Диплом
Организация производства и управления
на предприятии СУВЕНИР
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Анализ состояния и характеристика организации и управления производством 5
1.1. Характеристика объекта производства, описание изделий 5
1.2. Маркетинговые исследования 7
1.3. Недостатки деятельности существующих производств 14
1.4. Технологическое оснащение: оборудование, инструменты, рабочее место резчика 18
ГЛАВА 2. Организация производства и управления на предприятии “СУВЕНИР” 25
2.1. Организационно-управленческая структура 25
2.2. Экономико-технологическая модель производственного процесса 28
ГЛАВА 3. Экономическая часть 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПриложениЯ Error: Reference source not found
ВВЕДЕНИЕ
Реформы в российской экономике неизменно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. В значительной степени успех или неуспех любого дела зависит от организации управления. Владение управленческими технологиями обеспечивает необходимый профессиональный уровень руководителя при управлении предприятием. К числу управленческих технологий относится, прежде всего, умение правильно определить стратегические и тактические цели. Кроме того, успешный руководитель должен уметь прогнозировать развитие важных для предприятия ситуаций с тем, чтобы вовремя принять необходимое управленческое решение. Сегодня профессиональное управление невозможно без знакомства с основными технологиями, с помощью которых осуществляется разработка, принятие и реализация управленческих решений.
К числу первоочередных задач руководителя на начальном этапе организации малого предприятия можно отнести следующие:
Выпуск конкурентоспособной продукции в условиях жесткой конкуренции.
Проведение активной маркетинговой политики для завоевания и удержания рынка сбыта.
Подготовка персонала предприятия к работе по выпуску определенной продукции.
Организация производственного процесса.
Решение социальных проблем и создание условий для персонала предприятия, которые не уступали бы условиям на предприятиях-конкурентах.
Формируя стратегию и тактику предприятия, прежде всего, необходимо помнить, что предприятие должно существовать для производства продукции или оказания услуг, пользующихся у потребителя платежеспособным спросом. Поэтому руководитель должен четче, чем кто-либо другой на предприятии, представлять весь цикл, начиная от обеспечения производства необходимыми сырьем, материалами, комплектующими и т.д., эффективной организации производственного процесса и кончая сбытом произведенной продукции или оказываемых услуг. Вместе с тем, руководитель должен обеспечить такое качество продукции или оказываемых услуг, чтобы в наибольшей степени удовлетворить потребителя, и при этом стремиться обеспечить устойчивое экономическое положение предприятия, минимизировать издержки при производстве продукции. С одной стороны, руководитель должен стремиться к унификации производства, поскольку с ростом серийности снижается себестоимость продукции. С другой стороны, интересы эффективной маркетинговой политики могут требовать большего разнообразия поставляемой продукции или оказываемых потребителям услуг.
Как найти разумное сочетание этих и других, подчас, противоречивых задач, возникающих в повседневной практике управления предприятием в условиях рынка? В этом и состоит искусство руководителя, который должен найти оптимальное сочетание казалось бы противоречивых целей. Но, несомненно, ключом к правильному решению этих и многих других вопросов практического управления предприятием должно стать правильное понимание руководителем экономических проблем, стоящих перед предприятием - его экономической политики.
Цель данной дипломной работы - показать основные методологические и практические (технологические) аспекты организации производственного процесса и управления малым предприятием по производству сувениров - Общества с ограниченной ответственностью “СУВЕНИР”.
В рамках работы необходимо выполнить ряд задач:
Проанализировать состояние и характеристику организации и управление производством по существующим технологическим процессам.
Охарактеризовать технологию производства сувенирных изделий.
Охарактеризовать организацию производства и управления.
Определить основные принципы и требования к технике безопасности производства.
Произвести экономическую часть дипломной разработки.
Сделать краткие выводы об особенностях организации малого предприятия по производству сувенирной продукции.
Теоретической основой данной дипломной работы стали труды Ф.Тейлора, А.Файоля, Р.М.Мертона, М.Мескона, М.Альберта, Ф.Хедоури, И.Н.Герчиковой, А.С.Пелих, Н.Л. Зайцева, В.Е.Адамова, С.Д.Ильенковой, Г.В.Гудушаури, Б.Г.Литвак, А.А.Абросимовой, Н.И.Каплан, Т.Б. Митлянской и др.
ГЛАВА 1. Анализ состояния и характеристика организации и управления производством
1.1. Характеристика объекта производства, описание изделий
Резьба по дереву широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративно-прикладное искусство. Русские мастера издавна умели работать с этими материалами, создавая из них высокохудожественные изделия. Обилие лесов в России, доступность материала сделали искусство его обработки очень развитым. В настоящее время производство резных художественных изделий существует в Подмосковье, Тверской, Нижегородской, Кировской, Вологодской, Архангельской областях, а также в Башкирии и Карелии.
Искусство резчиков по дереву всегда было и остается предметом внимания и восхищения как специалистов-художников, так и рядовых потребителей в нашей стране и за ее пределами.
Еще в давние времена из дерева возводили крепостные, дворцовые и культовые сооружения, строили жилище, выполняли множество бытовых предметов: мебель, орудия труда, транспортные средства, детские игрушки, ковши, чашки, ложки и т.д.
Рассматривая сегодня образцы изделий, сохранившихся в музейных коллекциях или воспроизведенных в книгах и альбомах, мы поражаемся их художественному совершенству. С одной стороны, все они очень просты, не перегружены разными деталями и резным орнаментом, с другой - все они стройно, гармонично, органически сочетают форму и назначение самой вещи.
Например, прялки уже редко можно встретить даже в самом отдаленном уголке нашей страны. Между тем прялки до сих пор старательно собирают музеи, так как они являются подлинным произведением народного искусства резьбы по дереву. Они обычно украшались геометрической резьбой. Так как прялка играла большую роль в жизни русской женщины-крестьянки, изготовляли их мастера с особой тщательностью. Если это была резная прялка, то резьбой покрывались верхняя вертикальная ее часть, лопасть и поддерживающая лопасть ножка, реже - нижняя часть прялки. На северных, вологодских и ярославских прялках очень часто встречается геометрическая резьба, в основе которой лежат всевозможные комбинации простейших, внешне несложных геометрических форм: кружков, треугольников, уголков, полосок. Искусство здесь состоит в том, что умелым комбинированием этих простейших элементов создается сложный узор, и в том, что каждый отдельный элемент, каждый штрих выполнены с большой точностью, аккуратностью. На северных резных прялках важную часть рисунка составляет круг-розетка. Иногда внутри розетки вырезаны равномерно расположенные по кругу овальные заостренные лепестки. Но чаще солнечная розетка бывает вся покрыта мелкими параллельными полосками - желобками, которые изгибаются и чуть расширяются к краю круга, как будто бегут один за другим. Таких солнечных розеток, покрытых желобками, на лопасти прялки иногда бывает несколько.
На предприятии ООО “СУВЕНИР” предполагается производить прялки в небольшом количестве.
На предприятии также предполагается изготовлять скульптурные изделия. Это ложки с фигурными резными ручками, чашки, ковши, игрушки, скульптурные композиции, шкатулки, доски разделочные, кружки, украшения.
При изготовлении скульптурных изделий применяют объемную скульптурную резьбу. Народные мастера издавна вырезали ложки, чашки и ковши с фигурными резными ручками. По краю чашек проходили резные пояски. Округлые, плавных очертаний ковши украшались резными объемными головками коней или птиц. Ковш для воды завершался головкой и хвостиком водоплавающей птицы и назывался ковш-утица.
В старину мастера-резчики вырезали обыкновенно из целой деревянной колоды ульи в виде человеческих или звериных фигур. Еще с ХVII века известны деревянные скульптуры-игрушки. В частности Богородская скульптура-игрушка известна по всему миру. Это небольшие фигурки людей, животных, птиц, вырезаемые из липовой чурки, так называемого “трехгранника”, т.е. из четвертинки расколотого вдоль на четыре части липового полена. Фигурки укреплены по две, по три на подставочках и нередко составляют вместе какую-нибудь забавную сценку. С помощью нехитрого устройства - пружинки, скрытой в подставке, подвесного груза-баланса или раздвижных планок - фигуркам сообщается движение. Особенно популярен Мишка-медвежонок. Он и на велосипеде ездит, и на музыкальных инструментах играет, учит детей, занимается спортом и даже летает в космос.
Большой популярностью у потребителей пользуются скульптурные композиции на темы русских сказок и басен, например, группа “Вершки-корешки”, “Генерал Топтыгин” и др. Узорчатая разделка поверхности изделий имитирует оперенье птиц, шкуру зверей, гриву коней и траву под их копытами. На предприятии ООО “СУВЕНИР” не стремятся подражать или имитировать эти изделия, однако мастера будут использовать приемы исполнения изделий.
На предприятии также планируется изготовлять мебель: столы, бюро, секретеры, кресла, комоды и буфеты (в небольшом количестве). Будет изготавливаться мебель как смешанных стилей, так и под стили определенных эпох. К примеру, во второй половине ХVIII века для мебели была характерна строгость профилей и симметрия орнаментов, формы тяжелые. Ножки столов и кресел завершаются головами и крыльями фантастических существ - грифонов с львиными лапами, подлокотники кресел - львиными головами. При изготовлении мебели будет применяться ажурная, прорезная, рельефная, скульптурная резьба, накладные резные украшения, с орнаментом геометрического и растительного характера.
Изделия планируется производить преимущественно на заказ, под конкретные договора. Для каждого изделия будет разрабатываться соответствующая упаковка. Практически все изделия будут авторскими работами, у скульптурных композиций, комплектов мебели будут названия, придуманные мастерами.
1.2. Маркетинговые исследования
Одним из основных условий успешного ведения бизнеса в условиях рыночной экономики является проведение эффективной политики в области сбыта производимой предприятием продукции.
Современное предприятие может эффективно функционировать и развиваться, если оно располагает достаточными денежными средствами для закупки необходимого сырья и комплектующих, для оплаты счетов обслуживающих предприятие структур, для своевременной выплаты зарплаты и т.д.
Основным источником денежных поступлений на предприятии является реализация выпускаемой им продукции. Однако в условиях жесткой конкуренции для успешной реализации продукции необходимо проведение эффективной маркетинговой политики.
Маркетинг в буквальном смысле слова означает процесс продвижения товаров на рынок. В основе процесса маркетинга лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок (Приложение № 1).
В более узком, предпринимательском смысле, маркетинг - система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
В другой формулировке - маркетинг определяется как цельная система, предназначенная для планирования ассортимента и объема выпускаемых изделий, определения цен, распределения изделий между выбранными рынками и стимулирования их сбыта с тем, чтобы достигнутое при этом разнообразие приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потребителей.
Прежде всего, предпримем исследование внешней предпринимательской среды. При проведении маркетинговых исследований необходимо изучить следующие группы факторов: политические, экономические, правовые, социально-демографические, культурные, научно-технические и экологические. Воспользуемся для этого вопросником для изучения внешней предпринимательской среды.
1. Политическая среда
а) Характеризуется ли политическая ситуация в стране рынка достаточной стабильностью?
В виду того, что свою продукцию ООО “СУВЕНИР” намерено реализовывать в странах Западной Европы и в России, ответить на данный вопрос можно так. В Западной Европе ситуация достаточно стабильна в политическом смысле. В России политическая ситуация недостаточно стабильна, однако она позволяет заниматься такого рода бизнесом, как изготовление сувениров, главным образом потому, что реализация продукции предприятия за рубежом позволит получать за нее валютную выручку, а это, в свою очередь, предполагает поступление валютных средств в бюджет страны и города Санкт-Петербурга.
б) Останется ли она стабильной ко времени нашей коммерческой деятельности?
Для России - это вопрос риторический, но думается, что относительная политическая стабильность в стране сохранится. Тем более, она сохранится в странах Западной Европы.
в) Готовы ли мы пойти на риск несения убытков из-за нестабильности политической ситуации?
Ответ отрицательный - не готовы.
2. Экономическая среда
а) Какова ожидаемая динамика цен?
В России наметилась тенденция к повышению цен и, скорее всего, эта тенденция усилится. В Западной Европе динамика цен стабильная.
б) Какое изменение в экономике способно отрицательно повлиять на развитие рынка или спроса?
Что касается России, то очевидно, что инфляция и дальнейший спад производства окажут негативное воздействие на развитие рынка и спроса на изделия. В Западной Европе на некоторое время может дестабилизировать ситуацию с реализацией российских товаров введение Евро - новой валютной единицы.
в) Какие меры следует принять, если такое изменение произойдет?
Предприятие намерено осуществлять свою деятельность на основании конкретных заказов, договоров с обязательной 100% предоплатой. Предприятие не намерено принимать в качестве оплаты за изделия денежные суррогаты. В случае возникновения форс-мажорных условий, предприятие будет перепрофилировано на выпуск товаров массового спроса.
г) Не может ли препятствовать покупке нашего товара недостаточный уровень благосостояния потенциального покупателя?
В России уже сформировался достаточно состоятельный социальный слой потребителей, на которого, по сути, и рассчитана продукция предприятия. В Западной Европе уровень жизни высок, поэтому такая ситуация вряд ли возможна.
д) Отразится ли на величине нашей прибыли высокий уровень инфляции в стране рынка? Если да, то в существенной ли мере?
Отразится, но не в существенной мере.
е) Существует ли со стороны государственных и/или муниципальных органов контроль цен на наши товары?
Не существует.
ж) Повлияют ли существенным образом налоги в стране на эффективность нашей деятельности?
Безусловно, любые изменения в налоговой политике государства определенным образом влияют на эффективность деятельности предприятий, однако в настоящее время Правительство Российской Федерации намерено пересмотреть налоги в сторону их понижения.
з) Целесообразно ли нам использовать трудовые, финансовые и другие ресурсы страны рынка?
В производстве будут использоваться российские трудовые ресурсы, сырье, материалы, оборудование, частично финансовые. Предполагается привлечение иностранных инвестиций.
и) Не отразятся ли на величине нашей прибыли высокие таможенные тарифы?
Отразятся незначительно.
3. Правовая среда
а) Какой закон или какие правила, способные повлиять на наш бизнес, могут быть приняты в ближайшем будущем?
Прежде всего, это новая социально-экономическая Программа Правительства, Налоговый Кодекс, Закон о средствах массовой информации.
б) Что следует сделать в таком случае?
Пересмотреть стратегический и оперативный планы развития предприятия.
в) Какой Закон или какие правила могут повлиять на наши процессы продаж, сбыта, коммуникации?
Новая Программа Правительства, Налоговый кодекс и Закон о средствах массовой информации.
г) Не противоречат ли законодательству наши продукты с точки зрения их безопасности и ненанесения ущерба внешней среде и потребителю?
Наши изделия не противоречат законодательству с точки зрения безопасности и ненанесения ущерба внешней среде и потребителю.
д) Не запрещен ли таможенными законами ввоз нашего продукта?
Не запрещен.
е) Обладает ли наш продукт достаточной патентной чистотой?
Да, обладает.
4. Социально-демографическая среда
а) Какие социально-демографические изменения затрагивают наш бизнес?
Предприятие заинтересовано в увеличении состоятельного социального слоя в России.
б) Какие изменения в позиции покупателей могут повлиять на спрос?
В случае пресыщения покупателя “русским стилем”.
5. Культурная среда
а) Какие особенности культурной среды следует учесть при адаптации продуктов под запросы конкретных рынков?
В частности, в Западной Европе проживает большое число наших соотечественников, которые испытывают ностальгию по своей родине. Русское искусство, в том числе и резьба по дереву, всегда привлекали к себе повышенное внимание всех истинных ценителей искусства. Среди состоятельных граждан в России в последнее время отмечается повышенный интерес к высокохудожественные изделиям, к мебели “под старину” и т.п.
б) Какие особенности культурной среды следует учесть при ведении деловых переговоров?
Интерес к народно-прикладному искусству.
6. Научно-техническая среда
а) Какие технологические достижения, влияющие на себестоимость продукции, могут появиться?
В данном случае никакие.
7. Экологическая среда
а) Какие процессы, применяемые нашими поставщиками, создают угрозу для окружающей среды?
Таких процессов нет.
б) Какие используемые нами процессы и сырьевые материалы создают угрозу для здоровья или окружающей среды?
На здоровье работников предприятия может повлиять производственная обстановка: вибрация, шум, плохое освещение, воздействие вредных веществ.
в) Какие меры должны быть приняты в случае необходимости?
Эти меры будут перечислены в разделе о технике безопасности.
Изучая рынок сбыта, можно использовать главным образом три подхода: 1) посредством анализа вторичной информации; 2) путем исследования мотивации и поведения потребителей; 3) путем анализа выпускаемой и реализуемой продукции.
В рамках первого подхода изучались все документы, представляющие для предприятия интерес, изданные статистическими органами, различными министерствами, торговыми палатами, региональными органами управления. Однако для получения надежных результатов такой информации недостаточно. Согласно официальным данным, в настоящее время в городе и области работают около 30 предприятий по производству и реализации высокохудожественных изделий. В основном это узко специализированные предприятия, выпускающие либо керамико-фарфоровую продукцию, либо изделия из дерева, кости, рога и др. Это предприятия разной величины и формы собственности, многие из них испытывают сегодня трудности со сбытом продукции, однако высокохудожественные изделия спросом все же пользуются.
В 1991-1992 годах (“пиковые” годы продаж) норма прибыли от реализации этих изделий составляла 80-100%. Этот вид деятельности был высокорентабельным, и им занимались многие пpeдприятия. Последующее насыщение рынка, вызванное падением покупательского спроса как в России, так и за рубежом, привело к снижению объема продаж и рентабельности до 15-20%, сбыт этой продукции перестал быть сверхприбыльным. Число фирм, занимающихся производством таких изделий, резко сократилось.
Изучение документов все же не дало оперативной информации требуемого качества, оно дало лишь некоторое представление об объемах производства и сбыте изучаемой продукции. Номенклатура продукции обычно слишком укрупнена, поэтому данную информацию трудно проверить.
Второй подход к изучению рынка предполагал исследование мотивации и поведения потребителей путем проведения специальных обследований: интервьюирования, собеседований, заполнения анкет. В качестве опрашиваемых выступали профессионалы-эксперты, глубоко разбирающиеся в проблеме: пользователи, влияющие на выбор продавца, покупатели, для которых продукт не имеет никаких тайн. Помимо изучения мнений потребителей, изучалось также мнение руководителей и специалистов посреднических служб, дистрибьюторских организаций, а также предприятий-производителей.
Потенциальными потребителями продукции ООО “Сувенир” являются фирмы: “Местид”, “Руссо-Байт”, “Образ”, “Коблитц Делла Валентина – Санкт-Петербург” и другие. Сотрудничество с ними будет осуществляться на взаимовыгодной основе.
Ценообразование на предприятии планируется строить на следующих принципах:
Цена должна покрывать все издержки.
Цена должна быть достаточно высокой в связи с единичностью и неповторимостью продукции.
Цена будет устанавливаться на договорной основе и может содержать определенную льготу.
Предприятие будет строить свое ценообразование, проводя политику престижных цен, учитывая стремление покупателей к высокому качеству товара. При этом предприятие будет стремиться к достижению наиболее высокого уровня прибыли, а также максимально использовать благоприятную ситуацию на рынке. Цену на изделие предполагается устанавливать методом наценки на издержки, где минимальная цена будет определяться индивидуально для каждого изделия, а максимальная - потенциальной возможностью заказчика.
Предприятие будет работать на заказ, то есть заранее известный рынок, и потому производство и реализация будут осуществляться в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами и предварительными соглашениями о поставках продукции. При этом заранее предполагается оговаривать сроки, технические и эстетические характеристики товаров, объемы поставок, цены. Соблюдение договорной дисциплины и взаимных соглашений будет сводиться к тому, что предприятие обязуемся своевременно произвести и предоставить потребителю соответствующий вид товара, а заказчик должен оплачивать в указанные сроки товар. Вывоз продукции заказчик будет производить самостоятельно.
Вновь образуемое предприятие “СУВЕНИР” проектирует, что в начале своей деятельности, благодаря заключенным договорам, оно не будет иметь проблемы со сбытом продукции. Предприятие ставит своей задачей не только рекламу конкретного товара, но и рекламу самого предприятия.
Отсюда его рекламная кампания будет носить целенаправленный характер, основной ее целью будет внушение доверия к самому продавцу, и, следовательно, к продаваемому им товару, в рекламе предприятию следует подчеркивать, что оно всегда исходит из потребностей клиента.
Такая реклама будет носить перспективный характер, ее планируется проводить на региональном уровне (Северо-Западный регион) и за рубежом в странах Западной Европы. Предприятие предполагает провести так называемый “рекламный” маркетинг, то есть анализ состояния рынка рекламных услуг с целью выбора рекламного агентства или иной рекламной службы, обеспечивающих наибольшую эффективность рекламы товаров предприятия.
Возможно предприятие создаст даже собственный рекламный отдел, на который будет возложена ответственность за подготовку рекламных мероприятий. Предприятие при этом будет самостоятельно определять потребность в рекламе и финансировать ее за счет собственных средств.
В случае обращения предприятия в рекламное агентство, планируется воспользоваться следующими услугами:
подготовка рекламных материалов и размещение их в средствах массовой информации;
подготовка и реализация комплексных рекламных кампаний, рекламных программ (которые в дальнейшем будут осуществляться в рамках стратегии маркетинга);
проведение рекламных мероприятий на выставках и ярмарках;
редакционная подготовка и полиграфическое исполнение печатной рекламы;
разработка рекламных сувениров и упаковки к ним;
разработка товарных знаков и фирменного стиля;
предоставление рекомендаций с учетом изменяющейся конъюнктуры рынка.
На основе задания, полученного от предприятия, и другой предоставленной им предварительной информации, агентство будет разрабатывать рекламную программу, основные блоки которой показаны в Приложении № 2.
Первоначально размер ассигнований, выделяемых на проведение рекламной программы, будет определяться исходя из целей и задач предприятия. Размер ассигнований предполагается периодически пересматривать с учетом результатов проведения рекламной программы. В дальнейшем размер ассигнований будет определяться в процентах к сумме продаж. Необходимо найти оптимальное соотношение реклама/сбыт.
1.3. Недостатки деятельности существующих производств
Здесь речь пойдет главным образом об изучении конкурентов и завоевании преимуществ в конкурентной борьбе. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции предприятия и его продуктов по сравнению с другими предприятиями данной отрасли.
Зачастую вопросы определения позиции в конкурентной борьбе рассматриваются только с точки зрения решения второго круга проблем. Хотя, безусловно, прежде всего, требуется определиться вообще с перспективами данного бизнеса, то есть рассмотреть первый круг проблем.
Кратко рассмотрим эти конкурентные силы, определяющие привлекательность отрасли.
Существует понятие “барьер входа в отрасль”, высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить вход в новую отрасль (для них он чем ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами.
Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому производственно-сбытовые издержки ООО “Сувенир” будут выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение ими меньшей прибыли, а может быть и убытки.
Привычностью марки товара. Как правило, потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок.
ООО “СУВЕНИР” необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. А это задача сложная.
Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль.
Затратами на основные фонды.
Доступов к системе товародвижения.
Традиционные производители данной отрасли, особенно в России, могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в уже давно функционирующие сбытовые сети. В этом случае предприятию придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.
Доступом к отраслевой системе снабжения.
Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие чего себестоимость продукта может быть выше, чем у традиционных производителей данной отрасли.
Возможными ответными действиями предприятий-конкурентов, направленными на защиту своих интересов.
Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов, или технологий.
Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. В данном случае мы имеем рынок поставщиков, где цены на продукцию диктует потребитель.
Сила позиции покупателей определяется следующими факторам:
1. Возможностью переключаться на использование других продуктов.
В нашем случае это маловероятно.
2. Объемом закупаемых продуктов.
Объемы закупаемых продуктов в данном случае не будут фиксированными и могут изменяться в зависимости от конъюнктуры рынка.
Теперь необходимо идентифицировать наиболее опасных конкурентов.
Выпуском сувенирной продукции занимаются в городе и области в основном небольшие малые предприятия. Одна из них фирма “Ренессанс”. Это предприятие стремится расширить рынок путем привлечения новых покупателей и инвестиций, привлекает высококвалифицированных специалистов, имеет относительно стабильные доходы. Свою продукцию реализует через посреднические предприятия как в регионе, так и за рубежом, в основном продукция предприятия экспортируется в Финляндию, Норвегию, Швецию и Голландию. На предприятии используется частично ручная технология изготовления сувениров, однако, главным образом процесс производства механизирован. У предприятия отлажены связи с поставщиками и сырья, и материалов, стабильный рынок сбыта.
Еще одно стабильно развивающееся предприятие – “Петро-лайн”, производящее сувенирную продукцию из дерева, кости, рога и других материалов. Это предприятие также в основном экспортирует свою продукцию - 70% в Финляндию, Норвегию, Германию, Францию. Это предприятие предпочитает сохранять свою рыночную долю, не предпринимает рискованных решений.
Оба предприятия обслуживают небольшие рыночные сегменты, тесно сотрудничают с музеями, частными магазинами по продаже сувениров.
Также следует назвать здесь художественную фирму “Истоки”, которая занимается иконописью, реставрацией, производством оригинальных сувениров и поделок.
Эти предприятия являются наиболее приоритетными конкурентами. Они находятся в разных “весовых категориях”, и их интересы сильным образом на рынке не пересекаются.
Данные предприятия используют в основном механизированную технологию производства, в то время как ООО “СУВЕНИР” планирует использовать в производстве на 90% ручную технологию, будет сделан главный упор на художественные и качественные характеристики изделия.
Изучение позиций и возможностей предприятий-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится система слежения за конкуренцией:
Каковы основные цели конкурента?
Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
Каковы их вероятные будущие стратегии?
На первый вопрос можно ответить так, основные цели конкурентов - это получение возможно большей доли прибыли, снижение издержек производства, при сохранении относительно высокого уровня качества.
Текущие стратегии к достижению намеченной цели - сохранение стабильного рынка поставщиков сырья и материалов и рынка сбыта, сокращение ассигнований на рекламу и маркетинговые исследования.
Что касается средств, которыми располагают конкуренты, то можно сказать, что лишь “Ренессанс” располагает хорошей производственно-технической базой, у остальных в этом смысле есть проблемы.
Вероятная стратегия на будущее будет выражаться скорее всего в стремлении сохранить существующие рынки поставщиков и рынки сбыта.
Можно сказать, что основным недостатком существующих производств является именно механизированность технологии изготовления сувениров. Рынок сувенирной продукции достаточно насыщен, привлечь покупателя можно, лишь предложив ему оригинальную высоко художественную качественную продукцию, способную вызвать интерес как произведение искусства.
1.4. Технологическое оснащение: оборудование, инструменты, рабочее место резчика
Для художественной обработки дерева не требуется большого количества оборудования и инструментов. Специфика художественной обработки дерева заключается в использовании естественного строения материала, своеобразии его форм и широком применении ручного труда. Механическое оборудование служит лишь для облегчения первоначальной обработки сырья и ускорения некоторых длительных процессов.
В частности, круглопильный станок применяется для распиловки сырья. Его работа основана на электрическом приводе. Усилие от вала электромотора передается режущему диску с помощью ремня и шкивов. Передача осуществляется плоским или клиновидным ремнем. В первом случае на передающее устройство (шкивы) натягивается сыромятный или прорезиненный ремень, плоский в поперечнике, во втором текстропный (клиновидный), имеющий в поперечном разрезе трапециевидную форму. Такое строение текстропа увеличивает площадь сцепления со шкивами, отчего усиливается мощность передающего устройства в целом. Мощность мотора станка 0,7 кВт. Частота вращения режущего диска 1500-1800 об/мин.
Для распиловки сырья применяются различные режущие диски. Так, дерево удобнее распиливать дисками с простыми разведенными зубьями.
Операция распиловки опасна ввиду возможности производственного травматизма. Работа на круглопильном станке требует специальной подготовки. Рабочая плоскость распиловочного стола должна приходиться мастеру на уровне груди, чтобы было хорошо видно всю рабочую поверхность станка. Распиливать можно в положении стоя или сидя на высоком стуле. Круглопильный станок оборудуется защитным кожухом и местной вытяжной вентиляцией.
Обдирочный станок применяется для черновой обработки заготовок твердых пород дерева. Он механизирует операцию опиловки, которая вручную выполняется напильниками. Этот станок состоит из электромотора мощностью 1,7 кВт, на валу которого располагают съемные фрезы различной конфигурации диаметром от 200 до 600 мм и режущей поверхностью от 200 до 500 мм. Фрезы устанавливаются на резьбе, нарезанной в направлении вращения вала мотора. Фрезы обдирочного станка - нестандартное оборудование. Изготавливаются они, как правило, в механических мастерских по заказу предприятия.
Рабочая часть обдирочного станка должна быть на уровне груди рабочего. Заготовки изделия подносят к режущей части чуть ниже оси крепления фрезы. Это наиболее безопасное положение заготовки при опиливании. Для предохранения рук рабочего от попадания в опасную зону и глаз от засорения опилками на станок устанавливают защитный кожух, скрывающий торцовую сторону фрезы и две трети ее тыльной стороны.
Шлифовальный станок можно использовать для шлифования готовых изделий. Он состоит из электромотора мощностью 1,7 кВт с частотой вращения 15 000 об/мин, на его вал ставят приспособление, крепящее шлифовальную шкурку.
Процесс шлифования сопровождается выделением большого количества пыли. Для предохранения рабочего от пыли и предотвращения попадания рук в опасные участки станка шлифовальный круг снабжается кожухом, и к нему подводится вытяжная вентиляция.
Сверлильный станок применяется для просверливания круглых отверстий в заготовках из дерева. Его можно использовать довольно широко. На нем сверлят отверстия, чтобы вставить пилочку лобзика при выполнении ажура, отверстия под фурнитуру и т.п.
Станок состоит из рабочего стола, на котором неподвижно устанавливается заготовка изделия, шпинделя, в патроне которого крепится сверло, и электродвигателя мощностью 0,6 КВт, передающего сверлу вращательное движение. Частота вращения сверла 1545-4450 об/мин. Шпиндель подается к заготовке специальным рычагом вручную сверху вниз, при этом сверлу сообщается поступательное движение (вдоль оси отверстия).
Работа на этом станке требует строгого выполнения правил безопасности труда. Сверло должно быть надежно закреплено в патроне, без перекосов. Нельзя пользоваться сверлами искривленной формы. Заготовка изделия должна быть прочно установлена на рабочем столе. Для защиты глаз рабочего служат очки с простыми стеклами. К месту образования стружек подводится вытяжная вентиляция.
На предприятии может быть использован и токарный станок. Процесс точения заключается в снятии режущим инструментом стружки с вращающейся заготовки изделия.
Для выполнения художественных изделий из дерева применяют токарный станок с подручником TП-40. Основные узлы станка: станина, электродвигатель мощностью 1,5 кВт, шпиндель с частотой вращения 2500 об/мин, подручник и задняя бабка.
Заготовка изделия крепится в патроне шпинделя специальным ключом строго перпендикулярно патрону. Электродвигатель через шкивы и ремень передает шпинделю вращательное движение. Дополнительной опорой режущему инструменту служит подручник, который устанавливается параллельно оси заготовки. При точении заготовки большой длины во избежание биения к свободному ее концу подводится упор. Резцы для токарных работ бывают различных размеров и конфигураций, применяются в зависимости от хода выполняемых работ.
Существует еще ряд станков, которые применяют при механизированной технологии изготовления сувенирной продукции.
Рассмотрим другие приспособления и инструменты.
Клеянка - приспособление для приготовления клея и поддержания его в постоянной готовности во время длительных оклейных работ. Клеянка состоит из двух жестяных резервуаров, вставленных один в другой. Соотношение объемов резервуаров должно быть 1:2. Во внутренний резервуар кладут клей и заливают его водой. Большой резервуар заполняют водой на 1/3, и ставят клеянку на огонь. Приготовление клея ведется по принципу водяной бани.
Устройство клеянки исключает возможность пригорания клея и присыхания к стенкам резервуара.
При работе с клеянкой следует поддерживать необходимое количество воды в обоих резервуарах, не допуская излишнего выкипания. Нежелательно попадание воды из большого резервуара в меньший, так как при этом нарушается концентрация клея. Электроплитку для клеянки устанавливают в специально отведенном месте, оборудованном жаростойким материалом (кафелем, металлом).
В процессе художественной обработки дерева мастера пользуются как специальными, так и общими инструментами.
Инструменты резчика по дереву: резаки, стамески, царазики, уголки, клюкарзы, ножи. Каждый такой инструмент вправлен в рукоятку, которая представляет собой черенок мягко закругленной или ограненной формы. Очень важно, чтобы инструменты, особенно хорошо заточенные режущие, было удобно держать в руках. Это помогает резчику избежать производственных травм.
Резаки состоят из полотна, шейки, упора и хвоста. Ось хвоста, шейки и полотна должна составлять одну прямую линию. Лезвие у резака скошенное, отчего с одной стороны образуется острый угол, называемый носком, а с другой - тупой, называемый пяткой. Лезвие скошено не только по краю, но и по плоскостям, в направлении к режущей кромке. Резаки бывают широкие и узкие. Полотно широкого резака имеет ширину примерно 2 см. К шейке оно сужается сначала до 4 мм, а к самому концу - до 2 мм. Ширина полотна узкого резака 7 мм. Толщина его у шейки 2-3 мм, а на конце - 1,5-3 мм.
Стамески применяются в основном для рельефной резьбы, различаются по профилю и ширине полотна, могут быть прямыми и полукруглыми. Передняя часть прямой стамески должна быть правильной плоской формы, без царапин и вмятин. Полукруглые стамески бывают отлогие, средние и крутые. Форму полукруглой стамески определяют радиусом изгиба полотна, а размер - шириной полотна.
Царазик - инструмент для выборки узких полукруглых выемок, выполнения прожилок и обработки перехода фона к краю орнамента, а также для различных мелких работ. По своей форме они похожи на мелкие полукруглые стамески с большой глубиной изгиба. Размеры этого инструмента различны в зависимости от назначения.
Уголки служат для прорезания линий и жилок. Это стамески с лезвием в виде угла. Размеры уголков по ширине захвата разнообразны. Угол, образуемый резко перегнутым по всей длине полотном, равен примерно 50-70 градусам. Ширина каждой стороны 5-15 мм.
Клюкарзы используют для выполнения глубокой барельефной резьбы, выборки фона. Это стамески с очень коротким полотном и длинной изогнутой около полотна шейкой.
Ножи широкие и узкие применяют для выполнения прорезной резьбы.
Полный комплект резчицкого инструмента включает, шт.:
резаки шириной 2,0-2,5 см и 0,7 см - 3;
стамески прямые шириной от 3,0 до 0,2 см - 6;
стамески отлогие шириной от 2,5 до 0,3 см - 6;
стамески средние шириной от 2,5 до 0,5 см - 6;
стамески крутые шириной от 2,0 до 0,4 см - 5;
царазики шириной от 0,3 до 0,2 см - 2;
уголки - 1;
клюкарзы прямые шириной 1,0-0,5 см - 2;
ножи длиной 8 и 15 см – 2.
Специальными инструментами пользуются мастера для выполнения мозаики и скульптурной резьбы.
Для мозаичных работ требуется нож или скальпель, которым вырезается рисунок. Ручка ножа заканчивается плоским срезом для притирания бумажной ленты при склеивании деталей. В распоряжении резчика должны быть циркуль-резак для вырезания круглых деталей, пила для разрезания фанеры, приспособление для выпиливания лобзиком, дрель для сверления небольших отверстий и рейсмус, которым наносят продольные линии и режут фанеру, для чего в ножки рейсмуса вставляют иглы или плоские ножи.
Набор инструментов для выполнения объемной скульптуры состоит из полукруглых стамесок (7-8 шт.) шириной от 1,5 до 4 см и специального ножа для отделки, так называемого богородского ножа.
В качестве вспомогательного инструмента резчик использует рубанок для выравнивания плоской поверхности деревянной заготовки-доски, шерхебель (рубанок с закругленным лезвием) для грубого строгания и фуганок для чистовой отделки.
Среди необходимых инструментов можно назвать также метр и линейку, которые служат для измерения длины, высоты, ширины и глубины, а также для проведения прямых линий.
Угольник, который нужен для обозначения прямых углов, нанесения перпендикулярных и параллельных линий; треугольник для нанесения линий под углом 30, 45 и 60 градусов.
Малка и ерунок предназначены для проведения линий под разными углами одна к другой. Ерунок применяют для расчерчивания углов 45 градусов.
Циркулем-разметчиком наносят на обрабатываемую поверхность круги или дуги, контурные линии и детали орнамента. Для измерения размеров и диаметров изделий служит кронциркуль. Более точный и удобный инструмент, служащий для тех же целей - штангенциркуль.
Рейсмус служит для прочерчивания линий, параллельных граням заготовки.
Лучковая пила применяется для распиловки дерева. Один ее конец закреплен наглухо, другой надевается на крючок. Начиная работу, снимают этот конец с крючка, продевают в подготовленное для начала распила отверстие и, надев снова на крючок, туго натягивают винтом.
Рашпили и напильники применяют для шлифовально-обдирочных работ. Цикли применяются в процессе отделочных работ больших плоскостей для выравнивания.
Метчик и плашка - инструменты для нарезания резьбы.
Киянка - деревянный молоток, применяется при работе с твердыми сортами древесины, вырубке фонда, обрубке рельефа, выполнении крупных работ. Также используются в работе молоток столярный и молоточек маленький.
Абразивный инструмент применяют для заточки и доводки режущего инструмента, опиловки и шлифования изделий. Виды, формы и размеры этого инструмента определены ГОСТом.
Необходимо сказать и о рабочем месте резчика. Оснащение рабочего места зависит от характера выполняемых резных работ. Резчику по дереву для изготовления шкатулок, коробок, ложек, небольших резных панно, мелкой декоративной скульптуры и игрушек не требуется специального рабочего места, так как их можно выполнять на обыкновенном столе. Однако резчик по дереву не может работать в тесноте. Для каждого мастера требуется примерно 2-2,5 м2 площади. В производственных условиях на каждых 6 резчиков полагается 20 квадратных метров площади, на которой кроме столов для резчиков размещают особый стол для заточки инструмента, водяное точило, шкаф для хранения инструментов, столярный верстак.
Для выполнения изделий большого размера - крупной скульптуры, деталей мебели с резьбой, крупных панно и т.п. - необходим специальный стол-верстак длиной 5 м, высотой 1-1,1 м. Для работы на верстаке сидя служит высокий табурет, ноги при этом ставят на подставку-подножку высотой 20-30 см. С правой стороны верстака расположен винтовой зажим, в котором закрепляют обрабатываемую заготовку.
Рабочий стол мастера, выполняющего единичные сувенирно-подарочные изделия, может быть оснащен малогабаритным универсальным приспособлением (с электродвигателем 0,25 кВт) для обработки заготовок и полуфабрикатов. В шпиндель приспособления можно заправлять различный сменный инструмент. Приспособление устанавливают в левой части стола. Сиденье у рабочего стола должно быть удобным, не затрудняющим движений мастера. При резьбе на коленях рекомендуется иметь подставку под правую ногу.
Правильная организация рабочего места включает удобное расположение инструмента на рабочем столе резчика. Ручной инструмент раскладывается справа от мастера в глубине стола. В центре стола около мастера ставится эталон выполняемого изделия. Ближняя к мастеру рабочая поверхность стола остается свободной для выполнения операций резьбы и размещения полуфабриката.
Стол для заточки инструмента должен иметь в центре отвод для стока применяемой при заточке воды.
Шкаф для инструментов должен быть оснащен отдельными ящиками по числу работающих в мастерской резчиков.
Большое значение для резчика имеет освещение. Целесообразно располагать рабочий стол так, чтобы свет на его поверхность падал спереди и слева. Лучшим является естественное дневное освещение.
ГЛАВА 2. Организация производства и управления на предприятии “СУВЕНИР”
2.1. Организационно-управленческая структура
Организационная структура любого предприятия сильно зависит от отраслевых особенностей предприятия, его размера и других объективных факторов (наличие достаточно развитой производственной и транспортной инфраструктуры в месте расположения предприятия и т.д.). При допустимых с точки зрения содержания поставленной задачи упрощениях организационную структуру предприятия любого профиля можно представить моделями достаточно общего вида, которые затем необходимо положить в основу оценок эффективности (действенности) механизма управления, а также принципов организации управления с точки зрения выделения структур, находящихся в линейном и функциональном подчинении руководства предприятия и его подразделений.
Разумеется, обособление в рамках предприятия отдельных структурных подразделений имеет смысл при наличии по крайней мере двух условий: во-первых, достаточно большой численности работающих, при которой эффективное управление их деятельностью из одного центра становится затруднительным; во-вторых, если персоналом предприятия выполняются работы различного технологического характера, что вынуждает организовать управление технологическими процессами при помощи специалистов различного профиля.
И хотя на предприятии “СУВЕНИР” планируется использовать труд небольшого числа работников, оно все же производственное предприятие, и его деятельность будет направлена на изготовление продукции. Поэтому по мере его развития все более необходимой станет задача диверсификации производства, которая обеспечит предприятию большую финансово-экономическую устойчивость. На любой стадии развития предприятия будут выделяться подразделения, которые будут выполнять определенный круг функций. Возможно каждое подразделение в той или иной мере будет наделяться административно-хозяйственной самостоятельностью, т.е. правом принимать и выполнять соответствующие управленческие решения в пределах своей компетенции, определяемой для каждого подразделения органом общего управления предприятием в целом.
Как производственные функции, так и функции обслуживания и управления будут выполняться тем эффективнее, чем более специализированным будет то или иное подразделение. Специализация способствует повышению квалификации и скорейшему приобретению персоналом необходимых практических навыков, упрощает управление подразделением со стороны вышестоящего органа, поскольку уменьшает разнообразие целей, которые орган управления ставит перед управляемым подразделением, и контроль за степенью их достижения.
Однако рассмотрим, прежде всего, что из себя будет представлять общество с ограниченной ответственностью (ООО) “СУВЕНИР”. Предприятие будет проводить свою деятельность на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Госдумой 21.10.1994 года. Общество будет являться юридическим лицом и предполагает действовать на основании Устава и Учредительного договора, будет иметь собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.
ООО “СУВЕНИР” будет являться совместным предприятием, создаваемым следующими юридическими лицами:
1. Санкт-Петербургским филиалом банка “ИНКОМБАНК”.
2. Индивидуальным частным предприятием “ЭЛЛИПС”.
Учредители несут ответственность по обязательствам ООО “СУВЕНИР” в размере Уставного капитала, который будет создан за счет средств Учредителей. Он составит на момент образования предприятия 100 тысяч рублей и будет вноситься долями по 50 тыс. рублей каждым Учредителем.
Высшим органом управления предприятия будет являться Совет Учредителей, каждый Учредитель имеет один голос независимо от размера вклада в Уставной фонд.
К исключительной компетенции Совета Учредителей относятся вопросы определения основных направлений производственного (экономического) и социального развития, утверждение планов и отчетов об их выполнении.
После внесения обязательных платежей прибыль предприятия будет распределяться между Учредителями.
Руководство деятельностью предприятия будет осуществлять Генеральной директор, который будет принят по контракту Советом Учредителей. Генеральный директор самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, осуществляет прием и увольнение работников.
Генеральный директор должен нести материальную и административную ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического отчетов.
В соответствии с рыночной ориентацией предприятия Генеральный директор должен назначать коммерческого директора, ведущего вопросы сбыта, маркетинга и рекламы продукции. Главному бухгалтеру надлежит вести деятельность по составлению документальных отчетов предприятия.
Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива будет являться общее собрание, решающее вопросы заключения коллективного договора и порядка предоставления социальных льгот работникам ООО “СУВЕНИР” из фондов трудового коллектива.
Организационный план определит основные направления кадровой политики:
Организационная структура предприятия представлена в Приложении № 3.
Планирование кадровой политики направлено на привлечение высококлассных специалистов и раскрытие их творческого потенциала на предприятии, что будет достигнуто через отбор и поощрение.
Отбор работников планируется производить на основе испытательного срока и выполнения вступительной работы.
Поощрения будут как материального, так и морального характера.
Следует иметь в виду, что персонал не только выполняет производственные функции, но и является активной составляющей производственного процесса. Работники могут активно способствовать росту эффективности производства, могут относиться безразлично к результатам деятельности предприятия, на котором работают, а могут и противодействовать нововведениям, если нововведения нарушают привычный для них ритм работы.
2.2. Экономико-технологическая модель производственного процесса
Коммерческая деятельность любой организации может быть представлена как процесс преобразования некоторого набора исходных ресурсов в конечный результат, в процессе производственной деятельности в качестве исходного момента можно рассматривать обеспеченность ресурсами в необходимом для нормального хода производственной деятельности сочетании (пропорциях), в основу деления ресурсов положен принцип их невзаимозаменяемости.
Выделяют три основных вида ресурсов, факторов производства: живой труд, средства труда и предметы труда.
К ресурсам живого труда, которыми располагает любое предприятие, относится персонал, рабочая сила, то есть работники. Рабочая сила в процессе производства потребляется в форме затрат живого труда, измеряемых рабочим временем, как естественной мерой целенаправленной деятельности работников.
Производственный персонал предприятия предположительно будет выглядеть следующим образом:
№ п/п | Специальность | Число работников |
1. | Дизайнер-стилист | 2 |
2. | Старший художник-оформитель | 1 |
3. | Художник-оформитель | 2 |
4. | Мастера-резчики | 30 |
5. | Слесарь-наладчик | 2 |
6. | Технолог | 2 |
7. | Токарь | 2 |
8. | Разнорабочий | 4 |
Предположительная численность руководителей и других категорий работников представлена в следующей таблице.
№ п/п | Специальность | Число работников |
1. | Генеральный директор | 1 |
2. | Коммерческий директор | 1 |
3. | Главный бухгалтер | 1 |
4. | Бухгалтер-кассир | 1 |
5. | Водитель | 1 |
6. | Уборщица | 2 |
7. | Сторож | 3 |
Ресурсы средств труда, которыми будет располагать предприятие, являются с точки зрения их денежной оценки ее основным капиталом (основные средства). Ресурсы предметов труда ООО “СУВЕНИР” - это необходимые для нормального хода производственных процессов запасы сырья, материалов, топлива и иных материальных ресурсов, включая полуфабрикаты.
В рамках совокупности технологических процессов производства издержки, связанные с использованием факторов производства, трансформируются не только в общую сумму издержек, но и в стоимость произведенного продукта, которая должна превышать общую сумму издержек, в размерах, по крайней мере, удовлетворяющих интересы Учредителей.
Производственный процесс на предприятии ООО “СУВЕНИР” будет носить тип единичного производства, что будет характеризоваться широкой номенклатурой изготовляемых изделий, небольшим объемом выпуска, а также малой повторяемостью. При этом производственный процесс будет осуществляться с применением большой доли ручного творческого труда.
Производственный процесс изготовления продукции будет состоять из трех основных стадий: подготовительной, обрабатывающей и заключительной. Подготовительная стадия механизированная: сушка материалов, изготовление заготовок.
На обрабатывающей стадии производственного процесса изделие приобретет законченную форму. Заключительная стадия подразумевает нанесение декоративных покрытий, а также сушку изделия и упаковку.
Производственный процесс сувенирной продукции будет характеризоваться большими затратами времени на обрабатывающей стадии.
Производственный процесс экологически чистый, что вызвано применением в качестве технологического топлива электроэнергии, экологически безопасного сырья и материалов. В результате технологического процесса никаких вредных выбросов в атмосферу производиться не будет.
Исходя из данного производственного процесса и требований, предъявляемых к размещению промышленных предприятий, производственный участок по выпуску сувенирной продукции будет размещаться в одном из зданий на территории промзоны.
Офис фирмы будет расположен в центре города. Под офис предполагается арендовать отдельную комнату общей площадью 20 кв. м, включая мебель. Арендная плата за офис (с коммунальными платежами) составит около 2 тысяч рублей в месяц.
ГЛАВА 3. Экономическая часть
Предприятие “СУВЕНИР” создается в целях выпуска высокохудожественной сувенирной продукции для реализации как на российском рынке, так и за рубежом, главным образом в странах Западной Европы.
Художественные изделия из дерева как традиционный вид русского народного искусства пользуется большой популярностью за пределами нашей страны, поэтому выгода потребителя будет состоять в получении эстетического удовольствия от обладания художественным изделием. Что касается производителя, то он предполагает получить не только материальную выгоду от производства и реализации продукции, но и пропагандировать образцы отечественного искусства за рубежом, а также предполагает создать дополнительные рабочие места для своих соотечественников, что для России, переживающей тяжелейший экономический кризис, является немаловажным.
Аналоги объекта разработки существуют. Однако продукция предприятия будет производиться на основании конкретных заказов потребителей, изделия в большинстве своем будут неповторимы, и стоимость каждого из них предполагается определять индивидуально. Экономические расчеты стоимости будут определяться в соответствии с договором, с учетом всех пожеланий заказчика.
Художественные изделия будут выполняться с коммерческой целью. Они предназначены для прямой реализации и имеют рыночные аналоги.
Экономические расчеты предполагается осуществлять по следующим схемам.
РАСЧЕТ
сметы затрат на разработку из расчета на 1 месяц (проект)
№ п/п | Наименование статей | Ед. изм. | Количество | Цена (руб.) | Стоимость (руб.) |
1. |
Основные материалы (древесина нужных пород) |
м3 | 30 | 300 | 9000 |
2. |
Вспомогательные материалы (клей, лак, краска, фольга и пр.) (процент от стоимости основных материалов) |
% | 10 | 900 | |
3. | Специальное оборудование (станки, столы, стулья, стеллажи, вентиляционные устройства, шкафы, инструменты и пр.) | руб. | (калькуляция прилагается) | 44550 | |
4. |
Основная зарплата мастеров I и II категории (расчет прилагается) |
т.р. | (плюс 15% от суммы реализации продукции) | 21120 | |
5. |
Дополнительная зарплата остального персонала (расчет прилагается) |
т.р. | (плюс 15% от суммы реализованной продукции) | 3168 | |
6. | Отчисления на социальные нужды от суммы реализации | % | (180000 х 5%) | 9000 | |
7. | Прочие затраты (аренда помещения) | т.р./м2 | 300 | 200 | 6000 |
8. |
Накладные расходы (освещение, отопление, вода) (50% от Сосн.) |
т.р. | (21120 х 50%) | 10560 | |
9. | Расходы на маркетинговые исследования и рекламу | т.р. | 100000 | ||
ИТОГО: | 204298 |
КАЛЬКУЛЯЦИЯ
стоимости спецоборудования в рублях
№ п/п | Номенклатура | Ед. изм. | Кол-во | Цена | Время использования | Норма отчис. амортиз. | Итого (руб.) |
1. | Станок круглопильный | шт. | 1 | 7000 | 66 ч | 1% | 6930 |
2. | Станок обдирочный | шт. | 1 | 5000 | 66 ч | 1% | 4950 |
3. | Станок шлифовальный | шт. | 1 | 6000 | 44 ч | 1% | 5940 |
4. | Станок сверлильный | шт. | 1 | 4000 | 44 ч | 1% | 3960 |
5. | Станок токарный | шт. | 1 | 8000 | 44 ч | 1% | 7920 |
6. | Прочее оборудование и инвентарь | шт. | 29700 х 50% | 14850 | |||
ИТОГО: | 44550 |
РАСЧЕТ ОСНОВНОЙ ЗАРПЛАТЫ МАСТЕРОВ:
Сосн. = К х П х 3 х Р х Ф ,
где:
К - количество категорий мастеров - 2
П - кол-во мастеров - 30 чел.
3 - среднечасовая з/плата - 20 руб.
Р - продолжительность работы - 8 чел./час
Ф - кол-во дней работы - 22 дн.
Определяем:
Сосн. = 2 х 30 х 20 х 8 = 960 х 22 = 21 120 руб.
Плюс 15% от суммы реализации (премиальный фонд).
РАСЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ ОСТАЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА:
,
где
Д – норматив затрат на дополнительную з/пл. (15% от основной з/пл.).
Определяем:
руб.
Плюс 15% от суммы реализации (премиальный фонд).
РАСЧЕТ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ИЗДЕЛИЯ: (проект)
где:
Сн - полная себестоимость изделия - 204298:500 = 408,6
УСцб - учетная ставка ЦБ РФ на момент расчетов - 25%
ч - поправка на предпринимательский риск 5%.
Определяем:
РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ: (на 1 ед. изделия)
Прибыль от реализации сувениров (Пр)
Пр = Цнор. - Сн
Пр = 531,2 – 408,6 = 122,6
Рентабельность продукции (Рр)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить:
ООО “СУВЕНИР” будет создаваться в целях выпуска художественных изделий для реализации в России и в странах Западной Европы.
В работе проанализировано состояние и дана характеристика организации и управления производством.
Охарактеризованы объекты производства, основные технологические процессы, в том числе необходимые материалы, сырье, специальное оборудование.
Произведены экономические расчеты сметы затрат на разработку, калькуляция стоимости спецоборудования, расчет основной зарплаты мастеров, расчет нормативной цены изделия и расчет экономических результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: ЦЭиМ, 1996.
Адамов В. Е. и др. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 1997.
Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Высшая школа, 1988.
Бизнес и менеджер / Сост. И. С. Дараховский и др. - М.: Азимут-Центр, 1993.
Вебер М. Избранные произведения. - М., 1993.
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996.
Вудкок М., Фрэнсис Л. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991.
Гастев А. К. Как надо работать. - М., 1972.
Гастев А. К. Трудовые установки. - М., 1973.
Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 1996.
Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 1998.
Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. - М.: Тандем, 1998.
Горохов М. Ю., Малев В. В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. - М.: Филин, 1998.
Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.
Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998.
Зайцев Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1992.
Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тэйлор и А. Гастев. - СПб.: РХГИ, 1998.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. -М.: Дело, 1994.
Серегина Т. К., Титкова Л. М. Реклама в бизнесе: Учебное пособие. - М., 1996.
Пелих А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. - М.: Ось-89, 1998.
Прием и увольнение работников: Пособие для рук. отд. кадров. - М.: Ассиана, 1995.
Пригожин А. И. Социология организаиий. - М., 1980.
Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. - М.: Тандем, 1998.
Современный менеджмент: Курс лекций кафедры теории и организации управления ГАУ // Российский экономический журнал. – 1995. - № 9, 10, 12; 1996. - № 1, 4, 7, 8, 10; 1997. - № 1, 2, 4, 6.
Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева и др. - М.: ИНФРА-М, 1998.
Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1992.
ПриложениЯ
Приложение № 1
Концепция маркетинга
Приложение № 2
Основные блоки РЕКЛАМНОЙ программы
Приложение № 3
Организационная структура ООО “СУВЕНИР”