Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт
Филиал в г. Туле
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
на тему: «Центральные банки»
Выполнила: студентка 4 курса
Факультет: Финансово-кредитный
Специальность: ФиК
Группа: вечерняя
Целовальникова А.А.
№ личного дела: 03ффд42169
Проверил: Шибаев Л.Л.
ТУЛА – 2006г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Сущность, формы организации и функции центральных банков.
Пассивные и активные операции центральных банков. Баланс Банка России.
Методы денежно – кредитной политики центральных банков.
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Составной частью рынка ссудных капиталов является банковская система. Она представляет собой совокупность различных банков. Различают 2 типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.
Для стран с административно-командным режимом управления характерна одноуровневая банковская система. Ее особенность заключается в том, что все банки, в том числе центральный, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства. На практике Центральный банк берет на себя функции коммерческих банков, выступая единым кредитно-расчетным и валютным центром. Все остальные банки выполняют свои операции в соответствии с директивами центрального банка.
В странах с рыночной экономикой действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческих банков. Эта система состоит из 3 трех элементов:
- центрального банка (ось банковской системы);
- коммерческих банков (основа банковской системы);
- учреждений банковской инфраструктуры, обеспечивающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (служб по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации, страховых структур, расчетных палат, аудиторских служб, центров торговли валютой, межбанковскими кредитами, системы подготовки кадров для банков).
1. Сущность, формы организации и функции центральных банков.
В условиях развития современной банковской системы особая роль принадлежит центральному банку как представителю первого яруса банковской системы. Центральный банк в настоящее время есть в каждой стране. В одних странах его возникновение в первую очередь было связано с монополизацией денежного обращения в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В других странах центральные банки были созданы государством. В конце ХIХ - начале ХХ века в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который тал называться центральным эмиссионным банком, а на современно этапе – просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы.
Формы организации центральных банков.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают:
- государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Россия);
- акционерные (США, Италия);
- смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия).
Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но не зависимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства.
Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.
В банковской системе России Центральный банк определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.
Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
4) определяет структуру Банка России;
5) принимает решения:
- о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
- об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;
- о величине резервных требований;
- об изменении процентных ставок Банка России;
- об определении лимитов операций на открытом рынке;
- об участии в международных организациях;
- об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
- о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
- о применении прямых количественных ограничений;
- о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
- о порядке формирования резервов кредитными организациями;
6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;
7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Функции центральных банков
В современных условиях любой центральный банк выполняет следующие функции:
- осуществление монопольной эмиссии банкнот;
- проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики;
- банка банков;
- банка правительства;
- внешнеэкономическую.
Эмиссия банкнот. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами.
Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и для обеспечения ликвидности кредитной системы. Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссонно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка служат кассовым резервом любого коммерческого банка.
Проведение денежно-кредитной политики. Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения – составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы.
Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.
Наиболее широко используемые методы денежно-кредитной политики центрального банка:
1. Изменение процентных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки).
2. Изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ.
3. Проведение операций на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг.
4. Политика валютной интервенции, т.е. покупка – продажа иностранной валюты на национальную.
Функция «банка банков». Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его клиентурой являются коммерческие банки. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны: организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных систем, служит расчетным центром банковской системы. В ряде стран (Австралия, Италия, Россия) центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками с целью поддержания стабильности и надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В других (Германия, Швейцария, США, Франция) центральный банк совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией) осуществляет контроль. А в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) контроль осуществляется не центральным банком, а иными органами. К основным направлениям надзора и контроля относятся: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с драгметаллами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление системы экономических нормативов, контроль за их соблюдением.
Функция банка правительства. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир, кредитор, финансовый консультант. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета. Центральный банк кредитует государство, консультирует Министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации, управления государственным долгом.
Внешнеэкономическая функция. Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а так же с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.
Все функции центрального банка взаимосвязаны. Благодаря этим функциям центральный банк занимает особое положение в банковской системе.
2. Пассивные и активные операции центральных банков. Баланс Банка России.
Центральный банк осуществляет свои функции путем проведения банковских операций, которые, как и у любого другого банка, делятся на пассивные и активные. Пассивные – это операции по формированию и привлечению банковских ресурсов. А активные – операции по размещению и выдаче банковских ресурсов.
К пассивным операциям центральных банков относятся:
- эмиссия банкнот (доля до 90-95% от всех пассивов) является важным источником ресурсов центрального банка. В наше время отменено золотое обеспечение банкнот. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом проявляется взаимосвязь его пассивных и активных операций. Размеры пассивной операции «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг, иностранной валюты и золота.
- прием депозитов кредитных учреждений составляют значительную часть пассивов центральных банков. Центральные банки принимают от коммерческих депозиты, по которым выплачиваются проценты.
- хранение капиталов и резервов коммерческих банков. На счетах центральных банков хранятся средства казначейства (министерства финансов) и других правительственных ведомств. Коммерческие банки открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет.
- привлечение средств из-за границы. Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций или других центральных банков. В ряде стран центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков.
К активным операциям центральных банков относятся:
- учетно-ссудные - купля/продажа и учет государственных и коммерческих векселей и обязательств. Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года.
- ломбардное кредитование – ссуды под залог ценных бумаг. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются центральным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов.
- инвестиционные – долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги. Осуществляются центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных обязательств служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. В портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население. Во-вторых, покупка центральными банками государственных ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки используют покупку векселей у коммерческих банков. Эта операция называется переучетом, так как центральный банк осуществляет вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков – покупка у банков государственных ценных бумаг с обязательством центрального банка последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.
- купля/продажа золота и иностранной валюты.
Операции центрального банка отражаются в его балансе, который состоит из активов и пассивов. К активным статьям пассива относятся:
- драгоценные металлы;
- средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов;
- кредиты в рублях, в том числе кредиты кредитным организациям – резидентам и нерезидентам;
- ценные бумаги, включая государственные бумаги;
- прочие активы.
К пассивным статьям относятся:
- наличные деньги в обращении;
- средства на счетах в Центральном банке, в том числе Правительства РФ, кредитных организаций – резидентов и нерезидентов;
- средства в расчетах;
- капитал;
- прочие пассивы.
Как и в любом балансе, активы Центрального банка должны быть равны пассивам. Приведем пример в таблице 1.
Баланс Банка России, в % Таблица 1
Актив |
Пассив |
||
Драгоценные металлы | 6,8 | Наличные деньги в обращении | 28,5 |
Средства и ценные бумаги в иностранной валюте | 25 | Средства на счетах в Банке России | 31,3 |
Кредиты и депозиты | 24 |
Из них: - Правительства РФ -кредитных организаций- резидентов |
19,9 60,9 |
Из них: - кредитным организациям – резидентам - для обслуживания государственного внешнего долга |
8,9 91,1 |
Средства в расчетах | 1,7 |
Ценные бумаги | 34,4 | Капитал и резервы | 14,2 |
Из них: - ценные бумаги Правительства РФ |
83,1 | Прочие пассивы | 24,3 |
Прочие активы | 9,8 |
Из них: - кредиты МВФ |
44,7 |
Итого | 100 | Итого | 100 |
3. Методы денежно – кредитной политики центральных банков.
Цели денежно-кредитного регулирования.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план. Однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором держится вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Инструменты денежно-кредитной политики.
Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.
Политика обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных либо активных операций. Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения (в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты) оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Рефинансирование коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки (рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения.
Операции на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная связь заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.
Политика валютной интервенции, т.е. покупка – продажа иностранной валюты на национальную. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. Снижение курса национальной валюты становится фактором инфляции. Рост курса имеет антиинфляционный эффект. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа – к ее сокращению.
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
4. Заключение
Центральный банк - главное звено кредитной системы. Коммерческий банк - основное звено кредитной системы.
В современных банковских системах центральный банк занимает особое место. Он является органом государственного регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В центральном банке хранятся золотовалютные резервы страны. Он осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правительственных органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально государству не принадлежат (ФРС - акционерный, Швейцарский национальный банк), либо государству принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику государства и работают как государственные органы.
Важная характеристика деятельности центральных банков - степень их самостоятельности, независимости. Существенная степень независимости банка от правительства является необходимым условием эффективной его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер, т.к. экономическая политика государства не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства.
По закону РФ центральный банк России правительству не подчинен. Он кредитует банки и кредитные учреждения и организует систему рефинансирования. Банк России - расчетный центр страны, определяющий систему, порядок и формы расчетов в стране, в том числе и между банками.
Деятельность центрального банка России - обеспечение устойчивости российской валюты, покупательской способности рубля и минимизации инфляции, а также эффективности всей банковской системы расчетов в интересах экономики в целом.
Банк России - орган валютного регулирования, определяющий порядок расчетов с иностранными государствами и порядок операций по покупке и продаже иностранной валюты. В этой связи он организует и осуществляет валютный контроль, как непосредственно, так и через уполномоченные коммерческие банки.
ЦБ РФ устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности, порядок проведения банковских операций для всех банков и кредитных учреждений. Он лицензирует деятельность банков, кредитных учреждений и аудиторских организаций, занимающихся аудитом банков, осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, регистрирует эмиссию ценных бумаг банков и кредитных учреждений, ведет реестр ценных бумаг; проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом и по регионам, публиковать материалы и статистику денежно-кредитных, финансовых, ценовых отношений.
5. Список использованных источников:
Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф.Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф.Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА 2003г. Стр. 204-217.
Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г. Стр. 54 – 63.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2002г.
Информация информационного электронного сервера Банка России, http://www.cbr.ru)