Формы документов и порядок их заполнения для проведения процедуры «Мозговой штурм»
Идея метода мозгового штурма была предложена Алексом Осборном в середине XX века. Основная идея метода состоит в том, чтобы изолировать формирование идеи от её критики. В настоящее время часто доводится встречаться с задачами, которые вызывают значительные затраты времени и сил на их решение, приходится изучать массу литературы, но это может не привести к формированию идеи.
Техника проведения мозгового штурма заключается в собрании группы, состоящей как минимум из двух человек, но не более 12. Один из членов группы назначается руководителем. Перед началом работы, руководитель разъясняет членам творческой группы: какая стоит перед группой проблема или какая идея будет исследоваться, и как будет проходить работа.
Правильная техника мозгового штурма включает три непременных этапа:
1. Постановка проблемы. На данном этапе нужно ясно выразить проблему. На данном этапе происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. Генерация идей. Здесь необходимо выделить основные правила этого этапа:
Необходимо как можно больше идей. Главное на этом этапе — это количество идей.
Не должно быть никакой критики, в том числе и положительной.
Принимаются любые идеи, даже если они кажутся абсурдными и необычными.
Проводится комбинирование и улучшение любых идеи.
В методике мозгового штурма принимает участие группа и руководитель. Перед началом применения метода мозгового штурма руководитель делает ясную постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники сообщают свои идеи, обращенные на решение поставленной задачи.
Если в мозговом штурме участвуют люди разных ступеней иерархии в организации, то рекомендуется выслушивать идеи в порядке возрастания ранга, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
Для успешного проведения мозгового штурма членам творческой группы нужно настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с членам творческой группы разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д.
Лучше всего сотрудникам, являющимся членам творческой группы постоянно действующей команды, постоянно развивать свои творческие способности. Затем рекомендуется провести разминку.
Для разминки группе нужно выбрать задачу лучше бытового характера, в решении которой любой из участников в какой-то степени сведущ, и провести краткий мозговой штурм с целью перестройки мышления на творческий процесс.
В процессе проведения мозгового штурма можно выделить несколько этапов:
1 на первом идеи не отличаются высокой оригинальностью,
2 на втором этапе у участников начинают возникать необычные идеи.
Все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма регистрируются в таблице для их дальнейшей обработки (Таблица).
Таблица
Карточка участника
№ | Проблема | Способ решения |
1 | … | … |
3. Группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе разрешается оценивать идеи, чего нельзя было делать на предыдущем этапе. Способы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько в равной мере участники понимают признаки отбора и оценки идей. Когда все идеи высказаны, производится их рассмотрение, вырабатывание и отбор. Выставленные всеми членам творческой группы оценки далее суммируются, в зависимости от итогового количества баллов каждому предложению присваивается место – рейтинг. Чем больше итоговая сумма баллов, тем выше рейтинг данного предложения (Таблица).
Таблица
Ранжирование мнений членов группы
№ | Способ решения проблемы | Члены группы | Сумма баллов | Рейтинг | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | … | … | … | … | … | … | … |
В итоге находится предельно действенное и часто шаблонное решение задачи.
Метод мозгового штурма является действенным способом решения массы задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговой штурм бывает нецелесообразно. Индивидуальное применение метода мозгового штурма при помощи ментальных карт, данная технология позволяет экономить время, как своё, так и других людей, она более доступна и практична.
Литература
1. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Логис, 2000. 256 с.
2. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений // http://www.metodolog.ru/00072/00072.html
3. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений: курс лекций. – М., 2006. 542 с.