Рефетека.ру / Государство и право

Реферат: Аттестация руководителей и специалистов на предприятиях Республики Беларусь

Периодическая оценка профессиональных (деловых) и личных качеств каждого работника должна быть одним из главных направлений работы с кадрами с целью их рациональной расстановки и использования. Основной способ такой оценки - аттестация руководителей и специалистов, которая одновременно служит важным психологическим и материальным фактором стимулирования труда работников, создавая возможности для их профессионального роста в пределах своей квалификации.

Цели и задачи проведения аттестации

Как известно, правильно поставленная цель - необходимое условие построения системы и достижения результата. Поэтому аттестация, как и любой проект, начинается с определения цели. В теории аттестации как инструмента управления персоналом выделяют три основные группы целей:

    • - решение административных задач (изменение заработной платы, системы поощрения, определение соответствия занимаемой должности);

    • - решение вопросов развития потенциала (приведение человеческих ресурсов в соответствие с планами организации);

    • - оценка текущей деятельности и выявление рабочих проблем (определение результатов за прошедший период, потребность в обучении, улучшение текущей деятельности и пр.).

Общие условия и порядок проведения аттестации работников определены Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31.10.1996 № 84 (далее - Типовое положение). Согласно п. 1 Типового положения целями проведения аттестации работников являются:

    • - улучшение подбора, расстановки и подготовки кадров, повышение их деловой квалификации, качества и эффективности труда;

    • - обеспечение более тесной связи материальных и моральных стимулов с результатами труда.

Исходя из этих целей п. 2 Типового положения определяет следующие основные задачи аттестации:

    • - объективная оценка результатов деятельности работников и установление соответствия их занимаемым должностям;

    • - выявление кандидатур в резерв на выдвижение;

    • - определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работников.

Присвоение специалистам квалификационных категорий, которое также происходит путем аттестации, в большей степени регулируется Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 32 в редакции постановления того же Министерства от 30.10.2007 № 135 (далее - Общие положения ЕКСД).

Согласно п. 21 Общих положений ЕКСД аттестация специалистов на присвоение квалификационных категорий проводится в целях объективной оценки их профессионального уровня, морального и материального стимулирования профессионального роста, улучшения подбора и расстановки кадров, повышения ответственности работников за выполнение профессиональных обязанностей, развития творческой и деловой инициативы.

Таким образом, исходя из юридических последствий, которые влечет за собой аттестация, можно определить две практические цели ее проведения:

    • - определение соответствия (несоответствия) руководителя либо специалиста занимаемой должности, что может повлечь за собой повышение (понижение) в должности, увольнение;

    • - присвоение специалистам квалификационных категорий, что влечет за собой повышение оклада.

Организационная работа по подготовке к аттестации осуществляется кадровой службой нанимателя при участии руководителей структурных подразделений, представителей работников и (или) общественных организаций (профсоюза) и включает в себя:

    • - подготовку приказа нанимателя о проведении аттестации;

    • - составление списков работников, подлежащих аттестации, и работников, временно освобожденных от нее;

    • - установление количества аттестационных комиссий и их состава;

    • - подготовку графиков проведения аттес­тации;

    • - подготовку характеристик на аттестуемых работников;

    • - подготовку бланков аттестационных листов, протоколов заседания аттестационных комиссий;

    • - проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Приказом о проведении аттестации согласно п. 8 Типового положения утверждаются сроки и график проведения аттестации, список аттестуемых, состав аттестационной комиссии (председатель, секретарь, члены комиссии), перечень необходимых материалов на аттестуемых и порядок их представления. Приказ доводится до сведения работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

При составлении списка работников, подлежащих аттестации, следует учитывать, что в соответствии с п. 4 Типового положения от аттестации освобождаются:

    • - лица, проработавшие в данной должности либо по данной профессии менее одного года;

    • - выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы;

    • - беременные женщины;

    • - работники, находящиеся на длительном излечении;

    • - женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, в течение первого года после выхода их на работу.

Заметим, что приведенная норма не запрещает проводить аттестацию указанных лиц вообще, а лишь освобождает их от обязанности проходить аттестацию. Следовательно, если работник, подпадающий под одну из вышеперечисленных категорий лиц, с целью получения более высокой категории желает пройти аттестацию, то отказать ему в этом наниматель не вправе. Такое желание работника, как представляется, должно быть выражено им в письменном заявлении.

Согласно п. 10 Типового положения на каждого работника, подлежащего аттестации, составляется служебная аттестационная характеристика, которая подписывается непосредственным руководителем аттестуемого работника и вместе с должностной инструкцией представляется в комиссию не позднее, чем за две недели до начала аттестации. Характеристика должна содержать полную и объективную оценку профессионально­деловых и личностных качеств аттестуемого работника, выполнения должностных обязанностей, результатов его практической деятельности. Аттестуемого работника необходимо ознакомить с характеристикой не менее чем за неделю до начала аттестации.

Создание и работа аттестационной комиссии

Аттестационная комиссия назначается из числа руководящих работников предприятия, руководителей структурных подразделений, высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии могут входить также представители работников и (или) общественных организаций - участников коллективных договоров (соглашений). При необходимости в организации может создаваться несколько аттестационных комиссий, специализация которых зависит от особенностей профессиональноквалификационного состава работников, подлежащих аттестации. Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством Республики Беларусь, соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе и Типовым положением, квалификационными справочниками, Общими положениями ЕКСД.

Аттестационная комиссия проводит свои заседания согласно графику, предварительно изучив поступившие на аттестуемых работников документы. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем комиссии. Исходя из п. 12 Типового положения аттестационная комиссия в процессе своей работы:

    • - рассматривает представленные материалы;

    • - заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого работника и самого работника, задает им вопросы;

    • - проводит при необходимости тестирование, в том числе с применением ЭВМ.

Пунктом 13 Типового положения установлено, что аттестация проводится, как правило, с участием аттестуемого работника и его непосредственного руководителя, а в случае неявки работника на заседание комиссии без уважительных причин аттестация может быть проведена и в его отсутствие. Работники, не прибывшие на заседание комиссии по уважительным причинам, аттестуются в другие, предусмотренные графиком дни. Однако п. 30 Общих положений ЕКСД содержит однозначное требование о том, что при присвоении специалистам квалификационных категорий аттестация проводится с участием специалиста и руководителя соответствующего структурного подразделения, а в случае неявки специалиста на заседание аттестационной комиссии аттестация на присвоение категории переносится на другой срок.

На основании представленной аттестационной характеристики и с учетом обсуждения результатов работы аттестуемого работника аттестационная комиссия, проведя открытое либо тайное голосования, дает одну из следующих оценок деятельности работника:

    • - соответствует занимаемой должности;

    • - соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии, с повторной аттестацией через год;

    • - не соответствует занимаемой должности.

Комиссия также может давать рекомендации:

    • - о выдвижении на вышестоящую должность;

    • - о повышении квалификационной категории;

    • - о переводе аттестуемого в другие подразделения с учетом его профессиональных наклонностей, уровня и профиля специальной подготовки, деловых и личностных качеств;

    • - о повышении должностных окладов;

    • - о необходимости повышения квалификации, переподготовки работников и проч.

Аттестация членов комиссии проводится на общих основаниях в составе тех подразделений, руководителями или специалистами которых они являются.

Согласно п. 16 Типового положения аттестация и голосование могут проводиться при участии на заседании не менее 2/3 числа членов аттестационной комиссии. Решение и рекомендации считаются принятыми, если за них проголосовало большинство присутствующих членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается в пользу аттестуемого. Процедура голосования и принятие решения об оценке деятельности работника происходят в отсутствие аттестуемого, а результаты объявляются непосредственно после голосования.

Аттестуемые работники могут вносить на рассмотрение нанимателя свои предложения, которые секретарь комиссии должен занести в специальную форму учета для их дальнейшего рассмотрения с целью определения необходимости и возможности практического использования.

По результатам аттестации комиссией оформляется аттестационный лист. Материалы аттестации в недельный срок после ее завершения передаются нанимателю для принятия соответствующих решений. Аттестационный лист и служебная аттестационная характеристика передаются в кадровую службу для хранения в личном деле аттестуемого.

Условия присвоения специалистам квалификационных категорий

На практике в большинстве случаев аттестация проводится с целью присвоения специалистам квалификационных категорий, поэтому на порядке присвоения категорий остановимся более подробно.

Согласно п. 20 Общих положений ЕКСД присвоение специалистам квалификационных категорий производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей служащих (далее - ЕКСД), с учетом рекомендаций аттестационной комиссии. При этом учитывается сложность выполняемых специалистом трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и др. Если иное не предусмотрено отдельными нормативными правовыми актами, представление к присвоению квалификационной категории специалисту, оформленное в установленном порядке, вносится в аттестационную комиссию руководителем организации (структурного подразделения), в подчинении которого находится аттестуемый специалист.

Квалификационные категории могут присваиваться только по тем должностям специалистов, по которым квалификационными характеристиками ЕКСД предусмотрено внутридолжностное категорирование, и в порядке и на условиях, определенных соответствующими квалификационными требованиями. Например, выпуском 19 ЕКСД "Должности служащих, занятых в материально­техническом снабжении, сбыте и заготовках", утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.03.2002 № 50, внутридолжностное категорирование предусмотрено по таким должностям, как "инженер по материально­техническому снабжению", "специалист по послепродажному обслуживанию", "специалист по продаже", "специалист по работе с клиентами", "товаровед", "экономист по материально­техническому снабжению", "экономист по сбыту". По каждой из категорий указанных должностей приведены квалификационные требования к стажу работы и образованию. Вместе с тем согласно указанному выпуску ЕКСД должность "логистик" не категорируется, следовательно, аттестация в данном случае может проводиться только на предмет соответствия работника занимаемой должности, но никак не на предмет присвоения квалификационной категории.

В силу п. 23 Общих положений ЕКСД к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям. При этом наниматель вправе предусмотреть помимо требований квалификационной характеристики дополнительные требования к знаниям, профессиональной подготовке, стажу работы и др. при присвоении квалификационной категории специалистам соответствующего направления деятельности.

Квалификационные категории присваиваются работникам последовательно (вторая, первая, высшая), и в дальнейшем их подтверждения не требуется, если иное не предусмотрено законодательством.

В порядке исключения наниматель вправе присвоить специалисту более высокую квалификационную категорию с учетом разработки и реализации таким работником эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливноэнергетических и материальных ресурсов. Условия, порядок присвоения квалификационных категорий по названному основанию, а также критерии оценки эффективности указанных мер определяются организацией самостоятельно.

Совместителям квалификационная категория может быть присвоена в том же порядке, что и работающим по основной должности. Специалисты, работающие в условиях неполного рабочего времени, также допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях.

В отдельных отраслях особенности присвоения квалификационных категорий специалистам регулируются специальными нормативными правовыми актами.

Принятие нанимателем решения по итогам аттестации

По материалам аттестации наниматель в месячный срок принимает решение, оформляемое приказом. Выводы и решения аттестационной комиссии для нанимателя носят рекомендательный характер. В приказе указываются работники, которые повышены в должности, поощрены, работники, которым аттестационная комиссия вынесла оценку "не соответствует занимаемой должности", "соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии, с повторной аттестацией через год", а также работники, которым в соответствии с решением аттестационной комиссии присваивается квалификационная категория.

На основании оценки аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности наниматель вправе оставить работника в прежней должности, перевести с его согласия на другую работу, а при невозможности перевода - уволить по п. 3 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь. В силу названной нормы Кодекса трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы.

Записи о присвоении квалификационных категорий аттестованным специалистам в установленном порядке вносятся в их трудовые книжки. Все работники, относительно которых по результатам аттестации нанимателем принято решение, должны быть ознакомлены с приказом (под роспись с проставлением даты).

В заключение отметим, что поскольку аттестация и принятые нанимателем по ее результатам решения, как правило, влекут за собой некоторые изменения в штатном расписании, то проводить ее целесообразно в конце года (ноябрь - начало декабря). Периодичность проведения аттестации работников законодательством строго не установлена. Пункт 7.15 Примерной формы контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 в редакции постановления от 01.06.2000 № 787, предусматривает обязанность нанимателя проводить аттестацию работника не реже одного раза в три года, если Президентом Республики Беларусь не установлен иной срок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. / Минск «Беларусь» 1997.

  2. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.

  3. Дмитрук В. Н. Трудовое право. / Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000.

  4. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Под ред. Василевича Г.А. Издательство Амалфея. / 2003. – 1120с.

  5. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2001 - 592с.

  6. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 - 672с.

  7. Трудовое и социальное право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. Мн.: Амалфея, 1999.-664с.

  8. Трудовое право: Учебник/В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2006с.

  9. Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Важенкова Т.Н. – Мн.: УП «Молодежное», 2003.

  10. Трудовое право Республики Беларусь, Краткое изложение курса / В.А. Круглов. – Мн.: Дикта 2004. – 75с.

Похожие работы:

  1. • Если работник недостаточно квалифицирован, с ним можно ...
  2. • Некоторые вопросы аренды и уплаты акцизного сбора ...
  3. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  4. •  ... инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
  5. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  6. • Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
  7. • Полномочия президента республики Беларусь в бюджетном ...
  8. •  ... Местное самоуправление в Республике Беларусь
  9. • Конституционный строй Республики Беларусь
  10. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  11. • Правовой статус таможен Республики Беларусь
  12. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  13. • Управление лизинговыми операциями на предприятиях ...
  14. • Гражданство Республики Беларусь
  15. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  16. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  17. • Совет министров и Правительство Республики Беларусь, их ...
  18. • Денежная система Республики Беларусь
  19. • Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com