Введение
Принцип природосообразности в трудах Я.А. Коменского
И.Г. Песталоцци о принципе природосообразности
Принцип природосообразности К.Д. Ушинского
Заключение
Список литературы
Введение
В период преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценности, идет поиск новых ориентиров. Актуальными становятся проблемы сохранения основных духовных ценностей и формирования новых представлений об обществе, человеке, природе. Происходящие у нас процессы преобразования общества сопровождаются изменениями в общественном сознании. Деформируются понятия о культуре, образе жизни, искусстве, образовании, чему немало способствуют и средства массовой информации, по всем каналам внедряющие в сознание растущего человека новые и отнюдь не безупречные образцы поведения в условиях рыночных отношений.
Сложившаяся в стране ситуация привела к тому, что в системе воспитания недостаточно учитываются истинные духовные ориентиры в воспитании человека. Возрастает исключительно западная ориентация образа жизни. В некоторой степени это способствует тому, что у определенной части современной молодежи формируется потребительский взгляд на жизнь, что, естественно, сказывается и на духовном обнищании сознания этой части молодежи.
Основополагающим в формировании духовного мира человека является принцип природосообразности. Без анализа сущности и развития принципа природосообразности, его роли в духовной культуре невозможно понимание процесса воспитания в новых реалиях.
Цель контрольной работы – сравнить характеристику принципа природосообразности в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского.
1. Принцип природосообразности в трудах Я.А. Коменского
В педагогической науке понятие принципы природосообразности определяется как принципы, означающие отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития.
Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" сформулировал правила естественного учения и обучения, а также правила искусства обучать наукам. В своем труде он кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и "основоположения" обучения, опираясь, прежде всего на природу вещей.
Приведем пример принципа, обозначенного им как "Все из собственных корней". Этот принцип взят автором "из природы", а также "из человеческого ремесла" и выражен соответствующим образом: "Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов - все это рождается только от корня ... От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей ... Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны"1.
Отсюда великий педагог делает вывод, что "правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами"2.
Написанное Я.А.Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня. В подтверждение приведём цитату: «Поскольку каждому близко к сердцу благо его потомства, а руководителям человеческих дел в политическом и церковном управлении – благополучие человеческого рода, постольку пусть все примут меры, чтобы начинать насаждать, подрезать, орошать и разумно формировать небесные растения для достижения хороших успехов в науке, нравственности и благочестии».3
Я.А.Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям, вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочного метода: "Метод преподавания всех предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад"4.
2. И.Г. Песталоцци о принципе природосообразности
В отличие от своего предшественника Яна Коменского, стремившегося научить «всех и всему» И.Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его с возможностями ученика.
Вероятно, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и бедных семей.
Вот что он писал: «Метод является только средством, и притом максимально простым, помочь природе самой высказаться о том, что в ней заложено. И чем больше применяемые методом средства обладают этими свойствами, тем они лучше; чем они лучше, тем больше сливаются с деятельностью самой природы, тем меньше существуют сами по себе. Наоборот, чем большим блеском они сами по себе отличаются, чем в большей степени вместе со своим педагогическим искусством кажутся стоящими вне природы и над ней и поэтому являются чрезвычайно дорогими, тем в меньшей степени они пригодны. Самое дорогостоящее заблуждение этого искусства в этом отношении заключается в блуждании со своими воспитанниками по пустующим полям всезнайства, которые для большинства человечества никогда не засевались и никогда не будут засеяны. Мой метод не блуждает со своими питомцами по этим полям. Он по самому своему существу направлен против дурмана всякого поверхностного, ненужного, необоснованного, неплодотворного и неподходящего знания. Все его средства базируются на твёрдо обоснованной законченности единичного, на глубоком проникновении одного в другое, на целенаправленном совершенстве целого. Они являются подлинным противоядием против всех ухищрений духа времени, который возбуждает и поддерживает дурман пустого, чисто словесного обучения и всех связанных с ним негодных приёмов. Они совсем не связаны с причинами этого словесного обучения, и результаты их другие. Средства моего метода должны действовать таким образом, так как его применение расчищает навоз, на котором растут эти поганки, взращенные духом времени».5 «Независимо от сословия положения человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, не знающему, где ему голову приклонить, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребенок будет в состоянии самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков».6
Основной закон Песталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы прежде, чем их станут употреблять. Песталоцци, например, знакомил детей с названиями городов, одновременно всегда показывая их на карте Европы, сообщая номер округа Германии, к которому они относятся. Поэтому для детей и сами города, и их упоминания в газетах, приказах становились взаимосвязанными понятиями. С помощью цветных картинок он показывал все предметы, а также описывал их свойства и формы. Песталоцци создал слоговую азбуку, по которой легко выучились читать множество поколений детей.
Первое правило метода Песталоцци, изложенное в письмах к друзьям, собранных в книгу «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.), гласило: «Научись сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше, чем переходить к сложному».
Второе правило: «…все родственные по своему содержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в которой они находятся в природе». В этом правиле также подчеркивалась уже тогда необходимость отделять наблюдаемое явление от теорий о нем.
Третье правило призывало, прежде чем писать о предмете и упоминать, всесторонне изучить его различными органами чувств. «Почему мое познание не должно также исходить от меня самого?» - восклицал Песталоцци в письмах, отрицая одно лишь заучивание чужих определений.
Четвертое правило: использовать разнообразные средства для обучения, подобно тому, как природа «для достижения своей цели соединяет кажущиеся разнородными предметы».
Пятое правило призывало действовать, чтобы результаты обучения в области их применения «носили бы печать свободы и самостоятельности».
Как и Коменский, Песталоцци настаивал на сужении круга изучаемых предметов, предлагал исключать из учебных программ все, что не будет иметь прямого отношения к дальнейшей жизни школьников.
Солидаризуясь опять же с Коменским, Песталоцци требовал упрощения и облегчения учебы детей.
К сожалению, хотя он стремился к этому всю жизнь, Песталоцци так и не удалось ни создать образцово-показательное учебное заведение для детей из бедных слоев населения, ни воспитать собственного сына Якова.
3. Принцип природосообразности К.Д. Ушинского
На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответствует "временным наклонностям": «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные силы грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны!».7
Как и его великие предшественники, К.Д. Ушинский, следуя принципу природосообразности, придавал исключительно большое значение формированию привычек поведения, то есть много занимался и теорией воспитания. В своем классическом междисциплинарном исследовании "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" Ушинский посвящает привычке целых два раздела. В одном раскрывается сущность привычки. В другом - рассматриваются пути ее формирования.
Заключение
Принцип природосообразности воспитания наиболее глубоко был обоснован и разработан Я.А. Коменским. Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических системах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.
Коменский считал, что порядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над природными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей. Песталоцци, понимая природосообразность, как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людей от "чувственно-животных свойств". Ушинский, следуя принципу природосообразности, придавал исключительно большое значение формированию привычек поведения.
Список литературы
Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований//Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. - М,:ИТП и МИО РАО, 1994. - 0,35 п.л. (Деп. ОЦНИ "Школа и педагогика" ИТП и МИО РАО).
Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989.
Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. – М.: Народное образование, 2004. – 624 с.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.2. - М., 1981.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. Т.3. - М., 1961-1965.
Пискунов А.И. Природосообразности принцип// Педагогическая энциклопедия – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. – Т. 3.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1.// Собр. соч. в 11 т. Т.8. – М.-Л., 1950.
1Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований//Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. - М,:ИТП и МИО РАО, 1994. - 0,35 п.л. (Деп. ОЦНИ "Школа и педагогика" ИТП и МИО РАО). – С.68.
2Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований//Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. - М,:ИТП и МИО РАО, 1994. - 0,35 п.л. (Деп. ОЦНИ "Школа и педагогика" ИТП и МИО РАО). – С.69.
3 Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. – М., 1996. – С.74.
4Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований//Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. - М,:ИТП и МИО РАО, 1994. - 0,35 п.л. (Деп. ОЦНИ "Школа и педагогика" ИТП и МИО РАО). – С.69.
5 Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. Т.3. - М., 1961-1965. - С. 228-229.
6 Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.2. - М., 1981. - С.117..
7 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1.// Собр. соч. в 11 т. Т.8. – М.-Л., 1950. – С.35-36.