Федеральное агентство по образованию
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ
(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению контрольной работы
Дисциплины: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
для специальности 351200 Налоги и налогообложение заочно-ускоренной формы обучения
Разработал: ст. преподаватель кафедры ЭММ Е.Е. Мельникова
г. Усть-Илимск
2005 г.
Издается в соответствии с планом учебно-методической работы Филиала БГУЭП в г. Усть-Илимске
Рецензенты:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Автор: Е.Е. Мельникова
Название дисциплины: Управление персоналом.: Методические указания по выполнению контрольной работы для специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях» – Усть-Илимск: Филиал БГУЭП, 2004 – 26с.
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление персоналом» предназначены для студентов специальности 060800 заочной и заочно-ускоренной форм обучения. Содержит варианты заданий контрольной работы, методические указания по ее выполнению и список рекомендуемой литературы.
Цель и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «Управление персоналом» является ведущим курсом в подготовке специалистов менеджмента. Курс базируется на использовании накопленного в течение многих лет опыта стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой и обобщении отечественной практики работы с персоналом в условиях рыночной экономики.
Целью изучения дисциплины «Управление персоналом» является приобретение студентами теоретических знаний, а также формирование практических умений и навыков управления персоналом и проведения кадровой политики на предприятиях и организациях.
Задачи дисциплины включают:
получение будущим специалистом знаний в планировании кадров, их подготовке и переподготовке, профессиональной ориентации и адаптации, управлении карьерой, управлении мотивами и стимулами;
приобретение умения в применении и развитии методов управления коллективом предприятия (АО) в условиях рыночной экономики;
приобретение навыков самостоятельного творческого использования теоретических знаний и умений управления персоналом в практической деятельности экономиста-менеджера на предприятиях (АО) отрасли.
Дисциплина «управление персоналом» возникла в рамках «менеджмента» как науки управления и связана с другими дисциплинами учебного плана:
в теоретико-методологическом направлении – с «философией», «экономической теорией», «политологией», «социальной психологией», «социологией»;
в направлении, обеспечивающем изучение количественных методов оценки и принятия решений – со «статистикой», «информационными технологиями в экономике»;
в направлении, обеспечивающем взаимосвязь экономических и управленческих процессов на предприятии – с «экономикой предприятия», «финансами и кредитом», «организацией производства», «маркетингом», «планированием на предприятии», «управлением инновационными процессами», «коммерческим правом», «трудовым правом».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
С целью более глубокого изучения важных теоретических проблем курса «Управление персоналом» и приобретения опыта их решения студент заочной формы обучения специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях» выполняет контрольную работу.
При выполнении контрольной работы каждый студент должен ответить на один вопрос и выполнить одно практическое задание по характеристике одного из видов деятельности системы управления персоналом в каком-нибудь предприятии, организации.
При выполнении практического задания (п. 2) студент должен привести к контрольной работе характеристику предприятия (организации, цеха, участка), указать цель и задачи управления персоналом, органы управления персоналом, их назначение, дать классификацию кадров организации и раскрыть предлагаемый аспект системы управления персоналом.
Студент выполняет один из 10 предложенных вариантов работы в зависимости от последней цифры номера его зачетной книжки.
Контрольная работа выполняется на стандартных листах белой писчей бумаги формата А4. Титульный лист оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В конце работы студент должен привести список использованных источников в соответствии с ГОСТ 7. 1-84.
При положительной оценке работы преподаватель допускает контрольную работу к защите. Контрольная работа, не отвечающая требованиям, возвращается на доработку, а затем сдается на повторную проверку.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
Служба персонала и менеджер по персоналу в современной России и за рубежом.
Характеристика службы персонала (отдела кадров) конкретной организации. Функциональные взаимосвязи отдела управления персоналом с другими подразделениями организации.
Методические рекомендации по выполнению
Раскрывая данный вопрос, необходимо отметить отличительные особенности системы управления персоналом в России от систем зарубежных стран. Нужно показать варианты структурного местоположения кадровой службы в зарубежной и отечественной практике, роль и организационный статус службы управления персоналом. Описать, как определяется количественный состав и какие качественные характеристики необходимы работникам служб управления персоналом.
Отвечая на данный вопрос необходимо дать описание сферы деятельности конкретного предприятия (отраслевую принадлежность), а также провести описание по следующим характеристикам:
- место расположения, юридический адрес;
- организационно-правовая форма;
- организационная структура, с перечнем функций структурных звеньев;
- основные виды деятельности предприятия (продуктовые бизнес-направления): функции, области применения
Далее необходимо определить место кадровой службы в управлении предприятия, качественный и количественный состав работников. Функциональные взаимосвязи отдела управления персоналом с другими подразделениями организации можно показать в виде таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1
Фрагмент схемы функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации
Наименование функций управления персоналом отдела | Функциональные подразделения и должностные лица | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | и т.д. | 10 | 11 | |
1. Подбор и расстановка кадров | у | о | с | р | ||||||||
2. Составление плана потребности в персонале | п | п | п | п | п | о | п | п | п | р | ||
3. Оформление приема, перевода, увольнения работников | с | с | о | с | с | р | ||||||
4. Изучение причин текучести кадров | п | о | п | р | ||||||||
5. Осуществление контроля за правильным использованием персонала | п | о | у | р | ||||||||
6. Создание резерва кадров и его обучения | о | р | ||||||||||
7. Ведение учета личных дел | о | с | р | |||||||||
8. Оформление документации для награждения | у | с | у | о | п | с | р | |||||
9. Осуществление работы по профессиональному продвижению кадров | п | п | п | п | п | о | п | п | п | с | р | |
10. Рассмотрение писем, жалоб, заявлений | п | о | с | р | ||||||||
11. Осуществление трудовой мотивации персонала | п | п | п | п | п | о | п | п | п | с | р | |
12. Совершенствование стиля и методов работы с персоналом | о | с | р | |||||||||
13. Анализ профессионального, возрастного, образовательного состава персонала и т.д. |
Условные обозначения:
Юридический отдел
Отдел безопасности
Канцелярия
Финансово-экономический отдел
Отдел обслуживания
Отдел управления персоналом
Лаборатория социологических исследований
Бухгалтерия
Отдел маркетинга
Начальник отдела управления персоналом
Руководитель организации
Символические обозначения:
О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ;
П – представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
У – участвует в выполнении данной функции;
С – согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функций;
Р – принимает решение, утверждает, подписывает документ.
В результате проведенного Вами анализа могут быть выявлены недостатки в организации службы управления персоналом либо в системе взаимоотношений с другими службами. В этом случае нужно предложить пути совершенствования организационной структуры системы управления персоналом организации.
Вариант 2
Методы формирования и внедрения корпоративной культуры в деятельность компании (отечественный и зарубежный опыт).
Характеристика корпоративной культуры конкретной организации. Предложения по формированию и укреплению культуры организации.
Методические рекомендации по выполнению
Раскрывая данный вопрос, необходимо дать понятие корпоративной культуры, ее функции, виды и содержание. Рассказать о методах формирования, поддержания и внедрения корпоративной культуры в деятельность компании (отечественный и зарубежный опыт).
Практическая часть по данному вопросу включает анализ культуры конкретного предприятия.
Вначале необходимо дать описание сферы деятельности конкретного предприятия (отраслевую принадлежность), а также провести описание по следующим характеристикам:
- место расположения, юридический адрес;
- организационно-правовая форма;
- организационная структура, с перечнем функций структурных звеньев;
- основные виды деятельности предприятия (продуктовые бизнес-направления): функции, области применения
Далее анализируется корпоративная культура предприятия. Вам необходимо ответить на следующие вопросы:
Каковы основные ритуальные процедуры в организации (обряды, церемонии и ритуалы) и каким целям они служат?
Опишите некоторые из историй, мифов, саг, легенд или фольклорных сказаний, которые бытуют в культуре организации. Что они сообщают о культуре?
Какие примеры физического проявления культуры организации (артефакты, физическое расположение) Вы можете привести? Что они сообщают о культуре?
Какие фразы, клише, характерные слова и т.д. звучат в повседневных разговорах?
Каковы самые излюбленные темы разговоров?
Какие убеждения, как формальные, так и неформальные, доминируют в культуре?
Каковы основные «можно» и «нельзя» в культуре? Что случиться, если кто-то «нарушит шаблон»?
Занимается ли Ваша организация бизнесом, имеющим высокую степень риска? Как это влияет на культуру?
Насколько быстро (если это вообще происходит) служащие получают обратную связь, которая касается их действий и выполнения работы?
После проведенного анализа корпоративной культуры укажите на ее слабые стороны, на то, какое влияние они могут оказать на эффективность деятельности организации и что, по Вашему мнению, можно предложить для усиления культуры.
Вариант 3
1. Стратегическое управление персоналом организации. Процесс планирования персонала.
Мероприятия по планированию персонала в конкретной организации.
Методические рекомендации по выполнению
Раскрывая данный вопрос нужно дать определение стратегического управления персоналом организации, рассказать о проблемах в деятельности системы управления персоналом на этапе рыночных преобразований. Необходимо раскрыть сущность, цели и задачи кадрового планирования.
Ответ на данный вопрос должен содержать описание мероприятий по планированию персонала в конкретной организации. Пример такого описания приводится ниже.
Мероприятия по планированию персонала в ФГУП «НПО «АВРОРА»»
ФГУП "НПО "Аврора"" создано в 1970 г. Сегодня Федеральный научно-производственный центр государственное унитарное предприятие "НПО "Аврора"" является крупнейшим разработчиком, изготовителем и поставщиком систем автоматического управления корабельными техническими средствами, автоматизированных систем боевого управления; систем для судов всех типов и классов, включая атомные ледоколы, гражданские суда, суда для разведки и добычи полезных ископаемых, суда на воздушной подушке и подводных крыльях, глубоководные аппараты. Подобные системы создаются также для тепловых и атомных электростанций, парогазовых установок, установок для нефтегазодобычи, для управления электротранспортом и других технологических объектов. Сейчас в организации работает около двух тысяч человек.
Планировать персонал "по-книжному" нереально, поскольку налицо и неритмичность заказов, типичная для всех предприятий судостроительной промышленности, и нерегулярность оплаты госзаказов. Кроме того, многие проекты носят "штучный характер" и уникальны, что едва ли позволит нормировать труд конструкторов. Тем не менее выделяются два основных направления в планировании персонала – снижение среднего возраста работающих и обучение персонала. И то и другое необходимо для обеспечения основной деятельности. Контроль среднего возраста необходим, так как выполнение заказов, включающее в себя научную разработку, проектирование, изготовление, сдачу и сопровождение в течение всего срока службы, может составить пять-десять лет и происходит зачастую в тяжелых условиях. Соответственно организации необходимо иметь сотрудников с хорошим здоровьем, способных работать над проектом от начала до конца. В 1991 г. средний возраст работающих в ФГУП "НПО Аврора", составлял 42 года. В период «массовых сокращений»,через который прошли все государственные предприятия, в соответствии с трудовым законодательством при решении вопроса о том, кто останется работать, преимущественное право имели высококвалифицированные сотрудники с большим сроком работы на предприятии. Наряду с естественным оттоком энергичных молодых людей руководство было вынуждено проводить процедуру сокращения, под которую попадали молодые сотрудники, имевшие на тот момент более низкую квалификацию, и, естественно, меньший стаж работы на предприятии. По прошествии нескольких лет это привело к значительному повышению среднего возраста работающих, и в 1998 г. он составил 49,8 лет. В одночасье нельзя изменить такой показатель, как средний возраст работающих, особенно в организации, характер деятельности которой определяет очень высокие требования к знаниям, квалификации и опыту персонала.
Поэтому необходимо планировать долгосрочные мероприятия. С 1998 г. были введены две программы – приема и адаптации молодых специалистов и постепенного сокращения численности давно работающих пенсионеров.
Ежегодно на работу принимается 50 молодых специалистов, при этом для их привлечения и удержания им зачастую предлагаются условия лучшие, чем работающим' Для молодых специалистов разработана программа адаптации, включающая трехмесячное обучение без отрыва от производства, причем вводное занятие проводит генеральный директор.
Пенсионерам, давно работающим, предлагается при увольнении выходное пособие до 50 000 рублей в зависимости от срока работы на предприятии.
Комплекс мероприятий привел к сокращению среднего возраста на 1,1 года, и сейчас средний возраст составляет 48,1 года.
Для выполнения сложных и новых заказов в "НПО "Аврора"" необходимо поддерживать высокий уровень квалификации персонала и работать в этом направлении на опережение. Поэтому составной частью планирования персонала являются планы по обучению.
Ежегодные планы обучения включают три составляющие:
1. Обучение непосредственно в подразделении. Руководители исходя из текущих потребностей подчиненных составляют свои программы и доводят их до службы управления персоналом.
2. Обучение на базе учебно-методического центра предприятия. Программы составляются по предложениям подразделений. Занятия ведут ведущие специалисты предприятия либо приглашенные специалисты из высших учебных заведений, ведущие специалисты отрасли. Обучаются в группе сотрудники нескольких подразделений.
3. Направление на обучение в сторонние организации, в том числе обучение специалистов в высших учебных заведениях за счет собственных средств. Если необходимо обучение специфическим вопросам или требуется обучение двух-трех человек, организации выгоднее направить своих сотрудников в сторонние организации, а не приглашать преподавателей в свой учебно-методический центр.
Обеспечить необходимый для выполнения задач возрастной и квалификационный уровень персонала в течение недели и даже месяца невозможно. Поэтому планирование персонала включает в себя долгосрочные перспективные программы по корректировке среднего возраста и обучению. Именно т-кие программы и составляют суть планирования персонала.
Вариант 4
Анализ работ и составление профиля компетенции. Взаимодействие службы управления персоналом и линейных руководителей при проведении анализа работы.
Проведение анализа работы в конкретной организации.
Методические рекомендации по выполнению
Ответ на данный вопрос должен содержать определение понятия «анализ работы», цели, этапы и методы проведения данной процедуры. Показать, как взаимодействует служба управления персоналом организации с линейными руководителями при проведении анализа работы и как составляется профиль компетенции с использованием анализа работы.
Ответ на данный вопрос должен содержать пример из практики проведения анализа работы в конкретной организации с Вашими комментариями.
Ниже приводится пример описания процедуры анализа работы в компании «ВИП-СИСТЕМЫ».
Анализ работы, проведенный в компании «ВИП-Системы»
Компания "ВИП-Системы" шесть лет работает на строительном рынке. Компания предлагает своим клиентам комплексное решение задач, передовые строительные технологии и услуги, позволяющие профессионально выполнить весь цикл работ по строительству и реконструкции. Несмотря на то что в компании работает всего около двадцати человек, деятельность диверсифицирована. Помимо представления и продажи продукции таких ведущих торговых марок, как «Туго1it», «Аt1аз Сорсо», «Мungo» и других компания оказывает технические консультации, а также имеет собственную сервисную мастерскую. Это предъявляет высокие требования не только к квалификации специалистов и умению работать с клиентами, но и к внутренней организации работы. В течение последних двух лет в компании отмечался значительный рост объемов работ, появились новые направления и новые должности. Это привело к тому, что старые должностные инструкции частично устарели. С одной стороны, появилась реальная потребность обновить инструкции, с другой - появилась возможность повысить эффективность работы компании путем внесения изменений в должностные обязанности и совершенствования взаимодействия между сотрудниками. Намерение провести в компании аттестацию сделало анализ работы необходимым.
Ирина Стрельникова, директор компании "ВИП-Системы", приняла решение о проведении анализа работы. Были определены цели - провести анализ существующей системы, выявить достоинства и "узкие места", внести необходимые корректировки. Результатом должны были стать описания и спецификация должностей, включая взаимодействие между должностями, а также описание ключевых для компании процедур.
Подготовительный этап включал в себя следующее:
• выбор метода;
• выделение групп однотипных должностей;
• разработка анкеты;
• анализ существующих документов;
• подготовка персонала к процедуре анализа работ.
Процедура и методы анализа работ должны были не только принести ожидаемый результат, но и соответствовать духу и стилю компании. В компании «ВИП-Системы» сложилась атмосфера открытости, взаимопонимания и взаимного уважения друг к другу. Одним из условий, поставленных Ириной Стрельниковой, было бережное отношение к персоналу. То есть помимо выполнения самого проекта необходимо было не только не испугать персонал возможными переменами, но и вовлечь его в работу. Это логично - запугивание персонала при любой работе неизбежно приводит к снижению производительности труда и мотивации. Вовлеченность и получение обратной связи, напротив, позволяют не только повысить мотивацию, но и собрать ценнейшую информацию о работе и путях ее улучшения.
Для проведения анализа работ было выбрано сочетание двух методов - анкетирования и интервьюирования по результатам анализа анкет.
Прежде чем раздать анкету, коллективу были объяснены цели работы, Сотрудников не заставляли выполнять чуждую и непонятную работу, их привлекли к совместной деятельности.
Заполненные анкеты дали достаточно интересные результаты. Во-первых, сразу стало видно, кто в большей степени заинтересован в развитии компании. Почти все анкеты были заполнены очень подробно, включая "необязательный" раздел "Пожелания, предложения, комментарии". Во-вторых, предложения по улучшению работы были действительно полезными. Проявился и уровень требовательности персонала к себе - каждый по-разному ответил на вопрос о необходимых профессиональных, деловых и личностных качествах в данной должности (в одном случае подчиненный оказался гораздо требовательнее к себе, чем непосредственный руководитель).
Последующие интервью дали еще более интересные результаты. Это было скорее не интервью, а совместное обсуждение с директором и консультантом задач, стоящих перед компанией. Сотрудники не только вносили предложения, что компания должна сделать для них, но и говорили о том, что они могут сделать для компании. Например, менеджеры по продажам курируют различные продуктовые линии. Техника достаточно сложная, нельзя быть специалистам по всем вопросам. Кроме того, ассортимент постоянно обновляется. В то же время клиентам нужны различные строительные инструменты и механизмы. Чтобы уже на начальной стадии переговоров помочь клиенту выбрать именно то, что ему нужно, все менеджеры должны быть знакомы со всеми новинками. Поэтому поступило предложение "снизу" - каждый менеджер по продажам проводит регулярное обучение коллег и предоставляет необходимую информацию. Не только маркетолог, но и логистики, и кладовщик выразили желание присоединиться к такому обучению. В результате достигнуто несколько целей - повышение квалификации персонала и наилучшее обслуживание клиентов. Важно, что решение не было спущено "сверху", а явилось инициативой рядовых сотрудников (они самостоятельно возложили на себе дополнительные обязанности). Следовательно, его внедрение должно пройти достаточно легко.
По результатам анкет и интервью было принято решение о перераспределении некоторых обязанностей, корректировке процедуры заказа товаров, корректировке порядка взаимодействия между отделом продаж и бухгалтерией, внесены исправления в существующие документы. Стало понятно не только руководству, но и сотрудникам, как обеспечить взаимозаменяемость, что очень важно для небольшого коллектива. Итогом стал пакет должностных инструкций и описание нескольких ключевых процедур, в которых участвуют различные отделы.
Безусловно, анализ работы не явился воплощением в жизнь всех пожеланий сотрудников. У руководства есть свое ясное понимание того, куда идет компания и как. Анализ работы и получение первичной информации дают возможность сделать движение по выбранному пути наиболее эффективным, своевременно определить и устранить "узкие места", использовать разумные предложения. Сотрудники получают возможность работать в понятной обстановке и направлять свои усилия на обслуживание клиентов, а не на преодоление искусственных препятствий.
Вариант 5
Подбор и отбор персонала, адаптационный период.
Политика конкретной организации по поиску кандидатов на вакантные должности, характеристика процедуры отбора персонала. Предложения по совершенствованию существующей системы найма работников в организацию.
Методические рекомендации по выполнению
Отвечая на данный вопрос нужно рассказать об источниках организации найма персонала, об их преимуществах и недостатках. Какие существуют методы оценки и отбора персонала? Из каких этапов состоит процесс отбора претендентов на вакантную должность? Раскройте содержание функций подбора и расстановки кадров. Что может предпринять компания для сокращения адаптационного периода нового сотрудника?
Ответ на данный вопрос должен содержать информацию о подборе и отборе персонала в конкретной организации. Вам необходимо сделать анализ указанных процедур, выявить имеющиеся недостатки и внести свои предложения по их улучшению.
Вначале необходимо дать описание сферы деятельности конкретного предприятия (отраслевую принадлежность), а также провести описание по следующим характеристикам:
- место расположения, юридический адрес;
- организационно-правовая форма;
- организационная структура, с перечнем функций структурных звеньев;
основные виды деятельности предприятия (продуктовые бизнес-направления): функции, области применения
Далее нужно указать какой найм предпочитает организация – внутренний или внешний и Ваше отношение к этому. В какой последовательности проводиться процедура набора персонала? Какие методы отбора используются для выявления наиболее предпочтительных кандидатур? Существует ли в организации система адаптации персонала, что в ней кажется Вам интересным? Что Вы можете предложить по ее совершенствованию?
Вариант 6
Деловая оценка персонала. Взаимосвязь оценки деятельности (аттестации) с другими элементами системы управления персоналом. Методы проведения аттестации.
Оценка деятельности персонала в конкретной организации. Рекомендации по улучшению существующей системы оценки персонала.
Методические рекомендации по выполнению
Ответ на данный вопрос должен содержать описание процесса аттестации персонала. Какими бывают цели проведения аттестации? Из чего складываются затраты на проведение аттестации? Как взаимодействуют руководители со службой управления персоналом при подготовке и проведении аттестации? Опишите методы проведения аттестации.
Отвечая на этот вопрос, расскажите как проводится аттестация в Вашей или любой конкретной организации. Что бы Вы смогли предложить по совершенствованию проведения данной процедуры? В качестве примера приводится описание оценки деятельности персонала в компании “ВИП-СИСТЕМЫ”.
Руководство компании "ВИП-системы" пришло к выводу, что имеет смысл провести аттестацию персонала. Дело было в ноябре, аттестацию планировалось провести до конца года. Одной из целей аттестации было определить, насколько существующая система вознаграждения соответствует деятельности сотрудников. После обсуждения целей аттестации с консультантом, анализа имеющейся информации, документов, истории и особенностей компании был взят "тайм-аут". Разумная частная компания не может себе позволить принимать поспешные решения, а поспешность в отношении аттестации чревата не только материальными, но и моральными потерями.
В первую очередь при подготовке к аттестации необходимо оценить текущую ситуации в компании и понять, как построить процедуру, чтобы она принесла реальную пользу.
Описание ситуации. Компания "ВИП-Системы" шесть лет работает на строительном рынке. Несмотря на то, что в компании работает всего около двадцати человек, деятельность диверсифицирована. Это предъявляет высокие требования не только к квалификации специалистов и умению работать с клиентами, но и к внутренней организации работы. В течение последних двух лет в компании отмечался значительный рост объемов работ, появились новые направления и новые должности. Это привело к тому, что существующие должностные инструкции частично устарели. А ведь должностные инструкции - это и есть описание предъявляемых требований к работникам, и оцениваться во время аттестации будет выполнение этих требований. Следовательно, прежде чем говорить об оценке сотрудников, надо определиться с критериями этой оценки, т. е. поставленными задачами и стандартами их выполнения.
В клиентоориентированной компании, специализирующейся на работе со сложными техническими продуктами и услугами, расхожая фраза о том, что люди -- основной капитал компании, приобретает экономический смысл. Невозможно в одночасье найти квалифицированного специалиста, знающего в тонкостях специфику продукции и установившего долгосрочные отношения с клиентами. Таких специалистов месяцами "выращивают", а потом развивают и сохраняют. Любое непродуманное действие по отношению к персоналу может привести к снижению эффективности работы и появлению текучести кадров. В компании "ВИП-Системы" сложилась атмосфера открытости, взаимопонимания и взаимного уважения друг к другу. При реализации проекта аттестации необходимо не только не испугать персонал возможными переменами, но и вовлечь его в работу. Вовлеченность и получение обратной связи позволяют повысить мотивацию и собрать ценнейшую информацию о работе и путях ее улучшения.
В компании существует система еженедельной отчетности и ежемесячных собеседований с сотрудниками о достигнутых результатах, возникающих трудностях, планах на будущее. Люди знают, чего ждет от них компания, и доносят свои по- желания до руководства. Аттестация не должна дублировать сложившуюся систему регулярной оценки и получения об- ратной связи. Задача аттестации - рассмотреть результаты работы за длительный период, обратить основное внимание не на тактические, а на стратегические вопросы и зафиксировать в письменном виде достигнутые договоренности.
Пересмотр целей аттестации и названия процедуры. С учетом ситуации в компании и задач, стоящих перед руководством, цель аттестации была переформулирована следующим образом: "Регулярно оценивать деятельность сотрудников с тем, чтобы и сотрудники, и их руководители лучше понимали сильные и слабые стороны работы, пути повышения эффективности работы". Отказ от изначальной административной цели понятен - уровень оплаты труда не определяется вовремя аттестации, а лишь корректируется. А негативные психологические моменты, возникающие при административном подходе к аттестации, могут перечеркнуть ее положительные результаты. Более того, было решено отказаться от самого пугающего названия "аттестация" и назвать процедуру "Оценка деятельности".
Подготовительный период. Основная нагрузка при проведении аттестации приходится на подготовительный период. После того как поставлена цель, важно определиться с критериями оценки, разработать "документальное" сопровождение, подготовить персонал, выбрать правильное время. Поскольку при анализе ситуации выявилась потребность в корректировке должностных обязанностей, было принято решение перед началом аттестации провести анализ работ. И сотрудники, и руководство компании договорились о "правилах игры", т. е. о тех требованиях, которые необходимо выполнять и выполнение которых впоследствии будет оцениваться.
Для проведения и анализа работ, и оценки деятельности необходимо выбрать "правильное время". Ведь не компания существует для выполнения процедур, а процедуры, в том числе анализ работ и аттестация, разрабатываются для повышения эффективности деятельности организации. В компаниях, связанных со строительным бизнесом, пик загруженности приходится на весну, лето и осень. Анализ работ был проведен в марте, а оценку деятельности отложили на конец года, когда есть возможность затратить время и силы, не нанося ущерба производственному процессу. Так и получилась аттестация длиною в год.
К моменту проведения оценки деятельности и руководство, и сотрудники понимали, что именно и как будет оцениваться. Оставалось зафиксировать это в письменном виде. Были разработаны положение об оценке деятельности и оценочные листы. Оценочные листы включали наиболее важные для компании критерии деятельности и поведения. Был выбран рейтинговый метод, при этом выставлялись не баллы, а буквы - "А", "В", "С", "О", "Е", чтобы избежать негативного восприятия средней оценки (появления слова "троечник"). Отметим, что средняя оценка - это норма, ив организации с правильной расстановкой персонала большинство должно получить именно среднюю оценку. Было выбрано 18 критериев; в оценочном листе, чтобы достичь единого понимания, давалось краткое объяснение каждого критерия. Дополнительно для руководителей направлений был добавлен метод управления по целям, т. е. в оценочный лист было включено описание тех целей и задач, которые были ранее и степень их достижения, и отведены графы для описания целей и задач на последующий период.
Специальный раздел оценочного листа отводился плану личного развития сотрудника (то, что необходимо для лучшего выполнения работы) и его стремлениям и ожиданиям (то, чем бы он хотел заниматься в компании в перспективе помимо основных производственных обязанностей). И, естественно, было оставлено место для дополнительных комментариев работника и руководителя и место для подписи.
Далее следовало подготовить сотрудников к оценке деятельности, разъяснить им процедуру и добиться позитивного отношения. Не верьте тому, кто скажет, что аттестация может пройти без опасений со стороны персонала. Даже отличники волнуются перед экзаменом. А оценка деятельности, которая проводится в первый раз, пугает не только фактом оценки, но и новизной. Забегая вперед, скажем, что первый оцениваемый все-таки очень волновался (впрочем, волнение быстро прошло, когда начался конструктивный диалог).
Чтобы снизить напряженность, за неделю до начала процедуры оценки деятельности сотрудникам были выданы положение об оценке деятельности и оценочные листы (незаполненные, для ознакомления). Мы обсуждали, стоит ли заранее выдать листы с оценками, как это рекомендовано в теории. Поскольку в коллективе отношения дружеские, стало понятно, что сотрудники начнут обмениваться мнениями и показывать друг другу свои оценки. А далее возможны ненужные обсуждения и недовольство тем, что не все оценки одинаковы. Чтобы не получилось яблоко раздора, от идеи предварительного ознакомления решили отказаться. Да и как написано в положении, "заполнение оценочных листов не являются целью оценки деятельности персонала; они служат для содействия проведению структурированного собеседования и хранения информации о достигнутых договоренностях". Важны не столько полученные оценки, сколько диалог между руководителем и сотрудником.
Сотрудникам были разъяснены цели и процедура оценки деятельности. Подчеркнуто, что никаких административных и карательных мер по итогам принято не будет. Было отмечено, что нормальной оценкой, на которую ориентируется руководитель, является "С". График собеседований был определен заранее.
Оценка деятельности. Процедура была организована следующим образом: генеральный директор беседовала с сотрудниками в присутствии консультанта. Обычно присутствие постороннего человека делает беседу менее откровенной. Однако поскольку консультант и раньше работала с компанией, у сотрудников не возникало барьера. Целью присутствия консультанта было дать оценку со стороны и, не вмешиваясь в собеседование, после его окончания дать обратную связь генеральному директору
Каждому сотруднику объяснялось, какую оценку работы в соответствии с критериями он получил и почему, особое внимание обращалось на достижения. Если речь заходила о недостатках, шло обсуждение их причин и совместный поиск путей преодоления недостатков. Каждому оцениваемому была дана возможность высказать свои пожелания и предложения. Активно использовалась техника интервью, т. е. руководитель задавал вопросы и слушал, после чего вырабатывалось совместное решение. Речь шла не о текущих задачах, хотя, конечно, и они затрагивались, а о направлениях развития. Конструктивный и доброжелательный характер разговора способствовал тому, что сотрудники открыто говорили о том, что они считают своими недостаточно сильными сторонами.
Многие отмечали потребность в обучении, причем конкретизировалось, какое именно обучение необходимо, когда и как его лучше организовать. В первую очередь рассматривалось углубленное обучение по различным видам оборудования и инструментов. Некоторые сотрудники проводили различие между тем, что им необходимо для более эффективной работы, и тем, что они с удовольствием изучали бы потому, что это им интересно. То есть стало понятно, кого имеет смысл назначить для продвижения отдельных видов оборудования - тех, кто к этому оборудованию "неравнодушен". Когда речь шла о тренинге продаж, обсуждалось, какие именно этапы работы с клиентом и какие именно клиенты вызывают трудности, чтобы планируемый тренинг продаж был полезен для каждого технического консультанта. С некоторыми специалистами шла речь о поиске индивидуальных программ обучения в сторонних организациях, обсуждалось, как эффективнее это сделать. Обсуждалось, как достичь необходимого соотношения между существующими и новыми клиентами, организовать рабочий день и распределить время, какая помощь руководителя требуется. Были развеяны опасения руководителя о потенциальном наличии межличностных проблем между некоторыми сотрудниками. Основываясь на критериях оценки, включавших взаимоотношения в команде, в некоторых случаях была дана конструктивная критика.
По окончании беседы сотрудникам предлагалось заполнить графу "Стремления и ожидания". Подавляющее большинство восприняли эту возможность с большим интересом, однако попросили отсрочку, чтобы обдумать и сформулировать. Оказалось, что при предварительном знакомстве с анкетой всерьез над этим мало кто задумывался, по-видимому, воспринимая как формальность. Руководитель подчеркнула, что хочет не только сохранять сотрудников в компании, но и содействовать их развитию, а для этого сотрудники и сами должны думать о своем развитии. Остается добавить, что все подписали оценочные листы и согласились с результатами оценки своей деятельности.
Хотя собеседования продолжались всего в течение двух дней, оба участника - и генеральный директор, и консультант - отметили колоссальную усталость. Когда аттестация проводится серьезно, когда заинтересован в каждом человеке и "направлен" на него, неизбежны моральные перегрузки. При этом не было ни одного конфликта, по итогам каждого собеседования достигалось согласие. Сотрудники выходили из кабинета с улыбкой, большинство говорили "спасибо".
Выводы и результаты. Первый опыт проведения оценки деятельности стал удачным. По итогам был составлен план обучения с учетом реальных потребностей и пожеланий. И руководитель, и подчиненные получили обратную связь. Стало понятно, что на полпути останавливаться нельзя, процедуру надо сделать регулярной, чтобы не потерять наработанное за год. Возможно, в дальнейшем имеет смысл уменьшить количество критериев и привлекать к собеседованию других руководителей. А в ближайших планах - вернуться к "стремлениям и ожиданиям" сотрудников.
Вариант 7
Обучение и развитие персонала как часть общей стратегии организации.
Характеристика системы обучения персонала в конкретной организации. Пути совершенствования существующей системы развития персонала.
Методические рекомендации по выполнению
Ответ на данный вопрос должен содержать основные понятия и концепции обучения персонала. Какие существуют виды и методы обучения кадров? Какова роль службы управления персоналом в организации обучения кадров?
Ответ на этот вопрос должен содержать практический опыт конкретной организации в части обучения персонала. Вначале необходимо дать описание сферы деятельности организации (предприятия) (отраслевую принадлежность), а также провести описание по следующим характеристикам:
- место расположения, юридический адрес;
- организационно-правовая форма;
- организационная структура, с перечнем функций структурных звеньев;
основные виды деятельности предприятия (продуктовые бизнес-направления): функции, области применения
Далее описывается система обучения персонала в организации, выявляются недостатки (если они есть) и приводятся рекомендации по совершенствованию существующей системы. Практический пример обучения правилам безопасности труда приведен ниже.
Обучение и инструктажи по безопасности труда на УИ ЦЗ.
Работа на таком предприятии, как целлюлозный завод, требует специальных знаний по безопасности труда. Обучение и инструктажи по безопасности труда носят непрерывный многоуровневый характер. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения возлагается на руководителя предприятия. Контроль за качеством и своевременностью обучения по безопасности труда осуществляет отдел охраны труда.
Инженерно-технические работники завода, связаннее с организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, подвергаются периодической проверке знаний по безопасности труда не реже одного раза в три года.
Виды, периодичность, сроки и порядок обучения и инструктажей по безопасности труда установлены ГОСТ 12.0.004-90.
По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют:
1. Вводный
2. Первичный на рабочем месте
3. Повторный
4. Внеплановый
5. Целевой
Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы или должности, с командированными, учащимися или студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят индивидуально со всеми вновь принятыми на предприятие или переведенными из одного подразделения в другое, со студентами и учащимися, прибывшими на производственную практику.
Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-курсовых комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2...14 смен (в зависимости от характера работы) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных распоряжением по цеху. Допуск к самостоятельной работе осуществляется после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
Повторный плановый инструктаж проходят все рабочие, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы 1 раз в 3 месяца, по утвержденной для данной профессии программе или вида работы инструкции.
Внеплановый инструктаж проводят при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда,
- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, исходного сырья и материалов;
- при нарушении работающими требований безопасности труда, приведших к несчастному случаю или аварии;
- по требованию органов надзора;
- при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а остальных работ - 60 дней.
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, ликвидации последствий аварий, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ: записью в журнале регистрации инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.
Вариант 8
Управление поведением персонала организации. Мотивация трудовой деятельности.
Характеристика существующей системы мотивации в конкретной организации. Предложения по совершенствованию системы мотивации.
Методические рекомендации по выполнению
Отвечая на данный вопрос, нужно рассказать, в чем проявляется эффективное для организации поведение ее сотрудников и что влияет на поведение людей в организации. Приведите перечень стимулирующих систем в организации.
Ответ на данный вопрос предусматривает характеристику системы мотивации персонала в конкретной организации. Что бы Вы предложили по ее совершенствованию?
Вначале необходимо дать описание сферы деятельности организации (предприятия) (отраслевую принадлежность), а также провести описание по следующим характеристикам:
- место расположения, юридический адрес;
- организационно-правовая форма;
- организационная структура, с перечнем функций структурных звеньев;
основные виды деятельности предприятия (продуктовые бизнес-направления): функции, области применения.
Далее описывается система мотивации, выявляются недостатки и приводятся рекомендации по ее улучшению. Ниже приведен пример выполнения данного задания.
Характеристика существующих форм материального стимулирования ФУП "ДРСУ-7"
Оплата труда работников Федерального унитарного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление №7» (ФУП ДРСУ-7) производится на основе Единой тарифной сетки в соответствии с установленными коэффициентами для 18 разрядов по оплате труда.
Помимо основной тарифной ставки (оклада) выплачивается вознаграждение за выслугу лет в виде ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу в зависимости от непрерывного стажа работы, дающего право на получение вознаграждения.
Ежемесячно производится премирование рабочих и специалистов. Премия для рабочих и инженерно-технических работников (ИТР) начисляется путем распределения приработка по коэффициентам трудового участия (КТУ).
Сумма приработка - это остаток фонда заработной платы (ФЗП) после начисления основной и других видов заработной платы.
КТУ представляет собой обобщенную оценку трудового вклада коллектива и отдельных работников в общие результаты работы организации.
Значение КТУ для рабочих устанавливается ежемесячно в пределах от 0 до 2,0, для руководящих работников, специалистов и служащих отделов и служб аппарата управления (РСС) – от 0 до 1,5.
Общая сумма КТУ для линейных специалистов и служащих (ИТР) – 25% от общей суммы приработка по ДРСУ.
Премирование по участкам ДРСУ-7 распределяется по КТУ за выполненные работы при плановой оценке качества содержания дороги. При этом учитывается показатель безопасности движения. Если отсутствуют дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с дорожными условиями (ДУ), КТУ определяется 100%. При ДТП с ДУ для ИТР КТУ снижается до 0.
Для участков, обслуживающих дорогу, при ДТП с ДУ КТУ снижается до 30%, если ДТП случилось по вине дорожных рабочих участка.
КТУ может увеличиваться и снижаться по определенным показателям.
Для специалистов ДРСУ устанавливается премия по результатам хозяйственной деятельности за обеспечение планового показателя качества содержания автомобильных дорог в размере 30% должностного оклада в пределах и при наличии собственных средств.
За общие результаты работы по итогам квартала выплачивается ежеквартальное вознаграждение работникам списочного состава за счет экономии, полученной в квартале, и относится на себестоимость работ.
Конкретные размеры вознаграждения по итогам работы за квартал устанавливаются в зависимости от непрерывного стажа работы в организации в пределах должностного оклада и утверждаются начальником ДРСУ с учетом произведенных упущений.
Всем работникам оказывается материальная помощь в случае материального затруднения, при несчастном случае, длительном заболевании и др.
При наличии средств выплачивается материальная помощь к отпуску в размере до двух должностных окладов (тарифных ставок).
Согласно коллективному договору работникам организации выплачивается надбавка за работу в ночное время (с 22.00 до 6.00) в размере 40% часовой тарифной ставки.
Производится оплата сверхурочной работы согласно ТК РФ, доплата за работу во вредных условиях труда согласно перечню профессии рабочих и работ с тяжелыми и вредными условиями, доплата за совмещение профессий в размере не более 50% тарифной ставки.
Выплачиваются надбавки за разъездной характер работ, за классность.
В двойном размере оплачивается работа в выходные и праздничные дни.
Пример:
1. Начисление заработной платы в сентябре 2000 года для секретаря, совмещающего обязанности инспектора отдела кадров.
Ф.И.О. | Оклад | Отработанные дни | З / плата | Выслуга |
Премия 30% |
Вредность 12% |
Всего | |
% | 125 | |||||||
Петрова Н.Ю. | 2500 | 23 | 2500 | 5 | 125 | 750 | 300 | 3675 |
Премия 30% = 2500 * 0,3 = 750 руб.
Доплата за вредные условия труда (работа с компьютером) = 2500 * 0,12 = 300 руб.
Вознаграждение за выслугу лет = 2500 * 0,05 = 125 руб.
Итого 2500 + 125 + 750 + 300 = 3675 руб.
2. Начисление заработной платы в сентябре 2000 года водителю 1-го класса.
Ф.И.О. | Ставка | Отработанные дни | З/плата | Выслуга | Классность | Приработок | Всего | |||
% | Сумма | % | Сумма | КТУ | Сумма | |||||
Сизов О.И. | 12-875 | 233 | 2369 | 15 | 355,35 | 25 | 592,25 | 11,5 | 560,17 | 3876,77 |
Отработано = 23 дня * 8 часов = 184 часа
3 / плата = 5-875 *184 = 2369 руб.
Вознаграждение за выслугу лет = 2369 * 0,15 = 355,35 руб.
Надбавка за классность = 2369* 0,25 = 592,25 руб.
Единица КТУ по участку = 48,71
Приработок по КТУ= 48,71 * 11,5 =560,17руб.
Всего 2369 + 355,35 + 592,25 + 560,17 = 3876,77
Дополнительные формы мотивации работников ФУП ДРСУ-7
Помимо заработной платы, доплат, вознаграждений в ДРСУ-7 применяются и другие формы мотивации.
Дополнительные отпуска предоставляются за выслугу лет, за вредные условия труда, за ненормированный рабочий день.
Работникам может предоставляться свободное время с сохранением заработка при заключении брака, рождении ребенка, для празднования юбилея, свадьбы детей в случае смерти близких родственников.
При наличии средств за счет предприятия предоставляется санаторно-курортное лечение и отдых работающих.
По просьбе работника может предоставляться транспорт для использования в личных целях.
Периодически, как правило, в летне-осенний период предприятие закупает для своих работников продукты питания по льготным ценам.
Существуют и нормы наказания работников за производственные упущения и нарушение дисциплины.
Например, может снижаться КТУ до 0 согласно перечню показателей снижения КТУ.
Руководитель имеет право снижать работникам ДРСУ-7 размер вознаграждения за выслугу лет, за производственные упущения в работе, но не более чем на 50% .
За невыполнение должностных обязанностей, невыполнение распоряжений руководства, при опоздании на работу, преждевременный уход с работы без разрешения администрации, при появлении на работе в нетрезвом состоянии, за дисциплинарные взыскания премия по результатам хозяйственной деятельности может быть снижена до 100% .
Пути совершенствования мотивации персонала ФУП ДРСУ-7
Рассмотрим возможности применения системы Скэнлона как формы мотивации, взаимосвязанной с увеличением объема выполненных работ по содержанию участка автодороги Волгоград-Каменск-Шахтинский, обслуживаемого ФУП ДРСУ-7.
В качестве базового периода возьмем ФЗП (Ф0) и объем выполненных работ (V0) в августе 2000 г.:
Ф0 = 60000руб.;
V0 = 240 000 руб.
Доля ФЗП в объеме выполненных работ в базовом периоде К0 соответствует:
К0 = Ф0 / V0 = 60 000/260 000 = 0,25.
В качестве отчетного периода - ФЗП (Ф1) и объем выполненных работ (V1) в сентябре 2000 г.:
Ф1 = 60000руб.;
V1 = 260 000 руб.
Фактическая доля ФЗП в объеме выполненных работ:
К1 = Ф1/ V1 = 60 000/260 000 = 0,23.
Так как К1 < К0, то за сентябрь можно определить сумму экономии:
S = V1 * К0 - Ф1;
S = 260 000 * 0,25 - 60 000 = 5000 руб.
Полученную премию распределим между организацией и работниками в пропорции 1:3.
Получаем в результате распределения:
в организацию - 1666,67 руб.;
работникам - 3333,33 руб.
В резервный фонд направляется 1/5 из суммы, предназначенной для работников, = 666,67 руб.
Для распределения между работниками остается 2666 66 руб. Распределим полученную сумму премии между работниками.
Всего работающих в ДРСУ-7 - 50 человек
ИТР - 9 человек.
Рабочие - 41 человек.
25% премии распределим между ИТР.
75% -между рабочими.
Премия в расчете на одного инженерно-технического работника:
2666,66 * 0,25 : 9 = 74,07.
Премия в расчете на одного рабочего:
2666,66 * 0,75 : 41 = 48,78.
В результате при увеличении объема выполненных работ получилась экономия издержек на заработную плату, которая в данном месяце распределена поровну между всеми работниками.
Если впоследствии будет также увеличиваться производительность труда, то и премия будет выплачиваться соответственно.
Поэтому данная система участия в прибыли может быть применена в ДРСУ-7, так как у рабочих появляется стимул - премия, зависящая от роста производительности труда.
Вариант 9
Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала.
Характеристика системы служебно-профессионального продвижения персонала в конкретной организации. Предложения по совершенствованию существующей системы. Мой личный жизненный план.
Методические рекомендации по выполнению
Отвечая на данный вопрос, дайте определение понятия «деловая карьера». Расскажите о видах карьеры и об ее этапах и о том, как управляют карьерой и служебным продвижением в отечественных и зарубежных корпорациях.
Ответ на данный вопрос может содержать либо описание программы управления карьерой конкретной организации (предприятия), ее анализ, выявление недостатков и внесение практических рекомендаций по ее улучшению либо собственный жизненный план, составленный по рекомендациям, приведенным ниже.
ЛИЧНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН
Для составления личного жизненного плана необходимо дать оценку сложившейся ситуации в организации и взвесить свои возможности и перспективы продвижения по службе. Для этого необходимо составить (если его нет) или уточнить свой личный жизненный план карьеры.
1.Оценка жизненной ситуации
Работа
Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?
Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целей?
Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе?
Какую работу я хотел бы выполнять через пять лет?
Есть ли у меня воодушевление и мотивация?
Что является для меня мотиватором сейчас? Через пять лет?
Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?
К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?
1.2. Экономическое состояние
Каково мое экономическое положение?
Есть ли у меня личный бюджет - каков он, и придерживаюсь ли я его рамок?
Какие меры я могу в случае необходимости применить для улучшения экономического положения?
1.3. Физическое состояние
Какова моя общая форма?
На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты и т.д.)?
Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача?
1.4. Социальное состояние - человеческие отношения
Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других?
Как я их учитываю?
Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?
Интересует ли меня другое мнение?
Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?
Умею ли я слушать?
Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
Как это проявляется на практике?
Способствую ли я развитию людей, с которыми общаюсь?
Как я забочусь о дружеских отношениях?
Как я могу развивать свои отношения обратной связи?
1.5. Психологическое состояние
Каково мое психическое состояние?
На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты, результаты медицинского обследования)?
Какие стрессоры беспокоят меня в настоящее время?
Не следует ли мне в настоящее время поменять работу?
Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем будущем?
Не следует ли мне поменять образ жизни, круг общения, хобби?
Нуждаюсь ли я в помощи психиатров?
1.6.Семейная жизнь
Имеются ли у меня условия для создания семьи?
Следует ли завести еще одного ребенка?
Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене (мужу), детям?
Как лучше проводить досуг в кругу семьи?
Куда поехать на отдых?
Куда пойти учиться детям?
Как помочь детям, имеющим свою семью?
Постановка личных конечных целей карьеры
Целями моей карьеры являются:
1) _________________________________________________________
2) _________________________________________________________
3) _________________________________________________________
Моя карьера должна осуществляться до 20_____ г. самое позднее
Какие факторы способствуют осуществлению моей карьеры?
2.3.1.А какие препятствуют?
Каковы наиболее критические пункты в осуществлении моей карьеры? Что я могу сделать в этом плане?
_____________________________________________________________
Что мне нужно задействовать для осуществления карьеры: время, деньги, здоровье и т.д.?
_____________________________________________________________
Готов ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?
_____________________________________________________________
Для достижения поставленных жизненных целей мне нужно решить следующие частные задачи | Мероприятия | Время |
В области развития служебной деятельности В области экономического состояния В области здоровья и физического воспитания В области социального взаимовлияния, дружеских отношений и увлечений В области моральной мотивации и психологического состояния В области семейной жизни |
Вариант 10
Высвобождение персонала (отечественный и зарубежный опыт)
Характеристика программы работ администрации конкретного предприятия (организации) при высвобождении персонала. Предложения по улучшению существующей программы..
Методические рекомендации по выполнению
Отвечая на данный вопрос, нужно рассказать о существующих способах высвобождения персонала. В каких ситуациях целесообразен какой способ и какие существуют мероприятия по сглаживанию конфликтов в результате высвобождения персонала.
Ответ на данный вопрос предусматривает характеристику системы высвобождения персонала. Что бы Вы предложили по ее совершенствованию?
Вначале необходимо дать описание сферы деятельности организации (предприятия) (отраслевую принадлежность), а также провести описание по следующим характеристикам:
- место расположения, юридический адрес;
- организационно-правовая форма;
- организационная структура, с перечнем функций структурных звеньев;
основные виды деятельности предприятия (продуктовые бизнес-направления): функции, области применения.
Опишите программу мероприятий, проводимых при увольнении сотрудников в конкретной организации. Способна ли данная программа оказать помощь в преодолении проблем, возникающих при увольнении.
Список литературы
Основная
Основы управления персоналом. Учебник для вузов./ Б. М. Генкин и др. Под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996.
Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа. 1998.
Саакян А.К., Зайцев Г.Г., Лашманова Н.В., Дягилева И.В. Управление персоналом в организации. – СПб: Питер, 2001.
Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Р/ на Дону. Феникс, 1998.
Старобинский И.И. Как управлять персоналом. – М.: АО Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999.
Управление персоналом для современных руководителей / Е.А. Борисова. – СПб.: Питер, 2003. – 445 с. ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер, 2001.
Цыпкин Ю. А. Управление персоналом.: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Щекин Г. Профессия – менеджер по кадрам. – М. 1993.
Шекишня С. В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М: 380 «Интел – синтез», 1997 г.
Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: ИНФРА, 1998.
Дополнительная литература
Алексеев А., ПигановВ. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя: - М.:Технологическая школа бизнеса, 1994.
Бородкин М., Коряк Н. Внимание: конфликт.- Новосибирск: Наука, 1994.
Волгин А.П., Матирко В.П., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ.- М.: Дело 1992.
Вудкок М. , Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика. Пер. с англ. – М.:Дело, 1991.
Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. – М.: Дело, 1991.
Дизель П. М. Мак-Кинли У. Поведение человека в организации. Пер. с англ. – М.: Фонд – за экономическую грамотность, 1992.
Жариков Е.С. Вступающему в должность. Научно-популярный справочник для начинающего руководителя. – М.: Знание. 1985.