Албания, Республика Албания, государство в Южной Европе, на западе Балканского п-ова. В прошлом эта территория была населена иллирийцами. Несмотря на неоднократные вторжения римлян, славян и турок, албанцы сохранили этническую самобытность. В период длительного турецкого господства произошел массовый переход населения из христианства в мусульманство, которое в настоящее время является преобладающей религией.
Албания приобрела независимость до Первой мировой войны. Вначале она была провозглашена республикой, затем – монархией. С ноября 1944 по июнь 1991 страной правили коммунисты. Первоначально коммунистическая Албания входила в блок, возглавлявшийся СССР, в 1961–1977 примыкала к Китаю.
Площадь Албании 28,7 тыс. кв. км, наибольшая протяженность с севера на юг ок. 350 км, а ширина меняется от 145 км на юге до 80–100 км на севере. Столица – город Тирана. Албания граничит с Югославией на севере и востоке, Македонией на востоке и Грецией на юге и юго-востоке; на западе омывается Адриатическим морем. Во 2 в. н.э. на территории Албании проживали племена, которых греки называли албанами, откуда и пошло название страны. Сами жители Албании в Средние века называли себя «шкиптарами» (орлиный народ), это самоназвание сохраняется и сегодня.
Строение поверхности. Албания – за исключением болотистых и аллювиальных прибрежных равнин – горная страна. Горы простираются с северо-запада на юго-восток. На ее территории выделяют четыре физико-географических района, три из них приурочены к горам.
Вдоль берега расположена неширокая равнина, простирающаяся от границы с Югославией до города Влёра. Эта равнина отнюдь не отличается плоским рельефом, ее поверхность, особенно на востоке, усеяна останцовыми холмами и грядами. После зимних дождей реки, пересекающие равнину, выносят большое количество песка и ила с гор в Адриатическое море. Таким образом берег наращивается в сторону моря, его окаймляют болота. После Второй мировой войны значительные площади прибрежных равнин были осушены, а на месте болот возникли сельскохозяйственные угодья и поселения. Наиболее освоенной была полоса между Влёрой и Дурресом. Впрочем, равнина до сих пор затопляется во время наводнений. В стране нет удобных естественных гаваней, и главный порт Дуррес (в античное время Эпидамн, затем – Диррахий) расположен в мелководной открытой бухте.
Северо-Албанские Альпы, находящиеся на крайнем севере, – самый пересеченный и труднодоступный из горных районов страны. В Албании их называют «проклятыми горами». Сильно эродированные склоны этих гор, сложенных известняками, отличаются широким развитием карста и нередко труднодоступны. На первый взгляд кажется, что это незаселенный район. Однако летом туда на верхние пастбища отгоняют скот. Далее к югу выходы известняков имеют более прерывистое распространение; там же, где поверхность сложена кристаллическими породами (в частности, серпентинами), горы понижаются и приобретают более сглаженные формы, как, например, на плато Мирдита. Восточнее, на границе с Югославией, в пределах хребта Кораби находится высшая точка страны гора Корабит (2764 м). Весь этот район находится в бассейне р.Дрин.
К югу от плато Мирдита горы понижаются и приобретают более сглаженную платообразную форму. Поверхность изобилует котловинами, которые, словно бусины, нанизаны вдоль узких долин крупных рек. В каждой более или менее значительной по размерам котловине развито сельское хозяйство. Самая большая из них отчасти занята Охридским озером, в других находятся крупные города – Корча, Пешкопия и Берат.
К югу от Влёры горы подступают к самому берегу моря. Здесь снова преобладают выходы известняков и расчлененные формы рельефа, земли используются только как пастбища для овец и коз. На крайнем юге, в округе Саранда, развита неширокая прибрежная равнина.
Типичные для средиземноморских стран продолжительное жаркое и сухое лето и мягкая довольно влажная зима характерны для прибрежных равнин Албании. Однако во внутренних горных районах условия меняются, особенно на севере, где зимы суровые, с сильными снегопадами, а летом, хотя в основном и держится сухая погода, нередко проходят ливни разрушительной силы. В летние месяцы ощущается недостаток влагообеспеченности.
В горных районах Албании геологические условия неблагоприятны для формирования плодородных почв. На серпентинах образуются маломощные и малоплодородные почвы, а на известняках почвенный покров часто вообще отсутствует. Кроме того, под влиянием сильных ливней и мощного стока на крутых склонах активно развивается почвенная эрозия. Почвенно-грунтовые массы, снесенные с гор, переотлагаются в долинах, котловинах и на равнинах, где из-за повышенной заболоченности условия малоблагоприятны для земледелия.
Невысокие холмы, окаймляющие прибрежную равнину, покрыты преимущественно зарослями ксерофитных кустарников – маквисом. Они постепенно сменяются лиственными лесами с преобладанием дуба в среднем ярусе гор. Интенсивная эрозия почв и выпас скота (особенно коз) неблагоприятно отражаются на лесовозобновлении. Верхний ярус гор более облесен, состав древостоя во многом зависит от характера горных пород: хвойные породы растут в основном на выходах серпентинов, а бук – на выходах известняков. На вершинах гор и на самых маломощных почвах развит только разреженный покров дерновинных трав.
В Албании сохранилось много диких животных, но они сконцентрированы в тех местах плато и гор, где имеются достаточные запасы поверхностных вод. Волк, дикий кабан и олень, некогда встречавшиеся по всей стране, ныне оттеснены в более труднодоступные районы.
В противоположность другим балканским странам Албания всегда отличалась этнической однородностью. Изолированное положение и бедность страны, а также воинственность ее населения отпугивали иноземцев, хотя сильное влияние греческой культуры и некоторая миграция из Греции способствовали формированию на юге страны православного национального меньшинства, говорящего на греческом языке.
Этногенез. Албанцы произошли от иллирийцев, населявших на заре письменной истории часть страны, расположенную к северу от р.Шкумбини. Южная Албания в то время находилась под греческим влиянием. Оба района надолго попадали под власть римских, славянских и турецких завоевателей, однако до сих пор сохраняются существенные различия между гегами, живущими к северу от р.Шкумбини, и тосками, проживающими к югу от нее. Эти различия, сильно препятствовавшие объединению и модернизации Албании, были важным фактором, предопределившим становление коммунистической власти, и они до сих пор влияют на политику страны.
Среди гегов преобладают высокие стройные блондины. Их общественная организация, обычаи и приоритеты оставались на племенном уровне вплоть до начала модернизации Албании в 1920-х годах. Квазифеодальная племенная система, сопоставимая с существовавшей в Шотландии в 17 в., сформировалась в ходе борьбы с нищетой и враждебным окружением на изолированном севере страны. Все мужчины носили оружие, а дома представляли собой укрепленные каменные башни. Высоко ценилось умение владеть оружием – в разбойных нападениях, на военной службе в качестве наемников и в феодальных стычках. Оседлое земледелие считалось презираемым занятием и было уделом женщин, мужчины пасли скот. В патриархальной среде лидерство принадлежало знатным семействам; ревностно оберегались личная, семейная и племенная честь. Поведение людей регламентировалось тщательно разработанной системой неписаных традиционных законов.
Напротив, тоски, населявшие более широкие и довольно плодородные южные долины, вели менее регламентированный и более спокойный образ жизни. По диалекту и внешнему облику они значительно отличаются от гегов. В ходе более тесных контактов с византийской, турецкой и современной греческой цивилизациями тоски исправно платили налоги и признавали государственную власть. Они занимались оседлым земледелием и проживали в компактных деревнях, будучи мелкими землевладельцами, фермерами-арендаторами или наемными рабочими в поместьях мусульманской знати. Тоски с легкостью эмигрировали в поисках более благополучной жизни либо уезжали за границу на временные заработки в качестве строительных рабочих. В 1930-е годы некоторые образованные тоски восприняли коммунистическую идеологию, проповедовавшую, что тоскских крестьян эксплуатируют крупные землевладельцы и коррумпированные чиновники.
Кроме греческих общин в округах Гирокастра и Сарана на юге страны, имеется еще ряд этнических меньшинств. Несколько тысяч черногорских сербов живут возле Шкодера на севере, македонцы – на побережье оз. Преспа на востоке; валахи (торговцы, возчики и пастухи) рассредоточены по всему югу Албании. Валахов относят к румынам, хотя многие из них восприняли греческую культуру.
Рост населения Албании в прошлом сдерживался из-за болезней, голода, войн, миграций и феодальных распрей, но с 1920-х годов он резко усилился. В 1945 в стране проживал 1115 тыс. человек, в 1960 – 1626 тыс., а в 1995 – 3410 тыс. Естественный прирост в период с 1975 по 1987 составлял 2,2% в год. Этот рекордно высокий показатель для всей Европы – результат снижения смертности, особенно детской, тогда как рождаемость оставалась довольно высокой. Ожидаемая продолжительность жизни оценивалась в 68 лет для мужчин и 74 года для женщин. По данным 1995, численность населения страны достигла 3410 тыс. человек.
Албанцы живут и в других странах. Крупные албанские общины имеются в центральной Греции (включая Афины), на п-ове Пелопоннес и островах Эгейского моря. Большая албанская диаспора находится в Италии – на юге Апеннинского п-ова и в западной Сицилии, а небольшие общины – в США, Турции, Египте и на Украине. В настоящее время эти этнические группы сильно ассимилированы местным населением. Впрочем, несколько тысяч албанцев (т.н. чамов) в северо-западной Греции сохранили свой язык и культуру. До недавних пор на юго-западе Югославии компактно проживала большая группа албанцев-косоваров (до 1,8 млн. человек) – преимущественно в бывшей автономной области Косово (еще ранее – автономный край Косово и Метохия, сокращенно Космет). Косовары стали объектом этнической дискриминации в Югославии, поскольку в 1989 националистическое правительство Сербии упразднило эту автономию. В конце 1990-х годов «этнические чистки» в Косово привели к открытому вооруженному конфликту, в ходе которого поток албанских беженцев хлынул за границу, преимущественно в Албанию.
Индустриализация, проводившаяся коммунистами, сопровождалась перемещением населения из горных деревень на прибрежную равнину и в предгорья. После 1945 индустриализация во многом стимулировала рост городов, которые традиционно функционировали как торговые и административно-распределительные центры. В 1930 в городах с числом жителей более 5000 проживало всего 14,5% населения. В 1950 этот показатель вырос до 20%, а в 1985 – до 34%. В столице страны Тиране в 1938 проживало 25 тыс. человек, в 1950 – 80 тыс., в 1989 – 238 тыс., а в середине 1990-х годов – 244 тыс. В Дурресе насчитывалось 83 тыс. жителей, в Эльбасане – 81 тыс., Шкодере – 80 тыс. и Влёре – 72 тыс.
Язык. Албанский язык принадлежит к индоевропейской семье языков. Он использует латинский алфавит, но не имеет отношения ни к одной из крупных европейских лингвистических групп. Первые образцы албанской письменности восходят к 15 в. Захват Албании Османской империей снизил значение албанского языка, поскольку основными языками в культуре и политике были греческий и турецкий. В конце 19 в. албанский язык вновь стал играть большую роль в жизни страны. Различия гегского и тоскского диалектов, основывавшихся на древнем иллирийском языке, частично нивелировались благодаря введению в 1908 системы двойного алфавита. Однако единая письменная норма так и не была выработана. В основу официального языка Албании положен тоскский диалект.
Оба диалекта заимствовали много слов из языков соседних стран, в том числе из греческого, сербского, македонского, турецкого и итальянского. Однако по мере роста албанского национализма некоторые иностранные слова были устранены, а другие приближены к албанскому произношению.
Поскольку при коммунистическом правительстве информация о вероисповеданиях не публиковалась, для периода после 1945 на этот счет существуют лишь приблизительные оценки. В 1945 мусульманство исповедовало 70% населения, православие – 20% (преимущественно тоски, жившие близ границы с Грецией, на южном побережье и в городах) и католичество – 10% (геги, проживавшие в районе Шкодера). В 1967, спустя 20 лет после начавшегося преследования религии на государственном уровне, число католиков сократилось до 7% и составляло ок. 130 тыс., но к 1994 оно достигло 485 тыс. Мусульмане разделились на консервативных суннитов, придерживавшихся традиционного ислама, и более умеренных бекташей, склонных к пантеистическим воззрениям, которых насчитывалось ок. 120 тыс. Мировой центр дервишского ордена бекташей находился в Албании, его влияние более всего ощущалось в районах вокруг Берата и Эльбасана, а также на юге страны. В 1967 албанское правительство закрыло все остававшиеся мечети и церкви, но в 1990 разрешило открыть некоторые из них. С начала 1990-х годов религиозная жизнь в Албании стала активно возрождаться.
Луи Г. Албания. Физико-географический обзор. М., 1948
Силаев Е.Д. Албания. Экономико-географическая характеристика. М., 1953
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/