Содержание
Введение
1. Сущность и назначение эмблем и логотипов
2. Проектирование логотипов
3. Требования к использованию логотипа
Заключение
Список литературы
Введение
Делопроизводство - отрасль деятельности человека по разработке и оформлению документов, организации их движения, учета и хранения.
Первоначально термин появился в устной речи (предположительно в XVII в.) и означал процесс решения (производства) дела: «дело производить» - решать вопрос. В ходе решения возникла необходимость закрепления результата, например, достигнутой договоренности. Для этого издревле и создавали документы, так как устное слово кратковременно, может быть забыто, искажено при передаче или не так понятно. Уже в XVI в. употребляется слово дело как собрание документов, относящихся к какому-либо делу, вопросу. Впервые в этом понятии слово «дело» зафиксировано в документах в 1584 г.
Современное делопроизводство включает:
Обеспечение своевременного и правильного создания документов;
Организацию работы с документами (получение, передача, обработка, учет, регистрация, контроль, хранение, систематизация, подготовка документов для сдачи в архив, уничтожение).
Параллельно с термином «делопроизводство» в последнее десятилетия используется термин документационное обеспечение управления (ДОУ). Его появление связано с внедрением в управление компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в компьютерных программах и литературе. В настоящее время термины «делопроизводство» и «документационное обеспечение управления» являются синонимами и применяются для обозначения одной и той же деятельности.
Документирование - это процесс создания и оформления документа. Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установленным правилам».
Организация работы с документами – это обеспечение движения документов в аппарате управления, их использования в справочных целях и хранения. Термин определяется государственным стандартом как «организация документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения».
Реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа.
Реквизитом 03 является эмблема организации или товарный знак. Эмблему организации (товарный знак или знак обслуживания) помещают на бланках в соответствии с уставом организации. Под эмблемой понимается геральдический знак — официальный символ органа государственной власти или государственного учреждения, который охраняется в установленном порядке патентным законодательством Российской Федерации. Поскольку товарные знаки и знаки обслуживания имеют отношение к рекламной, сбытовой, информационной деятельности организации, то они обычно не приводятся в бланках документов, составляемых кадровой службой.
1. Сущность и назначение эмблем и логотипов
Термин «логотип» появился в начале XIX века в типографике и был синонимом термина «лигатура», то есть обозначал объединение двух или трёх знаков типографского шрифта. Он возник после волны подъема производства, которая привела к росту объемов производимой продукции, росту экспорта и конкуренции. К середине XIX века логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново. Например, заголовок-название газеты. В XX веке логотипом стали называть стилизованное шрифтовое начертание названия или само название в таком начертании, или условный знак, обозначающий организацию или товар. Далее, мнения разделяются. Некоторые называют логотипом как шрифтовую, так и графическую часть торговой марки, остальные — только шрифтовую. Логотип - это оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа.
Типы логотипов:
Оригинальное графическое начертание названия.
Фирменный знак. Буквенное начертание
Фирменный блок — комбинация названия и знака.
Назначение:
Логотип — важнейший элемент корпоративного имиджа компании. Он служит, в первую очередь, для идентификации компании на рынке. Логотипы появились для того, чтобы отличать продукцию различных фирм в рамках одной отрасли. Зарегистрированная торговая марка защищает компанию от недобросовестной конкуренции и позволяет защитить ее права в суде. В восприятии потребителя наличие логотипа или торгового знака является гарантией качества товара.
Логотип и товарный знак выражают индивидуальность предприятия, которое его использует. Учитывая тот факт, что знак является главным звеном, организующим центром всего фирменного стиля, требования к нему особенно строги. От успешной разработки логотипа, товарного знака во многом зависит эффективность всего фирменного стиля в целом.
Логотип, товарный знак — своеобразная "визитная карточка" предприятия — выполняет в коммерческой деятельности последнего разнообразные и очень важные функции. Некоторые из них совпадают с функциями остальных констант, другие свойственны только знаку.
Наиболее важные из них:
Первая функция логотипа, товарного знака — отличительная. Иными словами, логотип, товарный знак позволяет отличать одно предприятие от другого, соотносить товар и его производителей. Тем самым логотип выполняет задачу защиты его владельца от недобросовестных конкурентов, поскольку является собственностью одного предприятия, и никто другой не может его использовать, не нарушив при этом закон.
Вторая функция логотипа, товарного знака — гарантийная. Это означает, что определенное качество продукции, отмеченной логотипом, гарантируется предприятием. В общественном восприятии изделия со знаком считаются выше по качеству, чем изделия, знака лишенные: никакое рассчитывающее на успех на рынке предприятие не станет ставить свой знак, логотип на изделии, не соответствующем общепринятым требованиям, на изделии низкого качества. Третья функция логотипа, товарного знака — эстетическая. Красивый, визуально привлекательный знак повышает эстетическую ценность товара, на котором он стоит. Эта функция прежде всего реализуется в товарах широкого потребления. В некоторых из них знак, логотип может стать полноправным и независимым элементом оформления самого изделия (например, частью раппорта ткани или декора модели одежды), в других случаях — элементом оформления различных упаковочных средств.
Четвертая функция логотипа, товарного знака — рекламная, она тесно переплетается с эстетической функцией фирменной марки. В ряде работ её определяют как создание образа фирмы, информационную или психологическую функцию и т.д. Однако анализ этих определений позволяет с уверенностью утверждать, что они выделяют отдельные аспекты все той же рекламной или трех других функций.
Так, создание образа предприятия — это часть задачи, выполняемой всем фирменным стилем в целом и направленной на повышение престижа, на рекламирование имени и принципов предприятия. Информационная функция предполагает, что знак, логотип, фирменный стиль указывают на страну, из которой поставлен товар, и на предприятие—изготовитель, а также помогает выбрать именно данное изделие из множества других и сигнализирует потребителю о его свойствах и достоинствах. Психологическая функция реализуется путем повышения доверия к маркированному товару, формирования положительного подсознательного отношения к нему, поскольку, как уже отмечалось, товарный знак в восприятии потребителя служит гарантией стабильного качества.
Таким образом, задачи логотипа, товарного знака в области рекламы многообразны и важны, и здесь они в основном совпадают с общими задачами и функциями фирменного стиля при лидирующей роли знака в ряду прочих констант.
Согласно ГОСТу эмблему организации (товарный знак или знак обслуживания) помещают на бланках в соответствии с уставом организации (положением об организации).
Разработчики стандарта в данном случае немного идеализировали отношение учредителей (собственников) организации к регламентации порядка использования эмблемы организации (товарного знака или знака обслуживания) в учредительных документах — обычно правила использования эмблемы организации определяются в инструкции по делопроизводству, а товарного знака или знака обслуживания — в документах, разрабатываемых службой маркетинга.
Согласно законодательству о геральдической символике под эмблемой понимается геральдический знак — официальный символ органа государственной власти или государственного учреждения, который охраняется в установленном порядке патентным законодательством Российской Федерации и вводится в обращение с целью пропаганды и информирования об органе государственной власти и его деятельности, об исторических, культурных, социально-экономических или иных традициях. Так на сегодняшний день свои эмблемы (геральдические знаки) имеют Министерство обороны РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральное агентство железнодорожного транспорта и другие федеральные органы исполнительной власти, а также иные органы и организации (например, Национальный антитеррористический комитет, Российское общество Красного Креста, др.).
Что следует понимать под эмблемой организации, законодательство не поясняет. Но почти в каждом федеральном законе, определяющем статус различных юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью акционерных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, др.), говорится, что юридическое лицо вправе иметь собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Отсюда можно сформулировать следующее определение: эмблема организации является средством визуальной индивидуализации, позволяющим отличить одну организацию от другой.
Обычно эмблема организации — это специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования юридического лица. Она может усложняться добавлением рисунка, графических элементов — как несущих смысловую нагрузку (соответствующих виду или роду деятельности организации), так и включенных без особой цели (для эстетики). В коммерческой организации, оказывающей услуги или выполняющей работы, эмблема, в состав которой входит графический элемент, имеющий смысловую нагрузку, смещается в сторону знака обслуживания.
Эмблема организации и товарный знак (знак обслуживания) могут существовать параллельно: эмблема — для индивидуализации организации, товарный знак (знак обслуживания) — для индивидуализации товара (работы или услуги).
Одна организация может иметь несколько товарных знаков (знаков обслуживания), предназначенных в соответствии со статьей I Закона РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (после 01.01.2008 — в соответствии со статьей 1477 Гражданского кодекса РФ) для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Если организация имеет эмблему и товарный знак, то на официальных бланках документов, как правило, приводится только эмблема. Если же готовятся документы рекламного характера (информационные письма, приглашения, пр.), то чаще всего изображается товарный знак (знак обслуживания). В том случае, когда эмблема организации и товарный знак объединены в единую композицию, на бланке документа приводится этот «фирменный» блок.
Поскольку товарные знаки и знаки обслуживания имеют отношение к рекламной, сбытовой, информационной деятельности организации, то они обычно не приводятся в бланках документов, составляемых кадровой службой.
В документах, связанных с учетом трудовых ресурсов и предназначенных для внешних пользователей — сторонних организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетных фондов, др. (например, в справках с места работы (о работе, о заработной плате, пр.), характеристиках, рекомендациях и т.д.), — обычно проставляется эмблема организации.
2. Проектирование логотипов
Структур логотипов всего три. О них я и хочу рассказать. Итак:
- Шрифтовой логотип;
- Графический символ;
- Комбинация текста и символа.
Шрифтовой логотип. Возможно использование и авторское изменение уже существующих шрифтов или же применение оригинальных, спроектированных специально для выполнения этого задания шрифтов. При этом шрифт может быть изменён настолько, что само написание названия фирмы может стать знаком. Одним из методов проектирования по этой схеме может быть изменение одной или нескольких литер слова путём деформации, придания литере (нескольким, части литеры) формы абстрактного знака, или стилизованного изображения какого-либо предмета, животного, растения и т.д.
Шрифтовой логотип является одним из самых удобных для полиграфических работ. Вне зависимости от выбора цветовой гаммы логотипа основная идея шрифтового логотипа не изменится. Такой логотип легко можно использовать для визитных карточек или фирменных бланков, его можно без труда нанести на твердые поверхности.
Графический символ. При использовании для проектирования логотипа знаков и символов главная задача, которая стоит перед дизайнером — добиться оригинальности, уникальности и запоминаемости графического знака. Тут уж всё зависит от фантазии и чувства меры, которое необходимо для того, что бы не «перегрузить» логотип. При этом возможно использование как простых геометрических, так и сложных абстрактных фигур, силуэтов животных, растений, предметов, машин и т.д.
Обязательно нужно помнить о том, что большое количество цветов в логотипе существенно усложнит его нанесение на любые поверхности. Если печать будет монохромной, то некоторые детали логотипа попросту могут потеряться, а из деталей зачастую и складывается общее мнение о логотипе.
Комбинация текста и символа. При проектировании логотипа с использованием текста в комбинации с графическим символом (изображением) очень желательным является то, чтобы была возможность использовать текстовую и графическую части как вместе, так и самостоятельно каждую из частей.
Желательно при проектировании протестировать логотип в нескольких цветовых схемах. Если в логотипе используется два или больше цветов, то обязательно нужно посмотреть на него в монохромном варианте.
3. Требования к использованию логотипа
Учитывая большое значение логотипа, товарного знака, его многофункциональность, при разработке к нему предъявляется целый ряд достаточно жестких требований. Поскольку учет слишком большого количества факторов затрудняет работу дизайнера, на первом этапе следует руководствоваться тремя основными принципами, которые должны соблюдаться неукоснительно. Если какое-либо из этих требований не выполняется, знак обречен на неудачу. Если логотип, товарный знак и фирменный стиль им соответствует, все прочие возможные недостатки можно будет исправить в ходе окончательной доводки.
Эти требования таковы:
- простота;
- запоминаемость;
- индивидуальность;
- привлекательный внешний вид.
Они настолько важны, что следует рассмотреть их подробно:
Простота логотипа, товарного знака предполагает отсутствие в нем большого количества переплетающихся, сложных линий, мелких подробных деталей и т.п. Она облегчает восприятие и запоминание знака, а в дальнейшем и возможность выделить его в ряду других марок.
Индивидуальность логотипа, товарного знака необходима постольку, поскольку он должен помогать отличать одну фирму от другой. В настоящее время эта задача является очень трудной, так как существует великое множество логотипов, товарных знаков, и, казалось бы, в рамках столь малой графической формы трудно придумать что-либо новое. Тем не менее, удачи в данной области подтверждают разрешимость задачи в том случае, если она выполняется высококвалифицированными профессионалами.
Когда говорят о привлекательном внешнем виде логотипа, товарного знака, то имеют в виду не только чисто графические качества, хотя это, конечно, крайне важно. Имеет значение и то, чтобы логотип, товарный знак своим видом не вызывал никаких отрицательных эмоций в странах с разными традициями, религией и т.д. Кроме того, в это понятие входит способность логотипа, товарного знака использоваться в разных модификациях и контекстах без ухудшения его эстетических качеств.
Заключение
Логотип — центральный элемент фирменного стиля компании, фундамент, на основе которого возводятся нерушимые стены бастиона узнаваемости и башен доверия. Любая основа обязана прочно сохранять свою монолитность в течение долгих лет, выдерживать нагрузки и не бояться перемен. Так должно быть и с логотипом. Идеальный логотип не стареет, он на все времена.
Любой логотип имеет серьезную силу. Сила логотипа заключается в её двусторонности. Удачный, привлекательный, лаконичный логотип, как лицо известного киноактера, который играет положительный персонаж в фильмах, его знают все, ему доверяют, он вне конкуренции. На противоположной стороне логотип невзрачный, не вызывающий никаких эмоций, и если запоминается, то только своей скверностью. И на подсознательном уровне накладывается негативное впечатление не только о продукции или услугах этой компании, но и о людях, которые в ней работают. С неудачным логотипом никакая рекламная акция не принесет прибыли.
Список литературы
Кузнецова Т.В. Документы и делопроизводство: Справочное пособие М.: Дело ЛТД. 2001.
Овчинникова Н.В. Правила составления и оформления служебных документов. М.: Дело ЛТД. 2001.
Щур - Труханович Л.В. Стандарты оформления кадровых документов. – М.: Изд- во «Финпресс», 2007. (Выпуск 5)