МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОУ ВПО «РГТЭУ»
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра менеджмента и мировой экономики
В.В. Кузьменкова, Т.В. Князева
МЕНЕДЖМЕНТ
методические рекомендации по выполнению курсовых работ
© В.В.Кузьменкова, Т.В.Князева, 2008
Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008
Содержание
Введение
1. Общие положения по выполнению курсовой работы
2. Тематика и выбор темы курсовой работы
3. Подбор и изучение литературы
4. Сбор и обработка материалов
5. Структура и содержание курсовой работы
6. Оформление курсовой работы
7. Рецензирование и защита курсовой работы
8. Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену
9. Тест для контроля знаний
Список рекомендованных источников и литература
Приложение А. Примерные планы курсовых работ
Приложение Б. Титульный лист курсовой работы
Приложение В. Образец оформления содержания
Приложение Г. Последний абзац введения
Введение
Дисциплина «Менеджмент» является общеобразовательной дисциплиной и изучается студентами специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» всех форм обучения Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ».
Менеджмент – это во многом новая философия и практика управления экономикой, предприятием, фирмой, офисом, персоналом. Прежде всего, менеджмент рассматривает сущность и содержание управленческой деятельности, мотивацию взаимоотношений экономических субъектов и искусство управления их поведением.
Цель курса «Менеджмент» – приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения в их профессиональной деятельности, а также заложить потенциал интеграции всех знаний, определяющих профессионализм деятельности современного менеджера.
Основными задачами, решаемыми в процессе изучения курса, являются:
обучение студентов основным тенденциям развития менеджмента в современных условиях; теоретическим основам менеджмента, позволяющим им овладеть современными методами управления организацией, комплексному подходу к рассмотрению проблем организации и принятию управленческих решений;
развитие у студентов самостоятельности мышления при разработке концепции формирования хозяйственной организации и ее структуры, творческий подход при анализе и оценке конкретных практических ситуаций в различных областях деятельности организации;
приобретение практических навыков в области постановки целей организации, проектирование ее организационной структуры, в применении наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодолении конфликтных ситуаций, а также оценке эффективности управления.
Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» (извлечение из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17.03.2000 г.)
Индекс | Наименование дисциплины и ее основные разделы |
Всего часов |
ОПД.Ф.05 |
Менеджмент Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Системы менеджмента: функции и организационные структуры. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление. Ресурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента. |
Тематический план для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)»
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия, час. | Самостоя-тельная работа | |
в том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
1 | Введение в менеджмент. Понятие, сущность, цели и задачи менеджмента. | 2 | 0,3 | - | 1,7 |
2 | Особенности управления экономикой в России и необходимость его совершенствования | 6 | 0,5 | - | 5,5 |
3 | Зарубежные модели менеджмента | 6 | 0,5 | - | 5,5 |
4 | Функции менеджмента | 6 | 0,5 | - | 5,5 |
5 | Целеполагание в процессе менеджмента | 6 | 0,5 | - | 5,5 |
6 | Процесс принятия управленческих решений | 6 | - | 0,5 | 5,5 |
7 | Информационное обеспечение менеджмента. Система коммуникации. | 4 | 0,5 | - | 3,5 |
8 | Стратегический менеджмент. | 6 | 0,5 | - | 5,5 |
9 | Организационные структуры управления | 6 | - | 0,5 | 5,5 |
10 | Мотивация труда | 6 | - | 0,5 | 5,5 |
11 | Контроль и контроллинг | 6 | 0,5 | - | 5,5 |
12 | Управление инновациями | 6 | 0,5 | - | 5,5 |
13 | Управление финансами | 6 | 0,3 | - | 5,7 |
14 | Организационная культура | 6 | 0,5 | - | 5,5 |
15 | Управление персоналом | 6 | 0,3 | - | 5,7 |
16 | Конфликты в управлении | 6 | - | 0,5 | 5,5 |
17 | Особенности управления внешнеэкономическими связями | 6 | 0,3 | - | 5,7 |
18 | Эффективность менеджмента и пути ее повышения | 6 | 0,3 | - | 5,7 |
Итого | 102 | 6 | 2 | 94 |
1. Общие положения по выполнению курсовой работы
В соответствии с учебным планом студенты специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» всех форм обучения по дисциплине «Менеджмент» выполняют курсовую работу.
Курсовая работа – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в области менеджмента, привить навыки производства расчетов обоснования принимаемых решений, показать их умение самостоятельно и последовательно излагать результаты по изучаемым вопросам.
Курсовая работа выполняется на примере практических материалов конкретного торгового предприятия и сферы услуг. Кроме того, в ней должны найти отражение важнейшие решения государственных органов по вопросам развития рыночных отношений и совершенствования управления.
На основе глубокого изучения теоретических вопросов к избранной теме курсовой работы, анализа работы предприятий торговли и сферы услуг, студент должен показать позитивные и негативные моменты, выработать конкретные рекомендации с учетом проведенного анализа. В случае выявления недостатков в работе предприятия студенту следует на основе проделанного анализа внести адресные, практически приемлемые, экономически обоснованные предложения по их устранению, подкрепленные экономико-статистическими и другими расчетами.
Курсовая работа должна содержать иллюстративные материалы (схемы, чертежи, диаграммы, рисунки и т.п.). Курсовые работы, выполненные только на основе литературных источников, без привлечения практических материалов, не будут приниматься кафедрой.
Объем курсовой работы – 35-40 страниц машинописного текста.
Практика написания студентами курсовых работ показывает, что весь процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:
выбор темы и согласование ее с преподавателем, читающим лекционный курс;
составление плана;
подбор литературы;
изучение требований к оформлению работы;
изучение подобранной литературы;
написание работы;
завершение работы и представление ее на кафедру;
разработка тезисов доклада для защиты;
защита работы.
Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа.
2. Тематика и выбор темы курсовой работы
По курсу «Менеджмент» может быть предложена следующая тематика курсовых работ.
Основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе.
Основные положения концепции классической школы в управлении и их значение на современном этапе.
Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе.
Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте.
Американская модель менеджмента.
Сущность японской модели менеджмента.
Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе.
Развитие менеджмента а России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности.
Формирование рыночного механизма управления в России.
Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности их формирования в России.
Организационные структуры управления и тенденции их развития.
Совершенствование организационных структур управления предприятием.
Проектирование организационных структур управления предприятием.
Организация будущего, ее основные черты и организационные структуры.
Организация как система управления.
Природа и классификация функций менеджмента, их содержание.
Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления на современном этапе.
Стратегическое планирование на предприятии в условиях рыночных отношений.
Бизнес-план и методика его разработки.
Мотивация трудовой деятельности персонала предприятия.
Система мотивации персонала на предприятии.
Сравнительная характеристика процессуальных и содержательных теорий мотивации.
Мотивация как функция управления.
Контроль как функция управления.
Методы управления и их мотивационная направленность.
Экономические методы управления предприятием и их развития в рыночных отношениях.
Социально-психологические методы управления предприятием и их значение на современном этапе.
Руководитель (менеджер) в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Формы власти и влияния, особенности их реализации в современных условиях.
Менеджер в системе управления, его имидж и стили управления.
Стиль и эффективность руководства.
Стиль и культура руководства на предприятии.
Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления.
Личность в системе управления предприятием.
Конфликты в управлении предприятием.
Управление изменениями в организации.
Организационная культура на предприятии.
Эффективность менеджмента и пути ее повышения.
Организация управленческого труда в офисе.
Кадровая политика предприятия и пути ее совершенствования.
Управление персоналом в условиях рыночной экономики.
Управление трудовой карьерой менеджера на предприятии.
Диагностика профессиональной пригодности персонала предприятия.
Планирование личной работы менеджера предприятия.
Оценка деловых качеств менеджера предприятия.
Цель и ее роль в процессе менеджмента.
Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации.
Сравнительная характеристика содержательных теорий мотивации.
Кадры и их роль в системе менеджмента.
Этика предпринимательской деятельности и деловых контактов.
Управление стрессами на предприятии
Организационно-распорядительные методы управления предприятием.
Тематика курсовых работ охватывает основные вопросы курса. При выборе и назначении темы предусматривается, чтобы курсовая работа могла быть выполнена студентами в установленный срок и на высоком теоретическом уровне при достаточно глубоком использовании конкретного практического материала торговых предприятий. Выполнение курсовой работы предусмотрено в течение учебного семестра. Выбор и назначение тем должны быть согласованы с преподавателем, ведущим лекционный курс. С преподавателем - научным руководителем работы – студент уточняет план курсовой работы, экономическую и управленческую литературу, источники получения статистических данных, фактических материалов, методы исследования, определяет сроки выполнения работы, оформляет задание на курсовую работу.
Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно, с учетом его интересов. Она должна быть достаточно актуальной, раскрывать современное состояние и перспективы развития теории и практики менеджмента, а также соответствовать специальности обучения. Студентам заочной формы обучения целесообразно выбирать темы, связанные с их практической деятельностью, а студентам очной формы обучения – с избранной специальностью.
Студент может предложить свою тему курсовой работы, не вошедшую в перечень предлагаемых. При достаточной обоснованности такое предложение может быть принято преподавателем, ведущим лекционный курс, а тема работы закреплена за студентом.
Допускается выполнение несколькими студентами потока одноименных тем, при условии, что объекты изучения будут различны. Как показал опыт работы, целесообразно, чтобы несколько студентов, выполняли ряд тем (комплексную тему) на примере одного объекта исследования.
Студенту вручается задание с названием закрепленной за ним темы и планом, которое должно быть представлено им вместе с курсовой работой (вклеено на обороте титульного листа). Без него работа к рецензированию не принимается.
Тема курсовой работы может быть изменена только по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс.
Примерные планы курсовых работ приведены в приложении А.
3. Подбор и изучение литературы
Важным условием успешного выполнения курсовой работы является правильный подбор и изучение студентом литературных источников, раскрывающих теоретические положения вопросов выбранной темы курсовой работы.
Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, читальном зале института. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.
При подборе нормативно-правовых актов, регулирующих связанные с темой курсовой работы отношения, целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Возможно использование данных, полученных при помощи глобальной информационной сети Интернет.
Статистический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить при анализе данных, опубликованных в ежегодных статистических сборниках.
При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Чем больше студент соберет научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации. Все время следует повторять: «Тема моей работы такая-то, я ищу информацию, только непосредственно относящуюся к предмету моей работы».
При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. Записать правильно источник информации – дело минутное, но эта минута поможет сберечь часы работы. На основании произведенных записей составляется список литературы, который согласовывается с преподавателем.
При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе. Начинать изучение нужно с энциклопедий и словарей. Затем следует изучить учебники и монографии, потом – журнальные статьи. Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.
Существует ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любой книге, не читая ее целиком. Изучение литературы целесообразно проводить по следующим этапам: общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению; изучение введения и предисловия; выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстративному материалу представляющих интерес глав; внимательное чтение этих глав; выписка представляющих интерес материалов; критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмент будущей работы. В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы, представляющий собой связанное и сжатое изложение своими словами обработанного материала.
При изучении литературы студент выявляет дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов, следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.
После изучения и обработки подобранной литературы можно приступить к написанию работы.
Список литературных источников по всем темам приводится в данных методических указаниях.
4. Сбор и обработка материалов
Студенты, выполняющие курсовую работу на примере предприятия, где они работают, могут приступить к исследованиям без направления деканата. Если курсовая работа студентом выполняется на примере другого предприятия, то ему необходимо получить направление (письмо-ходатайство) деканата факультета «Экономики и финансов» о предоставлении ему возможности сбора и изучения практических материалов. Кроме того, студенты очной формы обучения могут использовать материалы, собранные во время производственной практики.
Приступая к сбору практических материалов, студент должен хорошо представлять себе структуру управления исследуемого объекта, а также функции отдельных его подразделений, чтобы знать, в каком отделе, у какого исполнителя он может получить необходимую ему информацию. Такая информация может содержаться в Уставе предприятия, Положениях о подразделениях, должностных инструкциях, в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности, в договорах поставки товаров, в материалах маркетинговых исследований, докладных записках, актах обследований и др. Наряду со сбором материалов необходимо вести их обработку и в случае возникновения вопросов решать их в период сбора материалов. Для сбора и обработки материалов студент должен предварительно заготовить бланки таблиц, а при возможности использовать типографские бланки.
При анализе собранной информации студент должен применять различные методы экономического анализа: индексный, сравнения, графический, экономико-статистический, а также экономико-математические методы и модели с обязательным использованием современных средств.
Все приведенные в курсовой работе данные (таблицы, схемы, графики и др.) должны быть подвергнуты тщательному анализу, прокомментированы, логически увязаны с темой работы и использованы для обоснования выводов и предложений.
5. Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа – самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры курсовой работы:
титульный лист;
задание на курсовую работу;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложение (при необходимости).
Титульный лист является первым листом работы (нумерация на нем не проставляется). Титульный лист должен содержать все установленные реквизиты. Образец его оформления приведен в приложении Б.
Задание на тему курсовой работы, подписанное преподавателем, читающим лекционный курс, и студентом располагается за титульным листом. Задание не входит в нумерацию страниц работы. Без бланка-задания работа к рецензированию не принимается.
Образец задания на курсовую работу приведен в приложении В.
Содержание (оглавление) включает перечень наименований всех разделов и подразделов работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало разделов.
Слово «Содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту приписными (большими буквами). В содержание включаются все заголовки, имеющиеся в работе, в том числе список литературы и приложение. Название разделов и подразделов следует приводить в полном соответствии с их названиями, указанными в тексте работы. Обозначение «стр.» («с») над номерами страниц в оглавлении не пишут.
Содержание курсовой работы должно включать введение, три – четыре раздела, заключение, список литературы и приложение.
Образец оформления содержания приведен в приложении Г.
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, показывается ее взаимосвязь с проблемами совершенствования менеджмента; определяются цель, задачи, предмет и объект исследования.
Содержание последнего абзаца введения курсовой работы приведен в приложении Д.
Первая глава курсовой работы отражает теоретические аспекты темы на современном этапе развития менеджмента и экономики. При ее написании целесообразно пользоваться законодательными актами, материалами государственных органов, справочниками, журнальными и газетными статьями, другими литературными источниками по специальным вопросам.
Во второй главе дается краткая характеристика объекта исследования в соответствии с правовоэкономическими признаками; анализируется организационное построение и структура его аппарата управления, материально-техническая база и основные экономические показатели хозяйственной деятельности. При написании этой главы целесообразно учитывать общую теоретическую направленность курсовой работы, то есть акцент следует сделать на те показатели, которые наиболее тесно связаны с темой работы.
Третья глава посвящена непосредственно раскрытию темы. Она должна содержать конкретный практический материал исследуемого объекта и аналитические таблицы. В этой главе необходимо отразить не только результаты самостоятельно проведенных обследований, но и состояние исследуемой проблемы, предложить пути ее решения на рассматриваемом объекте. Анализируемые вопросы рекомендуется сопровождать расчетами экономической эффективности вносимых предложений.
В заключении дается оценка деятельности объекта исследования по рассматриваемым вопросам, и вносятся предложения по устранению выявленных недостатков и улучшению работы. Предложения должны вытекать из анализа изложенного материала и носить конкретный характер. Желательно рассчитать ожидаемый эффект от внедрения предложений.
Заканчивается курсовая работа списком использованных источников.
Правильное описание литературных источников смотрите в списке рекомендуемой литературы.
Завершается курсовая работа приложениями, которые не входят в общий ее объем (копии документов, расчеты и т.п.)
Все спорные вопросы по содержанию курсовых работ решаются заведующим кафедрой.
6. Оформление курсовой работы
Текст курсовой работы должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cry № 14. В отдельных случаях допускается написание курсовой работы от руки пастой одного цвета. Текст курсовой работы располагают на белой бумаге формата А4 (297 х 210) на одной стороне. Минимальный объем курсовой работы без приложений должен составлять не менее 35-40 страниц машинописного текста (не менее 35-50 страниц рукописного текста). Большие таблицы, иллюстрации, копии документов и распечатки с ЭВМ допускается выполнять в виде приложений. Объем приложений не ограничивается.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим воспроизведением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом, чернилами, пастой или тушью.
Листы курсовой работы должны иметь поля:
левое – 30 мм,
правое – 10 мм,
верхнее – 20 мм,
нижнее – 20 мм.
Листы курсовой работы нумеруются, включая список литературы. Первой страницей является титульный лист, который не нумеруется; следующий за титульным лист нумеруется как второй. Номер страницы ставится внизу в центре шрифтом № 10.
Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.
Курсовая работа должна содержать:
титульный лист;
задание на курсовую работу;
содержание;
введение;
основную часть в соответствии с утвержденным заданием;
заключение;
список использованных источников;
приложения.
Слова «Содержание», «Введение», «Заключение» записывают симметрично тексту с прописной буквы, включают в содержание курсовой работы. Данные заголовки не нумеруют.
Задание на курсовую работу располагают после титульного листа, не нумеруют и не включают в количество листов.
Содержание курсовой работы выполняется по установленному образцу и имеет номер страницы «2».
Основная часть курсовой работы состоит из разделов и подразделов (при необходимости). Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей курсовой работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (1.1). В конце номера подраздела точка не ставится.
Заголовки разделов и подразделов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками раздела и подраздела 8 мм. Каждый раздел курсовой работы рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
В тексте курсовой работы могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылка на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка (без точки). Если необходима дальнейшая детализация перечислений, используют арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Формулы, содержащиеся в курсовой работе, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Пример.
Фондоотдача определяется отношением объема реализации товаров к среднегодовой стоимости основных фондов:
Фотд. = Т / Соф, (1)
где Фотд. – фондоотдача;
Т – розничный товарооборот;
Соф – среднегодовая стоимость основных фондов.
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой номера приложения, например: (А.1).
Все используемые в курсовой работе материалы даются со ссылкой на источник: в тексте курсовой работы после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым значится в списке использованных источников и номер страницы, например: [7, с.115].
Ссылки на разделы, формулы, перечисления следует указывать их порядковым номером, например: «… в разделе 2», «… перечисление а», «… в формуле (5)».
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц (рисунок 1).
Таблица может иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Заголовки граф могут быть записаны параллельно или перпендикулярно (при необходимости) строкам таблицы. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Головка | Заголовки граф | |||||
Подзаголовки граф | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Строки | ||||||
(горизонтальные ряды) | ||||||
Боковик (графа для заголовков) |
Графы (колонки) |
|||||
Рисунок 1. Пример оформления таблиц |
Над верхним левым углом таблицы помещают надпись «Таблица …» с указанием ее номера, далее ставиться дефис и пишется название таблицы с прописной буквы, например: «Таблица 1 – Основные экономически показатели хозяйственной деятельности ООО «Лира» за 2005-2006 годы». В таблице должна быть предусмотрена свободная строка, позволяющая идентифицировать соответствующие столбцы при переносе таблицы на следующую страницу. В тексте работы ссылка на таблицу (например, таблица 1) должна предварять саму таблицу.
Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости порядковые номера показателей указывают в боковике таблицы перед их наименованием.
Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа.
Иллюстрации могут быть расположены как по тексту курсовой работы, так и в приложении. Предпочтительно размещение иллюстративного материала на отдельной странице. Если рисунок, схема невелики, то они могут быть размещены между соответствующими блоками текста (отделяются одной пустой строкой до и после рисунка). При этом размер рисунка не должен превышать 150 х 120 мм.
Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных под рисунком, например: Рисунок 1 - Этапы управления кадрами.
Ссылки на иллюстрации дают по типу «… в соответствии с рисунком 2», «на рисунке 5 …».
Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложения оформляют как продолжение курсовой работы на последующих ее листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы (листа) с указанием наверху посередине слова «Приложение», после которого следует заглавная буква русского алфавита, обозначающая его последовательность, например: Приложение А.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой.
Все приложения должны быть перечислены в содержании курсовой работы с указанием их номеров и заголовков.
В тексте курсовой работы на все приложения должны быть ссылки, например «… в приложении В».
Список использованных источников указывается в конце курсовой работы (перед приложением) и составляется в алфавитном порядке в следующей последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, брошюры, научные статьи, учебники и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий (организаций).
Оформление списка использованных источников смотри в данных методических указаниях.
Подробно требования к оформлению курсовой работы и каждого ее компонента изложены в СТП 7.5.1-03-0.0402007 Система вузовской учебной документации. Общие требования к структуре и оформлению выпускных квалификационных, курсовых работ, отчетов по практике, контрольных работ, рефератов.
7. Рецензирование и защита курсовых работ
Выполненную работу студент сдает в установленный графиком срок на кафедру менеджмента и мировой экономики (ауд. 413).
Курсовые работы, представленные с нарушением предусмотренных сроков без уважительных причин, рецензированию не подлежат. Причины нарушения сроков (болезнь, длительная командировка, семейные обстоятельства и др.) должны быть подтверждены соответствующими документами и заявлением студента. В этом случае декан факультета «Экономики и финансов» может установить индивидуальные сроки, но обязательно до начала экзаменационной сессии или окончания учебного процесса.
Курсовая работа передается секретарем кафедры менеджмента и мировой экономики преподавателю – научному руководителю – на рецензирование. При рецензировании и оценки работы обращается внимание на полноту освещения основных вопросов согласно плану; использование литературы, практических материалов конкретного предприятия; глубину и качество проведенного анализа материалов; оформление иллюстрированного материала; применение экономико-математических; грамотность изложения и литературный стиль; правильность оформления курсовой работы.
Преподаватель – научный руководитель – на полях курсовой работы и в рецензии указывает на допущенные ошибки, а на титульном листе отмечает «Допущена к защите» или «Не допущена к защите». Отрецензированная курсовая работа с экземпляром рецензии возвращается студенту через секретаря кафедры менеджмента и мировой экономики. Не допущенная к защите курсовая работа возвращается студенту для переработки в соответствии с замечаниями рецензента, после чего вновь предоставляется на кафедру Менеджмента и мировой экономики. К повторной работе обязательно прилагается рецензия на первый вариант работы, иначе курсовая работа может быть вновь возвращена студенту. Если в рецензии указано «на доработку», студент может не переписывать работу заново, а лишь внести исправления согласно замечаниям. При необходимости студент может встретиться с научным руководителем и получить консультацию.
Защита курсовой работы производится до сдачи экзамена по курсу «Менеджмент» публично перед комиссией, состоящей из двух преподавателей кафедры менеджмента и мировой экономики. Одной из задач защиты работы студентом является проверка самостоятельности ее выполнения. При наличии элементов списывания всем студентам, допустившим это нарушение, выдаются задания на новые темы курсовых работ. При повторном выявлении фактов списывания студенты могут быть отчислены.
На защите студент в краткой форме излагает основное содержание работы, указывает положительные факты и недостатки в деятельности объекта исследования, защищает сформулированные в работе выводы и предложения, отвечает на вопросы членов комиссии.
В докладе необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи написания курсовой работы, изложить основные выводы и рекомендации, обосновать их эффективность. Студент может воспользоваться заранее подготовленными тезисами доклада, а также своей курсовой работой.
При оценке учитываются качество выполнения работы, ее научно-теоретический уровень и связь с практикой, степень самостоятельности в изложении материала, логика, язык и стиль изложения, оформление работы, рецензия научного руководителя, проделанная студентом работа по устранению недостатков, выступление студента на защите, ответы на вопросы по теме.
Результаты защиты курсовой работы оцениваются дифференцированной оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в экзаменационную ведомость и рецензию, а положительная оценка – также и в зачетную книжку за подписью членов комиссии.
Студенты, получившие при защите курсовой работы неудовлетворительную оценку, должны произвести необходимую доработку и подготовить подробный доклад для повторной защиты.
Курсовую работу студент должен хранить до окончания института и предоставить ее по первому требованию кафедры.
8. Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену
Подходы к определению понятия «менеджмент».
Основные категории менеджмента: система управления; объект и субъект управления; прямые и обратные связи; внутренняя и внешняя среда системы управления.
Основные закономерности и принципы менеджмента
Природа управления и исторические тенденции его развития.
Этапы развития менеджмента.
Школа научного управления, основные положения.
Классическая (административная) школа управления.
Школа психологии и человеческих отношений. Основные положения доктрины «человеческих отношений».
Школа науки управления (количественные школы).
Процессный подход с позиций школы науки управления.
Ситуационный подход, его сущность. Внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию, их взаимосвязь.
Системный подход в менеджменте.
Характеристика американской модели менеджмента.
Сущность японской модели менеджмента: ориентир на человеческий фактор, групповая сплоченность, традиция подчинения старшему по возрасту.
Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента.
Характеристика западноевропейской модели менеджмента.
Социальное партнерство как тип отношений между предпринимателями и работниками.
Особенности развития менеджмента в России.
Формирование рыночного управления в России.
Сущность организации и ее признаки.
Организация как открытая система управления. Законы организации.
Планирование как вид управленческой деятельности и его значение в рыночной экономике.
Организационно-правовые формы предпринимательства.
Миссия как главная цель организации. Подходы к разработке миссии.
Цель и ее роль в процессе менеджмента.
Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.
Стратегии преодоления конфликтов
Основные направления эволюции современных теорий мотивации.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации.
Понятие, сущность и классификация методов управления, их связь с мотивационной направленностью работников.
Организационно-распорядительные методы управления.
Экономические методы управления, их характеристика и развитие в условиях перехода к рыночным отношениям.
Социально-психологические методы управления.
Сущность понятия «управленческое решение», классификация и требования, предъявляемые к ним.
Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
Методы обоснования и оптимизации управленческих решений.
Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства.
Группы и их значимость. Формальные и неформальные группы и эффективное управление ими.
Содержание понятий «власть» и «влияние». Классификация форм власти и влияния. Сильные и слабые стороны различных форм власти.
Менеджер в системе управления и требования, предъявляемые к нему. Качества менеджера, проявляемые при управлении.
Стили руководства: характеристика, различия, преимущества, недостатки и условия использования.
Личность в системе управления.
Конфликты в менеджменте.
Управление изменениями в организации.
Эффективность менеджмента.
Структура как основа функционирования системы, процесс создания структуры.
Основные типы организационных структур, их характерные черты.
Авторитет и лидерство в системе менеджмента.
Адаптивные структуры управления.
Бюрократический тип структур, его характерные черты.
Психологические аспекты руководства и общения.
Прогнозирование как составная часть планирования.
Текущее планирование. Направления и ориентиры текущих планов.
Стратегическое планирование, выбор стратегии развития предприятия.
Проектирование организационных структур управления.
Моделирование в принятии решений. Типы моделей.
Организационные структуры предприятий будущего: виртуальные корпорации, многомерные организации.
Основные составляющие психологической структуры личности: направленность, способности, характер.
Социальные основы формирования личности.
9. Тест для контроля знаний
1. Менеджмент – это:
а) целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, торговли и других сферах народнохозяйственной деятельности;
б) наука и искусство добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;
в) достижение целей управления через трудовую деятельность персонала.
2. Какое из утверждений верное:
а) «бизнесмен» и «менеджер» - понятия разные;
б) любой менеджер – это предприниматель;
в) все наемные управляющие, работающие в любой организации – государственной или коммерческой – менеджеры?
3. Менеджером является:
а) финансовый директор, он же – владелец контрольного пакета акций фирмы;
б) начальник службы маркетинга;
в) собственник значительной доли капитала фирмы, не занимающий определенной должности, но входящий в Совет директоров;
г) руководитель небольшого отдела этой фирмы.
4. Какие из способностей менеджеру не нужны:
а) способность влиять на людей;
б) способность к четким движениям;
в) способность к самосовершенствованию.
5. В чем смысл авторитета менеджера:
а) это уважение людей, вера в его опыт, знания и способности, справедливость, объективность, его отзывчивость, оказание помощи людям, это достоинства, сила, влияние, пользующиеся признанием;
б) это лидер, признанный вожак своего коллектива, объективный, справедливый, умеющий понимать людей и заботиться о них;
в) это авторитарный тип менеджера, опирающийся на дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий и дипломатический стиль руководства.
6. Предметом труда менеджера являются:
а) сырье, материалы;
б) станки, оборудование;
в) люди, информация.
7. Из перечисленных задач отметьте те, которые решает менеджер:
а) обеспечение инноваций;
б) обеспечение маркетинга;
в) организация работы коллектива;
г) производство продукции.
8. Какие из рекомендаций соответствуют идеям школы «человеческих отношений»:
а) вознаграждение за производительный труд;
б) обеспечение работникам организации возможности общаться;
в) отделение планирования от других видов работ?
9. Основоположником школы «человеческих отношений» является:
а) Ф. Тейлор;
б) Э. Мэйо;
в) Ф. Герцберг.
10. В своих экспериментах, направленных на повышение производительности труда, Ф. Тейлор ориентировался на:
а) средних рабочих;
б) сильных рабочих;
в) слабых рабочих.
11. Назовите, кто из представителей классической школы управления впервые предложил термины «бюрократия» и «идеальная организация»:
а) Ф. Тейлор;
б) М. Вебер;
в) А. Файоль.
12. В каких из трех групп деятельности применимы функции А. Файоля:
а) в технической деятельности важно предвидение, в коммерческой – контроль, в финансовой – мотивация персонала;
б) в любых видах деятельности необходимо предвидение и планирование, организация посредством создания структур, руководство, активизирующее персонал, и прочие функции Файоля;
в) для выполнения любого вида деятельности необходимо выполнение трех групп функций: межличностных, информационных, управленческих?
13. Лидером науки менеджмента является:
а) Япония;
б) Россия;
в) США;
г) Франция.
14. Разделение всей работы на отдельные специализированные задания есть:
а) горизонтальное разделение труда;
б) вертикальное разделение труда;
в) горизонтальное разделение управленческого труда;
г) вертикальное разделение управленческого труда.
15. Принципы управления:
а) отражают объективные закономерности практики управления;
б) определяют требования к конкретной системе менеджмента;
в) диктуют применение методов управления;
г) верны все ответы.
16. В рамках какого подхода управление рассматривается как непрерывная цепь функций:
а) процессного;
б) системного;
в) ситуационного;
г) все ответы верны.
17. Каковы преимущества системного подхода в менеджменте:
а) позволяет определить цели системы, необходимые ресурсы и их распределение по критериальной модели;
б) позволяет рассмотреть предприятие в виде целостной системы и определить оптимальные параметры их функционирования;
в) дает возможность циклического повторения с необходимой коррекцией процессов управления по заданной миссии?
18. Методы управления по содержанию подразделяются на:
а) планирование, организационные и психологические методы управления;
б) экономические, воспитательные и организационно-стабилизирующие методы управления;
в) экономические, правовые, организационные и социально-психологические методы управления.
19. К основным экономическим методам управления относятся:
а) планирование, коммерческий расчет, организационное воздействие, методы управления социальной активностью персонала, материальное стимулирование;
б) коммерческий расчет, экономические рычаги (цена, прибыль, кредит), моральное стимулирование, распорядительное воздействие, методы управления индивидуально-личностным поведение работников, экономическое стимулирование;
в) коммерческий расчет, планирование, материальное стимулирование, экономическое стимулирование, экономические рычаги (цена, прибыль, кредит и др.).
20. К социально-психологическим методам относятся:
а) штрафные санкции в виде снижения премий;
б) кадровые перемещения;
в) периодическая оценка удовлетворенности трудом в коллективе;
г) улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива.
21. Стратегия – это:
а) набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений;
б) общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и целей фирмы;
в) оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей.
22. Из перечисленных элементов выберите те, которые включаются в содержание миссии:
а) рост производительности труда;
б) снижение текучести кадров;
в) выживание фирмы;
г) инновации в области технологии;
д) круг потребителей фирмы.
23. Цель управления – это:
а) мысленное предвосхищение результата деятельности;
б) это то к чему стремится предприятие;
в) основные ориентиры, которые представляют собой желаемые состояния объекта управления через определенный промежуток времени.
24. Каким требованиям должны удовлетворять частные цели:
а) должны быть конкретными и измеримыми;
б) ориентированы во времени;
в) должны быть достижимыми;
г) взаимно поддерживающими?
25. К основным функциям управления относятся:
а) планирование, предвидение, регулирование, контроль;
б) планирование, организация, мотивация, контроль, координация;
в) прогнозирование, контроль, регулирование, руководство.
26. Назовите основные типы организационных структур управления:
а) линейная, функциональная, комбинированная, матричная, управление по продукту, управление по проекту, координационные комиссии;
б) линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, управляемая, экономическая структура;
в) матричная, комбинированная, графическая структура, математическая структура, линейная структура, управление по проекту.
27. Принцип единоначалия нарушается в следующей структуре:
а) линейной;
б) штабной
в) матричной;
г) все ответы неверны.
28. В какой из содержательных теорий мотивации потребности располагаются в определенной иерархической схеме:
а) Ф. Герцберга;
б) А. Маслоу;
в) Д. МакКлелланда;
г) все ответы неверны?
29. «Люди выполняют работу на том уровне, который соответствует их ожиданиям. Если говорить людям, что Вы от них ожидаете, то можно влиять на уровень выполнения ими своей работы и таким образом мотивировать их». Какой теории соответствует данный тезис:
а) теории справедливости;
б) теории ожиданий;
в) концепции партисипативного управления;
г) всем теориям одновременно?
30. Назовите этапы разработки управленческих решений:
а) оценка проблемной ситуации, постановка цели, разработка возможных альтернатив решения проблемы, выбор оптимального решения организация и контроль исполнения принятого решения;
б) возникновение и оценка проблемной ситуации, постановка цели и задачи, сбор и обработка необходимой информации, выработка возможных вариантов решений, принятие решений, организация и контроль исполнения принятого решения;
в) подготовка управленческого решения (уяснение проблемы, анализ исходной ситуации, выбор стратегии, постановка задачи, разработка вариантов решения), принятие решения (определение критерия оптимальности для выбираемого решения, анализ возможных вариантов решения и выбор оптимального), организация исполнения (выработка организационного плана, организация контроля).
31. Назовите структурные методы разрешения конфликтов:
а) разъяснение требований к работе, использование координационных интеграционных механизмов, установление организационных комплексных целей, использование системы вознаграждений и механизма поощрений;
б) уклонение, соревнование, компромисс, разъяснение требований к работе;
в) использование системы вознаграждений и механизма поощрений, сотрудничество, приспособление, соперничество.
32. Какое определение соответствует понятию «власть»:
а) поведению одного лица, которое вносит изменения в поведение другого;
б) манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации;
в) возможность влиять на поведение других лиц?
33. Для того чтобы применять власть, основанную на вознаграждение, следует:
а) иметь жесткую систему контроля;
б) располагать определенными ресурсами;
в) хорошо знать потребности подчиненных.
34. Какие действия соответствуют стилю руководства «приказание»:
а) постановка задачи;
б) разъяснение выполнения;
в) контроль?
35. В каких случаях из перечисленных ниже следует применять либеральный или пассивный стиль руководства:
а) при ликвидации аварий;
б) при начальной стадии формирования коллектива;
в) когда сотрудники имеют различный интеллектуальный уровень;
г) когда сотрудники имеют различный уровень образования;
д) в армии;
е) в творческих коллективах;
ж) когда сотрудники имеют приблизительно одинаковый уровень образования?
36. В каких ситуациях необходимо использование авторитарного руководства:
а) при пожаре;
б) при разработке проекта нововведений;
в) при постоянном нарушении трудовой дисциплины сотрудниками;
г) ни при каких ситуациях?
37. Если личность заняла позицию, отличную от позиции своей группы, то возникший в результате этого конфликт по виду является:
а) межличностным;
б) межгрупповым;
в) внутриличностным;
г) между личностью и группой.
38. Какие из перечисленных способов разрешения конфликтов относятся к педагогическим:
а) убеждение;
б) просьба;
в) беседа;
г) решение суда?
39. Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
а) целевая направленность;
б) иерархическая субординация;
в) обоснованность;
г) адресность;
д) обеспеченность;
е) директивность;
ж) верны все ответы.
40. Основные слагаемые деловой этики - это:
а) имидж; репутация, профессиональная этика;
б) этика менеджера, имидж, этичность поведения сотрудников, соблюдение этики деловых контактов и связей;
в) имидж предприятия, репутация предприятия, этика деловых контактов, осуществляемых предприятием и его персоналом, профессиональная этика менеджеров, этичное поведение сотрудников.
Список рекомендованных источников и литература
Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст]: учебник / В.Р.Веснин - 4-е изд. – М.: Элит, 2004. - 560 с.
Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- 3-е изд.- М.: Гардарики, 2004. - 528 с.
Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- 3- изд. - М.: Экономистъ, 2003. - 528 с.
Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2004. - 528 с.
Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле [Текст]: учеб. пособ. / М.В. Сорокина; - СПб.: Бизнес-пресса, 2004. - 460 с.
Абчук, В.А. Менеджмент [Текст]: учебник / В.А. Абчук. - С-Пб.: Союз,.- 463 с.
Басовский, Л.Е. Менеджмент [Текст]: учеб. пособ. / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА–М., 2000. - 216 с.
Басовский, Л.Е. Менеджмент [Текст]: учеб. пособ. / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА–М., 2003.- 215 с.
Бодди, Д., Пэйтон, Р. Основы менеджмента [Текст]: учебник / Пер. с англ; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - С-Пб.: Питер, 1999. - 816 с.
Веснин, В.Р. Менеджмент [Текст]: учебник / В.Р.Веснин. - М.: Проспект, 2004. - 504 с.
Галькович, Р.С. Основы менеджмента [Текст]: Р.С. Галькович. - М.: Инфра-М, 1998. - 189 с.
Гапоненко, А.Л. Общий и специальный менеджмент [Текст]: учеб./ А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина.- М.: РЛГС; 2000.- 568 с.
Джей, Р. Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы [Текст] / Р. Джей, Р. Темплар; Пер. с англ. – 3-е изд.– М: Экономика, 2006.- 676 с.
Бусыгин, А.В. Эффективный менеджмент [Текст]: учеб./А.В. Бусыгин.- М.: Финпресс, 2000. - 1065 с.
Веснин, В.Р. Менеджмент [Текст]: учебник / В.Р.Веснин.- М.: Проспект, 2004.- 504 с.
Глухов, В.В. Менеджмент [Текст]: учеб. / В.В. Глухов – 2-е изд. – СПб: Лань, 2002. - 527 с.
Егорова, Т.И. Основы менеджмента [Текст]: краткий курс / Т.И. Егорова; под ред. А.Я. Волкова. - М.: Ижевск: РХД, 2002. - 135 с.
История менеджмента [Текст]: учебное пособие / под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
Кравченко, А.И. История менеджмента [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – 3532 с.
Лафта, Дж.К. Эффективность менеджмента организации [Текст]: учеб. пособ./ Дж.К.Лафта.- М.: Экономика, 1999.- 320 с.
Менеджмент [Текст]: учеб. /Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой.- М.: ЮНИТИ, 2001.- 343 с.
Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М.: Дело, 2005.
Уткин, Э.А. Курс менеджмента [Текст]: учеб. для вузов / Э.А. Уткин.- М.: Зерцало, 2001. - 448 с.
Уткин Э.А. Менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / Э.А. Уткин.- М.: ТЕИС, 2003. - 448 с.
Приложение А
Примерные планы курсовых работ
Тема 1. Основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе
Введение.
1. Предпосылки возникновения науки управления.
2. Краткая характеристика основных положений школы научного управления.
3. Практические аспекты применения основных положений школы ее последователями и их значение на современном этапе.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Тема 2. Основные положения концепции классической школы в управлении и их значение на современном этапе
Введение.
1. Основная направленность классической школы в управлении.
2. Функции и принципы управления в основных положениях классической школы.
3. Использование основных положений классической школы в современном менеджменте.
Заключение.
Список использованных источников.
Тема 3. Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе
Введение.
1. Основные предпосылки возникновения школы психологии и человеческих отношений.
2. Основные положений «доктрины человеческих отношений» и концепции социального человека.
3. Практическое применение основных положений школы психологии и человеческих отношений в современном менеджменте.
Заключение.
Список использованных источников.
Тема 4. Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте
Введение.
1. Основные предпосылки становления школы науки управления.
2. Характеристика основных методологических подходов школы науки управления.
3. Использование основных положений школы науки управления в современном менеджменте.
Заключение.
Список использованных источников.
Тема 5. Американская модель менеджмента
Введение.
1. Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента.
2. Характеристика американской модели менеджмента.
3. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Тема 6. Сущность японской модели менеджмента
Введение.
1. Предпосылки формирования японской модели менеджмента.
2. Характеристика японской модели менеджмента.
3. «Японизация» в менеджменте американских и западноевропейских фирм.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Тема 7. Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе
Введение.
Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента.
Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских стран.
Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Тема 8. Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности
Введение.
Особенности развития теории и практики управления в России в начале ХХ века.
Основные этапы совершенствования хозяйственного руководства в условиях общественной формы собственности и его результаты.
Обоснование необходимости радикальной реформы управления на основе перехода к рыночным отношениям.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Тема 9. Формирование рыночного механизма управления в России
Введение.
Предпосылки перехода экономики страны к рыночным отношениям.
Формирование рыночного механизма в России.
Основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Тема 10. Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности их формирования в России
Введение.
Приватизация как условие формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и их особенности.
Экономическая основа хозяйственных процессов в различных формах предпринимательства.
Заключение.
Список использованных источников.
Тема 13. Проектирование организационных структур управления предприятием
Введение.
Организационные структуры управления и этапы их проектирования.
Краткая характеристика организационно хозяйственной деятельности объекта исследования.
Анализ организационной структуры управления и этапов ее разработки на объекте исследования.
Заключение.
Список использованных источников.
Тема 35. Конфликты в управлении предприятием
Введение.
Конфликты: понятие, типы, виды, причины и их роль в деятельности предприятия.
Краткая характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.
Анализ конфликтов, возникающих на объекте исследования, и пути их устранения.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение Б
Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
Челябинский институт (филиал)
Кафедра МЕНЕДЖМЕНТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Формирование рыночного механизма управления
в России»
Выполнил: студент 2 года на базе среднего
профессионального образования
заочной формы обучения
специальности 080502 «Экономика и управление
на предприятии (торговли и общественного питания)» ___________ В.А. Серебрянников
(подпись)
Проверил: к.э.н., доцент, зав.кафедрой ___________ В.В.Кузьменкова
(подпись)
Челябинск 2009
Приложение В
Образец оформления содержания курсовой работы
Содержание
Введение
1. Предпосылки формирования японской модели менеджмента
2. Характеристика японской модели менеджмента
3. «Японизация» в менеджменте американских и западноевропейских фирм
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Приложение Г
Содержание последнего абзаца введения курсовой работы
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений; содержит ….. рисунка, ….. таблиц. Объем курсовой работы - ….. страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает ….. наименований.