Рефетека.ру / Менеджмент

Контрольная работа: Присвоение квалификационных категорий и оплата сверхурочных работ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: «Управление персоналом»

По теме: «Присвоение квалификационных категорий и оплата сверхурочных работ»


Минск

2009


СОДЕРЖАНИЕ


1. Оплата сверхурочных работ 3

2. Присвоение квалификационных категорий специалистам 8

Список использованной литературы 14


1. ОПЛАТА СВЕРХУРОЧНЫХ РАБОТ


Можно выделить два варианта инициативы нанимателя к проведению сверхурочных работ - «по предложению» и «по распоряжению».

«По предложению» означает, что руководитель, представляющий нанимателя (например, начальник цеха, мастер), выступил с инициативой производства работ, но при этом необходимо согласие работника.

«По распоряжению» означает, что руководитель дал указание о производстве работ сверх установленного времени, и оно обязательно к исполнению.

Предложение может быть письменным или устным, распоряжение - только письменным (приказ и другое).

«С ведома» означает, что работник обязан поставить в известность руководителя о выполнении работ сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, а руководитель - допустить их.

Согласно части первой ст. 110 Трудового Кодекса (далее – ТК) установленная продолжительность рабочего времени - время, в течение которого работник в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности) или трудовым договором должен находиться на рабочем месте и выполнять трудовые обязанности.

Не признается сверхурочной работа, выполняемая сверх установленной продолжительности рабочего времени:

- по инициативе работника без предложения, распоряжения или с ведома нанимателя. Например, работник самостоятельно решил работать сверх установленного режима рабочего времени, хотя наниматель не видит в этом необходимости. Однако здесь сложность состоит в доказательстве выполнения работы с разрешения или с ведома нанимателя. При возникновении спора оценку может дать правоохранительный орган либо орган примирения, посредничества и арбитража, созданный в соответствии со ст. 251 ТК;

- работникам с неполным рабочим временем в пределах полного рабочего дня (смены). Например, по заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) работнику установлена неполная продолжительность рабочего дня (смены). В случае занятости работником полный рабочий день эта работа не считается сверхурочной [1, с.287].

Из п. 2 части второй ст. 119 ТК следует, что работа сверх 8 ч при неполном рабочем времени с рабочим днем меньше 8 ч или работа, продолжительность которой равняется полному рабочему дню, является сверхурочной и компенсируется на общих основаниях. Работа же сверх договорной нормы рабочего дня, но в пределах полного рабочего дня оплачивается в одинарном размере.

Однако неполное рабочее время может измеряться и рабочей неделей, а при суммированном учете рабочего времени - нормой часов за учетный период. Как в этом случае определяется сверхурочная работа? Учитывая, что конкретного ответа ст. 119 ТК не предусмотрено, необходимо применять общее правило исчисления сверхурочных работ при суммированном учете рабочего времени.

Сверхурочную работу необходимо отличать от работы по совместительству у одного и того же нанимателя (внутреннее совместительство).

Внутреннее совместительство предполагает выполнение работы за пределами установленного рабочего времени по второму самостоятельному трудовому договору. При этом не имеет значения, выполняется работа по той же или иной по отношению к основной работе профессии, должности и квалификации. Сверхурочная работа выполняется по одному трудовому договору.

В Российской Федерации (ч. 1 ст. 98 Трудового кодекса Российской Федерации) работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени является внутренним совместительством только в случае, если она выполняется по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии. В противном случае она считается сверхурочной.

Перечень исключений, приведенный в части второй ст. 119 ТК, исчерпывающий, поскольку в статье не оговорено право других органов дополнить его. Тем не менее, законодательством предусмотрены другие исключения.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2002 г. № 533 «Об особенностях условий труда медицинских работников» работа по оказанию медицинской помощи, выполняемой медицинскими работниками сверх установленной для них продолжительности рабочего времени, оплачивается за фактически отработанное время в обычные рабочие по распорядку (графику) дни в одинарном размере. Продолжительность этой работы не должна превышать 900 ч в год (для работающих в организациях здравоохранения, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, а также врачей участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, - 1 800 ч в год) [5, с.322].

В названном постановлении речь идет не об экстренной медицинской помощи, а о повседневной, текущей работе медперсонала, включая дежурство, замену временно отсутствующих работников вследствие их болезни, командировки, неукомплектованности штатной численности и др.

В соответствии со ст. 69 ТК каждый час работы в сверхурочное время оплачивается:

- работникам со сдельной оплатой труда - не ниже двойных сдельных расценок;

- работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады -не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха.

Что касается премий, то за работу в сверхурочное время они начисляются на заработок по одинарным расценкам или на одинарную тарифную ставку.

К сверхурочным работам не допускаются (ст. 120 ТК):

- беременные женщины;

- женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

- работники моложе 18 лет;

- работники, обучающиеся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, в дни занятий;

- освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с медицинским заключением;

- другие категории работников в соответствии с медицинским заключением.

К этим категориям относятся, в частности: лица с активной формой туберкулеза; работники, занятые на производстве особо вредных веществ (бензидина, дианизидина, альфа-бетанафтоламина), на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, на работах с применением вибрирующих машин; лица, освобожденные от сверхурочных работ по заключению врачебно-консультационной комиссии (ВКК) или (при ее отсутствии) лечащего врача и главного врача лечебного учреждения.

Что касается женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), а также инвалидов, то эти категории работников могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия, причем инвалиды только в случае, когда такие работы не запрещены им в соответствии с медицинским заключением.

В соответствии со ст. 121 ТК имеется перечень сверхурочных работ, которые допускаются без согласия работника, а именно:

- при производстве работ для предотвращения катастрофы, производственной аварии, немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения;

- при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование.

Данный перечень является исчерпывающим и расширению не подлежит.

В то же время отказ работника выполнять сверхурочные работы, применяемые согласно ст. 121 ТК либо коллективному договору, соглашению, является нарушением трудовой дисциплины, которое может повлечь дисциплинарную ответственность.

В соответствии со ст. 122 ТК сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год.

В это предельное количество не включаются сверхурочные работы, выполненные в случаях, предусмотренных ст. 122 ТК. Здесь учитываются только работы, производимые с согласия работника и на основании коллективного договора, соглашения.

Право сокращать (но не увеличивать) предельное количество сверхурочных работ предоставлено Правительству Республики Беларусь. Правительство может делать это на определенный срок (а не на неопределенный период) в масштабе страны, отрасли или территории (а не по отношению к отдельным нанимателям) и при необходимости трудоустройства незанятого населения.

Сверхурочные работы подлежат учету по типовой форме Т-15 на основе документов, оформленных на производство таких работ, с указанием в них отработанного времени и других данных, необходимых для определения доплат за эти часы работы. Информация о количестве сверхурочных работ предоставляется работнику по его требованию [1, с.293].


2. ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ СПЕЦИАЛИСТАМ


Порядок присвоения квалификационных категорий специалистам наниматель устанавливает самостоятельно на основании локального нормативного правового акта организации (например, положения о присвоении квалификационных категорий).

Аттестация специалистов на присвоение квалификационных категорий (далее - аттестация) проводится в целях объективной оценки их профессионального уровня, морального и материального стимулирования профессионального роста, улучшения подбора и расстановки кадров, повышения ответственности работников за выполнение профессиональных обязанностей, развития творческой и деловой инициативы [3, с.611].

Рекомендуемый порядок присвоения квалификационных категорий приводится в Общих положениях Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32 (в редакции от 30 октября 2007 г. № 135; далее - Общие положения).

Присвоение специалистам квалификационных категорий производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.

Так, например, по должностям работников бухгалтерской службы «бухгалтер» предусмотрены следующие квалификационные требования, представленные в таблице 1.

Кроме того, при присвоении квалификационной категории учитывается сложность выполняемых специалистом трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и др.

Квалификационные категории присваиваются по тем должностям специалистов, по которым квалификационными характеристиками ЕКСД установлено внутридолжностное категорирование в том порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими квалификационными требованиями.

Примерами таких должностей являются: «экономист», «инженер», «специалист по кадрам», «аудитор» и др.

К аттестации допускаются специалисты, имеющие определенные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

При этом наниматель вправе в установленном порядке предусматривать наряду с требованиями квалификационной характеристики дополнительные требования к знаниям, профессиональной подготовке, стажу работы и др. при присвоении квалификационной категории специалистам соответствующего направления деятельности. Например, такими требованиями для выполнения соответствующих должностных обязанностей могут быть требования к обязательному прохождению повышения квалификации, знанию иностранного языка, знанию специальных правил и инструкций по направлению деятельности и др. [8, с.64].

Квалификационные категории присваиваются работникам последовательно (вторая, первая, высшая) и в дальнейшем их подтверждения не требуется, если иное не предусмотрено законодательством. Например, учитывая, что для присвоения 2-й квалификационной категории квалификационными требованиями должности «бухгалтер» предусмотрено наличие стажа работы в должности бухгалтера без категории не менее 3 лет, то присваивать работнику 2-ю категорию по данной должности наниматель вправе не ранее чем через 3 года работы по должности бухгалтера без категории (табл.1.).

В порядке исключения специалисту не имеющему квалификационной категории и назначаемому (принимаемому) на должность, может быть присвоена квалификационная категория при условии наличия у него стажа работы, предусмотренного квалификационными требованиями квалификационной характеристики соответствующей должности, в т.ч. опыта работы на руководящих должностях по данному направлению деятельности. При этом учитывается имеющийся у него практический опыт работы, а также деловые, личностные качества специалиста, уровень его профессиональных знаний, умений и навыков.

Иными словами, указанный порядок исключения может применяться только в отдельных случаях, в частности, при наличии у работника продолжительного стажа работы в должностях по соответствующему направлению деятельности.

Порядок исключения для присвоения квалификационной категории для случаев, когда у работника отсутствует необходимый опыт работы, законодательством не предусмотрен.


Таблица 1

Квалификационные требования

Должность Квалификационные требования
Главный бухгалтер Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в т.ч. на руководящих должностях, не менее 5 лет (квалификационная характеристика должности «главный бухгалтер»). Высшее экономическое образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в т.ч. на руководящих должностях, не менее 5 лет (Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»)

Бухгалтер 1-й квалификационной категории

Бухгалтер 2-й квалификационной категории

Бухгалтер

Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера 2-й категории не менее 3 лет

Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет

Высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (экономическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием в области учета и контроля, не менее 3 лет (квалификационная характеристика должности «бухгалтер»)

Бухгалтер-ревизор 1-й категории


Бухгалтер-ревизор 2-й категории


Бухгалтер-ревизор

Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера-ревизора 2-й категории не менее 3 лет

Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера-ревизора либо на других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет

Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 1 года (квалификационная характеристика должности «бухгалтер-ревизор»)

Кассир Общее среднее образование и специальная подготовка по установленной программе (квалификационная характеристика должности «кассир»)

Так, например, в случае если у работника имеется опыт работы (15-20 лет) в должностях заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, то в данном случае при отсутствии у него стажа работы в должности бухгалтера без категории возможно принять во внимание имеющийся у него опыт работы в указанных должностях и присвоить ему в порядке исключения 1-ю либо 2-ю квалификационную категорию.

Общими положениями также определено, что специалисту квалификационная категория может быть присвоена при работе по совместительству либо работающему в условиях неполного рабочего времени в том же порядке, как и по основной должности.

Что касается организационной стороны вопроса присвоения квалификационных категорий специалистам, то необходимым условием является создание в организациях соответствующих аттестационных комиссий.

Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством Республики Беларусь, соответствующими нормативными правовыми актами, квалификационными справочниками, а также Общими положениями.

Состав, численность аттестационной комиссии и другие условия ее работы могут определяться в организации с учетом порядка, предусмотренного Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31 декабря 1996 г. № 84.

Аттестационные комиссии могут создаваться как для оценки соответствия служащих занимаемым должностям, так и для проведения процедуры присвоения квалификационных категорий специалистам одновременно.

Основанием для проведения аттестации по присвоению квалификационных категорий специалистам является приказ (распоряжение) руководителя организации.

Аттестация проводится с участием аттестуемого специалиста и руководителя соответствующего структурного подразделения. В случае неявки специалиста на заседание аттестационной комиссии аттестация на присвоение квалификационной категории переносится на другой срок.

Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

присвоить соответствующую квалификационную категорию;

иное решение.

Такое решение оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии. Результаты аттестации объявляются аттестуемому непосредственно после принятия решения.

На основании решения аттестационной комиссии наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении квалификационной категории специалисту, соответствующая запись в установленном порядке вносится в трудовую книжку.

Наниматель обязан ознакомить работника (под роспись с проставлением даты) с приказом (распоряжением) о присвоении квалификационной категории.

Кроме того, с учетом возникающих на практике вопросов необходимо помнить следующее. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 41 в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 162, были внесены изменения и дополнения в части, касающейся отмены тарификации специалистов с учетом присвоенных им квалификационных категорий и введения повышений тарифных окладов за эти категории.

Указанные изменения ни в коей мере не предполагают отмены ранее присвоенных специалистам квалификационных категорий (что начали делать отдельные наниматели). При этом никаких изменений в трудовые книжки специалистов (в части отмены квалификационных категорий) вносить не следует. Квалификационные категории как присваивались ранее, так могут и далее им присваиваться в установленном порядке [11, с.190].

Наличие квалификационной категории у специалиста (как ранее присвоенной, так и присвоенной в порядке, предусмотренном Общими положениями) является основанием для установления ему соответствующего повышения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Беляцкий Н.П. Управление человеческими ресурсами. Мн.: ФУАинформ, 2006. – 320 с.

2. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М.: ГИППО, 2008. - 352 с.

3. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. М.: Проспект, 2009. - 688 с.

4. Кирий И.Н. Руководители и владельцы бизнеса решают проблемы управления персоналом. М.: Вершина, 2006. - 224 с.

5. Мещерякова Е.В. Управление персоналом организации. Мн.: Вышэйшая школа, 2008. - 439 с.

6. Музыченко В.В. Мастер-класс по управлению персоналом. М.: ГроссМедиа, 2009. - 648 с.

7. Райхельд Ф. Как строить взаимоотношения с персоналом. СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

8. Сильванович С.Ф. Креатив для пользы дела: управление творческим потенциалом компании. Мн.: Издательство Гревцова, 2007. - 208 с.

9. Слиньков В.Н. Персонал и его менеджмент. К.: КНТ, 2007. - 476 с.

10. Токарева Е.А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка. СПб.: Наука, 2008. - 542 с.

11. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н. Управление персоналом. М.: Изд-во Мир, 2004. – 406 с.

13

Похожие работы:

  1. • Оценка персонала в общеобразовательном учреждении
  2. • Порядок увольнения работника и оплаты ...
  3. • Аттестация руководителей и специалистов на предприятиях ...
  4. • Особенности деятельности комиссии по трудовым спорам
  5. • Правовое регулирование рабочего времени
  6. • Установление заработной платы
  7. • Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда с ...
  8. • Налогообложение финансово-кредитных организаций
  9. • Некоторые вопросы суммированного учета рабочего времени
  10. • Заработная плата как основной принцип справедливости
  11. • Педагогический коллектив и его развитие и особенности ...
  12. • Система оплаты труда
  13. • Правовое регулирование заработной платы в РФ
  14. • Порядок начисления заработной платы при разных ...
  15. • Заработная плата
  16. • Оплата труда медицинским работникам
  17. • Учет оплаты труда
  18. • Оплата труда
  19. • Изучение систем оплаты труда, применяемых на ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com