Крымский государственный гуманитарный университиет
Евпаторийский педагогический факультет
Кафедра дошкольной педагогики
Курсовая работа
на тему:
«Полоролевая социолизация детей дошкольного возраста»
Выполнила:
студентка 21 ЕНД
Стрилец Л.И.
научный руководитель
Лабутина С.М.
Евпатория 2005г.
План:
Введение
Глава 1 Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.
1.1 Физиологические и психоло-педагогические особенности мальчиков и девочек.
1.2 Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.
1.3 Этапы формирования полового воспитания детей дошкольного возраста.
Глава 2. Организация половой социализации дошкольников.
2.1 Социализация ребенка в семье.
2.2 Социолизация в игре.
2.3 Социолизация на занятиях.
Заключение.
Введение
Тема: «Полоролевая социализация детей дошкольного возраста» является очень актуальной на протяжении многих веков. Известные психологи, педагоги пытаются ответить на вопрос: «Как воспитывать мальчика? и как воспитывать девочку?»
Объектом исследования является процесс и результат освоения отдельно человеком доступного и необходимого лично ему социального опыта, процесс становления человека.
Предмет исследования – содержание учебной литературы, используемой во время работы, изучение предметов и методов способствующих полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
Цель исследования – усвоение ребенком норм морали, культуры человеческих отношений, правление разных видов человеческой деятельности, разных форм общения с людьми разных социальных ролей. Гипотеза исследования – использование различных форм воспитательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
2. Обосновать поведение детей (мальчиков и девочек) в детском саду.
3. Просмотреть общения детей в семье, дошкольном учреждении, игре.
Социализация – процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми – личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.
Приложение
Художественная литература – неиссякаемый источник воспитания детей. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни , не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них.
Но литературные не бесполые бестелесные существа, они являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социа-половые черты. Любимые герои сказок, стихов, могут стать для мальчиков образцом ума, а для девочек - примером верности, трудолюбия, жертвенности и любви. Поэтому, читая художественные произведения, нужно обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов.
Литература для девочек
Автор | Название | Имя героя | Положит. черты характера героя |
Украинская сказка |
«Хроменькая уточка» |
Девушка |
Трудолюбие, терпение, покладистость. |
Русская сказка |
«Морозко» |
Настенька |
Трудолюбие, терпение, покладистость. |
Русская сказка |
«Гуси лебеди» |
Девочка |
Смелость, Ответственность, Любовь к брату. |
С.Т.Аксаков |
«Аленький цветочек » |
Настенька |
Честность, любовь к отцу, жертвенность, Обязательность. |
Г.Х. Андерсен |
«Дикие лебеди» |
Элиза |
Самоотверженность, Верность, любовь к Ближнему, упорство. |
Ш. Перро |
«Золушка» |
Золушка |
Трудолюбие, любовь к ближним, Терпеливость, забота о других, умение быть благодарной, нежной, обязательной. |
Ш. Перро | «Красная шапочка» | Красная шапочка |
Любовь к бабушке Забота о других, Смелость. |
В.Одоевский | «Мороз Иванович» | Рукодельница |
Трудолюбие, Оптимизм, доброта, смелость, послушание, забота о других. |
Н. Артюхова | « Трусиха» | Валя |
Решительность, смелость, Трудолюбие. |
Е. Пермяк | «Как Маша стала большой» | Маша | Трудолюбие. |
Литература для мальчиков
Автор | Название | Имя героя | Положит. черты характера героя |
Украинская сказка | «Котигорошек» | Катигорошек | Сила, смелость, доброта |
Русская сказка | «Былины» | Герои былины | Ум, сила, доброта, бескорыстие, мужество, патриотизм, богатырство. |
Русская сказка |
«Бой на калиновом мосту» |
Иван-крестьянский сын |
Сила, мужество, Бдительность, патриотизм. |
С.Т.Аксаков |
«Аленький цветочек » |
Настенька |
Честность, любовь к отцу, жертвенность, Обязательность. |
Л.Н. Толстой |
«Котенок» |
Вася |
Решительность, быстрота реакции, Смелость. |
Л.Н. Толстой | «Прыжок» | Капитан корабля | Решительность, любовь к сыну, быстрота реакции. |
К. Паустовский | «Заячьи лапки» | Ваня Малявин |
Жалость, упорство, Настойчивость, самостоятельность, Забота о животных |
В.Осеева | «Трость старушки» | Мальчик | Забота уважение к старшим. |
С. Пермяк | « Две пословицы» | Федя |
Щедрость, умение быть Настоящим другом, Любовь к животным. |
Е. Пермяк | «Чужая калитка» | Алеша Хамутов | Старательность, забота, трудолюбие. |
С. Михалков | «Дядя Степа» | Дядя Степа |
Аккуратность, Уважение к другим доброта, смелость, Решительность, Внимательность. |
А. Барто | «Как Вовка бабушек выручил» | Вовка | Доброта, Внимание к другим. |
А. Митяев | «Первый полет» | Юрий Гагарин | Смелость, ум, решительность, сила. |
Е. Нарушин | «Как мальчик Женя научился говорить букву Р» | Женя | Настойчивость, упорство. |
Логические задачи для мальчиков:
1. Четверо друзей играли в шахматы 4 часа, Сколько часов играл каждый?
2. Четыре друга спустились с горы на санках, Игорь проехал дальше, чем Сергей. Сергей проехал меньше чем Егор, но дальше, чем Олег. Кто проехал меньше всех?
3. Антон выше Богдана, но ниже Владимира . Саша самій низкий среди них. Эти дети построились по росту. Назови по порядку имя каждого мальчика от самого низкого до самого высокого.
4. На автостоянку в одно и тоже время прибыли машины «Жигули» и «Запорожец». «Запорожец» ехал медленнее, чем «Жигули». Какая машина раньше выехала из города?
5. У Томы было 4 игрушечных грузовых машины, а легковых меньше. Какое наибольшее количество легковых машин могло быть у Ромы?
6. Восемь сторожей охраняли снаружи большой склад прямоугольной формы с горючими материалами. Вдоль каждой стены стояли по два сторожа. Затем пришел приказ «Охрану склада усилить, поставить у каждой стены по 3-и сторожа, однако новых сторожей не нанимать». Нарисуй.
7. Саша и Вася пошли на рыбалку, Саша поймал два карпа весом 2 кг. и 3 кг., а Вася поймал всего одну рыбку–щуку весом 6 кг. Кто из мальчиков принес домой больше рыбы?
(Подсказка для взрослых можно считать вес рыбы, а можно количество)
Для девочек
1. Четыре Маринки шли по тропинке, Четыре Маринки нашли по картинке А если бы десять Маринок пошли , то сколько картинок они бы нашли?
2.Галя, Марина и Олеся пришли на праздничный утренник в детский сад в платьях разного цвета: В желтом, синем, и в розовом. Галя была не в желтом, Марина – не в желтом и не розовом. В каком платье была Марина? Олеся? Галя?
3. Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
4. Таня слепила столько же пельменей, сколько и Лена. Таня начала лепить пельмени раньше Лены, а закончили девочки одновременно. Кто лепил пельмени быстрее? Кто медленнее?
5. У куклы есть синяя юбка и 2-е блузки белая и желтая. Нарисуй сколькими способами можно одеть куклу?
Для девочек и мальчиков при совместной работе:
1. Галя, Люда, Дениска, и Платон надели на новогодний бал маскарадные костюмы. В костюме матрешек была одна из девочек, но не Люда. Дениска был в костюме клоуна, а не лисы. Платон тоже не был наряжен клоуном , какие костюмы надели Галя, Люда, Денис и Платон?
2. Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько всего детей идет домой?
3. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
4. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
5. У бабушки было два внука : старший – Игорь, младший Кирюша. Бабушка к празднику купила им 5 шоколадок и сказала, чтобы Игорь взял себе на одну шоколадку больше, чем Кирюша. Как Игорь должен был поделить шоколадки?
У мальчиков закладывают с самого детства основы мужественности. Они должны главным образом закладываться отцом и дедом, а не мамой с бабушкой.
К сожалению, многие папы передоверяют воспитание сына своим женам. В результате мальчиков излишне оберегают, контролируют, порой запрещают им бегать дружить только с девочками, т.к. мальчики дерутся.
Сына необходимо учить самостоятельно, принимать решения, воспитывать в нем чувство ответственности, долга, уважения к девочкам, девушкам, способность сдерживать желания. Он должен понимать, когда и каким поступком можно гордиться.
А как воспитывать девочку? Прежде всего нежной, умеющей сопереживать. терпеливой осторожной, трудолюбивой. С ранних лет ее надо готовить к тому, что в будущем она станет женой, матерью, учить уважать мальчиков и мужчин. К 5-6 годам девочка должна уметь следить за своей внешностью, прической, одеждой, обувью, иметь зачатки хорошего вкуса, ходить изящно, уметь вести себя за столом. Девочку учат навыкам домоводства (готовить, мыть и т.д.) Воспитанию женственности у девушки способствует пример самой матери, ее трудолюбие, оптимизм, нежность.
Глава 1 Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.
Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек.
С давних времен мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Мальчиков воспитывали в духе воинов, защитников , бойцов, девочек как будущую мать, хранительницу семейного очага,
Так и сейчас мальчики и девочки ведут себя по-разному в обществе, проявляя при этом свои индивидуальные качества.
Еще в ХХ веке Лисина Майя Ивановна российский психолог, специалист в области психологии детей дошкольного возраста. Особое внимание обращала на общение детей с взрослыми людьми и зависимость психологического развития детей от общения.
1.Отношение к предметам
Довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для различных целей, заняты тем, как бы найти им неожиданное применение. Им присущ исследовательский интерес, вследствие чего они стремятся разобраться в строении вещей, которые их окружают. Поэтому у них часто ломаются игрушки, но не случайно, а специально, Это не неряшество, не небрежность, а выражение активного начала.
Больше девочек склонны анализировать целое, стремятся проникнуть достаточно глубоко во внутренние особенности предмета.
Чаще чем мальчики используют игрушки по назначению, руководствуясь требованиям взрослого играть «как положено», Так как устройство игрушек их не особенно интересует, игрушки ломают реже, В результате в результате этого производят впечатление более воспитанных и аккуратных. Больше чем мальчики, склонны оценивать новую вещь в целом, не вдаваясь глубоко в ее особенности, частности.
2. Дисциплина
Мальчики обычно создают больше шума, чем девочки. У них чаще встречаются нарушения. Не склонны вуализировать свои отрицательные проявления. Склонны к демонстративности. Реже хитрят «Трудные» мальчики излишне шумны, хотя если у них развит интеллект, то из таких ребят обязательно будет толк. Менее импульсивны, чем девочки, поэтому больше поддаются влиянию, доводам и убеждениям.
3 Общение
Мальчики: хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке. И как правило и здесь, сохраняют свою деловитость: их деятельность носит конструктивный характер. Легче приспосабливаются к обстоятельствам , находят свое место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят руководить, вести за собой, Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. Им важнее что-то делать вместе, чем просто общаться. Проще относятся к требованиям выполнять правила общения, Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемыми ми самими или другими детьми. Часто спорят друг с другом, но обычно предпочитают самими разобраться в конфликте. За редким исключением не склонны прибегать к взрослому как к арбитру. Редко жалуются родителям и, воспитателям. Предпочитают независимость, Часто в глазах старших оказываются в роли зачинщиков ссоры.
Девочки: В непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Без помощи и поддержки взрослого их деятельность носит деструктивный характер. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке. Виды деятельности однообразны. Ведут себя организовано. Более чувствительны, чем мальчики, к межличностным отношениям. Придают им большое значение. Тоньше реагируют на нормы, принятые в социальной группе. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения. Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим. Чаще обращаются к взрослым с жалобами, в результате чего воспринимаются ими в роли пострадавших (что не всегда справедливо).
4. Активность.
Мальчики: более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек Чаще выражают готовность отвечать (по собственной инициативе, а не при стимуляции взрослого) Не боятся ошибиться в ответе, не особенно заботятся о внешнем эффекте . Менее исполнительны.
Девочки : менее подвижны, более усидчивы, Реже выражают желание отвечать, даже если знают правильный ответ. В отличии от мальчиков, боятся ошибиться, ориентированны на похвалу взрослого, озабочены внешним эффектом.
5. Развитие речи
Морфологическое созревание головного мозга, особенно его левое полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков.
Мальчики: словарный запас достаточно широкий , с годами увеличивается особенно заметно за счет общих понятий . В речи преобладают глаголы, междометья, т.е. слова передающие действия, а также местоимения, Речь менее связная, как у девочек, потому что предпочитают не просто передать заученное содержание, а понять его и выразить свое отношение. Склонны к выработке собственных формулировок. В речи присуши обобщения. Чаще чем у девочек, встречаются нарушения в звукопроизношении. Это связанно с тем, что механизм развития речи у мальчиков более уязвим, и проходит более уязвим и проходит более длительный и сложный путь. Внутренний мир мальчиков скрыт от нас: они реже раскрывают его в словах. Даже когда они молчат, они думают, ищут решения. Читательские интересы мальчиков отличаются от интересов девочек: они охотнее будут слушать тексты про машины, оружие, про все, что связанно с техникой, спортом, войнами.
Девочки : превосходят мальчиков в вербальных способностях. Словарный запас меньшего, чем у мальчиков объема. Речь более эмоциональная. Склонны к предметно-оценочной речи, поэтому в ней преобладают имена существительные, прилагательные, отрицания, утверждения. Быстрее осваивают грамматические основы речи. Больше откликаются на правильно построенные фразы, четко выстроенную логику. У девочек речь более связная. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить , а не понять. Склонны к ответам заученными фразами. Меньше стремятся к выработке собственных формулировок. В ответах прибегают к описательности и передаче множества подробностей. Гораздо лучше принимают подсказку, наводящие вопросы взрослых. Предпочитают анализировать. Акцентируют внимание на людях, больше говорят о них самих, чем об их действиях. Наиболее ценными для девочек являются нравственные качества. Читательские интересы девочек ориентированы на сферу их непосредственного бытия: более заинтересованно воспринимают описание нарядов людей и кукол. Имеют более высокий общий уровень ориентировки в структуре народной волшебной сказки по сравнению с мальчиками.
6. Интересы.
Мальчики: круг интересов достаточно широк, нередко выходит за пределы образовательной программы. Пространство, в котором находятся интересующие мальчиков объекты, практически не ограничено. Игры опираются на «дальнее зрение». Если мало пространства, они осваивают вертикальное пространство.
Вместе с тем, многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчиков, поэтому в быту они иногда беспомощны.
Девочки: круг интересов несколько уж . чем у мальчиков. Игры больше опираются на «ближнее зрение». Играют в ограниченном пространстве. Интересы охватывают объекты непосредственного окружения, многое связано с бытом.
7. Характеристика личности.
Мальчики: не склонны к плановым действиям. Предпочитают ориентироваться на ходу. Положительно воспринимают новое, неизведанное. Любознательны. На новое реагируют чаще вопросом, что это? зачем? откуда? почему? Предпочитают всему искать логическое объяснение. Их нелегко приучить к самообслуживанию: неловко переодеваются, переобуваются, не знают с чего начать. Неумело застилают постель. Более беспомощны, чем девочки. Ко всякому обслуживающему труду приобщаются, как правило, без охоты. Нередко существует разрыв между уровнем развития интеллекта и навыками самообслуживания. Спокойно относятся к похвале и порицанию. Их нелегко растрогать, заставить смеяться или плакать. Обычно менее самолюбивы и обидчивы. Реагируют прежде всего, на содержание и справедливые замечания, а не на тон его высказывания. Давая мальчику задание, объясните ему, для чего это нужно выполнить. Мало заботятся о своей внешности. Мальчики обычно хорошо работают тогда, когда знают , что могут отличится, реализовать свои возможности, и когда им ясен смысл выполняемой работы.
Девочки : Могут планировать действия. Настороженно относятся к новому. На новое реагируют эмоционально. Легче воспринимают то, что привлекло их внимание, хуже то, что не интересно, на что нужно специально направлять внимание. Обращают внимание преимущественно на конкретные, близкие и понятные предметы и явления, непосредственно окружающие их. Чтобы убедиться в правильности какого-либо общего положения, пробуют приложить его к конкретному случаю. Легко приучаются к самообслуживанию. Находят в обслуживающем труде удовольствие. Обычно выглядят умелее и ловчее мальчиков. Ближе мальчиков принимают похвалу и порицание. Легко расстраиваются. Их не трудно рассмешить, подвержены внешним воздействиям. Многое зависит от настроения. Более самолюбивы и обидчивы, чем мальчики. На тон замечания реагируют острее, чем на содержание. Отрицательно относятся к иронической или насмешливой форме выражения порицания. Проявляют повышенный интерес к своей внешности. Девочки проявляют особую старательность тогда, когда выполняемая ими работа находится в поле пристального внимания авторитетного взрослого, когда уверены, что с ее помощью могут заслужить похвалу.
8. Изобразительная деятельность
Мальчики : К цветам и их оттенкам не очень чувствительны, поэтому рисунок может быть выполнен одним или несколькими цветами. Главное для мальчиков – процесс рисования. Сюжет рисунков шире по замыслу, чем у девочек. Предпочитают изображать технику, военные действия, транспорт – все, что движется, т.е рисунки мальчиков динамичны. Изображаемые люди часто схематичны, но тоже находятся в движении. Рисунки свидетельствуют, что мальчики меньше, чем девочки, способны очеловечивать окружающий мир. Иногда рисунки мальчиков выглядят не очень аккуратно, но это часто следствие динамического изображения. Не склонны апеллировать к образцу.
Девочки: Очень чувствительны к цветам, особенно ярким. Рисунки расцвечены, выразительны. Главное для девочек - качество рисунка. Предпочитают изображать бытовые сюжеты ( дом, цветы, солнце, человека). Тщательно вырисовывают детали, особенно в изображении людей. Но изображения застывшие, т.е. статичные. Именно поэтому рисунки выглядят более аккуратными, чем у мальчиков. Если предложено рисование по образцу, стремятся как можно ближе к нему подойти, скопировать. в этом видят достоинство своей работы.
Очень важно учитывать перечисленные особенности мальчиков и девочек в воспитании и обучении. Но их нельзя рассматривать в отрыве от особенностей характера, мышления, уровня эмоциональности, реакции на различные события и явления, активности и других качеств детей. В целом оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами (как, впрочем, и недостатками) лишь в определенных ситуациях и отношениях.
1.2 Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, физкультуре, изобразительной и трудовой деятельности.
Специально организованные занятия с детьми по данной проблеме целесообразно проводить, начиная со средней группы. Это обусловлено следующими факторами:
- в этом возрасте дети уже имеют некоторые представления о предмете изучения;
- актуальность тематики для данного возрастного периода связана с новообразиями дошкольного детства.
Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:
- организованные занятия (групповые, индивидуальные);
- этические беседы;
- игры;
- момент общения с детьми;
- прогулка, экскурсия,
- самостоятельная работа детей;
- решение моральных ситуаций и т.д.
Цель полоролевого воспитания человека (в широком значении) означает:
1. Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
2. Формирование определенной модели поведения;
3. Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.
Работа с детьми должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:
-воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе, формировать в ребенке» внутренний взгляд» на себя как на объект познания и переживания . Закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
- поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
- воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
- развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними. управлять своими эмоциями и поведением ;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов;
- формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.
Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели полового воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе. Это:
-высокая духовная направленность;
- комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий;
- перманентность полового воспитания ;
- опережающий характер воспитания;
- учет круга общения детей и источников информации;
- оптимальное использование всех возможностей.
1.3 Этапы формирования полового самосознания детей
Возраст | Формирование представлений о себе | Воспитательные задачи |
От рождения До 3-х лет |
Происходит становление полового самосознания. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка.. Начинает сравнивать себя с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. В речи использует местоимение «он», «она». Редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил-ходила), от отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа. Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Играет в игры, которым обучают взрослые. В играх мальчики более активны, девочки пассивны. |
Создать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности (полная гармоничная семья, в которой отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского начала). В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность , любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей. В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия. Давать ребенку имя обдуманно. Относится к ребенку адекватно его половой идентификации (отношения между членами семьи должны быть адекватны их половой идентификации). Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии сих полом. Подчеркивать принадлежность к определенному кругу. Воспитывать гигиенические навыки. Мальчиков лучше обучать с помощью зрительного анализатора, девочек – с помощью слухового анализатора. |
От 3-х до 4-х |
Ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу |
Развивать положительное отношение и уважение к имени ребенка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел еще такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком произносить его по разному : ласково, сокращенно, полностью- с фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе – о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности. |
От 4х до 6-ти | Происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли. Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию – и горизонтальную, и вертикальную. Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К 5-ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания. | Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми бот отличиях мальчиков идевочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках – мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Она закладывает основы доброжелательных отношений ребенка с окружающим миром, дает ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, Рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Понимать, что сексуальные игры детей являются закономерными: они служат для удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет. Увлечения и любовь детей не имеют эротического значения. Обмениваясь с ребенком взаимными уверениями в любви, не следует чрезмерно ласкать его, т.к. это его эротизирует. |
Глава – 2 Организация полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
2.1 Социолизация ребенка в семье.
Социолизация ребенка и его вхождение в свет людей начинается с самого рождения. Первым человеком в этом процессе становится мать. Именно она дает ребенку большую часть своей жизни, дает первые примеры любви, нежности, заботы, учить ребенка общаться с другими людьми.
Вступая в жизнь, ребенок должен усвоить, много правил, которые сложились в данном обществе. Это неписанные законы гуманного отношения к людям, нормы поведения в обществе, правила бережного отношения к природе, требования к использованию предмета.
Обязанностями для детей есть придерживание таких как: здороваться при встрече, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу, не вмешиваться в разговор взрослых. Эти нормы обычны, что может показаться, Что на них не следует и останавливаться. Прежде всего, воспитывать у детей положительное, гуманное отношение к людям.
Важное условие общаться -умение внимательно относиться к желаниям к желаниям своих сверстников, взрослых, считаться и соотносить с ними свое поведение. В некоторых семьях, родители беспокоятся только о желании своих сыновей и дочерей: им в первую очередь игрушки, сладости, развлечения, отдых. Тут можно услышать: «апельсин только Тане». Трехлетняя Ирочка угощает бабушку конфетами. Бабушка отказывается и говорит что: Я уже старая мне не нужно». Такие маленькие жертвы постепенно становятся для детей обычным явлением и воспринимаются как норма.
Дети должны отличать состояние родителей понимать их, сочувствовать и понимать если нужно. Твердым отношением в семье должно быть правило: помогать друг другу в выполнении бытовой работы, делать услуги, как взрослым, так и младшим членам семьи.
Конечным результатом придерживания всех правил, независимо от их содержания, есть воспитание у детей умения управлять общими требованиями, соответственно относиться к поручениям, справедливо развязывать конфликты, т.е. умение вести себя среди людей.
2.2 Социолизация ребенка в игре.
Большинство семей, имеющих детей, по-прежнему традиционные и полные. Однако рекомендуется воспитывать девочек и мальчиков одинаково: дети не только получают равную заботу о себе со стороны матери и отца, но и играют в одинаковые игрушки и игры, так что не поощряется не демонстрация силы и агрессивности у мальчиков (неизбежное следствие воспитания мужественности), ни слабости и покорности. У девочек являющихся обратной стороной воспитания приславутой женственности. Во всех культурах девочек учат быть сдержанными в своем поведении: если они носят юбку, то многие вещи им просто недоступны. Девочек считают, как правило, более слабыми интеллектуально и физически, им предписывают карьеру подчас намного ниже их интеллектуальных возможностей; в то же время от мальчиков ждут достижения высоких результатов, хотя на самом деле различия такого рода между полами отсутствуют.
Если считать, что целью воспитания является равноправие, в том числе и равноправие полов, то использование языка должно быть урегулировано.
При анализе печатной и иной продукции, предназначенной, детям установлено, что подавляющее большинство героев книг, журналов, фильмов и т. д. существа мужского пола; они более активны, участвуют в большом количестве приключений и разных дел, уезжают дальше от дома.
Существа женского пола играют как правило, второстепенную роль. Они пассивны, зависимы, занятия ограничиваются в основном работой по дому, по хозяйству.
мальчики | девочки |
Игнорируют обязательные правил, не придают особого значения, не считают существенными. Для них более характерны экспромт, инсайд. Именно они нередко руководят их деятельностью. Не особенно податливы внешнему воздействию, мало зависят от оценочных суждений авторитетных взрослых. Способны противопоставить им свою точку зрения. Реже, чем девочки, склоняются к компромиссным решениям. Более рискованны в своих действиях, менее точны в соей работе. Решительны в своем выборе, достаточно объективны в своих суждениях , легче чем девочки могут абстрагироваться от своих переживаний . Более рациональны. Лучше девочек описывают последовательность действий направленных на достижение цели Больше внимания уделяют фактическому положению вещей, чем отношению к ним. |
Неукоснительно ориентируются при выполнении всякой работы стремятся подойти к образцу как можно ближе Это вызывает у них чувство удовлетворения. Предпочитают спокойные игры, их интересует дом с предметами быта с различными украшениями. Не особенно склонны к преобразующей деятельности. Больше мальчиков критикуют, наставляют тех, кто младше их. В выборе игрушек, В характере игр проявляют материнский инстинкт. Значительно прилежнее и аккуратнее. Восприимчивость психики выше, чем у мальчиков. Предпочитают не рисковать, зато более точны в работе. Часто проявляют нерешительность. Более эмоциональны, вследствие чего менее способны отделить объективное от собственных переживаний. Хуже передают события, менее объективны . Эмоциональнее мальчиков. Хуже чем мальчики передают последовательность выполненных действий. Цель их занимает больше самого процесса. Им трудно описать дорогу, по которой шли , малоизвестный маршрут. Больше внимания обращают на личную сторону события, меньше – на фактическую. |
2.3 Социолизация ребенка на занятиях.
Обычно учителя и воспитатели стараются поощрять мальчиков больше, чем девочек обращают на них повышенное внимания, прощают им то, что не простили бы девочкам. По мнению воспитателей и учителей, мальчики обладают своеобразной индивидуальностью. Мальчики выкрикивают ответ в восемь раз чаще, чем девочки.
Девочки и мальчики обычно сидят раздельно и стараются при работе в группах придерживаться разделения по полу, а если есть выбор, то и тема работы выбирается соответственно. Мальчики часто обижают девочек, в группе и на улице, они занимают больше места, чем девочки. Темы и материалы для обсуждения часто выбирают так, чтобы поддержать интерес мальчиков. Характерно, что учителя игнорируют эти различия. и даже тогда, когда мальчики действительности говорят больше девочек, думают, что девочки активнее.
Женщины- воспитатели сами иногда становятся объектом критики, если не травм со стороны мальчиков. Если на девочек не обращать внимания, то они держатся в тени, а если не обращать внимания на мальчиков. то они стремятся привлечь к себе внимание, нарушая дисциплину. Девочки более социально-активнее, в большей степени, чем мальчики готовы поддержать остальных, но воспитатели и учителя склонны судить об их участии дискуссии суровее, чем об участии мальчиков.
Известно также, что девочки успешнее в чтении и письме, чем мальчики. Они в отличие от мальчиков положительно относятся к этим видам деятельности и нередко предпочитают их другим занятиям.
В условиях совместной деятельности детей дошкольников одного пола, когда они оказываются в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды) , мальчики приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу товарищей, но реально лишь чуть больше половины мальчиков(56%) ведут себя соответственно. Они менее адекватно оценивают свое поведение и свое намерение, у них, скорее всего, носят случайный характер.
Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения. Хотя «эгоистичных девочек в целом больше, чем мальчиков. Но они либо намеренно скрывают это и на «публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива. Часть девочек осознанно демонстрирует негативное поведение, направленное против моральной нормы помощи, и в данном случае противоречия между вербальным и реальным поведением у них нет.
Исследования показали, что у девочек во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков.
Это показывает, что репутация девочек, существующая в обыденном сознании , сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень социальной ответственности и большую чем мальчики гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения.
Заключение
1. В процессе исследования психолого-педагогической и методической литературе, по полоролевой социализации детей дошкольного возраста пришел к выводу, что социолизация мальчиков проходит более болезненно, чем у девочек и , что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по разному в обществе.
2. Исследуя поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, авторы пришли к выводу, что девочки более социально-активнее , в большей степени , чем мальчики, готовы поддержать остальных. Но воспитатели склонны судить об их участии в дискуссии суровее, чем мальчиков. Мальчики в незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее приспосабливаются и адаптируются в обществе незнакомых детей.
3. Изучая общение детей в семье, детском саду, игре авторы пришли к выводу, что как с ребенком общаются дома, так и он общается с детьми в детском саду.
Если отец кричит на трехлетнего сына, обвиняя его в том., что у него не получается что-то, то и сын в детском саду поступит также.
Если мать гонит маленькую дочь с кухни, когда та хочет ей помочь, то и дочь в игре «Дочки матери» будет общаться с другими девочками.
Семья играет важнейшую роль в общении детей в детском саду, ребенок является зеркальным отражением домашнего быта.
Важнейшая задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. По мнению ученых (В.А. Коган, Д.В. Колесов, И.С. Кон) формирование половой идентификации – длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют на его половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку быть девочкой, тем самым содействуя гармоничному развитию личности. Это выражается в одежде, цветовой гамме, в подборе игрушек, играх.
Список литературы :
1. Артемова Л. «Дошкольное воспитание» №3 2004г. Социализация ребенка в семье.
2. Буянов М.И. «Ребенку нужна родительская любовь м.Знание 1984-78с.
3. Горшкова Е. «Дошкольное воспитание» // №12 2000 «Учите детей общаться».
4. Похомова Е., Колпачева Ж, ЧерновинаС., Якобсон С «Дошкольное воспитание» № 12. 2000 Формирование взаимоотношений между детьми 3-4-х лет.
5. Гордин Л.Ю. Советская педагогика // 1991 №2 «Воспитание и социализация».
6. Журавых О. Дошкольное воспитание// №2 2002г. «Пойми меня».
7. Иванникова Т. Дошкольное воспитание // №11 1990 Воспитание культуры поведения.
8. Козлова А.С.Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов средн. педагогических заведений. М.: Изд. центр «Аркадия» 1998г 160 с.
9. Каминский Я.Л., Е.А. Панько – Детская психология Минск. «Университетское1988-399с».
10Калуська Л. Дошкольное воспитание // №2 2004 Труд как важный способ социализации ребенка.
11. Кобалецкая В. Ячевский А. О мальчиках и девочках; книга для подростков; Профиздат 1991 (Б-КА семейного воспитания).
12. Макаренко А.С. Книга для родителей Петорзаводск 1999г 186с.
13. Мухоморина Л. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста - С. Крымское учебное гос. издательство, 2001г. 92с.
14.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М. «Просвещение» 1987г. с 60стр.
15. Пижурина М. Учительская газета 1995 14 марта Мальчик и девочка-разные меры.
16. Пономаренко Т. Дошкольное воспитание // №31 1992 «О взаимосвязи этических поступков детей».
17. Стрилец С. «Початкова школа» //№2 2004 Учимся жить добрыми людьми.
18. Трюанова Л. Дошкольное воспитание №5 2003 «Дерево крепко корнями, а человек друзьями».
19. Третьякова А. «Мальчик или девочка» // Семья и школа 1995г. №2.
20. Удайт Д. Философская и социальная мысль // №9 1995 Цель социального воспитания личности.
21. Шершенева Е.Р. Нравственное воспитание маленьких детей в семье. Книга для родителей. «Просвещение» и1967г.
22. Фридман Л.М. «Советы психолога», «Психология детей и подростков». Справочник для учителей и воспитателей. Изд. Института Психотерапия м. 2003г.
42