История развития ОАО «АвтоВАЗагрегат»
Общие сведения
Адрес организации: Россия, 445012, Генеральный директор –
Самарская область, г. Тольятти, Маштаков Александр
Поволжское шоссе 3, а/я 494. Андреевич
телефон – (8482) 248752
Телефакс: (8482) 248610, 248730
E-mail: agregat@volga.ru,
Код ОКОХН – 14341
Код ОКПО – 21169281
Расчетный счет – 40402810300000001006
Корреспондентский счет-
БИК – 043678929
ИНН – 6320004654
16 декабря 1982 года было подписано Постановление Совета Министров СССР №1090, в котором Минавтопрому (АВТОВАЗу) поручалось создание группы заводов (в том числе в Куйбышевской области) по восстановлению узлов и агрегатов автомобилей ВАЗа и мощностей по производству оборудования для диагностики и ремонта легковых автомобилей.
15 июня 1983 года Председатель исполкома г. Тольятти в письме в Куйбышевский облисполком №9–1/479 дал согласие на размещение завода по восстановлению деталей, узлов и агрегатов автомобилей ВАЗ в Комсомольском районе.
2 марта 1984 года Госплан СССР принял решение «О строительстве завода по восстановлению деталей, узлов и агрегатов автомобилей ВАЗ, выпуску оборудования для ремонта и диагностики легковых автомобилей в г. Тольятти. Этот день считается датой образования АО «АвтоВАЗагрегат».
15.06.84 г. Приказом по Минавтопрому №341 был создан завод «АвтоВАзагрегат» на правах производства Волжского автозавода, включающий в себя производство восстановленных узлов и агрегатов и производство оборудования для ремонта и диагностики легковых автомобилей. Таким образом АвтоВАЗагрегат начал функционировать как дочернее предприятие АВТОВАЗа.
10 сентября 1984 года Комиссия президиума СМ СССР по оперативным вопросам (КОВ) в протоколе №16 (раздел 2, пункт 6) поручила Госплану СССР (Бибину) предусмотреть в перечне вновь начинаемых в 1985 году строек производственного назначения строительство завода «АвтоВАЗагрегат» в г. Тольятти.
1-го июля 1985 года был вынут первый ковш земли на строительстве завода.
В целях дальнейшего совершенствования структуры управления и развитие приказа по Минавтопрому от 15.06.84 г. №341 «О создании завода «АвтоВАЗагрегат» министр автомобильной промышленности приказом от 01.08.86 г. №555.
– установил, что завод «АвтоВАЗагрегат» является самостоятельным предприятием в составе объединения АВТОВАЗ, осуществляется деятельность в соответствии с Положением о государственном производственном социалистическом предприятии, утвержденном Постановлением СМ СССР от 14.10.85 г. №731.
– реорганизовал завод гаражного оборудования в г. Тольятти в производство оборудования завода «АвтоВАЗагрегат»;
– возложил на производство оборудования завода «АвтоВАЗагрегат» изготовление специального гаражного, диагностического оборудования и специнструмента, оборудования и приспособлений для ремонта и технического обслуживания автомобилей, проведение опытно – экспериментальных работ, связанных с производством указанного оборудования;
– поручил Генеральному директору объединения АВТОВАЗ утвердить в установленном порядке устав завода «АвтоВАЗагрегат» и внести соответствующие изменения в устав «АВТОВАЗа». Устав был утвержден приказом по Минавтопрому №555 подписанным 01.08.86 г.
В 1989 году был введен первый пусковой комплекс завода по производству оборудования для сети техобслуживания ВАЗа: подъемники, сварочные полуавтоматы СВАП-2, шиномонтажные и балансировочные станки, окрасочные камеры, а также товары народного потребления – пластмассовая мебель по итальянской технологии для летних кафе, дачных участков и прицепы к легковым автомобилям «АТЛЕТИК -520» и буксирные приборы к ним. В 1990 году встала проблема стабильности поставок комплектующих, на собственных площадях, требовалось все больше площадей для размещения участков под обеспечение новых моделей автомобилей. Выход – децентрализация производства. ОАО «АвтоВАЗагрегат» начал специализироваться на переведенных с АО «АВТОВАЗ» системе выпуска газа (СВГ): глушители, газоприемные трубы, гнутые трубы, топливно-тормозные трубопроводы, некоторые элементы катанки, сидения на все модели, а также каталические нейтрализаторы.
В начале освоения автомобиля ВАЗ-2110 в 1991 году руководством «АВТОВАЗа» было принято решение о переводе на «АвтоВАЗагрегат» последовательно ряда производств из главного корпуса: изделий из катанки, трубных заготовок, тормозных и топливных трубок, систем выпуска газов (в том числе глушителей), сидений – все для комплектации главных конвейеров Волжского автозавода. Кроме того, было поручено вести подготоку производства нейтрализаторов выхлопных газов, сложных объемных деталей из пластмасс.
В течение 2,5 лет на заводе «АвтоВАЗагрегат» было создано комплексное производство, и в течение этого периода главный конвейер не ощутил напряженности в поставках, оперативно, четко по графику, получал необходимые объемы качественных узлов и деталей.
Было перемещено на «АвтоВАЗагрегат» 750 ед. уникального технологического оборудования при безусловном соблюдении жесткого графика перемонтажа, пусконакладки и освоения. В 1994 году специалисты завода спроектировали и изготовили онащение и стендовое оборудование для производства систем выпуска газов под электронный впрыск.
С 1994 года специалистами ОАО «АвтоВАЗагрегат» освоено производство нейтрализаторов, что стало дальнейшим этапом технического развития завода.
С мая 1995 года специалисты АвтоВАЗагрегата и СКП ВАЗа приступили к переводу производства сидений к автомобилям ВАЗ-21213 с СКП в АвтоВАЗагрегат. Таким образом, с 1996 года завод «АвтоВАЗагрегат перешел к практическим постановкам новой продукции – сидений на ВАЗ – 21213, С 1999 года на ВАЗ-2110, а к 2002 году – на всю гамму моделей автомобилей семейства ВАЗ, обеспечив прирост годовых объемов выпуска товарной продукции. В сентябре 2002 г. Начат серийный выпуск сидений к автомобилю ВАЗ-2123.
После введения норм безопасности ЕЭК ООН 17–07 в 2004 г. ОАО «АвтоВАЗагрегат» приступил к изготовлению сидений, соответствующих новым требованиям.
С 2002 г. ОАО «АвтоВАЗагрегат» – является самостоятельным акционерным обществом связанным с АО «АВТОВАЗ» партнерскими отношениями.
В настоящее время ОАО «АвтоВАЗагрегат» является самостоятельным акционерным обществом. На предприятии идет постоянное совершенствование производства, внедрение новых технологий, осваиваются детали и узлы для новых перспективных моделей и модификаций автомобилей ВАЗ, в т.ч. для ВАЗ 2170 и ВАЗ 1118 «Калина».
Объем реализации товарной продукции растет с каждым годом и в 2003 году составил более 7 миллиардов руб. (с НДС), из которых более 90% продукции предприятие поставляет на ОАО «ВАЗинтерСервис», ОАО «ИжАвто», ЗАО «РВ», ЗАО «РосЛада», ООО ПФ «ДСК» и другие.
Организация комплексной аналитической работы на предприятии ОАО «АвтоВАЗагрегат» и распределение задач по исполнителям проводится в соответствии с укрепненной структурой ОАО «АвтоВАЗагрегат» и штатным расписание каждого подразделения.
Рассмотрим некоторые технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2002–2004 гг. (табл. 1.1)
Таблица 1.1.
Основные технико-экономические показатели | ||||||
производственно – хозяйственной деятельности | ||||||
ОАО «АвтоВАЗагрегат» | ||||||
за 2001–2003 гг. | ||||||
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2001 г. |
2002 г. |
Темп прироста 2002 г. к 2001 г., % | 2003 г. |
Темп прироста 2003 г. к 2002 г., % |
Объем товарной продукции | тыс. руб. | 4 431 671 | 5 972 231 | 34,8 | 6 301 148 | 5,5 |
из него: катанка | тыс. руб. | 84 762 | 81 119 | -4,3 | 91 040 | 12,2 |
трубы прямые | тыс. руб. | 187 762 | 83 545 | -55,5 | 60 007 | -28,2 |
трубки «банди» | тыс. руб. | 433 149 | 472 702 | 9,1 | 574 674 | 21,6 |
СВГ | тыс. руб. | 1 015 151 | 1 030 195 | 1,5 | 1 231 786 | 19,6 |
нейтрализаторы | тыс. руб. | 403 862 | 250 247 | -38,0 | 262 355 | 4,8 |
сидения | тыс. руб. | 2 306 985 | 4 054 423 | 75,7 | 4 081 286 | 0,7 |
Отгружено продукции (с НДС) | тыс. руб. | 5 228 398 | 7 058 217 | 35,0 | 7 510 519 | 6,4 |
в т.ч. ОАО «АВТОВАЗ» | тыс. руб. | 5 099 780 | 6 852 847 | 34,4 | 7 153 335 | 4,4 |
Рентабельность тов. пр-ции | % | 3,8 | 4,3 | 13,2 | 5,7 | 31,5 |
Затраты на 1 руб. тов. пр-ции | коп. | 96,34 | 95,88 | -0,5 | 94,65 | -1,3 |
Фонд оплаты труда ППП | тыс. руб. | 244 826 | 333 272 | 36,1 | 401 037 | 20,3 |
Среднеспис. численность ППП | чел. | 3 587 | 4 196 | 17,0 | 4 198 | 0,0 |
Среднемесячная зарплата ППП | руб. | 5 688 | 6 619 | 16,4 | 7 961 | 20,3 |
Выработка на 1-го раб-го ППП | т. руб. / чел. | 1 235 | 1 423 | 15,2 | 1 501 | 5,5 |
По итогам 2001–2003 гг. предприятие ОАО «АвтоВАЗагрегат» сработало безубыточно. Существует тенденция к повышению рентабельности, что свидетельствует об отлаженной работе по управлению процессом формирования затрат, оперативном выявлении причин отклонений от норм и их устранению, выявлению резервов снижения себестоимости и успешной их реализации. Затраты на 1 руб. товарной продукции соответственно снижаются.
Анализируя таблицу 1.1. видим, что темп роста заработной платы значительно опережает темп роста производительности труда, это пагубно отражается на прибыльности предприятия, т. к. именно повышение производительности труда обеспечивает стабильное снижение себестоимости продукции.
Производство и его динамика
В 2002 г. Осуществлен запуск производства пошива обивок сидений на все модели автомобилей LADA с использованием передовых технологий раскроя обивок (настилочно-раскройный комплекс фирмы Curis-Wastema(Германия)).
В 2003 году было изготовлено свыше 60 миллионов штук различных автокомпонентов. Разработан ряд программ на повышение качества. Одним из первых в Росси завод внедрил стандарт качества ИСО-9000. Закончена подготовка производства и началась поставка на АВТОВАЗ новых сидений для автомобилей «LADA-111», «LADA-112», ВАЗ-2170.
В 2004 г. Осуществлена подготовка производства и начат выпуск глушителей для автомобилей ВАЗ-21101, ВАЗ-21104 с изменением двигателем рабочим объемом 1,6 л. Выпущена первая партия сидений и глушителей для комплектования предпилотной партии автомобиля ВАЗ-2118 «Калина».
В 2005 году будет осуществлен для переднеприводных моделей автомобилей LADA на площадях ОАО «АвтоВАЗагрегат».
Закономерной оцнкой общероссийской и международной деятельности ОАО «АвтоВАЗагрегат» стала полученная заводом в 2003 году по постановлению Союза промышленников и предпринимателей России медаль Российско-Швейцарского бизнес-клуба «За безупречную деловую репутацию». В 2004 г. ОАО «АвтоВАЗагрегат» получил главную Всероссийскую премию «Российский Национальный Олимп», г. Москва.
Много внимания АвтоВАЗагрегат уделяет благотворительности и меценатству: входит в городской стратегический совет (ТОП 20+1), а также в попечительский совет школы олимпийского резерва «Союз»; спонсирует женский футбольный клуб «Лада», драматический театр «Колесо» г. Тольятти; оказывает благотворительную помощь пенсионерам, социальной гостинице; шефствует над средней школой и детским подростковым клубом; участвует в городских районных мероприятиях; оказывает единовременную финансовую помощь другим обществам и организациям.
Продукция ОАО «АвтоВАЗагрегат»
Номенклатура выпускаемой продукции завода весьма разнообразна: катанка, оцинкованные детали (окрашенная катанка), трубы (прямые и гнутые), трубки «банди», СВГ-газоприемники и глушители (основной, дополнительный, окрашенный), нейтрализаторы, сидения для всех моделей автомобилей LADA.
90% изготавливаемой продукции поставляется на АВТОВАЗ. Также потребителями продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» являются: Джи Эм-АВТОВАЗ, ВИСС, ЗАО «РВ», РосЛада, ЗАО «ТКА», ООО «Орбита», ООО «Комплект М», ООО ПФ «ДСК», ОАО «ИЖ-АВТО».
Следует более подробно ознакомиться с продукцией завода.
Сидения
ОАО «АвтоВАЗагрегат» является основным и поставщиком сидений для всех моделей LADA и Chevrolet Niva. Специалиствами ОАО «АвтоВАЗагрегат» совместно со специалистами ОАО «АВТОВАЗ» разработаны:
– новая конструкция сидений на автомобиль LADA KALINA с применением импортных комплектующих;
– сидения на автомобили десятого семейства с новой набивкой, отличающиеся комфортабельностью, удобством, безопасностью и отвечающие требованиям международных стандартов.
После введения норм безопасности ЕЭК ООН 17–07 В 2004 г. ОАО «АвтоВАЗагрегат» приступил к изготовлению сидений, соответствующих новым требованиям. Сидения в сборе выдерживают ресурсные испытания в объеме 80000 км пробега на прочность установки и соединений конструкции. Сидения соответствуют требованиям безопасности согласно ЕЭК ООН №14, 17, 21, 33, 94, 95.
Гарантийный срок эксплуатации соответствует гарантийному сроку автомобиля, который комплектуется этими сидениями.
В номенклатуру выпускаемых сидений входят сидения исполнения «Норма с обивкой из велюра с гобеленом, «Стандарт» с обивкой из твида, «Люкс» с обивкой из бархата.
В зависимости от комплектации автомобиля сиденья могут комплектоваться системами электроподогрева, набивкой из растительного волокна.
В сентябре 2002 г. Начат серийный выпуск сидений к автомобилю ВАЗ-2123, в IV квартале 2003 г. Выпущены сидения для комплектования опытно-промышленой партии автомобилей ВАЗ-1118 «Калина» (250 шт.) С ноября 2004 г. Начат серийный выпуск сидений к автомобилю ВАЗ-1118 «Калина». С января 2005 года освоено дополнительное производство сидений на мелкосерийные автообили LADA 2131, 2120 и 21104.
Глушители
ОАО «АвтоВАЗагрегат» является производителем и поставщиком систем выпуска газов всех моделей LADA, в том числе на автомобиль LADA KALINA. Для изготовления глушителей применяются передовые материалы.
Изготавливаемые системы выпуска газов обеспечивают снижение уровня шума автомобилей LADA в соответствии с международными требованиями ЕЭК ООН, что подтверждено результатами испытаний в «ЮТАК» (Франция) и наличием сертификатов качества Госстандарта России.
Выпускаемые СВГ соответствуют ТУ 4591–004–21169281–2001.
Ресурс эксплуатации вальцованных глушителей (для переднеприводных автомоблей) не менее 80000 км или трех лет эксплуатации.
Гарантийный срок эксплуатации соответствует гарантийному сроку автомобиля, который комплектуется этими глушителями.
Нейтрализаторы
С 2001 года в России предъявляются особые требования к выхлопным системам, которые должны обеспечивать выполнение норм токсичности EURO-2 и EURO-3.
ОАО «АвтоВАЗагрегат» впервые в России приступило к серийному производству каталитических нейтрализаторов отработавших газов для автомобилей с бензиновым двигателем объемом от 1,5 до 2,0 литров.
Токсичные составляющие отработавших газов, проходя через нейтрализатор при высокой температуре, в результате химической реакции становятся безопасными для окружающей среды.
За основу конструктивных решений нетрализатора был принят классический вариант конструкции, используемый большинством автомобильных компании, т. Е. керамический блок сотовой структуры с нанесенным каталитическим покрытием размещается в двух штампованных полукорпусах и удерживается от перемещений посредством сжатия через терморасширяющуюся прокладку.
В качестве катализатора используются платина (Pt) и родий (Rh), нанесенные на керамический сотовый блок.
Нейтрализаторы комплектуются каталитическими блоками производства Уральского электрохимического комбината (г. Новоуральск Свердловской области). Терморасширяющиеся прокладки разработаны научно-производственной фирмой «Мелик» (г. Апрелевка Московской области).
Для обеспечения эффективной работы нейтрализатора в течение гарантийного пробега 80 000 км необходимо использовать неэтилированное топливо. Эффективность преобразования нейтрализатором токсичных компонентов будет более высокой при использовании на двигателе системы вспрыска топлива, обеспечивающей точное регулирование состава топливно-воздушной смеси.
Автомобили LADA с нейтрализатором производства ОАО «АвтоВАЗагрегат» обеспечивают выполнение норм токсичности EURO-2 и EURO-3.
Объем производства нейтрализаторов ОАО «АвтоВАЗагрегат» составляет 110 000 штук в год. В проекте развития производства заложено увеличение программы производства до 750 000 штук в год, что полностью обеспечит программу ОАО «АВТОВАЗ» по выпуску автомобилей.
Трубки
ОАО «АвтоВАЗагрегат» является производителем трубок тормозной и топливной системы на все модели автомобилей LADA, в том числе на автомобиль LADA KALINA, а также на автомобиль Chevrolet Niva.
Трубопроводы привода тормозов и сцепления предназначены для установки в автомобили ВАЗ с целью передачи гидравлического давления от главного тормозного цилиндра к колесным тормозным механизмам и от главного цилиндра сцепления к рабочему цилиндру.
Трубопроводы изготавливают из свертнопаяных труб с цинковым цинкополимерным покрытием, и электросварных труб, поставки как зарубежных, так и отечественных производителей. Ресурс эксплуатации не менее 150 00 км для первой категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624. Кроме того, для потливныхтрубопроводов применяются резиновые и тефлоновые шланги отечественного и импортного производства.
Критерий отказа – нарушение герметичности. Трубки обладают герметичностью при гидравлическом давлении 35,7 МПа (350 кгс/см), стойки с маслам, аккумуляторной кислоте, бензину.
Качество трубок в тормозной системе обеспечивает безопасность автомобиля согласно правил №13 ЕЭК ООН.
Конструктивное исполнение топливопроводов автомобилей с ЭСУД может быть трех видов:
А – металлические трубки в комплектации с резиновыми шлангами с разъемными и неразъемными соединениями;
Б – металлические трубки в комплектации со шлангами из тефлона, с разъемными и неразъемными соединениями;
В-трубки из полиамида и комбинации из металлических и полиамидных трубок. Для разъемного соединения применяется быстроразъемный соединитель.
Ресурс эксплуатации топливопроводов до их замены 125 000 км. Качество топливопроводов соответствует требованиям по безопасности правила №34 ЕЭК ООН и проверяется в составе автомобиля. 100% топливопроводов проверяется на герметичность.
Гарантийный срок эксплуатации соответствует гарантийному сроку автомобиля, который комплектуется этими топливопроводами.
Организационная структура, численность персонала и динамика текучести кадров
Как и любое другое предприятие, реагируя на изменение в окружающей среде. Последнее преобразование на ОАО «АвтоВАЗагрегате» было 2003 году. До реформы на заводе было 9 цехов, из них 3 цеха являлись основными, а остальные вспомогательными и обслуживающими одновременно (кроме цеха пошива). В связи с развитием рыночных отношений структура производства ОАО «АвтоВАЗагрегат» претерпела некоторые изменения: цех пошива и автотранспортный преобразовались в ООО «ПошивАвтоВАЗагрегат» и ООО «АвтоВАЗтранс» соответственно. Теперь это стали отдельные предприятия, являющиеся дочерними для агрегата.
Основными цехами завода являются: арматурный, сварочный и сборочный. В арматурном цехе изготавливают катанку (отрез, гибка и промывка водой), трубы прямые, трубка «банди» (зачистка, отрезка, контроль за размерами, высадка из форм, гибка) и готовые оцинкованные изделия (т.е. окрашенная катанка).
В сварочном цехе изготавливают трубы гнутые (промыв водой, отрезка, гибка, отпуск смягчающий), газоприемник (дуговая сварка в углекислом газе, испытание на герметичность, фрезерная обработка, зачистка, сверлильная обработка, контроль), все виды глушителей (сварка в углекислом газе, испытание на герметичность, отрезка, контроль), нейтрализаторы (гибка, раздача, обжиг, промывка водой, отрезка, закатка, калибровка, испытание на герметичность, контроль). Сидения обрабатываются сначала в сварочном цехе, затем в сборочном (раскройка, упаковывание, перегрузка, комплектование, сборка, упаковывание, загрузка, комплектование, склеивание, контроль, маркирование, перегрузка).
Более наглядно организационную структуры предприятия можно рассмотреть в схеме 1.1.
Система менеджмента качества и сертификации продукции
За годы функционирования предприятия сложились традиции ответственного отношения к решению проблем в области качества, а ОАО «АвтоВАЗагрегат» превратилась в одно из наиболее развитых, крупных и компетентных российских предпритий-поставщиков составных частей автомобильной техники.
Предприятие специализируется на производстве широкой номенклатуры сидений, агрегатов и комплектующих изделий для систем выпуска отработавших газов, тормозных и топливных систем легковых автомобилей. В составе автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» продукция предприятия в настоящее время успешно эксплуатируется не только в России, но и во многих других странах мира.
На предприятии накоплен богатый опыт решения сложных организационных, технических и технологических проблем, применения системного подхода к решению проблем в области качества.
С первого дня от начала производства на предприятии функционировало комплексная система управления качеством продукции. С конца 90х. годов на предприятии внедрялась, а в 2001 году была сертифицирована система качества, отвечающая требованиям ГОСТ Р ИСО 9002–96 (ИСО 9002:94)
В связи с пересмотром и вводом в действия новой серии международных стандартов ИСО серии 9000 в 2002 году руководство предприятия пересмотрело политику в области качества, сориентировало ее на удовлетворение запросов и требований самых взыскательных заказчиков, на достижение лидирующих позиций в области качества выпускаемой продукции, и обеспечило соответствие действующей системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001–2001 (ИСО 9001:2000), получив сертификат в 2002 году. Вообще ИСО 9000 представляет собой стандарт по системе качества, в котором должны быть указаны общие требования к документации, ответственность руководства (декларация директора) политика в области качества, ориентация на потребителя, планирование качества, анализ качества со стороны руководства.
Система менеджмента качества применяется и взаимодействует со всеми другими видами деятельности и организованно так, чтобы:
– не допускать(предупреждать) возможность появления не соответствий продукции и процессов установленным требованиям;
– обеспечивать выявление всех несоответствий в продукции, процессах и самой системы менеджмента качества, если они были все же допущены, выявить причину их появления;
– устранять причины несоответствий, не допуская их повторного появления за счет оперативной разработки и реализации мер корректирующего действия;
– обеспечивать непрерывное улучшение качества продукции, совершенствование самой системы менеджмента качества и ее элементов;
– постоянно повышать уровень удовлетворенности заинтересованных лиц результатами функционирования самой системы менеджмента качества.
Основными задачами менеджмента ОАО «АвтоВАЗагрегат» являются: выпуск продукции, отвечающей требованиям нормативной, технической и контрактной документации, удовлетворяющей запросам и ожиданиям потребителей; финансовая безопасность, рост доходов, уверенность в будущем; качественно новая внутренняя культура предприятия; высокое доверие партнеров, потребителей и инвесторов; современное высокотехнологичное производство и организационная структура.
Основным средством достижения целей является созданная и постоянно развивающаяся система менеджмента качества, базирующаяся на принципах:
– потребитель-главный контролер продукции, источник и смысл существования предприятия;
– персонал – ключевое звено, определяющее экономическое состояние и перспективы развития предприятия;
– процесс и производства – формируют фактическое качество и ценность продукции для потребителя и каждый из них должен иметь своего владельца, ответственного за их уровень и результаты реализации;
– системный подход, факты, преодоление функциональной ограниченности руководителей и специалистов различных уровней и подразделений – необходимое условие принятия эффективных технических и управленческих решений;
– непрерывное улучшение качества продукции – цель и норма деятельности каждого работника предприятия.
Опережающее удовлетворение нужд потребителей должно стать нашим главным приоритетом. Только успех предприятия может гарантировать:
– сотрудникам – сохранение рабочих мест, рост доходов, улучшений условий труда, уверенность в будущем;
– потребителям – удовлетворение их нужд и целесообразность долговременного сотрудничества с нашим предприятием;
Немного ознакомившись с предприятием, мы можем выявить его достоинства и недостатки.
Положительные стороны ОАО «АвтоВАЗагрегат»:
На территории завода есть незадействованные, свободные площади т.е. можно производить новые виды продукции, расширять производство;
близкая расположенность к основным потребителям продукции (например, ОАО «АВТОВАЗ» – 90% производимой продукции);
низкие затраты на транспорт в связи с близкой расположенностью потребителей продукции «АвтоВАЗагрегата»;
Коньюктурным комитетом ведутся работы по снижению себестоимости:
А) замена дорогостоящих материалов на более дешевые
Б) поиск альтернативных потребителей продукции (кому выгоднее поставлять продукцию);
контроль и анализ затрат на предприятии;
экономия электроэнергии;
в 2004 году цех пошива (чехлы) и транспортный отделились от ОАО «АвтоВАЗагрегата» и стали дочерними предприятиями (ООО «Пошив АвтоВАЗагрегат» и ООО «АвтоВАЗ транс».
Отрицательные стороны «АвтоВАЗагрегата»:
устаревшее оборудование и невозможность замены его на новое;
текучесть кадров;
низкоквалифицированные рабочие.
в связи с устаревшим оборудованием есть вероятность производства бракованной продукции.
2. Информация об отделе
Экономическая деятельность на предприятии в целом заключается в следующем:
1 составление планового бюджета
2 контроль за расходованием бюджетных средств
3 планирование и анализ затрат на предприятии
4 контроль за финансовой деятельностью, товарно-материальными ценностями и готовой продукцией на складах
5 анализ и контроль строительных смет на предмет цен
6 расчет, согласование и анализ цен на готовую продукцию
7 контроль за ценами поставщиков на готовую продукцию, услуги
8 ведение статистики
9 контроль за планированием производства
10 анализ деятельности дочерних предприятий
11 анализ и контроль за браком
Я проходила практику в планово-экономическом отделе. На ОАО «АвтоВАЗагрегат» деятельность отделов регламентируется Положениями. Таким образом деятельность планово-экономического отдела регулируется Положением за №301.311.350.063–2005, которое разработано на основе инструкции И 63000.37.101.0096.
Данное Положение разработано с целью определения статуса планово–экономического отдела в организационной структуре ОАО «АвтоВАЗагрегат» и функций отдела в деятельности предприятия.
Оно устанавливает должностные обязанности, права и ответственность начальника отдела.
Планово–экономический отдел – самостоятельное структурное подразделение службы первого заместителя генерального директора – заместителя генерального директора по экономике и финансам с непосредственным подчинением первому заместителю генерального директора – заместителю генерального директора по экономике и финансам (далее – заместитель генерального директора по экономике и финансам).
Планово–экономический отдел возглавляет начальник отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора ОАО «АвтоВАЗагрегат» по представлению заместителя генерального директора по экономике и финансам.
На должность начальника планово–экономического отдела назначается лицо, имеющее высшее экономическое или инженерно–экономическое образование и стаж работы по специальности в области экономического планирования не менее пяти лет.
Начальник планово–экономического отдела должен знать:
– законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно–хозяйственную и финансово–экономическую деятельность предприятия;
– методические материалы, касающиеся экономики предприятия;
– стратегию и перспективы развития предприятия;
– перспективы развития отрасли;
– профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;
– организацию разработки перспективных и текущих планов производственно–хозяйственной деятельности предприятия;
– порядок разработки бизнес–планов;
– систему экономических стандартов и показателей предприятия;
– организацию статистического учета, планово–учетную документацию, сроки и порядок составления отчетности;
– методы экономического анализа показателей производственно–хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений;
– порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов и трудовых затрат, оптовых и розничных цен;
– методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентноспособности продукции, совершенствованию организации труда и управления;
– экономику и организацию производства, труда и управления;
– основы технологии производства;
– основы трудового законодательства;
– правила и нормы охраны труда;
– Коллективный договор ОАО «АвтоВАЗагрегат»;
– Руководство по качеству ОАО «АвтоВАЗагрегат».
В своей деятельности отдел руководствуется Уставом предприятия, настоящим положением, организационно – распорядительными документами ОАО «АвтоВАЗагрегат».
Цель, объекты и предмет деятельности отдела
Целью деятельности планово–экономического отдела является текущее и краткосрочное планирование эффективной деятельности предприятия, анализ и прогнозирование его экономического развития, разработка и осуществление в соответствии с Политикой в области качества ценовой политики, направленной на обеспечение конкурентноспособности выпускаемой продукции и получение прибыли.
Количественные параметры выражения цели:
– соблюдение бюджета;
– прибыль по отгрузке;
– рентабельность;
– выполнение плана выпуска товарной продукции (в объёме и номенклатуре).
Объектами деятельности являются:
– подразделения ОАО «АвтоВАЗагрегат»;
– производственные и хозяйственные процессы;
– сторонние организации;
– финансовые и материальные потоки;
– базы данных в информационной системе предприятия, служебные письма-предписания, сообщения, договора на поставку продукции, калькуляции и т.д.
Предметом деятельности планово–экономического отдела является производственно–хозяйственная деятельность подразделений и ОАО «АвтоВАЗагрегат» в целом.
Задачи ПЭО
1 Участие в формировании единой экономической политики предприятия.
2 Экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).
3 Анализ экономического состояния предприятия.
4 Организация и методическое обеспечение разработок программ, текущих и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия.
5 Разработка рекомендаций по снижению затрат на осуществление деятельности предприятия.
6 Контроль соблюдения подразделениями ОАО «АвтоВАЗагрегат» экономической политики предприятия.
7 Разработка рациональных форм документации для планирования, учета, контроля и экономического анализа на ОАО «АвтоВАЗагрегат».
8 Выявление производственных резервов на основе анализа хозяйственной деятельности предприятия.
9 Прогнозирование и анализ динамики цен на продукцию ОАО «АвтоВАЗагрегат» (как для ОАО «АВТОВАЗ», так и для других потребителей).
10 Разработка оптовых и розничных цен на реализуемые ТМЦ и утверждение планово–расчётных цен на продукцию ОАО «АвтоВАЗагрегат».
11 Установление дифференцированных цен на товары и услуги.
12 Анализ и согласование цен поставщиков ТМЦ и услуг.
13 Организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства.
Структура и функции отдела
Планово–экономический отдел построен по функциональной организационной структуре и имеет в своем составе:
– группу анализа и планирования производства;
– группу анализа и расчета цен.
Группа анализа и планирования производства:
– разрабатывает проекты перспективных и текущих планов предприятия в соответствии с заказами потребителей продукции;
– планирует производственную программу по цехам основного и вспомогательного производства;
– корректирует планы предприятия;
– контролирует выполнение планов;
– подводит итоги производственно-хозяйственной деятельности предприятия по подразделениям;
– разрабатывает систему показателей оценки деятельности цехов и служб, в соответствии со спецификой их работы;
– разрабатывает предложения по снижению затрат на продукцию вспомогательного производства;
– заполняет и предоставляет в органы статистики формы статистической отчётности;
– составляет справки по объёму производства в сопоставимых ценах;
– формирует потребность в средствах на год и помесячно с разбивкой по элементам затрат и бюджетодержателям;
– согласовывает договора на поставку продукции и услуги;
– анализирует использование средств бюджетодержателями в соответствии с утвержденным бюджетом;
– контролирует служебные на оплату поставляемой продукции и услуги согласно заключенным договорам;
– контролирует выполнение подразделениями ОАО «АвтоВАЗагрегат» показателей для премирования;
– разрабатывает проект бюджета ОАО «АвтоВАЗагрегат» при расчетах с ОАО «АВТОВАЗ»;
– оформляет оперативный план наполнения бюджета
с ОАО «АВТОВАЗ»;
– планирует сметы затрат на производство товарной продукции на год, квартал, месяц;
– рассчитывает убытки, нанесенные предприятию, и анализирует их источники;
– рассчитывает экономический эффект по рацпредложениям;
– анализирует технико-экономические показатели деятельности предприятия;
– участвует в разработке комплексного плана производственно–хозяйственной деятельности предприятия;
– разрабатывает рекомендации по снижению затрат и предупреждению непроизводительных расходов на производство товарной продукции;
– участвует в планировании бюджета предприятия.
Группа анализа и расчета цен:
– прогнозирует и анализирует динамику цен на продукцию ОАО «АвтоВАЗагрегат»;
– разрабатывает методологию ценообразования;
– рассчитывает плановую себестоимость и цены:
а) на изделия основного производства;
б) на опытные партии изделий основного производства;
в) на изделия, поставляемые по «внешней кооперации»;
г) на продукцию, реализуемую другим потребителям;
д) на изделия для вновь осваиваемых моделей автомобилей семейства ОАО «АВТОВАЗ»;
е) на экспериментальные типовые изделия основного производства;
– готовит протоколы согласования цен на готовую продукцию ОАО «АвтоВАЗагрегат» с потребителями;
– корректирует и контролирует цены на продукцию ОАО «АвтоВАЗагрегат» и ТМЦ в базах данных информационной системы предприятия;
– ведет аналитические таблицы изменения цен и себестоимости по изделиям основного производства;
– анализирует и согласовывает цены на материалы и комплектующие, используемые в производстве готовой продукции;
– пересматривает цены на изделия основного производства ОАО «АвтоВАЗагрегат» в связи с изменениями данных для расчёта цен;
– контролирует и учитывает служебные на оплату ТМЦ и услуг согласно заключённым договорам;
– анализирует предложенные для согласования цены на ТМЦ и услуги, готовит предложения по уровню цен;
– обеспечивает своевременное согласование и документальное оформление цен;
– разрабатывает оптовые и розничные цены на реализуемые ТМЦ;
– рассчитывает себестоимость и цены на изделия вспомогательного производства;
– рассчитывает калькуляции индивидуальных заказов;
– анализирует и согласовывает цены на изделия и услуги сторонних организаций для вспомогательного производства ОАО «АвтоВАЗагрегат»;
– разрабатывает планово-расчётные цены.
Документация планово-экономического отдела
Нормативные документы:
– «Коллективный договор ОАО «АвтоВАЗагрегат»;
– «Правила внутреннего трудового распорядка ОАО «АвтоВАЗагрегат»;
– «Руководство по качеству ОАО «АвтоВАЗагрегат»;
– договоры с предприятиями и организациями;
– «Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях»;
– организационно – распорядительные документы;
– «Инструкция №4 от 19.01.2000 по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения:
– «Инструкция №124 по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения №1-предприятие – «Основные сведения о деятельности предприятия»;
– «Положение о планово–экономическом отделе»;
– должностные инструкции;
– штатное расписание.
Регламент работы планово-экономического отдела
1 Режим работы устанавливается в соответствии с документом «Графики сменности персонала завода», утверждаемым генеральным директором
ОАО «АвтоВАЗагрегат».
Регламент работы определяется на основе маршрута движения документов или материальных предметов.
Перечень документов, работа с которыми регламентируется во времени, представлен в таблице 2.1
Таблица 2.1
Наименование документа |
Исполнитель |
Функция |
Дата прихода (открытия) |
Дата выхода (закрытия) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Акты переоценки деталей | ГАиРЦ | Контроль | 01/**/** | 02/**/** | ||
Бюджет ОАО «АвтоВАЗагрегат» на год, на месяц, на квартал | ГАиПП | Планирование и анализ | Поступление | 15/**/** | ||
Гарантийные письма на оплату материалов и услуг | ГАиРЦ | Контроль | Поступление | 2 дня | ||
Заключение на премию | Начальник отдела | Регулирование | 10/**/** | 15/**/** | ||
Извещение о неявках на работу и опозданиях | Начальник отдела | Контроль | Ежедневно | Ежедневно до 9_00 | ||
Корректировка плана в номенклатуре и объёме | ГАиПП | Контроль | 16/**/** | 20/**/** | ||
Отчет о выполнении показателей комплексного плана | ГАиПП | Анализ | 25/**/** | 27/**/** | ||
Отчет по нормативным, плановым и фактическим затратам на производство товарной продукции по ОАО «АвтоВАЗагрегат» | ГАиПП | Анализ | Поступление | 20/**/** | ||
Отчет по исполнению бюджета подразделениями ОАО «АвтоВАЗагрегат» за месяц | ГАиПП | Анализ | 10/**/** | 15/**/** | ||
План по изготовлению технологического оборудования | ГАиРЦ | Контроль | 28/**/** | 30/**/** | ||
План производства в номенклатуре и объёме | Начальник отдела | Контроль |
2/**/** 17/**/** 30/**/** |
2/**/** 17/**/** 30/**/** |
||
Плановая калькуляция изготовления |
ГАиРЦ Начальник отдела |
Расчет Контроль |
Поступление | 3 дня | ||
Плановая калькуляция на продукцию (услуги) поставщиков | ГАиРЦ |
Контроль Анализ |
Поступление | 2 дня | ||
Плановая смета затрат на производство товарной продукции и ее расшифровка | ГАиПП | Планирование | 15/**/** | 20/**/** | ||
Проект плана производства товарной продукции на год | ГАиПП | Планирование | Поступление | 25/12/** | ||
Протокол ошибок по комплектующим (материалам) | ГАиРЦ | Анализ | 28/**/** | 10/**/** | ||
Протокол согласования цен на продукцию ОАО «АвтоВАЗагрегат» |
ГАиРЦ Начальник отдела |
Планирование, Контроль |
Поступление | 3 дня | ||
Протокол согласования цен |
ГАиРЦ Начальник отдела |
Планирование Организация Контроль |
Поступление | 3 дня | ||
Расчеты сумм хозрасчётных претензий поставщикам ОАО «АвтоВАЗагрегат» за брак | ГАиПП | Расчет | Поступление | 3 дня | ||
Расчет экономического эффекта от использования изобретения, рацпредложения | ГАиПП | Планирование | Поступление | В течение 19 дней | ||
Реестр цен на изделия цехов вспомогательного производства | ГАиПП | Расчет | 01/**/** | 15/**/** | ||
Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг | ГАиПП | Анализ | 01/**/** | 02/**/** | ||
Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ и услуг) | ГАиПП | Анализ | 15/**/** | 20/**/** | ||
Сведения о затратах на производство и реализацию продукции | ГАиПП | Отчет | 25/03/** | 01/04/** | ||
Сведения об объеме платных услуг населению | ГАиПП | Анализ | 01/**/** | 02/**/** | ||
Смета затрат на производство товарной продукции на месяц, год по ОАО «АвтоВАЗагрегат» | ГАиПП | Планирование |
05/**/** 30/**/** |
05/**/** 30/**/** |
||
Служебные на оплату материалов, комплектующих и услуг | Начальник отдела | Контроль | Поступление | В течение суток | ||
Справка по выполнению плана производства товарной продукции за неделю месяц год |
ГАиПП | Анализ |
Понедельник 01/**/** 02/**/** |
до 11–00 В течение суток В течение суток |
||
Справка по выполнению плана реализации ОАО «АвтоВАЗагрегат» за неделю месяц год |
ГАиПП | Анализ | Понедельник 01/**/** 02/**/** |
до 11–00 В течение суток В течение суток |
||
Справка по себестоимости в разрезе номенклатуры | ГАиПП | Анализ | Поступление | 20/**/** | ||
Справка по исполнению бюджета подразделениями | ГАиПП | Анализ | 10/**/** | 20/**/** | ||
Справка по объемам товарной продукции прошлого года в ценах и по методологии текущего года | ГАиПП | Анализ | 15/**/** | 20/**/** | ||
Ценник готовой продукции, ценник комплектующих, ценник материалов, ценник по договорам | ГАиРЦ |
Контроль Регулирование |
Поступление | В течение суток | ||
Отчет о достижении целей в области качества | ГАиПП | Отчет | Поступление | 05/**/** | ||
Анализ себестоимости по статьям затрат за месяц, с начала года | ГАиПП | Анализ | Поступление | 20/**/** | ||
Анализ структуры себестоимости товарной продукции за месяц, с начала года | ГАиПП | Анализ | Поступление | 20/**/** | ||
Технико-экономические показатели за месяц, с начала года | ГАиПП | Анализ | Поступление | 20/**/** | ||
Акты незавершенного производста | ГАиПП | Контроль | Поступление | В течение суток | ||
Расчет стоимости возвращенного брака с ОАО «АВТОВАЗ» | ГАиПП | Контроль | Поступление | В течение 3 суток | ||
Размер штрафа и неустойки за товар ненадлежащего качества по поставщику | ГАиПП | Контроль | Поступление | В течение 3 суток | ||
Возмещение ущерба от недостачи комплектующих по поставщику | ГАиПП | Контроль | Поступление | В 10 суток | ||
Сума ущерба за простой по вине поставщика | ГАиПП | Контроль | Поступление | В течение 3 суток | ||
Арендная плата для ООО «ПошивАвтоВАЗагрегат», ООО «АвтоВАЗагрегаттранс» | ГАиПП | Контроль | Поступление | В течение месяца | ||
Исполнение бюджета ООО «ПошивАвтоВАЗагрега», ООО «АвтоВАЗагрегаттранс» | ГАиПП | Контроль | Поступление | 16/**/** | ||
Расчет услуг на пошив обивок, на транспортные перевозки | ГАиПП | Контроль | Поступление | В течение суток | ||
Аналитическая справка по потерям в производстве | ГАиПП | Контроль | Поступление | 15/**/** | ||
Плановые калькуляции на продукцию | ГАиПП | Контроль | Поступление | В течение месяца | ||
Расчет норматива оборотных средств за месяц | ГАиПП | Контроль | Поступление | 15/**/** | ||
Расчет норматива НЗП по складам за месяц | ГАиПП | Контроль | Поступление | 15/**/** | ||
Сведения о выпуске промышленной продукции и темпах роста | ГАиПП | Очет | 02/**/** | 10/**/** | ||
Сведения о финансовом состоянии предриятия за квартал | ГАиПП | Очет | 02/**/** | 10/**/** | ||
Основные сведения о деятельности предприятия | ГАиПП | Очет | Поступление | 01/04/** | ||
Сведения о производстве и отгрузке промышленной продукции | ГАиПП | Очет | Поступление | 01/04/** |
Права и обязанности начальника ПЭО
Начальник планово-экономического отдела обязан:
– выполнять требования «Положения об обязанностях и ответственности должностных лиц по охране труда, охране окружающей среды и пожарной безопасности»;
– организовать четкое, эффективное и качественное выполнение возложенных на планово–экономический отдел задач и функций всеми работниками;
– организовать и участвовать лично в разработке и поддержании в рабочем состоянии нормативной документации планово–экономического отдела;
– активно участвовать в разработке другими подразделениями НД;
– соблюдать лично и обеспечивать соблюдение всеми работниками требований НД системы менеджмента качества;
– проводить собственные проверки качества деятельности подразделений отдела с целью своевременного проведения предупредительных и корректирующих действий и не допускать повторного возникновения однажды выявленных несоответствий;
– соблюдать и обеспечивать соблюдение всеми работниками действующего законодательства;
– формировать благоприятный морально–психологический климат в коллективе;
– обеспечивать сохранность находящегося в пользовании планово–экономического отдела имущества;
– организовать внедрение и постоянное совершенствование системы качества в соответствии с «Руководством по качеству» ОАО «АвтоВАЗарегат»;
– участвовать в оперативных совещаниях, проводимых руководителями предприятия;
планировать деятельность подразделения в соответствии с политикой по качеству и экономической политикой предприятия;
разрабатывать целевые показатели на год в своем подразделении и вести контроль их выполнения;
соблюдать сроки предоставления «Отчетов о достижении целей в области качества»;
обеспечивать соблюдение работниками ПЭО «Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «АвтоВАЗагрегат»;
– постоянно совершенствовать свой квалификационный уровень.
Обязанности остальных работников устанавливаются должностными инструкциями.
Начальник планово–экономического отдела имеет право:
– требовать от всех структурных подразделений предприятия сведения, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач;
– давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящих в компетенцию отдела;
– проверять правильность и обоснованность смет, расчетов, иной учетной и отчетной документации, составленной структурными подразделениями предприятия;
– привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений предприятия для участия в рассмотрении и выполнении работ по вопросам, входящим в компетенцию отдела в соответствии с настоящим положением по согласованию с их руководителем;
– визировать все документы, связанные с производственно–экономической деятельностью предприятия (планы, договоры, отчеты, сметы, справки и другие);
– согласовывать проекты приказов, положений, инструкций и других документов, затрагивающих вопросы экономической работы предприятия;
– участвовать в проверках подразделений служб по направлениям;
– участвовать при проведении аудиторских проверок планово-экономического отдела.
Права остальных работников отдела определены должностными инструкциями.
Ответственность
Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим положением на подразделение задач, функций и обязанностей несёт начальник отдела в соответствии с действующим законодательством.
Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
3. Индивидуальное задание
В процессе прохождения практики, я изучала и обрабатывала не только различного рода теоретическую информацию, касающуюся предприятия ОАО «АвтоВАЗагрегат», планово-экономического отдела, но и выполняла конкретные должностные обязанности экономиста. Данная работа касалась, в основном, с ознакомлением документации, необходимой для работы экономиста, а также экономические расчеты.
Калькуляционный расчет цены на деталь
Руководителем по практике мне было дано задание произвести калькуляционный расчет цены на деталь 21070681264400 (растяжка).
Расчет ведется в виде таблиц. В первой таблице «Расшифровка материалов», учитывая цену на код детали и норму на деталь, рассчитываем итоговую сумму на материалы. Также в этой таблице указывается код детали, его наименование и поставщик данной комплектующей.
На основе данной таблицы ведется непосредственно расчет цены на деталь. Берется сумма, необходимая на материалы, учитываются комплектующие, услуги гальванопокрытие и рассчитывается итоговая сумма на материальные затраты (МЗ= материалы+комплектующие+услуги). Транспортно-заготовительные расходы составляют 5% от материальных затрат. Трудоемкость на изготовление детали берется в сводной трудоемкости из компьютерного справочника трудовые затраты. Далее учитывая трудоемкость и стоимость н\часа рассчитываем зарплату: ЗП= трудоемкость*ст-ть н/часа. ЕСН составляет 27,2% от ЗП. Накладные и внепроизводственные расходы устанавливаются на предприятии исходя из нормативов и составляют определенные проценты. Накладные расходы составляют 900% от ЗП, а внепроизводственные 3% от производственной себестоимости. Производственная же себестоимость рассчитывается так: Произ с/с = матар. затраты+ТЗР+ЗП+ЕСН+накладн. расходы.
Для того чтобы рассчитать цену на деталь необходимо знать полную себестоимость и прибыль. Полная с/с = произв. с/с +внепр. расх.
Прибыль же составляет 5% от полной с/с. Наконец итогом таблицы и является цена без НДС на растяжку (полн. с/с+прибыль). Более наглядно данный калькуляционный расчет можно проследить в таблице 3.1.
Служебная
Изучая конкретные должностные обязанности, я ознакомилась со Служебной.
Служебная записка пишется специалистами отделов внутри предприятия по производственной необходимости для исполнения определенных поручений. Например, если требуется сверить финансовые отчетные суммы, провести инвентаризацию, установить новую, более усовершенствованную компьютерную программу, либо по просьбе рабочих (например выдать более теплую одежду)
Конкретно я рассматривала служебную о просьбе провести сверку расчетов сумм по претензиям о возврате отбракованных изделий с ОАО «АВТОВАЗ».
В претензии указывается юридический адрес, телефон, телетайп, телекс, телефакс организации от которой она поступила (в данном случае «АВТОВАЗ») и какой организации эта претензия адресована (ОАО «АвтоВАЗагрегат»). В претензии указывается сумма, на которую была отправлена бракованная продукция (3002,88 руб.). В претензии обязательно указываются документы, на основе которых продукция была забракована, и уже забракованная возвращена с «АВТОВАЗа».
Поставленная продукция забракована по акту №2004014100 от 16.08.2004 г. Также указывается код, наименование бракованной продукции (труба гнутая 21100–350610–01)
А возвращена указанная продукция была по накладной на отпуск материалов на сторону №00877635 от 27.12.2004 г.
Далее указывается% неустойки за поставку бракованной продукции и нормативный документ, на основе которого установлен этот%. В рассматриваемой мною претензии неустойка за поставку брака составляет 10% от стоимости товара.
К претензии о бракованной продукции прилагается расчет неустойки за бракованную продукцию, в котором указывается наименование поставщика, № акта, протокола, его дата, дата и № накладной, № детали, ее количество, цена за единицу изделия, % ставка неустойки, а также рассчитывается стоимость брака и в соответствии с% неустойки указывается сумма неустойки.
После того как поступила служебная по бракованной продукции, с приложенной к ней претензией и расчетом неустойки, экономист на основе договоров проверяет расчет неустойки: правильно ли указано количество, наименование, цена продукции, рассчитывает стоимость брака и сумму неустойки. Далее проверяет полученные им расчеты с расчетами той организации, от которой получена претензия, сверяет и анализирует их. Если возникли какие либо разногласия, то пишется ответная претензия, в данном случае ВАЗу о несоответствии сумм по возвращенной бракованной продукции (если в расчете экономиста получилась меньшая сумма брака и соответственно неустойки). В том случае же если сумма у ВАЗа больше, то бракованная продукция по возможности исправляется. Если расчеты совпадают, то экономист пишет ответную служебную.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы отметить значительное повышение качества подготовки студентов за счет возможности осуществления практического закрепления изученного в рамках университетской программы материала. Возможность принятия решений в условиях реального времени и наличия действительных данных не только увеличивает степень ответственности, но и вполне адекватно подготавливает будущего специалиста принятию более обдуманных и взвешенных решений.
Положительным итогом прохождения практики можно считать также и возможность проверки психологической подготовки потенциального работника и эффективному аккумулированию в незнакомом трудовом коллектив, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
В связи с этим хотелось бы высказать некоторые предложения по совершенствованию рабочей программы, а самое главное – организации практики. Программа практики охватила лишь круг основных вопросов, касающихся, в основном сбора материалов о ознакомления с существующим на предприятии положением дел, а организация практики предполагала активную стажировку в течение месяца. Более перспективным направлением кажется организация практической деятельности в течение всего учебного процесса: периодические посещения предприятия способствовали бы более глубокому закреплению теоретического материала, а практическая работа стала бы благодатной почвой в написании курсовых и контрольных работ, позволяя не только приложить полученные знания к реальной деятельности, но и хорошо зарекомендовать себя будущим работодателям. Подобное сотрудничество призвано приносить обоюдную выгоду: студенту – гарантированную занятость на рабочем месте, удовлетворяющем всем его запросам, а работодателю – возможность качественной подготовки будущих кадров, их значительную направленность на специфику работы (значительная экономия издержек на обучение и переобучение кадров и выгода от вносимых рациональных предложений).
Библиографический список
www.lada-avto.ru
Методические указания по проведению производственно-профессиональной практики. Составитель доц. Шевлякова Е.М.-Тольятти, 2004.
Должностная инструкция экономиста по планированию планово-экономического отдела И 63000.37.101.0096.
Положение о планово-экономическом отделе П 301.311.350.063–2005.