообщения учеником (5 мин.)
Феномен фанфикшна или фанфиков стал известным у нас сравнительно недавно. Как уже было упомянуто, название происходит от от английского «fun fiction» - творчество фанатов. Этим названием обозначается литературное творчество, в основу которого ложится уже готовое, созданное литературное произведение. Фанфикшн – это не пародия и не передергивание сюжетов или героев. Чаще всего это совершенно серьезный рассказ о приключениях героев из какой-либо полюбившейся книги (впрочем, сейчас возможно написание фанфиков и по фильмам, об этом на уроке еще будет сказано). Психологически объяснить написание фанфиков очень просто: человеку очень нравится какая-то книга, или конкретно персонаж в ней, но кажется, что произведение не завершено, что для него возможно продолжение. Или же любимый персонаж погибает, а будущий автор фанфиков не может с этим смириться. Нужно непременно все доделать и переделать! И человек начинает писать…
На данный момент есть фанфикшн формальный – закрепленный в книгах и изданный – и неформальный. Первый появился в Англии – вы будете удивлены, но в 19, начале 20 века, то есть, в самом начале развития массовой литературы. Объектом же фанфикшна были «Рассказы о Шерлоке Холмсе» А. Конан-Дойля. Каждый автор старался написать побольше приключений полюбившегося всем персонажа (попутно и подзаработать побольше денег). Увы, но к настоящим приключениям Холмса эти рассказы не имели практически никакого отношения. В них известный сыщик действовал без своих обычных изящества и интеллигентности, зато с регулярной частотой сбрасывал с поездов негров и китайцев.
Однако сама идея формального фанфикшна прижилась, и после перекочевала в США, где и процветает до сегодняшнего дня, причем, издание подобных книг не рассматривается как нарушение авторских прав.
Если же говорить о фанфикшне неформальном, он процветает в Интернете. Это – истинное творчество фанатов, которые перед началом фанфика непременно пишут отказ от коммерческих притязаний на героев («все герои принадлежат автору»). В фанфикшне Интернета появляются новые герои, старые – умирают и воскресают, составляются новые пары…Как правило, такие фанфики характеризуются разнообразием жанров: это может быть пародия, юмор, ужасы, романтика и т. д. Авторский стиль и сюжет при этом, разумеется, не сохраняются. Часто неформальные фанфики бывают очень безграмотны, поэтому на некоторых сайтах уже завели свои разделы – так называемые, «перловки», где регулярно выкладываются перлы малограмотных фанатов (без указания имен авторов, конечно). Однако встречаются поразительно талантливые творения, читая которые жалеешь, что видишь всего лишь фанфик, потому что его стиль, раскрытие персонажа, продуманность сюжета превосходит первоначальное произведение!
Фанфики Интернета многообразны, но есть несколько базовых произведений, по которым они пишутся и будут, наверное, писаться еще много лет. Это – «Звездные войны» Дж. Лукаса, «Властелин колец» Дж. Толкина, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг. Кстати, творчество фанатов по последней книге - наиболее объемно, составляет тысячи фанфиков, несмотря на то, что сама книга появилась сравнительно недавно.
Фанфикшн – феномен литературного творчества, к которому нельзя относиться однозначно. Им занимаются люди от 10 лет до 60. Это своеобразное отдохновение для людей, возможность выразить себя и одновременно исправить «ошибки» в произведениях известных авторов, встретиться с любимыми персонажами.
Учитель: На первый взгляд, все выглядит довольно безобидно: люди разных возрастов пишут приключения о своих любимых героев. Проблема же состоит в том, что фанфикшном занимаются и достаточно известные писатели, причем, их произведения издаются. На Западе волна подобного творчества поднялась с выхода множества романов-продолжений известных «Звездных войн». Авторов подобных произведений можно назвать великое множество: это Канн, Зан, Каннинг, Глут и так далее. Но и российские писатели не отстают от американских коллег: некоторые романы из творчества Ника Перумова являются всего лишь фанфикшном на трилогию «Властелин колец» Дж. Толкина. Спору нет, никакого вреда такое творчество не приносит, а иногда приносит и радость поклонникам тех или иных персонажей. Но давайте попытаемся ответить на вопрос: можно ли это назвать вообще произведениями и ставить их в ряд с оригинальными романами других массовых авторов?
Ответы учеников:
- Да, т.к. авторы все же «производят» что-то свое, развивают героев, продолжают историю. Фанфикшн заслуживает признания, т.к. дарит людям радость от встреч с любимыми героями.
- Нет, т. к. авторы-фанфикеры берут за основу своих романов чужих героев, чужую фантазию. Часто при продолжениях они искажают характеры героев, а значит – искажают выдумку самого автора.
- Нет, т.к. такие авторы не создают собственный художественный мир, а используют и преображают чужой. К тому же, зачем расписывать на многие года вперед жизни одних и тех же героев, если можно придумать что-то свое, новое?
Блок 3. Размышляем и высказываемся: дискуссия о тенденциях в современной массовой литературе (15 мин.)
1. Книги по фильмам.
Учитель: все вы знаете, что книги часто могут быть экранизированы. Наверняка, вы можете назвать мне множество примеров, когда фильмы снимались по произведениям жанров фэнтези и фантастики (например, «Гарри Поттер», «Властелин колец» - вы видите стоящие здесь книги, но многие из вас не держали их в руках, а смотрели фильмы). А знаете ли вы, что бывает наоборот? После выхода особенно полюбившегося публике фильма, целая армия авторов может начать написание книги по сценарию. Пример – пресловутый сериал «Секретные материалы», недавно появившиеся книги про Индиану Джонса…Давайте поговорим о том, нужны ли нам подобные книги и можно ли их вообще называть книгами?
Ответы учеников:
- нет. Очень часто такие книги стоят рядом с фанфикшном, то есть, авторы просто оформляют в свои слова чужую фантазию. Такие книги часто не выходят за пределы сюжета, отличаются неровным стилем, читать их бывает неприятно.
- однако люди их с охотой читают, потому что книги сулят встречу опять-таки с любимыми героями, их приключениями. Если люди не хотят читать ничего, пусть хотя бы такие книги читают!
- но какая в таком случае от этих книг польза, если ты все равно знаешь героев, сюжеты? Что мы можем из них почерпнуть? Нет, это всего лишь попытка заработать деньги на вкусах читателей.
- проблема в том, что если настоящую книгу во всем ее богатстве можно сжать и подрезать для сценария фильма, то сам сценарий расширить до всего многообразия книги практически невозможно. Он все равно останется сценарием, только в книжной обложке, не несущем особенной эстетической ценности.
2. Комиксы или книги?
Учитель: Чего только к нам не приносит благодатный западный ветер! Нынче полки ларьков и магазинов наводнены так популярными в той же Америке комиксами. Они активно продаются – значит ли это, что через ничтожных двадцать лет комиксы начнут у нас вытеснять литературу, пусть даже и массовую?
Ответы учеников:
- Да, может быть. Почему бы и нет? В конце концов, от некоторых образчиков нашей массовой литературы до комиксов недалеко…
- Нет, любую книгу нельзя вытеснить ничем. Комиксы – «мультфильмы на бумаге». В них нет интересных диалогов, описания взаимоотношений, вообще очень мало слов, очень редко есть что-либо остроумное…
- Но если уровень среднего гражданина понизится за десять лет, такое может произойти. Это грустно, но книгу нам уже начинает заменять телевизор, компьютерная игра. Может быть, придут на ее место и комиксы?
- Это будет ужасно, потому что комиксы совершенно не несут никакой нагрузки на мозг и на сердце. Человек, просматривая их, не задумывается, ничего не чувствует.
3. А какими словами выражаться?
Учитель: У меня в руках – сборник молодежного творчества «На ветру времен». В нем собраны рассказы и стихи молодых авторов из 10 стран. В сборнике – один из рассказов молодого прозаика из Санкт-Петербурга. Рассказ в достаточной мере насыщен ненормативной лексикой, что соответствует и теме, и идее, и всей атмосфере его. Удивляться не приходится, поскольку в произведениях многих известных авторов мы видим примерно то же. Ненормативная лексика заняла прочное место в нашей жизни: она раздается из окон, с экрана телевизора, в троллейбусах, в магазинах…Можно ли пропустить ее и в книги?
Ответы учеников:
- наверное. Все равно она никого уже не шокирует, потому что такие слова многие люди просто используют повседневно…
- нет, разумеется. Книга – это святое, какой бы массовой она не была. Если подстраиваться под речь таких людей, которые употребляют нецензурные слова все время – во что превратится книга вообще и чему она сможет научить?!
- такие книги хотя бы ради интереса прочитают многие люди, и это будет лучше, чем если бы они не читали ничего.
- лучше ли? Ведь подобные выражения могут вызвать только негативные эмоции, и человеку будет уже не до мыслей о прекрасном…
- многие писатели сейчас описывают жизнь деклассированных элементов общества – бомжей, заключенных, как же обойтись без ненормативной лексики?
- такие авторы забывают о богатстве русского языка и идут по линии наименьшего сопротивления. Даже жизнь деклассированных элементов можно описать остроумно и ярко, не прибегая к ненормативной лексике.
Подведение итогов мероприятия (5 мин.)
Учитель: Итак, мы коснулись сегодня наиболее интересных явлений нынешней массовой литературы, поговорили о фанфикшне, комиксах, тяготению некоторых авторов к ненормативной лексике.
- Что заинтересовало вас в сегодняшнем мероприятии?
- Какие вопросы вызвали беспокойство? Заставили задуматься?
- Разговор о каких моментах мероприятия вам хотелось бы продолжить?
- О каких еще проблемах современной литературы вы хотели бы поговорить?
Напоследок давайте выясним, какой же все-таки должна быть современная книжка, рассчитанная на массового читателя?
Ответы учеников:
- Интересной.
- Легкой в прочтении.
- Обязательно должен присутствовать юмор.
- Оригинальной.
- Заставить задуматься.
- Не оставлять равнодушным, заставлять испытывать эмоции.
Учитель: наше мероприятие подошло к концу. Спасибо, все свободны.