Курсовая работа
Семья и семейное воспитание ребенка как педагогическая проблема
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Сущность семьи брака
§ 2. Воспитание детей в семье
§ 3. Половое воспитание в семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Эти неблагополучные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, распределения ролевых функций между супругами. Алкоголизм, агрессия. Неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признания становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, утратой чувства любви и безопасности.
Дисгармоничность системы семейного воспитания является достаточно распространенным симптомом дисфункции современной семьи, где актуальным показателем воспитания следует считать возрастание случаев жесткого обращения с детьми, противоречивого воспитания.
Социальной проблемой является развод, который увеличивается; рост числа гражданских браков; увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частности резкое возрастание социального сиротства.
Также в последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа», где традиционно начиналось воспитание будущих родителей. Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие общества, счастье каждого его члена. В перспективе предлагается ввести последовательную подготовку к семейной жизни подрастающего поколения во всех звеньях системы народного образования, начиная с дошкольного учреждения.
Цель исследования: охарактеризовать педагогическую сущность семьи, роли семейного воспитания в развитии личности.
Объект исследования: семейное воспитание ребенка.
Предмет исследования: педагогическая сущность семьи и семейного воспитания.
Задачи исследования:
Изучить научную литературу по проблеме исследования.
Раскрыть педагогическую сущность семьи и семейного воспитания.
Охарактеризовать половое воспитание в семье.
Методы исследования:
- анализ
- синтез
- систематизация
- конкретизация
- обобщение
- абстрагирование
- классификация.
Этапы исследования:
1 этап. Определение объекта и предмета исследования (сентябрь 2005)
2 этап. Изучение систематизации психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (октябрь-ноябрь 2005)
3 этап. Уточнение темы и составление научного аппарата (ноябрь 2005) и оглавление (декабрь 2005).
4 этап. Работа над основной частью исследования (январь-февраль 2006)
5 этап. Составление заключения и оформления курсовой работы (март-апрель 2006).
Теоретическая значимость: исследование заключается в том, что систематизирована научная литература по проблеме исследования, раскрыта педагогическая сущность семьи и семейного воспитания.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть успешно использованы классными руководителями для просвещения родителей.
Структура курсовой работы: состоит из введения, из трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
§ 1. Сущность семьи и брака
Семья малая - социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом.
Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на Земле связывают, прежде всего, с семьей: счастливым считает себе тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, общительные и доброжелательные по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью. Семья влияет на все стороны общественной жизни.
Понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». Эти понятия, по сути, имеющие общее, не являются синонимами.
Брак - исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направляемого на поддержание непрерывности жизни. Цель – создание семьи и рождение детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.
Формирование супружеской пары.
В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).
Источником трудности в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.
Теории выбора брачного партнера
Каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако обобщением может стать, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак З.Фрейд. Его «психоаналитическая теория» опирается на предположении на влечение, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на других, общественно ободряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.
Теория комплементарных потребностей Р. Уинга основывается на старом, как мир, принципе, что противоположности притягиваются. Он пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает всех удовлетворения потребностей. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых привлекательными. Инструментальная теория подбора супругов, Р. Сентерса, так же уделяет внимание на удовлетворение потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам и наоборот.
Специфика добрачного периода
Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:
- место и ситуация знакомства молодых;
- первое впечатление друг о друге;
- продолжительность периода ухаживания;
- инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители и др.;
- время обдумывания брачного предложения;
- ситуация оформления брака;
- возраст будущей пары;
Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.
Исследования показали, что более 60% благополучных супругов познакомились на работе или на студенческой скамье; вероятность распада семей с добрачной беременностью. Например в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями.
Принятие решения о вступлении в брак
Мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.
Любовь - нравственно – эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту.
Как возникает любовь?
Интерес, симпатия, влечение.
Восхищение, восторженность, влюбленность, страсть.
поклонение, уважение, преданность.
Любовь прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.
Формирование супружеской пары - сложный процесс, сопряженный различного рода трудностями и проблемами. Хорошо если молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути выхода из этих проблем, в противном случае им необходима психологическая помощь, которую они могут получить в центрах и дворцах молодежи, в психологической консультации при ЗАГСе.
Люди создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей - в любви, детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи - это не только реализация идеальных представлений о браке, это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг – другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.
Рассмотрим будущие предпосылки будущего семейного, в том числе супружеского благополучия.
Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, окончившие высшие учебные заведения могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу.
Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, неспособностью налаживать длительные отношения.
Возраст. Определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20 – 24 года, разница в возрасте супругов 1 – 4 года.
Продолжительность знакомства. За период знакомства важно узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера.
Супружеские конфликты:
Конфликт – осознанное столкновение, противоборство меж двух людей, групп, их взаимно несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, существенно - значимых для личности и групп. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интереса партнера.
Классификация конфликтов:
- размолвки, возникающие на основе неудовлетворенности потребности и значимости своего «Я».
- размолвки, психическое напряжение на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
- ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания.
- финансовые разногласия;
- ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.
Мотивы:
Не сошлись с характерами.
Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке.
Бытовое пьянство и алкоголизм.
Анализ показывает, что во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны.
Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной жизни:
Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения;
Не избегать трудностей;
Познавать психологию партнера, надо понимать друг друга, приспосабливаться;
Быть терпимым, уметь забывать обиды;
Понимать пользу временной разлуки;
Следить за собой;
Не впадать в отчаяние.
Наука супружеского счастья.
Романтическая влюбленность.
Когда юноша и девушка влюбляются, в организме обоих резко повышается содержание ферментов – химических веществ, посылающих сигналы нашим чувствам. Поэтому, когда юноша и девушка смотрят друг другу в глаза, мужской и женский мозг словно превращаются в одно целое.
Разочарование.
Мы начинаем злиться, раздражаться, а временами даже испытываем страх. Если на стадии романтической влюбленности мы успели вступить в брак, то сейчас задумываемся, правильно ли мы поступили.
Борьба за лидерство.
Двое людей, которых постигло, разочарование, обычно вступают в борьбу за лидерство. Когда влюбленность проходит, мужчине требуется больше независимости, а женщине – больше общения с подругами. Это объясняется особенностями воспитания мужчины и женщины и тем, как в обществе между ними распределяются роли.
Пробуждение.
Когда мы слишком отдаляемся, любовь, которую мы испытывали в начале, умирает. Когда же мы сближаемся настолько, что один не позволяет другому быть собой, браку тоже приходит конец. Секрет семейного счастья - в том, чтобы строить отношения, учитывая обусловленные природой особенности поведения друг друга.
Долгий брак.
Супруги живут вместе, воспитывают детей, любят друг друга, но вовсе не потому, что стали одинаковыми, а потому, что научились быть разными.
Чтобы сохранить душевную близость:
- совместные походы в кино или в театр, ужины.
- бережное отношение друг к другу. Счастье в браке во многом зависят от доброго отношения супругов друг другу.
- нельзя позволять взаимным обидам накапливаться и отравлять отношения. Конечно, ссоры и обиды в семейной жизни неизбежны, но, если такое случается, после следует обязательно попросить друг у друга прощения и постараться найти выход из конфликтной ситуации. Когда не остается ничего другого, можно обратиться за помощью к друзьям, родственникам или специалистам.
Чтобы сохранить личное пространство:
- нужно с пониманием относиться к потребностям и привычкам друг друга.
- у каждого из супругов должны быть свои личные друзья.
- нужно уважать увлечения партнера – будь то хобби или спорт. Раздельное времяпровождение позволяет сохранить личное пространство и почувствовать собственную значимость.
Связав свою жизнь с любимым человеком, вы должны понимать, что ваши чувства со временем могут измениться. Это – нормальное явление. Доверьтесь мудрой природе – она сама приведет вас к согласию и любви.
Секреты семейного счастья.
Старайтесь быть добрыми.
В отношениях между людьми мелочи очень важны. Именно они ведут к укреплению взаимного доверия и безоговорочной любви. Задумайтесь над тем, как повлияет на вашу жизнь употребление таких слов, как «спасибо» и «пожалуйста» или неожиданные услуги и т.д.
Добивайтесь высшего балла: просите извинения.
Иногда извиниться бывает невероятно трудно, но, преодолев себя, вы можете добиться высшего результата.
Учитесь лояльности.
После умения просить извинения очень важным вкладом является способность быть лояльным по отношению к членам семьи в их отсутствии. Ваш подход к взаимоотношениям с любым членом семьи может повлиять на семейную атмосферу в целом.
Обещайте и выполняйте обещанное.
Нет ничего более важного и хрупкого, чем обещания, данные членам вашей семьи.
Не забывайте прощать.
Прощая, вы открываете шлюзы доверия и безоговорочной любви. Вы очищаете свою душу. Кроме того, вы устраняете главное препятствие, которое мешает измениться другим: потому что, если вы прощаете, вы становитесь между людьми и их совестью. Вместо того чтобы спросить свою совесть, они тратят усилия на то, чтобы защитить свое поведение и оправдаться в ваших глазах.
§ 2. Воспитание детей в семье
Более 60 лет назад Макаренко А. ратовал за семью с несколькими детьми, поскольку такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по отношению друг другу.
Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы в воспитании и единственного ребенка, и нескольких детей. Несомненно, что для развития ребенка полезнее, когда у него в семье есть партнеры по играм, занятиям, развлечениям, чем их отсутствие и одиночество.
Следует учесть, что воспитание единственного ребенка есть множество вариантов и не все они строятся на безграничной любви к нему. Нередки, например, семьи, где единственный ребенок – носитель родительских амбиций, тогда жизнь его расписана по минутам: музыка, рисование, теннис и т.п. Иные условия развития единственного ребенка, если его заводят, чтобы сохранить семью, которая дала трещину. Забота о ребенке укрепляют чувства моральной ответственности супругов, но не прибавляют тепла в их отношениях. И, наконец, в современной жизни немало семей, где единственный ребенок безнадзорен, нередко вливается в армию «детей улицы». У единственных детей, как правило, теснее эмоциональные узы, контакты с взрослыми членами семьи, или перепадает больше духовных и материальных благ, чем в семье с несколькими детьми. Единственный ребенок всегда на глазах взрослых, которые замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат на помощь. В большой семье ребенок пытается все сделать сам, а единственный ребенок делает все в полсилы, зная, что ему помогут. У него развивается позиция опекаемого, обучаемого. А это ведет к потере веры в свои силы, к несамостоятельности. Нередко единственные дети становятся с маленькими деспотами в семье, заставляя всех взрослых служить себе. Другая характерная особенность развития единственных детей – они не имеют возможности близко общаться с другими детьми. В единственных детях ярче проступают эгоистичные наклонности, они больше наступают, чем уступают, а сегодня так важно быть терпимее к людям, уметь пойти им навстречу, проявить внимание и заботу!
В семье с несколькими детьми – иная воспитательная ситуация. Детям приходится делить между собой любовь, внимание, заботу родителей, а не «купаться» в них, как это частенько выпадает на долю единственного ребенка.
Старшие и младшие дети выступают по отношению друг другу в ролях обучающих и обучаемых, воспитывающих и воспитываемых. Старшие направляют развитие, интересы младших, многому учат их, причем часто более успешно, чем родители. Младшие дети, «наступая» старшему на пятки, стимулируют его развитие. Однако воспитание нескольких детей в семье, не столь безоблачно, как кажется на первый взгляд. Из проблем, которые возникают в многодетных семьях, самые невинные, когда младшие не хотят поднашивать вещи старших, играть в их игрушки и т.п. Иной характер проблем, когда дети начинают соперничать друг с другом. Это случается, если ребенок стремится проявить себя лучше, ярче в том, что получается у брата или сестры. Задача родителей помочь ребенку утвердиться в своих стремлениях, добиться результатов, но так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Если упустить контроль за соперничающими детьми, то это может привести к нарушению взаимоотношений между ними, развитию примитивных межличностных реакций (зависть, амбиция, агрессия). Условия для развития старших и младших детей, растущих в одной семье, не остаются раз и навсегда данными. Ведь семья - это не застывшая организация, а динамичная микросистема, постоянно находящееся в диалектическом развитии.
Близнецы. Воспитание близнецов нуждается в иной тактике по сравнению с той, который прибегаю в семьях с несколькими разновозрастными детьми. Прежде всего, потому, что развитие близнецов сопряжено с определенными трудностями. Начнем с периода внутриутробного развития, осложненного многоплодной беременностью, завершающийся зачастую преждевременными родами. В результате, появляясь на свет, близнецы уступают одиночно рожденным детям по показателям физического развития. Поэтому они слабее, беспокойны, часто плачут, хуже спят. Отсюда – необходимость тщательного ухода за детьми, особое внимание к питанию, к физическому развитию. У близнецов наблюдается необычайная способность к сопереживанию: они чувствуют настроение друг друга, плач, смех, хныканье одного вызывают такие же эмоциональные реакции у второго (третьего), у близнецов несколько запаздывает развитие речи: до 4-5 лет дети общаются между собой на собственном интимном языке, практически непонятном окружающим.
Наиболее распространенная тактика воспитания близнецов основана на максимальном сближении детей: подчеркивается сходство и игнорируются различия, присущие и монозиготным и дизиготным близнецам. Родители стремятся к одинокости во всем: одежде, игрушках. Постоянное подчеркивание сходства детей стимулирует у них стремление быть во всем одинаковыми, играть «роли близнецов», что может привести к развитию некоторых сходных психологических признаков и торможения становления индивидуальных. Следует предупреждать формирование у близнецов чрезмерной взаимозависимости. Необходимо расширять круг их общения с другими людьми. Прежде всего, сами родители должны заниматься с каждым ребенком, поощрять игры близнецов с разными товарищами.
Таким образом, воспитательные возможности семей с близнецами чрезвычайно разнообразно. Наиболее предпочтительна тактика воспитания, основанная на «курсе индивидуализации», на максимальном внимании родителей к развитию каждого ребенка близнецового коллектива с учетом потребностей, особенностей, интересов малыша.
Дети в приемной семье. Усыновление – одна из форм воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, известная еще со времен Древнего Рима. Из всех форм опекунской заботы самая подходящая для ребенка – усыновление.
Главная проблема, которая возникает у многих родителей, усыновивших детей, заключается в вопросе: сказать или нет ребенку правду о его происхождении? Должен ли ребенок знать, что он не родной? Каждая семья решает эту проблему по-своему: одни рассказывают ребенку, что он усыновлен, другие утаивают правду. Однако страх перед раскрытием тайны держат в напряжении родителей, создают нервозную обстановку в семье. Но не всегда удается сохранить от ребенка тайну усыновления. Иногда находятся «доброжелатели», которые открывают ребенку историю происхождения. Специалисты рекомендуют приемным родителям рассказать ребенку дошкольного возраста о том, что его взяли, что он был маленьким, потому что у него не было, совей мамы. А теперь у него есть мама и папа, которые его любят.
Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, приемные родители нередко возвращают ребенка в детский дом. Последствия этого тяжелого шага – душевная травма у ребенка, серьезные переживания у не состоявшихся родителей. Как потом сложится судьба ребенка? Вряд ли неудачное усыновление добавит в нее счастливые страницы. Вина взрослых, осуществивших этот бесчеловечный эксперимент, велика. Ребенок не игрушка, нужная приемным родителям до тех пор, пока у них есть силы, время, желание, здоровье.
Иногда родители хотят усыновить ребенка, но оказываются не подготовленными к тому, что домашнее воспитание – это постоянный труд, без выходных и праздников, с поражениями и победами. Другими словами, чтобы взрослым решиться на такой ответственный шаг, как усыновление, надо созреть, взвесить силы и возможности, быть готовым к самоограничению. Не принесет счастье усыновление ни ребенку, ни родителям, если на этот шаг супруги решились, чтобы спасти свой брак: ребенок должен жить в счастливой семейной атмосфере. И помните народную русскую пословицу «Не та мать, что родила, а та, что выходила».
Младенцам холод на пользу.
В большинстве случаев молодым мамам рекомендуют держать новорожденных в тепле. Однако исследование показало, что младенцы, наоборот, нуждаются в охлаждении. Недостаточное поступление крови к мозгу младенца как до, так и после родов, может привести к смерти или необратимым изменениям, например к умственной отсталости. Показало, что благодаря охлаждению новорожденных их смертность или серьезные последствия для здоровья значительно сократилось.
Матери курят, а дети потом плохо себя ведут.
Женщины, которые курят во время беременности, рискуют тем, что у них родится неспокойные дети, которые будут плохо себя вести. Курение во время беременности вызывает синдром нарушения внимания с гиперактивностью, они подвергают своих неродившихся детей к воздействию таких доз никотина, которые могут повлиять на развитие мозга, их ребенок будет страдать от чрезмерной мышечной активности, невнимательности и импульсивного поведения.
Таким образом курить, конечно, вредно в любом случае, но курения во время беременности следует избегать категорически.
Родительские ссоры и детский сон. У детей, чьи мама и папа часто ссорятся, могут возникать расстройства поведения, потому что родительские конфликты нарушают нормальный сон.
Чем чаще ссорятся родители при детях, тем хуже дети спят. А когда ребенок безуспешно пытается заснуть, он то и дело просыпается и вынужден бодрствовать из-за шума или спать тревожным сном, что, в свою очередь, оказывает воздействие на его поведение и на успехи в учении. Дети, растущие в конфликтных семьях, более склонны к расстройствам поведения.
Взаимосвязь между семейными ссорами и сном выявлялась в большей степени по итогам изучения рассказов детей о ссорах мам и пап, а не посредством бесед с родителями. Дети, которые считали, что их родители ссорятся часто и серьезно, страдали наиболее выраженными расстройствами сна.
Выяснение отношений на виду у детей и даже инциденты, при которых родители игнорируют друг друга, развивают в детях негативные мысли о семье, которые могут не покидать их на протяжении длительного времени – до года.
Мир каждой семьи неповторим и индивидуален. Но все хорошие семьи похожи бесценным ощущением защищенности, психологической безопасности и нравственной неуязвимости, которым одаривает человека счастливый отчий дом.
Родительский дом.
Родительский дом – это постоянство окружения: люди, обстановка, вещи, природа. Окружение сливается в единый образ первоначального лица ребенка, где все знакомо до мельчайших штрихов, привычно, а то оттого надежно, спокойно. Для ребенка родной дом – это и тополь, что растет у крыльца, и кнопка дверного звонка, до которой не сразу получалось дотянуться … Изучение мира начинается с вещей в доме. Каждая вещь – частица семейной истории. Родительский дом подразумевает и свой неизменный порядок, традиции и обычаи. Нормальная семья живет богатой внутренней жизнью, повседневно творит душевный и духовный мир индивидуальности, выводит ее в большой мир.
Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.
§ 3. Половое воспитание в семье
В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами входят те, что определяются полом. Современна я наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация. Половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой – это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя.
Итак, в свете современной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства.
Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно остро. Половое воспитание рассматривается в русле задач нравственного становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.
Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. Уже в три года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходимо правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека.
Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку – девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, в подборе игрушек, в играх. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, и т.д.
В три года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения. Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская и мужская. В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу.
У четырех - пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, но и половым органом.
С пяти-шести лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и кино-видео героев.
Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился.
Необходимость полового воспитания ребенка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. Следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские и женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе современного мужчину, который не может приготовить завтрак, погладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, а девочка помогает папе чинить скамейку в саду.
Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна.
Заключение
Таким образом, семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как единственное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание.
С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства.
Список использованной литературы
Атангулов У.Ш. Этнопедагогика: курс лекций. - Сибай: издание Сибайского института БашГУ, 2004. – 158 с.
Атангулов У.Ш. Этнопедагогика: курс лекций. - Сибай: издание Сибайского института БашГу, 2004. – 47 с.
Вокруг развития и воспитания // Семья и школа. – 2006. – № 3. – С. 4-7.
Вокруг развития и воспитания // Семья и школа. – 2005. – № 12. –С. 6-9.
Гурман М. Наука супружеского счастья // Ридерз дайджест. – 1998. - № 7. – С. 29-34.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
Коуви С. Секреты семейного счастья // Ридерз дайджест. – 1998. - № 7. – С. 29-34.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
Макаренко А.С. Пед. соч.: в 8 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 66.
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: в 8 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 105.
Мартынов. «Семья + школа = счастливый ребенок» // Нач. школа. – № 8. – 04. – С. 52-55.
Матейчик З. Родители и дети: перевод с чеш. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.
Морис Л. Новогодние супружеские обещания // Ридерз дайджест. – 1999. - № 11. – С. 53-56.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под. ред. Силяева Е.Г. - 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
Растимешин Д. Вокруг развития и воспитание // Семья и школа. – 2005. – № 5. –С. 4-9.