Средства обучения
компьютерные программы и образовательные CD-ROM
видеоматериалы
аудиоматериалы
наглядные пособиякарты
фотографии и иллюстрации
хронологические таблицы
Школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения
Классификация например по степени важности, или же основные и вспомогательные.
Учебно-методический комплекс по истории
Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся:
учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения);
методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач);
научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения);
наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые). Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. . Как правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей.
Характеристика школьного учебника. К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:
информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);
систематизирующая ( обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);
обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);
воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).
Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету.
Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях,, теориях, способах деятельности.
Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.
К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.
Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.
В оценке качества учебной литературы по истории эксперты придерживаются следующих критериев:
• соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом;
• отражение в нем ценностей современного российского общества;
• научность подходов к изложению фактов;
• представление исторических фактов с разных точек зрения;
• соответствие содержания книги программным требованиям;
• соответствие языка и стиля изложения возрастному уровню учащихся;
• качество источниковедческой базы учебного материала;
• методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями;
Требованием сегодняшнего времени в образовательной области является повышение эффективности урока и расширение арсенала дидактических средств, которые использует учитель для достижения целей.
Дидактические функции технических средств обучения: уменьшение затрат времени; передача необходимой для обучения информации; рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом; обеспечение деятельности учащихся и педагога[1, С. 181].
Педагогические программные средства (ППС) классифицируют в зависимости от типа решаемых педагогических задач. По дидактическим целям ППС разделяют на группы для: актуализации знаний; формирования знаний, умений, навыков (ЗУН); закрепления ЗУН; контроля; обобщения и систематизации знаний; совершенствования знаний. По назначению обычно выделяют ППС: информационные; контролирующие; демонстрационные; имитационно-моделирующие; тренажерные; справочные; расчетные. По принципам управления процессом о б у ч е н и я выделяют: разомкнутые (с односторонней связью от ППС к обучаемому); замкнутые (с обратной связью от обучаемого к ППС), с управлением по процессу учения, с управлением по результату учения, с управлением по процессу и результатам учения. По степени и виду приспособляемости к учащемуся различают ППС: неадаптивные, частично адаптивные, адаптивные [4, Глава 1. «Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе»].
ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми [4, Глава 1].
Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения — техническим (адаптация, совершенствование и разработка ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработка и документирование информации), методическим и организационным (обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования).
Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический (ТСО используются учителем от случая к случаю), систематический и синхронный. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.
Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А ТСО как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний — ощущения и восприятия. Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Значительна роль ТСО и на этапе применения знаний: уже много раз говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств.
Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ТСО. [4, глава 3]
Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15 — 20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7 ±2. Организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейших общеучебных умений — умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дидактические особенности ТСО:
а) информационная насыщенность;
б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
д) реальность отображения действительности;
е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Рассмотрим, каким образом использование ТСО в педагогическом процессе способствует реализации принципов его организации.
Целенаправленность заключается в том, что педагогическим процесс взаимодействия учителя с воспитанниками становится только в том случае, если есть четко осознаваемая обеими сторонами цель. ТСО, как видно из всего, что было написано про них выше, имеют четкое целевое назначение, определяемое прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим и т.д.), характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).
Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса — обращенность к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем. Современные технические средства расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности: от умственно отсталых детей и детей с проблемами тех или иных анализаторов до способных и талантливых детей.
Культуросообразность, суть которой состоит в том, что в процессе обучения и воспитания необходимо прежде всего знакомить подрастающее поколение с богатством культуры и самобытностью того народа и общности, в которой оно растет и развивается, с мировой культурой и ее неисчерпаемым потенциалом. Без ТСО реализовать данный принцип довольно трудно. Один учебный фильм о культуре любой страны даст информации столько, сколько учитель не сможет дать за много уроков, не говоря уже о яркости, образности, точности и насыщенности получаемых знаний и представлений.
Природосообразность заключается в том, что воспитание и обучение должны строиться в соответствии с природой и спецификой каждого возрастного этапа развития человека и в соответствии с природой и индивидуальными возможностями каждого воспитанника. Для реализации этого принципа ТСО обладают неисчерпаемыми возможностями вплоть до создания индивидуальных программ обучения и интеллектуальных программ, которые подстраиваются под особенности конкретного ученика.
Научность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип научности реализуется, когда с помощью ТСО передаются прочно установившиеся в науке знания и показываются самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме. Без принципа систематичности (строгой логической последовательности изложения) не мыслится ни одно пособие, кинофильм, диафильм, теле- или радиопередача, рассчитанные на определенное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом.
Принцип сознательности, активности и самодеятельности также имеет непосредственное отношение к техническим средствам обучения. С их помощью учащиеся лучше разбираются в фактах и явлениях, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые в школе знания.
Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в фильме или передаче задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.
Творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством. Современные информационные технологии в большинстве своем ориентированы на раскрытие творческого потенциала и учителя, и ученика. Среди разрабатываемых в настоящее время программных педагогических продуктов практически нет ориентированных лишь на формальное воспроизведение. В той или иной степени, более или менее удачно в них во всех заложены элементы развивающего обучения.
Принцип наглядности — принцип, породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств и технических устройств.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, единства знаний и поведения побудил к разработке контрольных ТСО, всевозможных тренажеров, а с момента начала использования компьютерных технологий — к разработке соответствующих программ. Речь идет о виртуальных средах обучения и воспитания, где создается полная иллюзия реального участия ученика (воспитанника) в тех ситуациях, которые смоделированы с помощью компьютерных технологий, и надо действовать на основе того, что ты знаешь, понимаешь, умеешь, ценишь.
Принцип коллективного характера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка по-настоящему только теперь и начинает реализовываться в условиях массового обучения. ТСО с возможностями создания и предложения индивидуальных заданий в системе деятельности всего класса, когда каждый ученик может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы, становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке.
Специально применительно к ТСО необходимо сказать о таких принципах, как принцип меры и принцип комплексного характера их использования. Разнообразные и неиссякаемые возможности ТСО и НИТ у ряда учителей порождают увлечение ими, и тогда эти средства превращаются в самоцель. Все хорошо в меру — правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать вторым «золотым правилом» воспитания и обучения. Любое, самое великолепное средство или метод обречены на провал, если учитель или воспитатель теряет чувство меры в их использовании. Являясь составной частью комплексов средств обучения, ТСО должны использоваться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения.
Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям. [4, глава 3]
Основное назначение объяснительно-иллюстративных методов — передача и организация усвоения информации учащимися. ТСО в этом случае увеличивают количество источников информации.
Применение ТСО при репродуктивных методах наиболее целесообразно тогда, когда оно позволяет создать новые варианты организации деятельности обучаемых, направленной на достижение уровня усвоения материала (применение знаний на практике по образцу, показанному преподавателем), или значительно сократить время, необходимое для достижения этого уровня в известных вариантах, или при этих вариантах и обычных затратах времени значительно увеличить эффективность, качество обучения.
Проблемное изложение позволяет не только передавать учебный материал, но и показывать возможный путь познания, ход мыслительного процесса при решении проблемы. В настоящее время появились экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, которые построены так, что их можно органически вводить в проблемное изложение.
Переход к исследовательскому методу происходит постепенно, через частично-поисковый (эвристический) метод. ТСО должны помочь обучаемым увидеть проблему, сформулировать ее, найти доказательство, сделать выводы из результатов, произвести самоконтроль и т. д., т. е. выполнить те самостоятельные шаги, которые и определяют поисковый характер их деятельности. Исследовательский метод обеспечивает усвоение знаний на самом высоком уровне (применение знаний в новой ситуации) и одновременно является опытом творческой деятельности. ТСО помогают построить такие задания, выполняя которые учащиеся прилагают свои знания для решения новых проблем, позволяют организовать дифференцированный подход при решении этих проблем, контролировать и направлять ход работы, проверять итоги исследовательской деятельности. [4, глава 4]
Урок может быть насыщен самыми современными техническими средствами, но желаемая результативность — возрастание качества знаний, умений и навыков — достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где такие средства не использовались.
Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:
а) недостаточная методическая подготовленность учителя;
б) неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
в) бесплановость, случайность их применения;
г) перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
5 класс
Например, на уроке одним из источников знаний по теме «Древняя Греция» являются мифы. Их тексты фрагментами приведены в учебнике. Фрагментарность изложения не позволяет полностью раскрыть красоту и привлекательность мифа, привлечь интерес детей к изучению истории. Но, если на уроке использовать ТСО и продемонстрировать мультфильм (из серии «Мифы Древней Греции») или его фрагмент, при этом последовательно сочетая просмотр с чтением и пересказом, можно добиться использования сразу нескольких каналов получения информации, а при умелом построении вопросов – организации элементарного анализа источника. К примеру, интересным представляется использование фрагмента мультфильма «Лабиринт. Подвиги Тесея», с помощью которого попытаться понять образ греческого героя, его идеи, цели и допустимые средства. При этом в учебнике есть небольшой фрагмент мифа о Дедале и сыне его Икаре. В начале урока можно организовать «чтение по цепочке», что развивает внимание, технику чтения, коллективизм. При изучении новой темы организовать просмотр видеофрагмента. И в конце урока организовать обсуждение типичных черт характера главных героев – Дедала, Икара, Тесея, Миноса, царя Эгея, Прокруста и др. (по выбору учителя).
6 класс
На уроках истории вводится как один из элементов исторического исследование критика исторических фактов. В связи с этим, на уроке по истории России (тема «Русь в IX – первой половине XII вв.») изучается как исторический источник и как литературный жанр былина. На этом уроке возможно организовать просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей разбойник». При этом необходимо провести актуализацию имеющихся знаний по истории Древнего мира, когда при изучении Древней Греции опирались на такие художественные произведения, как поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», в которых сочетались историческая правда с художественным вымыслом. Готовя детей к просмотру мультфильма, необходимо отметить, что былина является формой устного народного творчества, в которой наряду с достоверными историческими сведениями встречается вымысел, и наша задача – постараться отделить факты от вымысла. При этом хорошим подспорьем будет историческая карта, которая позволит проследить путь Ильи Муромца из города Мурома в стольный Киев-град, какие опасности подстерегали его на пути. В зависимости от степени готовности класса к восприятию большого количества новой информации и достаточно трудной деятельности по анализу источника, можно просмотреть фильм целиком, а потом использовать карту, а можно дробить мультфильм на части с короткими обсуждениями. Интересным способом усвоения полученной информации может стать домашнее задание: нарисовать несколько слайдов с подписями к ним, иллюстрирующими ключевые (или наиболее запомнившиеся) моменты мультфильма. Особенно интересным такое задание может стать в классах, где преобладают дети коренной национальности (или как индивидуальное задание), учитывая особенности восприятия новой информации через образы.
7 класс
На уроке по истории России полезным может стать использование фрагментов видеофильма Л. Парфёнова «Российская империя»[6], с помощью которого через короткие фрагменты (5-9 минут) с использованием других дидактических единиц (карт, сравнений, музейных экспонатов и др.) можно изучить новый (или повторить изученный) материал. Например, красочным, ярко иллюстрированным, более живым может рассказ учителя об эпохе Анны Иоанновны («Россия в первой половине XVIII века. Эпоха дворцовых переворотов») при использовании фрагмента «Ледяной дом». Такие фрагменты можно использовать как составную часть урока в форме презентации (например, «Внешняя политика России во второй половине XVIII века»). Компьютерная презентация позволяет организовать самостоятельную работу учеников во внеурочное время (в т.ч. на дому).
8 класс
Хороший эффект дает использование анимированных карт на уроке. В 8 классе учащиеся обладают умением самостоятельно составить рассказ по исторической карте. Это умение можно закрепить использованием анимированной карты в сочетании с работой по исторической карте в атласе. Ученики видят перед собой не «застывшую» картинку, на которой есть какие-то значки, а «оживающую» историю. Такую форму работы можно использовать на уроках по внешней политике страны («Отечественная война 1812 года», «Крымская война 1853-1856 гг.» и др.).
9 класс
Использование фрагментов документального фильма «Холодная война» на уроках Всеобщей истории позволяет ученику оценить те или иные события взглядом «с другой стороны». Учитель должен, организовывая просмотр фрагмента, обратить внимание на тот факт, что фильм создан в Великобритании и отражает другие точки зрения на описываемые события. Т.е. необходимо использовать метод критического анализа источника (при этом под источником понимается как информация фильма, так и информация учебника). Будет полезно проанализировать материал фильма с помощью его рецензирования. Рецензирование можно делать по следующей схеме (см. Приложение 1):
• Чему посвящен фильм, что хотели показать его авторы? Какие явлений, понятия, устройства и другие объекты рассмотрены в фильме?
• Какой материал является главным в фильме? Каким образом он выделен?
• Что наиболее интересно и удачно показано в фильме? Какие моменты раскрыты недостаточно полно и ясно? Как связан фильм с изучаемой темой? Выводы по фильму[8, С. 462].
Сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:
• пояснить непонятные места фильма;
• обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить;
• подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;
• теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание;
• связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.
Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного — два-три. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра. С целью развития речи учащихся следует ставить вопросы, направленные на описание картин, особенностей ландшафтов, природных явлений и т. п.
Перед просмотром фильма обязательно надо провести словарную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.
Такое же задание (рецензирование) можно давать детям для самостоятельного изучения темы с помощью ТСО, например, по теме «Внешняя политика России в XVIII веке» (8 класс) возможен домашний просмотр художественных фильмов с последующих их рецензированием («Ушаков», «Суворов»). По теме «Коллективизация в СССР» (9 класс) яркие образы представлены в сериале (возможен просмотр отдельных серий картины) «Вечный зов».
Учащиеся 9-х классов умеют самостоятельно создавать компьютерные презентации с использованием преимуществ, которые дает современная компьютерная техника: анимация, красочность показа, регулирование времени просмотра (индивидуальный темп работы) и т.д. Как один из вариантов обобщающего домашнего задания по какой-либо крупной теме можно использовать это умение. Например, такое задание: создать презентацию в программе PowerPoint с использованием словаря, учебного пособия и видеофрагментов по теме «Монгольские завоевания в Азии и русские земли» (программа Загладина Н.В., Загладиной Х.Т., Ермакова И.А. для 10-11 классов). В этой презентации можно использовать такие элементы как анимированная карта «Куликовская битва», фрагменты анимации, представленные в компьютерной программе «История России с древнейших времен до начала XVI века. Часть 1» (1С. © ООО «1С-Паблишинг», 2008). Закончить такую презентацию необходимо контролирующей частью, например, тестированием по теме, которое можно организовать с помощью свободно распространяемой программы ИКТС-2.1 (см. Приложение 2).
Практически в любом классе можно использовать ТСО в качестве экранного изображения схемы (например, схему государственного управления, или схемы боя, или логической схемы развития какой-либо отрасли деятельности). При этом подобное использование дает явное преимущество яркого визуального ряда, когда можно выделением цветом, толщиной линии, высотой расположения элемента определить его значимость и в то же время дает возможность учителю в необходимом темпе комментировать схему. Использование анимации в таком показе позволяет увидеть схему по частям, совмещая ее с рассказом учителя (см. Приложение 3, Приложение 4).
При систематическом использовании ТСО на уроках наряду с повышением эффективности занятия, усиливается усталость органов зрения и общая. Необходимо значительное внимание уделять сохранению здоровья и проведению «физкультминуток»