Возможность продажи товаров на китайском внутреннем рынке иностранцами очень ограничена и жестко контролируется. В основном три вида частных коммерческих организаций могут заниматься подобным видом деятельности:
1. Китайские компании с ограниченной ответственностью.Им разрешено продавать продукцию в соответствии с разрешениями, оформленными на основании их лицензий на хозяйственную деятельность. Однако такие компании могут быть учреждены только гражданами КНР или китайскими юридическими лицами.
2. Предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями.Таким предприятиям разрешено продавать 50% своей продукции на внутреннем рынке Китая (некоторые региональные различия и вступление КНР в ВТО увеличат эту цифру), с обязательным экспортом оставшейся части продукции за границу. Однако учреждение такого предприятия в одной из свободных экономических зон приравнивает его в таможенном отношении к заграничному предприятию. И в этом случае 100% продукции такого предприятия может быть экспортировано в Китай.
3. Совместные предприятия.Совместные предприятия могут на основании своей лицензии получить разрешение на производство и продажу продукции на внутреннем рынке через лицензирование китайской стороны СП. Однако размер квот на продажу продукции на внутреннем рынке для СП находятся под внимательным наблюдением, так как Китай столкнулся с конкуренцией с ВТО, и порой довольно трудно получить квоты на желаемый уровень продаж на внутреннем рынке. К тому же, возможность для вновь созданных китайских компаний к вступлению в совместные предприятия все чаще становится под вопросом, так как китайское правительство желает видеть подтвержденный стаж работы («послужной список») таких компаний, прежде чем позволить им получить официальный доступ к иностранным инвесторам. Китайские партнеры СП имеют решающее слово в производственных вопросах, в дополнение к тому, что они уполномочены на распределение прибыли.
Сказанное подводит нас к выбору использования предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями, учрежденных в свободных экономических зонах, в качестве наиболее приемлемой формы организации бизнеса в Китае.
Предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями становятся для иностранных инвесторов все более популярным механизмом для занятия бизнесом в Китае, главным образом благодаря возможности осуществления полного контроля за инвестициями и деятельностью предприятия. Со скорым вступлением Китая в ВТО, популярность использования предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями еще более возрастет, так для учреждения таких предприятий не требуется наличия китайского соучредителя: до настоящего времени иностранные инвесторы нуждались в китайском партнере для того, чтобы получить доступ к внутреннему китайскому рынку, и только для того, чтобы достичь этой цели, многие предприятия создавались в форме совместных предприятий. В связи с тем, что со вступлением Китая в ВТО иностранцы получат более свободный доступ к китайскому внутреннему рынку (это является одним из условий вступления Китая в ВТО), использование предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями и реорганизация существующих СП в такие предприятия станут наиболее приемлемыми вариантами организации работы в Китае. Стоит, однако, иметь в виду, что процесс открытия внутреннего рынка Китая распланирован на срок, более чем в 6 лет, и в связи с этим будут существовать определенные ограничения на уровень продаж иностранцами на нем в течение указанного переходного периода.
Предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями в основном учреждаются в форме компаний с ограниченной ответственностью. Они являются юридическими лицами в соответствии с законодательством КНР и пользуются защитой китайского законодательства. Учредителями (участниками) таких предприятий могут выступать только иностранные (физические либо юридические) лица. Минимальное число учредителей – один. Китайские граждане или организации не могут быть учредителями (участниками) таких предприятий. Статус «компании с ограниченной ответственности» заключается в ограничении ее ответственности суммой учредительного капитала, который должен быть оплачен, как правило, в течение 90 дней с момента получения лицензии на хозяйственную деятельность (yingye zhizhao). Эта сумма может быть использована для покрытия текущих расходов предприятия, и директора компании, в случае неплатежеспособности предприятия, могут быть привлечены к персональной ответственности по долгам предприятия вплоть до размера ограниченной ответственности, если их действия по использованию учредительного капитала привели к неплатежеспособности компании.
Закон КНР «О предприятиях с иностранными инвестициями», и инструкция по его применению, определяет, что деятельность предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями «должна быть полезной для развития китайской экономики, приносить ощутимую экономическую выгоду, и, к тому же, соответствовать, по крайней мере, одному из следующих условий:
1. Предприятие должно использовать передовые технологии и оборудование, развивать производство новой продукции, беречь энергию и природные ресурсы, усовершенствовать и заменять существующую продукцию, которая может быть использована вместо аналогичной импортной.
2. Стоимость продукции предприятия, ежегодно направляемой на экспорт, должна превышать 50% общего объема продукции, произведенной в течение соответствующего года, с достижением или превышением валютного баланса».
Предприятиям со 100%-ными иностранными инвестициями запрещено заниматься следующими видами деятельности (хотя эти положения должны быть пересмотрены после вступления Китая в ВТО): журналистика, издательская деятельность, радиовещание, телевидение или кинематограф, внутренняя и внешняя торговля, почтовая связь и телекоммуникации. Большинство из этих положений, вероятно, останутся неизменными. Под внутренней и внешней торговлей понимается продажа продукции исключительно на китайском рынке, хотя в настоящее время по этому вопросу уже существуют определенные послабления. Виды деятельности, по которым существуют ограничения для предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями включают в себя предоставление коммунальных услуг, транспорт, недвижимость, трастовую и инвестиционную деятельность, лизинг. Это также подлежит пересмотру в связи со вступлением в ВТО, однако в большинстве случаев полный доступ к этим сегментам рынка будет открываться постепенно и не за один день.
Интересно, однако, отметить, что, несмотря на эти условия, которые строго определяют, что указанные предприятия должны быть заняты только в сфере производства, обработки и сборки продукции, в некоторых свободных экономических зонах применяются более либеральные правила, интерпретирующие законодательство таким образом, что рассматриваемые нами предприятия могут заниматься такими «обслуживающими» видами деятельности, как услуги по подбору кадров, консультации и тому подобное. Однако получение таких лицензий – дело довольно трудное и дорогостоящее. Выгода от возможности ведения такой деятельности заключается в том, что обладатель соответствующей лицензии вправе официально получать в Китае деньги за эти услуги с возможностью перевода прибыли за границу. Однако имейте в виду, что хотя такая деятельность может быть разрешена в соответствующей зоне, она (кстати, в последнее время сильно распространившаяся на бизнес, связанный с интернет) может связывать вам руки, если вы действуете за пределами зоны, и представляет трудности в совершении связанных с нею сделок с местными компаниями. Действуйте осторожно при ведении такой деятельности и лучше для начала проконсультируйтесь со специалистами, так как предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями, в сущности, не предназначены для использования в качестве компаний, предоставляющих услуги. И организация вашего бизнеса, с точки зрения проведения различных операций, должна быть тщательно продумана, если вы хотите воспользоваться рассматриваемой возможностью.
Причиной такого решения может послужить тот факт, что ответственность за китайское предприятие лежит на компании, учреждающей это предприятие. В целях защиты материнской компании можно использовать промежуточную компанию, отодвигающую потенциальный риск юридической или финансовой ответственности на контролируемую дистанцию.
Если в этом есть необходимость, то рекомендуется использовать в качестве холдинговой компании гонконгскую либо оффшорную компанию.
Краткая информация по вопросу учреждения таких компаний содержится в нашей статье, посвященной организации представительств иностранных компаний в Китае. В дальнейшем мы рассмотрим этот вопрос более подробно.
Для инвестирования в Китае такая компания должна соответствовать определенным критериям, установленным Торгово-Промышленным Управлением КНР, которые включают в себя как требование к тому, чтобы компания уже существовала не менее одного-двух лет, так и требование предоставления определенных документов, подтверждающих соответствие компании необходимым условиям. Простым решением в нашем случае является покупка уже зарегистрированной компании, имеющей определенный возраст (вероятно лучше ранее не использовавшейся), с изменением (если необходимо) ее имени, и использованием этой организации в качестве холдингового инструмента для китайского предприятия.
Первоначальным этапом учреждения предприятия является подготовка «Доклада о предложении проекта», который представляется на рассмотрение местному комитету по внешней торговле и внешнеэкономическому сотрудничеству. Компетенцией комитета является предоставление разрешения на учреждение предприятия. Указанный доклад должен отражать следующее:
· Сферу деятельности предприятия (виды предполагаемой деятельности);· Производимую продукцию;· Технологии и оборудование, которые будут использоваться;· Расчет экспортных продаж;· Требования к необходимому земельному участку;· Требования к необходимой коммунальной инфраструктуре.Следующим шагом является подготовка «Доклада об изучении возможности», который представляет собой подробный бизнес-план деятельности предприятия. Он должен содержать информацию по следующим вопросам:
· Сфера деятельности, ежегодный товарооборот, коэффициент экспорта;· План производства и реализации;· Общий объем инвестиций и размер учредительного капитала;· Анализ предполагаемого иностранного рынка;· Схемы транспортировки и снабжения;· Выбор места нахождения предприятия и прав пользования землей;· Оборудование и технологии, которые будут использоваться;· Доклад о защите окружающей среды;· График выполнения проекта;· Финансовый план и валютный баланс;· Условия найма работников.Многие местные свободные экономические зоны могут предлагать помощь в составлении необходимых документов. Будьте осторожны, так как они могут включить в них положения, касающиеся совместных прав, материального обеспечения работников или требований к экспорту продукции, которые могут быть невыгодными для вас. Рекомендуется, чтобы этот процесс контролировался третьим лицом, так как у китайских служащих имеется собственный материальный интерес в предоставлении в аренду той или иной собственности, к тому же за свои услуги они берут определенную плату. Это почти все равно, что попросить вашего арендодателя обсудить и подготовить за вас договор аренды с ним – иногда вы можете подписать договор, содержащий довольно неприятные для вас условия, что случается, когда отсутствует квалифицированная помощь третьей незаинтересованной стороны. И вообще, при заключении любых договоров в Китае, как впрочем, и везде, разумно пользоваться услугами квалифицированного консультанта или юриста.
Следует также обратить особое внимание на вопрос предоставления права пользования землей. В зависимости от объема ваших инвестиций, вы, возможно, захотите самостоятельно владеть правом на землю. В этом случае вам необходимо ходатайствовать о приобретении вами «Предоставленного права», на основании которого вы можете владеть землей, а также продать его (это право) в будущем. «Предоставленное право на землю» заключается в том, что вы получаете возможность владения и пользования земельным участком, но право собственности на землю остается за Китаем. В связи с этим будьте внимательны при вложении денег в указанное право, хотя инвестиции в собственность вам, возможно, сделать придется в любом случае.
Поскольку предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями создаются в форме компаний с ограниченной ответственностью, необходимо будет далее разработать и представить на рассмотрение Устав компании.
Уставы китайских компаний похожи на уставы западных и российских компаний. Устав должен включать в себя следующие положения:
· Наименование и адрес компании;· Цели и виды деятельности;· Общий объем инвестиций в компанию и размер уставного капитала;· Организационная структура;· Принципы управления финансами, ведения бухгалтерской отчетности,распределения прибыли;· Трудовые отношения, срок деятельности, порядок ликвидации компании,порядок внесения изменений в устав.Также необходимо представить следующие документы компании-учредителя:
· Документ о государственной регистрации;· Документ о регистрации в налоговом органе, справка обудовлетворительном состоянии, либо налоговый отчет за последний период(год);· Учредительный договор (Memorandum of Association) и Устав (Articles ofAssociation);· Регистр директоров и акционеров (участников);· Письмо из обслуживающего банка о платежеспособности (Bank Reference);· Резолюция совета директоров об учреждении предприятия;· Решение (письмо) совета директоров о назначении «юридическогопредставителя» (обычно вашего главного иностранного менеджерав Китае, ответственного за проект).Вышеперечисленные документы должны быть заверены нотариально по месту нахождения учредителя и легализованы в местном консульском учреждении КНР.
В то же самое время вам нужно будет найти и подготовить производственные помещения, обсудить условия их аренды (покупки), убедиться, что имеется вся сеть необходимой инфраструктуры (водоснабжение, электричество и т.п.), согласовать предоставление прав пользования землей.
После подготовки всех необходимых документов, их можно подавать на регистрацию компании. Как правило, согласование и разрешение занимает около месяца, после чего оформляются корпоративные документы предприятия. После этого предприятие получает лицензию на хозяйственную деятельность (yingye zhizhao), и открывает банковский счет, на который в течение 90 дней после получения лицензии должна поступить сумма уставного капитала. Предприятию не выдается лицензия на занятие импортной/экспортной деятельностью до полного внесения уставного капитала.
Как часть регистрационной процедуры подобного предприятия, необходимо продемонстрировать китайским властям, что предприятие представляет собой серьезные инвестиции. Получение справки о подтверждении оплаты уставного капитала является важным этапом учреждения компании, и этот процесс строго контролируется. Данная справка выдается после поступления средств от учредителя на счет компании в китайском банке. В настоящее время установлен минимальный размер уставного капитала для предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями в сумме 200 000 долларов США, однако возможно, чтобы до 70% уставного капитала было представлено в виде оборудования. Для этого необходимо, чтобы оборудование было доставлено в Китай и оценено таможней, которая выдает собственное заключение об оценке капитала. Только после этого данное оборудование может быть установлено на предприятии.
Капиталовложения в уставный фонд предприятия могут быть использованы для покрытия текущих нужд предприятия. Данный капитал не должен вывозиться за пределы Китая, так как он представляет собой размер ограниченной ответственности компании.
К последним относится:
· Открытие банковских счетов компании (как в юанях КНР, так и виностранной валюте);· Регистрация в таможне;· Регистрация в местном налоговом органе;· Регистрация права пользования землей;· Получение разрешения на строительство необходимых сооружений(если необходимо);· Регистрация торговых марок и патентов (если необходимо).Налоговые льготы
При оплате уставного капитала предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями допускается в качестве вклада использовать необходимое для производственной деятельности оборудование – до 70% от суммы уставного капитала. Указанное оборудование можно ввести в Китай беспошлинно. Это оборудование должно быть новым и должно быть ввезено по рыночной цене. (Китайская таможня становится все более искушенной в вопросе определения истинной стоимости различных товаров). Оставшаяся часть уставного капитала должна быть оплачена в валюте на банковский счет предприятия.
По общему правилу, предприятиям со 100%-ными иностранными инвестициями предоставляется как минимум двухлетнее освобождение от налога на прибыль, ставка которого составляет 33% от прибыли, с обложением прибыли предприятия в течение следующих трех лет по льготной 50%-ной ставке (то есть 16,5% от прибыли). Это общегосударственный стандарт. В некоторых областях на северо-западе Китая (таких, как Ганьсу и Синьцзян) предоставляется освобождение от налога на прибыль на срок до 8 лет. В свободных экономических зонах ставка налога на прибыль понижена до 15%, там также применяется налоговая льгота по 50%-ной ставке в течение нескольких последующих лет (то есть 7,5% от прибыли).
Свободные экономические зоны предлагают лучшую инфраструктуру, чем другие районы, и, хотя это и отражается на уровне арендных платежей, учреждение предприятий в таких зонах часто является хорошим капиталовложением в обеспечение более высокого уровня сервиса. Свободные экономические зоны также обычно предоставляют полный комплекс услуг, связанных с оформлением импортно-экспортных формальностей, включая таможенные, что ускоряет процесс операций по осуществлению необходимого вам импорта и экспорта. Они представляют собой действительно развитые сервис-центры для производственных предприятий.
Еще одна ощутимая льгота применяется тогда, когда ваше предприятие экспортирует всю свою продукцию. Предприятие, находящееся в свободной экономической зоне, может импортировать сырье, необходимое для производственной деятельности, беспошлинно. И когда готовая продукция направляется на экспорт, она освобождается от таможенных пошлин и НДС. При продаже товаров на внутренний рынок необходимо будет оплатить импортные таможенные пошлины и НДС (17%).
Некоторые свободные экономические зоны (одна из таких – Вайгаосяо в Шанхае) в целях привлечения иностранных инвесторов применяют схемы скидок по НДС. Выглядит это следующим образом: 4% от общей суммы собранного налога на добавленную стоимость остается в распоряжении местного правительства, остальная часть направляется в центральный бюджет. Местное правительство возвращает свою часть налога иностранным инвесторам. Однако имейте в виду, что подобная практика осуждается Пекином, и Центральное Правительство может ее запретить. Поэтому разумнее будет не закладывать эту льготу в свой долгосрочный бюджет.
Что касается аспекта использования сырья, то если ваше предприятие расположенное в свободной экономической зоне, производит составные части для продукции, производимой, где то другим предприятием с иностранными инвестициями (запчасти для автомобилей – хороший пример для этого), тогда это предприятие, скажем, производитель автомобилей, может закупать вашу продукцию как составные части для своей, и, предоставив документы о том, что готовая продукция была экспортирована, оно может требовать возврата НДС, оплаченного при покупке вашей продукции. Согласитесь, что это довольно неплохой механизм, который можно использовать при переговорах с крупными предприятиями с иностранными инвестициями (совместные предприятия или предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями) в Китае. Это особенно относится к упаковочной индустрии.
Как вы, наверное, уже заметили, очень важно иметь качественную профессиональную помощь, как в юридических, так и в финансовых аспектах организации бизнеса в Китае. Это касается и вопросов составления бизнес-плана деятельности будущего предприятия, и вопросов прохождения согласовательных и регистрационных формальностей, получения лицензий. Материал, предоставленный в настоящей статье, является лишь кратким обзором по некоторым вопросам и не представляет собой исчерпывающую информацию по рассматриваемой проблеме. Региональные различия в налогах, льготах, компенсациях по импортным пошлинам, экспортным пошлинам и даже по НДС по разному влияют на процедуру учреждения предприятия. Со вступлением КНР в ВТО тарифы и ставки налогов изменятся довольно быстро, поэтому мы не рассматривали их здесь очень подробно, а концентрировались больше на вопросах организации структуры, которая позволит вам заниматься производством и, если вы пожелаете, продажей части своей продукции на местном рынке.
Еще одно предостережение: некоторые местные правительства в Китае могут показаться очень гостеприимными, и оказывать прекрасную помощь в регистрации вашего предприятия, но во многих случаях они имеют только собственный интерес на переднем плане, и очень легко оказаться обманутым, когда в последствии такой козырь оказывается неудачной инвестицией. Получите профессиональную консультацию, прежде чем вступать в подобные денежные обязательства в Китае.
Роман Саяпин
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asiapacific.narod.ru/