Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Работа на тему:


Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия


2005


Содержание


1. Понятие, сущность и значение анализа хозяйственной деятельности

2. Понятие анализа ФХД

3. Принципы анализа ФХД

4. Виды анализа ФХД

5. Методики анализа ФХД

6. Коэффициенты финансового состояния

Список литературы


1. Понятие, сущность и значение анализа хозяйственной деятельности


Анализ хозяйственной деятельно­сти является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, осно­вой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективно­сти функционирования предприятия.

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятель­ности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хо­зяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Ре­зультаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (ак­ционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым служ­бам, менеджерам и руководителям предприятий.

Ключевой целью финансового анализа является получение опреде­ленного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредитора­ми, в составе прибылей и убытков.

Локальные цели финансового анализа:

♦ определение финансового состояния предприятия;

♦ выявление изменений в финансовом состоянии в пространствен­но-временном разрезе;

♦ установление основных факторов, вызывающих изменения в фи­нансовом состоянии;

♦ прогноз основных тенденций финансового состояния. Аналитика и управляющего (финансового менеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.

Альтернативность целей финансового анализа определяют не толь­ко его временные границы. Она зависит также от целей, которые ста­вят перед собой пользователи финансовой информации.

Цели исследования достигаются в результате решения ряда анали­тических задач:

♦ предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

♦ характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборот­ных активов;

♦ оценка финансовой устойчивости;

♦ характеристика источников средств: собственных и заемных;

♦ анализ прибыли и рентабельности;

♦ разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия.

Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом орга­низационных, технических и методических возможностей его осуще­ствления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.

Чтобы принимать решения в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководству предприятия необходима деловая систематическая осведомленность по вопросам, которые являют­ся результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.


2. Понятие анализа ФХД

Автор Его высказывание
Ковалев В.В.

Анализ - весьма емкое понятие, лежащее в основе всей практической и научной деятельности человека. Аналитические методы столь распро­странены в науке, что зачастую под словом "анализ" понимают любое исследование вообще, как в естественных и гуманитарных науках, так и в практической деятельности. Процедуры анализа входят составной частью в любое научно-практическое исследование (прикладное или фундамен­тальное) и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь пе­реходит от простого описания нерасчлененного явления к изучению его строения.

С научной точки зрения анализ есть выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей его развития. Анализ ~ процедура мысленного, а иногда и реального расчленения объ­екта или явления на части. По результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его использования. Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ сочетается в практической и познавательной деятельности.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на микро­экономическом уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования. Не сле­дует, однако, воспринимать этот вид анализа как простое "расчленение" объекта и описание составляющих его частей. Любой экономический субъект является сложной системой со множеством взаимосвязей как ме­жду его собственными составляющими, так и с внешней средой. C помощью аналитических проце­дур выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельно­сти предприятия и делаются прогнозы его будущего состояния, после чего на основе этих прогнозов строятся планы производственной и рыночной активности и разрабатываются процедуры контроля за их исполнением.

Шеремет А.Д.

Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.

Различают макроэкономический анализ, ко­торый изучает экономические явления и про­цессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и мик­роэкономический анализ, изучающий эти про­цессы и явления на уровне отдельных субъ­ектов хозяйствования. Последний получил название экономического анализа хозяйст­венной деятельности.

Комплексный экономический анализ про­изводственно-финансовой деятельности за­нимает центральное место в системе управ­ления предприятием. На его основе разраба­тываются и обосновываются управленческие решения. Ни одно организационное, техни­ческое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообраз­ность. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом ана­лизе. Они должны быть научно обоснованны­ми, мотивированными, оптимальными. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспе­чивает его эффективность.

Недооценка роли анализа, ошибки в планах и управленческих дей­ствиях в современных условиях приносят чувствительные потери. На­против, те предприятия, на которых хорошо поставлен анализ, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

Важная роль анализа в подготовке информации для планирования и прогнозирования результатов деятельности, оценки качества и обос­нованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке их выполнения. Разработка планов для предприятия по существу так­же представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты деятельности за предыдущие пе­риоды, изучаются тенденции развития экономики предприятия, вы­являются и учитываются дополнительные резервы производства.

Экономический анализ хозяйственной деятельности является сред­ством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы, корректировки планов и управленче­ских решений. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия. Анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным.

Эта функция анализа контроль за выполнением планов и подго­товка информации для их обоснования — не ослабевает, а усиливает­ся в рыночной экономике, поскольку в условиях неопределенности, конкуренции и изменчивости внешней среды требуется систематиче­ская оперативная корректировка текущих и перспективных планов. Постоянно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным. Менеджер по планированию дол­жен уметь оценивать и анализировать изменение каждой ситуации и оперативно вносить коррективы в планы предприятия.

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности деятельности субъекта хозяйст­вования в конкурентной среде на основе использования достижений на­учно-технического прогресса и передового опыта.

Чтобы выжить в конкурентной борьбе и укреплять свои рыночные позиции, каждое предприятие должно осуществлять постоянный поиск резервов повышения эффективности своей деятельности. Это объективный процесс, без которого невозможно поступательное развитие общества. Анализ содействует экономному использованию ре­сурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной орга­низации труда, новой техники и технологии производства, преду­преждению излишних затрат, разных недостатков в работе и т.д. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность его деятельности.

Таким образом, экономический анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективно­сти функционирования предприятия.


Любушин А.В.

Анализ хозяйственной деятельности выделяется в специальную отрасль экономических знаний. Он заключается в исследовании экономических процессов и явлений, обусло­вивших их фактов и причин, объективной оценке производ­ственно-хозяйственной деятельности, научном обосновании бизнес-планов и контроле за ходом их выполнения. Анализ позволяет выявить внутрихозяйственные резервы и разрабо­тать мероприятия по их реализации, обосновать и распростра­нить передовой опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики, выявить и устранить негативные явления в работе предприятий. Он служит базой для принятия оптимальных управленческих решений.

В условиях перехода к рыночной экономике усиливается роль управления в повышении эффективности производства. Посредством управления обеспечивается целенаправленное социально-экономическое воздействие на занятых в народном хозяйстве для организации и координации их деятельности в целях достижения высоких количественных и качественных результатов при минимальных затратах в интересах роста благосостояния всего населения. Эти задачи решаются на предприятиях, являющихся основным звеном в системе уп­равления.



Исходя из высказываний различных авторов по вопросу о понятии анализа, можно сделать вывод, что они не сильно отличаются один от другого. Понятие «анализ» как мысленное расчленение целого на части не идентично понятию «анализ» как синониму понятия «исследование». Последний термин значительно шире и пред­ставляет собой всестороннее научное изучение предмета с по­мощью различных способов и приемов. Такое понимание имеется в виду, когда речь идет об экономическом анализе

3. Принципы анализа ФХД


Анализ должен представлять собой комплексное исследование дейст­вия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансо­вые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в вы­бранной области хозяйствования.

Проведение квалифицированного анализа работы предприятия требует знания многих наук: макро- и микроэкономики, технологии, бухгалтер­ского учета, маркетинга, основ промышленной психологии; в основе всех аналитических процедур лежит знание математического анализа, стати­стики и эконометрики. В современных условиях анализ невозможен без применения новейших компьютерных технологий. Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий можно назвать пе­рекрестком многих наук - математики, информатики, экономики, бухгал­терского учета, права.


Автор

Высказывание

Ковалев В.В.

Всестороннее изучение экономических явлений и процес­сов, связанных: с деятельностью предприятий, строится на принципах экономического анализа. Основными из них яв­ляются:

• государственность;

• научность;

• объективность;

• системность и комплексность;

• оперативность;

• массовость.

Принцип государственности отражает государственный под­ход к оценке экономических явлений. Он состоит в том, что при анализе деятельности предприятий, их структурных под­разделений независимо от форм собственности следует исхо­дить из экономической стратегии государства и вытекающих из нее задач на соответствующем этапе развития народного хо­зяйства.

Принцип научности означает, что методология экономи­ческого анализа хозяйственной деятельности должна базиро­ваться на материалистической диалектике и политической экономии, наиболее полно отражающих действительность. Анализ должен проводиться на основе всестороннего учета требований экономических законов.

Принцип объективности предполагает исследование ре­альных экономических явлений и процессов, их причинно-следственной взаимосвязи в условиях достоверной информации.

Принцип системности и комплексности требует учета органической взаимосвязи при изучении, измерении и обоб­щении влияния отдельных факторов на формирование эко­номических показателей, выполнение хозяйственных планов.

Принцип оперативности предусматривает умение быс­тро и четко выполнять задания, реализовать принятые реше­ния. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и предупреждении причин отклонения от плана, как по количественным, так и качественным показателям, изыскании путей устранения отрицательно действующих факторов, закреплении и усилении действия положитель­ных.

Принцип массовости означает привлечение к аналити­ческой работе работников производственной сферы, от дея­тельности которой зависит повышение жизненного уровня населения

Шеремет А.Д.

Конкретность. Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение.

Комплексность. Всестороннее изучение экономического явления или про­цесса с целью объективной его оценки.

Системность. Изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно.

Регулярность. Анализ следует проводить постоянно через заранее опре­деленные промежутки времени, а не от случая к случаю.

Объективность. Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов.

Действенность. Пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности.

Экономичность. Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, кото­рый будет получен в результате его проведения.

Сопоставимость. Данные и результаты анализа должны быть легко сопоста­вимы друг с другом, а при регулярном проведении анали­тических процедур должна соблюдаться преемственность результатов.

Научность. При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами.

Любушин А.В.

Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определенным методологическим принципам. Кратко остановимся на важнейших из них:

1. Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на, положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать дости­жения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

2. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

3. Одним из требований к анализу является обеспечение систем­ного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, опре­деленным способом связанных между собой и внешней средой. Изу­чение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутрен­них и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов.

4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершен­ствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а так­же методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

5. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты. Руководство предприятия долж­но быть своевременно информировано о выявленных недостатках, просчетах и упущениях в работе. Из этого принципа вытекает необ­ходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В про­тивном случае цель анализа не достигается.

6. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость плани­рования аналитической работы на предприятиях, распределения обя­занностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

7. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленче­ские решения и претворять их в жизнь.

8. Один из принципов анализа — его демократизм, предполагаю­щий участие в проведении анализа широкого круга работников пред­приятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

9. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйство­вания. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономи­ческой жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной поли­тике и законодательству.

10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведе­ние должны давать многократный эффект.



В данном случае видим, что все три автора совершенно по-разному видят понятие принципа анализа. Первый более склонен к широкому, пространственному понятию этого показателя. Второй – к научному, т.е. дает конкретные понятия и объяснения принципа построения проведения анализа деятельности предприятия. Третий склонен к углубленным понятия принципа анализа, конкретно расписывает принципы его проведения и показывая тем самым всю ответственность на начальных стадиях анализа деятельности предприятия. Однако, если внимательно изучить предлагаемые принципы построения проведения анализа, все три представленных автора преследуют одну и туже цель анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.

4. Виды анализа ФХД


В практике проведения аналитической работы применя­ется ряд классификаций видов анализа хозяйственной дея­тельности. Они различаются по выбранным классификационным критериям. Наиболее часто применяемой является следующая классификация:

- по времени проведения - оперативный, текущий и пер­спективный анализ;

- по отдельным объектам управления - функциональ­ный, технический, экономический, социальный и экологический анализ;

- по функционально взаимосвязанным объектам управ­ления - функционально-стоимостной, технико-экономический, социально-экономический и экономико-экологический анализ;

- по уровням управления - внутрипроизводственный (на уровне предприятия), отраслевой, региональный и народно-хозяйственный анализ.


Автор

Высказывание

Ковалев В.В.

Оперативный анализ. С помощью этого вида анализа можно за короткие промежутки времени проанализировать выполнение оперативных планов производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений основного, вспомогательного производств и обслуживающих структур.

Текущий анализ. Данный вид анализа имеет те же цели и задачи, что и оперативный анализ, только в более укрупнен­ном объеме и за более длительный период времени. Это обусловливает некоторые особенности и специфику его про­ведения.

Перспективный анализ. Эффективность функционирования предприятия в значительной мере зависит от перспек­тив его развития. Поэтому на предприятии разрабатываются стратегические цели и определяются задачи, стратегия и тактика их достижения.

Функциональный анализ. Предприятие выпускает про­дукцию и оказывает услуги потребителям. Для последних не безразличен технический уровень изделий и их качество. Эти параметры приобретают особую значимость в условиях жесткой конкуренции и борьбы за рынки сбыта продукции. Здесь повышение качества продукции является одним из приоритетных направлений развития предприятий.

Технический анализ. Предметом этого вида анализа явля­ются причинно-следственные связи технических процессов и их влияние на хозяйственную деятельность. Последняя в нема­лой мере зависит от обновления производства, оснащения его новыми высокими технологиями, более совершенной техникой.

Экономический анализ. Объектом этого вида анализа явля­ются экономические процессы, протекающие на предприятиях в ходе производства продукции и оказания услуг. К таким процессам относятся формирование себестоимости и эффек­тивность использования затрат на выпуск готовой продукции, ее реализацию; использование живого и овеществленного труда; формирование стоимости продукта и др. Указанные процессы протекают одновременно с технологическими, но отличаются от них по своей природе, содержанию и форме выражения.

Социальный анализ. Предприятие представляет собой сложную социально-экономическую систему, где наряду с производственно-хозяйственной деятельностью протекают и социальные процессы. Последние находят свое выражение в создании нормальных условий труда, обеспечивающих допусти­мые нормы шума, затененности, освещенности, вибрации, температуры и др.; развитии социальной инфраструктуры и других аспектов труда и быта работающих.

Экологический анализ. Предприятия в процессе своей про­изводственно-хозяйственной деятельности существенно загряз­няют окружающую среду: атмосферу, гидросферу.

Функционально-стоимостной анализ. Объектом иссле­дования здесь выступают функции изделий и обусловленные ими стоимости.

Технико-экономический анализ. Объектом анализа яв­ляются технические процессы, используемые для производ­ства продукции с заданными свойствами и связанные с этим материальные, трудовые и финансовые затраты, а его пред­метом - причинно-следственные связи технических и эконо­мических процессов, обусловливающих конечные результаты деятельности предприятия.

Социально-экономический анализ. Объектом анализа яв­ляются социальные процессы и их влияние на результаты про­изводственно-хозяйственной деятельности. Предметом исследо­вания служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива.

Экономико-экологический анализ. Объектом исследования служат экологические и экономические процессы, связан­ные с улучшением экологической обстановки.

Шеремет А.Д.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики, и межотраслевой, ко­торый является теоретической и методологической основой эконо­мического анализа во всех отраслях экономики.

По признаку времени экономический анализ подразделяется на перспективный (предварительный) и ретроспективный (последую­щий, исторический).

Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйствен­ных операций. Он необходим для обоснования управленческих реше­ний и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов.

Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хо­зяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня пред­принимательских рисков.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый.

Оперативный анализ проводится сразу после соверше­ния хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять недостатки и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Рыночная экономика ха­рактеризуется динамичностью ситуации как производственной, ком­мерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внеш­ней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени (месяц; квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным дан­ным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Операционный анализ связан с оценкой и прогнозированием резуль­татов операционной деятельности предприятия, выявлением резер­вов увеличения выпуска продукции, изменения ее структуры, совер­шенствования техники, технологии и организации производства.

Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окру­жающей среды, экономические службы предприятия с целью иссле­дования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затра­тами на экологию.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга пред­приятия или объединения для изучения внешней среды функциони­рования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого рис­ка, формирования ценовой политики, разработки тактики и страте­гии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и пре­дупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, дета­лей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и так далее.

Качественный анализ - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов.

Количественный анализ основан на количественных сопоставле­ниях и исследовании степени чувствительности экономических явле­ний к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состоя­ния экономики предприятия на основе типичных признаков, харак­терных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства.

Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, ком­плексное исследование сущности изучаемых явлений с использова­нием математического аппарата и другого сложного инструментария.

Ситуационный анализ предназначен для решения конкретных управленческих задач в условиях изменившейся ситуации (экономи­ческой, правовой, политической и т.п.). Для его проведения требует­ся системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение ге­нерировать и анализировать альтернативные варианты решений в ус­ловиях неопределенности.

Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффек­тивности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимо­сти и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

По субъектам (пользователям) анализа различают внутренний (управленческий) и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инве­сторами.

По степени охвата объектов анализ делится на сплошной и выбо­рочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обсле­дования только части объектов, что позволяет ускорить аналитиче­ский процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и те­матическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший ин­терес.


Любушин А.В.

Внешний. Общая оценка имущественного и финансового состояния.

Внутренний. Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности


Различие видов целей и задач хозяйственной деятельности, обусловливает необходимость применения того или иного ви­да анализа, различных методов и приемов его проведения, увязки их во времени и пространстве. В этих условиях, что­бы обеспечить наиболее рациональное использование воз­можностей анализа хозяйственной деятельности, необходимо иметь классификацию его видов.

5. Методики анализа ФХД


Эффективность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от правильности методики и организации его проведения. Методика представляет собой совокупность методов и приемов исследования экономики, практического выполнения анализа хозяйственной деятельности. Если ме­тодологию экономического анализа представить как страте­гию исследования хозяйственных процессов и явлений, то методика - это тактика их изучения и оценки. Аналитичес­кие работы включают составление плана анализа, подбор, проверку и методику изучения экономической и другой ин­формации, обобщение и реализацию результатов проведен­ного исследования.


Автор

Высказывание

Ковалев В.В.

Методика АФХД как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):

наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относи­тельных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;

систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;

обобщение - построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности - это сис­тема теоретико-познавательных категорий, научного инструмента­рия и регулятивных принципов исследования процессов функциони­рования экономических субъектов.

В наиболее общем виде метод можно представить как комбинацию трех составляющих:

М = K, I, P

где K- категории науки;

I- инструментарий исследований;

Р - принципы.

Категории - это наиболее общие понятие данной науки. Для АФХД к категориям можно отнести: фактор, модель, система, затраты, доходы и т.д.

Принципы в анализе финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий используются общие для многих областей познания: системность, научность, конкретность и т.д.

Научный инструментарий (аппарат) - это способы, приемы и средст­ва, которые в разных комбинациях используются для достижения постав­ленных целей анализа. Любой из инструментов анализа может называться методом в узком смысле этого слова. Можно выделить две основные осо­бенности научного инструментария, применяемого в анализе.

Первая - это открытость, выраженная в аккумулировании методов ис­следования из смежных отраслей знаний (математики, экономической теории, статистики и т.д.). Анализ не замыкается на специфических, раз­работанных в его рамках приемах, но активно использует самые разнооб­разные методики, творчески их переработав применительно к собствен­ным требованиям. В последние годы совершенствование научного аппа­рата анализа шло по пути усиленной математизации методик. Это естест­венно, поскольку еще Леонардо да Винчи сказал: "Никакой достоверно­сти нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой".

Вторая особенность состоит в том, что на разных этапах анализа фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятия применяются различ­ные методики и приемы. При этом не существует никакой четкой регла­ментации по поводу их применения. Многое здесь зависит от цели анали­за, имеющихся в распоряжении аналитика временных, информационных и человеческих ресурсов, информационного и технического обеспечения. В реальном анализе чаще всего используются комбинации различных прие­мов и методик.


Шеремет А.Д.

Под методикой понимается совокупность способов и правил наибо­лее целесообразного выполнения аналитической работы.

На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, со­ставляется план аналитической работы.

На втором этапе разрабатывается система синтетических и анали­тических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необ­ходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопос­тавимый вид и т.д.).

На четвертом этапе проводится сравнение фактических резуль­татов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями веду­щих предприятий, средними по отрасли и т.д.

На пятом этапе изучаются факторы, и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия.

На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспектив­ные резервы повышения эффективности производства.

На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствова­ния с учетом действия различных факторов и выявленных неисполь­зованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использо­ванию.

Среди них можно выделить традиционные логические способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнение, графический, балансовый, сред­них и относительных величин, аналитических группировок, эвристи­ческие методы решения экономических задач на основании интуи­ции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т.д.).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпук­лого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций и другие. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, техниче­ских возможностей выполнения расчетов и т.д.


Любушин А.В.

Подготовительный этап включает составление плана проведения анализа, подбор, проверку и предварительную обработку изучаемой информации. В зависимости от цели и сроков проведения анализа хозяйственной деятельности пла­ны могут быть краткими или развёрнутыми. В планах эконо­мического анализа обычно предусматривают:

• цель анализа;

• объекты анализа;

• программу анализа;

• сроки (периодичность) проведения аналитических работ;

• исполнителей и распределение аналитических работ (функций) между ними;

• порядок оформления и использования результатов про­веденного анализа.

Основной этап включает аналитическую обработку мате­риалов, составление таблиц, графиков, диаграмм, выявление и изучение влияния основных факторов на показатели хозяй­ственной деятельности, анализ и оценку имеющихся возмож­ностей и резервов экономического и социального развития, улучшения использования ресурсов. Основной этап комплекс­ного анализа обычно начинают с предварительного ознаком­ления с общими результатами хозяйственной деятельности предприятий. Для этого по основным показателям устанав­ливают степень выполнения планов и изменения их в дина­мике. Выявляют положительные и отрицательные моменты в работе и их причины. Такое общее ознакомление с резуль­татами хозяйствования покажет, на какие стороны деятель­ности предприятий следует обратить особое внимание. Так, на торговых предприятиях анализ розничного товарооборота обычно начинают с предварительного ознакомления с показа­телями товарного баланса, дающими представление о наличии и использовании товарных ресурсов - важнейшего фактора успешного выполнения плана товарооборота. Из приведенных в таблице данных товарного баланса следу­ет, что план товарооборота выполнен торговым предприяти­ем за счет сверхпланового поступления товаров, наличия сверхнормативных товарных запасов на начало года и зани­женных товарных запасов на конец года. Возможности роста товарооборота сократились в связи с увеличением по сравне­нию с планом прочего выбытия товаров. Дальнейший анализ должен указать пути более полного обеспечения и эффектив­ного использования товарных ресурсов, лучшего удовлетво­рения спроса покупателей.

На заключительном этапе анализа обобщают и офор­мляют его результаты, разрабатывают меры по устранению выявленных недостатков и использованию имеющихся ре­зервов (особенно прогнозных, которые могут быть использо­ваны в будущей хозяйственной деятельности), осуществляют контроль за выполнением разработанных мероприятий. При проведении экономического анализа за длительный период времени его результаты нередко оформляются в виде справ­ки, докладной или объяснительной записки, заключения и т.п., состоящих из двух частей: выводов и предложений (ре­комендаций).

В выводах дается обобщенная оценка степени выполне­ния планов, бизнес-планов, динамики хозяйствования, ука­зываются пути, возможности и резервы улучшения функци­онирования предприятий. Текстовое изложение материала обязательно подкрепляется конкретными цифровыми дан­ными, обосновывающими сделанное заключение. Выводы должны быть лаконичными, краткими, но достаточно полис и объективно характеризовать результаты работы предприятий. В них также указывается, как выполнены рекомендации по ранее проводимому экономическому анализу. В справке иле докладной записке по результатам проведенного анализа аудитором, вышестоящей организацией, финансовыми, кре­дитными и другими органами могут содержаться общие све­дения об анализируемом предприятии.

Предложения (рекомендации), как и выводы, основываются на результатах проведенного глубокого факторного анализа и содержат комплекс конкретных организационно-техничес­ких и экономических мер, направленных на устранение недос­татков и мобилизацию имеющихся возможностей и резервов повышения эффективности хозяйствования. Каждое предло­жение должно быть реальным и экономически обоснованным цифровыми данными, расчетами, практическим материа­лом. В предложениях указываются сжатые, но реальные сро­ки их выполнения и лица, обеспечивающие реализации: разработанных рекомендаций.



Анализ хозяйственной деятельности как практическая деятельность предшествует принятию управленческих реше­ний и сводится к обоснованию этих решений на базе имею­щейся информации, а главное, способствует успешной их реализации. При его проведении изучают экономическую, техническую, технологическую и социальную стороны дея­тельности предприятий для объективной оценки выполнения планов, прогнозов, динамики хозяйствования, тенденций развития экономики, а главное — для выявления, изучения и мобилизации резервов повышения эффективности пред­принимательской и другой деятельности, разработки опти­мальных управленческих решений.

Анализ проводится при составлении планов, бизнес-планов, подведении итогов хозяйствования за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год, пятилетие), про­гнозировании оптимального функционирования предприятий. Оперативный экономический анализ проводится ежедневно и в другие короткие промежутки времени (за пятидневку, неделю или декаду). Его результаты используются в повсе­дневном управлении экономической и другой деятельностью предприятий. Хозяйственная деятельность предприятия изучается не только в динамике, но и в статике на определен­ные даты.

По мере внедрения в управление экономикой ЭВМ, других современных технических средств анализ хозяйственной дея­тельности все больше проникает во все области управленческой деятельности предприятий. При этом результаты текущего (периодического) и оперативного анализа увязываются с раз­рабатываемыми прогнозами, планами экономического и соци­ального развития на ближайшую и длительную перспективы. Анализ хозяйственной деятельности по итогам работы за ме­сяц (квартал, полугодие или год) не должен ограничиваться оценкой результатов работы, а указывать, обосновывать пер­спективы экономического развития, условия будущей дея­тельности предприятий, других субъектов хозяйствования.

Экономический анализ должен предоставлять информацию об обеспеченности и использовании материальных (товарных), трудовых и финансовых ресурсов, оптимальной реорганизации производственных, торговых и других технологических процес­сов, эффективности использования достижений научно-техни­ческого прогресса и т.п. Результаты прогнозного анализа слу­жат основой для экономического обоснования стратегических решений, в частности, при строительстве новых и реконструк­ции действующих предприятий, рационализации производства (торговли), оптимизации перспектив развития экономики пред­приятий и др.


Коэффициенты финансового состояния


Коэффициент чистых мобильных средств определяется как отношение чистых мобильных средств к итогу оборотных средств предприятия. Он определенным образом характеризует устойчивость структуры мобильных средств, т.е. той части актива баланса, которая подвержена наиболее частым изменениям в процессе текущей деятельности предприятия. Чистые мобильные средства – это часть оборотных средств, которая характеризует их постоянный минимум и покрывается постоянным капиталом предприятия. Они определяются путем вычисления разности между итогом оборотных средств и краткосрочной задолженностью. Этот расчет дает ответ на вопрос, что останется в обороте предприятия, если погасить срезу всю его краткосрочную задолженность. Показатель чистых мобильных средств является парным по отношению к коэффициенту покрытия.

Отношение чистых мобильных средств, ориентируясь на связанный с ним показатель – коэффициент покрытия, не должно опускаться ниже 50 %.

Оценка финансовой устойчивости предприятия была бы односторонней, если бы ее единственным критерием была мобильность собственных средств. Не меньшее значение имеет финансовая оценка производственного потенциала предприятия, то есть состояния его основных средств.

Индекс постоянного актива – коэффициент отношения основных средств и внеоборотных активов к собственных средствам. Он измеряет долю источников собственных средств, отвлекаемых в основные средства и внеоборотные активы. Чем он выше, тем более необходимо привлечение долгосрочных кредитов и займов или решение вопроса о возможностях уменьшения основных средств, но в первую очередь – других внеоборотных активов. Во всех случаях для улучшения финансового состояния предприятий желательно, чтобы источники собственных средств увеличивались в большей степени, чем стоимость основных средств и внеоборотных активов. Тогда индекс постоянного актива снижается, а мобильность имущества увеличивается. Разумеется, у каждого предприятия есть свой разумный предел индекса, ниже которого его снижение неоправданно. Если он снижается в связи с необеспеченностью производственной деятельности основными средствами, то одновременно со снижением его должно происходить уменьшение выручки от реализации или рентабельности реализации. Снижение индекса постоянного актива может привести к сбоям в процессе производства, росту себестоимости. Если этого не происходит, снижение индекса имеет только положительные последствия.

Самостоятельное значение индекса постоянного актива, исходя из изложенного, очень ограничено. Его надо рассматривать только вместе с показателями, характеризующими результаты производственной деятельности. Целесообразно также обратить внимание, в какой мере на индекс постоянного актива влияют составляющие первого раздела актива баланса, не участвующие непосредственно в производственном процессе.

Никакие нормативные значения индекса установить невозможно. На нем сказывается, в частности, отраслевая принадлежность предприятий.

Снижение индекса постоянного актива при повышении рентабельности положительно характеризует предприятие с финансовой точки зрения, но решающей характеристикой является не индекс, а сама рентабельность, общая эффективность использования имущества.

Другим измерителем финансовой устойчивости в части оценки состояния основных средств является коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, равный отношению величины долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств предприятия. Он оценивает, насколько интенсивно предприятие использует заемные средства для обновления и расширения производства. Из сказанного не следует, что чем больше долгосрочные кредиты, тем лучше для финансового состояния предприятия в целом. Вообще рост этого показателя в динамике – в определенном смысле – негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов. Если абстрагироваться от того факта, что в настоящее время долгосрочное кредитование практически отсутствует (исключая крупные предприятия), то размер долгосрочных кредитов естественно ограничивается возможностями его погашения с учетом уровня банковского процента. Однако если капитальные вложения, осуществляемые за счет этого источника, приводят к существенному росту прибыли, то использовать долгосрочные кредиты целесообразно.

Интенсивность формирования другого источника средств на капитальные вложения определяется еще одним показателем финансовой устойчивости – коэффициентом накопления износа. Этот показатель рассчитывается как соотношение начисленной суммы износа к первоначальной балансовой стоимости основных средств. Он показывает, в какой степени профинансированы за счет износа замена и обновление основных средств. Понятно, что чем дольше служат основные средства, т.е. чем более они старые, тем выше будет этот коэффициент. По некоторым оценкам, значение коэффициента износа более чем 50 % считается нежелательным.

Данный показатель называется интенсивностью накопления износа. Он позволяет ответить на вопрос, сколько износа начислено за период (год) в процентах к первоначальной стоимости основных средств и оценить, достаточен ли такой темп накопления износа для предприятия.

Успех деятельности любого предприятия производственной сферы зависит от его обеспеченности средствами производства, т.е. основными средствами и материальными оборотными средствами, участвующими в производственном процессе.

Обеспеченность предприятия средствами производства – один из критериев его финансовой независимости, одно из условий бесперебойной работы.

Измеритель этой обеспеченности – коэффициент реальной стоимости имущества (он называется еще коэффициентом реальной стоимости основных и материальных оборотных средств в имуществе предприятия). Коэффициент определяет, какую долю в стоимости имущества составляют средства производства. Он рассчитывается делением суммарной величины основных средств (по остаточной стоимости), производственных запасов, незавершенного производства и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (по остаточной стоимости) на стоимость активов предприятия (валюту баланса). По существу, этот коэффициент определяет уровень производственного потенциала предприятия. Он очень важен, если данное предприятие предполагает установить договорные отношения с новыми партнерами – заказчиками. Коэффициент реальной стоимости имущества поможет предприятию создать представление об его производственном потенциале и целесообразности заключения договоров с ним с этой точки зрения.

На основе данных хозяйственной практики нормальным считается следующее ограничение показателя: Кр.ст..им. і 0,5.

В случае снижения значения показателя ниже критической границы целесообразно привлечение долгосрочных заемных средств для увеличения имущества производственного назначения, если финансовые результаты в – отчетном периоде не позволяют существенно пополнить источники собственных средств.

Причинами низкого уровня коэффициента могут быть: большая величина долгосрочных финансовых вложений или капитальных вложений, большая дебиторская задолженность.

Если в структуре имущества большую роль играет дебиторская задолженность, коэффициент реальной стоимости имущества целесообразно рассчитывать без учета этого фактора. Сказанное не означает, что ее вообще не надо учитывать в стоимости имущества. Какая-то сумма дебиторской задолженности всегда имеет место в самых нормальных условиях расчетов. Нужно исключить из расчета стоимости имущества прирост дебиторской задолженности. Ее величина принимается как постоянная в течение всего анализируемого периода. При этом не ставится задача определить, насколько нормальна сумма дебиторской задолженности. Она просто принимается в размере фактической. Коэффициент реальной стоимости имущества при таком методе расчета показывает, как изменялся бы его уровень, если бы на него не влияла дебиторская задолженность.

Обобщенная характеристика финансовой устойчивости пассивов предприятия может быть дана с помощью коэффициента автономии и коэффициента соотношения заемных и собственных средств.

Коэффициент автономии – это отношение общей суммы собственного капитала к итогу баланса предприятия. По нему судят, насколько предприятие независимо от заемного капитала. Чем больше у предприятия собственных средств, тем легче ему справиться с неурядицами, и это отлично понимают кредиторы предприятия и его управляющие. Вот почему последние стремятся к наращиванию из года в год абсолютной суммы собственного капитала предприятия. Такие возможности имеют, прежде всего, хорошо работающие предприятия. Для коэффициента автономии желательно, чтобы он превышал по своей величине 50 %. В этом случае его кредиторы чувствуют себя спокойно, сознавая, что весь заемный капитал может быть компенсирован собственностью предприятия.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств, как следует из названия, результат деления величины заемных средств на величину собственных.

Смысловое значение двух показателей (коэффициента автономии и коэффициента соотношения заемных и собственных средств) очень близко. Практически для оценки финансовой устойчивости можно пользоваться один из них (любым). Взаимосвязь коэффициентов Кз/с и КА:

1

Кз/с = ----- - 1

КА


Отсюда следует нормальное ограничение для коэффициента соотношения заемных и собственных средств: Кз/с Ј 1.

Более четко степень зависимости предприятия от заемных средств выражается в коэффициенте соотношения заемных и собственных средств. Он показывает, каких средств у предприятия больше – заемных или собственных. Чем больше коэффициент превышает единицу, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень зависимости определяется условиями работы каждого предприятия и, в первую очередь, скоростью оборота оборотных средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств – наиболее нестабильный из всех показателей финансовой устойчивости. Расчет его по состоянию на какую-то дату недостаточен для оценки финансовой зависимости предприятия. Надо дополнительно к расчету коэффициента определить скорость оборота материальных оборотных средств и дебиторской задолженности за анализируемый период. Если дебиторская задолженность оборачивается быстрее материальных оборотных средств, это означает достаточно высокую интенсивность поступления денежных средств на счета предприятия, т.е. в итоге увеличение собственных средств. Поэтому при высокой оборачиваемости материальных оборотных средств и еще высокой оборачиваемости дебиторской задолженности коэффициент соотношения заемных и собственных средств может значительно превышать единицу.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует каких-то единых нормативных критериев для рассматриваемых выше показателей финансовой устойчивости. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и т.д. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий.

Кроме общего коэффициента покрытия, платежеспособность может измеряться еще двумя показателями, как бы расшифровывающими этот коэффициент: коэффициент абсолютной ликвидности (отношение величины наиболее ликвидных активов первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия) и промежуточный коэффициент покрытия (отношение ликвидных средств первых двух групп к краткосрочным заемным средствам).

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное ограничение данного показателя следующее:


Кал і 0,2 ё 0,5


Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса.

Промежуточный коэффициент покрытия отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Оценка нижней границы данного коэффициента:


Кпк і 0,7 ё 0,8


Промежуточный коэффициент покрытия характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.

Коэффициент абсолютной ликвидности и промежуточный коэффициент покрытия имеют в нынешних условиях деятельности предприятия чисто аналитическое значение. Практически коэффициент абсолютной ликвидности у многих предприятий измеряется сотыми долями единицы из-за отсутствия денег на счетах. Промежуточный коэффициент покрытия формируется, поэтому главным образом в зависимости от сумм дебиторской задолженности.

Одним из показателей платежеспособности предприятия является коэффициент чистой выручки. В определенной мере он помогает оценивать перспективную платежеспособность. Коэффициент чистой выручки - это частное от деления начисленного за анализируемый период износа и чистой прибыли на выручку от реализации продукции. Смысл коэффициента состоит в том, что он измеряет долю свободных денежных средств в выручке от реализации. Если рассматривать выручку от реализации как сумму себестоимости и прибыли, то она состоит из следующих элементов: материальные затраты, средства на оплату труда, отчисления от средств на оплату труда в государственные фонды, износ, прочие затраты, прибыль. Из перечисленных элементов в составе выручки от реализации материальные затраты, средства на оплату труда, отчисления в государственные фонды и прочие затраты пойдут на неотложные платежи, связанные с воспроизводственным процессом. Часть прибыли на уплату налогов.

Оставшаяся после уплаты налогов чистая прибыль и начисленный износ останутся в денежной форме в обороте предприятия.

Суммарную величину чистой прибыли и начисленного износа принято называть чистой выручкой. Платежеспособность предприятия оценивается процентным отношением чистой выручки к выручке от реализации. Однако действующая система налогообложения прибыли не позволяет принимать всю чистую прибыль в качестве свободных денежных средств предприятия. Это связано с характером льгот, установленных по налогу на прибыль. Их можно разделить с точки зрения рассматриваемого здесь вопроса на две группы:

а) льготы, на основании которых уменьшается сумма налога на прибыль и увеличивается чистая прибыль в связи с особенностями предприятия или его деятельности (предприятия, численность работающих на которых не превышает определенного предела, вновь созданные предприятия, предприятия с определенной долей иностранного капитала и др.). Эти льготы имеют целью увеличение прибыли для развития таких предприятий;

б) льготы, которые предоставляются всем предприятиям при условии расходования чистой прибыли на определенные цели: направление средств на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения, капитальные вложения в природоохранные мероприятия, взносы на благотворительные цели и развитие образовательного процесса и др.

Льготы, перечисленные в группе «а», действительно ведут к увеличению чистой прибыли предприятия и свободных денежных средств. Льготы же, названные в группе «б», имеют такой характер, что увеличивают чистую прибыль, но не увеличивают свободные денежные средства. Как только предприятие перестанет использовать прибыль на цели, являющиеся основанием для льгот группы «б», налог на прибыль увеличится, а чистая прибыль уменьшится.

Поэтому в таких случаях задачи финансового анализа требуют введения еще одного понятия – чистая прибыль в свободном распоряжении. Это чистая прибыль за вычетом суммы, используемых по направлениям, соответствующим льготам группы «б».

Коэффициент чистой выручки будет сопоставимым, если в каждом из периодов, в которых он рассчитывается, определять его как отношение суммы начисленного износа и чистой прибыли в свободном распоряжении к выручке от реализации.


Список литературы


Любушин А.В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА, 1995.

Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1995.

Савицкая Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.

Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М.: «Приор», 1997.

Похожие работы:

  1. • Сущность и содержание анализа финансово ...
  2. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  3. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  4. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  5. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ...
  6. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  7. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  8. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  9. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  10. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  11. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  12. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  13. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  14. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО ...
  15. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  16. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  17. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  18. • Анализ показателей финансово-хозяйственной ...
  19. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  20. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com