История развития экономики Украины в 90-х годах
Глобализация международных экономических связей и усиление транснационального характера мировой экономики объективно требуют постоянно согласовывать действующие институциональные и хозяйственные структуры с императивами и динамикой торгово-экономических отношений. В современных условиях модели макроэкономического регулирования внешнеэкономических связей на национальном и наднациональном уровнях привлекают особое внимание экономистов, аналитиков, управленцев, политиков. Анализ современного международного опыта и практики управления внешнеэкономической деятельностью освещает особенности их использования в условиях нынешних рыночных преобразований в Украине. Развитие рынка и вхождение Украины в международное экономическое сообщество дают возможность любому субъекту хозяйствования принимать участие в международных торговых отношениях. Однако отсутствие практической подготовки у национальных производителей в значительной степени тормозит процесс рыночных трансформаций и использование существующего экономического потенциала страны. Система проектного финансирования является международно признанным условием совместных коммерческих начинаний в рамках плодотворного сотрудничества с иностранными инвесторами.
Рассматривая интеграцию Украины в мировое хозяйство в контексте развития мировой экономики, можно выделить следующие элементы, характеризующие состояние взаимодействия Украины и мировой экономики: структуру национальной валютной системы, географическую и продуктовую структуру внешней торговли, количество иностранных инвестиций в национальную экономику, участие в международных миграционных процессах.
Таким образом, состояние интегрированности республики Украины в мировую экономику на 1991 г. определялось следующими параметрами:
национальная валюта — рубль СССР, неконвертируемая валюта;
курс фиксированный;
валютная биржа отсутствовала;
—собственные валютные резервы отсутствовали;
—внешняя торговля жестко контролировалась посредством лицензирования и квотирования;
отсутствовали иностранные инвестиции в национальную экономику;
Национальный банк Украины был сформирован только в 1992 г.;
—география и структура экспорта и импорта определялись интеграционными позициями СССР. Основная доля во внешней торговле приходилась на страны соцлагеря и центрально-плановой ориентации;
миграционные процессы существовали только в пределах республик СССР.
В 1997 г. сложилась следующая ситуация:
была введена национальная валюта Украины — гривня;
валютный курс плавающий в пределах валютного коридора;
функционирует в ежедневном режиме Украинская межбанковская валютная биржа
образовались валютные резервы
Украина стала членом МВФ;
внешняя торговля стала либеральной
июне 1997 г. Украина стала 138 государством, принявшим на себя обязательства выполнения статьи 8 устава МВФ. Это означает, что гривня Украины стала конвертируемой валютой по текущим операциям.
Внешняя торговля Украины
На 1 января 1997 г. Украина торговала уже с 183 странами мира. Наибольший объем экспорта приходился на Российскую Федерацию — 38,7 % от общего объема экспорта. Общий объем внешней торговли в 1996 г. составил 32365,2 млн. дол., в том числе экспорт — 14061,7 млн. дол.; импорт — 18203,5 млн. дол. Дефицит торгового баланса равнялся 4141,8 млн. дол.
Общий объем внешней торговли услугами за 1996 г. составил 5534,18 млн. дол., в том числе экспорт — 4745,6 млн. дол., импорт — 787,54 млн. дол.
В структуре внешней торговли выделяются: продукция животноводства, составляющая 4,2 % экспорта; продукты растительного происхождения — 6,2 %; продукция пищевой промышленности — 9,1 %; химической промышленности — 11,7 %; металлургического комплекса — 32,3 %; изделия транспорта — воздушного, железнодорожного и др.— 4,5 % .
С 1996 г. в Украине был приостановлен процесс либерализации торговли и осуществлен ряд мер протекционистского характера. В частности, были повышены ставки импортной пошлины, расширен перечень товаров, подлежавших обложению импортной пошлиной, введен нетарифный протекционизм (количественные ограничения, процедуры сертификации и стандартизации). Все это обусловило сокращение объемов импорта и экспорта (см. табл. 1). Экономический и финансовый кризис в Российской Федерации (1998) значительно усилил данный процесс
Таблица 1. Внешняя торговля Украины в 1996 -1999 гг. * (млн. дол.)
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
14400,8 | 14231,9 | 12637,4 | 11581,6 | |
17603,4 | 17128,0 | 14675,6 | 11846,1 | |
Дефицит | - 3202,6 | -2896,1 | -2038,2 | -264,5 |
Структура внешней торговли конкретно отражает сырьевой, факторный потенциал Украины.
Украина и международное движение капитала
В течение всего периода существования независимой Украины, начиная с 1990 г., наблюдается экономическое явление, именуемое «отток капитала за границу», которое характерно для любой неустойчивой экономики. Так как «отток капитала за границу» — это процесс, свойственный скорее теневому сектору экономики и не учитываемый в платежном балансе как прямые зарубежные инвестиции резидентов Украины, то на сегодняшний день об официальном экспорте капитала из Украины говорить трудно.
Украинская экономика, главным образом, является объектом инвестирования. Причем Украина в роли реципиента международного капитала была в 90-х годах далеко не в лидерах. По данным ЮНКТАД, в 1995 г. общемировой объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вырос по сравнению с 1994 г. на 40 % и составил 315 млрд. дол. 65 % из них пришлись на «Азиатских тигров». На долю 100 стран, замыкающих таблицу реципиентов капитала, в том числе России и Украины, приходится всего 1% ПИИ.
Однако следует отметить рост объемов инвестиций в национальное хозяйство Украины. На 1 января 1996 г. их объем был менее 1 млрд. дол., на 1 января 1997 г. в Украине присутствовало 1,4 млрд. дол. прямых иностранных инвестиций. Более всего прямых иностранных инвестиций в экономике Украины приходится на США — 217,4 млн. дол. (17,8 % от всего объема ПИИ); на Германию— 176,6 млн. дол. (14,4 %); Россию — 115,1 млн. дол. (9,4 %); Нидерланды — 82,7 млн. дол. (6,8 %); Великобританию — 82,0 млн. дол. (6,7 %); Кипр — 66,5 млн. дол. (5,4 %)7. ЙС,
Украина и международная миграция
Для регулирования процесса взаимоотношений Украины с мировой экономикой в области миграции населения создан Государственный комитет по делам национальных миграций (ГКНМ). Кроме того, управление по делам верховного комиссара ООН по делам беженцев открыло свой офис в столице Украины — Киеве.
В общем, границы Украины в течение года в обоих направлениях пересекают более 100 млн. чел.
На основании «изложенного можно сделать вывод, что Украина как страна, возникшая в результате процессов регионализации и глобализации, процесса развития мировой экономики, является достаточно интегрированной в мировое хозяйство и процесс интеграции определяется процессами формирования новой структуры экономики. Открытым остается вопрос прогноза приоритетов интегрирования Украины мировое хозяйство. Основываясь на прогнозе структуры платежной системы на период до 2015 г. можно уверенно сказать только об одном: реальное будущее интегрирования Украины в мировое хозяйство будет связано с участием в региональном экономическом союзе и региональной платежной системе.
Интеграционные приоритеты проявятся в результате реализации внешнеэкономической стратегии, основанной на сохранении имеющихся и создании дефицит факторов производства и реализации национальных конкурентных преимуществ.
Направление интеграционных процессов и реализация национальных конкурентных преимуществ Украины в 1990-х гг.
На 1991 г., по оценкам экспертов бывшего СССР, Украина имела значительный ресурсный потенциал: 15 % мировой добычи железной руды, 10 % мировых объемов выплавки чугуна и стали, 9%мировой добычи угля, 12 % мирового производства сахара, 2,5%мирового производства электроэнергии, третью позицию в мире производству кокса и проката.
Дойчебанк по 12 параметрам оценил экономическое развитие всех бывших республик СССР. Украина имела наилучшие показатели для последующего развития интеграции.
С другой стороны, к началу 1997 г., согласно рейтингу экономического журнала «Еvгоtоnеу», Украина занимала 135 место из 178 стран. Согласно рейтингу журнала «Сеntга1 Еuгореаn Есоnоmic» на этот же период в числе 26 бывших социалистических стран и республик СССР Украина занимала 18 место. По оценкам специалистов Института мировой экономики и международных экономических отношений НАНУ, Украина воспринимается как страна наибольшего экономического рывка среди европейских постсоциалистических стран.
Налицо две полярные ситуации, которые показывают, что комплексная экономическая политика Украины имеет недостатки.
Необходимо оценить ситуацию с позиции анализа национальных конкурентных преимуществ и стратегию их реализации во внешней и внутренней экономической политике.
Прежде всего, представляют интерес параметры факторов, которыми обладало национальное хозяйство Украины в 90-х гг. На момент распада СССР в 1991 г. нацинальное хозяйство Украины имело следующие природные и созданные ресурсы:
Значительные запасы природных ресурсов и их выгодное географически размещение (это — уголь, железная, марганцевая, урановая и другая руда, сер ртуть, титан и т. д.);
высокий уровень плодородности и большое количество сельскохозяйственных земель (25 % мировых запасов чернозема);
высокую квалификацию трудовых ресурсов;
качественную систему среднего и высшего образования;
— высокую концентрацию научно-технических знаний и навыков (исследовательских институтов, центров и т. д.);
—значительные масштабы основных производственных фондов
—соответствующую инфраструктуру транспорте и связи;
—выгодное географическое размещение; наличие выхода к Черному морю, прохождение торговых транспортных путей между Россией и странами ЕС.
Основной экспортный промышленный потенциал Украины имеет значительную структуру поддерживающих отраслей.
Параметры спроса внутри национального хозяйства Украины довольно низки вследствие стагнации производства и слабого развития кредитно-денежной систем и других институтов, обеспечивающих функционирование национальной экономику. Конкурентные стратегии на международных рынках у национальных предприятий отсутствуют вследствие недостатке опыта участия в международных экономических отношениях у большинства руководителей и отсутствия системы подготовки соответствующих специалистов.
Сочетание слабого развития сектора малого и среднего бизнеса и доминирования политики государственного регулирования экономики привело к отсутствию во внутренней и внешней экономической политике стратегической направленности на формирование и реализацию национальных конкурентных преимуществ.
Ресурсный потенциал Украины определил конкурентоспособные отрасли, на которые приходится свыше 60 % экспорта Украины. Эта цифра означает, что экономика Украины имеет значительный потенциал для экономического роста за счет конкурентоспособности сырьевых отраслей и машиностроения.
Анализируя продуктовую и географическую структуру экспорта, можно сделать вывод, что основными рынками являются:
для продукции сырьевых конкурентоспособных отраслей Украины — страны СНГ и Восточной Европы;
для продукции машиностроительных отраслей — регионы, где отсутствуют факторы производства, имеющиеся в избытке в Украине (научно-технический потенциал, квалификация труда и т. д.). Это — африканский, южноамериканский и ближневосточный регионы. Здесь в качестве потребителей сложной технической продукции важно выделить страны, стоящие на индустриальном пути развития,— страны НИС. Ориентация машиностроительного экспорта на страны НИС, нефтедобывающие страны арабского и африканского регионов основывается на их платежеспособном спросе.
Экономическая политике, направленная на интегрирование национальной экономики в мировое хозяйство, должна быть основана на создании дефицитных факторов производства при поддержке имеющихся, то есть на целенаправленной реализации национальных конкурентных преимуществ.
Таким образом, внешняя экономическая политика, направленная на реализацию национальных конкурентных преимуществ, должна быть ориентирована на развитие внешнего спроса на продукцию конкурентоспособных национальных отраслей.
Если развитие экономических отношений со странами НИС достаточно ясно, то экономические связи со странами СНГ и Восточной Европы (бывшего социалистического лагеря) имеют одну, но глобальную проблему: отсутствие платежеспособного спроса. А ведь на страны СНГ и Восточной Европы приходится основная доля экспорта Украины — только на Российскую Федерацию — до 40 %.
Такая ориентация внешней торговли значительно уменьшает конкурентные преимущества национальной экономики Украины и ухудшает ее общую интеграционную позицию, что и происходит в настоящий момент. Поэтому очень актуальна задача обеспечения платежеспособности внешнего спроса стран СНГ и Восточной Европы. Эта задача может быть решена посредством инициативы со стороны Украины — путем создания платежного союза со странами СНГ на многосторонней основе с формированием наднационального, регионального банка клиринговых расчетов, который будет иметь резервы в валютах стран — участниц платежного союза, а также в USD, DM, ECU.
Цель и смысл регионального платежного союза — кредитование дефицитов платежных балансов стран-участниц и повышение конкурентоспособности на мировых рынках региона в целом, а также каждой отдельной страны в частности. В конечном итоге реализация такой внешнеэкономической политики приведет к ослаблению зависимости региональных и национальных экономик стран СНГ от позиции МВФ и его разрушающей национальную экономику политики. Такая активная внешнеэкономическая политика Украины направлена на усиление конкурентоспособности национальной экономики путем повышения платежеспособного внешнего спроса на национальные товары и услуги. Анализа факторного потенциала Украины показывает, что наряду с избыточными 1 факторами имеют место дефицитные. Это — национальный капитал и национальные предпринимательские способности, которые выражаются в формировании сектора малого и среднего бизнеса в национальной экономике и создании дополнительных рабочих мест для высвобождающихся трудовых ресурсов из стагнирующих, сокращающихся секторов национальной экономики. Эта проблема актуальна настолько, насколько государство не способно решить проблему занятости ввиду отсутствия бюджетных средств.
Согласно модели экономического роста Солоу, Украину можно отнести к категории стран с капиталовооруженностью ниже «золотого правила». И на конец 90-х годов выбытие капитала превышало инвестиции.
Для формирования базы экономического роста национальной экономики необходимо достижение обратной ситуации посредством реализации соответствующей национальной экономической политики. Приоритеты внутренней экономической политики еще ждут своего анализа. Но нужно выделить одно очень важное обстоятельство. Исполнение требований МВФ путем проведения жесткой монетарной политики загоняет национальную экономику в состояние стагнации. Чрезмерное воздействие «На денежное обращение национальной экономики и слаборазвитый рынок банковских услуг не только создает кризис платежей, уменьшение ВВП, но и реально ухудшает национальные конкурентные преимущества, так как серьезно осложняются условия функционирования предприятий внутри национальной экономики и, соответственно, сокращаются их возможности конкурировать на международных рынках.
С другой стороны, реализацию превышения инвестиций над выбытием капитала в экономике Украины может дать только частный иностранный капитал, как это было в Европе после второй мировой войны. В настоящее время в экономике Украины присутствует капитал многонациональных корпораций:«Кока-кола»; «Kamel Peynolds Tobacco CO», «Philip Morris Products INS» и др., но это далеко не необходимый объем инвестиционного капитала. Проблема текущего замещения дефицитного, выбывающего национального капитала частным иностранным — это проблема экономической безопасности последнего.
Таким образом, если говорить об аспектах комплексной экономической политики и интегрирования Украины в мировое хозяйство уже в настоящее время, то четко выделяются три глобальные экономические задачи:
— реализация внутренней политики, направленной на создание благоприятных условий для функционирования предприятий внутри национальной экономики посредством смягчения регулирования денежного обращения, либерализации сферы банковских услуг, реструктуризации налогообложения, стимулирования доходов и сбережений граждан и корпораций Украины;
— реализация политики повышения внешнего спроса на продукцию конкурентоспособных отраслей;
— обеспечение экономической безопасности иностранного частного инвестиционного капитала путем создания экономических условий для его функционирования национальной экономики и в виде стратегического партнерства с НАТО, хотя и на временной основе — на период интегрирования Украины в мировое хозяйство, ориентировочно до 2015 г. Необходимость такого шага очевидна.
При этом отчетливо определяется тенденция формирования регионального экономического союза со странами СНГ и Восточной Европы посредством реализации Проектов региональных платежных союзов.
Заключение
Образование самостоятельной экономической системы Украины в настоящее время — это результат глобальных структурных изменений в системе «мировая экономика» или элемент процесса формирования новой структуры мировой экономики, соответствующего третьему периоду времени на модели процесса интегрирования Украины в мировое хозяйство, которая определялась как развитием национальной экономики, так и развитием мирового хозяйства. Опираясь на прогноз структуры мировой платежной системы, можно уверенно сказать, что будущее место Украины определится ее участием в региональном платежном и соответствующем экономическом союзе. Это может быть экономический союз со странами СНГ, странами евросоюза. Направление интеграции сформируется экономической политикой реализации национальных конкурентных преимуществ в настоящее время, которое берет свое начало из политики 90-х.
Литература
1. Эволюционное развитие мировой экономики//Экономика Украины №1, 2001. – 56с
2. Проблемы управления внешнеэкономической деятельностью Укоаины// Экономика Украины №2, 1999. – 34с.
3. Минстат Украины «Торговый дефицит- 96»//Финансовая Украина от 1.07.1997
4. Послання Президенту України за 2003р. //Урядовий кур’єр №3. 2004