Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Цены и капитал

Содержание


1. Цены и капитал

1.1. Капитал как фактор производства

1.2. Формы капитала

1.3. Рынок физического капитала

1.3. Равновесие на рынке капитала

2. Задачи.

Задача №1.

Задача №2

Задача №3

Список используемой литературы

1. Цены и капитал


1.1. Капитал как фактор производства


В истории экономической мысли имелось много различных взглядов и мнений на природу сущности капитала.

Капитал – этo средства производства. Исторически родоначальниками такой трактовки выступили классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо. У А. Смита капитал – накопленный и овеществленный труд, у Д. Рикардо – средства производства, у физиократов Франции капитал – это земля.

Капитал – этo деньги. С. Фишер, Д. Бегг, Р. Дорнбуш, Б. Минц, М. Шварц, Дж. Робинсон и другие утверждают, что капитал есть «сумма денег» и «ценные бумаги», а также «финансы», или «финансовый капитал».

Капитал – эта знания, навыки человека, его энергия, используемые в производстве товаров и услуг. «Человеческий капитал» рассматривается как источник доходов. Затраты на образование человека являются инвестициями в «человеческий капитал», которые определяют величину будущего дохода. Сюда относятся также затраты на поддержание здоровья, повышение квалификации и т.д. Такой точки зрения придерживаются Дж. Беккер, Ф. Махлуп и другие.

По мнению Маркса, капитал – сложное понятие. Внешне он выступает н конкретных формах – в средствах производства (постоянный капитал), и деньгах (денежный капитал), в людях (переменный капитал), в товарах (товарный капитал). Но материальные носители, перечисленные выше, являются капиталом не сами по себе, а представляют собой особое производственное отношение. Поэтому у капитала несколько определений:

1) «капитал – это самовозрастающая стоимость, создаваемая наемным рабочим»;

2) «капитал есть движение, процесс кругооборота, проходящий различные стадии, процесс, который в свою очередь заключает в себе три различные формы кругооборота». Это смена форм стоимости: денежной формы на товарную, затем – на производственную, снова на товарную и опять на денежную. «Деньги, описывающие в своем движении этот последний цикл, превращаются в капитал, становятся капиталом и уже по своему назначению представляют собой капитал»;

3) «капитал – это не вещь, а определенное общественное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер».

Из сравнения этих концепций видно, что наиболее полно сущность капитала как движения, приобретающего различные формы, в том числе форму общественных отношений людей, мы находим только у Маркса. На сегодняшний день оно самое объемное по своему содержанию и наиболее полное. Движению капитала и его особенностям в современный период и посвящена данная работа.

Капитал представляет собой ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Создание допол­нительного объема благ в будущем периоде времени предполагает затраты ресурсов в настоящем периоде. В связи с этим возникает проблема соизмерения благ, потребляемых в настоящем и будущем периодах.

Капитал как категория выражает, прежде всего, определенную сумму материальных, денежных и интеллектуальных средств, позволяющих своему владельцу вести предпринимательскую деятельность. Вместе с тем капитал неотделим от тех общественных отношений, в рамках которых осуществляется эта деятельность, и, более того, он является стержнем рыночной системы. Поэтому Маркс называл капитал отношением между различными слоями общества.

Распространены и более узкие определения. Согласно бухгалтерскому определению капиталом называются все активы (средства) фирмы. По экономическому определению капитал разделяется на реальный, т. е. в форме средств производства, и денежный, т. е. в денежной форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т. е. капитал в форме товаров.

Теории капитала и прибыли имеют длительную историю. Они формируют главный или один из главных стержней большинства экономических теорий. А. Смит характеризовал капитал лишь как накопленный запас вещей или денег. Д. Рикардо трактовал капитал как средства производства. Палка и камень в руках первобытного человека представлялись ему таким же элементом капитала, как машины и фабрики.

В отличие от своих предшественников К. Маркс подошел к капиталу как к категории социального характера. Он утверждал, что капитал – это самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную стоимость. К. Маркс доказывал, что капитал – это не деньги. Деньги становятся капиталом только тогда, когда на них приобретаются средства производства и рабочая сила, причем создателем прироста стоимости (прибавочной стоимости) он считал только труд наемных рабочих. Что касается прибыли, то, по Марксу, это превращенная форма прибавочной стоимости, рассматриваемая как порождение всего авансированного капитала.

А. Смит утверждал, что труд является единственным создателем стоимости только в простом товарном производстве, а с развитием товарно-денежных отношений процесс создания стоимости усложняется, втягивая в себя действие и других факторов. Такую позицию впоследствии занимали многие теоретики, среди которых следует выделить французского экономиста Ж.-Б. Сэя (1767 – 1832). Он выдвинул тезис о том, что стоимость есть результат соединения и взаимодействия трех факторов производства: капитала, земли и труда. В настоящее время наблюдается стремление учитывать и другие факторы, участвующие в создании стоимости: науку, предпринимательскую способность.

В числе трактовок капитала и прибыли следует упомянуть так называемую теорию воздержания. Одним из ее основателей был английский экономист Н. У. Сениор (1790 – 1864). Труд рассматривался им как «жертва» рабочего, теряющего свой досуг и покой, а капитал – как «жертва» капиталиста, который воздерживается от того, чтобы всю свою собственность использовать на личное потребление и значительную ее часть превращает в факторы производства.

На этой базе был выдвинут постулат о том, что блага настоящего обладают большей ценностью, чем блага будущего. И, следовательно, тот, кто вкладывает свои средства в хозяйственную деятельность, лишает себя возможности реализовать часть своего богатства сегодня, жертвует своими сегодняшними интересами ради будущего. Такая жертвенность заслуживает вознаграждения в виде прибыли. Теорию воздержания поддерживают представители многих направлений экономической науки.

В настоящее время довольно распространенной является так называемая теория риска. В ее основе лежит положение о том, что для хозяйственной деятельности нужны определенные средства, которые могут принести доход, а могут быть безвозвратно потеряны. Наемный работник рискует только потерей работы, а владелец капитала рискует его потерять. П. Самуэльсои утверждает, что «те лица, которые взваливают риск на свои плечи, должны получать за это в сумме положительную величину премии за риск, или прибыли». Таким образом, прибыль рассматривается как естественная награда за риск, который испытал владелец капитала.

Главный источник и дохода, и прибыли, по мнению большинства авторов, – капитал. Они же отмечают и тот факт, что рост капитала зависит от инвестированных средств, от инвестирования прибыли. Следовательно, между прибылью и капиталом существует прямая и обратная взаимозависимость. Нельзя понять прибыль, не раскрыв сущность капитала, и наоборот, капитал не будет изучен досконально без анализа прибыли и ее роли в движении капитала.

1.2. Формы капитала


Капитал как средства производства делится на средства и предметы труда, т. е. на основной и оборотный капитал, или, по российской терминологии, на основные фонды и оборотные производственные фонды (материальные оборотные средства). К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года.

Если к оборотным производственным фондам (материальным оборотным средствам) добавить нереализованную готовую продукцию, средства в расчетах (с поставщиками и покупателями), денежные средства в кассе предприятия и расходы на заработную плату, то получим оборотный капитал (оборотные средства) по бухгалтерскому определению.

Капитал в своем движении (рассмотрим далее) принимает три главные функциональные формы: денежную, производительную и товарную. Денежный капитал – первая форма капитала. Деньги становятся капиталом не сами по себе, а постольку, поскольку создают возможность приобретения тех товаров, которые могут выступить в качестве простых моментов процесса труда. Капиталист должен проявить дальновидность и предприимчивость, он должен закупить столько средств производства, сколько нужно, чтобы обеспечить нормальное функционирование рабочей силы в течение необходимого и прибавочного рабочего времени. Иными словами, функция денежного капитала состоит в обеспечении условий соединения рабочей силы со средствами производства. Непосредственное соединение рабочей силы со средствами производства осуществляется в процессе производства. Функция производительного капитала заключается не просто в производстве товара – вещи, обладающей полезностью и стоимостью, но в производстве прибавочной стоимости, в обеспечении самовозрастания капитала, его расширенного воспроизводства. Товарный капитал реализует (или превращает в денежную форму) возросшую (или уменьшившуюся) в процессе производства капитальную стоимость. В реализации капитальной стоимости состоит функция товарного капитала.

Каждая из трех форм капитала выполняет в процессе движения капитала особую функцию, – вот почему их называют функциональными формами капитала.

Кроме того, владелец капитала авансирует свои деньги на покупку товара «рабочая сила», но прежде авансирует (расходует) свои деньги на покупку средств производства (сельхозтехники, продуктивного скота, семян в аграрной сфере, орудий труда и материалов в промышленности и т.д.), т.е. его деньги авансируются в форме переменного и постоянного капитала. Переменным называется часть авансированного капитала, израсходованного на покупку трудоспособности, постоянным – часть, израсходованная на покупку орудий и предметов труда.


1.3. Рынок физического капитала


Физический капитал — это производственный фактор длительного пользования (основной ка­питал), он участвует в производстве на протяжении многих лет. Поэтому для характеристики рынка капитала важно учитывать фактор времени. Чтобы решить, выгодны ли капиталовложе­ния, фирмы сравнивают стоимость единицы капитала в настоя­щий момент с будущей прибылью, обеспеченной этой единицей вложений.

Процедура, позволяющая вычислить сегодняшнее зна­чение любой суммы, которая может быть получена в будущем, называется дисконтированием. А текущая стоимость будущих доходов — дисконтированной стоимостью. Если дисконтиро­ванная стоимость ожидаемых в будущем доходов от капиталов­ложений больше, чем издержки на капиталовложения, то есть смысл делать инвестиции.

Следовательно, дисконтированная сто­имость необходима фирмам для принятия решений о капита­ловложениях, а значит, и обращении, к рынку физического ка­питала.

Структура рынка физического капитала отличается высокой неоднородностью и крайним разнообразием качества объектов об­мена. Одним из существенных сегментов рынка физического ка­питала является рынок подержанного оборудования. Особенность этого сегмента рынка физического капитала состоит в том, что именно на нем определяется норма износа — важнейшая харак­теристика функционирования физического капитала.

Другим сегментом является рынок высокоспецифичного обо­рудования, изготовляемого по индивидуальным заказам. На этом рынке чаще всего представлена двухсторонняя монополия, где ис­ход торга зависит от относительной силы сторон (нет равновесной цены и равновесного количества).

Спрос на товары производственного назначения и их цена оп­ределяют размер капиталовложений. Но деньги для капиталовло­жений черпаются на денежном рынке. Хотя денежный капитал не является ресурсом* но на деньги можно приобрести факторы про­изводства и начать или расширять производство. Поэтому физи­ческий капитал тесно связан с денежным капиталом, а рынок фи­зического капитала — с рынком денежного капитала. С помощью денежного рынка осуществляются тесные взаимосвязи между все­ми рынками ресурсов.

Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал, или производственные фонды. Последние можно назвать капитальными благами (жилые здания, производственные сооружения, машины, оборудование, товарно-материальные запасы.)

Капитал в широком смысле можно определить как ценность, принося­щую поток дохода. С этой точки зрения, капиталом можно назвать и про­изводственные фонды предприятия, и землю, и ценные бумаги, и депозит в коммерческом банке, и «человеческий капитал» (накопленные професси­ональные знания) и т. п. Все перечисленные блага приносят поток доходов в различных формах: в виде арендной платы, выплат процентов по депози­там, дивидендов по ценным бумагам, земельной ренты и т. д. Не случайно, что в современных западных учебниках по экономической теории не все­гда можно увидеть отдельную главу, посвященную капиталу. Нередко ана­лиз капитала объединяется с исследованием такого фактора производства, как земля, а также «человеческим капиталом».

При исследовании рынка капитала важно провести различие между ка­тегориями запаса и потока. Капитал как запас - это накопленные блага про­изводственного назначения на определенный момент времени. Инвестиции же представляют собой поток, благодаря которому происходит приумно­жение существующего запаса капитальных благ (производственного обору­дования, станков, машин и т. п.) за определенный отрезок времени. Инвес­тиции, которые мы будем исследовать на рынке факторов производства, подразумевают капиталовложения, которые увеличивают запас физическо­го капитала. Инвестиции, в соответствии с важнейшими разновидностями физического капитала, можно подразделить на инвестиции а) в жилые зда­ния; б) в машины и оборудование; в) в товарно-материальные запасы. В этом смысле не следует смешивать указанные капиталовложения с инвес­тициями как категорией финансового рынка, где покупаются и продаются такие финансовые активы, как акции, облигации и др.

Итак, напомним, что в самом определении капитала в широком смысле присутствует упоминание о потоке доходов. Что это за доходы - нам пред­стоит выяснить, обратившись к исследованию структуры рынка капитала.

Так же, как и при исследовании рынка труда, необходимо различать капитал и услуги капитала. И вновь мы можем применить категории запаса и потока. Капитал представлен как запас, а его услуги - как поток. Например, ценность станка выступает как капитальный запас, а услуги, предос­тавляемые этим станком в процессе его эксплуатации, - как поток.

В связи с этим мы не должны смешивать цену капитальных благ (цену станков, машин, зданий и т.п.) и цену услуг капитала (денежных единиц за количество машино-часов), которая называется арендной платой, или рентной оценкой. Таким образом, можно говорить о трех сегментах рынка капитала: во-первых, о рынке капитальных благ, где покупаются и продаются производственные фонды; во-вторых, о рынке услуг капитала, где эти фонды могут быть сданы напрокат за определенную плату. Для покупки и продажи капитальных благ субъектам требуются денежные средства. Следовательно, в-третьих, можно выделить еще один сегмент рынка капитала - рынок заемных средств, или ссудного капитала.

Доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процентом.

Итак, обратимся к исследованию капитала как блага производственного назначения. В экономической науке, так же, как и в бухгалтерском анализе, Принято различать основной и оборотный капитал. Основной капитал в физической форме представлен зданиями, машинами, сооружениями, т.е. всеми теми капитальными благами длительного пользования, которые те­ряют свою ценность по мере износа в течение нескольких производствен­ных циклов. Оборотный капитал теряет свою ценность в течение одного производственного цикла и представлен сырьем, материалами, запасами готовой продукции и т. п.

В связи с понятием основного капитала необходимо ввести еще одну новую экономическую категорию - амортизацию. Амортизация - это обесценение основного капитала в результате его износа. Для возмещения изношенного за весь срок службы основного капитала создается фонд амортизации, куда поступают денежные средства (амортизационные отчисления) после продажи готовой продукции. Норма амортизации - это отношение ежегодной суммы амортизационных отчислений к стоимости капи­тального блага, выраженное в процентах.

Рыночная ставка процента играет важную роль при принятии инвестиционных решений. Предприниматель всегда сравнивает ожидаемый уровень дохода на капитал (в процентном выражении) с текущей рыночной ставкой процента по ссудам.

1.3. Равновесие на рынке капитала


Процент в современной экономической теории чаще всего рассматривается как цена капитала независимо от того, получает ли его промышленник в виде предпринимательского дохода или собственник ссудного капитала. То есть процент представляет собой разновидность дохода наряду с прибылью. Таким образом, мы можем отметить, что процент – это часть дохода, которую получает владелец капитала в течение года. Если она выражается и процентах, то такой доход называется процентной ставкой. Например, вы кладете в банк 100 000 долл, Ваш доход (или процент) составит 15 000 долл., ставка процента в этом случае будет равна 15%.

Ставка процента — это цена, уплачиваемая собственникам капитала за пользование занимаемых у них на определенный срок средств. Равновес­ная ставка процента определяется пересечением кривых спроса на деньги и предложения денег. На конкретную величину процентных ставок оказывают влияние степень риска при предоставлении ссуды, срок на который выдаются иуды, их размер. Различаются номинальная (в текущих ценах) и реальная (учетом уровня инфляции) ставки процента.

Для определения выгодности капиталовложений определяется дисконтированная сумма будущих доходов, исчисляемая на основе процентной ставки коэффициента дисконтирования.

Решение об инвестировании принимается в том случае, если дисконтированная сумма будущих доходов больше издержан на инвестирование.

Необходимо различать среднюю ставку процента, которая определяется за длительный период времени, и рыночную ставку процента, складывающуюся ежедневно и подверженную частым колебаниям. На величину процента и ее колебания оказывает влияние ряд основных факторов, к важнейшим из которых относятся:

- величина капитала; - производительность капитала;

соотношение между предложением и спросом на капитал.

В последнем случае говорят о «предпочтении во времени», об «ожидании» и о вознаграждении за воздержание». Если общество стремится тратить больше, чем накапливать в виде инвестиций, это неблагоприятно скажется в будущем и снизит уровень потребления. Наоборот, если общество сумеет сегодня каким-то образом воздержаться от излишнего потребления, то это значительно повысит его потребление в будущем за счет сегодняшних вкладов.

Существуют и другие методики определения взаимодействия между производством и инвестициями, позволяющие оценить уровень процентной ставки.

Рассмотрим методику определения процента на основе теории спроса и предложения. Сама идея весьма проста. Если свободного капитала много и спрос на капитал большой, а предложение уменьшается, то уровень процента повысится. Как определить границы колебания?

Условием равновесия между прибылью и ставкой процента на рынке капитала является конкуренция. Допустим, что процент на инвестиции (или прибыль) больше процента на сбережения. Требуется заемный капитал, так как своего не хватает. Фирма берет кредит, за который должна выплачивать рыночную ставку процента. В результате повышения спроса последняя начинает расти. Это снижает доходы на инвестиции, и в конечном итоге между доходом на капитал и рыночной ставкой процента устанавливается равновесие. Это происходит в силу того, что максимальной границей, к которой будет стремиться ставка процента, является средняя рыночная граница прибыли. Строго говоря, абсолютное равенство между ними будет означать отсутствие конкуренции, поскольку в такой ситуации собственнику капитала абсолютно безразлично, куда его вкладывать.

Но, с другой стороны, сама ссуда начинает терять смысл. если станка процента становится больше процента на инвестиционный капитал для его владельца. Оговоримся, что все это справедливо для больших промежутков времени.

На практике, в результате действия дополнительных факторов, таких, например, как государственная политика или крайняя неустойчивость экономики в период кризиса, ставка процента может достигать своего максимума при сокращении производства.

К примеру, в результате поощрительной политики администрации Рейгана в 80-е годы станка процента была очень высокой и достигала 18-20 %, а реальные средние доходы на инвестиции колебались на уровне 8-10%. Но такая политика требовала дополнительных расходов.

Другой случай – кризис. Произведенные товары не находят сбыта. Срочно нужны деньги для оплаты долговых обязательств. Спрос на них повышается, предложение сокращается, ставка процента растет и достигает максимума. Станка процента будет повышаться, но не столь стремительно, как в приведенных выше случаях, а также в фазе подъема, когда растут прибыли производителей и требуется заемный капитал.

Минимальная граница ставки процента теоретически равна нулю. На практике она максимально снижается в период депрессии, когда промышленность переживает застой, а предложение ссудного капитала возрастает, так как многие капиталы не находят применения.

Соотношение ставки процента и дохода на капитал графически можно представить следующим образом (рис. 1).

Вертикальная линия SS – это величина предлагаемого накопленного капитала, которая на данный момент есть величина постоянная; кривая d – это спрос на капитал. Пересечение прямой SS и кривой d в точке Е показывает величину дохода на капитал, или станку процента, которая в нашем примере составляет 10% в год. На этом уровне спрос и предложение уравниваются, так как при более высокой ставке процента упадет предложение капитала, а при более низкой спрос превысит предложение.

Существуют другие методики для определения ставки процента в зависимости от предложения и спроса на капитал, которые учитывают воздействие самых разнообразных факторов, таких, например, как инфляция, динамика развития, рассматриваемый период прогноза и т.д. Но это уже больше относится к практической стороне вопроса. Нам остается сделать следующий вывод: в условиях рыночной экономики уровень ставки процента должен складываться только под влиянием конкуренции, под влиянием спроса и предложения капиталов.

Следует добавить, что в марксистской литературе процент рассматривается как одна из форм прибыли. Последняя имеет два вида – предпринимательский доход и ссудный процент. Та часть прибыли, которую вручает заемщик собственнику капитала, называется ссудным процентом, оставшаяся часть – предпринимательским доходом. В западной литературе любой доход на капитал будет называться процентом на капитал или прибылью.

С точки зрения методологии, прибыль и процент есть такие формы прибавочной стоимости, которые скрывают неоплаченный труд рабочих, и отсюда следует вывод о неизбежности экспроприации этого неоплаченного труда у капиталистов. Этот вывод выходит за рамки исследования чисто экономической теории и рыночных отношений.

Задача №1


Исходные данные:

Сырье и основные материалы – 15200 руб.

Заработная плата производственных рабочих – 600 руб.

Начисления на заработную плату – 35,6%

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы – 15% от заработной платы производственных рабочих:

600 х 0,15 = 90 руб.

Коммерческие расходы – 4%

Норма рентабельности – 25%

НДС – 20%

Наценка оптового звена – 10%

Наценка розничного звена – 14%


Определить:

производственную себестоимость

свободную отпускную цену предприятия-изготовителя

цену реализации товара оптовым посредникам

розничную цену


Представим группировку затрат единицы продукции по калькуляционным статьям, и на ее основе рассчитаем цены на продукцию.

Таблица 1

Калькуляция себестоимости единицы продукции

Статьи калькуляции Сумма, руб.
1.Сырье и основные материалы 15200
2. Заработная плата производственных рабочих 600
3.Отчисления на социальные нужды 213,6
4. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы 90
5.Производственная себестоимость 16103,6
6. Коммерческие расходы (4%) 644,1
7. Полная себестоимость 16747,7
8.Прибыль – норматив рентабельности (25%) 4186,9
9.Оптовая цена 20934,6
10.НДС (20%) 4186,9
11.Отпускная цена (с НДС) 25121,5

Цены на продукцию рассчитываются следующим образом.

В любом случае основой расчета цены является себестоимость товара или продукции.

Коммерческие расходы составляют 4% от производственной себестоимости продукции: 16103, 6 х 0,04 = 644,1 руб.

Оптовая цена изделия состоит из полной себестоимости и начисления норматива рентабельности.

При расчете цен на основе норматива рентабельности цена определяется как сумма фактических затрат и нормативной прибыли.

Норматив рентабельности затратам – ставка, используемая для определения величины удельной прибыли в цене и задаваемая в процентах к средним общим затратам на производство единицы продукции (себестоимости).

Полная себестоимость – это сумма производственной себестоимости и коммерческих расходов: 16103,6 + 644,1 = 16747,7 руб.

На рассматриваемом предприятии устанавливается единая ставка норматива рентабельности (плановая прибыль), определяемая по отношению к общей сумме затрат на производство продукции (25%).

Норматив рентабельности рассчитан по отношению к полной себестоимости продукции.

Рентабельность составит: 16747,7 х 0,25 = 4186,9 руб.

Оптовая цена: 16747,7 + 4186,9 = 20934,6 руб.

Существенным элементом цены является налог на добавленную стоимость, который устанавливается централизованно в виде процентных ставок (20%).

НДС = 20934,6 х 0,2 = 4186,9 руб.

Свободная отпускная цена единицы продукции предприятия-изготовителя составит:

20934,6 + 4186,9 = 25121,5 руб.

Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям.

В состав оптовой (отпускной) цены промышленности входят:

оптовая цена предприятия;

оптово-сбытовая скидка (наценка), которая состоит из издержек и прибыли снабженческо-сбытовой или оптовой организации;

- НДС.

Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Наценка оптового звена – 10%

Цена реализации товара оптовым посредникам составит:

25121,5 х (25121,5 х 0,1) = 27633,7 руб.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, включенная в нее торговая надбавка возмещает издержки обращения торговых организаций и образует прибыль.

В состав розничной цены входят:

оптовая (отпускная цена) промышленности;

НДС;

торговая надбавка (скидка), которая состоит из издержек обращения и прибыли торговых организаций.

Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует прибыль. В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика, другие расходы по доставке товаров от поставщика, другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения, НДС, а также прибыль, необходимая для нормальной деятельности предприятий.

При торговой надбавке розничной организации в 14%, розничная цена единицы продукции составит:

27633,7 х 1,14 = 31502,4 руб.

Задача №2


Исходные данные:

Розничная цена легкового автомобиля – 140 руб.

Торговая надбавка – 35%

Прибыль предприятия-изготовителя от себестоимости – 16%

Определить:

Себестоимость автомобиля

Прибыль предприятия-изготовителя

Удельный вес каждого элемента в розничной цене товара

Розничная цена автомобиля = отпускная цена + торговая надбавка

Пусть отпускная цена автомобиля = Х, тогда

140 = Х + 0,35Х

Х = 103,7 руб.

Отпускная цена автомобиля = Себестоимость автомобиля + Прибыль предприятия-изготовителя + НДС

Пусть себестоимость автомобиля У, тогда

103,7 = У + 0,16У + (У + 0,16У)х0,2

103,7 = У + 0,16У + 0,2У + 0,032У

У = 74,5 руб.

Проверка состава розничной цены:

74,5 + 74,5 х 0,16 + (74,5 + 74,5 х 0,16)х0,2 +[(74,5 + 74,5 х 0,16 + (74,5 + 74,5 х 0,16)х0,2)х0,35] = 140

74,5 х 1,16 х1,2 х1,35 = 140 руб.

74,5 + 11,9 + 17,3 + 36,3 = 140 руб.

Удельный вес элементов в составе цены:

- себестоимости автомобиля:

(74,5/140) х 100% = 53,2%


- прибыли предприятия-изготовителя:

(11,9/140) х 100% = 8,5%

- НДС:

(17,3/140) х 100% = 12,4%

- торговой надбавки:

(36,3/140) х 100% = 25,9%

Задача №3


Фирма планирует выпуск нового изделия.

Исходные данные.

Предполагаемая цена единицы продукции – 2400 руб.

Предполагаемые переменные издержки на единицу продукции – 1400 руб.

Суммарная величина постоянных затрат – 11000 тыс. руб.

Определить:

точку безубыточности выпуска изделия

какое количество продукции необходимо выпустить, чтобы получить прибыль в размере 8000000 руб.

Точку безубыточности выпуска изделий можно определить в натуральных единицах или в денежных.

Формула определения объёма реализации в натуральных единицах, обеспечивающего заданный размер прибыли:

Пусть Х – необходимая продажа товаров

Цена единицы изделия х Х – (Переменные затраты на единицу х Х + Постоянные расходы) = Прибыль

Определим, какое количество товаров необходимо продать, для получения прибыли в размере 8000 тыс. руб.

2400Х – (1400Х + 11000000) = 8000000

1000Х = 19000000

Х = 19000 штук

Список используемой литературы


Абрамова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 1998- . 290 с.

Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование: Учеб.пособие. – М.: Экспертное бюро, 2001. – 64с.

Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Полушина. -М.: Финансы и статистика, 1998. - 448 с.

Крейнина М.Н. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник - М.: Финансы, 1997.-341 с.

Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф.Жукова. - М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1995.

Собанти Б.М. Теория финансов: Учеб. пособие. – М.: Менеджер. 1998 - 168с.

Теория финансов: Учеб. пособие для студентов экон. спец. Вузов/ Под ред.. НЕ Заяц, М.К.Фисенко. – Минск: Высшая школа, 1997. – 368 с.

Усов. В.В. Деньги. Денежное Обращение. Инфляция: Учеб. пособие для вузов. - М.: Банки и Биржи: ЮНИТИ. 1999. -544с.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Л.А.Дробозиной. - М.: ЮНИТИ. Финансы, 1997.

Рефетека ру refoteka@gmail.com