Московский городской педагогический университет
педагогический факультет
кафедра психологии и педагогики
Концепция организации педагогического процесса
Работа выполнена студенткой
IV курса 1 гр. н/о, дн/о
Леоновой Т.Н.
Москва 2003
Авторская концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменение ребёнка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя. Под педагогическим процессом также понимается продвижение к образовательно-воспитательной цели.
Согласно этим двум определениям, мы видим, что педагогический процесс имеет цель, вытекающие из цели задачи, содержание, средства, методы и результат. Достижение результата невозможно и делает бессмысленными поставленные цели без активной деятельности участников педагогического процесса - того, кто воздействует (учитель), и того, на кого направлено воздействие (ребёнок).
Как же должны выглядеть участники педагогического процесса? Кто такой учитель? Если рассматривать сам термин "учитель", то учитель - это "человек, деятельность которого направлена на то, чтобы научить других людей чему-либо". Но разве деятельность учителя должна сводиться только к тому, чтобы "научить"? Нет, невозможно научить кого-либо без его развития. Обучение возможно лишь при развитии всех сторон личности (физической, умственной, нравственной, духовной сторон, индивидуальных особенностей, способностей и качеств). Чтобы обеспечить такое всестороннее развитие и сделать эффективным обучение, учитель сам должен быть развитой личностью, ориентированной на детей. Важнейшими личностными качествами учителя являются ум, доброта, честность, справедливость, трудолюбие, творчество, любовь к жизни, миру и детям, уравновешенность и способность быстро и спокойно реагировать на нестандартные ситуации, ответственность, самоотверженность. Невозможно нравственное и духовное развитие учащихся без общей культуры и нравственности учителя. Однако одних личностных качеств недостаточно, чтобы быть хорошим учителем. Ещё необходимы профессиональные качества и умения: авторитетность, квалифицированность, знание психологии младших школьников и основ медицины, учёт индивидуальных особенностей учащихся, знание и умение использовать различных методик преподавания, умение применять различные методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся, умение быть для детей няней, другом и наставником-помощником, умение реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы, умение наладить дисциплину и сплотить коллектив, умение вести за собой детей. Учитель может легко потерять свой авторитет, если будет некомпетентен в преподаваемых науках, если не будет видеть и слышать всех детей, а также, если неадекватно и объективно оценивать учащихся. Важную роль играет стиль общения педагога, стиль можно отнести также к средствам педагогического процесса. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является демократический стиль с элементами авторитарного стиля. Авторитарность нужна только на первых порах и только в той степени, чтобы организовать учащихся, не унижая их личностного достоинства и не отбивая желание учиться. Это необходимо, во-первых, потому что, полная свобода демократического стиля может привести к попустительскому стилю, а во-вторых, дети не смогут организоваться, если не будут с самого начала делать всё под руководством учителя. Данный смешенный стиль не приемлет жесткого обращения, фамильярности, сарказма, высокого тона, приказов, публичных наказаний.
Как же выглядят другие участники педагогического процесса - учащиеся? Каждый класс школы представляет собой определённую возрастную ступень и ступень становления личности. Ни одна ступень не похожа на другую, они различаются возрастными особенностями. Однако и учащиеся одной ступени не похожи друг на друга: все они разные по физическому, умственному и нравственному показателю, у каждого есть индивидуальные особенности, способности, склонности и интересы. Каждый ребёнок уникален, имеет свой темперамент и характер, каждый в глубине души добр, даже если совершает аморальные и асоциальные поступки. Ребёнок рождается "чистым листом", на котором мы, взрослые, рисуем картину, иногда оставляя следы, кляксы и тёмные места. Попадая в первый класс, ребёнок резко сменяет социальную ситуацию развития и социальный статус; для ребёнка это сильный стресс, снять который помогает учитель. Не все так легко справляются со стрессовой ситуацией, поэтому первоклассники на первых порах так ранимы, легко обижаются, "опускают руки", теряют интерес к обучению, хотя на самом деле они очень активны и хотят взаимодействовать с учителем. К концу четвёртого класса учащиеся сильно изменяются, во-первых, они ощущают предстоящую смену обстановки - смена начальной на среднюю школу, во-вторых, начинается ранняя стадия переходного возраста, в-третьих, это уже сформированные личности со своими взглядами.
Участниками педагогического процесса также являются родители. Родители - помощники и учителя, и учащихся. Для эффективности педагогического процесса необходимо активное участие родителей. Конечно, только в идеале можно представить активное участие всех родителей, но всё дело состоит в том, что родители часто не знают, в чём они могут помочь учителю и детям. Родители всегда переживают за своих детей, даже если они этого не проявляют, но в тоже время у большинства из них не хватает времени не только на помощь учителю, но даже на помощь ребёнку в выполнении домашнего задания. При умелом взаимодействии учителя родители окажут посильную помощь, и класс станет большой семьёй, где каждый друг за друга стоит горой и с уважением относится ко всем.
Цель педагогического процесса воспитание самостоятельной, гармонически развитой личности, способной строить жизнь, достойную Человека, и способной к саморазвитию и самореализации. Из цели вытекают задачи педагогического процесса:
Научить детей учиться.
Реализовать личностно-ориентированный подход, для развития всех сторон личности ребёнка.
Дать знания о культурно-историческом опыте человечества и вооружить учащихся необходимыми умениями и навыками.
Организация педагогического процесса основана на педагогических принципах:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в их единстве;
осуществление взаимодействия учителя с детьми при руководящей роли учителя;
создание естественной непринуждённой обстановки, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
личностно-ориентированный подход, т.е. последовательное отношение педагога к ребёнку, как личности, как самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия; дифференциация обучения;
концентрическая форма подачи материала, от простого к сложному;
соблюдение "Декларации прав ребёнка";
гуманизация обучения и воспитания, т.е. постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем человека, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире; стимулирование учащихся к взаимному уважению и нравственному саморазвитию;
адекватное и объективное оценивание, участниками и организаторами которого являются и учитель, и ученики, и родители;
соблюдение санитарно-гигиенических нормативов с целью поддержания и сохранения здоровья детей и их физического развития.
Организация педагогического процесса невозможна без предварительной подготовки необходимых материалов и учителей. К материалам относятся планирование (тематическое, поурочное, учебный план, план внеклассной воспитательной работы), составление расписания, формирование классов, обеспечение всех школьников учебными пособиями, определение методов проведения досуга учащихся (экскурсии, кинотеатры, театры, кружки, факультативы, спортивные секции). К подготовке учителей относятся постоянное самообразование и повышение квалификации, ознакомление с новыми программами, формами и методами работы, создание условий в классе, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, ознакомление с личными карточками учащихся с целью определения уровня здоровья класса, выяснение общего уровня развития класса и отдельных учеников, определение необходимых для учащихся и самого учителя материалов на текущий год, продумывание ориентировочных тем для бесед с родителями.
Содержание педагогического процесса включает три блока: образовательный, воспитательный и развивающий. Разделение на блоки не означает, что учитель целенаправленно сегодня занимается только обучением, через неделю - воспитанием, а следующей четверти - развитием. Эти три блока неразрывно связаны между собой, какой-либо изучаемый материал можно рассмотреть одновременно со всех трёх позиций - образовательной, воспитательной и развивающей. Только в этом случае возможна реализация поставленных задач посредством определённых выше принципов. Содержание педагогического процесса подразумевает наличие образовательных программ по каждому предмету. Мы отдаём предпочтение так называемой традиционной программе по таким предметам, как: русский язык, чтение, математика, музыка. Такое предпочтение обусловлено тем, что современный педагог на основе этих утвердившихся программ может организовать развивающее обучение. Мы допускаем использование вариативных программ по другим предметам. Особое значение мы уделяем художественно-эстетическому воспитанию детей. Мы детей не просто учим рисовать, а учим их любоваться миром и наблюдать за ним, учим видеть и воспринимать красоту, а также умению выражать эту красоту самому различными средствами, развиваем чутьё вкуса. Это происходит на уроках окружающего мира, труда, изобразительного искусства, музыки. Обязательным компонентом содержания педагогического процесса являются контроль и оценивание. При этом критерии оценивания определяются совместно учителем, учениками и их родителями. Кроме того, учащиеся принимают активную роль в оценивании и контроле за одноклассниками.
Для реализации содержания педагогического процесса необходимы специальные средства, формы и методы. Метод - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Выбор метода зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Учитель отдаёт предпочтение тому или иному методу, исходя из оснащённости педагогического процесса, исходя из его способностей и ответственности. Разные педагоги - разные методы обучения, а в итоге и несравнимые по эффективности результаты в развитии детей. Метод состоит из приёмов. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод. Мы отдаём предпочтение всем методам, определённым в педагогике (наглядные, практические, словесные), а сочетание приёмов, составляющих эти методы, определяет сам педагог. Большую роль в педагогическом процессе мы отдаём практическим методам, так как в процессе практической работы, опыта или эксперимента дети учатся быть наблюдательными, получают практический опыт и, следовательно, более эффективно усваивают материал. Нельзя не признать значения и наглядных методам, так как у младших школьников развито наглядно-образное мышление.
В процессе обучения совместная деятельность учителя и учащихся осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, т.е. обличена в форму. Мы не отвергаем традиционно определённые формы: урок, внеклассные мероприятия, внеурочные мероприятия, экскурсия, индивидуальные, групповые и фронтальные занятия. Особое значение мы придаём экскурсии, индивидуальным и групповым занятиям. Экскурсия, как и практический метод, позволяет наиболее эффективно дать учащимся учебный, воспитательный и развивающий материал, позволяет ознакомить детей с достопримечательностями края, с природными ландшафтами, производственными предприятиями, с краеведческим материалом. Кроме того, нахождение на свежем воздухе благоприятно сказывается на физическом состоянии учащихся, а экскурсии в общественные места дают возможность для проведения воспитательных мероприятий (например, о правилах поведения). Индивидуальная форма обучения позволяет продвигаться учащимся в индивидуальном темпе, соответствуя своим особенностям и способностям. Групповые занятия помогают детям сплотиться, научиться слушать других и помогать друг другу, научиться совместно находить ответ на вопрос, сделав ответ достижением группы.
Результатом эффективного педагогического процесса в начальных классах являются личности со сформированным умением учиться.