СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты формирования цены и структуры капитала организации
1.1 Понятие капитала организации и его цены
1.2 Общая характеристика собственного капитала организации
1.3 Общая характеристика заемного капитала организации
1.4 Управление ценой и структурой капитала организации
Глава 2 Анализ цены и структуры капитала на примере конкретной организации
2.1 Анализ капитала организации и его структуры
2.2 Определение средневзвешенной цены капитала организации
2.3 Анализ финансовых рисков организации
Глава 3 Проблемы совершенствования управления ценой и структурой капитала организации
3.1 Методы оптимизации цены и структуры капитала организации
3.2 Пути снижения финансовых рисков в процессе управления структурой капитала
Список использованной литературы
Введение
С позиций финансового менеджмента капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.
Рассматривая экономическую сущности капитала предприятия, следует в первую очередь отметить такие его характеристики:
Капитал предприятия является основным фактором производства. В экономической теории выделяют три основных фактора производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность производственных предприятий — капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единый производственный комплекс..
Капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход. В этом своем качестве капитал может выступать изолированно от производственного фактора — в форме ссудного капитала, обеспечивающего формирование доходов предприятия не в производственной (операционной), а в финансовой (инвестиционной) сфере его деятельности.
В современных условиях перед российскими предприятиями остро стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом. Эта проблема особенно актуальна в нынешней ситуации, когда руководство страны поставило задачу увеличения темпов роста национальной экономики.
Значительная часть отечественных компаний продолжает рассчитывать на собственные средства в тот момент, когда существует возможность эффективного привлечения инвестиционных ресурсов с целью увеличения темпов экономического роста предприятия.
В настоящее время основными способами привлечения заемного капитала являются банковский кредит, эмиссионное финансирование, лизинг. В большинстве случаев в качестве заемных источников предприятия используют банковский кредит, что объясняется относительно большими финансовыми ресурсами российских банков, а также тем, что при получении банковского кредита нет необходимости публичного раскрытия информации о предприятии. Здесь снимается часть проблем, обусловленных спецификой банковского кредитования, что связано с упрощенными требованиями к заявочным документам, с относительно короткими сроками рассмотрения заявок на выдачу кредита, с гибкостью условий заимствования и форм обеспечения займов, с упрощением доступности денежных средств и.т.д.
Руководители большинства российских компаний не хотят раскрывать финансовую информацию о своих предприятиях, а также проводить изменения в финансовой политике. Как следствие - тот факт, что только 3% российских компаний используют эмиссионное финансирование.
Лизинг, как и эмиссионное финансирование, использует меньшая доля российских предприятий. Его катализатором является спрос, а на данном этапе развития экономики этот важный элемент рыночных отношений только начинает набирать обороты.
Необходимость выявления причин, влияющих на развитие рынка заемного капитала, а также условий, способствующих эффективному привлечению заемного капитала российскими предприятиями для увеличения темпов роста, придают теме настоящего диссертационного исследования особую актуальность.
Управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия. Данное обстоятельство обусловило выбор темы исследования и ее актуальность.
Вопросы привлечения средств рассматривались в литературе достаточно подробно. Этой проблематикой занимались такие российские ученые, как: И.Т. Балабанов, В.В. Бочаров, А.Г. Грязнова, Л.А. Дробозина, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, И.Г. Кучукина, Н.Н. Тренев, Е.С. Стоянова, Э.А. Уткин, М.А. Эскиндаров и др. Значительный вклад в изучение этой тематики внесли зарубежные экономисты, рассмотрев привлечение заемного капитала достаточно подробно. Среди них можно выделить работы З. Боди, Ю. Бригхема, Дж. Ван Хорна, Б. Коласса, Л. Крушвица, Ч.Ф. Ли, С. Росса, Дж. И. Финнерти, У. Шарпа и др.
Однако вопрос выбора источников финансирования деятельности предприятий по-прежнему остается дискуссионным.
Целью работы является определение и обоснование оптимальной структуры капитала для ОАО «Фирма АРИАР» с точки зрения его стоимости.
Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач:
1. раскрыты сущность, виды и эффективность использования источников финансирования предприятия и способы управления ценой и структурой капитала организации;
2. проведен анализ предпринимательской деятельности ОАО «Фирма АРИАР» и источников ее финансирования;
3. разработаны предложения по повышению эффективности использования капитала на ОАО «Фирма АРИАР».
Объектом исследования послужило ОАО «Фирма АРИАР».
Предметом исследования явились особенности использования заемного капитала в ОАО «Фирма АРИАР».
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме, статистические материалы. Для решения поставленных в работе задач использованы такие общенаучные методы, как категориальный, субъектно-объектный, системный подходы, а также методы сравнительного анализа, статистической обработки информации, экономико-математического моделирования, экспертных оценок.
Информационную базу составили данные периодической и годовой отчетности анализируемого предприятия за период с 2005 по 2007 год.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику дипломного исследования, включающего в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования цены и структуры капитала организации
1.1 Понятие капитала организации и его цены
Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.
Термин «капитал» происходит от латинского «саpitalis», что означает основной, главный.
Финансовые ресурсы предпринимательской фирмы по своему происхождению делятся на собственные и заемные. Собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется решением органов управления.
Важную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов и являются внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.
В составе внешних (привлеченных) источников формирования собственных финансовых ресурсов основная роль принадлежит дополнительной эмиссии ценных бумаг, посредством которой происходит увеличение акционерного капитала фирмы, а также привлечение дополнительного складочного капитала, путем дополнительных взносов средств в уставный фонд.
Для некоторых предприятий дополнительным источником формирования собственных финансовых ресурсов является предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь. В частности, это могут быть бюджетные ассигнования на безвозвратной основе, как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных общественно значимых инвестиционных программ или в качестве государственной поддержки предприятий, производство которых имеет общегосударственное значение.
К прочим внешним источникам относятся безвозмездно передаваемые фирмам материальные и нематериальные активы, включаемые в состав их баланса.
Одним из основных признаков классификации капитала предприятия является признак по титулу собственности формируемого капитала. По титулу собственности формируемый предприятием капитал подразделяется на два основных вида — собственный и заемный. В системе источников привлечения капитала такое его разделение носит определяющий характер.
Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.
Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.
Управление капиталом предприятия направлено на решение следующих основных задач:
- формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия;
- оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования;
- обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска;
- обеспечение минимизаций финансового риска, связанного с использованием капитала, при предусматриваемом уровне его доходности;
- обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития;
- обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей;
- обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия;
- оптимизация оборота капитала;
- обеспечение своевременного реинвестирования капитала.
Рассмотрим классификацию финансовых ресурсов предприятий на основе источников их формирования (Рис. 1.1). В основу положено деление финансовых ресурсов предприятий на собственные и привлеченные.
Рис. 1.1 – Классификация финансовых ресурсов предприятий
Собственные финансовые ресурсы предприятий образуются за счет прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от прочей реализации, прочие операционные доходы. В состав источников собственных финансовых ресурсов включаются также личные средства собственника, первоначальные взносы учредителей. Предприятия и организации в своей деятельности опираются, прежде всего, на собственные источники. Однако необходимо отметить, что данный источник ограничивает рост предприятия, поскольку он зависит от темпов роста прибыли (вкладов собственников)[1].
В соответствии с данной классификацией, привлеченные финансовые ресурсы предприятий, разделяют на три большие группы: заемные средства, средства государственной поддержки и средства, поступающие от третьих лиц.
Привлеченные финансовые ресурсы формируются на основе перераспределения средств между хозяйствующими субъектами и характеризуют степень взаимодействия предприятия с ними. Источниками привлеченных заемных финансовых ресурсов предприятий являются кредиты коммерческих банков и небанковских организаций, займы, частные кредиты.
В особую группу можно выделить финансовые ресурсы в виде средств государственной поддержки. На сегодняшний день государство начинает все больше влиять на деятельность и финансовую устойчивость предприятий и организаций как в виде прямой, так и в виде косвенной финансовой поддержки с целью поощрения и стимулирования инвестиционной активности бизнеса. В этой связи целесообразно выделение данного вида финансовых ресурсов в отдельную группу, в том числе и по причине того, что данные источники зачастую имеют нерыночную природу, связанную с протекционистской государственной политикой, а также преследуют социальные, политические и иные цели. Источником их образования являются средства, которые предоставляются на возмездной основе и предполагают их возврат - бюджетный кредит, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, программы кредитования. Также источниками выступают средства, предоставляемые на безвозмездной основе, с целью более эффективного перераспределения ресурсов между отраслями экономики, а также для решения других социально-экономических проблем. Среди данных форм поддержки можно выделить субвенции, субсидии, дотации (бюджетные ассигнования, бюджетные инвестиции).
Источником средств, привлеченных от третьих лиц являются ресурсы, полученные от юридических и физических лиц, поступлении из отраслевых и научно-исследовательских фондов, благотворительные взносы, финансовые ресурсы, поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых региональных структур, гранты от общественных организаций, международных организаций, благотворительных фондов и др.[2]
Данная классификация отражает специфику финансового обеспечения деятельности бизнеса, т.к. собственные средства являются опорой деятельности предприятий, а привлеченные средства господдержки преимущественно ориентированы на поддержку хозяйствующих субъектов. Также данная классификация определяет характер взаимодействия предприятий и организаций с внешней средой и облегчает управление финансовыми ресурсами.
Цена капитала - одна из основных концепций финансового менеджмента. Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, причем не только заемного, но и собственного капитала. Каждый из таких источников имеет цену. Она выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п. Цену капитала не следует отождествлять со стоимостью предприятия (бизнеса) или стоимостью имущества предприятия. Для одних видов капитала его цена достаточно четко выражена, для других ее необходимо рассчитывать. Цена капитала показывает минимально допустимый уровень доходности операций хозяйствующего субъекта. Цена капитала дает возможность обосновывать принимаемые инвестиционные решения, определять финансовые издержки, оптимизировать структуру капитала и др. Различают цены собственного капитала, привлекаемого за счет внутренних и внешних источников. Цена капитала зависит от многих факторов. Это спрос и предложение капитала, уровень конкуренции на финансовых рынках, степень развития финансовых рынков, уровень риска финансовых активов и др. Цена капитала связана с его отдачей (рентабельностью). Последняя должна быть выше цены капитала, иначе его использование теряет смысл. Цена капитала является одним из критериев осуществления инвестиционных проектов.
1.2 Общая характеристика собственного капитала организации
Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал. Кроме того, в состав собственного капитала, которым может оперировать хозяйствующий субъект без оговорок при совершении сделок, входит нераспределенная прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. Также к собственным средствам относятся безвозмездные поступления и правительственные субсидии. Величина уставного капитала должна быть определена в уставе и других учредительных документах организации, зарегистрированных в органах исполнительной власти. Она может быть изменена только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.
Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:
1. Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.
2. Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.
3. Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.
Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:
1. Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка и на отдельных этапах его жизненного цикла.
2. Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.
3. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической.
Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.
1.3 Общая характеристика заемного капитала организации
Сущность заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях процесса привлечения внешних источников финансирования. Система управления компанией должна оперативно реагировать на изменение факторов внутренней и внешней среды, а именно: изменение условий заимствования, изменение способов заимствования, появление новых способов привлечения заемных источников финансирования.
Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия, как правило, выгодно экономически, поскольку плата за этот источник в среднем ниже, чем за акционерный капитал. Кроме того, привлечение этого источника позволяет собственникам и топ-менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т.е. расширить инвестиционные возможности предприятия. Основными видами заемного капитала являются облигационные займы и долгосрочные кредиты.
Формирование заемного капитала предприятия должно быть основано на принципах и способах разработки и исполнения решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его цена и структура, которые определяется в соответствии с внешними условиями[3].
Основополагающими принципами привлечения средств должны являться контроль над формированием заемного капитала предприятия и оперативное реагирование на изменение условий заимствования. Таким образом, может быть решен ряд проблем, связанных с увеличением или уменьшением цены источника заемного капитала. Мониторинг условий рынка актуален не только на начальной стадии привлечения ресурсов, но и при сформировавшемся портфеле.
В структуре заемного капитала присутствуют источники, требующие своего покрытия для их привлечения. Качество покрытия определяется его рыночной стоимостью, степенью ликвидности либо возможностью компенсации привлеченных средств.
В литературе этот вопрос рассмотрен достаточно просто: заемный капитал подразделяется на источники, требующие покрытия и не требующие покрытия. Некоторые авторы[4] предлагают дополнить классификацию заемного капитала в отношении требующих своего покрытия источников. Банковский кредит может быть в виде не требующей покрытия ссуды, а может выдаваться под предстоящую выручку от продаж, под недвижимость в виде закладной. Использование лизинговой схемы возможно с залогом активов, покрытием депозитом или другим дополнительным обеспечением, гарантией (поручительством) третьих лиц или дополнительным страхованием. Исполнение обязательств по облигациям также может быть с покрытием и без покрытия. Облигации с покрытием представляют собой ценную бумагу, исполнение обязательств по которой покрывается залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией.
Таким образом, классификационный признак источников, требующих своего покрытия, по мнению автора, должен быть представлен категориями:
1) без покрытия;
2) под предстоящую выручку (от реализации товаров, от реализации услуг);
3) под право на недвижимость (движимое, недвижимое имущество);
4) под право на требование долга (собственное, совместное);
5) под депозит (текущий, срочный, на договорных условиях);
6) под поручительства (за вознаграждение, по договоренности);
7) страхование (риска невозврата, имущества);
8) гарантии (банковские, правительственные).
Классификация источников, требующих своего покрытия, позволяет учитывать их с поправкой на возможные дополнительные затраты, которые могут возникнуть на стадии привлечения ресурсов. Кроме того, это позволяет рассматривать источники заемного капитала с точки зрения имеющихся возможностей.
Такое дополнение позволяет четко ранжировать источники заемного капитала на этапе оценки возможных вариантов, что, несомненно, важно и необходимо при привлечении и анализе заемного капитала.
Заемный капитал представляет собой структуру, которая постоянно взаимодействует с внешней средой, результатом чего является модификация качества всего капитала предприятия. По мнению автора, сущность заемного капитала определяется также его воздействием на повышение стоимости предприятия. Результатом грамотно сформулированной и осуществленной политики привлечения капитала, учитывая научные труды и практический опыт в этой области, будет повышение благосостояния компании. В современных условиях российской экономики предприятия действительно имеют большой выбор источников заемного финансирования, и связано это в первую очередь с тем, что сегодня рынок капитала предлагает огромный выбор инструментов как заемщикам, так и заимодавцам.
Один из главных принципов заимствования средств - платность. Уплата процентов, возвращение основной суммы долга является неотъемлемой частью процесса привлечения капитала. По определению цена привлечения капитала - это общая сумма средств, которую необходимо уплатить за привлечение и использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему. Практика показывает, что при расчете затрат, связанных с привлечением и использованием заемного капитала, могут возникнуть трудности с определением общей суммы средств, потраченных на привлечение капитала, которые не всегда установлены заранее. Для расчета суммы потраченных средств необходимо учитывать затраты, сопровождающие привлечение капитала таким образом, чтобы на этапе расчета цены капитала была определена реальная ставка привлечения средств.
С появлением новых способов финансирования привлечь дополнительные ресурсы становится проще. Однако объем средств, которые предприятие рассчитывает потратить на привлечение капитала в абсолютном большинстве случаев меньше, чем приходится тратить на самом деле.
Доступность источников финансирования также необходимо рассмотреть с точки зрения наличия бюрократических, нормативных, правовых барьеров и подобных условий, увеличивающих реальную ставку привлечения средств, что, в конечном счете, может сделать его невыгодным или недоступным.
Любое финансовое решение по привлечению заемных источников финансирования прямо или косвенно воздействует на эффективность деятельности предприятия. Поэтому привлечение заемного капитала должно рассматриваться в комплексе со стратегией развития предприятия в целом. Изменение условий функционирования рынка заемного капитала обосновывает необходимость разработки финансовых решений по привлечению заемных источников финансирования деятельности предприятия с учетом изменений факторов внутренней и внешней среды, темпов роста предприятия[5].
Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа[6].
В случае использования долевого финансирования инвестор становится акционером, что приводит к изменению структуры акционерного капитала компании, его размыванию и не всегда приветствуется самой компанией. Комбинированное финансирование нередко служит выгодным способом привлечения ресурсов в силу наличия разнообразных схем, однако, в целом процесс организации финансирования носит достаточно трудоемкий характер.
Основным преимуществом долговых инструментов является, с одной стороны, понятность данных инструментов рынку и четкий механизм их использования, а, с другой, - возможность привлечения денежных ресурсов без изменения структуры акционерного капитала компании и, соответственно, участия инвестора в принятии управленческих решений. Кроме того, использование разнообразных долговых инструментов создает возможность расширить базу кредиторов компании, сформировать публичную кредитную историю и повысить инвестиционную привлекательность[7].
Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна ограниченность привлекаемых финансовых ресурсов, второму — сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование выглядит весьма привлекательным. Получение банковского кредита, в принципе, не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовых рынках; объемы привлекаемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита может быть сделано в кратчайшие сроки и т. п. Главная проблема заключается в том, как убедить банкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях.
Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.
Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Поскольку в ходе осуществления хозяйственных связей предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа, естественным образом возникает взаимное финансирование. Величина средств, «омертвленных» в расчетах, в значительной степени зависит от многих факторов, в том числе и разветвленности и гибкости банковской системы. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключается в том, что он является составной частью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость.
Перечисленными способами не исчерпывается все их многообразие. В последние десятилетия появляются новые формы финансирования деятельности предприятий; одна из наиболее примечательных и бурно развивающихся — финансовый лизинг.
Развитие мировой экономики показывает, что в системе стратегического финансирования крупных хозяйствующих субъектов, в особенности субъектов, являющихся системообразующими для экономики мирового, национального и регионального масштабов, рынки капитала безусловно занимают доминирующее место[8].
Основной целью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования[9].
1.4 Управление ценой и структурой капитала организации
Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала организаций представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации бухгалтерского учета и отчетности, имеющий целью:
· оценить текущее и перспективное финансовое состояние организации, т.е. использование собственного и заемного капитала;
· обосновать возможные и приемлемые темпы развития организации с позиции обеспечения их источниками финансирования;
· выявить доступные источники средств, оценить рациональные способы их мобилизации;
· спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
Анализ эффективности использования капитала организаций проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. При существующем положении наиболее приемлемыми для анализа являются дескриптивные модели. При этом не снимаются проблемы применения для анализа эффективности использования собственного и заемного капитала предикативных и нормативных моделей.
Дескриптивные модели, или модели описательного характера, являются основными как для проведения анализа капитала, так и для оценки финансового состояния организации. К ним относятся: построение системы отчетных балансов; представление бухгалтерской отчетности в различных аналитических разрезах; структурный и динамический анализ отчетности; коэффициентный и факторный анализ; аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.
Структурный анализ представляет совокупность методов исследования структуры. Он основан на представлении бухгалтерской отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру, т.е. рассчитывается доля (удельный вес) частных показателей в обобщающих итоговых данных о собственном и заемном капитале.
Динамический анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей собственного и заемного капитала или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности.
Коэффициентный анализ — ведущий метод анализа эффективности использования капитала организации, применяемый различными группами пользователей: менеджерами, аналитиками, акционерами, инвесторами, кредиторами и др. Известно множество таких коэффициентов, поэтому для удобства разделим их на несколько групп:
· коэффициенты оценки движения капитала предприятия;
· коэффициенты деловой активности;
· коэффициенты структуры капитала;
· коэффициенты рентабельности и др.
К коэффициентам оценки движения капитала (активов) предприятия относят коэффициенты поступления, выбытия и использования, рассчитываемые по всему совокупному капиталу и по его составляющим.
Коэффициент поступления всего капитала (А) показывает, какую часть средств от имеющихся на конец отчетного периода составляют новые источники финансирования:
Kпоступления всего капитала ( A) = Поступивший капитал ( Aпост) / Стоимость капитала на конец периода ( Aкг)
Коэффициент поступления собственного капитала (СК) показывает, какую часть собственного капитала от имеющегося на конец отчетного периода составляют вновь поступившие в его счет средства:
Kпоступления СК = Поступивший СК / СК на конец периода
Коэффициент поступления заемного капитала (ЗК) показывает, какую часть заемного капитала от имеющегося на конец отчетного периода составляют вновь поступившие долгосрочные и краткосрочные заемные средства:
Kпоступления ЗК = Поступившие заемные средства (ЗКпост) / ЗК на конец периода
Коэффициент использования собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала, с которым предприятие начало деятельность в отчетном периоде, была использована в процессе деятельности хозяйствующего субъекта:
Kиспользования СК = Использованная часть СК / СК на начало периода
Коэффициент выбытия заемного капитала показывает, какая его часть выбыла в течение отчетного периода посредством возвращения кредитов и займов и погашения кредиторской задолженности:
Kвыбытия ЗК = Выбывшие заемные средства / ЗК на начало периода
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свой капитал. Как правило, к этой группе относятся различные коэффициенты оборачиваемости: оборачиваемость собственного капитала; оборачиваемость инвестированного капитала; оборачиваемость кредиторской задолженности; оборачиваемость заемного капитала.
Оборачиваемость собственного капитала, исчисляемая в оборотах, определяется как отношение объема реализации (продаж) (N) к среднегодовой стоимости собственного капитала (СК):
Оборачиваемость собственного капитала (обороты) = N / Среднегодовая стоимость СК
Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой — скорость оборота вложенного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Если он значительно превышает уровень реализации над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за которым кредиторы начинают активнее участвовать в деле, чем собственники компании. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, растет также риск кредиторов, в связи с чем компания может иметь серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов или общей тенденцией к снижению цен. Напротив, низкий показатель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой более подходящий источник доходов.
Оборачиваемость инвестиционного капитала (ИК) определяется как частное от деления объема реализации на стоимость собственного капитала плюс долгосрочные обязательства.
Оборачиваемость инвестиционного капитала (обороты) = N / СК + Долгосрочные обязательства
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности (КЗ) и показывает, сколько компании требуется сделать оборотов инвестиционного капитала для оплаты выставленных ей счетов:
Оборачиваемость кредиторской задолженности (обороты) = Себестоимость реализованной продукции / Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности
Коэффициенты оборачиваемости можно рассчитывать в днях. Для этого необходимо количество дней в году (366 или 365) разделить на рассчитанные выше коэффициенты оборачиваемости. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется для осуществления одного оборота КЗ, ИК, СК и ЗК.
Коэффициенты структуры капитала характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Коэффициенты этой группы называются также коэффициентами платежеспособности. Речь идет о коэффициенте собственного капитала, коэффициенте заемного капитала и коэффициенте соотношения собственного капитала к заемному.
Коэффициент собственного капитала характеризует долю собственного капитала в структуре капитала (А) компании, а следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. Этот коэффициент еще называют коэффициентом автономии (независимости):
КСК = СК / А
В практике считается, что данный коэффициент желательно поддерживать на достаточно высоком уровне, поскольку в таком случае он свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, которой отдают предпочтение кредиторы. Она выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами. Это является защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности и гарантией получения кредитов.
Коэффициентом собственного капитала, характеризующим достаточно стабильное положение при прочих равных условиях в глазах инвесторов и кредиторов, является отношение собственного капитала к итогу на уровне 60%. При этом оптимальное значение рассматриваемого показателя для предприятия является больше 0,5.
Может рассчитываться также коэффициент заемного капитала, выражающий долю заемного капитала в общей сумме источников финансирования валюты баланса (ВБ). Этот коэффициент является обратным коэффициенту независимости (автономии):
КЗК = ЗК / А = ЗК / ВБ
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала характеризует степень зависимости организации от внешних займов (кредитов):
Ксоотн = ЗК / СК
Он показывает, сколько заемных средств приходится на 1 руб. собственных. Чем выше этот коэффициент, тем больше займов у компании и тем рискованнее ситуация, которая может привести в конечном итоге к банкротству. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения в организации дефицита денежных средств.
Интерпретация данного показателя зависит от многих факторов, в частности, таких, как: средний уровень этого коэффициента в других отраслях; доступ компании к дополнительным долговым источникам финансирования; стабильность хозяйственной деятельности компании. Считается, что коэффициент соотношения заемного и собственного капитала в условиях рыночной экономики не должен превышать единицы. Высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение организации в случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процентов на заемный капитал причисляются к группе условно-постоянных, т.е. таких расходов, которые при прочих равных условиях не уменьшаются пропорционально снижению объема реализации.
Кроме того, высокий коэффициент соотношения заемного и собственного капитала может привести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении вопроса о выборе источников финансирования.
Леверидж - это особая область финансового менеджмента, связанная с управлением прибыльностью. Буквально - это «рычаг для подъема тяжестей», т.е. некий «механизм», использование которого может привести к существенному изменению финансового состояния, дать так называемый леверажный эффект, или эффект рычага. В контексте финансового менеджмента под «механизмом» понимают умелые действия менеджеров, эффективные управленческие решения.
Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:
ЭФЛ = (1 - Снп) х (КВРа - ПК) х (ЗК : СК),
где ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;
Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРа — коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов);
ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала;
ЗК — средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;
СК — средняя сумма собственного капитала предприятия.
Рассматривая приведенную формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:
1. Налоговый корректор финансового левериджа (1 - Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.
Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. Вместе с тем, в процессе управления финансовым левериджем дифференцированный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:
а) если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;
б) если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли;
в) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;
г) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли.
В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру производства (а соответственно и на состав прибыли по уровню ее налогообложения), можно снизив среднюю ставку налогообложения прибыли повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его эффект (при прочих равных условиях).
2. Дифференциал финансового левериджа (КВРа - ПК), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.
Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию), т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.
Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.
3. Коэффициент финансового левериджа или плечо рычага (ЗК : СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.
Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который мультиплицирует (пропорционально мультипликатору или коэффициенту изменяет) положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, прирост коэффициента финансового левериджа мультиплицирует еще больший прирост его эффекта (положительного или отрицательного в зависимости от положительной или отрицательной величины дифференциала финансового левериджа). Аналогично снижение коэффициента финансового левериджа будет приводить к обратному результату, снижая в еще большей степени его положительный или отрицательный эффект.
Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном коэффициенте финансового левериджа положительная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.
Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.
Знание механизма воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.
Соотношение собственного и заемного капитала является одним из главных факторов, позволяющих максимизировать рыночную стоимость компании. Для обоснования оптимальной структуры капитала используются различные методы. Наибольшую известность и применение в мировой практике получили статистические модели, обосновывающие существование оптимальной структуры капитала. Согласно данным моделям решение о выборе источников финансирования принимается исходя из оптимальной структуры капитала[10].
При разработке оптимальной структуры капитала необходимо исходить из того, что она имеет оптимальный уровень финансовой зависимости и что такая структура капитала находится в большой зависимости от степени делового риска, присущего данному промышленному сектору, т.е. необходимо учитывать деятельность конкретно взятой компании, т.к. даже внутри одной отрасли компании могут иметь различную оптимальную структуру капитала.
Точка безразличия - это такое значение EBIT, при котором чистая прибыль на акцию будет одинаковой независимо от выбранной предприятием схемы финансирования своей деятельности
В точке безразличия уровень эффекта финансового рычага равен нулю:
- либо за счет нулевого значения дифференциала (когда рентабельность активов равна цене привлекаемых кредитных ресурсов)
- либо за счет нулевого значения плеча финансового рычага (когда не используются заемные источники финансирования)
При выборе структуры источников финансирования необходимо учитывать следующие факторы:
- При значениях EBIT, превышающих уровень безразличия, финансирование с высокой долей заемных средств позволит руководству предприятию получить более высокую прибыль, принадлежащую акционерам
- При значениях EBIT ниже уровня безразличия, например, при минимуме заемных средств, также можно получить более высокую прибыль на акцию
Чем больше реальное значение EBIT превышает значение EBIT в точке безразличия, тем выгоднее для предприятия финансирование посредством заемного капитала. При этом выгода тем больше, чем ниже вероятность снижения EBIT в течение срока действия долговых обязательств.
Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия являются одним из факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала. Кроме этого, необходимо учитывать стадию жизненного цикла предприятия. Задачей руководства предприятия является определение момента проведения комплекса мероприятий по укреплению финансово-экономической стабильности функционирования предприятия с учетом организационно-экономических особенностей этапа жизненного цикла и, возможно, начала преобразований, связанных с переходом в новое качественное состояние. Учет конъюнктуры финансового рынка позволяет проследить изменение стоимости заемного капитала. Уровень рентабельности операционной деятельности формирует кредитный рейтинг предприятия. Уровень налогообложения прибыли обуславливает разницу в стоимости собственного и заемного капитала. Также необходимо учитывать финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, уровень концентрации собственного капитала, отношение кредиторов к предприятию, коэффициент операционного левериджа, конъюнктуру товарного рынка и т.д.[11]
Итак, каждая корпорация стремится достичь оптимальности в соотношении между источниками финансирования, так как структура капитала влияет на его стоимость. Увеличение задолженности может повысить риск фирмы, насторожить инвесторов относительно способности фирмы расплатиться со своими кредиторами. Это, в свою очередь, может повысить стоимость капитала. При разработке политики в области структуры капитала управляющие корпорацией ставят перед собой определенную цель. Она состоит в увеличении части долга, если необходимые средства выгоднее приобрести в кредит. В другом случае корпорация предпочтет финансированию расширение своей деятельности путем выпуска новых акций. В связи с этим особое значение имеет показатель, который называется финансовый леверидж, т.е. использование ссуд или привилегированных акций для формирования фондов корпорации.
Таким образом, мы можем выделить следующие факторы, оказывающие влияние на выбор структуры источников финансирования деятельности:
- Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия, определяющие структуру его активов и степень их ликвидности
- Стадия жизненного цикла и темпы роста предприятия
- Конъюнктура товарного рынка
- Уровень рентабельности операционной деятельности
- Уровень налогообложения прибыли
- Уровень концентрации собственного капитала
- Конъюнктура финансового рынка
- Финансовая гибкость руководства предприятия
- Отношение кредиторов к предприятию
Глава 2 Анализ цены и структуры капитала на примере конкретной организации
2.1 Анализ капитала организации и его структуры
Основные направления деятельности ОАО «Фирма АРИАР».
· Синтез и создание новых высокоэнергетических материалов и технологий их производств
· Высокопредохранительные взрывчатые вещества углениты (высокопредохранительные ВВ V, VI классов) и др.;
· Газогенерирующие установки, в том числе для нужд нефте- и газодобывающей промышленности
· Ультрадисперсные алмазы и технологии их применения смазки и присадки, полировальные составы, технологии нанесения кластерных износостойких покрытий.
· Средства пожаротушения: порошковые огнетушители, установки импульсного пламяподавления, системы объемного пожаротушения, источники холодного газа, станции перезарядки огнетушителей, огнетушащий порошок.
· Строительные и изоляционные материалы: кирпичи на основе кремнезема (93-97 % песка); базальтовая вата; антикоррозийные мастики и лаки, клеи, компаунды для ремонта бетонных сооружений.
· Приборостроение, средства измерения и автоматизации: датчики (ультразвуковые, тензометрические), преобразователи, измерительные комплексы, комплексы дефектоскопии, автоматизированные рабочие места.
· Медицинские препараты: биостимуляторы, пищевые добавки, экстракты, бальзамы, трансдермальные терапевтические системы, субстанции лекарственных средств, таблетированные средства из природного, экологически чистого сырья.
· Композиционные материалы: трубы; жгуты для прокладки телефонного кабеля и прочистки каналов связи; телескопические мачты, лестницы, носилки; стеклопластиковые трубы; стеклопластиковые муфты соединительные для силовых кабелей.
· Парфюмерно-косметические изделия: крема, шампуни, духи, одеколоны, лосьоны.
· Проектирование и тиражирование мини-заводов со сдачей "под ключ" производство медицинских препаратов, пищевых продуктов из растительного и животного сырья; переработка сельскохозяйственной продукции; комплексы оборудования для дозирования и смешения сыпучих и жидко-вязких веществ; комплексы оборудования для непрерывной намотки стеклопластиковых изделий; производство промышленных взрывчатых веществ; производство кирпича на основе кремнеземов; производство теплоизоляционных материалов; производство битумных мастик; производство жидких нитроэфиров и др.
Состав и размещение имущества в стоимостном выражении, источники его образования на какую- либо отчетную дату характеризуют имущественное положение предприятия. К имуществу относят внеоборотные и оборотные активы, стоимость которых отражена в I и II разделах бухгалтерского баланса. Для изучения имущества предприятия, динамики стоимости и состава имущества, его структуры составляют аналитические таблицы, которые позволяют провести горизонтальный и вертикальный анализы, оценить степень и тенденции изменений. Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Проанализируем структуру актива баланса ОАО «Фирма АРИАР» за 2006 – 2008 гг.
Из данных табл. 2.1 следует, что стоимость имущества предприятия за 2007 год снижается с 46205 тыс. руб. до 24233 тыс. руб., т.е. на 21975 тыс. руб. или 52,45 %. Это обусловлено в основном снижением суммы оборотных активов предприятия на 21916 тыс. руб., так и снижением стоимости внеоборотных активов на 56 тыс. руб. или 2,69%.
Таблица 2.1
Оценка динамики активов ОАО «Фирма АРИАР» за 2006-2008 гг.
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Изменение (+,-), тыс. руб. |
Темп изменения, (%) | ||||
2006 г. | 2007г. | 2008г. | 2007г. к 2006 г. | 2008 г. к 2007 г. | 2007 г. к 2006г. | 2008 г. к 2007г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Основные средства | 2080 | 2024 | 1960 | –56 | –64 | 97,31 | 96,84 |
Готовая продукция и товары | 20567 | 6734 | 21259 | –13833 | 14525 | 32,74 | 315,70 |
Дебиторская задолженность | 13983 | 13391 | 16557 | –592 | 3166 | 95,77 | 123,64 |
Денежные средства | 9575 | 2084 | 1269 | –7491 | –815 | 21,77 | 60,89 |
Итого активов | 46205 | 24233 | 41045 | –21975 | 16812 | 52,45 | 169,38
|