Торговля со странами - участницами СНГ:
принцип "страны назначения" в действии
1 июля 2001 г. Российская Федерация в торговле с хозяйствующими субъектами всех государств - участников СНГ, за исключением Республики Беларусь, перешла на новый принцип взимания налога на добавленную стоимость и акцизов - принцип "страны назначения".
Его суть проста и состоит в том, что подлежащие налогообложению товары и услуги облагаются косвенными налогами при ввозе на таможенную территорию страны назначения. При этом вывоз товаров и услуг дает экспортеру право предъявить суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления производственной деятельности или перепродажи, к вычету (возмещению) в порядке, установленном внутринациональным законодательством.
Переход к единому принципу взимания НДС и акцизов вызван подписанием в Москве Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.99, в котором были установлены основные принципы проведения между его участниками согласованной налоговой политики в целях устранения препятствий для свободного движения товаров и услуг, а также унификации внутринационального законодательства в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли между государствами - участниками СНГ.
Федеральным законом от 22.05.01 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" данный договор был ратифицирован, в связи с чем Российская Федерация в торговых отношениях с государствами - участниками Договора с 1 июля 2001 г. (если иной срок не предусмотрен двусторонними международными договорами) перешла на взимание НДС и акцизов по экспортируемым/импортируемым товарам и услугам в стране назначения, за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
Необходимо отметить, что с Республиками Армения и Кыргызстан Россия перешла на новый принцип взимания косвенных налогов еще с 1 января 2001 г., а с Азербайджанской Республикой - с 1 апреля 2001 г.
Еще одно исключение сделано для Республики Беларусь, при торговле с хозяйствующими субъектами которой по-прежнему будет применяться принцип "страны происхождения" товара.
Таким образом, все российские хозяйствующие субъекты, заключающие торговые контракты и договоры на оказание услуг с субъектами государств - участников СНГ (за исключением Республики Беларусь), с 1 июля 2001 г. при исчислении и уплате косвенных налогов становятся по отношению друг к другу экспортерами и импортерами подобно отношениям с субъектами стран дальнего зарубежья.
Между тем, поскольку многие российские хозяйствующие субъекты ранее не заключали внешнеторговых контрактов с зарубежными партнерами, введение нового принципа налогообложения с отношениях с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ уже сейчас вызывает множество вопросов.
* * *
Рассмотрим один из частных случаев, когда между предприятиями государств - участников СНГ заключен экспортно-импортный контракт в условиях нового принципа взимания НДС.
Одним из видов деятельности российского предприятия-покупателя является импорт товаров и услуг из Казахстана в Россию. Между ним и казахстанским предприятием-продавцом заключены два контракта:
контракт N 1 - на поставку из Казахстана в Россию смазочного масла на условиях "франко-станция отправления";
контракт N 2 - на оказание услуг по транспортировке масел.
Услуги по транспортировке масел включают в себя: аренду цистерн, подачу и уборку цистерн под налив масла, маневровые работы по перестановке цистерн с маслом при наливе, заключение договора перевозки с железной дорогой, таможенное оформление вывоза масла с территории Казахстана.
По контракту N 2 покупатель производит предварительную оплату услуг продавца путем перечисления средств на его счет.
В этой связи у покупателя возникли два основных вопроса:
1. В каком порядке будет облагаться НДС вывоз масла после 1 июля 2001 г.?
2. Как, кто и где будет платить НДС по обоим контрактам?
* * *
Во исполнение Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан в городе Астане 9 октября 2000 г. было заключено двустороннее Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (далее - Соглашение), которым установлены основополагающие принципы взимания НДС и акцизов при осуществлении экспортно-импортных операций между хозяйствующими субъектами России и Казахстана. Оно было ратифицировано Федеральным законом от 27.12.2000 N 155-ФЗ.
Согласно п.1 ст.3 Соглашения товары, вывозимые с таможенной территории одного государства и ввозимые на таможенную территорию другого, при вывозе облагаются НДС и акцизами по нулевой ставке в стране отправления в соответствии с законодательством этой страны (освобождаются от их уплаты). При этом данные товары облагаются НДС и акцизами в стране назначения в соответствии с ее внутринациональным законодательством (п.1 ст.4 Соглашения).
Особый порядок установлен в отношении природного газа, нефти и стабильного газового конденсата, по которым обложение косвенными налогами производится в обратном порядке: НДС и акцизы уплачиваются не при ввозе в страну назначения, а при вывозе с территории страны отправления (п.2 ст.3, п.1 ст.4 Соглашения).
Таким образом, товары, вывозимые с территории Республики Казахстан и ввозимые на территорию РФ в режиме выпуска в свободное обращение (импорта), за исключением природного газа, нефти и стабильного газового конденсата, подлежат налогообложению косвенными налогами в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах.
Порядок исчисления и уплаты НДС, особенности и исключения в налогообложении при перемещении товаров через таможенную границу РФ регулируются соответствующими статьями НК РФ, инструкцией "О порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденной ГТК РФ от 07.02.2001 N 131 (далее - Инструкция), а также Методическими рекомендациями "О порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденными письмом ГТК РФ от 19.02.2000 N 01-06/36951 (далее - Методические рекомендации).
Согласно подп.1 п.1 ст.151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим выпуска в свободное обращение (импорта) НДС уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено ст.150 НК РФ. При этом налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товара, а также подлежащих уплате таможенной пошлины и акцизов (п.1 ст.160 НК РФ).
Формулы, по которым производится расчет сумм НДС по ввозимым на территорию РФ товарам, определены в пунктах 8-11 Инструкции. Они различаются в зависимости от того, облагаются ли товары ввозными таможенными пошлинами, акцизами или нет.
Применяемые в данной связи налоговые ставки равны 20 либо 10% в зависимости от вида ввозимого товара (п.5 ст.164 НК РФ). Налог уплачивается непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с таможенным законодательством РФ (п.2 Инструкции). При этом под декларантом понимается лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары от собственного имени (ст.172 Таможенного кодекса РФ).
НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации, и если таможенная декларация не была подана в срок, то сроки уплаты НДС исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации (п.24 Инструкции). Налог уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товара, причем налог может уплачиваться как в рублях, так и в иностранной валюте (пункты 26, 27 Инструкции).
Таким образом, если российский покупатель приобретает у казахстанской фирмы товары, облагаемые НДС в соответствии с Соглашением при вывозе с территории Казахстана по нулевой ставке (а смазочные масла являются таким видом товаров), то оно обязано уплатить соответствующий налог при ввозе масла на таможенную территорию РФ в порядке, предусмотренном российским законодательством. При этом покупатель сможет получить вычет уплаченного налога в соответствии со ст.171 НК РФ, поскольку суммы НДС по товарам, приобретаемым для осуществления производственной деятельности или перепродажи, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в режиме выпуска для свободного обращения, подлежат вычету в порядке, установленном ст.172 НК РФ.
Если бы российский покупатель приобретал природный газ, нефть или стабильный газовый конденсат, то ему не пришлось бы уплачивать на российской таможне НДС. Однако при этом российский покупатель не сможет предъявить к вычету НДС, выставленный ему казахстанской фирмой-продавцом, поскольку право на вычет сумм НДС, уплаченных хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ, предоставлено только до 1 июля 2001 г. Такой вывод вытекает из п.2 ст.13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", согласно которому до 1 июля 2001 г. при ввозе на территорию РФ товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников СНГ, НДС таможенными органами не взимается. Происхождение товара с таможенной территории государства - участника СНГ удостоверялось представлением осуществляющему таможенное оформление органу декларации-сертификата по форме СТ-1 (п.20 Инструкции).
Специфика налогообложения услуг, оказываемых субъектами государств - участников СНГ, состоит в том, что в силу п.1 ст.5 Соглашения порядок применения НДС и акцизов при оказании услуг будет оформляться отдельным протоколом к данному Соглашению. До введения такого протокола в действие услуги облагаются НДС и акцизами в соответствии с законодательством России и Казахстана. В данном случае, по всей видимости, имеются в виду те правила внутринационального законодательства, которые определяют место реализации работ (услуг) в целях налогообложения.
При этом из общего правила выделяются три группы услуг, которые освобождаются от НДС (облагаются НДС по нулевой ставке) в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги. Это:
- услуги по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории одного государства и ввозимые на таможенную территорию другого, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;
- услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;
- услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого в прямом и обратном направлении.
Предприятие-покупатель, по всей видимости, полагает, что услуги, оказываемые казахстанской фирмой по контракту N 2, являются первым из перечисленных выше исключений, в связи с чем деятельность этой фирмы должна облагаться НДС в соответствии с российским налоговым законодательством. Между тем существуют определенные сомнения в таком выводе, вызванные условиями, на которых производится поставка масла в РФ. Поясним сказанное.
Как следует из условий вопроса, поставка масла в Россию осуществляется на условиях "франко-станция отправления".
Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс", утвержденные Международной торговой палатой (Публикация Международной торговой палаты 1990 г., N 460), разъясняют, что условие поставки товара "франко-перевозчик с указанием пункта" (FCA) используется в тех случаях, когда продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке прошедшего таможенную очистку товара с момента передачи его в распоряжение указанного покупателем перевозчика.
В этой связи обязанности продавца складываются из следующих составляющих:
- поставка товара;
- обеспечение за свой счет и риск получения экспортных лицензий, иных разрешений и выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара;
- предоставление товара в распоряжение указанного покупателем перевозчика или иного лица (экспедитора);
- несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента его передачи перевозчику (экспедитору);
- несение расходов, относящихся к товару до момента передачи его перевозчику, связанных с оплатой вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов и вызываемых проверкой, упаковкой, маркировкой товара, необходимых для его передачи перевозчику (проверкой качества, измерением, подсчетом).
Соответственно в обязанности покупателя входят:
- уплата цены товара согласно условиям договора купли-продажи;
- предоставление за свой счет и риск импортных лицензий и иных официальных разрешений, выполнение таможенных формальностей, необходимых для ввоза товара и его транзита через третьи страны;
- заключение за свой счет договора перевозки товара;
- принятие поставки товара;
- несение рисков утраты или повреждения товара с момента его принятия перевозчиком;
- несение связанных с товаром расходов с момента его поставки, в том числе по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, транзиту товара через третьи страны, проверке товара перед погрузкой и пр.
Важно подчеркнуть, что по условиям поставки "франко-перевозчик" в обязанности продавца входит передача товара перевозчику в соответствии с указаниями покупателя. В этой связи заключение договора перевозки является обязанностью покупателя, и именно он должен нести все расходы и риски по перевозке приобретаемого товара.
Между тем в коммерческой практике для заключения такого договора нередко требуется содействие продавца, для чего он по просьбе покупателя или на основании обычая делового оборота сам заключает договор с транспортной организацией. Однако в таком случае продавец действует исключительно как посредник, вступая в отношения с перевозчиком за счет и риск покупателя.
Следует также отметить, что согласно положениям Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс" при перевозке товара по железной дороге (если товар составляет вагонную или контейнерную партию) поставка товара считается выполненной, когда продавец надлежащим образом осуществит загрузку вагона или контейнера, а железная дорога примет загруженный вагон или контейнер. Если же товар не составляет вагонную или контейнерную партии, то поставка считается завершенной при сдаче товара приемному пункту железной дороги или его погрузке на предоставленное железной дорогой транспортное средство.
Исходя из этого действия продавца по аренде цистерн для погрузки масла, их подаче, уборке и перестановке, а также по таможенному оформлению вывоза масла с территории Казахстана должны рассматриваться как его обязанности, выполняемые в рамках договора купли-продажи смазочного масла. Соответственно стоимость реализуемого масла изначально должна включать в себя затраты продавца по выполнению указанных действий и не может впоследствии предъявляться покупателю для возмещения.
Между тем оформленные Контрактом N 2 отношения между российской и казахстанской фирмами свидетельствуют об обратном, в связи с чем при квалификации данных правоотношений необходимо отталкиваться от тех прав и обязанностей, которые стороны фактически приняли на себя и закрепили в соответствующих договорах, тем более, что условия поставки "Инкотермс" носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Таким образом, несмотря на то, что в контракте N 1 стороны приняли условие поставки масла "франко-перевозчик", в действительности в контракте N 2 они определили собственные условия поставки этого товара, отличные от тех, которые предполагаются Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс".
Как было сказано ранее, в силу Соглашения по общему правилу услуги, оказываемые друг другу субъектами России и Казахстана, облагаются НДС и акцизами в соответствии с законодательством России и Казахстана.
Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения НДС являются, в частности, работы (услуги), реализуемые на территории РФ. При этом в целях обложения НДС место реализации работ (услуг) определяется в соответствии с правилами ст.148 НК РФ. Так, в силу подпунктов 1 и 2 п.1 ст.148 НК РФ территория РФ признается местом реализации работ (услуг) в том случае, если работы (услуги) непосредственно связаны с находящимся на территории РФ недвижимым или движимым имуществом.
Оказываемые казахстанским предприятием услуги по организации перевозки реализуемого в РФ смазочного масла ни к одному из перечисленных в ст.148 НК РФ видов услуг не относятся. В этой связи Российская Федерация не может быть признана местом их реализации, и соответственно данные услуги не облагаются НДС по российскому законодательству. Таким образом, у российского покупателя не возникает обязанностей налогового агента по удержанию и уплате в российский бюджет сумм НДС из перечисляемой казахстанской фирме выручки по контракту N 2.
Что касается особых исключений в налогообложении услуг, предусмотренных Соглашением, то услуги, оказываемые по Контракту N 2, к таковым не относятся, поскольку по своему характеру не являются транспортировкой и обслуживанием транспортируемых товаров. Представляется, что в данном случае особый режим налогообложения предусмотрен для услуг по непосредственной перевозке товара, сопровождающейся выполнением определенных действий по обслуживанию товара во время такой перевозки (погрузка, разгрузка, перегрузка, экспедирование). В данном же случае казахстанская фирма проводит лишь организационные мероприятия для принятия товара предприятием железнодорожного транспорта с целью последующей перевозки в страну назначения данным перевозчиком.
Таким образом, услуги казахстанской фирмы по контракту N 2 в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах НДС не облагаются. При этом если по законодательству Республики Казахстан казахстанская фирма выставит российскому предприятию счета за оказанные ею услуги с выделенными суммами НДС, то российское предприятие не сможет принять к вычету уплаченные продавцу суммы налога, поскольку право на такой вычет утрачивается с 1 июля 2001 г. (ст.13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).