МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РЕФЕРАТ
"Методы проявления системной идеи.
Эвристические методы исследования систем управления"
Методы активизации технологии творчества
Интенсивность (производительность) любого процесса (в том числе творческого) обусловлена взаимным действием трех основных причин:
движущих сил процесса - внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вызывающих течение процесса;
факторов ускорения - внешних и внутренних условий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса;
факторов торможения - внешних и внутренних условий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса.
Эффективность решения творческой проблемы в первую очередь определяется продуктивностью творческого мышления при отсутствии информации о технологии поиска.
Но продуктивность в свою очередь зависит oт искусства преодоления препятствий, лежащих на пути познания.
Ф. Бэкон указывает на четыре вида препятствий - призраки познания. Первые два коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными. Два других порождены особенностями социальной жизни и психологии.
Первый вид заблуждений - это "призраки рода". Они свойственны всем людям, поскольку результаты мыслительной деятельности базируются на искаженной информации органов чувств.
К этому же виду заблуждений относится стремление человека при разрешении проблемных ситуаций пользоваться готовыми решениями, привычными штампами, освоенными стандартами (психологическая инерция мышления).
Второй вид заблуждений - это "призраки пещеры", к которым относятся разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявлении "призраков рода": неодинаковые интересы людей ориентируют различным образом их познавательные усилия и оценки.
Третий вид заблуждений - это "призраки рынка", проистекающие из особенностей социальной жизни человека.
Эти "призраки" состоят в подверженности общераспространенным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждениям.
Четвертый вид заблуждения - это "призраки театра ", которые производны от "призраков рынка". Здесь речь идет об искажающем влиянии ложных теорий и философских учений.
Р. Декарт в работе "Рассуждение о методе" изложил четыре правила познания:
первое правило - принимать за истинное все, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне очевидно;
второе правило - каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, следует делить на более простые составляющие, чтобы затем сосредоточить внимание на этих простых, не поддающихся дальнейшему делению умом, части;
третье правило - в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей, к вещам более сложным и соответственно трудным для понимания;
четвертое правило - осуществлять полные описания предмета исследования, не упуская ничего из внимания.
В рассмотренных подходах четко просматриваются элементы системного анализа.
Попытка формализовать метод активизации технологии творчества с точки зрения системного анализа осуществлена в работе А.Б. Потапова. В ней рассмотрены направления развития системных объектов, общие законы развития систем и закономерности структурных преобразований систем.
Кроме того, рассматривается методика, в основе которой лежит принцип узлового элемента системы.
Алгоритм поиска узлового элемента включает:
определение состава элементов исходной системы;
определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требующего улучшения, - критичного потребительского свойства;
установление и исследование причинно-следственной цепи взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой критичного потребительского свойства;
определение круга элементов, которые допускают видоизменение;
выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потребительского свойства.
Метод активизации технологии творчества позволяет решать проблемные ситуации поэтапно и может быть представлен в следующем виде.
Этап 1. Формулировка задачи в системных категориях в виде потребительского противоречия. Важной особенностью данного этапа является необходимость принятия решения о стратегии дальнейшей поисковой деятельности.
Этап 2. Задача решается на базе условий первого этапа, т.е. отталкиваясь только от системной формулировки задачи.
Решение производится за счет личных творческих возможностей и информированности разработчика (исследователя, руководителя и т.д.), без применения каких-либо внешних методических приемов.
Этап 3. Если проблемная ситуация не решается на втором этапе простым силовым наскоком, значит, творческие ресурсы исчерпаны и пришло время применить методические средства - специальные приемы и логические операторы.
Этап 4. Если задача не решается на третьем этапе, следует продолжить решение, используя операторы предварительного "дробления" задачи (оператор выявления противоречия; оператор применения приемов и таблиц разрешения противоречий; оператор применения законов интеграции и дифференциации).
Этап 5. Если процедуры четвертого этапа не привели к разрешению проблемной ситуации, следует продолжить решение задачи, используя операторы полного "ослабления" задачи (оператор определения физического противоречия; оператор применения приемов разрешения физических противоречий).
Ассоциативные методы
К ассоциативным методам (во многом аналогичным) относятся: метод каталога, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций и др.
Эти методы основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков.
Основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.
Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Метафоры могут служить подсказкой для нахождения идеи.
С целью расширения пространства поиска идей и повышения степени их оригинальности прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций).
Чаще всего применяют две их разновидности: концентрированные гирлянды, различным образом выражающие одно и то же ключевое понятие; гирлянды последовательных метафор, при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.
Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения.
Эта идея явилась основой метода каталога и усовершенствованного метода фокальных объектов.
Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств и для тренировки воображения. Сущность этого метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.
Дальнейшим развитием метода фокальных объектов является метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций.
Метод контрольных вопросов используется для психологической активизации творческого процесса, когда с помощью наводящих вопросов: пытаются подвести к решению задачи.
Суть метода состоит в том, что исследователь (изобретатель) отвечает на вопросы, содержащиеся в универсальных вопросниках (составленных Д. Пирсоном, Э. Раудзенпом, А. Осборном и др.) и в связи с ними рассматривает свою задачу.
Метод "мозгового штурма"
Метод "мозгового штурма" разработан американским предпринимателем и изобретателем А. Осборном в 1953 г. и применяется для получения новых идей в науке, технике, административной и торговой деятельности.
Основные правила "мозгового штурма" следующие:
Задачу последовательно решают две группы людей по 4-15 человек в каждой (оптимальный состав 6-12 человек).
Первая группа только выдвигает различные идеи - это группа генераторов идей. В нее желательно включать людей, склонных к бурной фантазии, к абстрагированию.
Вторая группа - эксперты - по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с аналитическим, критическим складом ума.
Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в общих понятиях.
Основная задача группы генераторов - выдать за отведенное время как можно больше идей (в том числе фантастических, явно ошибочных и т.д.), чем нереальнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на последующем процессе их генерации.
При окончательном разборе многие предложения окажутся бесполезными.
Однако сам процесс должен вызвать бурный поток идей, которые следуют непрерывно, дополняя и взаимно обогащая друг друга.
Коллективный разум помогает генерировать последовательность предложений. Все они высказываются без доказательств и записываются в протокол или фиксируются на магнитной ленте.
При генерации идей запрещена всякая критика, не только явная словесная, но и скрытая - в виде скептических улыбок, мимики, жестов и т.д.
В ходе штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения.
Надо, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другим.
Рекомендуется пригласить на штурм людей разных специальностей и разного уровня образования.
Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие которых может в какой-то степени стеснять других, например руководителей и подчиненных.
Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень внимательно. При их оценке надо тщательно продумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными или абсурдными.
Процессом решения задачи управляет руководитель "штурма", который обеспечивает соблюдение всех условий и правил.
Руководитель должен выполнять свои обязанности без приказаний и критики, направлять работу в нужное русло. Он задает различные вопросы, иногда что-то подсказывает или уточняет, не допуская при этом перерывов в беседе.
Если задача не решена в ходе штурма, можно повторить процесс решения. Однако лучше это сделать с другим коллективом.
С тем же коллективом проблему можно обсудить в ином аспекте или в более широкой формулировке, что делает старую задачу неузнаваемой.
Участники "штурма" воспринимают ее как новую, и это способствует движению мыслей по другому руслу.
Достаточно подробно метод рассмотрен в работе А.В. Кудрявцева [6.33]. Наилучшие результаты метод дает при рассмотрении проблем организационного характера.
Метод применяется при отсутствии или недостаточном количестве информации.
Недостатки метода "мозгового штурма":
поиск ведется практически простым перебором вариантов;
отсутствие четких правил работы - бестолковость поисков возведена в принцип;
отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к "проскакиванию", уходу от сильного направления.
Метод синектики
Слово "синектика" означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.
Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач.
При использовании синектики формируются постоянные группы людей (5-7 человек) различных специальностей, которых обучают творческим приемам. Полный курс обучения методике рассчитан на год.
Теоретической основой синектики стали утверждения, что творческий процесс познаваем и может быть рационально организован.
Творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный, момент в творчестве важнее рационального; в скрытом состоянии находится очень много творческих способностей, которые можно выявлять и стимулировать.
Структура современного синектического метода включает следующие этапы.
Этап 1. Формулируют проблему в общем виде.
На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию.
Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний.
Анализируя первые решения, эксперт обязан показать их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы.
Этот этап иногда называют "формулировка проблемы как она дана.
Этап 2. Начинают анализ проблемы.
На этом этапе изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в привычную. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения.
По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпрограммы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.
Этот этап синекторы называют "формулировка проблемы как ее понимают".
Этап 3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.
Фактически на этом этапе ищется новая точка зрения на рассматриваемую проблему. При этом синектический процесс состоит в попытках превратить незнакомое в знакомое и наоборот - превратить знакомое в незнакомое.
Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему.
Большинство проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.
Превратить знакомое в незнакомое означает исказить, перевернуть переменить повседневный взгляд и реакции на вещи, события.
Для этого синекторы используют четыре вида аналогий: личная, прямая, символическая и фантастическая.
Личная аналогия, или эмпатия, - отождествление себя с исследуемым объектом.
Решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения.
Для развития личной аналогии целесообразно последовательно использовать три приема:
описание фактов воображаемого положения исследуемого объекта с первого лица;
описание эмоций и чувств, приписываемых объекту, от первого лица;
эмпатию, отождествление себя с исследуемым объектом, вживание его цели, функции, трудности.
При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным из другой отрасли или из живой природы.
Применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых различных областях жизни функций, процедур.
Символическая аналогия - некоторая обобщенная, абстрактная аналогия. Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие.
Требуется в парадоксальной форме сформулировать фразу, отражающую суть явлений. Она должна выражать связь между словами, которые обычно никак друг с другом не сопоставляются и содержат в себе нечто неожиданное, удивительное.
Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие. Вернее, являются противоположностями.
Например, для объекта "паркет" символическая аналогия может быть представлена так: скользкое трение, целая дробность, блестящая шероховатость и т.д.
При фантастической аналогии вводятся фантастические персонажи, средства, которые выполняют то, что требуется по условиям задачи.
Фантастические аналогии способствуют генерации свежих и оригинальных идей, активизируют творческое мышление, но не имеют точного определения.
Этап 4. Далее производят перенос обнаруженных в процессе генерации новых идей к этапам 1 или 2 и выявляют их возможности. Важным элементом этого этапа является критическая оценка экспертов.
Этап 5. Заключительный этап синектического заседания - развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной, и описание ее на специальном (техническом, семантическом и др.) языке.