Оглавление
Введение
Глава 1. Проектные творческие технологии обучения
Метод проектов
Современные творческие методы проектирования
Применение метода проектов
Глава 2. Планирование проведения уроков и оценивание результатов
Разработка примерных планов-конспектов уроков по темам: выполнения проектов и выбор темы; защита творческих проектов
Примерные рекомендации по оценке проектов учащихся при проведении экзаменов по технологии в форме защиты проектов
2.3. Рекомендации по выполнению творческого проекта по теме: «Вязание варежек»
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Метод проектов не является новым направлением в технологии. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.
В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений, технология игры.
Цель: изучить методику выполнения творческих проектов по технологии для 8 классов.
Задачи:
Изучить теоретические основы применения методики проекта в обучении.
Составить планы-конспекты уроков выполнения и защиты проектов.
Разработать примерные рекомендации по оцениванию готовых творческих проектов.
Объект исследования выступает - методика обучения на уроках технологии.
Предметом является методика выполнения творческих проектов по технологии.
Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении сформулированы цель, задачи, объект и предмет, отмечена актуальность.
В первой главе рассмотрены вопросы:
Метод проектов.
Современные творческие методы проектирования.
Применение метода проектов.
Во второй главе представлены:
Разработка примерных планов-конспектов уроков по темам: выполнения проектов и выбор темы; защита творческих проектов.
Также разработаны примерные рекомендации по оценке проектов учащихся при проведении экзаменов по технологии в форме защиты проектов.
Рекомендации по выполнению творческого проекта по теме: «Вязание варежек»
В заключении сделаны выводы по проделанной работе. Библиографический список содержит 20 источников.
В приложения представлен творческий проект и презентация к нему. Материал курсовой работы имеет практическую значимость и может быть использован студентом, начинающим учителем при подготовки к занятиям по технологии для учеников 8 класса, и не только.
Глава 1. Проектные творческие технологии обучения
1.1 Метод проектов
Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.
При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой учителем. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся самоопределяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного решения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений.[1, 48]
Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.
Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.
Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в реальном педагогическом процессе трудноосуществимо. Но такую возможность учащимся следует предоставлять хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для ученика учебное оборудование, приспособление и т. п.
Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Широко использовавшиеся в педагогической практике исследовательский метод обучения, бригадно-лабораторный метод, метод экспериментов наряду с некоторым отрицательным влиянием на личность учащихся — снижение общеобразовательного уровня, снижение качества знаний основных наук — имели явно выраженную развивающую направленность. Негативные педагогические последствия возникали, как правило, вследствие нарушения дидактических закономерностей построения процесса учения. Это правомерно и для метода проектов, который выявляет свою педагогическую эффективность только при дидактически правильном его применении. Учитель разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний.[2, 53]
Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений.
Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и одноклассниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. Школьники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.
Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.
При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.
Метод проектов — это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта. [3, 14]
Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг.
Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) учащимися технологии.
На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования. [4, 20]
Учитель может включать разделы основ проектирования в содержание любых образовательных курсов, которые он преподает. Содержание проектных заданий следует согласовать с тематикой разделов изучаемого курса. В соответствии со спецификой преподаваемого курса педагог может предложить учащимся специальные проектные задания, связанные с тематикой «Обслуживающего труда» и других видов трудовой деятельности.
При всех вариантах построения учебного процесса рекомендуется обратить внимание учащихся на следующие понятия:
основные сведения о проектировании;
методы проектирования;
личностные (человеческие) факторы проектирования;
технология проектирования;
художественное проектирование;
технология оценки предложенных проектов.
Важная проблема для педагога — показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности. [4, 28]
1.2 Современные творческие методы проектирования
В общеобразовательных учреждениях имеется возможность смоделировать в обобщенном виде производственные отношения нового века и показать место и роль проектного творчества и личности в социуме. Педагогически эффективно моделировать такие ситуации, которые будут побуждать школьников к созданию новых технических, технологических и социальных решений, внедрение которых принесет ощутимую пользу, в том числе и материальную, непосредственно самим учащимся, школе и другим организациям. Такая постановка вопроса очень актуальна в новых экономических условиях. [18, 14]
При проведении уроков важнейшее значение имеет проблема профессионального самоопределения молодежи. В условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться все более высокие требования. Преподавателю важно знать творческое содержание конкретных профессий и хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения.
Актуально проведение комплексной педагогической работы, позволяющей определить базовый компонент творческого начала профессионального самоопределения молодежи с позиций системно-структурного подхода и педагогики сотрудничества как основополагающего механизма формирования личности в учебном процессе.
На уроках проектирования следует привлекать внимание учащихся к гуманитарной составляющей развития постиндустриального общества, чтобы они научились определять по специальной литературе значимые потребности общества в различных сферах жизнедеятельности, формировать цели творческой деятельности, удовлетворяющие эти потребности, вычленять этапы творчества, концентрировать внимание на выявлении и решении актуальных творческих проектных задач, сотрудничать с коллективом сверстников и учителем в работе по методу проектов, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом требований научной организации труда, видеть оптимальный конечный результат своей деятельности, использовать проверенные на практике технологии поиска новых решений. Современные школьники должны уметь оценивать собственные разработки с точки зрения экономической эффективности, общественно полезной значимости и экологической чистоты. Целесообразно сформировать у них навыки работы в новых экономических условиях, предприимчивость, социальную активность при внедрении собственных разработок. [6, 82]
Качественная подготовка учащихся к творческой трудовой деятельности в новых экономических условиях осуществима при условии освоения ими современных информационных технологий, реализация которых становится возможной при овладении навыками воспринимать, перерабатывать, продуцировать и использовать знаковую информацию.
На сегодняшний день известны многие методы активизации процессов поиска новых решений. Наиболее эффективным из них для использования в общеобразовательной школе являются мозговой штурм, морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, метод сфокусированных объектов и гирлянд ассоциаций, функционально-стоимостной анализ. Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность. Обучение школьников применению данных методов носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку учащиеся знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологий. При этом у школьников формируются политехнические умения и навыки.
На уроках проектирования развитие творческой деятельности школьников осуществляется на основе овладения современными методами поиска и создания новых социальных, технических и технологических решений при соответствующей адаптации некоторых из них к возрастным особенностям учащихся. Система заданий формируется по нарастающей сложности. Переход от одного вида заданий к другому производится на основе учета тех возможностей, которыми располагает школьник, и тех, которые могут быть реализованы при активной помощи со стороны педагога. Например, учащийся не знает, как разрешить возникшее противоречие. Преподаватель с помощью контрольных вопросов: «Кто еще решал эту проблему?», «Чего он добился?», «Какие ложные толкования этой проблемы имели место?» (по Т. Эйлоарт) — помогает найти правильное, а иногда и единственно важное решение.
Использование современных проектных методик предполагает сотрудничество между отдельными школьниками и учителями, а также использование общественного опыта, научных и технологических закономерностей.[15, 15]
Важнейшей является проблема целеполагания. Процесс творчества определяется конечной целью, которую школьник ставит перед собой, решая конкретную задачу. На основе соотнесения желаемого конечного результата с имеющимся этапным продуктом творчества учащийся корректирует собственную деятельность. Цель творческого поиска не обязательно должна быть материализована, она может оставаться и в виде идеи, что само по себе ценно и результативно.
Выбор педагогом для конкретного ученика метода создания новых решений эффективен, если он осуществляется с учетом индивидуальных особенностей школьника. Строго личностный подход должен реализовываться при обучении школьников анализу техники и технологий с целью их усовершенствования. Доступными для понимания учащихся способами следует обучать видению противоречий в различных технических системах и технологиях. [8, 50]
В современных экономических условиях нельзя упускать из виду проблему формирования у учащихся предприимчивости, в том числе и на уроках проектного творчества. Школьникам вполне по силам усвоить знания об основополагающих тенденциях социального развития общества и его потребностях, направлениях развития техники и технологий, сфер и видов социальной деятельности. Овладение некоторыми из современных поисковых методик, в частности функционально-стоимостным анализом, способствует развитию навыков оценки экономической эффективности результатов творческой деятельности. Это прямой путь к формированию способностей работать в новых экономических условиях.
Особое внимание следует обратить на технологическое творчество учащихся, под которым понимается внесение элементов новизны в конкретную технологию или полная замена одной технологии на новую, более эффективную. [10, 101]
Имеющиеся опасения насчет того, насколько допустимо разрешать учащимся вносить изменения в технологическую дисциплину, снимаются, если преодоление противоречия между необходимостью соблюдать технологическую дисциплину и технологическим творчеством будет использоваться в качестве эффективного педагогического средства активизации творческого политехнического и экономического мышления.
Любой процесс технологического творчества должен завершаться защитой учащимися своего решения с позиций его эффективности и экономичности. [9, 64]
В качестве опорных можно порекомендовать следующие базовые знания и умения, на основе которых можно добиться продуктивного технологического творчества учащихся:
сущность технологических возможностей трудовой деятельности;
понятие о производстве и его структуре;
содержание понятия «технология»;
состав технологического процесса;
смена технологий как основа прогрессивного развития;
сущность технологической политики;
сущность технологического процесса;
стратегия обновления технологий;
понятие о целостных технолого-экономических системах;
содержание экономических основ технологического творчества;
признаки прогрессивных технологий;
навыки анализа технологий;
понимание закономерностей формирования и развития технологических систем;
представление о способах оценки качественного состояния технологий;
сущность экономических решений при усовершенствовании технологий;
сущность и содержание современных методов создания новых технических и технологических решений, практические навыки их использования. [4, 12]
Технологическое творчество доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого важно показать практическую значимость для школьника данного вида творчества, связав его с современным состоянием рынка труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям.
Формирование творческой личности является целевой направленностью уроков проектного творчества. [12, 98]
1.3 Применение метода проектов на уроках технологии
Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий. Важно то, что при работе над любым объектом учащиеся научатся применять наиболее современные (экономичные, экологичные) способы и приемы обработки материалов. [13, 43]
Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.
Воспитательная функция использования проектного метода в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного риска» и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого. [16, 11]
Развивающая функция метода проектов в технологическом образовании состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
У учащихся вырабатываются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
Каковы же основные отличия метода проектов от обычных занятий на уроках технологии (трудового обучения)? Главное — проектирование в этом случае рассматривается как целостный процесс, при этом проект должен иметь пять основных компонентов.[14,70]
Другим важнейшим отличием метода проектов от классической методики преподавания трудового обучения является то, что все компоненты проекта находятся в работе по существу одновременно (в окончательном виде проект оформляется в определенной последовательности). Отсюда возникают сложности в подготовке и переподготовке учителей технологии:
обучение фактам - одна задача, обучение применению фактов - другая;
необходимо развить способности учителя к руководству проектной деятельностью, планированию имеющихся средств и времени.
Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения.
Однако практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащихся, а затем провести необходимые упражнения.
Замена части тренировочных «псевдоприкладных» упражнений по обработке различных материалов на упражнения, необходимые для качественного выполнения проекта (изготовления конкретного изделия), значительно повышает мотивацию учеников к труду. [20, 51]
При этом школьники в процессе проектирования добиваются следующих учебных результатов:
Таблица 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
|
2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта 2.2. Знать перечень профессий, необходимых для изготовления конкретных изделий |
||||||
3. Определение перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие | 3.1. Уметь определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие | ||||||
1 | 2 | ||||||
4. Выработка идей и поиск возможных решений. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение того, как это изделие производится в промышленности |
4.1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи 4.2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия |
||||||
5. Планирование изготовления изделия (приобретение необходимых навыков): изготовление изделия |
5.1. Записывать и использовать подробную последовательность изготовления изделия: вносить изменения по мере необходимости 5.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления высококачественных изделий |
||||||
6. Экономическая оценка произведенного изделия | 6.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат) | ||||||
7. Испытание изделия в процессе использования | 7.1. Испытывать изделие на практике | ||||||
8. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями |
8.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.) 8.2. Предлагать пути совершенствования изделия |
||||||
9.Оценка своей деятельности в процессе проектирования, изготовления и испытания изделия |
9.1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия 9.2. Определять трудности, с которыми встретился при проектировании и изготовлении изделия 9.3. Разрабатывать рекламу своего изделия |
Практика свидетельствует, что метод проектов может быть реализован в нескольких вариантах:
Вариант 1:
учителем дается краткая формулировка задачи;
ученики выдвигают первоначальные идеи;
проводят исследование (изучение потребностей и рынка), чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
разрабатывают лучшую идею;
учатся определенным навыкам и умениям изготовления изделия;
планируют изготовление изделия;
изготовляют изделие согласно лучшей идее;
испытывают и оценивают свое изделие.
Вариант 2:
ученики анализируют большое количество подобных изделий;
обсуждают достоинства и недостатки этих изделий;
записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия;
исследуют потребности в этом изделии;
разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие;
выполняют упражнения, развивающие умения и навыки и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;
планируют изготовление изделия;
изготовляют изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;
испытывают и оценивают свое изделие.
Вариант 3:
ученикам выдается какой-либо материал (или отходы) и предлагается выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделий;
ученики проводят исследования, определяют потребности в этих изделиях и потенциальных потребителей;
пишут краткую формулировку задачи;
проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;
разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;
заканчивают разработку лучшей идеи;
составляют план изготовления изделия с учетом имеющихся материалов и оборудования;
изготавливают изделие, по мере необходимости внося изменения;
испытывают и оценивают изделие.
Экспериментальная проверка использования метода проектов в технологическом образовании школьников показала:
значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
школьники всех возрастов с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность;
учащиеся видят социальную и личную значимость предметно-преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации их труда. [2, 200]
В процессе осмысления и организации труда по методу проектов у учащихся развиваются трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми и др.
В заключение отметим, что метод проектов становится (в ряде стран уже стал) доминирующей педагогической стратегией. [17,69]
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов.
I. Поисково-исследовательский:
Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной деятельности:
а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;
б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;
в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.
II. Технологический:
Составление конструкторской и технологической документации.
Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
III. Заключительный:
1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.
Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития, а также от сложности самого проекта. [1, 68]
Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблему). Потребность в проектной деятельности существует во всех сферах: дом, школа, отдых, бизнес и т.д. Сфера применения определяет тему проекта и способствует формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, Интернет, специальные каталоги и др. Полученная информация позволит выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную (лучшую) идею. Ее исследование дает возможность оценить реализуемость, дизайнерские качества будущего изделия (конструкции), его себестоимость и экологичность, организовать рабочее место, наметить пути изготовления и возможность эффективного применения.
Технологический этап включает планирование, составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап в «Технологии» является центральным, основополагающим, системообразующим, организующим продуктивную деятельность, результатом которой является объект проектной деятельности (продукт труда), например исследовательская работа по проблемам технологии (изделие, модель, сувенир).
Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. При оценке результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения проекта.
Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное — строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач. Логика выполнения проектов основывается на включении обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах. [2, 80]
Совместное разрешение внутригрупповых проблем сближает учащихся, придает общественную значимость решаемым проблемам. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическими умениями.
Основой обучения является личностно-ориентированный, активно-деятельностный, комплексный подход в преподавании, использование широкого спектра проблемных, поисковых, исследовательских методов, дизайн-анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций, наблюдения за технологическим оборудованием в действии, машинами и орудиями труда, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные опыты.
Метод проектов расширяет, дополняет и усиливает эти возможности, позволяя сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным, ориентированным на общечеловеческие ценности, отвечающим целям и задачам современной культуросообразной школы.[10, 61]
В результате технологической подготовки в процессе осмысленного и организованного труда у школьников развиваются определенные личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливость, уважительное отношение к людям и умение взаимодействовать с ними.
Внеурочные мероприятия также могут входить в структуру организации проектной деятельности, например олимпиады школьников по «Технологии» в виде конкурса творческих проектов как заключительный и обобщающий этап технологической подготовки. Они проходят как праздник мастерства и творчества.[14,92]
Вывод по главе: таким образом можно сделать вывод, что под методом проектов понимается дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Существует несколько вариантов выполнения творческих, взависимости от подготовленности ученика. Разработка творческого проекта включает в себя следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический и заключительный.
Глава 2. Планирование проведения уроков и оценивание результатов
2.1 Разработка примерных планов-конспектов уроков по темам: выполнения проектов и выбор темы; защита творческих проектов
В школьной программе отводиться 10 часов на проведение уроков по творческим проектам, также существует резервные 8 часов, которые можно выделить при необходимости на проекты. Но я рассмотрю 3 плана-конспекта, т. к. расписать все творческое проектирование в задаче курсовой работы не стояла.
Урок 1. Тема: Этапы выполнения творческого проекта и выбор
Цели: ознакомить учащихся с направлениями, по которым можно выбрать тему творческого проекта, последовательностью выполнения творческого проекта; учить выбирать тему, руководствуясь актуальностью проблемы; поиску аргументированных решений; развивать умение выполнять логические операции по проектированию; воспитывать интерес к творческой деятельности.
Оборудование: лучшие творческие проекты по теме «Семейная экономика».
Словарь: проектирование, составляющие проектирования; аргументированность проекта, объект проектирования, клаузура, пояснительная записка, критерии оценки проекта.
Ход урока
I. Организация урока.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Любую выполняемую работу (стирка белья, ремонт комнаты и т. д.) можно рассматривать как творческий проект. Каждый проект - это реализация вашего замысла. Как правильно выполнить его? Какова последовательность проектирования? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.
III. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
Проектирование как сфера профессиональной деятельности.
Что же такое проектирование? Проектирование - это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учетом заданных условий.
Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни как домашней, так и производственной. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, экономической, социальной и т. д.
Приведите примеры тем проектов по разным сферам деятельности: технической, художественной и т. д. (Ответы учащихся.)
2. Изучение составляющих проектирования.
Учащиеся под руководством учителя изучают составляющие проектирования, представленные в учебнике.
Этапы выполнения проекта:
1) Организационно-подготовительный:
выбор темы;
разработка идей;
обоснование выбора;
подбор материалов для выполнения проекта;
предварительный расчет себестоимости.
2) Технологический:
конструирование изделия;
составление плана изготовления изделия;
выбор оборудования;
изготовление изделия.
3) Заключительный:
оформление проекта;
оценка проекта.
Критерии оценки проекта.
Учащиеся под руководством учителя изучают критерии оценки творческих проектов.
3.Просмотр лучших творческих проектов.
Учащиеся вместе с учителем просматривает лучшие творческие работы учащихся, обращая внимание на оформление проектов. Дать оценку проектам по пяти критериям.
4. Тематика творческих проектов по теме «Семейная экономика».
Предлагаю вам варианты тем творческих проектов:
Расчет себестоимости продукции, выращенной на приусадебном участке.
Использование компьютерных программ для ведения семейного бюджета.
Разработка варианта ведения домашней книги учета доходов и расходов.
Составление коллекции этикеток различных товаров.
Разработка вариантов ведения предпринимательской деятельности с использованием приусадебного участка.
Сравнение компьютерных программ, используемых для ведения семейного бюджета.
Составление алгоритма действий покупателя при выборе какого-либо товара.
Совсем не обязательно выбирать темы, перечисленные выше. Вы можете придумать тему по своему усмотрению, ту, которая более актуальна для вас.
IV. Практическая работа.
Задание: выбрать или придумать тему творческого проекта по разделу «Семейная экономика», обсудить выбор темы с учителем, составить план работы над проектом.
Уроки 2-3 Тема: Защита творческих проектов
Цели: проверить усвоение учащимися знаний по теме «Семейная экономика»; формировать навыки творческой деятельности; развивать умение логично излагать свои мысли, убедительно доказывать преимущества своего творческого проекта; воспитывать интерес к изучаемому материалу, рациональному ведению семейного бюджета.
Оборудование: лучшие творческие проекты по теме «Семейная экономика».
Словарь: проектирование, составляющие проектирования; аргументированность проекта, объект проектирования, клаузура, пояснительная записка, критерии оценки проекта.
Ход урока
I. Организация урока.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Семья не может существовать без денег. Все мы получаем деньги и тратим их. Но многие ли из вас умеют грамотно, разумно, целенаправленно вести семейной или свой личный бюджет?
Сегодня на уроке вы поделитесь со всеми нами своими способами решения проблем по учету семейных или личных доходов и расходов, накопления средств на приобретение дорогостоящих предметов. Ответ, полученный вами при выполнении проекта, несомненно, будет полезен вам в течение всей жизни.
III. Защита творческих проектов.
Во время защиты творческого проекта учащиеся представляют свои расчеты, варианты ведения учета и т. д. по следующему плану:
Тема творческого проекта.
Обоснование выбора.
Преимущества данного варианта по сравнению с другими.
Описание проекта.
Собственная оценка выполненной работы.
Вариант оформления и содержания выступления прилагаются.
IV. Итог урока.
1.Обсуждение творческих проектов.
Какой из проектов понравился больше всего и почему?
Какие новые идеи, разработанные в творческих проектах, заинтересовали вас?
Что бы вы хотели использовать в повседневной жизни?
2. Заключительное слово учителя.
Как относиться к деньгам? Можно ответить так: есть много денег - хорошо, если же их не очень много - большой трагедии нет. Нужно только усвоить одну простую истину: денег можно потратить лишь столько, сколько заработаешь. Учитесь создавать свой единственный и неповторимый домашний очаг, чтобы каждый член вашей будущей семьи чувствовал себя легко и комфортно.
3. Выставление оценок, их аргументация. [3, 20]
2.2 Примерные рекомендации по оценке проектов учащихся при проведении экзаменов по технологии в форме защиты проектов
1. Общие положения для экспертных оценок
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека, включая изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов.
В учебном заведении «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в работе промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и в других направлениях деятельности человека.
«Технология» — область учебного плана, развивающая навыки решения проблем посредством проектирования и изготовления изделий и систем. Проектирование и изготовление — единый процесс, являющийся основополагающим в образовательной области.
Успешные результаты технологического образования — это творческие, активные дети с широким кругозором, способные определить области, в которых существуют потребности, требующие удовлетворения с помощью проектно-технологической деятельности. Это дети, имеющие базовые навыки в областях проектирования, технологии изготовления изделий и коммуникации. Важно научить их приобретать новые знания и навыки по мере необходимости в течение всей жизни. Дети должны обладать широким диапазоном навыков — планирование, постановка задач, решения на основе этих данных и получать удовольствие от создания высококачественных изделий, необходимых для людей.
2. Приоритеты оценок.
Ученики должны развивать свои способности в области технологии, комбинируя проектирование и приобретение навыков.
С учетом сложившейся практики рекомендации по оценке проектов учащихся на данном этапе целесообразно предложить для двух возрастных групп:
I ступень — 2-4 классы;
II ступень — 5-9 классы;
I ступень
1. Проектирование:
использование информации для проектирования;
генерирование идей;
предложение критериев оценки;
требования к дизайну изделия;
сравнение своих подходов к проектированию и изготовлению с другими возможными подходами.
Приобретение навыков:
подбор материалов, инструментов, оборудования;
изготовление элементов и деталей;
компоновка и совмещение деталей;
предложение альтернативных решений после возможной неудачной попытки;
оценка детали или изделия.
3. Понимание:
влияние рабочих характеристик материалов на их использование в деталях, простейших механизмах, структурах, перспективных материалах;
использование простых механизмов, элементарных приборов, структур, их простейший анализ;
умение различать два аспекта: качество проектирования и качество изготовления;
учет требований безопасности при проектировании, изготовлении и использовании изделий;
использование соответствующей терминологии для правильного называния и описания материалов, инструмента, оборудования, процессов.
II ступень
Для этой ступени отмечаются направления, дополняющие и углубляющие соответствующий перечень для I ступени.
Проектирование:
использование эскизов и анализа литературных данных;
разработка спецификации изделия или структуры;
выдвижение предложений по оценкам эстетики, критериям оценок изделия, стоимости;
согласование решений по материалам, производству, времени и стоимости;
оценка идей и предложение альтернативных решений.
Приобретение навыков:
точно отбирать и использовать материалы, инструмент, оборудование для решения задач;
оценивать вопросы производительности;
составлять технологические карты и спецификации;
оценивать изделие и сопоставлять со спецификацией;
учитывать физические и химические свойства материалов, способы их получения;
соединять простые механические, электрические, электронные и пневматические системы;
распознавать процессы потребления и получения энергии;
анализ производительности систем, использование простейших приборов для контроля процессов;
понятия о работоспособности систем и структур, о методах корректировки структур в условиях производства;
углубление понятий о качестве проектирования и изготовления, критерии оценок;
углубление знаний и понимания здоровья и безопасности, включая вопросы ответственности и контроля безопасности.
3. Рекомендации по количественным показателям оценок
Оценку проектов учащихся предлагается проводить по системе в зависимости от уровней, описывающих их подготовленность в двух основных разделах — проектирование и изготовление. При этом предполагается следующая система оценок:
«2» — учащийся не справился и не представил проекта.
«3» — соответствует уровню.
Для защиты проектов рекомендуется организовать выставку проектов учащихся одного класса. Оценка за проект одного учащегося в целом получается как средняя оценка за «проектирование» и «изготовление». Среднюю оценку получают обычным путем. Результаты защиты считаются положительными, если средняя оценка > 3.
Ниже приводятся характеристики уровней для «проектирования» и «изготовления».
Проектирование
Уровень I — проектируя, ученики выдвигают идеи путем формирования, разборки и перестройки материалов и компонентов. Они могут распознавать простые детали по мелким чертам и свойствам и, если нужно, соотносить их со своими идеями. Используют рисунки и слова, чтобы выразить свои идеи.
Уровень II — проектируя, ученики используют собственный опыт применения материалов, технологий и деталей, что порождает новые идеи. Используются рисунки и слова для развития проектирования. Размышляют над идеей и выдвигают решения.
Уровень III — ученики выдвигают идеи, которые соответствуют требованиям. Предлагают реальные решения по достижению целей и, если нужно, предлагают множество вариантов. Прибегают к определенным знаниям по другим дисциплинам, облегчая себе задачу. Детали эскизируются.
Уровень IV — ученики накапливают информацию самостоятельно и используют для выдвижения идей. Они понимают, что у потребителей есть: свои вкусы и предпочтения и начинают принимать это во внимание. Они оценивают свою работу. Набросками иллюстрируют альтернативные варианты, выбирая оптимальный.
Уровень V — ученики выдвигают идеи, которые затрагивают имеющуюся информацию и понимание свойств определенного изделия (продукта). Они защищают свои идеи в дискуссии. Оценивают идеи, показывая понимание тех ситуаций, в которых продукт может быть использован.
Уровень VI — идеи учеников основаны на информации широкого спектра. Они разрабатывают критерии оценки своих изделий, которые учитывают вешний вид, функции, безопасность, надежность, пользователей, также их предназначение и используют все это в выдвижении определенного предложения. Ученики делают предварительное пробное изделие и связывают проектирование и производство.
Изготовление
Уровень I — создавая, ученики объясняют, что они делают и какие материалы используют. Они отбирают материалы и пользуются предоставленной техникой и инструментами, придавая форму.
Уровень II — ученики отбирают материалы, инструменты и технику, объясняя свой выбор. Они манипулируют инструментами очень аккуратно, имеют разбирать и собирать несколькими путями. Могут судить о результатах.
Уровень III — ученики думают о последовательности работы, выбирая инструменты, материалы и технику целенаправленно. При работе очень аккуратны. Придавая форму продукту, они пунктуальны, чтобы потом можно было легко разобрать его.
Уровень IV — ученики вырабатывают подробный план, который выделяет основные ступени в создании и перечень инструментов, материалов и процессов. Они выделяют «оптимальные» из множества материалов, обращая внимание на качество. Они осознают, что хорошо, а что не очень хорошо влияет на созданный продукт.
Уровень V — ученики занимаются по разработанному плану. Используют ряд инструментов, материалов и процессов аккуратно, с увеличивающейся точностью и контролем. Они используют проверочные процедуры, разрабатывая альтернативные выходы из ситуаций провала попытки. Оценивают свой продукт и предлагают пути, по которым можно добиться прогресса.
Уровень VI — ученики вырабатывают план по проекту и предлагают альтернативы в случае провала первой попытки. Они предельно точно используют инструменты. Оценивают свой продукт и разрабатывают пути его улучшения.
Проектирование
Уровень VII — ученики пользуются всей возможной информацией для генерации идей. Они сами исследуют свойства известных изделий, включая форму, функции и производственные процессы, для развития идей. Учитываются рабочие характеристики материалов и компонентов. Они определяют различные потребности пользователей и разрабатывают пути их удовлетворения. Используют знания по ступеням I-VI для увеличения числа предназначений изделия.
Уровень VIII — ученики испытывают различные стратегии. Они определяют, как потребности и предпочтения потребителей могут влиять на конечный продукт и соотносить их со своей работой. Они принимают решения по подбору материалов техники, основанные на понимании их физических, химических и рабочих характеристик. Определяют требования по дизайну и пытаются «подогнать» свой продукт основным запросам и анализируют этот процесс.
Ученики систематизируют и отбирают информацию, которая может помочь в процессе, четко определяя потребности разных групп потребителей. Они прибегают к знаниям и пониманию ступеней I-VT, чтобы подойти к оптимальному решению через моделирование, и выделяют ключевые характеристики своего проекта.
Изготовление
Уровень VII — ученики вырабатывают план, в котором оценивается примерное количество времени, требующееся для создания. Они соотносят свой выбор материалов с выбором инструментов и техники.
Уровень VIII - ученик вырабатывает план, где обозначены решения и четкие указания. Этот план допускает альтернативы в работе.
Ученики вырабатывают план, который специфицирует каждый уровень работы, что позволяет очень разумно использовать время и имеющиеся ресурсы. Они работают рационально и делают очень надежные продукты, постоянно пытаясь ответить требованиям качества, детально выполняя работу. [5, 137]
2.3 Рекомендации по выполнению творческого проекта по теме: «Вязание варежек»
Проект – комплекс технических документов, содержащих расчеты, чертежи, макеты предназначенных к постройке, изготовлению или реконструкции сооружений, установок, машин, аппаратов, приборов.
Суть учебного проекта состоит в выполнении какого-либо объекта труда (доступного или посильного учащемуся) и разработке документации, необходимой для её выполнения.
При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы. Завершенный проект сопровождают пояснительной запиской, в которой излагают содержание проектного задания и результаты проделанной работы. Её оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной работы, её грамотность и эффективность.
Последовательность выполнения учебного проекта
Выдвижение проблемы, её обсуждение и анализ.
Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта.
Сбор информации по учебному проекту.
Идеи, варианты выполнения проекта.
Выбор оптимальной идеи и её развитие.
Планирование изготовления изделия (организации мероприятия).
Изготовление изделия (проведение мероприятия).
Экономические расчеты себестоимости.
Оформление проектной документации.
Защита проекта. [3,20]
С целью оказания помощи школьникам при работе с проектами рекомендуется в кабинете трудового обучения сделать стенд “Творческие проекты”. В нем ученик сможет самостоятельно найти информацию, необходимую на любом этапе разработки проекта.
Стенд может содержать в себе следующие разделы: рекомендуемые темы проектов; оформление работы; образцы заданий учащихся; требования к пояснительной записке; порядок защиты проекта; критерии оценки работы; экономическое обоснование проекта; положение об ученическом проекте; образцы творческих работ; образец титульного листа пояснительной записке.
Некоторые разделы стендов, например, “Темы проектов”, “Образцы заданий” могут быть съемными и меняться.[16,20]
Разработанный проект см. в приложении 1
Вывод по 2 главе: для большей объективности оценивания творческого проекта рекомендую: исходить не только от мнения учителя, но и мнение класса и самооценки самого ученика. В комплексе всех критериев ставиться соответствующая оценка.
Заключение
Анализ изученной литературы, проделанной работы позволяет сделать следующие выводы: применение методов проектов не является принципиально новым, а условно переживает второе рождение. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений, технология игры Метод направлен на реализацию способностей и возможностей учеников. Приобретение умений постановки целей и осуществление их. Разработка алгоритма позволяет учащимся правильно организовывать самостоятельную деятельность.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует межпредметные знания, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни. При проектировании у школьника реализуются возможности проявить свои знания, способности и креативность мышления.
В данной работе было предложено примерное планирование процесса проектной деятельности учащихся, а так же методические указания к проведению уроков по «Технологии», и рекомендации выставления оценок за проделанную работу.
Библиографический список
Методика обучения технологии 8 класс. [Текст] / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2003. – 224с.:ил.
Сборник нормативно – методических материалов по технологии. [Текст] / А. В Марченко, М. И. Гуревич. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 224 с
Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией. [Текст] / В. Д. Симоненко. 8 класс./ авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 281 с.
Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5 – 9 классы: Методическое пособие. [Текст] / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2003. – 224 с.
Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. [Текст] / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
Колесникова И.А. [Текст] / Педагогическое проектирование: Учебное пособие / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 288 с.
Кругликов Г.И. [Текст] / Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие – 2-е изд. / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 480 с.
Литова З.А. Школа. Рабочая книга преподавателя [Текст] / З.И. Литова. - М.: издательство “Школа”, 2000. - №1/34 – 54 с.
Марченко А.В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. [Текст] / А.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич. - М.: Вентана-Графф 2002. – 224 с.
Матяш Н.В. Подготовка учителя технологии к обучениюшкольников проектной деятельности. [Текст] / Н.В. Матяш, Н.В. Семенов. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика петровского И.Г., 2000 – 120 с.
Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность. [Текст] / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. - М.: педагогическое общество России, 2002. – 268 с.
Полат, Е.С. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы: Методическое пособие. [Текст] / Е.С. полат, М.Ю. Бухаркина Е.Н. Ястребцева, З.И. Батюкова. – 1993. – 150 с.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / / Е.С. Полат. - М.: 2000. – 315 с.
Полат, Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. [Текст] / Е.С. Полат. - М.: 2000. – 156 с.
Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” для 5 – 9 классов. В.Д. Симоненко, М.В. [Текст] / - М.: 2004. – 54 с.
Симоненко В.Д. Технологическое образование школьников: теоретико-методические аспекты / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш. [Текст] /– Брянск: Издательство БГПУ, 1999. – 230 с.
Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ: Книга для учителя. [Текст] / В.Д. Симоненко. – Брянск: Научно-методический центр “Технология”, 1996. – 238 с.
Симоненко, В.Д. Технология 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику “Технология. 8 класс”. [Текст] / В.Д. Симоненко, Н.Б. Голондарева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – часть 2. – 112 с.
Солопова Н.А. Проектная методика в профильном обучении / Н.А. Солопова Н.В. Шельпова // Школьные технологии. – 2005. - №3. – 380с.
Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани: Учебно-методическое пособие для учителя. [Текст] / Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. – 1998. – 232 с.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ
«Вязание варежек»
Выполнила: Тараканова А. С
студентка 5 курса ДО
специальности ТиП, гр. 521
Оглавление
Глава I. Исследовательский этап
1.1 Определение проблемы (потребности проектирования)
1.2 Выбор темы проекта и обоснование
1.3. Определение целей и задач
1.4 Составление поэтапного плана проектной деятельности
1.5. Сбор информации по тематики проекта
1.6. Анализ собранной информации и анализ существующих вариантов
1.7. Разработка конструкции. Дизайн-анализ
Глава II. Технологический этап
2.1. Разработка технологии изготовления (технологическая последовательность изготовления изделия)
2.2. Подбор оборудования, материалов, инструментов, приспособлений
2.3. Разработка документации
2.4. Организация рабочего места в соответствии с требованием охраны труда
Глава III. Заключительный этап
3.1. Отделка изделия
3.2. Корректировка, контроль качества, и испытание изделия
3.3. Экономическая часть
3.4. Анализ проделанной работы, выводы
Библиографический список
Приложение
Глава I. Исследовательский этап
1.1 Определение проблемы (потребности проектирования)
Зимой очень велика вероятность простудных заболеваний, есть необходимость защитить себя от холода. Для этого надо тепло одеваться, возникает потребность в теплых вещах, таких как шубы, куртки, шарфы, шапки, и т.д. Кроме всего необходимо и кожу рук держать в сохранности от замерзания и обморожения.
1.2 Выбор темы проекта и обоснование
Наиболее оптимальным решением для того, чтоб руки были в тепле – вязаные варежки. Их можно одеть и под верхнюю одежду, или в комплекте с шарфом, шапкой. Также можно подобрать в сочетании с обувью и сумкой. Поэтому возникает потребность в самостоятельном изготовлении варежек, соответствующей выше названным требованиям.
1.3 Определение целей и задач
Необходимо изготовить варежки с целью получения знаний, при их изготовления; совершенствовать навыки и приемы работы с нитями, пряжей, со спицами; углубить знания по технологии обработки материалов (по разделу «рукоделие»); готовить учащихся к самостоятельной жизни, экономическому разумному ведению хозяйства, развивать творческий подход к работе, прививать элементы предпринимательства.
Для реализации данных целей следует решить ряд задач: выбрать оригинальные и технологически-доступные конструкцию и дизайн проекта, тщательно продумать технологическую последовательность изготовления изделия; рационально подойти к выбору материалов.
1.4 Составление поэтапного плана проектной деятельности
Схема
выполнения
проекта.
1.5 Сбор информации по тематике проекта
Исторические сведения.
Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства.
Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они - годовое жалование королевского сапожника. Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений
Требования, предъявляемые к изделию.
Проектируя объект, следует учитывать его надежность, долговечность, универсальность, легкость и простоту ношения и уходе за изделием, соблюдая размер, требования модели: органичность и целостность внешней формы, пропорциональность, гармоничность цветов.
Выбор материала для проектируемого изделия.
Пряжа
Цвета нитей подбираются в зависимости от предпочтения цветовой гаммы в одежде, цветовых предпочтений. Для вязания варежек лучше выбрать смешанную пряжу, состоящую, например, на 38% из шерсти, 37% из хлопка и на 25% из полиамида (50 г/225 м). Синтетические волокна сделают ее более прочной по сравнению с чистошерстяной. Еще один плюс: изделия из пряжи такого состава прекрасно переносят машинную стирку при температуре воды 40' С. Для этой модели потребуется 100 г бежевой пряжи, комплект чулочных спиц № 2,5 и игла со скругленным острием для закрепления концов нити.
1.6 Анализ собранной информации и анализ существующих вариантов
Существует много видов варежек, например как на рисунке и стоят они около 350 рублей
1.7 Разработка конструкции. Дизайн
Варежки вяжутся на пяти спицах. Такое вязание называется трубчатым, круговым, или вязанием на пяти спицах. Оно осуществляется по кругу. На четырех спицах равномерно размещаются набранные петли, пятая — свободная, рабочая. Она сменяет поочередно все остальные.
Глава II. Технологический этап
2.1 Разработка технологии изготовления
В первую очередь, необходимо определиться с моделью варежек. Затем, выбрать или начертить самой схему и нанести на ней все необходимые размеры (количество петель, рядов) Составить технологическую карту с указанной последовательностью операций и используемыми инструментами. Изготовить изделие, произвести контроль качества, осуществить коррекцию варежек
2.2 Подбор оборудования, материалов, инструментов, приспособлений
Для производства варежек необходимо следующее оборудование: рабочее место (стол, стул, настольная лампа).
Инструменты: ножницы, спицы
Приспособления: настольная лампа.
Для проектирования варежек были выбраны основные материалы.
Карта материалов.
Название | Образец |
Смешанная | |
Меланжевая | |
Однониточная | |
Неоднородная | |
Крученная | |
Аппаратная |
Я выбрала именно эту смешанную пряжу, так как синтетические волокна сделают ее более прочной по сравнению с чистошерстяной. Еще один плюс: изделия из пряжи такого состава прекрасно переносят машинную стирку при температуре воды 40° С.
Пряжа по структуре и природе волокна отвечает технологическим требованиям: изготовлена из экологически-чистого материала.
Разновидность вязки, использованной при изготовлении.
№ п/п | Название вязки | Графическое изображение |
1 | Чулочное вязание из «бабушкиных петель» | |
2 | Резинка 2х2 |
|
2.3 Разработка документации
Технологическая карта
№ п/п | Название операции | Эскиз | Инструменты | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Набор петель (воздушных) |
|
Спицы | Рабочее место: стол, |
1 | Набор петель (начального ряда) |
|
Спицы | |
3 | Набор петель (начального ряда) |
|
Спицы | |
4 | Набор петель (для начала изготовления изделия) |
dxWrapDistLeft0dxWrapDistRight0posrelv3fLayoutInCell1fAllowOverlap0fIsButton1fPseudoInline0fLayoutInCell1
|
Спицы | стул, настольная лампа |
5 | Верхняя часть варежки с манжетой (вяжется по кругу) |
dxWrapDistLeft0dxWrapDistRight0posrelv3fLayoutInCell1fAllowOverlap0fIsButton1fPseudoInline0fLayoutInCell1
|
Спицы | Рабочее место: стол, стул, настольная лампа |
6 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Узор | Спицы | Рабочее место: стол, стул, настольная лампа | |
8 | Образование отверстия для большого пальца | Спицы | Рабочее место: стол, стул, настольная лампа | |
9 | Соединение пятки со стопой |
dxWrapDistLeft0dxWrapDistRight0posrelv3fLayoutInCell1fAllowOverlap0fIsButton1fPseudoInline0fLayoutInCell1
|
Спицы | Рабочее место: стол, стул, настольная лампа |
10 | Клин подъема стопы |
dxWrapDistLeft0dxWrapDistRight0posrelv3fLayoutInCell1fAllowOverlap0fIsButton1fPseudoInline0fLayoutInCell1
|
Спицы | Рабочее место: стол, стул, настольнаялампа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | От клина подъема стопы до мыска |
dxWrapDistLeft0dxWrapDistRight0posrelv3fLayoutInCell1fAllowOverlap0fIsButton1fPseudoInline0fLayoutInCell1
|
Спицы | Рабочее место: стол, стул, настольная лампа |
12 | Мысок |
dxWrapDistLeft0dxWrapDistRight0posrelv3fLayoutInCell1fAllowOverlap0fIsButton1fPseudoInline0fLayoutInCell1
|
Спицы | Рабочее место: стол, стул, настольная лампа, швейная машина |
Подробное описание операций смотреть в приложении
2.4 Организация рабочего места в соответствии с требованием охраны труда
Правила посадки при работе на рабочем месте
Сидеть за рабочим местом, (стол, кресло, диван и др.) слегка наклонив корпус и голову вперед.
Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
Ноги должны опираться всей ступней на пол.
Все необходимые инструменты должны лежать в пакете (или другом предусмотренном месте).
Перед началом вязания в изделии не должно находиться булавок или игл.
Нельзя близко наклоняться к движущимся остриям спиц. Необходимо следить за правильным положением рук.
Техника безопасности при работе.
1. Работа со спицами
хранить спицы в определенном: месте;
при потере спиц обязательно найти ее;
кусочки сломанной спицы собрать и выбросить в безопасное место;
не вязать ржавой спицей;
нельзя брать спицу в рот, вкалывать в одежду
2. Работа с ножницами:
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать и переносить ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями;
не оставлять ножницы около подвижных частей швейной машины.
3. Санитарно – гигиенические правила:
нельзя перекусывать нитки зубами;
мыть руки перед началом работы;
рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые полтора часа, так как устают пальцы и утомляются глаза.
4.Правила обработки моющимися средствами
после изготовления изделия, желательно стирать в специально предназначенных для шерсти порошках, или других подобный моющих средств.
Глава III. Заключительный этап
3.1 Отделка изделия
Связанные варежки с выбранным (если есть такой в наличии) рисунком готовы к применению, при желании можно пропустить плотную нить через верхний край варежки.
3.2 Корректировка, контроль качества, и испытание изделия
Мною были соблюдены основные требования к полотну изделия
Равномерная по всей длине вязка полотна
Без затяжек
С равной силой по всей длине набор петель
Я провела испытания на эластичность, растяжения, соответствие выбранного размера.
В результате: изделие соответствует предъявленным требованиям, внешний вид оригинален и привлекателен.
3.3 Экономические расчеты
Стоимость материалов.
№ п/п | Материал | К-во, гр | Цена, руб. |
1 | Пряжа | 100 г | 120 |
2 | Спицы | 5 | 100 |
Итого: 220 руб. |
Стоимость электроэнергии на освещение = 6 • 0,1 • 2 ~ 2 руб.,
где 6 часов – время изготовления изделия при искусственном освещении,
0,1 кВт = 100 Вт – мощность лампочки,
2 руб. = 1 кВт • ч – цена электроэнергии.
Сумма затрат без учета работы.
2 + 130 = 222 руб.
3.4 Анализ проделанной работы, выводы
Производство изделия осуществлялось 6 часов, с учетом выполнения схемы (при необходимости). Сложность изготовления заключается в переходе от одного вида вязки к другой, так как требуется определенные навыки при вязании. Было затрачено 220 руб. на покупку материалов. Эта цена значительно меньше цены рассмотренных мною вариантов, без учета труда. Следовательно, рациональней изготовить варежки самой, чем приобрести их в магазине. Тем более что при самостоятельной разработки конструкции и рисунки изделия, можно не сомневаться, что эта вещь творческая, эксклюзивная и оригинальная, а также удобна и необходима каждому человеку.
Библиографический список
Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: «Учитель», 2007. – 204с.
Симоненко В.Д., Бронникова Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы./ Под ред. Симоненко. – М.: «Вентана-Графф», 2001.- 240с.
Рожкова Т. Ю., Вязание «Москва», 1996.- 189с.