Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический
университет им. И.И. Ползунова»
Институт Экономики и Управления региональным развитием
Кафедра «Экономика и организация производства»
ОТЧЕТ О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
На _____ООО «Брюкке»
(наименование предприятия)
Студента (ки) ____________________курса
___________________________группы
(Ф.И.О. студента) (подпись)
Отчет защищен с оценкой
______________________
_______________ 200 г
Содержание
Введение
1 Характеристика предприятия
2 Структура предприятия
3 Основной вид продукции
4 Анализ преимущества предприятия по отношению к конкурентам
5 Обоснование выбранной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Предприятие ООО «Брюкке» было учреждено 13 октября 1995 года с целью реализации программы, инициированной Министерством Внутренних Дел Германии в рамках оказания помощи немцам, проживающим на территории Российской Федерации и бывшего Советского Союза. Координатором проектов правительства Германии в Алтайском крае является ООО «Общество развития Гальбштадт», реализатором – ООО «Брюкке».
Программа включала в себя ряд инвестиционных проектов, одним из которых стало строительство молокоперерабатывающих предприятий в селах Гришковка и Орлово в Немецком Национальном Районе алтайского края.
Молокоперерабатывающие заводы «Гришковка» и «Орлово» специализируются на производстве молочной и маслосыродельной продукции, основную долю которой составляют сыр и масло сливочное, а лишь небольшая часть занимает производство цельномолочной продукции.
Производственные мощности МПЗ следующие : «Гришковка» – 30 тонн в сутки; «Орлово» – 10 тонн в сутки. Сырье поставляют на МПЗ колхозы Немецкого Национального Района, которые являются учредителями ООО «Брюкке».
В рамках расширения программы технической и гуманитарной помощи
российским немцам, проживающих в Алтайском крае, был инициирован проект создания мясоперерабатывающего производства в Немецком Национальном районе в селе Гальбштадт. Завод «Мясокомбинат» был введен в эксплуатацию осенью 1998 года.
В сложившейся экономической обстановке сопровождающимися следующими явлениями: повышение цен на сырье, повышение цен на коммунальные услуги, активные действия конкурентов (Кемеровский мясокомбинат, Парнас – М, Сибирская продовольственная компания) необходимо срочно принимать меры по оказанию помощи предприятии путем повышения конкурентоспособности предприятии.
1Характеристика предприятия
Производительность составляет 2 тонны в день (на существующем оборудовании функционирование в две смены технологически невозможно);
сырьем для производства колбасных изделий является говядина и свинина ;
производство колбасных изделий осуществляется по немецкой технологии, согласно которой сырье предварительно не солят;
продукция не содержит соевых и синтетических добавок;
около 5% готовой продукции производится как нарезка в вакуумной упаковке;
продолжительность хранения колбасных изделий на складе готовой продукции – 1 день. Если возникают сложности со сбытом, то производство останавливается. Это связано со сроком хранения вареной колбасы, не превышающим 10 дней, которые требуют торговым организациям для реализации продукции.
Следующим этапом реализации проекта помощи российским немцам на Алтае стало строительство завода «Мельница». Проектировочные работы по строительству мельницы начались в июле 1996 года. Полностью строительство здания и монтаж оборудования , включая обучение персонала и шефмонтаж , были завершены летом 1999 года . В сентябре этого же года началась эксплуатация .
Производственная мощность мельницы 20 тыс. тонн сырья в год ,что соответствует приблизительно 15 тыс. тонн муки за рабочий период 250 дней при трехсменной работе по 8 часов .Суточная входная мощность составляет 80 тонн сырья. Выход муки при двух сортном помоле пшеницы (высший и первый сорт) соответствует 73-75% . Следует отметить, что согласно технологии возможно также производство манной крупы в количестве 1-2% от общего объема производства . При этом на такой же объем уменьшается количество производимой муки .
Готовая продукция упаковывается в мешки по 50.25.10 и 5 кг , а также в бумажные пакеты по 2 кг .
Для реализации собственной продукции фирма «Брюкке» открыла филиал в г. Новосибирске, который занимается торговлей сырами, сливочным маслом и мукой .
С целью распространения продукции в г. Барнауле фирма имеет торгового представителя, поставляющего мясоколбасную и цельномолочную продукцию, а также сыры и масло сливочное в магазины города.
Чтобы обеспечить своей продукцией местное население фирма открыла два магазина в с. Гальбштадт. Один находится в центре села , другой на окраине .В магазинах представлен весь ассортимент продукции , производимой на предприятиях фирмы «Брюкке».
Общая численность работающих в фирме составляет 199 человек.
72- на молокоперерабатывающих предприятиях;
42 – на мясокомбинате;
33 – на мельнице;
50 – управленческий и вспомогательный персонал.
Показатель |
2002 год. |
2003 год. |
2004 |
Себестоимость реализуемой продукции | 1850000 |
2007500 |
1633126 |
Коммерческие расходы | 7000 | 10000 | 5200 |
Управленческие расходы | 2500 | 4000 | 1640 |
Выручка от реализации продукции | 2011000 | 2136000 | 1863521 |
Финансовый результат | 3870500 | 4157500 | 3496647 |
Уровень рентабельности (%) | 1,09 | 1,064 | 0,82 |
Среднегодовая стоимость производственных фондов | 570000 |
600000 |
600000 |
Среднегодовая численность работников | 40 |
42 |
43 |
2 Структура предприятия
Предприятие состоит из двух молочных комбинатов, ж/д тупика, мясокомбината и мельница.
Производство предприятия делится на основное и вспомогательное.
Основное производство включает:
Забойный цех;
обвалочный цех;
коптильня.
Колбасный цех
Экспедиция
Инженерная служба
К вспомогательному производству относятся:
механическая мастерская;
транспортный участок;
отдел главного механика и энергетика;
слесарные мастерские;
Генеральный директор |
Главный Отдел Главный Главный
технолог кадров бухгалтер инженер
Директор Директор Директор
мясокомбината МПЗ мельницы
Цех 1 Цех 2 Цех 1 Цех 2 Цех 3 Цех 1 Цех
Категория работающих | Данные 2002 года | Данные 2003 года | 2004 |
2005 |
высшее | 10 | 10 | 10 | 11 |
техническ | 18 | 19 | 19 | 19 |
Срд.спец | 12 | 12 | 12 | 13 |
Сред образ | 0 | 0 | 1 | 0 |
Таблица 3
На фирме высшее образование имеют 10 – 11 человек, но и это не придел. Каждый год рабочие повышают свой уровень знаний. Многие учатся заочно в институтах и техникумах пищевой промышленности. Управленческий персонал также заинтересован в высокопрофессиональных рабочих кадрах.
В соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих определяются должностные инструкции руководителей, специалистов и служащих.
В обязанности главного экономиста входит осуществлять организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качество выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и зарплаты, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых средств. Главный экономист обязан руководить и координировать деятельность всех подразделений предприятия по составлению планов экономического и социального развития в соответствии с контрольными цифрами, утвержденные вышестоящей организацией, и заключенными хозяйственными договорами, разработки финансовых планов с необходимыми обоснованиями и расчетами, а также организационно-технических мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма, экономической работы, выявлению и использованию резервов производства. Руководитель должен проводить работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, по созданию и улучшению нормативной базы планирования, норм расхода товарно-материальных ценностей, оборотных средств и использования производственных мощностей; принимать участие в работе по совершенствованию организации труда; организовать разработку методических материалов по технико-экономическому планированию работы подразделений предприятия, расчету экономической эффективности капитальных вложений и др. Главный экономист также должен руководить структурными подразделениями, выполняющими экономическую работу и т.д.
В обязанности инженера по организации и нормированию труда входит:
выполнять комплекс работ по совершенствованию организации и нормирования труда;
изучать состояние организации и нормирования труда, разрабатывать и внедрять мероприятия по их совершенствованию с целью повышения производительности труда и эффективности производства;
разрабатывать и внедрять технически обоснованные нормы трудовых затрат на основе использования межотраслевых, отраслевых и других нормативов по труду по различным видам работ, выполняемых на предприятии, а также местные нормы, рассчитываемые на основе технических данных о производительности оборудования, результатов анализа затрат рабочего времени;
устанавливать нормы времени на разовые и дополнительные работы, связанные с отклонением от технологических процессов;
изучать степень и причины несоответствия фактических затрат времени нормативным, участвовать в подготовке предложений, обеспечивающих выполнение норм;
анализировать действующие нормы трудовых затрат, проводить работу по их своевременной замене новыми;
корректировать нормы трудовых затрат при изменении организационно-технических условий производства;
содействовать повышению эффективности научной организации труда на основе развития бригадных форм организации и стимулирования труда, аттестации рабочих мест, расширение совмещение профессий и должностей;
проводить работу по выявлению резервов роста производительности труда за счет улучшения его организации и нормирования;
составлять отчетность по научной организации труда и нормированию труда по формам и в сроки.
Оплата труда
Согласно устава предприятие самостоятельно устанавливает формы, системы и размер оплаты труда своих работников, а также другие виды их доходов в соответствии с действующим законодательством. Широко используются повременно-премиальная система оплаты труда и окладная система. Заработная плата рабочих-повременщиков, которые, как правило, относятся к вспомогательному производству зависит от разряда рабочих и фактически отработанного времени, причем средняя продолжительность месяца составляет 166,3 часа.
Разряд |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тарифный коэффициент |
1,00 |
1,07 |
1,17 |
1,28 |
1,45 |
1,63 |
К рабочим-повременщикам относят: кладовщиков, уборщиц, комплектовщиков фурнитуры, контролеров качества, грузчиков, приемщиков годовых изделий, слесарей ремонтников, электромонтеров, электрообмотчиков, слесарей, токарей и др. Окладная система лежит в основе оплаты труда руководителей, специалистов и служащих. Для аппарата управления и рабочих-повременщиков существуют штатные расписания, в которых определены должности, численность работников по каждой должности, месячная тарифная ставка или должностной оклад.
Шапка штатного расписания рабочих-повременщиков имеет следующий вид:
Наименование участка, профессии, должностей | Основ-ное или вспомогательное производство | Тариф-ный разряд | Месяч-ная тарифная ставка или оклад | Количество рабо-чих | Месячный фонд заработанной платы | Премия |
Всего фонд ЗП |
|
% | руб |
Шапка штатного расписания аппарата управления имеет несколько иной вид:
Структурные подразделения | Количество работающих | Должностной оклад | Месячный фонд ЗП |
Премиальные выплаты осуществляются на основе положения о премировании. Для каждой категории работников разработаны свои положения о премировании, которые вводятся в целях:
повышения стимулирующего воздействия поощрения труда работников предприятия в достижении конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности;
усиления непосредственной связи поощрения труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих с результатами работы цехов, подразделений, отделов на основе полного и эффективного использования производственных мощностей и потенциала каждого работника;
устранение уравниловки в оплате труда.
Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а по показателям, которые не предусмотрены указанной отчетностью, - данные оперативного учета. Премирование производится ежемесячно по итогам работы за месяц при наличии необходимых денежных средств. Премиальные выплаты производятся из фонда материального поощрения. Премии выплачиваются с учетом
доплат за совмещение профессий,
доплат за работу в ночное время,
за фактически отработанное время.
Работники швейных цехов могут премироваться:
за качественное выполнение плана по ассортименту(70%);
за ритмичное выполнение плана по декадам
(1 декада + 20 %;
(2 декада + 10 %)
за сокращение числа невыполненных норм выработки (за каждый % + 1 % премии, мах + 10 %);
за перевыполнение установленного задания (за каждый % перевыполнения + 5 % премии (мах 25 %)).
2001 го д – 42
2002 год – 42
2003 год – 42
2004 год – 42
В 2005 году ожидается сокращение штата с сложившейся обстановке.
Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса, в том числе и перерабатывающей промышленности.
С каждым годом возрастают коммерческие расходы, так как реклама и маркетинг являются движущей силой предприятия. Соответственно растут и управленческие расходы. Всевозможные командировки, обучение квалифицированных рабочих требуют затрат.
Не смотря на увеличение численности рабочих, выработка одного работника растет.
Объем производства, и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях рыночной экономики предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Фирма «Брюкке» строит свою маркетинговую политику именно
на этом принципе. Изучая потребности рынка, руководство фирмы регулирует объемы производства продукции.
3 Основной вид продукции
Состав и структура товарной продукции (показатели в тоннах) (см. приложение).
Таблица 2
Группы продукции | Кол-во 2001 года | Кол-во 2002 года | Кол-во 2003 года | Кол-во 2004 года |
Колбасы | 112,2 | 116,4 | 123,4 | 104,7 |
Полуфабрикаты | 136 | 150 | 170 | 65 |
Колбасы копченые | 112,2 |
116,4 |
123,4 |
104,7 |
Деликатесы | 100 | 62,8 | 100 | 57,1 |
На корм | 100 | 20 | 100 | 100 |
Итого |
561 |
582 |
617 |
537 |
При проведении анализа производственно-хозяйственной деятельности фирмы и изучении специфики производства выяснилось, что в целом работа фирмы является удовлетворительной. Но на лицо явный спад производства это связанно с вышесказанным.
4 Анализ преимущества предприятия по отношению к конкурентам.
Конкурентами завода являются как мясокомбинаты из других районов Алтайского края и Новосибирской области, так и производители из других регионов России.
У производителей мясоколбасных изделий конкуренция тоже очень жесткая. Количество предприятий-конкурентов как крупных , так и мелких очень велико . В самом Немецком Национальном районе почти в каждом колхозе имеется небольшой колбасный цех . Но колхозные цеха производят малое количество продукции в основном для внутреннего употребления или бартерного обмена . В конкурентной борьбе за рынки сбыта главным для продукции мясокомбината фирмы «Брюкке» является тот факт , что она изготовлена из натурального мяса и не содержит заменителей и добавок
Сибирская продовольственная компания (г. Новосибирск) – имеет 100 наименований товара (колбасы, сосиски, полуфабрикаты). Производственная мощность 43 т. Изделий в сутки.
Парнас – М (Санкт – Петербург) - 146 наименований товара (колбасы, сосиски, полуфабрикаты). Производственная мощность 84 т. Изделий в сутки.
Кузбасский пищекомбинат (Новокузнецк) - 100 наименований товара (колбасы, сосиски, полуфабрикаты). Производственная мощность 50 т. Изделий в сутки.
Их главное преимущество это высокое качество продукции и огромный объем производства. Эти компании в состоянии проводить ценовую политику, которая не под силу нашему комбинату, но при все при том мы еще пока на плову.
Не потерять своего покупателя в жесткой конкурентной борьбе продукции фирмы позволяет то, что вся она высокого качества. Мясная – изготовлена из натурального мяса и не содержит заменителей мяса и добавок. Молочная – не содержит заменителей молочного жира, консервантов, искусственных красителей и ароматизаторов . Мука – производится из зерна высокого качества , содержащего большое количество клейковины .
Почти вся продукция фирмы «Брюкке» имеет медали и грамоты за отличное качество, полученные на смотрах «Признанное качество» и ежегодных выставках «Сибирская ярмарка». А мясная продукция имеет две золотые медали за качество на международной выставке «Зеленая неделя» в Германии.
6. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия.
Проводя анализ состояния предприятия можно предположить, что необходимо предприятию для повышение конкурентоспособности:
Снижение затрат за счет использования в колбасных изделиях соевых добавок в связи с этим резко опустится цена на товар, но примет ли это потребитель?
Увеличение цены за счет создания своего рода элитного товара по очень высокой цене, и в соответствии с этим этот товар стоит позиционировать. Это означает, что понадобятся значительные расходы на рекламу, стать в газетах и информация по радио и телевидению, которое разъясняло покупателю преимущества покупки пусть дорогой ,но но зато элитного товара.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в целом работа фирмы «Брюкке» является эффективной.
Несмотря на жесткую конкуренцию, продукция, производимая всеми подразделениями, реализуется. Ассортимент и качество продукции удовлетворяют спросу покупателей. И хотя одна из проблем это высокая доля сырья в общих материальных затратах, фирма получает прибыль.
Соответственно часть прибыли идет на покрытие материальных затрат на его производство . Несмотря на это , руководство фирмы считает не приемлемым выпускать продукцию , содержащую заменители молочного жира , хотя это привело бы к снижению себестоимости . Мясоколбасные изделия также производятся без заменителей, что объясняет их довольно высокую цену. Это доставляет трудности при реализации, т.к. основное население края имеет низкий достаток.
Для решения многих проблем производства и реализации продукции, в структуре фирмы, возможно, сделать некоторые изменения. А именно: все функции в коммерческом отделе выполняет один человек – коммерческий директор и для решения маркетинговых задач необходимо привлечь специалиста–маркетолога. При анализе информационной структуры предприятия выяснилось, что автоматизация рабочих мест в фирме очень низкая . Автоматизирован только бухгалтерский учет . Но для эффективной работы предприятия необходима максимальная автоматизация всех процессов производства , а особенно функций управления . Ведь современные компьютерные технологии позволяют своевременно и грамотно руководить производственным процессом и принимать решения не с помощью интуиции , а на основе научных знаний .
Предложив два пути решения сложившейся ситуации думаю придется использовать идею номер 2 «Элитный продукт» т.к. руководство предприятия не приемлет идею разбавления мяса соей.
Список использованных источников
Райсс М. "Оптимальная сложность управленческих структур" Проблемы теории и практики управления. – М., 1999г.
А.М.Смолкин «Менеджмент: основы организации». Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2001г.
"Менеджмент организации". Учебное пособие./Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2003г.-469с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.
Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.