Содержание
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии………………………………………...........4
1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………….........4
1.2. Методика организации лабораторно-практической работы………..........7
1.3. Структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ…………………………………………………………………………........13
1.4. Основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму……………………………………………........16
1.5. Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ..………........21
1.6. Возрастные особенности студентов………………………………….........22
1.7. Выводы по главе 1……………………………………………………..........27
Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы»……………………………………….....29
2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»……………………………………………........29
2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»…………………………………………………………………….....33
2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму…………………………………………………………………….....37
Литература…………………………………………………………………….....42
Приложения
Введение
Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий, в данном случае – технологического практикума с использованием лабораторно-практических работ. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда.
Цель исследования – обоснование содержания лабораторно-практических работ по технологическому практикуму.
Объект исследования – учебный процесс на занятиях по технологическому практикуму.
Предмет исследования – практическое обучение студентов на уроках технологии, применение лабораторно-практических работ, развитие нового отношения студентов к выбранной профессии.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке и применению лабораторного практикума;
- определить роль и место сбора практической информации в структуре лабораторно-практических работ по технологическому практикуму;
- разработать тематический план и план-конспект занятия по технологическому практикуму с использованием лабораторно-практических работ;
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по технологии
1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В. Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции»[2]. Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.[6]
В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения, при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:
1) постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;
2) определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;
3) непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
4) подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.
Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.
Одной из целей технологического образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.
Заглянуть в глубь человеческого сознания, понять возможности человека, умственные, физические, психические пределы, понять основы творческих озарений и достижений, корни гениальности, истоки вдохновения – вот задачи, которые предстоит решать психологу, ученому, педагогу и многим, многим другим.
Как же воспитать студентов, будущую научную и творческую молодежь в бурном потоке знаний, где в борьбе со старым утверждается новое?
Необходимо, на наш взгляд, с малых лет воспитывать в молодом поколении осознание постоянного развития науки, техники, культуры и прочее, предрекая ему возможность собственного участия в этом диалектическом процессе; приучать искать необычные нестандартные решения проблем, чтобы подготовить его к самостоятельному и вечному поиску нового.
Непосредственное участие в подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает преподаватель технологии и технического творчества. Но преподаватель должен быть для студента не столько наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества студента.
Поэтому преподаватель должен быть в одинаковой степени и профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем, способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней истиной.
Задача подготовки такого учителя актуальна во все времена, а тем более сейчас, когда «мировое сообщество своими действиями демонстрирует возрастающий интерес к технологическому образованию, готовящему человека к выполнению новых функциональных производственных требований – реализации творческих задач через появление способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу»[2].
Каким же, в таком случае, должен быть преподаватель вуза?
Во-первых, на наш взгляд, во всех видах занятий он должен ставить наряду с техническими задачами, бесспорно, педагогические и профориентационные, каждый раз укрепляя студента в правильности выбора профессии, в стремлении к постоянному совершенствованию, расширению кругозора, накоплению знаний, желанию поделиться ими с студентами, разделить с ними радость творческого успеха.
Во-вторых, определяющим фактором повышения технологической культуры студента является содержательная составляющая педагогической деятельности преподавателя, включающая новинки в науке и технике. Формы могут быть различные: пятиминутка на лекции, факультативные беседы, диспуты, реферативный обзор студентами технических журналов. Но, с другой стороны, сколь бы ни были насыщенными новинками технологии лекции преподавателя без сотрудничества со студентами эффекта ожидать не приходится.
1.2. Методика организации лабораторно-практической работы
Учебная педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса, согласно учебного плана по специальности «Технология и предпринимательство», и направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности.
Главное содержание учебной педагогической практики составляет воспитательная, методическая и учебная деятельность студентов в качестве учителей технологии и классных руководителей.
Педагогическая практика реализует, прежде всего, учебные цели и задачи профессиональной подготовки будущих учителей технологии, формирует творческие способности, способствует накоплению опыта работы со школьниками. Ее организуют и оценивают кафедры педагогики, технологии и предпринимательства.
Задачи педагогической практики:
воспитание устойчивого интереса к профессии учителя;
формирование целостной научной картины педагогической деятельности;
формирование нового педагогического мышления;
формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса;
развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессиональных знаний и умений;
формирование опыта творческой педагогической деятельности, исследовательского подхода к педагогическому процессу;
формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя и его активной педагогической позиции;
оказание помощи образовательным учреждениям в решении задач воспитания и обучения студентов.
Содержание педагогической практики
Основное содержание педагогической практики составляет профессионально-педагогическая деятельность студентов, которая включает:
изучение учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности; проектирование его индивидуального развития;
организация общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, класса, кружка;
организация учебно-познавательной деятельности детей;
формирование и развитие педагогической культуры.
Основное содержание практики реализуется в деятельности студента в качестве учителя технологии, классного руководителя, а также в участии студента в опытно-экспериментальной и методической работе.
Организация и проведение педагогической практики
Перед началом педагогической практики проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняется цель, задачи, содержание, формы организации, порядок прохождения и порядок отчета о практике.
Педагогическая практика студентов 4 курса
Студенты 4 курса (8 семестр) проходят учебную педагогическую практику в объеме 6 недель на базе городских школ.
Задачи:
приобретение умений и навыков самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с учащимися;
проведение различных типов уроков с использованием разнообразных методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность студентов;
овладение методами и приемами организации индивидуальной работы с учащимися;
овладение методами углубленного психолого-педагогического изучения личности студента.
Содержание:
изучение деятельности учителя технологии и классного руководителя;
планирование самостоятельной учебной, внеучебной и внешкольной работы с учащимися, самостоятельное – проведение системы уроков по теме, осуществление творческого подхода к определению структуры отдельного урока и обоснованному выбору методов обучения с целью активизации деятельности студентов;
конструирование учебной информации (разработка и применение дидактического материала, наглядных пособий, средств ТСО);
оценка уровня подготовленности студентов, анализ причин затруднений;
выполнение функций классного руководителя.
Организация и проведение практики
1 этап (1 неделя):
общее знакомство со школой, классом, учителями;
разработка и утверждение индивидуального плана прохождения практики;
изучение требований к учащимся, возможностей кабинета, содержания и форм воспитательной работы;
посещение уроков технологии учителя, с которым предстоит работать, знакомство с методикой его работы;
выполнение заданий по психологии, изучение классного коллектива, отдельных студентов;
получение допуска к рабочему периоду у методистов и учителя.
2 этап (рабочий период):
а/в качестве учителя технологии:
разработать и провести не менее 20 зачетных уроков;
подготовить и провести внеклассные мероприятия по предмету;
посещать уроки коллег и анализировать их;
разработать и подготовить наглядность и дидактический материал к своим урокам.
б/ в качестве классного руководителя:
самостоятельно подготовить и провести классные мероприятия: беседы, игры и т.п.;
участвовать в текущей воспитательной работе (дежурство в классе, вечер, субботник).
3 этап (последняя неделя):
подведение итогов практики, оформление документации, сдача отчетных документов за 3 дня до окончания сроков практики, подготовка к конференции.
Отчетность по практике
Выступление на конференции;
Психолого-педагогический блок;
Конспект внеклассного занятия по технологии с приложением методических пособий;
Контрольно-учетная книжка студента-практиканта с отметками о выполнении плана учебной и воспитательной работы и с общей оценкой учителя технологии, классного руководителя, заверенные печатью школы, отчет студента, отзывы-характеристики методиста, педагога и психолога;
Тетрадь с конспектами всех проведенных уроков;
Конспект урока с приложением методических пособий.
Педагогическая практика студентов 5 курса
Студенты 5 курса (10 семестр) проходят учебную педагогическую практику в объеме 8 недель на базе образовательных учреждений в качестве учителей технологии и классных руководителей.
Задачи:
формирование умений и навыков самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с учащимися по технологии;
проведение различных типов уроков с использованием разнообразных методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность студентов по технологии;
совершенствование методов и приемов организации индивидуальной работы с учащимися;
овладение методами углубленного психолого-педагогического изучения личности студента;
совершенствование методики преподавания технологии
Содержание:
изучение деятельности учителя технологии и классного руководителя;
планирование самостоятельной учебной, внеучебной и внешкольной работы с учащимися, самостоятельное проведение системы уроков по теме, осуществление творческого подхода к определению структуры отдельного урока и обоснованному выбору методов обучения с целью активизации деятельности студентов;
осуществление связи воспитательной работы на уроке технологии с внеклассной, а также межпредметных связей с целью формирования социально-зрелой личности;
конструирование учебной информации (разработка и применение дидактического материала, наглядных пособий, средств ТСО);
оценка уровня подготовленности студентов, анализ причин затруднений;
выполнение функций классного руководителя;
совершенствование навыков работы с коллективом студентов и классным активом, а также с коллективом учителей;
изучение передового опыта учителей технологии и внедрение его в практику своей работы.
Организация и проведение практики
1 этап (1 неделя):
общее знакомство со школой, классом, учителями;
разработка и утверждение индивидуального плана прохождения практики;
изучение требований к учащимся, возможностей кабинета, содержания и форм воспитательной работы;
посещение уроков технологии учителей, с которыми предстоит работать, знакомство с методикой их работы;
выполнение заданий по психологии, изучение классного коллектива, отдельных студентов;
получение допуска к рабочему периоду у методистов и учителя;
выполнение заданий по психологии, изучение классного коллектива, отдельных студентов.
2 этап (рабочий период):
а/ в качестве учителя технологии:
разработать и провести не менее 40 зачетных уроков;
подготовить и провести внеклассные мероприятия по предмету;
посещать уроки коллег и анализировать их;
разработать и подготовить наглядность и дидактический материал к своим урокам.
б/ в качестве классного руководителя:
самостоятельно подготовить и провести классные мероприятия: беседы, игры и т.п.;
участвовать в текущей воспитательной работе (дежурство в классе, вечер, субботник).
3 этап (последняя неделя):
подведение итогов практики, оформление документации, сдача отчетных документов за 3 дня до окончания сроков практики, подготовка к конференции.
Отчетность по практике
Выступление на конференции;
Психолого-педагогический блок;
Конспект внеклассного занятия по технологии с приложением методических пособий;
Контрольно-учетная книжка студента-практиканта с отметками о выполнении плана учебной и воспитательной работы и с общей оценкой учителя технологии, классного руководителя, заверенные печатью школы, отчет студента, отзывы-характеристики методиста, педагога и психолога;
Тетрадь с конспектами всех проведенных уроков;
Конспект урока с приложением методических пособий;
Анализ не менее двух своих уроков технологии и не менее двух уроков, проведенных сокурсниками.
Оценка:
Работа студентов на всех этапах педагогической практики оценивается в соответствии с «Положением о педагогической практике», утвержденным Советом университета.
1.3. Структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ
Задания, организующие применение знаний делятся на 4 группы:
в процессе отработки умений и навыков решения задач;
по подготовке к лабораторным работам;
по выполнению лабораторно-практических работ;
по подготовке к контрольным работам.
Цель заданий создать условия для:
- успешного применения учащимися теоретических знаний на практике;
- формирования аналитических способностей;
- формирования способностей логического мышления;
- формирования умений использовать знания приобретенные на примере, изложенном учителем в новых условиях задачи;
- формирование способностей по постановке целей;
- выработки умений планирования способов достижения целей;
- способностей к рефлексии по поводу своей деятельности.
Задания, организующие применение знаний в процессе отработки умений и навыков решения задач имеют следующую структуру:
краткое обоснование предложенных видов деятельности;
текст задач;
план решения;
необходимый теоретический материал: определения, формулы (они набраны шрифтом, отличающимся от шрифта основного текста), расчеты, действия с единицами измерения.
Практика проведения уроков решения задач с использованием этих заданий позволяет учителю отказаться от многократных и нудных объяснений. Студенты самостоятельно, используя план решения, предложенный учителем, переносит свои действия в условия новых задач и успешно их решают.
Задания, организующие самостоятельную работу по подготовке к лабораторным работам, содержат:
аналитические вопросы организующие мотивацию и целеполагание, процесс постановки осознанных исследовательских целей своей работы, осмысление и принятие плана по достижению своих целей;
текст расчетных задач, содержащих теоретические вопросы, дающих учащимся возможность формировать способности и рефлексии результатов своей деятельности.
Задания по выполнению лабораторных работ являются инструкциями. Они представляют собой план по достижению учебной цели, единой для всех студентов, минимум действий, которые нужно осуществлять, чтобы достичь положительного результата. Для более высокого результата работы, учащийся должен сформулировать свои личные цели работы, направленные на доказательство связи теория - практика. Обычно во вступительной беседе я помогаю учащимся в формулировке целей.
Предлагается образец:
«Я хочу:
- исследовать зависимость...;
- доказать, что ...;
- убедиться в том, что ... т.д.»
При осознанной постановке целей учащимися, происходит планирование действий, которые приведут к успешному результату. Очень важным, заключительным этапом выполнения лабораторно-практической работы является вывод. В нем учащийся анализирует, процесс достижения поставленных целей, объясняет результаты своих измерений и расчетов, доказывает их правильность, используя справочные материалы. Многократный опыт проведения таких уроков показывает, что большинство студентов не ограничивается планом-минимумом, предложенным в инструкции, и успешно справляется с работой по постановке своих личностных целей и рефлексией по их достижению. Это позволяет пережить состояние удовлетворенности от учения.[21].
1.4. Основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму
Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс, детерминированный внутренними и внешними условиями. Развитие и становление личности определяется одновременно воздействием наследственностью, средой и воспитанием. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые его качества. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве воспитуемым. Таким образом, человек как личность формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания.
Процесс развития творческой направленности личности будущего учителя в условиях интеграции индивидуального и дифференцированного обучения, способствует решению одной из основных задач современного образования - превращения студента из объекта обучения в его субъект. Система учебно-познавательных творческих заданий различного уровня сложности, включающая отобранные и специально сконструированные индивидуально дифференцированные задания, вводимые в учебный процесс, позволяет развивать творческую направленность каждого студента в посильной для него творческой деятельности и совершенствовать процесс индивидуально-дифференцированного обучения.[20]
Чем глубже студенты погружаются в познание и «проходят» все основные его этапы, тем выше уровень сформированности готовности к проявлению творческой направленности личности.
Таким образом, развитие творческой направленности личности будущего учителя - задача многогранная, требующая обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательной работы со студентами.
Направленность личности - системообразующее свойство личности, выражающееся в готовности к актуализации потребностно - мотивированной деятельности, направленной на достижение конкретной цели.
Сразу отметим, что установка должна не только определяться готовностью и способами поведения человека, т. к. определяет и деятельность и любая цель, а она должна стать устойчиво доминирующей. Таковыми являются чаще всего социальные установки, связанные с лично-общественными отношениями и отношением к профессии. А для нас главным является развитие творческого отношения будущих учителей к своей профессии. Хотим отметить, что направленность и основные свойства личности формируются в основном в юности, так как именно в этот период человек наиболее «распахнут» для мира и еще не научился подавлять свои эмоции и потребности.[20]
Субъектом творческой деятельности является творческая личность, творец. Успех его творчества зависит от многих факторов: общее физическое состояние, которым определяется его работоспособность, потребности и интересы, которые влияют на расстановку акцентов в системе ценностей, природные задатки, которые определяют темперамент, характер и способности, наличие воли, мотивации, побуждающей человека к неординарным поступкам, а также эрудиции, честолюбия, самокритичности, склонности к труду. Такие факторы создают у человека прочную основу для сохранения положительно направленной и продуктивной по своим результатам активности личности и столь же капитальную базу для творчества не только в зрелом, но и пожилом возрасте.
Самой конструктивной и плодотворной чертой человека является творческое самоутверждение, ибо каждому дана возможность выстроить свою жизнь по законам творчества. Творчество выступает как способ внутренней легитимации личности, обретения новых личностных смыслов ее существования.[6]
Педагогическое творчество рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатывается и воплощается в общении с детьми оптимальные для данной педагогической индивидуальности, не стандартизованные педагогические решения, опосредованные особенностями объекта - субъекта педагогического воздействия.
Специфика преподавательского труда состоит в том, что педагог должен творчески взаимодействовать с студентами и творчески преобразовывать их. Любое педагогическое воздействие должно включать в себя творческое начало, т. к. сама преобразуемая личность всегда уникальна и если преподаватель уходит от задач воспитания, ограничиваясь только подачей информации, то он уходит от творчества, и педагогический процесс разрушается. Другими словами, преподаватель имеет дело с живым человеком, который и сам творит себя, и критически относится к окружающему миру, ко всем воздействиям и влияниям извне. Как и всякие другие способности, педагогические развиваются в процессе самой воспитательной деятельности, в творческом применении постоянно накапливаемого опыта на практике. Педагогический опыт учит анализировать свои действия, точно устанавливать их воспитательную направленность. Педагог, который одновременно организует труд множества студентов, просто не в состоянии охватить своим вниманием все индивидуальности сразу, поэтому все его основные усилия должны быть направлены на воспитание у детей сознательного и добросовестного отношения к учебе, т. к. от этого зависит качество знаний.
Развитие способности предвосхищать будущее, как одной из ведущих компонентов педагогических способностей, становится одной из важнейших задач подготовки будущих учителей. Пути воспитания этих способностей мы видим в обучении анализу педагогических средств с точки зрения их пригодности для реализации воспитательных средств, выяснению причин неуспеха в воспитании, выяснению условий положительного стимулирования. Такой педагог уже сможет выступить в качестве управляющего мыследеятельностью студентов.[12]
Характерным показателем творческого педагога мы считаем умение импровизировать. Как бы тщательно ни был спланирован урок, без импровизации не обойтись. Она становится своеобразным регулятором, позволяющим проецировать замысел учителя на реальный педагогический процесс, обеспечить воплощение замысла и оперативную корректировку действия в ходе общения. Педагогическая импровизация обладает общеэвристическими чертами и в определенной степени сходна с творчеством актера. Для того чтобы воспитать импровизирующего педагога, на наш взгляд, необходимо формировать у него умение оперативно принимать решения, творчески и нестандартно мыслить.
Две важнейшие функции педагога - объяснение и предвидение. Функция объяснения основана на выяснении сущности явлений, их характера и особенностей. Функция предвидения представляет собой дальнейшее развитие функции объяснения, она обращена в будущее. Предвидение хода и развития педагогического процесса или явления основано на понимании их сущности. Без предвидения невозможно управление учебно-воспитательным процессом. Главная функция педагогических средств - развить у студентов потребность в познавательной деятельности и ее результатах и на этой основе обеспечить им успех в учении. Но это становится возможным в том случае, если используемые педагогические средства выполняют роль положительных стимулов. Будущий педагог должен научиться определять, какие средства играют роль положительных стимулов для той или иной педагогической ситуации.[9]
Таким образом, педагогическая деятельность предоставляет возможность активизации творчества педагога, для реализации которой необходимы самостоятельность, осознанность, рефлексивность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Материальным носителем целей профессиональной деятельности педагога являются конкретные педагогические задачи, инициирующие творческую активность педагога. Творческий характер педагогической деятельности проявляется не только в способах принятия решений и разрешения проблемных ситуаций, но и в реализации программы самосовершенствования, определяющих степень профессиональной самореализации педагога.
Развитие направленности личности будущего учителя - это сложный процесс, начинающийся и продолжающийся за пределами института. Он зависит от многих факторов - уровня культурного развития семьи, качества школьного образования, воздействия социокультурной среды. С одной стороны, в вуз приходит личность, обладающая определенным уровнем той или иной направленности. С другой стороны, направленность и основные свойства человека формируются в основном в юности, так как именно в этот период личность максимально открыта для внешнего мира и еще не совсем научилась контролировать свои эмоции. Поэтому, при развитии творческой направленности личности будущего учителя необходимо воздействовать и на эмоциональную сферу.[9]
Итак, творческая направленность будущего учителя должна определяться постоянной и устойчивой потребностью в творческой самореализации, стремлением к творческой самостоятельности, умением применять умения и навыки в творческой деятельности, активностью, целенаправленностью, стремлением к самосовершенствованию, умением управлять художественным развитием детей. В конечном счете, творческая направленность определяет динамику творческого процесса в сфере профессиональной деятельности будущих учителей.
Уникальность специальности "преподаватель технологии и предпринимательства" призвана творческую направленность поставить на первое место в спекторе вариантов технологической подготовки студентов. Сегодняшнее образование должно готовить студентов к быстро изменяющимся условиям жизни, полноценной самореализации в будущей трудовой деятельности. Темпы технологического и научно-технического прогресса ныне таковы, что знания устаревают уже в течение трех-пяти лет. Изменяется и роль учителя технологии в процессе обучения. Его творческая направленность определяет динамику в силе профессиональной деятельности. Он все в большей мере становится гидом и организатором познавательной деятельности студентов, и одновременно, помощником в освоении новых технологий.
1.5. Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ
Поскольку экономика и практическая деятельность человека неразделимы, основная нагрузка по формированию экономических знаний возлагается на образовательную область «Технология».[11]
Технология является единственным предметом, на уроках которого студенты создают изделия своими руками. Тесная связь уроков технологии с практической деятельностью создают благоприятную почву для формирования экономических знаний. Это возможно, несомненно, только в том случае, когда сам преподаватель в достаточной степени обладает этими знаниями. Поэтому при подготовке будущих учителей технологии важно уделять большое внимание блоку лабораторно-практических работ по технологическому практикуму.
Например, при изучении темы «Издержки производства, их структура, виды» после изложения теоретического материала можно предложить студентам выполнить несколько заданий из технологического практикума:
Задание 1. Выделите постоянные и переменные издержки из общего перечня издержек.
Издержки производства | Вид издержек |
Расходы на сырье и материалы | |
Зарплата руководящего персонала | |
Амортизация оборудования | |
Зарплата обслуживающего персонала | |
Расходы на электроэнергию | |
Расходы на охрану территории | |
Расходы на рекламу | |
Зарплата рабочих |
Содержание таблицы можно изменять, это позволит студентам лучше усвоить материал. Можно также усложнить задание, предложив студентам написать, какие издержки будут переменными (или постоянными) при производстве определенного товара, допустим, женских пальто.[11]
Для формирования знаний о взаимосвязях всех видов издержек целесообразно предложить выполнить следующие лабораторно-практические работы.
Задание 2. В таблице заданы некоторые значения издержек при различных объемах выпуска продукции. Заполните пустые клетки.
Q | TC | VC | AC | MC | AVC | AFC |
1 | 5 | 9 | ||||
2 | 9 | |||||
3 | 4 | |||||
4 | 22 | |||||
5 | 8 | |||||
6 | 27 | - |
Задание 3. При производстве 30 ед. продукта общие издержки составляют 10 тыс. рублей, а при производстве 50 ед. – 14 тыс. руб. предельные издержки постоянны. Найти предельные и переменные издержки при выпуске 60 ед. продукта.
Выполнение лабораторно-практических работ позволит студентам более полно усвоить материал и, что самое главное, научиться применять полученные знания на практике.
1.6. Возрастные особенности студентов
Возрастной период от 18 до 23-25 лет (возраст большинства студентов) условно называют поздней юностью или началом взрослости. В отличие от подростка, который еще принадлежит к миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-23-летний человек является взрослым, как в биологическом, так и в социальном отношении, Общество видит в нем уже не столько объект социализации (хотя продолжает его воспитывать), сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам. Ведущей сферой деятельности становится труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Об этой возрастной группе трудно делать обобщения, так как ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Образование, которое продолжается на этом этапе развития, становится не общим, а специальным. Сама учеба в вузе может в определенном смысле рассматриваться как вид трудовой деятельности.[3]
У большинства людей переход в юношеский возраст сопровождается улучшением общего эмоционального самочувствия и коммуникабельности. Все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту. Юность же, не меняя типа темперамента, усиливает интегральные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями.
Юношеский возраст характеризуется большей (по сравнению с предыдущим возрастным периодом) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения становятся значительно более устойчивыми и осознанными, соотносящимися с более широким кругом социальных условий. Расширение круга личностно-значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены, проявляется в развитии так называемых высших чувств. Усвоение определенной системы нравственных норм и принципов претворяется в сложную гамму моральных чувств – способность к сопереживанию, чувство долга перед окружающими людьми, потребность в любви и дружбе, морально-политические чувства, чувство товарищеской солидарности. Заметно расширяется сфера эстетических чувств, которые вычленяются из круга других переживаний и находят специфические способы выражения и удовлетворения. Особо можно выделить развитие в юности тесно связанного с ростом интеллекта, чувства юмора, иронии, позволяющих человеку вырывать предмет из его привычных связей и устанавливать с ним необычные ассоциации.[3]
Развитие высших чувств не является линейным процессом. Их уровень и содержание тесным образом связанны с индивидуально-личностными свойствами человека, включая его самосознание. От детства к юности и от юности к зрелости человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ «я» становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит все свое поведение. Юношеское самоопределение (ориентировка и определение своего места во взрослом мире) – очень важный этап формирования личности. Однако до тех пор, пока это самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным. Поэтому возраст от 18 до 23-25 лет находится посередине между юностью и взрослостью.
Формирование личности человека во многом определяет система ценностных ориентаций. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе (“Кто я?”, “Каким я должен быть?”), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Переход от старшего школьного возраста к студенческому часто сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Устойчивая система ценностных ориентаций, подчиняющих себе частные, преходящие стремления, определяют меру социализации индивида.
По мнению А. Г. Здравомыслова и В. А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность. Противоречивость в ценностных ориентациях, напротив, влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека. Неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а, следовательно, конформизм и безликость человека.[7]
Так, восприятие настолько совершенствуется, что молодой человек часами может сосредоточиваться на изучаемом материале или объекте. В результате устанавливается оптимальное соотношение анализа и синтеза.
Качественные сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая изучаемое, молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью изучает его.
Преобразовываются такие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушка уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи.
Совершенствуется память. У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственной инициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.
Совершенствуется мышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.[17]
Вместе с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности; увлекаются внешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.
В последнее время многие авторы с тревогой отмечают, что в студенческой среде утрачивается культ знаний. Так, по данным, приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б. Капичниковой и А. В. Дружкиным, только 44 % студентов считает, что избранная профессия отвечает их склонностям и особенностям характера. Основная масса студентов (83,4 %) руководствуется в своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами - стремлением стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу обществу и извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 % студентов старших классов считают получение знаний по избранной специальности необходимым условием жизненного становления.1
В юношеском возрасте активно формируются гражданские качества. Особенно успешно развивается чувство коллективизма. Юноши и девушки влияют на коллектив благодаря своим индивидуальным качествам. Каждый привносит что-то своё, особенное, и поэтому коллектив становится человеку более дорог. Там, где это не учитывается, молодые люди склонны утверждать себя различного рода оригинальничанием (изощряются в одежде, причёсках, вступают в неформальные объединения, становятся завсегдатаями «тусовок», начинают употреблять наркотики и т. д.).
В сознании некоторой части студенчества произошло смещение понятий, ценностей, жизненных установок. Стремление выделиться, во что бы то ни стало доказать окружающим и себе свою человеческую ценность, единственность, неповторимость оборачивается действием другого рода - стать «как все». Слиться с общей массой. Сама индивидуальность уже воспринимается, как умение быть похожим на других. В результате вместо индивидуальности - полная безликость.
В период юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском общении. Дружеские отношения становятся многоплановыми - углубляется их содержание, расширяются эмоциональные и интеллектуальные контакты друзей.
Сфера чувств молодого человека обогащается новыми переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и вузе. До юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и внутренних конфликтов.[17]
Интересы молодых людей становятся более глубокими и осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества, закономерности этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских интересов.
Характерным для юношеского возраста является формирование системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже осознают такие сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них появляется потребность в выработке идеалов.
1.7. Выводы по главе 1
В первой главе данной курсовой работы были проанализированы теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии, раскрыта сущность понятия лабораторно-практической работы как основополагающей составной части технологического практикума. Выявлена методика организации лабораторно-практических работ на примере программы учебной педагогической практики по методике преподавания технологии. Широко показана
структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ по технологическому практикуму. Раскрыты и обработаны основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму с применением технолого-педагогических подходов к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ, а также приведены данные о возрастных особенностях студентов.
Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы».
2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»
Технология определяется как наука о преобразование и использование материи, энергии информации в интересах и по плану человека.
Средствами курса «Технология» предполагается, формирование у студентов качеств: творческой, думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Они необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции; подготовка студентов к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности; развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Основной принцип реализации учебно-методического комплекса – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности студентов.
Целями обучения являются: формирование у студентов технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
Освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии ответственного отношения к труду и результатам труда;
подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:
- сформировать у своих студентов социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;
- помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;
- стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.
Лабораторно-практические занятия – один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки учителей технологии.
Анализ проведения лабораторных практикумов показывает, что достижении хорошей подготовки учителей технологии и предпринимательства лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и задач:
- развитие и воспитание у студентов навыков высокой культуры труда, умения пользоваться инструментами;
- понимание студентами теоретических основ, на которых базируется данная лабораторная работа, связи теории и практикой;
- умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать из них логические выводы и находить им практическое применение;
- умение пользоваться учебной, научно-популярной и справочной литературой, графиками, таблицами и схемами;
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ |
1 | 2 | 3 |
Лабораторно-практические занятия по организационно-методическим основам преподавания технологии | ||
1 | Изучение и анализ школьных программ по технологии в 5-7 классах. | |
2 | Изучение и анализ методической и учебной литературы. | |
3 | Ознакомление с организацией и оборудованием школьных мастерских. | |
4 | Перспективное планирование работы учителя. Составление перспективного календарного плана. | |
5 | Определение учебно-воспитательных задач и целей урока. | |
6 | Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей. | |
7 | Выбор оптимальных методов проведения занятий. | |
8 | Подготовка учителя к уроку. Текущее планирование занятий. Составление плана-конспекта урока. | |
9 | Составление технологических и инструкционных карт на изготовление деталей, узлов и их элементов. Разработка карточек-заданий. | |
10 | Методика анализа занятий и план-конспектов. | |
Технический труд |
Лабораторно-практические занятия по ведению уроков технологии | |
11 | Проведение вводного занятия по теме «Технология обработки древесины» в 5 классе. | |
12 | Методика изучения элементов графической грамотности со школьниками 5-7 классов на занятиях технологии. | |
13 | Технология изготовления деталей при ручной обработке древесины. | |
14 | Проведение занятий по теме «Работа на токарном станке по дереву». | |
15 | Культура дома | Проведение занятий по разделу «Культура дома». |
16 | Элементы машиноведения | Проведение занятий по разделу «Элементы машиноведения» с учащимися 5 класса. |
17 | Методика изучения элементов материаловедения. | |
18 | Методика изучения вопросов стандартизации, допусков и технических измерений на занятиях по технологии. | |
19 | Строительные ремонтно-отде-лочные работы | Проведение занятий по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы». |
20 | Методика проведения занятий по теме «Устройство и простейший ремонт сантехники». | |
21 | Проведение занятий по теме «Технология обработки металлов» (ручные операции). | |
22 | Проведение занятий по теме «Работа на металлорежущих станках» в 7 классе. | |
23 | Методика проведения занятий по формированию у студентов 5-7 классов электротехнических понятий. | |
24 | Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 1). | |
25 | Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 2). | |
26 | Обслуживающий труд | Методика проведения занятия по теме «Физиология питания» раздела кулинария с учащимися 5 класса. |
27 | Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 6 класса. | |
28 | Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 7 класса. | |
29 | Методика проведения занятий по теме «Гигиена девушки. Косметика» с учащимися 5-7 классов. | |
30 | Интерьер жилого дома | Методика проведения занятий по разделам «Интерьер жилого дома» с учащимися 5-7 классов. |
31 | Элементы материало-ведения | Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения» с учащимися 5-7 классов. |
32 | Методика изучения элементов графической грамотности со школьницами 5-7 классов. | |
33 | Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения. Работа на швейной машине» с учащимися 5-7 классов. | |
34 | Методика проведения занятий по разделам «Рукоделие» с учащимися 5-7 классов. | |
35 | Уход за одеждой | Методика проведения занятий по разделам «Уход за одеждой. Ремонт одежды» с учащимися 5-7 классов. |
36 | Уход за ребенком | Методика проведения занятий по разделам «Уход за ребенком» с учащимися 7 классов. |
37 | Проектирование и изготовление рабочей одежды | Методика проведения занятий по разделам «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)» с учащимися 7 классов. |
38 | Технология обработки ткани | Методика проведения занятий по разделам «Технология обработки ткани» с учащимися 7 классов. |
39 | Разработка и проведение открытого урока. |
2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»
Цель и задачи практикума.
Цель практикума - привить студенту практические навыки по высокоэффективному использованию и технической эксплуатации станочного оборудования.
Задачи практикума.
1. Изучить устройство, рычаги управления, наладку и настройку металлорежущих станков общего назначения.
2. Освоить основные приемы установки и крепления инструмента и заготовки на металлорежущих станках.
3. Изучить влияние режима резания на шероховатость и квалитет при различных видах обработки.
Требования к уровню практического усвоения дисциплины.
В результате технологического практикума студент должен знать:
- технологический процесс изготовления обрабатываемой простой заготовки;
- марки используемых станков и материал обрабатываемой заготовки;
- применяемый режущий и СОЖ (СОВ);
- приемы удаления стружки с рабочего места и мастерской;
- безопасные приемы работы на закрепленных рабочих местах;
- влияние режима резания, геометрия режущего инструмента и его установка и крепление на качество обработки.
Студент должен уметь:
- проектировать технологический процесс механической обработки несложной детали;
- проводить все виды токарной обработки с использование резцедержателя и пеноля задней бабки;
- проводить все вида работ на сверлильных станках, включая разметку;
- проводить все виды работ с использованием насадных и концевых фрез;
- настроить делительную головку для простого, дифференциального деления и нарезания винтовой канавки;
- проводить все работ на строгальном станке;
- читать кинематические схемы станков. Определять по ним предельные обороты и число частот вращения шпинделя.
Студент должен иметь представление о:
- работе протяжных станков;
- работе шлифовальных станков;
- станках с ЧПУ;
- станках физико-химических методов обработки.
Объем практикума – 180 час.
Вид итогового контроля – зачет.
Содержание дисциплины.
1. Конструкция и настройка токарных станков. Практическое освоение работ на этих станках.
2. Конструкция фрезерных станков (с применением УДГ). Практическое освоение работ на этих станках.
3. Конструкция и настройка сверлильных и расточных станков. Практическое освоение работ на этих станках.
4. Строгальные, долбежные станки. Конструкция и их настройка для выполнения возложенных работ.
5. Шлифовальные и заточные станки. Их конструкция.
Практикум на станках.
Тип металлорежущего станка | Наименование работ |
1. Токарно-винторезные станки |
5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1К62. 5.1. Практическое освоение приемов обработки конических поверхностей на этом станке. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1А616. 5.1. Практическое освоение работ с использованием инструмента, устанавливаемого в пеноль задней бабки. 5.1. Изучение конструкции рычагов управления и приемов наладки станка 1И611П. 5.1. Практическое освоение приемов обработки цилиндрических внешних и внутренних поверхностей. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1А62. 5.1. Практическое освоение приемов настройки станка для нарезания резьб (метрических, модульных, дюймовых). 5.1. Изучение конструкции и рычагов управления станка 1616. Сравнивая конструкцию этого станка со станком 1А616 оценить сущность модернизации станков. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1Д62. |
2. Фрезерные станки. |
5.2. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки горизонтально-фрезерного станка 6П80Г. 5.2. Практическое освоение приемов обработки горизонтальных, наклонных и вертикальных поверхностей, прорезание канавок. 5.2. Изучение конструкции и рычагов управления универсального горизонтально-фрезерного станка 6Н81. 5.2. Практическое освоение наладки станка и настройка УДГ для нарезания винтовых канавок и методов деления (простое, дифференциальное). 5.2. Изучение конструкции и рычагов управления универсального вертикально-фрезерного станка 6Н12. 5.2. Практическая настройка станка 6Н12 для прорезания призматических и сегментных пазов на валах. |
3. Сверлильные и расточные станки. |
5.3. Изучение конструкции, рычагов управления радиально-сверлильного станка 2В56. 5.3. Практическое выполнение работ на этом станке с разметкой в соответствии с заданием. 5.3. Изучение конструкции, рычагов управления и методов настройки горизонтально-расточного станка 263. |
4. Строгальные и долбежные станки. |
5.4. Изучение конструкции, рычагов управления и настройки поперечно-строгального станка 736. Выполнить работу на станке по индивидуальному заданию. 5.4. Изучение кинематической схемы долбежного станка 743. Работы, выполняемые на этом станке. |
5. Плоскошлифовальные станки. |
5.5. Изучение конструкции, рычагов управления и настройки станков 371, 372. 5.5. Ознакомиться с гидрокинематической схемой горизонтально-протяжного станка 7510. |
6. Круглошлифовальные и заточные станки |
6.1. Изучение конструкции и режимов управления круглошлифовального станка 312Г. 6.2. Изучение конструкции и рычагов управления заточного станка 362и точил. |
7. Основы Технологии машиностроения |
7.1. основные понятия и определения. 7.2. выбор заготовки и припуска на обработку. 7.3. технологический процесс (маршрутная карта). 7.4. назначение режима резания при точении, сверления, шлифовании. |
Материально-техническое обеспечение практикума.
Станочное оборудование.
Наименование оборудования | Марка, обозначение | Кол-во шт. |
1. Токарно-винторезные станки |
1К62 1А62 1Д62 1И611П 1А616 1616 |
2 3 1 1 1 1 |
2. Фрезерные станки, Вертикально-фрезерный станок Горизонтально-фрезерный станок Универсальный горизонтально-фрезерный станок |
6Н12 6П80Г 6Н81 |
1 1 1 |
3. Сверлильные и расточные станки Радиально-сверлильный станок Горизонтально-расточной станок |
2В56 263 |
1 1 |
4. Поперечно-строгальный станок | 736 | 1 |
5. Плоскошлифовальный станок |
371 372 |
1 1 |
6. Универсальные делительные головки |
УДГ-120 УДГ-130 |
1 1 |
7. Заточные станки (точила) | – | 2 |
8. Круглошлифолвальные станок | 362 | 1 |
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 030600 «Технология и предпринимательство».
2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму
Для повторения и углубления знаний студентов, их самостоятельной исследовательской работы на занятиях по технологическому практикуму используются лабораторные и лабораторно-практические работы. В ходе изучения декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материалов таких работ пока мало. К ним, разве что, можно отнести лабораторно-практические работы по изучению свойств обрабатываемого материала (древесину, кожа, металл, береста, ткань и другие) и отдельных характеристик отделочных материалов (краски, лаки, морилка и т.д.).
Лабораторная работа «Принципы композиции» предназначена для получения более глубоких и осмысленных знаний по такому сложному вопросу теории искусства как композиция, закрепления принципов композиции, обучения умению оценивать предметы декоративно-прикладного искусства (и вообще художественного произведения) через определенные критерии, формирование умения высказывать учащимися своего личного мнения о какой-либо композиции, ориентируясь на существующие критерии (принципы).
Среди лабораторных и лабораторно-практических работ, используемых в технологических практикумах, можно выделить следующие: студенты изучают свойства различных материалов, измеряют и рассчитывают отдельные характеристики, анализируют структуру данного объекта и т.д. Работ, в которых присутствует оценочная деятельность, практически нет. Хотя сегодня в содержании образования отмечается «недостаточность историко-научных, оценочных и экологических знаний» (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев и др.). Поэтому разработка и внедрение в образовательную область «Технология» различных методов и форм обучения, связанных с оценкой каких-либо процессов, явлений или объектов, является необходимым и важным компонентом содержания нашего предмета.
Широко распространенная в когнитивной области таксономия Б. Блума рассматривает педагогические учебные цели как шесть основных категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Категория «оценка» является самой высшей и обозначает умение оценивать значение того или иного материала для конкретных целей, причем суждения студента должны основываться на четких критериях.
Перед проведением данной работы студенты должны быть знакомы с общими теоретическими вопросами – определением композиции, тремя видами композиции (фронтальная, глубинно-пространственная и объемно-пространственная), применением различных видов композиции в действительности и особенностями данного направления декоративно-прикладного искусства, принципами композиции (целостностью, соподчинением, соразмерностью, равновесием и единством).
Для подготовки к лабораторной работе преподаватель должен выбрать изделия (желательно для каждого студента) данного направления декоративно-прикладного искусства, композицию которых будут изучать и оценивать студенты. Вместо изделий можно использовать другие наглядные образцы - схемы, чертежи, эскизы, фотографии - если это позволяет ваш вид декоративно-прикладного искусства. Например, для оценивания композиции, украшенной геометрической резьбой по дереву, можно выбрать чертеж, а для вязания или вышивки применить схемы вязания или эскизы вышивки крестом, сохраняющие общее композиционное расположение различных элементов и пропорциональные размеры изделия. При выборе изделий или заменяющих их наглядных образцов должно соблюдаться следующее правило: грамотно построенные композиций дополняются теми, у которых явно нарушен один из принципов и его можно четко оценить и выделить. Это правило поможет учителю проверить эффективность понимания всех принципов композиции по отдельности и вмести необходимые изменения в ход урока, если какой-либо из принципов понимается неправильно или неполно.
Перед выполнением лабораторной работы каждый студент должен получить изделие, которое он будет оценивать с точки зрения композиции, и схему выполнения лабораторной работы, которую можно раздать в виде отдельного листка каждому студенту или написать на доске сразу для всего класса. Данная схема имеет следующий вид.
Лабораторная работа.
Тема: «Принципы композиции».
Задание: проанализировать представленную композицию и дать ее оценку в соответствии с принципами композиции.
Оснащение: композиционно оформленное изделие, форма для оценивания композиционного решения.
Алгоритм выполнения работы:
1) повторить принципы композиции;
2) ответить на вопросы;
3) провести оценку композиции по ее принципам и занести результаты в таблицу;
4) сделать выводы по композиционному решению.
Вопросы:
1) Что подразумевается под термином «композиция»? Дайте его определение.
2) Охарактеризуйте принципы композиции: целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие и единство. Насколько они выполняются в данном изделии.
3) Как вы думаете, какого принципа или условия не хватает для анализа и оценки данного композиционного решения?
Форма оценивания композиционного решения.
Каждый композиционный принцип оценивается одной из четырех оценок в зависимости от его выполнения: 25 баллов – отлично, 20 баллов – хорошо, 15 баллов – удовлетворительно, 5 баллов – неудовлетворительно.
Принципы композиции |
Оценка студента |
Суммарная оценка студента |
Суммарная оценка преподавателя |
Разность оценок |
Целостность | ||||
Соподчинение | ||||
Соразмерность | ||||
Равновесие | ||||
единство |
Выводы:
Так как композиция один из основных и самых сложных вопросов теории искусства, ее принципы различными авторами, работающими в разных областях, выделяются по-разному. В данной лабораторной работе оставлены только те, которые признаются всеми и на основе которых можно легко оценить композиционное решение изделия. Для того чтобы оценивание происходило по достаточно четким критериям, мною были выделены оценочные характеристики для каждого принципа композиции.[11]
Принцип целостности характеризуется следующими критериями: общее целостное представление композиции (когда в произведении нет ничего лишнего и не возникает желание что-либо добавить или убрать), соответствие формы и назначения изделия, соответствие стиля изделия.
Принцип соподчинение характеризуется в первую очередь наличием композиционного центра, который определяет стиль изделия и с которым должны взаимоувязываться все остальные части изделия.
Соразмерность связана с пропорцией, размерами, масштабностью и т.д. В ее оценочные характеристики входят размеры и форма изделия, соразмерность контрастных полей и поверхностей (насыщенных мест – свободному пространству, крупных форм – мелким, теплых цветов – холодным и т.д.), соразмерность геометрических элементов или фигурных форм. [11]
Равновесие достигается приемами симметрии и ритмики. В случае с асимметричными композициями рассматривается зрительное равновесие фигур, масс, цветовых и контрастных пятен.
Единство считается синтезирующим принципом композиции и в школе его можно рассматривать как комплексное выполнение всех предыдущих принципов. К тому же единство отражается субъективную личностную оценку к данному изделию, выражающее единение, согласие с автором по поводу конкретного композиционного решения.
Таким образом, выделенные оценочные характеристики помогут учителю не только познакомить студентов с принципами композиции, но и научить их применять данные критерии для выражения своего мнения и оценки изделий как декоративно-прикладного характера , так и произведений искусства. Более глубокое изучения композиции и ее принципов, на наш взгляд, нецелесообразно, так как это сложный вопрос, который должен изучаться в образовательных учреждениях с художественного профиля.
Литература
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г., с. 38-40.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества студентов М. 2004 г., с. 23-38.
3. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с.59-64.
4. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения, 2003 г.
5. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г., с. 16-22.
6. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003 г., с. 28-45.
7. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.
8. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с.119-120.
9. Некрасов С.С. Обработка материалов резанием. М, Агропромиздат, 2004г., с. 336.
10. Немов Р. С. Психология – М, 2002 г., с.32-36.
11. Новоселов С.А. Технология развития изобретательства студентов в процессе сбора и анализа технологической и патентной информации, С-Пб., 2005 г., с.28-32.
12. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 2002г., с.98-104.
13. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М. 2004г., с.76.
14. Рыбакова Т.В. Метод проектов как основа инновационного подхода к преподаванию технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы региональной научно-практической конференции.-Ульяновск: ИПКПРО, 2004г., с. 69-70
15. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г.,
с. 22-27.
16. Сухарев М.И. Материаловедение. - М. 2003 г.
17. Смирнов В. И. Общая педагогика. Н-Тагил, 2002 г., с.70-72.
18. Тамарова З.Б. Образовательная область «Технология» как средство технологической подготовки студентов//Технология 2000: Тезисы докладов IV Международной конференции.- Самара, 2005г., с.106.
19. Тамарова З.Б. От трудовой подготовки студентов к технологической// Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства: Тезисы докладов VIII Международной конференции. – Москва: МИОО, 2004г., с. 27-30.
20. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и спецкурсы при преподавании технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с.118.
21. Федотова Т.Е. Формирование технологической культуры в начальной школе// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с. 119.
22. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М. 2001г., с.122-127.
Приложения.
Приложение №1.
№ | Последовательность операций | Эскиз | Оборудование и инструменты |
Технологическая карта изготовления передней ножки скамьи | |||
1 |
Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать |
Фуговальный и рейсмусовый станок |
|
Линейка, угольник | |||
2 | Разметить и выбрать гнёзда | Сверлильно-пазовальный станок | |
Сверло | |||
3 | Разметить и зарезать шипы | Фрезерный станок | |
Набор фрез |
Технологическая карта изготовления нижнего и среднего горизонтального бруска
1 | Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать | Фуговальный и рейсмусовый станок | |
Линейка, угольник | |||
2 | Разметить и зарезать шипы | Фрезерный станок | |
Набор фрез |
Технологическая карта изготовления вертикального бруска спинки скамьи
1 | Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать | Фуговальный и рейсмусовый станок | |
Линейка, угольник | |||
2 | Разметить и зарезать шипы | Фрезерный станок | |
Набор фрез |
Технологическая карта изготовления горизонтального среднего(несущего) бруска
1 | Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать | Фуговальный и рейсмусовый станок | |
Линейка, угольник | |||
2 | Разметить и зарезать шипы | Фрезерный станок | |
Набор фрез |
Технологическая карта изготовления передней горизонтальной доски сиденья скамьи
1 | Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать | Фуговальный и рейсмусовый станок | |
Линейка, угольник | |||
2 | Выбрать два угла под передние ножки | Ножовка |
Технологическая карта изготовления верхней доски спинки скамьи
1 | Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать | Фуговальный и рейсмусовый станок | |
Линейка, угольник | |||
2 | Разметить и зарезать шипы | Фрезерный станок | |
Набор фрез |
|||
3 |
Обработка профиля | Фрезерный станок | |
Набор фрез, Копир |
Технологическая карта изготовления подлокотника(ручки) скамьи
1 | Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать | Фуговальный и рейсмусовый станок | |
Линейка, угольник | |||
2 | Разметить и выбрать гнёзда | Сверлильно-пазовальный станок | |
Сверло | |||
3, 4 |
Разметить и зарезать шипы Обработка профиля |
Фрезерный станок | |
Набор фрез |
Технологическая карта изготовления нижнего бруса спинки скамьи
1 | Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать | Фуговальный и рейсмусовый станок | |
Линейка, угольник | |||
2 | Разметить и выбрать гнёзда | Сверлильно-пазовальный станок | |
Сверло | |||
3 | Разметить и зарезать шипы | Фрезерный станок | |
Набор фрез |
Технологическая карта изготовления
1 | Выбрать заготовку, профуговать, заторцевать | Фуговальный и рейсмусовый станок | |
Линейка, угольник | |||
2 | Обработка профиля | Фрезерный станок | |
Набор фрез | |||
1 | Собрать изделие на клею, установить шканты | Клей, киянка, струбцины, воймы |
Приложение №2.
Методика проведения деловой игры в рамках темы «Формы предпринимательской деятельности».
На первых занятиях следует изучить классификацию предпринимательской деятельности, научить студентов делать сравнительный анализ форм предпринимательства в России и развитых странах.
Следующие семинарские занятия посвящаются производственному предпринимательству. Необходимо актуализировать знания о факторах производства, о результатах производственной деятельности. Целесообразно обсудить со студентами задачи предпринимателя на каждом этапе производственного процесса. С целью ознакомления с процессом производства и рыночным механизмом купли – продажи, а также развития аналитического мышления и навыков предпринимательской деятельности проводится деловая игра «Прибыльное производство.
Следующие занятия отводятся на изучение коммерческого предпринимательства. В начале изучения темы определяется различие между производственным и коммерческим предпринимательством: определяются его цели и задачи, даётся характеристика коммерческой деятельности. Следует сделать акцент на маркетинговом анализе рынка при осуществлении операции на товарной бирже. В конце этой темы целесообразно провести деловую игру «Рыночная активность».
Цель игры:
ознакомить участников с механизмом рыночной торговли;
сформировать установку на принятие самостоятельных решений и активные действия.
Ход игры:
Введение в деловую игру
Участников знакомят с целью проведения и правилами игры.
Правила игры:
Каждый участник должен выбрать не более 4-х наименований товаров для реализации.
Задача каждого участника – реализовать свои товары по максимально возможным ценам.
Все участники выступают и в роли покупателей, т.к. им необходимо купить не менее 4-х товаров у других. Принцип игры «4=4».
Каждый участник располагает суммой в 5 тыс. монет на первичные покупки. Остальные производятся за счёт выручки от продажи товаров.
В игре запрещены бартерный обмен и организация фирм из нескольких участников.
Изучение ситуации
Каждому участнику выдаётся лист с наименованием товаров:
Товары | Количество в партии | |
1. | Кроссовки | 30 |
2. | Туфли женские | 20 |
3. | Туфли мужские | 20 |
4. | Сапоги женские | 20 |
5. | Джинсы | 20 |
6. | Костюмы мужские | 10 |
7. | Деловые наборы | 30 |
8. | Куртки кожаные | 10 |
9. | Пальто | 10 |
10. | Плащи кожаные | 10 |
11. | Духи | 20 |
12. | Наборы косметики | 30 |
13. | Ювелирные украшения | 5 |
14. | Часы наручные | 20 |
15. | Калькуляторы | 20 |
Студенты выбирают по 4 товара для дальнейшей реализации.
Оформление документации
На каждый товар участники заводят балансовую ведомость:
Наименование товара__________________________________________
Количество товаров | Цена за единицу | Общая выручка |
Они также оформляют лист покупателя:
Вид товара | Кол-во, шт. | Цена, монеты | Уплачено, монеты | Подпись |
Во время игры участник ведёт ещё лицевой счёт:
№№ | Приход, в мон. | Расход, в мон. | Остаток, в мон. |
Деловая игра
Все участники начинают активно предлагать свою продукцию, рекламируя её, вступая в переговоры, приобретая и продавая товары по максимально выгодным ценам.
Все свои сделки студенты фиксируют в балансовых ведомостях и листе покупателя, отслеживая движение денежных средств на лицевом счёте.
Итоги игры
Все участники в конце игры подсчитывают результаты:
Количество купленных товаров, шт.
За приобретение всех 11 видов недостающих товаров участник поощряется премиальным коэффициентом – 1,2 х количество товаров.
Сумму вырученных денег.
В игре выручка предпринимателя, продающего дефицитный товар, будет выше.
Обсуждение игры
Выбирается победитель (победители) игры. Они анализируют причины своего успеха. Обсуждаются особенности рыночной ситуации, возникшие в процессе игры.
Все участники получают отметки вместе с комментарием преподавателя.
На последующих семинарах изучается финансовое предпринимательство. При изучении темы необходимо определить роль финансового рынка и его субъектов в экономике. Актуализация знания о банковской системе и рынке ценных бумаг. Практические умения и навыки отрабатываются в деловой игре «Фондовая биржа».
Таким образом, при проведении деловых игр студент поставлен в условия выбора и должен самостоятельно принимать решения. Участие в игровом процессе развивает коммуникативные умения будущих специалистов, побуждает к взаимоконтролю и действию в рамках деловой этики, а именно те качества, которые необходимы цивилизованному предпринимателю.