Содержание
Введение
1. Процедура обеспечения организации персоналом
2. Технология оценки персонала при найме
3. Характеристика рекрутинга персонала на градообразующих предприятиях г. Смоленска
Список источников и литературы
Введение
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят преимущественное применение техники над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. В конкурентной борьбе за квалифицированный персонал кадровым службам предприятий приходится перестраивать свою работу. Времена, когда все их задачи сводились преимущественно к приему на работу, учету и увольнению на работу сотрудников, минули. Сегодня уверенно вместо традиционного «отдел кадров» звучит «служба управления персоналом». Изменение названия предельно четко отражает и изменения в задачах этих подразделений.
Управление персоналом включает в себя не только кадровый учет, но и развитие систем мотивации работников, формирование корпоративной культуры, повышения престижа предприятия, создание условий для привлечения новых высококвалифицированных специалистов.
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить его эффективность, а само понятие «Управление персоналом» рассматривает достаточно широко интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального их использования. Методологически - это сфера управления кадрами и социальным развитием коллектива. Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным движением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов, созданию кадрового резерва. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
Актуальность данной работы состоит в том, что на данный момент в России наблюдается рост и развитие производства, это ведет за собой повышение требований к персоналу фирм и предприятий, к организации правильной политики управления человеческими ресурсами, к большому спросу на менеджеров по управлению человеческими ресурсами, и маленькому, по сравнению со спросом, предложению на рынке труда, специалистов высокого уровня с учетом стратегии развития организации.
Поэтому цель данной работы - проанализировать процедуру обеспечения организации персоналом на примере одного из градообразующих предприятий г. Смоленска ЗАО УК «Смоленский машиностроительный завод», рассмотреть проблемы обучения, подготовки и повышения квалификации персонала.
Методологической основой работы и логической связи в ней изучаемых вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом, социологии, психологии и кадрового менеджмента. При написании работы также использовались научные статьи в периодических изданиях, статистические справочники.
1. Процедура обеспечения организации персоналом
Под кадрами предприятия понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и не основной деятельностью. Различают такие понятия как «кадры», «персонал», и «трудовые ресурсы» предприятия.
Понятие «трудовые ресурсы» предприятия характеризует его потенциальную рабочую силу, «персонал» - весь личный состав работающих по найму на постоянную работу, постоянных и временных квалифицированных и неквалифицированных работников, под «кадрами» понимается основной (штатный, постоянный) как правило квалифицированный, состав работников предприятия.
Состав и количественное соотношение отдельных категорий и групп работников предприятия характеризует структуру кадров. Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т.е. занятые основной производственной деятельностью представляют промышленно-производственный персонал.
Работники промышленно-производственного персонала делятся на две основные группы - рабочие и служащие. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. В группе служащих выделяют следующие категории работающих:
- руководители, лица наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовать их выполнение. Они подразделяются на нелинейные, возглавляющих относительно обособленные хозяйственные системы, и функциональные, возглавляющих функциональные отделы и службы;
- специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности;
- собственно-служащие - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и производство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и т.п.).
Кадры предприятия также подразделяются по профессиям, специальностям и уровню квалификации.
Управление кадрами – это разработка и реализация кадровой политики, включающей: планирование, найм и размещение рабочей силы, обучение, подготовку и переподготовку работников, продвижение по службе и организацию карьеры, условия найма, труда и его оплату, обеспечение формальных и неформальных связей, создание комфортного психологического климата в коллективе.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.
Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения ее целей. Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики, учитывающей все эти аспекты, можно реализовать с помощью кадрового планирования. Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства.
Цели и задачи кадрового планирования укрупненно можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.
Цели организации | ||||||||
Кадровое планирование в организации | ||||||||
Кадровые стратегии | Кадровые цели | Кадровые задачи | Кадровые мероприятия | |||||
Разработка основ будущей кадровой политики организации. Создание возможности должностного и кадрового продвижения. Обеспечение развития кадров и адаптация их знаний к новым условиям | Определение конкретных целей организации и каждого работника, вытекающий из кадровой стратегии Достижение максимального сближения целей организации с индивидуальными | Обеспечение организации в нужное время, в нужном месте и с нужной квалификацией, таким персоналом, который необходим для достижения целей | Разработка плана кадровых мероприятий для реализации конкретных целей организации и каждого работника. Определение затрат на реализацию плана кадровых мероприятий. |
Рисунок 1 - Место и задачи кадрового планирования в организации
Кадровое планирование реализуется посредством осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом. Для его разработки необходимо с помощью специально составленных анкет собрать следующую информацию:
- сведения о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и др.).
- данные о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);
- текучесть кадров;
- потери времени в результате простоев, по болезни; данные о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в 1, несколько или ночную смену, продолжительность отпусков);
- заработная плата рабочих и служащих (ее структура, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
- данные об услугах социального характера, предоставляемые государством и правовыми организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).
Анкеты следует составлять таким образом, чтобы наряду с производственными целями они могли служить и кадровому планированию. Сведения о персонале можно систематизировать и представить в виде схемы, изображенной на рисунке 2.
Собрать информацию о персонале | |||
Определить цели планирования производства. Проверить дополнительно и, если надо сформулировать цели заново |
|||
ДА | Проверить информацию о персонале на соответствие ее целям планирования производства | НЕТ | |
Могут ли быть реализованы цели кадрового планирования | |||
Спланировать потребность в персонале | |||
Спланировать привлечение, адаптацию и высвобождение персонала | |||
Спланировать использование персонала | |||
Спланировать обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала | |||
Спланировать деловую карьеру, служебно-профессиональное продвижение | |||
Спланировать расходы на персонал организации | |||
Регулярный контроль и развитие отдельных видов планирования | |||
|
|
Рисунок 2 - Структура типового оперативного плана работы с персоналом в организации
Планирование потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования и базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений. Планирование привлечения персонала - планирование мероприятий по найму и приему персонала с целью удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников. Внутренние источники привлечения персонала позволяют лучше использовать уже имеющийся в организации персонал в результате появления дополнительной работы, перераспределения заданий или перемещения, продвижения по службе работников. Внешние источники привлечения персонала - это найм новых работников.
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является планирование трудовой адаптации. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда. Выделяют два вида адаптации:
- первичная, т.е. приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений);
- вторичная, т.е. приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например при переходе в ранг руководителя).
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций.
Планирование высвобождения или сокращения персонала имеет существенное значение в процессе кадрового планирования. Вследствие рационализации производства или управления образуется избыток рабочей силы. Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров и создания для этого персонала социальных трудностей. Данное направление деятельности по управлению персоналом до последнего времени практически не получило развития в отечественных организациях.
Планирование использования персонала осуществляется с помощью разработки плана замещения штатных должностей. Наряду с учетом квалификационных признаков при определении места работы необходимо учитывать психические и физические нагрузки на человека и возможности претендента в этой области. При планировании использования персонала следует предъявлять к нему такие требования, чтобы избежать в дальнейшем профессиональных заболеваний, наступления ранней инвалидности, производственного травматизма. Особое внимание при планировании использования кадров следует уделять вопросам занятости молодежи, женщин, пожилых работников, лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями. Эти категории работников особенно важно использовать в соответствии с их квалификацией и возможностями. С этой целью необходимо резервировать в организации соответствующие рабочие места.
В организациях существует потребность в обучении, включающем переподготовку и повышение квалификации работников. Планирование обучения персонала охватывает мероприятия по обучению внутри и вне организаций и самоподготовке. Планирование обучения персонала позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника. Оно ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям производства на том же самом рабочем месте.
В практике сложились две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функций и ответственности.
Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций, семинаров, формирование групп по обмену опытом.
Источники найма персонала организации. Основной задачей при найме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. При этом следует ответить на вопрос: где и когда потребуются работники? Найм на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения и приема на работу начинается управление персоналом.
Когда организации необходимо принять новых работников, появляются два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся рабочих местах? Есть два возможных источника набора: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до того никак не связанных с организацией). Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала приведены в таблице 1. Набор персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора.
В нашей стране наибольшее распространение получили следующие источники найма на работу: люди, случайно зашедшие в поисках работы; объявления в газетах; средние школы; техникумы; профессионально-технические училища, высшие учебные заведения; службы по трудоустройству; частные агентства по найму; объявления по радио и телевидению; профсоюзы.
Таблица 1 - Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
Преимущества привлечения | Недостатки привлечения |
Внутренние источники привлечения персонала | |
Появление шансов для служебного роста, повышение степени привязанности к организации, улучшение социально-психологического климата на производстве. Низкие затраты на привлечение кадров. Претендентов на должность хорошо знают в организации. Претендент на должность знает данную организацию. Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации (претендент со стороны может предъявить более высокие требования). Освобождение занимаемой должности для роста молодых кадров данной организации. Быстрое заполнение освободившейся штатной должности, без длительной адаптации. «Прозрачность» кадровой политики. Возможность целенаправленного повышения квалификации персонала. Появление возможности избежать всегда убыточной текучести кадров. Рост производительности труда (если перевод на новую должность совпадает с желаниями претендента). Решается проблема занятости собственных кадров. Повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом. |
Ограничение возможности для выбора кадров. Возможны напряженность или соперничество в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность руководителя. Появление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент на должность руководителя был наравне с коллегами. Нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему большой стаж работы в организации. Снижение активности рядового работника, претендующего на должность руководителя, т.к. преемником является заместитель руководителя. Количество переводов на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах. Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, т.е. с дополнительными затратами. |
Внешние источники привлечения персонала | |
Более высокие затраты на привлечение кадров. Высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров. Ухудшается социально-психологический климат в организации среди давно работающих. Высокая степень риска при прохождении испытательного срока. Плохое знание организации. Длительный период адаптации. Блокирование возможностей служебного роста для работников организации. Нового работника плохо знают в организации. |
|
Внешние источники привлечения персонала | |
Более широкие возможности выбора. Появление новых импульсов для развития организации. Новый человек, как правило, легко добивается признания. Прием на работу покрывает потребность в кадрах. Меньшая угроза возникновения интриг внутри организации |
Прежде чем начать набор сотрудников вне организации, администрации следует предложить своим работникам найти среди знакомых или родственников желающих подать заявление о приеме на работу. Альтернативой найму новых работников может быть сверхурочная работа, когда организации необходимо увеличить объем выпускаемой продукции. При этом отпадает необходимость в дополнительных затратах на наем и прием на работу новых работников. А сама сверхурочная работа может обеспечить имеющихся работников дополнительным доходом, хотя здесь возникают проблемы усталости, увеличения производственного травматизма. Длительные или частые сверхурочные работы приводят к росту затрат на персонал и снижению производительности труда.
Для удовлетворения потребностей организации во временном найме существуют специальные агентства. Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности навыками, может выполнять особые задания. Преимущество, которое дает использование временных работников, состоит в том, что организации не приходится выплачивать им премии, обучать их, обеспечивать компенсациями и заботиться о последующем продвижении по службе. Временного работника можно как принять, так и уволить в любое время в зависимости от требований выполняемой им работы. Недостатком временных работников является то, что они обычно не знают специфики работы организации, что мешает эффективной работе организации. Обращение к специализированным организациям, занимающихся привлечением, наймом, подготовкой персонала, аналогично найму временных работников, но в этом случае работники не являются временными. Схема найма специалиста на работу приведена на рис. 3.
РЫНОК ТРУДА ОРГАНИЗАЦИЯ
Специалисты, их возможности и способности | Должности, их характеристика и специальность | ||||
Схема оценки индивидуальных способностей | Описание должностей существующих или создаваемых (необходимая квалификация, уровень знаний, навыков) | ||||
1 | |||||
Составление иерархии кандидатов в соответствии с потребностями организации | Формирование иерархии потребностей организации в кадрах | ||||
Должность | |||||
Кандидат 1 | |||||
Определение соответствия кандидатов и потребностей организации, прием специалистов, заключение контракта |
Рисунок 3 - Схема найма специалиста
2. Технология оценки персонала при найме
При приеме на работу проводится беседа с поступающим, которому задают заранее подготовленные вопросы. Например, вопросы могут быть следующего содержания:
- Каковы долгосрочные и краткосрочные цели кандидата? Почему и как он готовит себя к их достижению?
- Каковы цели кандидата в жизни, не связанные с работой, на последующие пять лет?
- Почему кандидат заинтересован в получении этой работы?
- Что для кандидата более важно: деньги или работа, которая нравится?
- Каковы основные сильные и слабые стороны кандидата?
- Как бы друг мог описать кандидата?
- Что побуждает кандидата прикладывать наибольшие усилия?
- Считает ли кандидат, что его образование позволяет выполнять ту работу, на которую он претендует?
- Почему именно этот кандидат должен быть принят на работу?
- За сколько дней кандидат сможет продемонстрировать себя на работе?
- Планирует ли кандидат продолжать образование?
- Как кандидат работает в стрессовых условиях?
- Какие из предыдущих работ кандидата были наиболее интересными и почему?
- Что является наиболее важным для кандидата в работе?
В ряде отечественных организаций разработаны специальные анкеты претендента на должность специалиста. Источники набора кадров различны по эффективности. Оценка качества набранных работников (в %) рассчитывается следующим образом:
Кn = (Рк + Я, + Ор): Ч,
где Рк - усредненный показатель качества выполняемой работы набранными работниками, в процентах;
Пр - процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года;
Ор - процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года;
Ч - общее число показателей, учтенных при расчете.
Пусть, например, Рк рассчитан по ряду показателей и составил в среднем 4 балла по пятибалльной шкале (т.е. равен 80%), Пр = 35% и 0, = 85%. Тогда
Кн = (80 + 35 + 85): 3 = 66,6%.
В условиях рыночной конкуренции качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Отбор работников всегда старались проводить достаточно тщательно, поскольку качество людских ресурсов во многом определяет возможности и эффективность последующего использования, но в прошлом ограничивались оценкой качества претендентов, обращавшихся за работой по своей инициативе. В настоящее время перешли к активным методам поиска и вербовки персонала. Сейчас стремятся привлечь в организацию как можно больше соискателей, удовлетворяющих требованиям, совершенствуется процедура самого отбора. В прошлом руководитель нередко выбирал работника без помощи кадровых служб. Он полагался на свою интуицию и опыт, а также на рекомендации с прежнего места работы. Частые ошибки приводили к увольнению работника и его замене новым. Такой подход в современных условиях становится не только неэффективным с точки зрения обеспечения потребностей в квалифицированной рабочей силе, но и попросту дорогостоящим.
Работники кадровых служб давно ощущали потребность в более обоснованных и надежных процедурах. Повышение эффективности и надежности отбора связывается с последовательным проведением проверки деловых и личных качеств кандидата, основанной на взаимодополняющих методах их выявления и источниках информации. Осуществляется поэтапный отбор кандидатур. Каждый раз отсеивают тех кандидатов, которые обнаружили явное несоответствие предъявляемым требованиям. Одновременно применяют, по возможности, объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом необходимыми производственными навыками. Таким образом, формируется сложная многоступенчатая система проведения отбора человеческих ресурсов.
Выделяются следующие этапы замещения вакантной должности специалиста или руководителя:
- разработка требований к должности; в результате дальнейший поиск ограничивается претендентами, имеющими необходимую квалификацию для исполнения должности;
- широкий поиск претендентов; ставится задача привлечь для участия в конкурсе как можно больше кандидатов, отвечающих минимальным требованиям;
- проверка претендентов с использованием ряда формальных методов в целях отсева худших, которая проводится кадровой службой;
- отбор на должность из числа нескольких лучших кандидатур; обычно осуществляется руководителем с учетом заключения кадровых служб и данных различных проверок и испытаний.
В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные службы. Эти службы укомплектованы профессиональными психологами, используют самые современные методы. Непосредственный руководитель, иногда более широкий круг руководителей, участвует в отборе на начальном и заключительном этапах. Ему принадлежит решающее слово при установлении требований к должности и выборе конкретного работника из числа отобранных кадровой службой. Найму работника предшествует четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях в организации. Исходя из заранее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и их соответствию придается большое значение.
В практике работы руководителей с кадрами выделяют четыре принципиальные схемы замещения должностей: замещение опытными руководителями и специалистами, подбираемыми вне организации; замещение молодыми специалистами, выпускниками вузов; продвижение на вышестоящую должность «изнутри», имеющее целью заполнение образовавшейся вакансии, а также сочетание продвижения с ротацией в рамках подготовки «резерва руководителей». При отборе на должности руководителей исходят из необходимости поиска кандидатов, в наибольшей степени отвечающих всем поставленным требованиям. Организации сегодня предпринимают серьезные усилия по развитию собственного персонала, повышению квалификации и практической подготовке к принятию большей ответственности. При всем том в организации возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с «резервом») считается необходимым замещение должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, т.е. с рассмотрением нескольких кандидатур на место, желательно с участием внешних кандидатов.
При отборе на должность из числа работников организации важно иметь в виду, что оценка деятельности работников не дает полной информации о возможностях работника при продвижении на вышестоящую должность или переводе на какую-то иную. Многие работники теряют эффективность при перемещении с одного уровня на другой или с работы функционального характера на должность линейного руководителя и наоборот. Переход от работы с однородными функциями на работу с функциями разнородными, от работы, ограниченной главным образом внутренними отношениями, на работу с многочисленными внешними связями - все эти перемещения предполагают критические изменения, которые ослабляют ценность итогов оценки деятельности как показателя будущих успехов.
Отбор кандидатов на вакантную должность осуществляется из числа претендентов на вакантную должность руководителя или специалиста управления с помощью оценки деловых качеств кандидатов. При этом используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств: 1) общественно-гражданская зрелость; 2) отношение к труду; 3) уровень знаний и опыт работы; 4) организаторские способности; 5) умение работать с людьми; 6) умение работать с документами и информацией; 7) умение своевременно принимать и реализовывать решения; 8) способность увидеть и поддержать передовое; 9) морально-этические черты характера.
Первая группа включает следующие качества: способность подчинять личные интересы общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активно участвовать в общественной деятельности; обладать высоким уровнем политической грамотности. Вторая группа охватывает следующие качества: чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личную дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими; уровень эстетики работы. Третья группа включает такие качества: наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; знание передовых методов руководства; стаж работы в данной организации.
В четвертую группу входят следующие качества: умение организовать систему управления; умение организовать свой труд; владение передовыми методами руководства; умение проводить деловые совещания; способность к самооценке своих возможностей и своего труда; способность к оценке возможностей и труда других. Пятая группа включает следующие качества: умение работать с подчиненными; умение работать с руководителями разных организаций; умение создавать сплоченный коллектив; умение подобрать, расставить и закрепить кадры. В шестую группу входят качества: умение коротко и ясно формулировать цели; умение составлять деловые письма, приказы, распоряжения; умение четко формулировать поручения, выдавать задания; знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде; умение читать документы.
Седьмая группа представлена следующими качествами: умение своевременно принимать решения; способность обеспечить контроль за исполнением решений; умение быстро ориентироваться в сложной обстановке; умение разрешать конфликтные ситуации; способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой; уверенность в себе. Восьмая группа объединяет качества: умение увидеть новое; умение распознавать и поддерживать новаторов, энтузиастов и рационализаторов; умение распознавать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов; инициативность; смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск. В девятую группу входят качества: честность, добросовестность, порядочность, принципиальность; уравновешенность, выдержанность, вежливость; настойчивость; общительность, обаятельность; скромность, простота; опрятность и аккуратность внешнего вида; хорошее здоровье.
В каждом конкретном случае из этого списка выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые важнее всего для конкретной должности и организации, и добавляются к ним специфические качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.
После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств у кандидатов на вакантную должность и степень обладания ими каждым кандидатом по каждому качеству. Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность. При отборе кандидатов на вакантную должность менеджера используют специальные методы. Отбор кадров в организациях осуществляют работники отдела кадров (менеджеры по управлению персоналом). В функции менеджеров по управлению персоналом входят: выбор критериев отбора; утверждение критериев отбора; отборочная беседа; работа с заявлениями и анкетами по биографическим данным; беседа по поводу принятия на работу; проведение тестов; конечное решение при отборе. Чтобы правильно определить критерии отбора, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: опыт, здоровье и личные характеристики. «Эталонные» уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик уже работающих в организации работников, хорошо справляющихся со своими обязанностями.
Большинство нанимателей отбирают работников, оценивая их по полученному ими образованию. При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерии образованности должны непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и содержание образования, его соответствие рассматриваемой работе. Практический опыт является важнейшим критерием уровня квалификации работника. Поэтому большинство работодателей предпочитают наем работников с опытом. Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Трудовой стаж измеряется различными способами: общим временем работы в данной организации, временем работы на определенной должности и т.д. Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определенных физических качеств, обычно сводящихся к выносливости, силе, здоровью. С этой целью следует выявить физические и медицинские характеристики преуспевающих работников и использовать эти данные как критерии, но только тогда, когда все или большинство работников им соответствуют [38. с. 295-314].
Одной из важнейших личных характеристик работника является его социальный статус. Семейный, степенный работник способен на более высококачественную работу, чем холостяк. Второй важной личной характеристикой претендента является его возраст. Любой конкретный критерий отбора работников, основанный на возрасте, должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников, занятых в организации. Слишком молодые и старые по возрасту работники должны повергаться тщательному отбору. Работодатели могут предпочитать определенные типы личности для выполнения различных работ. Например, предпочитать общительных людей замкнутым. Выдающиеся личные качества особенно необходимы работникам, общающимся с клиентами.
Определить предполагаемое соответствие можно с помощью тестов. Например, предложить заявителям на место страхового агента выполнить серию операций (большое число тестов дается с целью получить, по меньшей мере, один достаточно обоснованный результат). Результаты тестов сохраняют в тайне. Решение по найму принимается без их просмотра. Они не оглашаются до тех пор, пока принятый работник не наберет минимального опыта в работе, чтобы они не могли повлиять на оценку качества работы. Предположим, что страховой агент становится опытным, умелым работником через 15 месяцев. Оценка качества его работы проводится лишь по истечении этого времени, а затем результаты этой оценки сравниваются с результатами тестов, до тех пор державшиеся в тайне. В дальнейшем для принятия решения по отбору будут использоваться лишь те тесты, которые в наибольшей степени совпадают с показателями работника, уже приобретшего опыт. Именно эти тесты для оценки предполагаемого соответствия кандидатов будут применяться ко всем желающим занять место страхового агента, а результаты этих тестов будут существенно помогать при вынесении решений по набору. Конечное решение при отборе обычно формируется на нескольких этапах, которые следует пройти претендентам. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.
Предварительная отборочная беседа. Работа на этой ступени может быть организована различными способами. Иногда предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров или на место работы. В таких случаях специалист отдела кадров или линейный руководитель проводит с ним предварительную беседу. При этом в организациях применяются общие правила беседы, направленные на выяснение, например, образования претендента, оценку его внешнего вида и определяющих личных качеств. После этого заявитель направляется на следующую ступень отбора.
Заполнение бланка заявления и анкеты претендента на должность. Претенденты, прошедшие предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления и анкету. Ту же последовательность используют вербовщики. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию более всего влияющую на производительность труда претендента. Вопросы могут относиться к прошлой работе и складу ума, чтобы на их основе можно было провести психометрическую оценку претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в ответе. Анкетирование является первым этапом процедуры оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующую информацию: соответствие образования заявителя минимальным квалификационным требованиям; соответствие практического опыта характеру должности; наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей; готовность к принятию дополнительных нагрузок; круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь наведению справок и получению дополнительной информации.
Одна из задач анкетирования заключается в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе кандидата в случае найма. Часто анкеты содержат данные о числе отработанных (за год) дней у последнего нанимателя, продолжительности пропусков работы по причине болезни и т. д. Обращается особое внимание на факторы, указывающие потенциальную возможность раннего увольнения работника. В анкете запрашивается точная формулировка причин увольнения в прошлом. Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с работником. Претендент обязан также указать недостатки здоровья, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие фирмы сами проводят подробные медицинские освидетельствования в целях отсева кандидатур, вызывающих сомнение. Круг вопросов, на которые стремится получить ответ фирма, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными.
Беседа по найму. Существует несколько видов беседы по найму: проводимые по схеме; слабоформализованные; выполняемые не по схеме. В процессе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Если в ходе беседы пытаются оказывать давление на заявителя, например, задавая вопросы враждебным тоном или намеренно прерывая заявителя, то возможны стрессовые ситуации, крайне отрицательно сказывающиеся на процессе отбора. Существуют разные ошибки, уменьшающие результативность проводимых бесед. Распространенная ошибка - тенденция делать вывод о заявителе по первому впечатлению, с первых минут беседы. Кроме того, встречаются случаи, когда проводящий беседу основывает мнение на впечатлении о том, как человек выглядит, сидит на стуле, соблюдает контакт при встрече глазами, и по этим впечатлениям производит оценку заявителя на должность. Чтобы не совершать такой ошибки, проводящий беседу должен наблюдать и за речью заявителя, и за его поведением. Тестирование. Одним из методов, используемых для облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму. Психологи и специалисты по персоналу разрабатывают тесты на предмет оценки наличия способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения заданий на предлагаемом месте.
Проверка рекомендаций и послужного списка. При подаче заявления о приеме на работу на одной из ступеней отбора кандидата можно попросить представить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Если прежние работодатели дают только общую минимальную информацию, то польза от рекомендательных писем невелика. Если есть необходимость проверки биографических данных, более приемлемой альтернативой письму может быть телефонный звонок предыдущему начальнику, с тем чтобы обменяться мнениями или выяснить какие-либо интересующие вопросы. Наиболее часто проверяемыми пунктами являются последнее место работы и образование.
Медицинский осмотр. Некоторые организации требуют, чтобы наиболее подходящие им заявители заполняли медицинские вопросники или проходили медицинский осмотр. Причины для такого требования следующие: в случае подачи работниками жалоб по поводу компенсации необходимо знание физического состояния заявителя в момент найма; необходимо предотвратить наем переносчиков заразных болезней.
Принятие предложения о приеме. Прием на работу заканчивается подписанием двумя сторонами трудового контракта.
3.Характеристика рекрутинга персонала на градообразующих предприятиях г. Смоленска
Смоленск – один из крупнейших промышленных городов России, мегаполис с почти миллионным населением.
В отраслевой структуре промышленного комплекса города ведущая роль принадлежит машиностроению и металлообработке, пищевой, легкой промышленности и производству строительных материалов.
По официальным данным, количество свободных рабочих мест и вакантных должностей на сегодня составляет более 13 тысяч.
Более всего в Смоленске востребованы разнорабочие, строители и работники промышленности. Остро стоит проблема в квалифицированных кадрах IT-области, финансов и транспорта, управленцах среднего и высшего звена. Одной из уникальных систем, направленных на быстрый и эффективный поиск работы в Смоленске, является JOBS.RU. Этот ресурс пользуется достаточным авторитетом, что обеспечивает большой поток вакансий от работодателей и резюме от соискателей.
При изучении модели найма и отбора персонала были исследованы основные процессы менеджмента персонала, происходящие на ЗАО УК «Смоленский машиностроительный завод», как одного из самых крупных предприятий г. Смоленска:
- Планирование текущей и перспективной потребности в персонале;
- Внутренний и внешний маркетинг персонала;
- Определение потребности в развитии персонала;
- Адаптация и развитие персонала;
- Анализ и нормирование трудовых процессов;
- Совершенствование системы мотивации персонала;
- Взаимодействие с органами власти, профсоюзными и общественными организациями.
Главной целью деятельности дирекции по управлению персоналом и социальному развитию ЗАО УК «Смоленский машиностроительный завод» является достижение стратегических целей предприятия через обеспечение завода высококвалифицированным персоналом, мотивированным к эффективному труду по производству качественной продукции для потребителей.
Ключевые цели:
- Обеспечение эффективности инвестирования средств в персонал предприятия;
- Формирование компетентного, уверенного в завтрашнем дне и заинтересованного в успехе деятельности предприятия персонала;
- Применение и внедрение современных, передовых технологий производства и управления;
- Формирование корпоративной культуры, повышающей конкурентные преимущества предприятия, поддерживающей социальную стабильность.
Для описания обязанностей кадровой службы ЗАО УК «Смоленский машиностроительный завод» воспользуемся информацией отдела кадров и отдела развития персонала.
Задачи отделов:
- Организация работы по обеспечению набора, отбора, ротации, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов, участие в формировании стабильного коллектива, создание кадрового резерва и работа с ним;
- Разработка текущих и перспективных планов комплектования предприятия кадрами с учетом изменения внешней и внутренней среды предприятия;
- Анализ состава, деловых и других качеств специалистов предприятия с целью их рациональной расстановки, подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуры руководителя предприятия,
- Представление руководству предприятия предложения по улучшению расстановки и использованию рабочих кадров;
- Подготовка и систематизация материалов на работников при собеседовании и реализации совместно с соответствующими подразделениями предприятия решений аттестационной комиссии;
- Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с Трудовым Кодексом РФ;
- Изучение текучести движения кадров, причин текучести кадров, разработка мероприятий по их устранению;
- Принятие мер по трудоустройству высвобождающихся специалистов;
- Осуществление систематического контроля и инструктажа работников по учету кадров.
Реализация всех задач отдела кадров и отдела развития персонала ЗАО УК «Смоленский машиностроительный завод» происходит посредством следующих механизмов:
- Стандарт предприятия «Управление человеческими ресурсами»;
- Положения о подразделениях, должностные инструкции работников, штатные расписания;
- Нормы труда, обслуживания, управляемости;
- Социологические исследования;
- Договора о сотрудничестве с учебными заведениями;
- Программы подготовки рабочих и специалистов;
- Положение о формировании и развитии кадрового резерва;
- Система показателей оценки результатов труда;
- Социальный пакет;
- Коллективный договор;
- Корпоративные и региональные СМИ.
Свою деятельность все работники подразделений по управлению персоналом осуществляют на основании должностных инструкций.
Общее описание рабочего процесса:
Ведущий инженер выполняет ответственную работу по управлению деятельностью организации. Он несет ответственность за разработку кадровых программ, которые включают прием на работу, конкурсное собеседование, оценку работников и назначение их на должности, проведение аттестации, составление рекомендаций по изменению статуса работников организации, а так же создание системы распределения информации среди работников.
Ведущий инженер работает под общим контролем начальника отдела по управлению персоналом, при этом он может проявить инициативу и иметь независимое мнение по выполнению возложенных на него задач.
Кроме того, он выполняет следующие функции: зачисляет на должность работников, прошедших испытательный срок; перемещает по должности и увольняет постоянных работников; организует тестирование работников; разрабатывает системы обучения персонала; разрабатывает систему оценки деятельности и обучает руководителей методам оценки деятельности подчиненных; организует и координирует работу по ведению кадровой документации; выполняет управление персоналом, включая отбор, назначение на должности и оценку работников; отвечает за разработки, проводимые отделом по управлению персоналом.
Отдел по управлению персоналом должен решать, какие источники могут быть использованы при привлечении кандидатов на работу. Необходимо использовать внутренние и внешние источники.
При наборе персонала из внутренних источников, необходимо использовать такие методы, как проведение внутреннего конкурса, совмещение профессий, ротация. В процессе выбора кандидатов выбор падает на наиболее квалифицированных и опытных работников. Трудно рассчитывать, что новички сразу освоят профессию. Работающим необходимо обновлять свои знания в привязке к выполняемой работе.
Возникает потребность в обучении кадров, которое позволяет решить задачи знакомства с предприятием, новыми разработками, техникой, программами; улучшение социально психологического климата в коллективе.
Одной из важнейших задач службы управления персоналом является полное раскрытие потенциала сотрудников и создание благоприятных условий для его реализации. Здесь не обойтись без серьезного кадрового резерва. Опыт других организаций показывает, что у сотрудников, зачисленных в резерв, наблюдается: повышение уровня профессиональных знаний и мастерства; целенаправленное и систематическое обновлений знаний; способность к использованию оптимальных решений.
Еще одним способом поиска персонала является самостоятельный поиск персонала через средства массовой информации. Необходимо правильно оценить те средства массовой информации, к которым происходит обращение. Прежде чем принимать решения о подборе новых сотрудников, менеджер по персоналу должен оценить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организации. К ним относятся: сверхурочная работа, повышение интенсивности труда; структурная реорганизация.
Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что новая система кадрового менеджмента предполагает сильную и адаптивную корпоративную культуру, стимулирующую атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников корпорации сделать ее «лучшей компанией» за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем. Передовая кадровая стратегия XXI в. включает два исходных элемента: намерения и направления.
Стратегические намерения: миссия специалиста по человеческим ресурсам в современной высококонкурентной среде — наращивать кадровый потенциал корпорации, чтобы реализовать ее бизнес-стратегию.
Успех зависит от того, насколько тщательно на основе диагностики, проводимой кадровыми специалистами и линейными руководителями, будут составлены индивидуальные планы развития, которые призваны устранить сложившийся разрыв между растущими профессиональными требованиями (не всегда легко эксплицируемыми, а не то, чтобы стандартизированными) и существующим уровнем компетентности каждого работника. Составление этих планов основывается на моделях компетентности, Разрабатываемых для каждой должностной позиции.
Стратегические направления — компонент стратегии, который раскрывает пути достижения стратегических целей корпорации. В XXI в. ключевым стратегическим направлением кадрового менеджмента станут разработка и освоение новой технологии – управления движением и ростом человеческого капитала.
Таким образом, для достижения наибольшей эффективности управлению ЗАО «УК «БМЗ» необходимо придерживаться следующих правил:
- объективности - вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений;
- надежности - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно случайных).
Процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны оценщикам, наблюдателям, оцениваемым.
Проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в целом. В них должна запрашиваться информация наиболее необходимая для выяснения производительности будущего претендента. Эта информация должна касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. При описании рабочего места необходимо изложить суть рабочего процесса, обязанности работника и степень его ответственности, сведения об условиях работы. Предприятию Смоленский машиностроительный завод необходимо предъявлять к своим работникам следующие качества: исполнительность, аккуратность, профессионализм, ответственность.
Аттестация - что-то вроде «естественного отбора», который осуществляется не только в ЗАО «УК «БМЗ». Аттестации в предприятии придается особое значение. Специалисты, показавшие наилучшие результаты, зачисляются в золотой резерв, остальные - в основной, а с худшими работниками, как и везде, - расстаются. После аттестации каждому кандидату вручают конверт с графиком, где указано, какое место в компании занимает данный сотрудник, а также даны указания по поводу улучшения эффективности его труда.
Еще одним важным направлением работы с персоналом является создание мотивационных пакетов для сотрудников. Эти меры помогают удержать специалиста на предприятии и стимулировать его дальнейший профессиональный рост. Этот пакет может быть как материальным, так и нематериальным. К материальным мотивациям относятся системы бонусов, премий и наград, а к нематериальному мотивированию – признание заслуг работника со стороны руководства и моральное поощрение. Последнее, к сожалению, во многих организациях практически утеряно. Также хорошим методом вовлечения работников в деятельность организации является метод заполнения анкет и опросов, где каждый мог бы свободно высказывать свое мнение и выдвигать по улучшению работы.
Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. На практике систематические программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планировка. Посредством оценки результатов деятельности организация прежде всего должна определить способности своих менеджеров.
Затем, на основе анализа содержания работы, руководство должно установить – какие способности и навыки требуется для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в организации. Это позволяет организации выяснить, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех или иных должностей, а кто нуждается в обучении и переподготовке.
Решив все эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных лиц, намечаемых к возможному продвижению по службе или переводу на другие должности.
Подготовка руководящих кадров в основном ведется для того, чтобы руководящие работники овладели умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации. Другим соображением, неотделимым от предыдущего, является необходимость удовлетворение потребности более высокого уровня: профессионального роста, успеха, испытания своих сил. К сожалению, многие организации не предоставляют достаточных возможностей для удовлетворения таких потребностей путем повышения ответственности и продвижения по службе. Подготовка управленческих кадров может проводиться путем организаций лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от 3-х месяцев до 1 года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях.
Другим важным приемом является подготовка руководящих кадров в процессе их работы. Разработка программы, в соответствии с которой перспективным новым руководителям с самого начала поручают ответственную работу, являющуюся испытанием их способностей, но, предположительно, приходится им по силам. В одном из исследований была установлена тесная связь между уровнем требований в процессе обучения новых менеджеров и их последующим продвижением по службе. Те лица, перед которыми с самого начала ставились более трудные задачи, выработали в себе более высокие рабочие качества.
С другой стороны количество трудоспособного населения будет неуклонно сокращаться за счет уменьшения численности людей из-за низкой рождаемости и выхода на пенсию, поколения сороковых-пятидесятых годов 20 века. В силу объективных причин (резкое падение объемов производства) с середины 90-х годов завод вынужден был сократить значительное количество высококвалифицированных рабочих, инженеров, управленцев. Большое число специалистов, закончивших технические ВУЗы, в период простоя производства переквалифицировались и ушли работать в коммерцию и сферы обслуживания.
Величину спроса и предложения на рынке труда в ближайшие годы будет определять текучесть кадров. Резко возрастет конкуренция, более богатые работодатели будут стремиться переманивать квалифицированные кадры, повысится миграция специалистов в пределах городов, регионов и страны в целом. Уже сейчас ведущие производства завода такие, как дизельное, тепловозное, металлургическое, ремонтные службы, конструкторские, технологические службы начинают все острее ощущать нехватку квалифицированных специалистов от рабочих до руководителей высшего звена. (В течение 2005-2007 гг. постоянно требовались квалифицированные токари-расточники, токари-карусельщики, слесари-ремонтники, электрики, инженеры-электроники и т.д.).
Дальнейшее развитие завода приведет к усилению кадрового дефицита, который может стать существенным ограничителем для развития бизнеса.
Реализация перестройки кадровой политики ЗАО УК «Смоленский машиностроительный завод» влечет за собой расширение функциональных обязанностей кадровой службы, повышение ее самостоятельности в решении кадровых вопросов, ранее кадровая служба ограничивалась вопросами приема и увольнения работников, оформлением кадровой и пенсионной документации, обучением планового количества рабочих и специалистов.
Структура кадровой службы, качественный состав работников не в полной мере соответствовали задачам реализации активной кадровой политики. Слабо проводится работа по изучению способности и склонностей, профессионального и должностного продвижения сотрудников предприятия в соответствии с их должностными и личными качествами.
Вместе с тем недостаточная работа по закреплению, встрече с вновь поступающими на производство рабочими привели к тому, что за 2005 г. направлено в цеха для трудоустройства свыше 5400, а оформилось 2879 ч.
Потребность в рабочих и специалистах на 2006, 2007 и последующие годы определяется портфелем заказов предприятия, дальнейшими структурными преобразованиями и определена руководителями производств и служб завода. В соответствии с планом производства и необходимостью обеспечения производства рабочими и специалистами необходимо проводить наступательную кадровую политику, привлекая рабочих и специалистов из г.Смоленска, районов области, других областей и регионов.
В связи с этим следует:
1. Обеспечить набор по категориям и специальностям на увеличение объема производства на 2006-2007 г. (приложение 9)
Обеспечить восполнение текучести кадров и свести до минимума расчет по собственному желанию.
2. Источники набора кадров
- Свободный прием 70%
- Прием через Центры занятости 5%
- Подготовка кадров в учебном центре и на рабочих местах в цехах 20%
- профтехучилища 5%
3. Обеспечить сотрудничество со службами занятости Бежицкого, Володарского, Советского, Фокинского р-нов г.Смоленска, г. Сельцо, Жуковки, Смоленского р-на. Принять участие в ярмарках вакансий в службах занятости населения.
4. Совершенствовать работу с военными комиссариатами г.Смоленска и Смоленского района по привлечению на завод рабочих, уволенных из рядов Российской Армии. Заключать договора с рабочими завода, призываемыми в Российскую Армию на дальнейшее возвращение на завод.
5. Совершенствовать систему информационного обеспечения набора кадров через информационные издания «Из рук в руки», «Моя реклама», газеты «Машиностроитель», другие городские и областные печатные издания, радио, телевидение, сайт в сети Интернет www.BMZ.032.ru, участие в ярмарках вакансий, информационные стенды у отдела кадров.
Мотивация персонала
В условиях дефицита по рабочим основных профессий и по ряду специалистов, определяющих развитие в ближайшие годы, важное значение имеют меры администрации по привлечению и закреплению кадров. Меры материального и морального стимулирования направлены на стабилизацию всего трудового коллектива и особенно рабочих и специалистов, выполняющих уникальные операции, работающих на определяющих участках производства.
6. Обеспечить ежегодный рост заработной платы одного работающего, обеспечивающий опережение темпов роста заработной платы над темпами роста цен на товары и услуги по региону. К концу 2007 года повысить уровень средней заработной платы до 8500 рублей.
7. Обеспечить адресное повышение заработной платы отдельным категориям работников, определяемое программой производства текущего года, запросами и предложениями директоров производств и начальников цехов.
8. Установить оплату наемного жилья для иногородних уникальных рабочих кадров на период действия трудового контракта.
9. Предоставлять поручительство по кредиту в СБ РФ и компенсировать часть процентной ставки в случае добросовестного исполнения работников условий кредитного договора уникальным рабочим кадрам на текущие нужды по решению кредитной комиссии предприятия.
10. Предоставлять за счет средств завода уникальным работникам: возможность:
- приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;
- лечение работников и членов их семей (супруги и детей);
- стоматологических услуг, включая протезирование;
11. Сохранить положение о выплате 13-й зарплаты рабочим-станочникам по итогам работы за год в зависимости от стажа работы на БМЗ, личного вклада и отношения к работе. Распространить его в дальнейшем на другие дефицитные профессии.
12. Сохранить положение о выплате единовременного вознаграждения при уходе рабочих-станочников и рабочих других профессий, определенных специальным постановлением, в очередной отпуск с учетом стажа работы на БМЗ, личного вклада и отношения к работе.
13. Сохранить положение о доплате рабочим-станочникам за освоение смежных профессии (станков) в размере до 30% тарифа.
14. Обеспечить доплату специалистам ТЭЦ, ЦЭС за высокую квалификацию и стаж работы.
15. Сумму доплат рабочим за профессиональное мастерство, выделяемую каждому цеху и отделу, индексировать по мере роста зарплаты (или по итогам роста зарплаты по году) с учетом финансовых возможностей.
16. Развивать работу по наставничеству над рабочими и молодыми специалистами, заключать договора о проведении наставничества с обеспечением высокой квалификации молодым рабочим и специалистам и выплатой наставнику соответствующего вознаграждения за проведенную работу.
17. Обеспечить дополнительные выплаты за вредные условия труда, при этом постоянно проводить работу по сокращению рабочих мест с вредными условиями труда. Разработать программу сокращения рабочих мест с вредными условиями труда на 2006-2010 гг.
18. Обеспечить бесплатное питание для рабочих, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, обеспечить спецпитание (молоко, соки). Обеспечить дополнительное медобслуживание.
19. Обеспечить всех работающих спецодеждой по утвержденным нормативам. Утвердить и выдать форменную одежду линейному руководящему персоналу завода.
20. Усилить работу по сокращению непроизводительных потерь рабочего времени (обеспечение работы без аварий, прогулов, нарушений правил техники безопасности).
21. Развить трудовое соревнование за звание лучший рабочий, специалист, бюро, бригада, участок ЗАО УК «Смоленский машиностроительный завод».
22. Развивать соревнование за лучшую научно-техническую разработку, инновационные достижения года.
23. Развивать соревнования, конкурсы профессионального мастерства среди токарей, фрезеровщиков, крановщиков, сварщиков.
24. Предоставлять возможность оздоровления работникам предприятия и их детям в детском оздоровительном комплексе «Деснянка», санаториях. Ввести в строй лечебно-оздоровительный корпус № 2 с лечебно-оздоровительными процедурами.
25. Обеспечить оплату проезда работникам завода, проживающим за пределами городской черты.
26. Приобрести 2 автобуса для доставки рабочих со 2-й смены в пригородные поселки в сторону г. Дятьково и Глинищево.
27. Произвести капитальный ремонт и оборудовать общежитие гостиничного типа на 100 человек рабочих и специалистов в 2006 г. и второй очереди на 75 человек в 2007-2008 гг.
На сегодняшний день Учебный центр завода представляет собой совокупность двух составляющих: материальную базу, в которую входит учебный участок для практического обучения рабочих и восемь учебных аудиторий для теоретической подготовки, четыре из которых специализированные, и группу специалистов по подготовке и проведению обучения персонала.
Изменение стратегических задач ЗАО УК «Смоленский машиностроительный завод» на 2006-2010 гг., требует провести ряд мероприятий по повышению эффективности системы обучения и обеспечить производство кадровым ресурсом. Для этого необходимо:
1. Усовершенствовать учебно-материальную базу.
- Произвести замену технологического оборудования на учебном участке. Заменить 8 единиц токарных станков 1М-62 на 16 Е 16 КП
Годы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Количество | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
- Произвести улучшение планировки Учебного центра.
а) Увеличить площадь аудитории для теоретической подготовки слесарей-ремонтников путем объединения двух аудиторий (срок - 2007 г.);
б) Создать аудиторию для теоретической подготовки электромонтеров (срок до 2008 г.).
- Оснастить учебные аудитории аудио и видео средствами обучения (АВиСО) и компьютерной техникой (приложение 10)
- Обновить наглядные пособия.
2. Провести подготовку и повышение квалификации персонала:
2.1. Подготовка рабочих кадров
- В ближайшие годы, как показывает анализ, профессии: электромонтер, слесарь, фрезеровщик, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ, машинист электромостового крана (крановщик), стропальщик будут дефицитными. Соответственно и подготовка новых кадров будет осуществляться по этим профессиям (приложение 11).
Обучение по данным профессиям проводится в два этапа:
I этап - теоретическая подготовка и приобретение первичных навыков работы но обучаемой специальности в ОРП (2-2,5 месяца).
II этап - стажировка па рабочих местах в подразделениях, где в основном и будут работать выпускники (2,5-3 месяца).
В случае потребности в других профессиях, обучение будет осуществляться на рабочих местах в подразделениях с теоретической подготовкой ОРП завода.
III. Переподготовка, обучение вторым, смежным профессиям и повышение квалификации (приложение 12).
2.2. Подготовка руководителей и специалистов:
- Целевое обучение руководителей и специалистов (в области менеджмента качества, охраны труда, промышленной безопасности и т.д.) - 800 чел.
- Обучение в области информационных технологий (конструкторы, технологи специалисты БТЗ, и др. категории специалистов) - 200 чел.
- Обучение кадрового резерва - 10-15 чел.
- Обучение по президентской программе - 2-3 чел. (по решению высшего руководства)
- Обучение ряда руководителей посредствам инновационного бизнес образования - 10-15 чел.(менеджеры высшего звена)
- Повышение квалификации менеджеров среднего и низшего звена
а) Начальники цехов - 2 группы (первая группа из вновь назначенных, вторая группа - с опытом работы 2-3 года) - 20 чел.
б) Мастера и старшие мастера—2 группы (сформированы из подразделений с высокой интенсивностью работы) - 50 чел.
Обучение руководителей и специалистов по другим направлениям будет проводиться в соответствия с потребностями производства.
В последующие 2007-2010 годы подготовка, переподготовка, обучение второй, смежной профессии и повышение квалификации рабочих будет проводиться в соответствии с требованиями планируемого периода по отдельному распорядительному документу.
Для динамично развивающегося предприятия характерно движение и ротация кадров, постоянная работа с кадровым резервом.
В течение 2004 года назначены руководителями производства, начиная от мастера до высшего руководящего состава 332 человека, за 10 месяцев 2005 года 254 чел. При этом свыше 50% назначений произведено за счет карьерного роста руководителей. В дальнейшем необходимо:
1. Регулярно пересматривать и утверждать состав резерва кадров у генерального директора.
2. Проводить обучение молодых специалистов, зачисленных в резерв кадров по специальной программе с использованием новых обучающих программ.
3. Разработать план индивидуальной работы с каждым работником, включенным резерв кадров с регулярным проведением встреч, собеседований, анализа деятельности, предложений по совершенствованию работы завода у генерального директора, исполнительного директора, директора производства.
4. При назначении руководителей из резерва кадров или со стороны, назначение на руководящую должность производить с определением срока стажировки и лица, ответственного за стажировку. Окончательное решение о назначении на должность производится с учетом результатов стажировки и проведения социально-психологического исследования социологом кадровой службы.
Процесс омоложения трудовых коллективов цехов и отделов требует дополнительных мероприятий по обеспечению привлекательности и надежности труда молодежи на Смоленском машиностроительном заводе, дополнительных мероприятий по адаптации и закреплению молодежи.
Для привлечения рабочих кадров в этих целях необходимо:
5. Расширять охват старшеклассников школ Бежицкого района профориентационной работой через учебный центр ОК, народный музей БМЗ. Практиковать прием на работу в летнее время подростков из семей работников БМЗ, в дальнейшем потенциальных работников завода.
6. Заключить договора о сотрудничестве с ПУ № 1,3,7,25,33 на проведение практики и направлении выпускников на завод.
7. Заключить договоры с рабочими дефицитных профессий, уходящими на службу в Российскую Армию с предложением вернуться на завод после демобилизации за условиях выдачи безвозмездного пособия (подъемной суммы) в размере 2-х средних зарплат по УК с обязательством отработать на заводе не менее 3-х лет.
8. Обеспечить заключение ученических договоров с учащимися учебного завода и профессионального училища № 1 с оплатой стипендии в размере до 1000 рублей в период учебы и обязательством отработки на заводе 3-х лет по окончании обучения.
9. Введение «Дневника молодого рабочего» на период действия договора с целью выявления профессиональной пригодности и дальнейшего повышения квалификации.
10. При добросовестном отношении молодых рабочих к учебному процессу, проходящим обучение в учебном участке ОК или производственных цехах, сохранить надбавку в сумме 500 рублей в месяц к тарифной ставке I разряда с учетом отработанного времени (сумма надбавки индексируется по мере индексации заработной платы).
11. Молодым станочникам, окончившим профтехучилище или учебный Центр отдела кадров, на период освоения давать возможность работать в течение 6-ти месяцев с оплатой труда повременно.
12. Дополнить положение о наставнике молодого рабочего (конкретно определяется приказом по отраслевому производству) по выплате вознаграждения за подготовку молодого рабочего к самостоятельной работе и опеку за ним в течение года работы.
14. Проводить посвящения в рабочий класс с участием ветеранов труда завода.
15. Проводить встречи молодых рабочих с руководством предприятия и производства.
16. Проводить конкурс профессионального мастерства молодых рабочих в возрасте до 28 лет.
17. Предоставлять льготы молодым работникам для обучения в высших и средних учебных заведениях в соответствии с действующим трудовым законодательством.
18. Активизировать работу совета молодых специалистов. В целях закрепления молодых специалистов ежегодно проводить научно-технические конференции с поощрением участников и наставников. Проводить деловые игры, конкурсы типа брейн-ринга для выявления потенциальных возможностей молодых специалистов, руководителей с поощрением победителей.
19. Заключить договора с БГТУ, БГУ, БГИТА, колледжами г.Смоленска на творческое сотрудничество. Привлекать старшекурсников на работу в цеха и отделы на 0,5 ставки на период учебы в последний год обучения.
20. Провести смотр художественной самодеятельности, конкурс молодежной песни.
21. Провести спартакиаду по 10 видам спорта. Создать оздоровительный центр на базе ЦИШ для проведения спортивных и оздоровительных мероприятий.
22. Провести реконструкцию и ввести в строй общежитие гостиничного типа по ул.Бурова, 26 на 100 человек.
23. Организовать группы здоровья для сотрудников предприятия.
24. Проводить молодежные вечера, дискотеки с участием студентов ВУЗов и колледжей. Проводить вечера семейного отдыха молодых семей. Вручить новогодние подарки всем детям работников завода.
25. Обеспечивать повышение квалификации особо перспективным специалистам и рабочим (направление на тематические семинары, курсы повышения квалификации).
26. Через средства массовой информации (систематические телерепортажи, статьи в областных газетах) вести пропаганду привлекательности труда на предприятии, акцентируя внимание на молодых рабочих и специалистах).
27. По итогам работы за месяц вручать лучшим молодым рабочим билеты на городские развлекательные мероприятия (кино, театр, дискотеки).
28. Производить замену устаревшего оборудования на новое, более прогрессивное, делающее работу для молодежи более привлекательной.
Увеличивающийся дефицит кадров требует перестройки работы как кадровой службы завода, так и руководителей всех уровней. Перестройка деятельности кадровой службы должна осуществляться в следующих направлениях:
- широкое внедрение активных методов поиска и целенаправленной подготовки персонала, точнее нужных для предприятия работников;
- упрощение и оптимизация системы приема и оформления на работу рабочих и специалистов;
- внедрение новых методов работы, обучение и повышение квалификации работников кадровой службы, укрепление материальной базы, насыщение компьютерами, оргтехникой, доработки электронной базы и связи со всеми подразделениями завода;
- планомерная работа с руководящими кадрами, с резервом для выдвижения, которая должна строиться на таких организационных формах, как планирование деловой карьеры, подготовки кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, результатам социально-психологических исследований социологом кадровой службы, ротационное передвижение руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях.
1. Основные усилия кадровой службы должны быть направлены на:
- работу по комплектованию завода кадрами рабочих и служащих требуемых профессий в соответствии с целями, стратегией и профилем подразделений предприятия;
- разработку кадровой политики и кадровой стратегии предприятия;
- планомерную работу по созданию резерва для выдвижения на основе организационных форм как планирование деловой карьеры, ротационное передвижение специалистов, стажировка на соответствующих должностях;
- организацию и проведение аттестации работников;
- проведение работ по обновлению научно-методического обеспечения кадровой работы, изучение опыта работы других предприятий «Трансмашхолдинга»;
- контроль исполнения руководителями подразделений законодательных актов, приказов и распоряжений генерального директора по вопросам кадровой политики;
- проведение социально-психологических исследований с целью своевременного влияния на климат в трудовых коллективах, предотвращения конфликтных ситуаций, создания условий для раскрытия творческого потенциала работников;
- создание картотеки рабочих уникальных профессий.
2. С целью создания единой системы по работе с кадрами проводить ежемесячно кадровый час с участием работников кадровой службы с рассмотрением вопросов:
2.1. В цехах и отделах:
- расстановка кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств;
- состояние обеспечения производственных планов и заданий;
- состояние дисциплины труда, разработка мероприятий по укреплению трудовой дисциплины;
- проведение анализа текучести кадров и разработка мероприятий по ее снижению.
2.2. В производствах:
- проводить анализ обеспечения производственных планов и заданий;
- состояние кадровой работы по подразделениям;
- анализ закрепляемости персонала, уделив особое внимание закреплению рабочих и специалистов в первый год работы, уровень оплаты труда;
- состояние трудовой дисциплины в подразделениях,
2.3. У генерального директора:
- проведение систематического анализа кадровой работы на заводе;
- анализ кадровых проблем, состояния обеспечения и движения кадров;
- анализ результатов проведения аттестации;
- создание резерва для выдвижения,
3. Повысить эффективность работы по набору и закреплению кадров, своевременному оперативному оформлению работников, в этих целях:
- ввести в бюро по работе с рабочими и служащими 2 специалистов по индивидуальной работе при наборе и найме рабочих, работе с молодыми рабочими;
- изменить оперативный отчет (ежедневные и еженедельные рапорта по движению персонала), аналитические месячные справки руководству завода о движении кадров, обеспечению потребной численности рабочих и специалистов завода;
- установить дополнительно 4 компьютера и 2 принтера в группах учета рабочих кадров, учета специалистов, начальника ОК и директора по персоналу для совершенствования компьютерной сети и программы «Кадры».
4. Активизировать работу общественных формирований: Совет мастеров, Совет бригадиров, Совет профилактики.
5. Начальникам цехов и отделов, инженерам по работе с кадрами с целью улучшения закрепляемости кадров уделять особое внимание вновь принятым работникам, установив контроль их занятости, условиями труда, заработной платой. Обеспечить персональную ответственность руководителей, всего линейного персонала за сохранение рабочих, специалистов и особенно уникальных специалистов.
В результате проведенного исследования был определен следующий рейтинг задач подразделения кадрового менеджмента в условиях реального производства:
1. Интегрированная деятельность высшего руководства и линейных руководителей в разработке кадровой стратегии и кадровой политики:
- разработка и обеспечение реализации комплексных целевых программ развития персонала;
- планирование карьеры работников, обеспечение перемещений, организация системы кадрового резерва;
- организация и обеспечение работы по развитию персонала через корпоративную систему обучения;
- бережное отношение к существующему кадровому потенциалу, недопущение создания кадрового «голода» какими-то собственными действиями; сокращение экономически неэффективных рабочих мест и высвобождения этих работников с последующей их переподготовкой.
2. Совместная деятельность высшего руководства и линейных руководителей в реализации кадровой политики
- проведение анализа управления персоналом в подразделениях;
- разработка системы стимулирования работников с учетом индивидуального подхода к мотивации и обеспечение ее реализации и поддержки;
3. Отдел по работе с персоналом является организационно-методическим центром предприятия по реализации функции управления персоналом
- определение потребности в персонале;
- мотивация персонала от менеджеров до рабочих на достижение целей предприятия через построение оптимальной системы вознаграждения, связанной с реальным вкладом каждого сотрудника в достижение результата;
- обеспечение социальной защиты работников.
Список источников и литературы
Акмаева Р.И. Концептуальный подход к формированию эффективного менеджмента на российских предприятиях/ Р.И. Акмаева // Вестник Астрахан. гос. техн. ун-та. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2007. – № 2 (37).
Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 328 с.
Башмарин И.В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов. //Кадры. – 2004. - №1. – С. 15-18.
Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. – М.: ТК Велби, 2004. – 504 с.
Егоршин А.П. Управление персоналом: учеб. для вузов. – 3-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 720 с.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 304 с.
Марьянов Н.Л. Управление персоналом организаций – М.: Академический проект, 2005. – 464 с.
Персональный менеджмент: Учеб./под ред. Резника С.Д. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 622 с.
Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 279 с.
Сотникова С.И. Управление карьерой: учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – 2-е изд. – М.: Дело, 1997. - 336 с.
Управление персоналом: учеб. для вузов/ под ред. Т.Ю.Базарова – М.: ЮНИТИ, 2006. – 560 с.
Управление персоналом: учеб./под общ. ред. А.И.Турчинова – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 488 с.
Управление персоналом организации./ Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 1997. -512 с.