Неореализм, одно из направлений современной буржуазной философии. На формирование Неореализма оказала влияние шотландская школа, а также идеи Ф. Брентано, А. Мейнонга, Э. Маха (Австрия) и раннего Б. Рассела (Великобритания).
Теоретико-познавательные принципы Неореализма были высказаны Дж. Э. Муром в статье "Опровержение идеализма" (1903) и затем развиты в особую доктрину в США Р. Перри, Э. Холтом, У. Монтегю, У. Марвином, Э. Сполдингом и У. Питкином, которые в 1910 выпустили "Программу и первую платформу шести реалистов". Космология Неореализма была разработана С. Александером, А. Уайтхедом, Я. Смэтсом, Л. Морганом и представляет собой разновидность метафизической концепции развития - теорию эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. влияние Неореализма падает и на смену ему приходит так называемый критический реализм.
Неореализм подверг критике субъективный идеализм - за сведение действительности к сознанию субъекта - и абсолютный идеализм (Ф. Брэдли), отождествляющий действительность с мировым сознанием, и выступил с тезисом о независимом от субъекта существовании объекта. В то же время Неореализм отверг материализм как "дуалистическую" теорию, будто бы абсолютно противопоставляющую субъект и объект друг другу, и развил доктрину "эпистемологического монизма". Неореализм считает, что бытие не имеет ни материального, ни идеального характера - оно есть совокупность "нейтральных элементов", которые в зависимости от ситуации приобретают либо физическое, либо психическое значение. В познавательном отношении "нейтральный" объект непосредственно входит в сознание субъекта, становясь "психическим"; когда же объект не включен в гносеологическую ситуацию, он выступает как "физический". Однако положение о непосредственном включении сознанием объекта не даёт возможности решить проблему генезиса ложного сознания и вступает в противоречие с исходной посылкой Неореализма о независимом от сознания существовании действительности. Т. о., по существу своему Неореализм, оказывается одной из разновидностей идеализма.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/