Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика ОАО «Ижмашстанко»
1.1. История создания, цели, задачи
1.3. Основные виды деятельности
1.4. Характеристика персонала предприятия
1.5. Организация оплаты труда
Глава 2. Теоретические основы управления предприятием
2.1. Цели и функции системы управления персоналом
2.2. Методы управления персоналом
2.3. Определение потребности в персонале, отбор, прием персонала
2.4. Оценка персонала
2.5. Профессиональное обучение персонала
2.6. Управление продвижением (деловой карьерой)
Глава 3. Состояние и оценка эффективности системы управления на ОАО "Ижмашстанко"
3.1. Методы подбора и отбора персонала
3.2. Методы оценки персонала на предприятии
3.3.Организация системы обучения персонала
3.4. Управление деловой карьерой
3.5. Оценка эффективности деятельности персонала
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
В то же время трудовые отношения — едва ли не самая сложная проблема предпринимательства, особенно когда коллектив предприятия насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерство на предприятии.
Поэтому, для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом.
В связи с эти актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения.
Особе внимание необходимо уделять улучшению условий труда, к сожалению, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется меньше всего внимания.
Курсовая работа состоит из 3 разделов.
Первый посвящен общей характеристике предприятия. В нем освящены история создания и развития предприятия, основные виды деятельности, правовой статус и организационная структура управления, трудовые ресурсы, организация оплаты труда.
Во втором разделе рассматриваются теоретические основы управлением персонала на предприятии.
Третий раздел посвящен особенностям управления персоналом на предприятии.
Глава 1. Общая характеристика ОАО «Ижмашстанко»
1.1. История создания, цели, задачи
Крупнейший производитель стрелкового оружия России ОАО "ИЖМАШ" ранее "Ижевский оружейный завод" был создан по указу царя Александра I в 1807 году. Значение этого предприятия в истории России трудно переоценить.
Здесь выпускались все виды стрелкового оружия 19-го и 20-го столетий. Об уникальных особенностях завода свидетельствует следующее: за время Второй мировой войны завод выпустил 11,3 млн. винтовок и карабинов - больше, чем всеми заводами Германии (10,3млн.). Кроме того, было освоено массовое производство противотанковых ружей, авиационных пулемётов, авиационных пушек, пистолетов и револьверов. "ИЖМАШ" за сутки оснащал своей продукцией 1 стрелковую и 1 авиационную дивизии.
Послевоенный период в почти двухвековой истории завода ознаменован началом производства автомата Калашникова АК-47, и по сей день в различных модификациях находящегося на вооружении армий и спецподразделений 106-и стран мира.
ОАО "ИЖМАШ" обладает исключительными возможностями как в области исследований и разработки различных видов боевого стрелкового оружия (автоматическое, снайперские винтовки, пистолет-пулемет), так и в его эффективном производстве и контроле качества. Специальные группы контроля следят за тем, чтобы продукция соответствовала требованиям документации.
Сейчас ОАО "ИЖМАШ" - крупнейшее многопрофильное машиностроительное предприятие. Настоящий период для ОАО "ИЖМАШ" характерен совершенствованием производства и освоением новых видов продукции:
- боевого стрелкового оружия;
- спортивно-охотничьего оружия;
- авиационных пушек;
- высокоточных управляемых артиллерийских снарядов;
- контрольно-проверочных машин комплексов
управляемого вооружения;
- новых моделей мотоциклов;
- малолитражных автомобилей;
- станков;
- высококачественного инструмента и точных заготовок.
Развитие станкостроительного производства
Станкостроительное производство в составе Машиностроительного завода (Ижстальзавода), впоследствии ОАО «Ижмаша», было организовано 28 июля 1930 года решением правительства, по приказу и.о. директора завода А.И. Быховского, с целью производства отечественных металлорежущих станков. Оно явилось первым станкостроительным предприятием в Советском Союзе, и долгое время оставалось единственным в стране по выпуску высокоточных токарно-винторезных станков. До конца 1930 года было выпущено 200 станков, а в первой половине 1931 года предприятие смогло увеличить свой выпуск в 3,5 раза, выпустив 700 станков. Первые станки были, конечно, далеки от совершенства и не могли в полной мере удовлетворить запросы бурно развивающейся в те годы промышленности.
На заводе развернулась работа по подготовке производства к выпуску сложного по тогдашним временам оборудования. В довоенные годы производство расширило и усовершенствовало номенклатуру выпускаемых изделий. В годы войны выпуск станков не уменьшился. Только в 1941-1942 годах было освоено и выпущено 40 видов станков, необходимых для оснащения нашей промышленности. После войны коллектив станкостроителей быстро восстановил производство основной номенклатуры серийно изготовляемых станков, и станкостроительный завод занял ведущее место в производстве оборудования для оснащения предприятий Оборонных отраслей народного хозяйства.
В 1974 году на предприятии был разработан первый станок с числовым программным управлением (ЧПУ), который получил высокую оценку специалистов. За годы с 1971 по 1975 производством было выпущено 12084 станка (в среднем по 200 станков в месяц), из них 1960 станков (16,2%) пошло на экспорт. Наибольшую известность в мире получил станок 1И611П. Он 5 раз аттестовывался на «Знак качества» и экспортировался в 57 стран мира. До 1992 года станкостроительное производство успешно функционировало, выпуская по 100-110 станков модели 250 ИТВ (станок, пришедший на смену 1И611П) и 18 станков с ЧПУ ежемесячно.
В 1992-1993 годах в России начался экономический кризис. Гиперинфляция и перепроизводство негативно сказались на деятельности предприятия. Первый гром прогремел в 1994 году, когда корпуса оказались затоварены готовой продукцией. Производство станков пришлось сократить и заняться разработкой новой стратегии выживания. Именно к этому периоду относится решение сориентировать завод на производство автоузлов (рулевой колонки и рулевого механизма) для ижевского автомобиля ИЖ-2126 «Орбита».
С 1994 по 2002 г.г. основной продукцией являлись автоузлы.
В 2002 году производство автоузлов было передано на ОАО «Ижевские мотоциклы». На сегодняшний день ОАО «Ижмашстанко» является профильным станкостроительным предприятием.
ОАО «Ижмашстанко» учреждено ОАО «Ижмаш» как дочернее предприятие 1 октября 1996 года, с этого же периода работает как самостоятельное юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс и расчетный счет. Решением общего собрания акционеров от 18.04.2002 года ДОАО «Ижмашстанко» переименовано в открытое акционерное общество «Ижмашстанко».
Цели создания ОАО "Ижмашстанко": получение прибыли, производство и реализация металлорежущих станков.
Цели предприятия осуществляются через решение следующих задач:
- увеличение объемов реализации за счет расширения номенклатуры, освоения новых видов изделий и новых рынков сбыта;
- увеличение объемов поставки токарно-винторезных станков за счет вытеснения конкурентов на региональном рынке и освоения рынков ближайших регионов (основное преимущество предприятия—высокое качество, приемлемая цена);
- внедрение современных технологий и оборудования, а также энергосберегающих мероприятий;
- снижение затрат на производство (постоянная работа), совершенствование системы управления (минимизация управленческого персонала);
- привлечение инвестиций (постоянная работа) через Правительство Удмуртской Республики, Госсовет Удмуртской Республики, частных и акционерных обществ, иностранных фирм и компаний;
- расширение объемов экспортных поставок запасных частей к станкам марок 250ИТПМ.11, 250ИТПМ.12
- минимизация транспортных расходов путем передачи неэффективно используемых площадей и транспортных средств в субаренду.
1.2. Организационная структура управления предприятием
ОАО "Ижмашстанко" как и каждое промышленное предприятие состоит из производственных подразделений – цехов, участков, обслуживающих хозяйств, органов управления организаций и учреждений, призванных удовлетворять нужды работников ОАО "Ижмашстанко" и их семей.
Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Ежегодное общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.
К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:
1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;
2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;
5) решение о реорганизации или ликвидации общества.
Совет директоров является выборным, коллегиальным органом акционерного общества. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью предприятия с целью увеличения прибыли. В компетенцию совета директоров входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, не входящих в исключительную компетенцию общего собрания акционеров.
Председатель совета директоров и его заместитель избираются членами совета директоров из их числа большинством голосов.
Генеральный директор избирается общим собранием акционеров. Генеральный директор осуществляет оперативное руководство деятельностью ОАО "Ижмашстанко", организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи.
Производственные подразделения – цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), связи между ними, взятые в совокупности – составляют его производственную структуру. В цехах, участках, лабораториях изготавливается, проходит контрольные проверки, испытания основная продукция, выпускаемая предприятием, комплектующие изделия, материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации.
Основной структурной производственной единицей является цех – обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производственного процесса. Они являются вполне полноправными подразделениями, которые осуществляют свою деятельность на принципах хозяйственного расчета. Цехи подразделяются на основные, вспомогательные, побочные и подсобные.
В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции: кузнечно-прессовый, по производству изложниц и стального литья, прокатный, электромартеновский, мартеновский, сортопрокатный, электросталеплавильный и другие.
Вспомогательные цехи – электроремонтный, напиловочный, по ремонту металлургического оборудования, ремонтно-механический, ремонтно-строительный и другие.
Побочные – цехи утилизации и переработки металлоотходов методами литья и прессования стружки в брикеты, цех шлакопереработки и разделки скрапа.
Подсобные – цехи, изготовляющие тару для упаковки продукции, выполняющие консервацию продукции, ее упаковку, погрузку и отправку потребителю.
К подразделениям, обслуживающим работников, относятся жилищно-коммунальные отделы, их службы, фабрики-кухни, буфеты, детские сады, санатории, дома отдыха.
С развитием рыночных отношений были созданы новые службы: маркетинга, внешнеэкономических связей, цен; введены должности директоров по функциям управления, появились менеджеры, специалисты по маркетингу.
Более подробная структурная схема предприятия представлена в приложении 1.
1.3. Основные виды деятельности
Основные виды деятельности ОАО "Ижмашстанко":
Производство и сбыт продукции станкостроения, запасных частей, инструмента, оснастки;
Ремонт и комплексное обслуживание техники, машин и механизмов, приборов, инструмента;
Проектные, научно-исследовательские, конструкторские, технологические, экспертные и лабораторные исследования;
Основными видами производства продукции являются токарно-винторезные станки:
- универсальные:
250ИТВМ.01, 250ИТВМ.03, 250ИТВМФ.1, 250ИТПМ;
250ИТПМ.11, 250ИТПМ.12;
ИТС11, ИТС12;
- специализированный, повышенной точности:
ИТ42.
1.4. Характеристика персонала предприятия
Рассмотрим сведения, характеризующие персонал ОАО "Ижмашстанко" за три года: 2005, 2006, 2007 гг. Списочная численность ОАО "Ижмашстанко" на 01.01.2008 года составила 2596 человек, динамика списочной численности 2005-2007 гг. представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Динамика списочной численности персонала
Год | 2005 год | 2006 год | Темп прироста, % | 2007 год | Темп прироста, % |
Количество, чел. | 3354 | 3235 | -3,6 | 2596 | -19,75 |
В 2006 г. по сравнению с 2005 г. произошло снижение списочной численности персонала на 3,6 %, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 19,75 %. Причинами снижения численности послужили: оптимизация организационной структуры ОАО "Ижмашстанко", внедрение современных технологий. Эффективность использования трудовых ресурсов наглядно отражает показатель количества станков, обслуживаемых одним работником. По итогам 2007 г. он составил 10, 2006 г. – 8, что также превышает показатель 2005 г. – 5.
Проведем более детальный анализ качественного состава персонала.
За рассматриваемый период прослеживается тенденция снижения абсолютного показателя численности и удельного веса рабочих в общей структуре персонала. Вместе с тем происходит постепенный рост доли специалистов, что свидетельствует о снижении объема трудоемкой, низкоквалифицированной работы и внедрении нового оборудования, современных технологий, требующих специальной подготовки персонала. Удельный вес руководителей при сравнении 2007 и 2006 гг. снижается (их доля в 2005 г. и 2006 г. одинакова). Качественный состав персонала по категориям за период 2005 - 2007гг. представлен в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Качественный состав персонала по категориям за период 2005-2007 гг.
Показатель | 2005 г., чел. | Удельный вес, % | 2006 г., чел. | Удельный вес, % | 2007 г., чел. | Удельный вес, % |
Руководители | 282 | 8,4 | 273 | 8,4 | 171 | 7,4 |
Специалисты | 1003 | 29,9 | 983 | 30,4 | 936 | 36,0 |
Рабочие | 2048 | 61,1 | 1957 | 60,5 | 1477 | 56,9 |
Служащие | 21 | 0,6 | 22 | 0,7 | 12 | 0,5 |
Итого | 3354 | 100 | 3235 | 100 | 2596 | 100 |
Доля работников в возрасте до 40 лет и от 40 до 50 лет за 2007г. увеличилась, в отличие от возрастной группы – старше 50 лет. Эта группа имеет тенденцию к снижению численности. Эти результаты свидетельствуют о тенденциях омоложения трудового коллектива. Качественный состав персонала по возрасту за период 2005-2007 гг. представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Качественный состав персонала по возрасту за период 2005-2007 гг.
Показатель | 2005 г., чел. | Удельный вес, % | 2006 г., чел. | Удельный вес, % | 2007 г., чел. | Удельный вес, % |
До 40 лет | 1388 | 41,4 | 1307 | 40,4 | 1093 | 42,1 |
От 40 до 50 лет | 1246 | 37,1 | 1199 | 37,1 | 1023 | 39,4 |
Старше 50 лет | 720 | 21,5 | 729 | 22,5 | 480 | 18,5 |
Итого | 3354 | 100 | 3235 | 100 | 2596 | 100 |
Удельный вес женщин в общей численности персонала имеет более низкое значение, чем удельный вес мужчин за все рассматриваемые годы работы. Численность мужчин в коллективе ОАО "Ижмашстанко" является доминантной (см. таблицу 1.4).
Таблица 1.4
Качественный состав персонала по полу за период 2005-2007 гг.
Показатель | 2005 г., чел. | Удельный вес, % | 2006 г., чел. | Удельный вес, % | 2007 г., чел. | Удельный вес, % |
Женщины | 1427 | 42,5 | 1357 | 41,9 | 966 | 37,2 |
Мужчины | 1927 | 57,5 | 1878 | 58,1 | 1630 | 62,8 |
Итого | 3354 | 100 | 3235 | 100 | 2596 | 100 |
Динамика роста количества работников с образованием выше среднего связана с тем, что политика организации направлена на непрерывное образование персонала, его квалификационный рост (см. таблицу 1.5).
Таблица 1.5
Качественный состав персонала по образованию за период 2005-2007 гг.
Показатель | 2005 г., чел. | Удельный вес, % | 2006 г., чел. | Удельный вес, % | 2007 г., чел. | Удельный вес, % |
Высшее профессион. | 984 | 29,3 | 1012 | 31,3 | 950 | 36,6 |
Среднее профессион. | 934 | 27,9 | 1329 | 41,1 | 1098 | 42,3 |
Среднее общее | 1342 | 40,0 | 894 | 27,6 | 548 | 21,1 |
Неполное среднее | 94 | 2,8 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 3354 | 100 | 3235 | 100 | 2596 | 100 |
Списочная численность работников ОАО "Ижмашстанко" за 2007 год уменьшилась на 19,75% и составила 2596 человек; численность принятых работников снизилась на 10,4 % , а выбывших – увеличилась на 109,9 %. В таблице 1.6 представлены сведения о движении персонала за период 2005-2007 гг.
Таблица 1.6
Численность принятых и уволенных, текучесть кадров, за 2005-2007гг.
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | Темп прироста, % | 2007 г. | Темп прироста, % |
Количество принятых, чел. | 498 | 326 | -34,5 | 292 | -10,4 |
Количество уволенных, чел. | 586 | 445 | -24,1 | 934 | +109,9 |
Текучесть, % | 5,2 | 4,1 | -21,2 | 6,9 | +68,3 |
Наблюдается тенденция превышения численности уволенных по различным основаниям сотрудников над численностью принятых на работу сотрудников как в 2007 г., так и в предыдущие 2 года, что привело к снижению общей численности персонала.
У показателя текучести кадров произошло снижение в 2006г. по сравнению с 2005г. на 21,2% и увеличение в 2007 г. по сравнению с 2006г. на 68,3%. На предприятии показатель текучести в пределах 7% считается нормой, но все же его увеличение за последний год настораживает и, следовательно, необходимо осуществлять мероприятия по его снижению.
1.5. Организация оплаты труда
На ОАО "Ижмашстанко" применяются повременно-премиальная, сдельно-премиальная и простая повременная формы оплаты труда.
Повременно-премиальная система предполагает, что помимо заработка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время, выплачивается премия за выполнение и перевыполнение определенных показателей работы, указанных в положении о премировании. Данная система применяется для оплаты труда технологов, конструкторов, наладчики.
При сдельно-премиальной системе работнику сверх заработка по прямым сдельным расценкам начисляется и выплачивается премия за количественные и качественные показатели работы. Эта система применяется к оплате труда рабочих (токарей, фрезеровщиков и т.д.)
Простая повременная система оплаты труда предполагает, что величина заработной платы определяется на основе фактически отработанного времени и установленного оклада. По данной системе производится оплата труда водителей, грузчиков, уборщиков.
Источником оплаты труда являются средства, предусмотренные бюджетом на персонал ОАО "Ижмашстанко", утверждаемым генеральным директором ОАО "Ижмашстанко".
Размер должностного оклада работников устанавливается приказом директора предприятия на основании штатного расписания, в пределах «вилок», предусмотренных Единой схемой должностных окладов, с учетом сложности, значимости выполняемых им работ, профессионально важных качеств работников, уровня работоспособности и эффективности выполнения задач.
Оклады по должностям специалистов устанавливаются с учетом наличия квалификационной категории, оклады по профессиям рабочих в зависимости от разряда или класса. Квалификационная категория специалиста определяется на основании аттестационных комиссий предприятия.
Размер минимальной гарантированной ставки работника 1-го разряда основной деятельности устанавливается не ниже размера, предусмотренного Коллективным договором ОАО "Ижмашстанко".
На предприятии действует «Положение об оплате труда», которое определяет порядок формирования тарифных окладов, а также выплат стимулирующего и компенсирующего характера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты и в соответствии с Коллективным договором.
Сведения о фонде оплаты труда и среднемесячной заработной плате в динамике представлены в таблицах 1.7, 1.8.
Таблица 1.7
Фонд оплаты труда в Филиале за 2005-2007 гг.
Год | 2005 год | 2006 год | Темп прироста, % | 2007 год | Темп прироста, % |
ФОТ, тыс. руб. | 302 266,6 | 350 533,9 | 15,97 | 426 032,5 | 21,54 |
Таблица 1.8
Среднемесячная заработная плата одного работника на ОАО "Ижмашстанко" за 2005-2007 гг.
Год | 2005 год | 2006 год | Темп прироста, % | 2007 год | Темп прироста, % |
Среднемесячная заработнаяплата, руб. | 7 375,5 | 8 999,6 | 22,02 | 11 028,9 | 22,55 |
За период 2005-2007 гг. наблюдается динамичное развитие показателей. ФОТ ежегодно повышается, темп прироста свидетельствует о том, что предыдущее значение больше следующего на 15,97% (2006 г. в сравнении с 2005 г.) и на 21,54% (2007 г. в сравнении с 2006 г.). Размеры среднемесячного заработка работника ОАО "Ижмашстанко" также свидетельствуют о приросте: в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на22,02% и на 22, 55% (2007 г. в сравнении с 2006 г.).
На ОАО "Ижмашстанко" производятся компенсационные выплаты при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных:
- за пределами нормальной продолжительности рабочего времени,
- в ночное время,
- в выходные и праздничные дни,
- в многосменном режиме,
- с вредными и (или) опасными условиями труда.
Конкретные размер доплат определяются на основании аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них.
На ОАО "Ижмашстанко" производятся стимулирующие доплаты и надбавки за:
- совмещение профессий (должностей);
- исполнение обязанностей отсутствующего работника;
- расширение зоны обслуживания или увеличение установленного объема работ;
- работу в режиме ненормированного рабочего дня;
- руководство бригадой;
- классность водителям;
- работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- руководство практикой студентов высших и средних учебных заведений;
- особый характер работы.
Система премирования работников на ОАО "Ижмашстанко" описана в «Положении о премировании работников на ОАО "Ижмашстанко" и предусматривает:
- текущее премирование (ежемесячное, квартальное, материальное вознаграждение, выплачиваемое работнику по результатам деятельности предприятия, подразделения и личной оценки эффективности);
- единовременные вознаграждения за выполнение особо важных и срочных заданий, за ввод в действие новых производственных заданий, за ввод в действие новых производственных мощностей и объектов строительства, внедрение и освоение новой техники, за выполнение основных показателей работы предприятия и его производственных подразделений и других задач;
- вознаграждения за выполнение предприятием годового плана прибыли.
Вознаграждение выплачивается работникам, проработавшим непрерывно в Обществе или в других организациях, правопреемником которых является Общество, свыше 10 лет, кроме:
- уволенных из Общества по собственному желанию в течение года;
- имевших в течение года дисциплинарные взыскания и нарушения трудовой дисциплины.
При условии расторжения трудового договора с работником в связи с уходом на пенсию, по сокращению штата или численности и другим уважительным причинам, вознаграждение выплачивается за фактически отработанное время в данном периоде.
Таким образом, можно сделать вывод, что применяемая на предприятии система оплаты труда объективно и справедливо оценивает трудовой вклад каждого работника, учитывая все условия работы. При этом оплата всех работников полностью зависит от качества труда и его результатов, так как это взаимосвязано с итогами хозяйственной деятельности на ОАО "Ижмашстанко", то есть с размером прибыли.
Глава 2. Теоретические основы управления предприятием
2.1. Цели и функции системы управления персоналом
Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.
Современные концепции управления персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Целями управления персоналом организации являются:
- повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
- повышение эффективности труда и производства;
- обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
- обеспечение потребностей предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
- достижения обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
- полное и эффективное использование потенциала работника в целом;
- обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости и т.п.
Исходя из целей и задач, определяются основные функции.
К основным функциям управления персоналом в современной организации можно отнести следующие:
- Формирование кадровой политики компании и создание системы документов, отражающей эту кадровую политику и ее отдельные составляющие (процедуры).
- Проектирование должностей, определение структуры персонала и требований к работникам.
- Подбор персонала.
- Оценка и аттестация персонала. Вывод и перемещение сотрудников.
- Обучение и профессиональное развитие сотрудников.
- Работа с кадровым резервом, планирование карьеры сотрудников.
- Совершенствование оплаты и стимулирование труда.
- Формирование корпоративной культуры компании и управление внутрифирменным климатом. Нематериальная мотивация сотрудников.
- Кадровое делопроизводство.
Приведенный перечень не нужно рассматривать как стандарт. В разных книжках и практике разных компаний формулировки функций и их группировка могут различаться. Но в целом этот перечень достаточно хорошо отражает состав того, что должно делаться в успешно работающей современной организации для эффективного управления человеческими ресурсами.
2.2. Методы управления персоналом
Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.
В системе методов управления персоналом выделяют:
Административные методы;
Экономические методы;
Социально-психологические методы.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.
Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни в семье.
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.
Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятия – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.
Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счёт собственной прибыли.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью.
Руководитель предприятия может с помощью перечисленных выше пяти компонентов оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда – сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Если руководитель чрезмерно жаден или расточительно щедр в оплате труда, то его перспективы не безоблачны, т.к. в первом случае работники «разбегутся», а во втором доживут до разорения предприятия.
Итак, экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.
2.3. Определение потребности в персонале, отбор, прием персонала
Цель кадрового планирования заключается в том, чтобы предоставить работникам рабочие места в нужное время и в необходимом количестве в соответствии как с их способностями и склонностями, так и с требованиями производства. При планировании персонала предприятие должно учитывать не только спрос, но также и то, какой персонал имеется в настоящее время, и какие работники будут потенциально нужны в будущем. Первым шагом в этом процессе является тщательный анализ имеющихся кадров, причем нужно принимать во внимание текучесть рабочей силы, а также планы рассмотрения возможностей трудоустройства и, конечно, существующие планы комплектования личным составом работников.
Определение потребности в персонале – важнейшее направление в системе управления персоналом, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала. Можно выделить несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале. Исходными данными для определения необходимой численности рабочих, их профессионального и квалифицированного состава являются: производственная программа, нормы выработки (времени), планируемый рост производительности труда, структура работ. При упрощенных расчетах общая потребность предприятия в персонале Ч определяется отношением объема производства Оп к запланированной выработке на одного работающего В:
Ч=О : В
Более точные расчеты численности нужно проводить по категориям персонала: рабочих-сдельщиков, рабочих-повременщиков; специалистов-служащих; обслуживающего персонала и т.д.
Все расчеты численности персонала должны базироваться на нормировании труда, значение которого в условиях рыночных отношений неизмеримо возрастает. Для расчета численности персонала применяются различного рода нормы: времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости.
Кроме общей выделяют еще дополнительную потребность в персонале, которая представляет собой разность между общей потребностью и фактическим наличием кадров на начало планового периода. Дополнительную потребность в рабочих рассчитывают на плановый год и на каждый квартал, поскольку объем производства и убыль рабочих по кварталам неравномерны. Дополнительную потребность в специалистах и служащих определяют на плановый год по числу вакантных должностей исходя из утвержденных штатов, а также с учетом ожидаемого выбытия этих работников по различным причинам.
Неотъемлемая задача планирования персонала – определение издержек, необходимых для обеспечения предприятия квалифицированными работниками. При этом имеются в виду расходы как на содержание персонала, так и на его пополнение и обучение. Планирование издержек по персоналу предполагает учет всех количественных и качественных структурных факторов, соответствующих ценовых и тарифных компонентов.
Одно из направлений управления персоналом на предприятии – набор и отбор работников. Предприятие заинтересовано в повышении конкурентоспособности, что требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умения, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства.
Прием (наем) на работу - это ряд действий, предпринимаемых предприятием для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных предприятием.
Отбор – процесс, в котором предприятие отбирает из списка заявителей кандидата или несколько кандидатов, которые наилучшим образом подходят по критериям для вакантного места, принимая во внимание условия окружающей обстановки.
Перед тем как принять решение о наборе кадров, необходимо провести анализ работы, изучить ее со всех точек зрения. На фирмах зарубежных стран этому этапу придают особое значение. Прежде всего составляется общая схема анализа работы, которая включает:
характеристику работы;
квалифицированные требования (к исполнителю определенной работы);
рекламу;
заявление о поступлении на работу;
сокращенный список;
соответствующие тесты и собеседования;
выбор кандидата.
Менеджеру по персоналу зарубежной фирмы советуют подумать над вопросами, на основе ответов на которые можно получить информацию, позволяющую составить описание работы и подобрать соответствующего ей работника. Например, для фирм малого бизнеса рекомендуется подумать над следующими вопросами:
Каково название работы?
Где нужно выполнять работу?
Какова цель работы?
Кто отвечает за работника? За что отвечает работник?
С кем работник имеет дело в процессе выполнения работы?
В чем заключаются основные задачи работы?
Как эти задачи выполняются
Какие рабочие стандарты (нормы) ожидаются?
Какие умения, знания и опыт нужны для выполнения этой работы?
Эта работа требует физического и/или умственного труда?
Какие задачи являются простыми?
Какие задачи являются сложными?
В процессе набора работников выявляются источники набора персонала. Существует много способов набора нового персонала. Цель менеджера по персоналу – правильно выбрать источник (источники), который может дать нужного кандидата на должность. Рекомендуется задавать самому себе один простой вопрос, даст ли этот источник достаточное количество подходящих работников при приемлемых затратах. Источниками могут служить: прежние сотрудники, случайные претенденты, размещение объявлений в средствах массовой информации; государственные и коммерческие агентства по трудоустройству; учебные заведения, различного рода семинары, фестивали, праздники и т.д.
После набора соответствующего количества кандидатов необходимо провести отбор, т.е. окончательный выбор претендента. Собеседования и объективные тесты – самые распространенные методы, используемые для окончательного выбора.
Собеседование преследует три основные цели: а) дает возможность менеджеру оценить соответствие кандидата его будущей работе; б) позволяет кандидату решить, подходит ли эта работа для него; в) создает образ хорошего бизнеса. В ходе отборочного собеседования должны быть получены ответы на следующие три вопроса:
Сможет ли кандидат выполнить данную задачу?
Будет ли выполнять ее?
Подойдет ли кандидат для данной работы (будет ли он наилучшим)?
Чтобы достичь этих целей, менеджер должен знать, как подготовиться, провести и оценить собеседование. После завершения процесса собеседования происходит обсуждение кандидата, которое можно проводить и во время непосредственного собеседования. Подписание контракта является итогом отбора кадров на ту или иную вакантную должность.
Другим методом отбора выступают тесты, при использовании которых необходимо соблюдать определенные принципы:
качество, которое оценивает тест, должно быть четко определено;
тест должен быть стандартизированным;
результаты тестов должны быть надежными, достоверными
тест должен проводиться в стандартных условиях.
Обычно тесты подразделяются на пять групп: 1) тест на определенные способности; 2) на определение квалифицированных навыков; 3) на проверку личных качеств; 4) для отбора группы; 5) медицинский тест.
Для разных профессий величина коэффициентов отбора разная: менеджеры – около 1:2; служащие – около 1:2; квалифицированные рабочие – около 1:1 и т.д.
Типичный процесс принятия решений по отбору обычно содержит семь ступеней:
предварительная отборочная беседа;
заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты;
беседа по найму;
тесты по найму;
проверка различных документов и послужного списка кандидата;
медицинский осмотр;
принятие решения.
2.4. Оценка персонала
В системе отбора персонала важную роль играет деловая оценка кадров, которая представляет собой установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям рабочего места или должности. Эта оценка помогает определить, во-первых, какие работники требуют большей подготовки и, во-вторых, результаты программ подготовки персонала. Она также помогает установить и укрепить деловые отношения между подчиненными и руководителями при обсуждении результатов оценки и побуждает руководителей оказать необходимую помощь.
Оценка служит юридической основой переводов, продвижений по службе, наград и увольнений. Она дает материал для разработки вопросников по найму, а также позволяет получить необходимую информацию для того, чтобы определить заработную плату, различного рода выплаты и доплаты работнику.
Различают два основных вида деловой оценки: оценку кандидатов на вакантную должность и текущую периодическую оценку сотрудников предприятия.
При проведении деловой оценки устанавливается организационная процедура ее подготовки и ее критерии. Ориентироваться можно на следующий перечень критериев деловой оценки кадров:
способность принимать решение: аргументация и оценочное сравнение - умение человека сопоставлять достоинства и недостатки различных вариантов развития событий или ситуаций;
коммерческая и деловая ориентация – установка человека на продуктивную деятельность по достижению результата (в том числе и коммерческого), умение видеть такие проблемы (интересы) партнеров потребителей, на решение которых могут быть направлены коммерческие проекты;
умение работать с цифрами – способность производить быстрые примерные вычисления в уме, оперировать с большими объемами числовой информации, переводить подобную информацию из одной формы представления в другую;
способность к обучению – способность человека к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками, умение самоорганизовывать процесс обучения;
системное мышление – способность создавать новые варианты решения проблемы: понимать как структуры в целом, так и взаимосвязи между различными аспектами ситуации;
упорство и целеустремленность – умение настоять на своем в ситуации противодействия со стороны партнеров или в ситуации затруднений с ресурсами, осознание собственных целей и следование им;
решительность – способность человека выбирать один из нескольких возможных вариантов развития событий;
самостоятельность, инициативность, деятельность – умение индивидуально вырабатывать и реализовать решения, активность, энергичность, источник инициативы – внутреннее “я”, а не внешние обстоятельства;
самоорганизация и способность распределять время – умение человека спланировать собственную деятельность исходя из задач, ресурсов, конкретных условий;
готовность к изменениям и гибкость – желание и способность человека быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, адаптироваться к новым требованиям;
организаторские способности – умение проектировать будущую деятельность группы, людей и реализовать разработанный вариант непосредственно в ситуации совместной деятельности;
коммуникативные способности – владение словом и неязыковыми средствами общения, а также умение вступать в контакт, вести беседу, слушать и понимать собеседника;
способность к убеждению и сотрудничеству – способность человека воздействовать на других путем убеждения, привлекать партнеров на свою сторону, работать в кооперации с людьми;
способность к ведению переговоров – умение человека в потенциально конфликтных ситуациях найти максимально устраивающие обе стороны решение, владение конкретными навыками (задавания вопросов, понимания ответов) как инструментом ведения переговоров;
межличностные контакты – способность человека производить благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию, создавая привлекательный образ;
знание иностранного языка – владение устной и письменной речью в объеме, достаточном для ведения беседы и составления письменных документов.
После определения критериев выбираются способы, с помощью которых оцениваются те или иные показатели. При оценке можно использовать несколько методов, чтобы выделить конкретные значения показателей, при котором оценщику предлагается шкала с балльным определением значений показателей, причем эти баллы представляют собой степень выражения показателей.
Этот метод, напоминающий собой систему балльных оценок, не связан с большими затратами на разработку, потому удобен и экономичен.
Многосторонность деловой оценки персонала достигается в результате применения так называемых “оценочных листов”, которые заполняются всеми участниками процесса деловой оценки. Все заполненные бланки поступают к непосредственному руководителю оцениваемого сотрудника. Руководитель делает собственное заключение по представленным оценкам и знакомит с ним работников. Затем все материалы передаются в службу управления, которая принимает итоговое решение по данному сотруднику – выдвигать на вышестоящую должность; зачислять в резерв на выдвижение и т.д.
2.5. Профессиональное обучение персонала
Одно из основных направлений эффективности системы управления персоналом – подготовка работников предприятия. Существует несколько видов обучения:
без отрыва от производства в специализированных учреждениях;
с отрывом от производства в специализированных учреждениях;
через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях;
самообразование без аттестации;
на рабочем месте.
Процесс внутрипроизводственного обучения является непосредственной задачей линейного руководства и неотъемлемой частью стратегии развития потенциала кадров, что требуют создания эффективной системы подготовки и переподготовки персонала. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную систему подготовки и переподготовки. Существуют различные организационные формы обучения.
Для организации процесса обучения специалиста используют модель обучения, которая в качестве основы может применяться для работы менеджерами по управлению персоналом.
Определение потребности в обучении может проводиться на различных уровнях (предприятия, подразделения, рабочие места). Они зависят от результатов освоения новой работы, перевода на новую работу, продвижения по службе, внесения изменений в законодательство, при реорганизации, аттестации т.п. Заключительный этап состоит в оценке результатов обучения, которая включает итоги обучения, определение степени подготовки, экономическую эффективность обучения, сроки окупаемости затрат.
Весьма важными являются знание существующих методов, приемов обучения и умение рационально их использовать в управленческой деятельности. Среди значительного многообразия методов и приемов целесообразно выделить следующие из них:
рабочие инструкции – для работ, не требующих специального или длительного обучения;
переходное обучение – на курсах с использованием тренажеров:
имитация – аналогия или воспроизведение реальной системы, если обучение сопряжено с опасностью или отличается большой сложностью (например, подготовка летчиков);
ролевые игры;
обучение претендентов для расширения кругозора и улучшения мыслительного процесса;
фильмы или телепередачи;
лекции;
дискуссии;
ротация – временное использование кадров на других постах (важна для обучения менеджеров);
использование персонала, особенно менеджеров, для работы в других отраслях промышленности;
дистанционное обучение.
Руководство предприятия должно решить, какой из методов обучения наиболее приемлем для той или иной категории работников или отдельного работника. Правильному выбору методов обучения помогут ответы на следующие вопросы:
О чем нужно подумать? Что необходимо учитывать при выборе обучения (изменение технологии, информацию по изменению законодательства и т.д.)?
Кто достаточно квалифицирован для обучения вашего персонала?
Где должен обучаться персонал? Выбор места обучения – непосредственно на предприятии на предприятии и вне его.
Сколько времени отводиться на обучение? Собственно здесь решается вопрос о выборе формы обучения, которая может быть очной и заочной.
Сколько будет стоить обучение? Компенсируют ли полученная информация и знания понесенные затраты?
Особое внимание следует обратить на дистанционное обучение, преимущество которого в том, что оно может происходить независимо от местонахождения работника. В России накоплен положительный опыт в этой области. Например, Всероссийский заочный финансово-экономический институт является центром заочного обучения. Он имеет несколько факультетов, специальностей и специализаций, разветвленную сеть территориальных подразделений.
Современная техника сумела расширить диапазон и интенсивность дистанционного обучения. Видеокассеты, соединенные в некоторых случаях с компьютером, позволяют обучаемому получить дополнительные стимулы, поскольку слушатель может наблюдать профессиональных преподавателей (ведущих профессоров, высококвалифицированных специалистов в определенной области знаний и т.д.). Слушатель получает хорошо разработанные методические указания и учебную литературу.
Руководители служб по управлению персоналом обязательно должны оценивать результаты обучения. Для этого используется количественная шкала по ряду вопросов. Прежде всего, - это непосредственная реакция участников учебного процесса – насколько им понравилось содержание учебного курса? Была ли эта программа интересной? Далее важно контролировать, появились ли у обучающихся лиц новые полезные знания. Приоритетными качественными ориентирами являются профессионализм, коммуникации, технические навыки.
Переподготовка персонала – это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся. Здесь рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом.
Сущность повышения квалификации состоит в расширении и углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности. Потребность в повышении квалификации – закономерный и объективный процесс, связанный с развитием производительных сил. Квалификационный уровень работника должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством.
Основными формами повышения квалификации являются: производственно-технические курсы, школы по изучению передовых методов труда, курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, институты и факультеты повышения квалификации инженерно-технических работников и др.
Производственно-технические курсы создаются с целью оказания помощи рабочим в освоении работ более высокого квалификационного разряда.
Школы по изучению передовых методов труда организуются с целью распространения опыта передовиков производства. Обучение проводится путем инструктажа, показа наиболее производительных приемов и методов, взаимного обмена опытом передовых рабочих.
Курсы по обучению вторым и смежным профессиям и специальностям создаются с целью расширения производственного профиля рабочих, которые получают дополнительные знания и навыки по смежным работам или овладевают специальностью рабочих, занятых с ними в одной бригаде.
Курсы целевого назначения организуются для решения конкретной задачи – при внедрении новых машин, аппаратов, технологий.
Наиболее массовая форма повышения квалификации специалистов – институты повышения квалификации, где ИТР и служащие предприятий, организаций проводят краткосрочное обучение.
Присвоение рабочим разрядов, повышение в должности специалистов осуществляется с учетом их подготовки, которая становится необходимой составной частью подготовки и повышения квалификации.
2.6. Управление продвижением (деловой карьерой)
Одна из важнейших задач управления персоналом – предоставление работникам условий по развитию своих возможностей для карьеры. Понятие карьеры имеет много значений. Сточки зрения производства карьера – это продвижение по службе, что связано с трудовым опытом, профессионализм, которые человек приобретает на протяжении всей своей жизни. Деловая карьера человека проходит четыре стадии:
предварительную (обучение в школе, другом учебном заведении);
первоначальную (переходы с одной работы на другую);
стабильной работы (с сохранением одной и той же работы);
отставки (выход на пенсию).
Продолжительность каждой стадии различна для каждого человека, но большинство проходит через все эти стадии.
В зарубежных странах накоплен богатый опыт развития карьеры. Наиболее наглядной является группировка этапов карьеры во взаимодействии с целями, потребностями и возрастом (табл.2.1).
Таблица 2.1
Этапы карьеры и потребности
№ п/п |
Этапы карьеры |
Возраст |
Потребности достижения цели |
Моральные потребности |
Физиологические и материальные потребности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 |
Предва-рительный этап |
До 25 лет | Учеба, испытания на разных работах | Начало самоутверждения | Безопасность существования |
2 |
Становления |
До 35 лет |
Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя |
Самоутверждение, начало достижения независимости | Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда |
3 | Продвижения | До 45 лет | Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации | Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало само-выражения | Здоровье, высокий уровень оплаты труда |
4 | Сохранения | До 60 лет | Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышение своей квалификации. Обучение молодежи | Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения. | Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода |
5 | Завершения | После 60 лет | Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии | Стабилизация самоуважения, рост уважения | Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода |
6 | Пенсионный | После 65 лет | Занятие новым видом деятельности | Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения | Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье |
Человек должен определиться со своими желаниями или возможностями и через консультирование понять, какого рода средства ему необходимы: обучение, тренинг, развитие. Предприятие также должно определить свои потребности и возможности в управлении персоналом, чтобы спланировать и обеспечить необходимую информацию, а также возможности обучения и развития своих работников.
Личные потребности и потребности предприятия могут совмещаться различными способами. Наиболее широко распространено неформальное консультирование специалистами по управлению персоналом и консультирование непосредственными руководителями. Каждый руководитель является по “совместительству” преподавателем, который постоянно развивает людей. В повседневной практической деятельности руководителя большое значение придается консультированию. Его цель – помогать другим людям разрешать проблемы и яснее видеть имеющиеся возможности.
Глава 3. Состояние и оценка эффективности системы управления на ОАО "Ижмашстанко"
3.1. Методы подбора и отбора персонала
Подбор персонала в Филиале осуществляется на основе существующего Порядка «Подбора персонала на ОАО "Ижмашстанко".
Инициация процесса подбора начинается в следующих случаях:
- введение новой должности;
- изменение структуры Общества;
- издания приказа об увольнении, переводе или оформлении отпуска по беременности и родам/уходу за ребенком.
Подбор на должности руководителей и специалистов на предприятии осуществляется путем внутренних перестановок (горизонтальной, вертикальной ротации), приглашений по рекомендации.
Подбор рабочих производится в тех же случаях, а также из обратившихся в Центр занятости населения или из числа самопроявившихся кандидатов.
Процесс подбора Отдел по работе с персоналом начинает только после поступлении заявки от руководителей подразделений. В заявке сообщается о требованиях к претендентам.
Обращение к рекрутинговым агентствам используется на предприятии крайне редко в связи с высокой стоимостью услуги. Стоимость услуги подбора персонала в 2 кадровых агентствах города представлены в табл.3.1.
Таблица 3.1
Стоимость услуги подбора персонала в кадровых агентствах г. Ижевска
Название агентства | Стоимость 1 кандидата | ||
Должность руководителя | Должность специалиста | Рабочая профессия | |
ООО «Потенциал», сайт www.potential.infooffice.ru |
10 000-20 000 руб. | 5 000-9 000 руб. | 1 500-3 000 руб. |
Центр налогоплательщика, сайт www.cnp-consult.ru | 18-30% от годового ФОТ должности руководителя, руб. | 10-20% годового ФОТ должности специалиста, руб. | 200-1 000 руб. |
Отбор персонала из числа подобранных соискателей на предприятии осуществляют начальник Управления по работе с персоналом, начальник отдела по работе с персоналом, руководитель структурного подразделения по следующей схеме: 1 – анализ документов – определение соответствия кандидатов требованиям должности; 2- собеседование; 3 – установление испытания (после оформления необходимых документов о приеме на работу).
Принятому новому работнику устанавливается испытание на срок продолжительностью до трех месяцев и проводится его первичная адаптация. Адаптацией принятого работника занимается непосредственный руководитель – знакомит с коллективом и инфраструктурой предприятия, выдает должностную инструкцию, озвучивает цели и задачи подразделения, в котором предстоит работать. В случае успешного прохождения испытания сотрудник становится постоянным.
Отрицательным моментом в процессе приобретения можно назвать длительность подбора кандидата, в среднем после увольнения предыдущего работника и приемом нового проходит 2 недели. Предприятию для непрерывности работы на этом этапе требуется сокращение времени найма.
3.2. Методы оценки персонала на предприятии
Оценка персонала на ОАО "Ижмашстанко" производится:
- при подборе кандидатов на прием на предприятие;
- при проведении аттестации работников;
- при присвоении, повышении или понижении квалификационных категорий специалистам.
Для решения этих задач в первом случае оценку производит начальник Управления по работе с персоналом, начальник отдела по работе с персоналом, руководитель структурного подразделения; во втором - аттестационная комиссия.
Из части системы развития персонала на предприятии регламентирована только аттестация.
Аттестация, а также присвоение, повышение квалификационных категорий специалистов проводятся согласно «Положению о порядке проведения аттестации руководителей и специалистов ОАО "Ижмашстанко" (далее Положение).
Присвоение, повышение квалификационных категорий специалистов в настоящее время проводится по мере обращения в комиссию.
Аттестация на предприятии проходит на данный момент и поэтому ее результаты оценить пока невозможно. До настоящего момента аттестация проводилась на ОАО "Ижмашстанко" в 2006 году.
В составах аттестационных комиссий включены председатель, заместитель председателя, секретарь комиссии, представитель профсоюзного комитета и члены – руководители или высококвалифицированные специалисты. Составы комиссий утверждены приказом директора Филиала.
Сроки и графики проведения аттестации подготавливаются отделом по работе с персоналом, согласовываются с профсоюзным комитетом и утверждаются директором. Сроки проведения аттестации доводятся до аттестуемых работников за 1 месяц до начала аттестации. Для претендентов на присвоение, повышение или понижение квалификационных категорий месячный срок и график не предусматривается.
Оценка руководителей и специалистов на первом этапе состоит из характеристики и оценочной таблицы, заполненных непосредственным руководителем аттестуемого работника. Оценочная таблица содержит оценку творческой активности и деловых качеств сотрудника. Характеристика отражает производственную деятельность, квалификацию, деловые и личные качества, соблюдение трудовой дисциплины (в том числе оперативность и грамотность в решении инженерных вопросов, принципиальность, исполнительность, инициативу в работе, умение правильно строить взаимоотношения в коллективе, повышение технических и экономических знаний, умение организовать подчиненных на выполнение стоящих перед коллективом задач).
Оценка деловых качеств и характеристика на аттестуемых работников и претендентов на присвоение, повышение или понижение квалификационных категорий передается в отдел по работе с персоналом за 2 недели до начала заседания аттестационной комиссии. При этом работник должен быть обязательно ознакомлен с обоими документами.
На втором этапе оценка производится комиссией с учетом представления непосредственного руководителя работника и ответов на вопросы самого аттестуемого в виде открытого голосования. Данная оценка заносится в аттестационный лист и имеет 3 результата:
- соответствует занимаемой должности,
- соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией (через 3 месяца или год),
- не соответствует занимаемой должности.
Также аттестационная комиссия имеет право рекомендовать директору ОАО "Ижмашстанко":
- повысить квалификационную категорию работнику,
- повысить должностной оклад работнику,
-освободить работника от занимаемой должности,
- предоставить работнику возможность повышения квалификации на курсах, семинарах, т.д.
- перевести работника на другую работу,
- поощрить работника за достигнутые успехи,
- продвинуть специалиста по служебной лестнице.
С учетом рекомендаций аттестационной комиссии, по представлению руководителей подразделений и отдела по работе с персоналом, директор ОАО "Ижмашстанко" принимает решение по кадровым вопросам.
3.3.Организация системы обучения персонала
Одним из мотивирующих факторов для сотрудников, и, несомненно, главным элементом развития персонала являются обучение, повышение квалификации, проводимые за счет организации. Люди видят, что компания заинтересована в них и инвестирует средства в их профессиональный рост.
Рассмотрим в динамике прохождение обучения персоналом (как один из элементов развития) за период 2005-2007 гг. Состав работников, прошедших обучение, повысивших квалификацию, и затраты Филиала на эти цели представлены в табл.3.2 и табл.3.3.
Таблица 3.2
Динамика прохождения обучения персоналом в период 2005-2007 гг.
Категория персонала | Количество программ за год | Темпы прироста цепные, % | |||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 05/04 | 06/05 | |
Руководители, в т.ч. | 311 | 168 | 215 | -46,0 | 28,0 |
внешнее обучение | 151 | 93 | 64 | -38,4 | -31,2 |
Специалисты, в т.ч. | 352 | 432 | 345 | 22,7 | -20,1 |
внешнее обучение | 115 | 130 | 90 | 13,0 | -30,8 |
Рабочие, в т.ч. | 613 | 449 | 499 | -26,8 | 11,1 |
внешнее обучение | 128 | 76 | 88 | -40,6 | 15,8 |
Служащие, в т.ч. | 0 | 3 | 0 | - | - |
внешнее обучение | 0 | 2 | 0 | - | - |
Итого | 1276 | 1052 | 1059 | -17,6 | 0,7 |
Таблица 3.3
Затраты на обучение персонала в период 2005-2007 гг.
Показатель | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Темпы прироста цепные, % | |
05/04 | 06/05 | ||||
Общая сумма затрат на обучение за год, руб. | 2518000 | 2036000 | 5028200 | -19,1 | 147,0 |
Средний размер затрат на 1 программу обучения работников, руб. | 1973,4 | 1935,4 | 4748,1 | -1,9 | 145,3 |
По данным таблиц 3.2 и 3.3, можно отметить, что средние затраты на обучение работников по 1 программе на предприятии в 2007 году значительно увеличились (на 145,3% по сравнению с 2006 годом) – это положительный момент, т.е. организация изменила отношение к развитию персонала, повысила размер инвестиций в обучение. Однако необходимо увеличить количество обучающих программ для специалистов в связи с внедрением нового оборудования на предприятии, требующего специальной подготовки (за последний год произошло снижение обучающих программ для специалистов на 20,1%)
Вкладывая средства на обучение работников сейчас, организация экономит на будущих расходах, поскольку у нее уже будут работники нужной квалификации (тем более, что на данный момент вводится новое оборудование и технологии, требующие повышения квалификации работников) и не придется затрачивать средства на подбор и адаптацию новых с необходимым перечнем знаний и навыков работников.
3.4. Управление деловой карьерой
Важнейшую роль в управлении развитием кадров играет планирование карьеры перспективных сотрудников из резерва руководящих кадров.
В этой области на предприятии существует Политика по управлению и развитию человеческими ресурсами «Формирование и развитие Кадрового резерва».
Основой организации работы по планированию карьеры является конкретный детализированный учет руководящих должностей среднего и высшего звена, в том числе тех, которые станут вакантными в ближайшем будущем.
Кандидатом в резерв может стать любой работник, если он соответствует определенным требованиям в зависимости от уровня должности (по уровню образования, отсутствию дисциплинарных взысканий, требованиям к стажу работы в компании и возрасту).
Процедура включения кандидата в резерв выглядит следующим образом: подача анкет кандидатов (самостоятельное изъявление работника стать кандидатом или по рекомендации руководителя)- отбор анкет (осуществляет Специалист по резерву) - выполнение конкурсного задания («Пути совершенствования работы своего подразделения»)– психологическое тестирование (осуществляет специалист по оценке по специально разработанным тестам) – собеседование (осуществляет специальная комиссия, в которую входят руководство предприятия, начальник Управления по работе с персоналом) – зачисление кандидата в кадровый резерв.
После зачисления кандидата в резерв, для каждого резервиста разрабатывается и утверждается Индивидуальный план развития, включающий перечень курсов и программ обучения вне рабочего места, подготовку стажировок, самоподготовку, обучение на рабочем месте. План составляется на год.
После окончания обучающих мероприятий по развитию, производится оценка развития резервиста и степени его готовности к занятию вышестоящей или руководящей должности.
В рамках планирования карьеры на предприятии существует 4 уровня резерва:
1. Дирекция ОАО "Ижмашстанко"
2. Руководители высшего звена предприятия
3. Руководители среднего звена (подразделений, служб, отделов)
4. Начальники цехов, участков.
Достигнув одного уровня своей карьерной лестницы, работник может попробовать стать резервистом следующего уровня.
Формирование резерва производится по мере появления вакантных должностей и необходимости их заполнения.
Итоги последнего Кадрового резерва выглядят следующим образом:
Из среднесписочной численности в 2596 человек, было подано около 100 заявок, из которых зачислено в резерв 31 человек. Из числа зачисленных в резерв были приняты на руководящие должности - 11 человек.
Результаты резерва говорят о достаточно эффективном развитии персонала предприятия в рамках планирования их карьеры.
3.5. Оценка эффективности деятельности персонала
Оценка результативности труда — одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом. Она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена.
В самом общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных или качественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.
Показатели, по которым оцениваются работники, называют критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество критериев, которые охватывали бы и объемы работы (например, количество визитов, наносимых агентом по продаже), и ее результаты (например, сумма выручки).
Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т.п.), и, во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника. Как известно, выделяют три категории управленческих работников (служащих); руководители, специалисты и другие служащие. Работники каждой из этих категорий вносят свой вклад в управленческий процесс: специалисты вырабатывают и подготавливают решение, другие служащие их оформляют, а руководители принимают решения, оценивают их качество, контролируют сроки выполнения.
В связи с разделением управленческого труда результат труда руководителя на ОАО "Ижмашстанко" выражается через итоги производственно-хозяйственной и иной деятельности организации или подразделений (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и т.п.), а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему работников (например, уровень оплаты труда, мотивированность персонала и т.п.).
Результат труда специалистов на ОАО "Ижмашстанко" определяется, исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей.
Ниже приведен примерный перечень количественных показателей — критериев оценки результативности труда по некоторым должностям руководителей и специалистов на ОАО "Ижмашстанко".
Линейные руководители (начальники производств, цехов, мастера).
Выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре.
Динамика объема производства:
Динамика производительности труда
Снижение издержек производства
Количество рекламаций и их динамика
Удельный вес бракованных изделий и их динамика
Величина простоев
Потери от простоев
Коэффициент текучести кадров
Начальник финансового отдела.
Прибыль:
Оборачиваемость оборотных средств
Уровень сверхнормативных запасов оборотных средств
Руководитель службы управления персоналом
Производительность труда и ее динамика
Снижение нормативной трудоемкости производимой продукции
Удельный вес технически обоснованных норм
Уровень заработной платы на единицу продукции и его динамика
Коэффициент текучести кадров и его динамика
Количество вакантных мест
Количество претендентов на одно вакантное место
Показатели по обучению и повышению квалификации персонала
Затраты на персонал в издержках производства (удельный вес и
динамика)
Менеджер по персоналу:
Количество вакантных мест в организации
Количество претендентов на одно вакантное место
Коэффициент текучести по категориям персонала и подразделениям.
На ОАО "Ижмашстанко" при оценке результативности труда руководителей и специалистов наряду с количественными показателями, т. е. прямыми, используются и косвенные, характеризующие факторы, влияющие на достижение результатов. К таким факторам результативности относятся: оперативность работы, напряженность, интенсивность труда, сложность труда, качество труда и т.п. В отличие от прямых показателей результативности труда косвенные оценки характеризуют деятельность работника по критериям, соответствующим “идеальным” представлениям о том, как следует выполнять должностные обязанности и функции, составляющие основу данной должности, и о том, какие качества должны быть проявлены в связи с этим.
Для оценки факторов результативности используется балльный метод. Например, при оценке сложности труда интерпретация баллов показана в табл. 3.4.
Таблица 3.4
Пример балльной оценки сложности труда
Оценка в баллах |
|
Выполненная работа по сложности: | |
Существенно превышает должностную инструкцию |
5 |
Несколько превышает должностную инструкцию | 4 |
Соответствует должностной инструкции | 3 |
Несколько ниже, чем требуется в должностной инструкции | 2 |
Существенно ниже, чем требуется в должностной инструкции | 1 |
На ОАО "Ижмашстанко" используется метод управления по целям (задачам) для оценки результативности труда менеджеров, инженеров и канцелярских работников, не связанных непосредственно с выпуском продукции. Пример формулировок некоторых целей (задач) представлен в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Примеры использования метода управления по целям (задачам) на ОАО "Ижмашстанко"
Должности | Формулировка цели (задачи) |
Директор | Уменьшить текучесть кадров с 13 до 10% к 1 января. |
Менеджер по продукции | Увеличить рынок сбыта станков не меньше, чем на 2,3% до 1 января, увеличивая затраты не более чем на 1,5%. |
Агент по продаже | Найти не меньше 5 новых покупателей за рубежом и в течение следующего полугодия заключить с 2-мя контракт. |
Инженер | Завершить разработку проекта фрезерной головки на токарный станок за 10 дней до установленного срока сдачи комплекта документации. |
Заключение
Все виды финансовой отчетности рассказывают о финансовом положении в прошлом и настоящем организаций, но не дают никаких сведений о будущем. Кроме того, они не затрагивают вопросов, связанных с человеческим капиталом организации. Основные же активы сегодня и в будущем – это люди. Для развития и процветания организации потребуются все имеющиеся в наличии навыки, квалификация и достоинства сотрудников. Единственный способ для достижения этого – заложить новые принципы работы, которые должны учить сотрудников стать иными, а не тому, как делать что-либо иным образом.
Отрицательным моментом в процессе подбора на предприятии названа длительность подбора кандидата. Для непрерывности работы на этом этапе требуется сокращение времени найма.
В области обучения персонала выяснено, что были значительно увеличены затраты на обучение персонала, т.е. организация изменила свое отношение к развитию персонала. Однако необходимо увеличить количество обучающих программ (особенно для специалистов, т.к. наблюдается их снижение за последний год).
Так же выяснено, что проводимая на предприятии аттестация персонала приносит плоды, но редкость ее проведения и официальность результатов психологически травмирует работников.
Результаты проводимого кадрового резерва говорят о достаточно эффективном развитии персонала предприятия в рамках планирования их карьеры.
У показателя текучести кадров произошло снижение в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 21,2% и увеличение в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 68,3%. На предприятии показатель текучести в пределах 7% считается нормой, но все же его увеличение за последний год настораживает и, следовательно, необходимо осуществлять мероприятия по его снижению.
Список используемой литературы
1. Федеральный Закон от 30.12.2001 г. 197-ФЗ Трудовой Кодекс Российской Федерации. Российская газета. 2.01.2002.
2. Автоматизированные рабочие места в системе управления. Л.: Машиностроение, 1999.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1999.
4. Архипова Н. Автоматизированная система управления персоналом предприятия: ГП Газавтоматика // Кадры. 1993. 2. С. 32-35.
5. АСУТруд: Учебное пособие для вузов. М. Экономика, 2003.
6. Балабанов И. Финансовый менеджмент. М., Финансы и статистика, 2003.
7. Веснин В. Менеджмент для всех. М., 2003.
8. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Учебник для вузов. М., 2003
9. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2004.
10. Герчикова И. Менеджмент. М., 2003.
11. Грачев М. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело, 2003.
12. Грузинов В. Экономика предприятия и предпринимательство. М., 2004.
13. Друкер П. Труд и управление в современном мире. М. 2003.
14. Зайцев Г. Работа с персоналом в современных условиях хозяйствования: Методические рекомендации. СПб., 2003.
15. Исаенко А. Новое в теории и практике управления персоналом. 2003.
16. Йеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика // Пер. с нидерланд. Мн: 2003.
17. Кабаков В., Пороховник Ю., Зубов И. Менеджмент: проблемы, программа, решение. М., 2004.
18. Как управлять персоналом в условиях рынка // Человек и труд. -1994.3.С.62.
19. Каменский А. Россия и международный рынок рабочей силы // Экономика и жизнь. 1993. 36. С. 12.
20. Карлов Б. Деловая стратегия. М., 2002..
21. Карташова Л. Управление персоналом: Нужны квалифицированные специалисты // Человек и труд. 1994. 6. С. 87.
22. Кибанов А., Захаров Д. Формирование системы управления персоналом на предприятии. М., 2002.
23. Кокорев В. Краткий курс по менеджменту. Барнаул, 2003.
24. Коротков Э. Концепция менеджмента. М., 2004.
25. Кохно П. и др. Менеджмент. М., 2003.
26. Ладанов И. Практический менеджмент. Ч.3 М., 2002.
27. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. (Пер. с нем., под ред. С.Николаевой.). М., 2001.
28. Маккей Х. Как подобрать кадры, которые бы "решали все". // Экономика и организация промышленного производства, 1993, N7
29. Марр Р., Флиастер А. Словарь // Человек и труд. 1994. 1.
30. Мескон М.Х., Альберт А., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2003.
31. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: Классические концепции и новые подходы. Казань, 2001.
32. Монден Я. "Тойота". Методы эффективного управлении (Сокр. пер. с англ.) М., 1999
33. Морита А. Сделано в Японии (Пер. с англ.), М., 1999
34. Наговицин А. Множественность организационных структур управления // Вопросы экономики. 1999
35. Оучи У. Методы организации производства: Японский и американский подходы. // Сокр. пер. с англ. М., 1999
36. Спрос на труд // Российский экономический журнал. 1999. 3. С. 89.
37. Тейлор Ф. Менеджмент. М., 2003.
38. Тохарская Н.М., Солодоева Н.Г. Стратегия фирмы в области управления человеческими ресурсами: Зарубежный опыт. Иркутск, 2002.
39. Травин В., Дятлов В. Основы кадрового менеджмента. М., 2004.