Содержание
1. Понятие и сущность холдинговых структур
1.1 Теоретические основы холдинговых структур
1.1.1 Понятие холдинга и холдинговых отношений
1.1.4 Договор о создании холдинга
1.1.5 Государственная регистрация холдингов
1.1.6 Порядок государственной регистрации холдинга
1.1.7 Государственный реестр холдингов
1.1.9 Консолидированные учет и отчетность холдинга
1.1.10 Ответственность участников холдинга
1.2 Финансовая политика РФ и холдинговые структуры
2.Регулирование деятельности холдингов в России
2.1 Государственное управление холдингами
2.2 Организация государственного контроля за деятельностью холдингов
3. Отечественный опыт деятельности холдингов, основные проблемы
Список использованной литературы
Введение
Характерными чертами современной ситуации в российском обществе являются нестабильность его экономической сферы и неустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результате проведения реформ.
Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Холдинговые компании демонстрируют свою жизнеспособность и, в сущности, становятся буфером между макро- и микроэкономикой. В частности, рыночная экономика не мыслима без развития инвестиционных процессов как в макро- так и микроэкономику. И преодоление инвестиционного дефицита, осуществление инвестиционного прорыва становится возможным при создании холдинговых компаний.
Особенность деятельности холдинговых компаний является установление оптимального соотношения централизованного управления и свободы действия входящих в него предприятий, разграничения сфер влияния, границ вмешательства и не вмешательства в деятельность друг друга.
Холдинговые компания сегодня выступают защитниками интересов не только своих акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности организации и управления холдинговыми компаниями и их активная позиция позволяют говорить об их реальной возможности влияния на устойчивость дальнейшего развития рыночной экономики.
Анализ работ свидетельствует о том, что проблемы развития холдинговых компаний и их роль в развитии рыночных отношений, в целом - не осталась вне поля зрения исследователей, и начало ее исследования можно соотнести с первым этапом их образования в российских условиях. Однако данный работы касаются в большей степени проблем зарождения первых холдингов а также организационно-правовым вопросам существования холдинговых структур. Мы же в своей работе попытаемся проанализировать сущность и природу холдингов, современное развитие холдинговых структур в РФ, а также их современные проблемы.
1. Понятие и сущность холдинговых структур
1.1 Теоретические основы холдинговых структур
1.1.1 Понятие холдинга и холдинговых отношений
Холдинг - совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами1.
Холдинг принципиально свободен в выборе своей правовой формы, а также местонахождения (домициля). Долевое участие не ограничивается долями с правом голоса или участием в капитале предприятий с различными правовыми формами.
Рис. 1.. Основные признаки холдингов
Холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:
преобладающего участия головной компании, являющейся хозяйственным обществом или хозяйственным товариществом, в капитале других юридических лиц, также являющихся хозяйственными обществами или хозяйственными товариществами, с оформлением путем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества - участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания, либо вступления в силу договора о таком праве между участником холдинга и головной компанией. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (головной компании, участника холдинга) понимается владение собственником, головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общества предопределять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом2;
договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами, товарищами) других юридических лиц - участников холдинга;
решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными унитарными предприятиями, а также акционерными обществами с контрольным пакетом акций, закрепленным в государственной собственности, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.
Участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора).
Дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.
1.1.2 Создание холдинга
Моментом
возникновения
холдинговых
отношений
считается3:
внесение
записи в реестр
акционеров
акционерного
общества (запись
по счету депо)
о владении
акционерами
(участниками)
акциями (долями),
обеспечивающими
им преобладающее
участие в капитале
участника
холдинга;
вступление
в силу соответствующего
договора для
холдингов,
образованных
в соответствии
с договором;
внесение
соответствующих
изменений в
уставы участников
холдинга, являющихся
унитарными
предприятиями,
на основании
решения, принятого
собственником
имущества
указанных
предприятий.
Головная компания и участник холдинга приобретают права и обязанности, вытекающие из холдинговых отношений (за исключением случаев возникновения холдинговых отношений в силу договора), с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе участника холдинга. Внесение записи в устав участника холдинга осуществляется в течение 6 месяцев с момента приобретения головной компанией акций (долей), обеспечивающих преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга.
Если в течение 6 месяцев не внесена запись в устав участника холдинга, холдинг считается созданным без данного участника.
1.1.3 Ликвидация холдинга
Ликвидация холдинга осуществляется в случае4:
вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании холдинга;
ликвидации
головной компании
или всех участников
холдинга по
основаниям,
предусмотренным
законодательством
Российской
Федерации;
отчуждения
головной компанией
всех пакетов
акций, долей
участников
холдинга,
обеспечивающих
преобладающее
участие в их
капитале;
расторжения
(прекращения)
договора между
участниками
о создании
холдинга;
прекращения
договора между
головной компанией
и акционерами
(участниками,
товарищами)
других юридических
лиц - участников
холдинга;
отмены
решения (правового
акта), принятого
в пределах
своей компетенции
собственником
имущества
унитарного
предприятия,
если все участники
холдинга являются
унитарными
предприятиями.
1.1.4 Договор о создании холдинга
Договор о создании холдинга должен определять:
наименование холдинга;
цель создания холдинга и основные виды его деятельности;
реквизиты головной компании;
порядок осуществления головной компанией функций управления холдингом;
обязательства участников холдинга по объединению их активов в целях обеспечения его деятельности;
срок действия договора;
условия вхождения в холдинг и выхода из холдинга;
порядок ликвидации холдинга;
иные установленные настоящим Федеральным законом положения.
Договор между участниками договорного холдинга может содержать следующие положения:
включение расходов на содержание головной компании в части управления холдингом в себестоимость продукции (работ, услуг) участников холдинга;
передача части прибыли участников холдинга головной компании, в том числе в случае, если головная компания не участвует в уставном капитале холдинга;
согласие участников холдинга на приобретение холдингом статуса консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам.
Договор о создании холдинга должен быть утвержден собранием акционеров или участников юридических лиц - участников холдинга, если иной порядок не установлен учредительными документами этих юридических лиц.
Договором о создании холдинга не может быть установлен запрет для участников холдинга на выход из холдинга на срок, превышающий три года.
В случае наличия между участниками договорного холдинга кроме договорных отношений иных холдинговых отношений, а также в случае, если хотя бы два участника холдинга владеют более чем пятьюдесятью процентами акций (более половины долей в капитале) друг друга, договор должен определять, какой из участников холдинга является головной компанией.
Иные условия договора о создании холдинга устанавливаются его участниками самостоятельно, исходя из специфики деятельности, целей и задач образуемого холдинга, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.1.5 Государственная регистрация холдингов
Холдинги, приобретающие статус консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам, подлежат государственной регистрации5.
Государственная регистрация холдингов, приобретающих статус консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный государственный орган). Уполномоченный государственный орган ведет единый банк данных - государственный реестр холдингов, содержащий все необходимые сведения о государственной регистрации холдингов.
1.1.6 Порядок государственной регистрации холдинга
1.
Порядок государственной
регистрации
холдинга
устанавливается
Правительством
Российской
Федерации.
2. Для
осуществления
государственной
регистрации
холдинга его
головная компания
представляет
в уполномоченный
государственный
орган следующие
документы:
заявку на регистрацию холдинга;
договор (договоры), на основании которого возникли холдинговые отношения (в случае возникновения холдинга в силу договора), или (документы, подтверждающие преобладающее участие головной компании в уставном капитале других участников холдинга (в случае возникновения холдинга по данному основанию);
нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;
справку из налогового органа об отсутствии задолженности головной компании по налогам и сборам за предшествующий налоговый период.
В результате рассмотрения документов уполномоченный государственный орган в месячный срок принимает одно из следующих решений:
об отказе в государственной регистрации холдинга;
о государственной регистрации холдинга.
Не допускается отказ в государственной регистрации холдинга по мотивам нецелесообразности его создания.
Государственная регистрация холдинга подтверждается выдачей головной компании свидетельства установленного образца. Государственная регистрация холдинга дает право головной компании на обращение в соответствующий налоговый орган для перевода всех участников холдинга на консолидированную налоговую обязанность.
Отказ в государственной регистрации холдинга может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.1.7 Государственный реестр холдингов
Уполномоченный
государственный
орган ведет
единый банк
данных - государственный
реестр холдингов.
Государственный
реестр холдингов
должен содержать
все необходимые
сведения о
государственной
регистрации
холдингов.
1.1.8 Управление в холдинге
Управление
в холдинге
осуществляется
головной компанией6.
Управление
в холдинге -
осуществление
головной компанией
действий по
управлению
собственностью,
контрольными
пакетами акций
(долей), инвестиционной
и производственно-хозяйственной
деятельностью
юридических
лиц, входящих
в холдинг, а
также иных
предусмотренных
нормативными
правовыми
актами Российской
Федерации
действий.
Головная компания
имеет право
на: проведение
единой инвестиционной,
технологической,
производственно-хозяйственной,
финансовой
и научно-технической
политики холдинга;
утверждение планов перспективного производственного и социального развития холдинга;
определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности холдинга;
определение направлений использования прибыли и других финансовых источников участников холдинга;
представление
отчетности
об итогах
финансово-хозяйственной
деятельности
холдинга в
порядке, установленном
законодательством;
утверждение
форм отчетности,
отражающих
производственно-хозяйственную
деятельность
участников
холдинга.
Государство
обеспечивает
благоприятные
условия для
организации
деятельности
холдинга, в том
числе для привлечения
инвестиций.
1.1.9 Консолидированные учет и отчетность холдинга
1. В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, договором о создании холдинга, участники холдинга могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс холдинга.
Холдинг может быть признан консолидированной группой налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам на основании заявления головной компании в соответствующий налоговый орган. Холдинги, возникающие в силу договора, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков не ранее чем через год после вступления в силу договора7.
Консолидация
налоговой
обязанности
по региональным
налогам и сборам
осуществляется
для участников
холдинга, имеющих
местонахождение
на территории
одного субъекта
Российской
Федерации.
Признание
холдинга
консолидированной
группой налогоплательщиков,
а также особенности
налогообложения
операций между
участниками
холдинга
устанавливаются
Налоговым
кодексом Российской
Федерации.
Ведение
сводных (консолидированных)
учета, отчетности
и баланса холдинга
осуществляется
головной компанией
по месту ее
государственной
регистрации.
Ответственность
за ведение
консолидированных
учета и отчетности
перед государственными
органами несет
головная компания.
1.1.10 Ответственность участников холдинга
Участники
холдинга не
несут ответственность
по долгам головной
компании8.
Головная
компания, которая
имеет право
давать участнику
холдинга обязательные
для исполнения
им указания,
отвечает солидарно
с участником
холдинга по
сделкам, заключенным
участником
холдинга во
исполнение
таких указаний.
В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.
Участники холдинга вправе требовать возмещения головной компанией убытков, причиненных по ее вине участнику холдинга.
1.2 Финансовая политика РФ и холдинговые структуры
В сложных условиях, возникших в результате финансового кризиса в России, необходимость проведения эффективной финансовой политики предстает как одна из главных и неотложных задач. Она имеет и глобальный аспект: экономическая дестабилизация в стране приобретает угрожающий характер. Реального успеха финансовой политики можно добиться только при наличии политической воли, отлаженного аппарата управления, политико-идеологической и пропагандистской поддержки. Для реализации программы финансовой политики необходимы энергичные, акцентированные шаги и создание достаточно стройной системы органов управления. В последнее время на основе накопившегося за несколько лет опыта выдвигается положение о том, что ключевым элементом финансовой стратегии России должен стать курс на создание вертикально-интегрированных компаний - холдингов.
Вместе с тем, сторонники высказанной идеи полагают, что реализация национальной программы финансовой политики столкнется с противодействием влиятельных внешних и внутренних кругов и представителей интересов различных групп. Очевидно не все необходимые предпосылки успешной финансовой политики имеются на сегодняшний день. В связи с этим могут быть предложены различные тактические подходы. Предлагается выделение трех вариантов или трех этапов финансовой политики России - паллиативного, умеренно-радикального и радикального9.
Паллиативный вариант представляет собой исходную ступень реализации национальной программы финансовой политики. На этом этапе мероприятия носят "ограниченный", предварительный характер. Все прежние попытки финансовой политики носили либо паллиативный, либо скрытый характер, когда управление хозяйственными процессами осуществлялось и неофициальными путями. Паллиативная политика не даст существенного общехозяйственного результата. Ее цель -"спасение" ключевых хозяйственных комплексов, систем и объектов, которые станут опорными пунктами дальнейших действий. На этом этапе могут быть сформированы команды управления, опробованы основные механизмы и инструменты финансовой политики. Этот этап может рассматриваться как подготовительный.
Умеренно-радикальный вариант финансовой политики предполагает глубоко эшелонированную систему мероприятий в условиях определенной общеполитической поддержки. Он реализуется в целом на фоне существующей макроэкономической парадигмы: финансовая стабилизация, открытость и конвертируемость рубля. Целесообразно усиление давления на "оффшорный" сектор экономики, возможны меры по усилению таможенной защиты. Последнее, однако, немедленно столкнется с противодействием западных стран.
Главное отличие радикального варианта финансовой политики от умеренного заключается в кардинальной смене макроэкономической парадигмы и означает переход к ограничению конвертируемости, управляемой инфляции, "разделение" валютного курса. Данный сценарий - наиболее последовательный и эффективный, поскольку позволяет остановить отток и распыление инвестиционных капиталов, поставить под контроль основные финансовые потоки. Однако он столкнется с большим сопротивлением как в стране, так и за рубежом, вызовет трудноразрешимые проблемы бюрократического характера10.
Разработка программы финансовой политики может проводиться по следующей схеме. В первую очередь необходимо проанализировать страновые и отраслевые модели финансовой политики.
I. Типы моделей финансовой политики
Модель последовательного развития секторов промышленности (Япония, Южная Корея)
Холдинговая модель создания производственных структур
Модель финансово-промышленного альянса ФРГ
Модель стратегического планирования в корпоративном секторе США
"Открытая" модель стран Латинской Америки
II. Типы организационных форм и корпоративных структур
Европейские холдинги, концерны и финансово-промышленные альянсы (Франция, Италия, ФРГ).
Вертикально-интегрированные компании и корпорации (США, Великобритания)
Финансово-промышленные группы (Япония, Корея)
Российская модель финансовой политики должна разрабатываться как с учетом зарубежного, так и отечественного опыта. Здесь следует отметить, что российская экономическая система имеет свои собственные и весьма "инерционные" особенности. В этой связи целесообразно опираться на позитивные моменты собственного опыта реализации крупных инвестиционных и промышленно-технологических программ.
Корпоративная стратегия требует новых ясных идей и принципов.
Гражданский кодекс РФ представляет достаточно возможностей для формирования эффективных корпоративных структур. Трудность заключается в другом: утрате управленческих идей и воли, навыков управления большими хозяйственными системами. Ведь корпоративный мир требует своей идеологии, кадровой элиты, и легенды успеха ("success story"). "Техноструктура"- управленцы и инженеры крупных корпораций - давно стала одним из факторов стабильности гражданского общества.(Это понятие было введено Раймоном Ароном).
Варианты финансовой политики могут быть подготовлены во "внутренней" и "внешней" редакции. Концептуальная часть может быть дополнена детальной программой, "доведенной" до конкретных территориальных и отраслевых комплексов. Возможна подготовка различных по стилистике обращений и текстов для внутренней и внешней аудитории, органов печати и публичных выступлений. Необходима апробация и обкатка концепции в различных кругах и группах. Предварительный зондаж показывает, что излагаемый подход к программе работ по разработке финансовой политики находит определенную поддержку среди некоторых влиятельных финансовых и политических группировок11.
Подготовка действующих вариантов финансовой политики требует глубокой проработки самых разнообразных аспектов финансовой политики, мозговых штурмов и углубленного анализа.
Важнейшим аспектом новой финансовой политики России, вероятно, станет стратегия на создание вертикально интегрированных компаний, способных обеспечить выживание, а в перспективе - и развитие промышленно-технологического потенциала страны.
Современные планово-аналитические технологии (в частности, техника компьютерного моделирования финансовых и товарных потоков) позволяет сформировать "общую картину" функционирования как крупнейших финансово-промышленных групп, так всей финансовой политики России. На этой основе могут быть сформированы инструменты и система стратегического управления развитием промышленного комплекса РФ. Технология управления финансовыми потоками позволяет решать и другую важную задачу. Создаваемая (или реорганизуемая) структура может быть "проверена" в различных экономических режимах еще до практической реализации проекта. Полученные данные могут применяться для обоснования индикативных планов и контроля за их выполнением. Они могут использоваться и на переговорах с руководителями предприятий, проводимых в интересах финансовой политики России. Технология управления финансовыми и товарными потоками реализуется на базе небольших мобильных групп экспертов с минимальными затратами времени и средств. Таким образом, программа финансовой политики России может быть поставлена на эффективную планово-аналитическую основу12.
Одно из перспективных направлений финансовой политики - наведение порядка в корпоративном секторе экономики. Здесь находится и важный резерв экономического роста. Опыт консультирования российских частных банков и предприятий часто свидетельствует об отсталости мышления, бюрократизации и организационной неразберихе на всех уровнях управления этих организаций. Аналогичная ситуация наблюдается и на бывших государственных предприятиях. Вертикально интегрированные нефтяные компании и крупнейшие банки также не являются исключением. В результате они (и вся экономика в целом) оказались крайне уязвимы к изменениям текущей хозяйственной конъюнктуры.
Проведенные разработки и опыт практического консультирования крупных компаний и банков свидетельствует о том, что существует реальная возможность существенно повысить качество и оперативность решений в области формирования вертикально интегрированных структур, а в дальнейшем- наладить контроль за их деятельностью и выполнением согласованных программ. Это достигается на основе современных технологий управления финансовыми потоками. Особенность этих технологий заключается в том, что они позволяют воссоздать общую картину функционирования хозяйственного объекта. В ряде случаев это удается даже на основе неполных, неточных или искаженных данных.(Разумеется, качественная исходная информация всегда предпочтительнее).
В рамках технологии управления финансовыми потоками хозяйственный комплекс представляется в виде наглядной картины товарно-финансовых потоков, формирования и распределение прибылей и других процессов. При этом выделяются главные, определяющие потоки и параметры. Этого обычно достаточно для наблюдения за текущей хозяйственной ситуацией на фирме, анализа основных вариантов ее поведения. Такие схемы и модели максимально "разгружаются" от второстепенных деталей.
Конкретно это выглядит следующим образом. На экране компьютера формируется организационная схема создаваемого холдинга. На входы и выходы "подаются" финансовые и товарные потоки - объемы продаж, затрат, заработной платы и пр. Проектируемая структура обычно весьма близка к реальной конфигурации объекта. Она включает материнскую фирму дочерние предприятия, вспомогательные объекты и пр. Они связаны стрелками, указывающими направление товарных и финансовых потоков. В результате появляется возможность найти рациональную структуру холдинга путем перебора основных альтернативных вариантов. Возможно и моделирование агрегированных связей между предприятиями и их группами (отраслями) - подход, позволяющий выходить на общехозяйственный уровень, но не с макроэкономической, а с конкретно-хозяйственной точки зрения.
В штабном офисе может поддерживаться компьютерная модель каждой крупной группы или холдинга. Такие модели весьма компактны - они умещаются на одной странице большого монитора (17"). Предлагаемый подход по эффективности значительно превосходит любую обычную аудиторскую, "бумажную" или традиционную компьютерную технологию. Громоздкие вычислительные центры не способны справиться с задачами данного класса. В то же время небольшие мобильные группы экспертов, "вооруженные" современными программными пакетами, способны решать весьма масштабные аналитические задачи.
Рассматриваемый подход, основанный на аналитическом контроле за деятельностью крупнейших хозяйственных субъектов, открывает путь и к решению других ключевых задач структурно-инвестиционной политики: осуществлению бюджетно-налоговой политики, политики цен и доходов, формированию отраслевых программ. Однако исходным пунктом структурно-инвестиционной политики является формирование долгосрочных стратегических и инвестиционных приоритетов. Цель данной стратегии - увеличение доли национальных компаний на внутренних и внешних рынках, максимальное освоение внутреннего платежеспособного потенциала, рост продаж, инвестиций и налоговых поступлений.
Данный подход встретит определенное понимание у некоторых крупнейших финансово-промышленных групп, которые давно испытывают определенный дискомфорт, связанный с неразберихой и непредсказуемостью, усилением позиций иностранных конкурентов. Многие регионы аналогичную политику фактически уже осуществляют (Москва, Татария). Свидетельством этого является создание платежного пула крупнейшими российскими банками. Однако данная стратегия требует выработки общей логики средне- и долгосрочного планирования, совместного анализа хозяйственной ситуации, весьма тонких многосторонних переговоров. Для реализации этой программы необходима четкая картина функционирования крупнейших народно-хозяйственных объектов. Дело в том, что конкретные цели и договоренности должны выражаться в конкретных цифровых выкладках, схемах и планах.
Такой подход может стать особой аналитической базой национальной системы стратегического управления финансовой политикой. В конечном счете возможна (и желательна) организация взаимодействия с планово-аналитическими центрами крупнейших фирм России. Это приведет, по существу, к реализации дирижистского варианта общехозяйственного планирования и созданию достаточно эффективной системы стратегического управления народным хозяйством РФ.
Стратегическое управление может быть переложено на язык конкретных цифр. К примеру, "целевая функция" финансовой политики может выражаться в следующих параметрах - росте оборота, росте налоговых поступлений, увеличении доли национальных фирм на внутренних и внешних рынках. При этом на первых порах может быть выделена ограниченная группа компаний. Главное - добиться конкретных количественных и качественных результатов13.
В рамках политики цен и доходов необходимо стремиться к "разумному" соотношению затрат и доходов, созданию обстановки предсказуемости и стабильности. Ведь за последние годы одни отрасли были буквально вытеснены другими. Ключ к политике цен и доходов также заключается в формировании крупных централизованных хозяйственных объединений. Ведь добиться разумного "рационирования" цен и доходов можно лишь через крупные "квази-плановые" структуры типа вертикально интегрированных компаний и холдингов. Возможным механизмом может стать рекомендательное нормирование финансовых затрат (подкрепленное мерами структурной политики). Например, условием каких-либо централизованных инвестиций или льгот может являться выход на определенную структуру себестоимости. Все более актуальной становится задача "расшивки" платежных цепочек и платежных заторов. Объектом политики цен и доходов могут стать и консолидированные финансовые потоки, связывающие отрасли, предприятия и регионы.
Таким образом, объектно-ориентированные методы весьма перспективны и для решения более общих задач структурно-инвестиционной политики. Главное преимущество заключается в том, что они позволяют увидеть общую картину функционирования хозяйственных систем. В отличие от традиционных подходов (например, межотраслевых балансов) данные системы ориентированы на конкретные объекты различного масштаба (территориальные комплексы, отрасли, группы компаний или отдельные предприятия). Данная технология может быть положена в основу как концептуальной, так и конкретно-хозяйственной проработки всех основных аспектов финансовой политики России.
2.Регулирование деятельности холдингов в России
2.1 Государственное управление холдингами
Специфика государственного управления функционированием холдингов, определяется прежде всего высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления холдингами со стороны государства.
Непосредственное участие в управлении холдингом зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале холдинга. Таким образом, холдинги разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей.
Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства над холдингов:
создание холдингов из государственных предприятий с участием в ней уполномоченного банка, в обмен на внесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонных предприятий;
за счет передачи в траст центральной (управляющей) компании холдингов имеющихся у государства акций оборонных предприятий, в том числе и с правом последующего опциона;
управление временно закрепленным за государством или приобретенным на фондовом рынке пакетом акций предприятия-участника холдингов;
участие государства в управлении группой как обязательное требование к присвоению официального статуса холдингов14.
Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания холдингов. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций холдингов, "золотой акции", введение в Совет директоров представителя Государства.
Сочетание в рамках холдингов государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников холдингов, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.
Наиболее серьезным упущением существующего законодательства является практическая невозможность создать группу при доле государственной собственности, превышающей 25% (создание холдингов из государственных предприятий ставит вопрос о финансовом блоке группы). Это особенно существенно для предприятий и организаций с объективно высокой долей государственной собственности.
Основной формой государственного управления деятельностью холдинга может быть договор (контракт) о партнерстве и взаимной ответственности между Правительством и холдингом. В этом документе закрепляется взаимный интерес группы в выборочной государственной поддержке и интерес государства в контроле за деятельностью группы и обеспечении ей определенных народнохозяйственных результатов. Такой договор основан на возможности избирательного подхода государственных органов к различным холдингам в зависимости от их специфики и является мощным инструментом государственного управления промышленной политикой.
Принцип построения этого документа базируется на достижении баланса интересов двух сторон на добровольной основе. Любые льготы, оговоренные в договоре (контракте), должны давать явный народнохозяйственный эффект. Договор должен предусматривать механизм контроля и санкций за невыполнение обязательств, равно как гарантий со стороны обеих сторон15.
Многие потенциально активные предложения о создании холдингов на добровольной основе сегодня наталкиваются на имеющиеся ограничения по доле государственной собственности в консолидированном капитале группы. Жесткое ограничение по доле государственной собственности предприятий в случае их добровольного вхождения в холдинг имеет искусственный, а не экономически обоснованный, характер. Вполне достаточно иметь согласие соответствующих собственников (или собственника в лице государства – при вхождении в холдингов федерального предприятия) для принятия решений по составу участников групп. Аналогично, следовало бы отказаться от формальных ограничений по количеству участников и численности работающих в группах.
При совершенствовании процедуры рассмотрения ведомствами проектов холдингов следует учитывать, что действующее в настоящее время требование представления в составе пакета документа соответствующих решений общих собраний акционеров нередко затягивает процесс подготовки только формальной части проекта на многие месяцы. В этой связи целесообразно принять решение, позволяющее ведомствам на стадии рассмотрения проектов использовать протоколы и решения заседаний советов директоров или других уполномоченных органов участников холдингов. В то же время, безусловно, на момент внесения группы в Реестр решения общих собраний акционеров должны быть представлены.
Также трудно себе представить ситуацию, когда все участники холдинга являются государственными предприятиями, а именно в этом случае действует норма о том, что решение о формировании холдингов должно принимать Правительство Российской Федерации. По мнению заинтересованных министерств и ведомств, Правительство Российской Федерации на стадии формирования холдингов должно принимать соответствующие решения в случаях если:
основную часть научно-производственного потенциала группы составляют предприятия федеральной собственности;
группа имеет транснациональный характер и ее функционирование может затрагивать внешнеэкономические и политические интересы государства.
В остальных случаях (вхождение в состав холдингов отдельных государственных предприятий или акционерных обществ с той или иной долей государственной собственности) достаточным может быть согласование вхождения в холдинг соответствующего органа государственного управления.
Государственные гарантии должны представляться на основе экспертизы проектов холдингов под их реализацию или по ценным бумагам, эмитируемым группами.
Следует отметить, что большую помощь по формированию холдингов оказывает научно-аналитическая и информационная работа, проводимая соответствующими министерствами и ведомствами. Так, в 1996-99 гг. был подготовлен ряд научно-аналитических материалов, касающихся деятельности холдингов16. Прежде всего, эти разработки были направлены на решение методических вопросов создания холдингов. К основным из них относятся следующие:
концепция участия банковских структур в холдингах;
концепция и порядок передачи в доверительное управление холдингов временно закрепленных за государством пакетов акций;
концепция и порядок предоставления холдингам государственных гарантий для привлечения инвестиционных ресурсов;
проект договора о партнерстве и взаимной ответственности между холдингами и Правительством;
методические рекомендации по экономическому анализу деятельности холдингов и ее участников;
методические рекомендации по разработке проектов холдингов;
рекомендации по расширению участия финансово-кредитных учреждений в деятельности холдингов;
методические рекомендации по разработке и оценке инвестиционных программ и бизнес-планов холдингов;
система аналитических показателей оценки и анализа деятельности холдингов.
Госкомпромом России во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. №707 разрабатывается автоматизированный банк данных (АБД) финансово-промышленных групп и холдингов Российской Федерации.
Создание АБД отвечает требованиям Положения о порядке ведения Реестра холдингов РФ и предусматривает получение сведений о созданных, реорганизованных или ликвидированных холдингов, имеющих юридический адрес на территории Российской Федерации.
2.2 Организация государственного контроля за деятельностью холдингов
Особенностью взаимоотношений государства и формирующейся структуры национальной экономики в переходный период стал, вопреки экономической логике, сугубо запретительный подход к формированию крупных интегрированных структур, что не соответствует мировому опыту государственного экономического управления, опирающегося именно на поддержку крупных структур в приоритетных направлениях развития в сочетании с максимальной либерализацией их деятельности. В связи с этим встает вопрос об адекватных мировому и отечественному опыту средствах контроля над высокоинтегрированными структурами.
Основой такого контроля должен стать гибкий подход к введению ограничений на создание финансово-промышленных групп, участию в них финансово-кредитных и инвестиционных учреждений.
Основными принципами такого подхода являются:
а) согласовательный, а не однозначно запретительный характер ограничений;
б) возможность формирования холдингов путем покупки акций участников или приобретения их в траст, заключения договора о совместной деятельности, создания совместного предприятия в любой из форм акционерного общества, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в любых организационных формах (холдинг, стратегический альянс, консорциум, концерн и т. д.);
в) учет интернационализации рынка при введении антимонопольных ограничений на деятельность холдингов;
г) введение особого порядка наложения ограничений на деятельность группы в момент регистрации исходя из ее особенностей;
д) минимизация ограничений, налагаемых на формируемые имущественные отношения среди участников группы.
В то же время, либерализация возможностей формирования и деятельности холдингов должна быть сбалансирована мерами государственного контроля и возможностью введения санкций в случае нарушения установленных правил.
Для осуществления эффективного контроля за выполнением условий формирования и деятельности холдингов необходимо создание механизма, охватывающего все этапы этого процесса. Основными элементами этого механизма должны стать:
1. Анализ документов, представляемых на регистрацию холдингов.
2. Ведение реестра зарегистрированных холдингов.
3. Осуществление особого порядка статистической отчетности холдингов.
4. Проведение регулярных экспертных (аудиторских) проверок деятельности холдингов.
5. Введение в состав органов управления группы представителей федеральной и региональной администрации.
Желательно строить структуру холдингов таким образом, чтобы в ней сочетались вертикальные и горизонтальные кооперационные связи. В структуре управления группой важно предусмотреть участие представителя государства в управляющих органах группы. Перспективы развития организационной структуры холдингов должны быть связаны прежде всего с выделением в качестве самостоятельных участников конверсированных объектов, а также с укреплением имущественных отношений между участниками17.
Основой реализации инвестиционной программы должно стать сочетание в ней проектов с разным временем реализации. Необходимо наличие быстроокупаемых высокорентабельных проектов, прибыль от которых могла бы реинвестироваться в долгосрочные проекты. Каждый проект программы должен быть снабжен бизнес-планом, соответствующим международным стандартам. Наиболее реальным путем привлечения средств частных инвесторов в долгосрочные капиталоемкие проекты характерные для оборонного комплекса, является их преобразование в цепочку взаимосвязанных этапов, характеризующихся получением конечной продукции в том или ином виде.
Программа реализации продукции холдингов должна быть взаимосвязана с инвестиционной программой. Ее основными характеристиками можно считать:
рост объемов продукции, реализуемых в результате выполнения инвестиционной программы;
снижение доли военной продукции в общем объеме реализации;
рост доли наукоемкой высокотехнологичной продукции в общем объеме гражданской продукции;
увеличение разнообразия выпускаемой продукции.
Анализ проекта холдингов и учредительных документов в случае учреждения нового юридического лица позволяет осуществить первый этап контроля за деятельностью холдингов. На этом этапе выявляется целесообразность и условия государственной регистрации и перечень необходимых льгот и ограничений, регулирующий деятельность группы. Кроме того, проект холдингов позволяет определить отправную точку функционирования участников группы для определения накопленного эффекта на последующих этапах контроля18.
На следующих этапах включаются остальные из вышеперечисленных способов контроля. В порядок ведения Реестра и предоставления статистической отчетности холдингов с участием оборонных предприятий необходимо внести добавления в соответствии с особенностями этих предприятий, а именно:
учитывать образование в составе холдингов новых юридических лиц, выделившихся из состава оборонных предприятий в связи с конверсией;
отслеживать изменения в имущественных отношениях участников в результате приватизации, дополнительной эмиссии и перераспределении прав собственности;
ввести в состав статистических показателей долю продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу предприятиями-участниками, долю государственной собственности в среднем по группе.
Договорные отношения государства с холдингов, рассмотренные выше, могут рассматриваться как действенный инструмент контроля за деятельностью этих структур. Сам механизм контроля заложен в этих документах и добровольно принят обеими сторонам. Следовательно, возникает возможность создать максимально устраивающую все стороны организацию мониторинга за деятельностыо обоих субъектов и включать те меры воздействия, которые соответствуют взаимным интересам. Результатом этого мониторинга должна стать периодическая оценка активности деятельности группы, в том числе и предоставленных государственных льгот.
Кроме того, этот механизм позволяет осуществить выборочный, нестандартный подход к каждой отдельной группе. Договор о партнерстве и взаимной ответственности, Договор о трасте – все эти документы позволяют контролировать и регулировать деятельность группы не только на законной основе, но и при обоюдном согласии. Каждый из партнеров заранее знает, какие условия он на себя принимает, как его действия будут отслеживаться, какую информацию он должен предоставить и на какие показатели ориентироваться. Это позволяет как государственным органам на основе совокупности договоров, так и отдельным субъектам договорных отношений с государством, планомерно строить свою деятельность с расчетом на долгосрочную перспективу.
С точки зрения специфики остальных механизмов контроля государства за такими группами, здесь речь должна идти об обязательном участии представителя государства в аппарате управления холдингов с правом накладывать вето на управленческие решения, идущие вразрез с государственными интересами.
Очевидно, что получение информации непосредственно от заинтересованного субъекта может привести к субъективной оценке ситуации и искажению истинного положения дел. В связи с этим, целесообразно было бы задействовать и периодические независимые аудиторские проверки деятельности субъекта государственного регулирования, и непосредственный контроль за деятельностью участников со стороны представителей государственной администрации в составе управляющих органов группы. На основании выявленных результатов могут вводиться следующие санкции на деятельность холдингов19:
лишение статуса;
прекращение действия введенных мер государственной поддержки;
лишение государственного заказа;
наложение штрафа за причиненные убытки;
принудительная демонополизация в соответствии с мировыми нормами;
ограничения на цены продукции;
национализация предприятий;
прерывание договорных отношений.
3. Отечественный опыт деятельности холдингов, основные проблемы
Имеющийся опыт деятельности холдингов в России еще очень мал и не позволяет сделать однозначных и сколь-нибудь важных выводов о существенном (положительном или отрицательном) влиянии групп на процессы стабилизации экономики и развития прогрессивных структурных сдвигов в промышленности. Это объясняется слишком непродолжительным периодом их работы и небольшим удельным весом в экономике. Так, объемы инвестиций и производства промышленной продукции в рамках холдингов не превышают пока 2-3% от уровня соответствующих показателей по России в целом.
Анализ результатов деятельности ряда холдингов ("Уральские заводы", "Сокол", "Сибирь", "Драгоценности Урала", Объединенная горно-металлургическая компания") позволяет сделать вывод о положительном влиянии интеграции промышленного и банковского капиталов на общие результаты их работы. Так, в условиях общего спада промышленного производства группы в 1997 г. сумели обеспечить небольшой прирост выпуска продукции по отношению к прошедшему году при в целом стабильной численности работающих20.
Объединение капиталов позволило за рассматриваемый период на 37% увеличить объем инвестиций в производственные проекты за счет собственных и привлеченных средств. Объем реализованной продукции рассматриваемых холдингов составлял в 1997г. 116%. Важно отметить, что объем экспортных поставок данных холдингов также возрос и составлял в 1997 г. 139%. В определенной мере улучшилось финансовое состояние групп за счет сокращения размеров просроченной задолженности на 16%.
Анализ деятельности отдельных холдингов показывает, что каждой из них присуща своя специфика, отражающаяся как в процессах, так и в результатах функционирования. Эта специфика обусловлена различием в сферах деятельности, географическом и экономическом положении различных холдингов.
АООТ "Уральские заводы" оформлено около тридцати инвестиционных проектов, соответствующих международным стандартам, заключены и проплачены инвестиционные договора. Объем произведенной продукции остался на стабильном уровне 1997 г., производительность труда выросла в 1,5 раза. В 9 раз увеличился объем продукции, поставляемой на экспорт за твердую валюту. Заключены договора на поставку системы мобильной радиосвязи на сумму 135 тыс. долл., в стадии заключения еще 11 договоров на сумму около 1 млн. долл. Подписан трехсторонний протокол с участием МВД России и шведской фирмой "Ерикссон", согласно которому холдингов "Уральские заводы" передается технология производства средств мобильной и цифровой радиосвязи, будет оказана техническая помощь по организации производства в Ижевске, проведено обучение специалистов холдингов на шведских предприятиях и предоставлен беспроцентный кредит в виде системы радиосвязи стоимостью более 2 млн. долл.
Активно функционирует холдинг "Сокол" (г. Воронеж). Совет директоров, правление холдинга, руководители предприятий принимают эффективные меры по оздоровлению финансового состояния участников. Проведение взаимозачетов, использование бартера, внедрение внутренних векселей позволили снизить кредиторскую задолженность участников группы с 67 млрд., до 46 млрд. руб. в сопоставимых ценах 1999 г., на 40% сократилась дебиторская задолженность группы. Усиливается финансовый блок группы за счет создания инвестиционно-торгового банка. Созданы торговый дом, маркетинговый отдел, ведущие совместно с головной организацией единую базу данных для совершения торговых операций, более 20 торговых представительств группы (в том числе 9 – за рубежом), которые успешно работают над расширением рынка продукции группы.
Специфика деятельности холдинга "Русхим" определяется ориентацией на использование механизма доверительного управления собственностью участников. На первом этапе функционирования холдинг основной своей функцией видит восстановление платежеспособности предприятий за счет внедрения жесткой финансовой дисциплины: проводятся аудиторские проверки, вводится дисциплинарная ответственность должностных лиц, организуется повышение квалификации персонала. Задачей второго этапа является создание финансовой инфраструктуры с повышенной оперативностью реагирования на конъюнктуру товарного, финансового и фондового рынков. В обеспечение этого направления создан негосударственный пенсионный фонд и инвестиционная компания. Разрабатываются бизнес-планы для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Создание группы обеспечило возможность маневрирования ресурсами и их аккумулирования, в том числе для нужд НИОКР: в 1999 г. на цели НИОКР было выделено 1,5 млрд. руб. собственных средств.
Объем произведенной продукции участников холдинга "Драгоценности Урала" вырос по сравнению с 1996г. на 19%, а объем реализованной – на 5%. Объем экспортируемой продукции вырос в 18 раз и составил около 7 млн. долл. Некоторое снижение количества занятых и увеличение объема продукции позволили увеличить производительность труда на 19,5%. Общая прибыль выросла на 15%. При этом снизилась рентабельность промышленной продукции, что отражает общую тенденцию роста инфляции издержек, но при этом она почти в два раза превышала среднюю по промышленности России.
Следует отметить, что деятельность холдингов в России на первом этапе их становления сталкивалась с рядом объективных трудностей, тормозящих их дальнейшее развитие. Основными проблемами создания и функционирования холдингов, по мнению их участников, являются:
отсутствие нормативно установленных полномочий центральной (управляющей) компании в сфере управления деятельностью участников групп;
отсутствие механизмов, навыков и опыта перспективного (стратегического) планирования деятельности крупных структур, в том числе в аспекте маркетинга, менеджмента, финансирования, а также учета интересов федеральной и региональной политики;
сложное финансовое положение многих участников, связанное в первую очередь, с производственным и инвестиционным кризисом в стране, с высоким уровнем инфляции;
отсутствие действенной системы отношений с органами государственного управления, весомых мер поддержки со стороны Правительства Российской Федерации;
существенные препятствия по работе с финансовыми учреждениями, заложенные в механизме регистрации холдингов, в том числе ограничение на долю участия этих учреждений в активах других участников;
отсутствие адекватной законодательной базы о государственных гарантиях, залоге, трасте и т. п., облегчающей привлечение частных инвестиций в проекты холдингов;
высокая доля издержек, связанных с внутренним оборотом группы, влияющая на общий уровень рентабельности;
неотработанность процедур и механизмов создания и функционирования холдингов.
Заключение
Процесс экономических реформ в мировом сообществе, помимо России, сегодня охватил более 30 стран, и каждой из них свойственна определенная специфика, обуславливаемая характером стартовых условий, выбором пути реформирования и даже историческими и национально-культурными особенностями развития. Зарубежные экономисты подчас склонны расценивать кризисные явления позитивно, как стимулирующие процесс реформирования. Однако этот в большей степени характерно для стабильной рыночной экономике, осуществляющей, как правило, эволюционный переход из одного состояния в другое. Но в условиях переходного периода к рыночной экономике, когда еще не осуществлены ключевые реформы - «демонополизация и приватизация», глубокий кризис может «оказывать пагубное воздействие на сам экономический рост».
Особенность процесса реформирования в России связана не только с существовавшей ранее принципиально иной, плановой экономики, огромной территорией, с различной экономической потенциальной возможностью ее регионов, радикальностью перемен, но и с тем, что проведение экономической реформы было сопряжено с социально-политическим кризисом. Поэтому реформирование в России носит глобальный характер, затрагивает все области социально-экономических и политических отношений. Понятно, что «при многих переменных оптимизация действий одновременно в различных областях реформирования практически недостижима».
Холдинговые компании создаются как в процессе преобразования государственных предприятий в акционерные общества, так и при объединении предприятий среднего и малого бизнеса. С их помощью устраняются многие негативные моменты в макросфере, образовавшиеся в результате разрушения хозяйственных связей, улучшается координация и регулирование деятельности всех, входящих в состав холдинга предприятий.
Малый и средний бизнес имеет собственные специфические черты и законы развития, свои достоинства и недостатки. Для него характерна неразвитость производственной инфраструктуры, недостаточна техническая и технологическая вооруженность, здесь часто испытывают трудности с поиском поставщиков, с получением банковских кредитов. Но эти вопросы успешно решаются в условиях крупного бизнеса.
В то же время для крупного бизнеса не свойственна высокая восприимчивость к нововведениям, он лишен возможностей к быстрой переориентации на производство нового продукта, к реагированию на изменение общественных потребностей. Помимо этого, для него часто характерна жесткость организационной структуры. Но большие технические, технологические и финансовые возможности делают этот бизнес устойчивым, не говоря уже о том, что в нем может осуществляться «экономия на масштабе, на разнообразии, на трансакционных издержках и др.»".
Очевидная взаимодополняемость позитивных и негативных характеристик деятельности малого и крупного бизнеса приводит к осознанию весьма важного момента - необходимости нахождения возможностей для наиболее оптимального соединения вышеназванных параметров функционирования всего бизнеса, что и получило воплощение при образовании холдинговых компаний.
За менее чем полувековую историю существования холдингов в мировой практике была осознана их огромная значимость для развития экономики - «они позволяют реализовать задачи, не решаемые на уровне отдельного предприятия, оптимизировать связи между предприятиями и систему управления» . Холдинговые структуры могут рассматриваться и как результат экономических преобразований, и как средство для дальнейшего их осуществления в условиях транзитивной экономики.
Макроэкономическая стабилизация невозможна и без широкого развития инвестиционной деятельности, при этом именно холдинги способны обеспечивать решение данной проблемы. Холдинговые структуры одновременно ослабляют и позиции теневой экономики, и возможности для государственного вмешательства в рыночные отношения.
Список использованной литературы
Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России. М. Экономика, 2002г.
Бэнкс В., Стэнли Р. ФПГ и холдинги, проблемы функционирования и развития. М. Росмэн, 1999г.
Лысенко В.А., Старостина Г.Л. Предприятия в современной России. М. Юнити, 2001г.
Коммерсант №58 8 апреля 1999 г.
Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. — Пер. с англ. — М.: "Джон Уайли энд Санз", 1996 г., 240 с.
Обоснование выбора метода управления холдинговым предприятием. // В сб.: Социология и проблемы социально-экономического управления. Вып. 2 (16) М„ МГАПИ, 1998г.
Семь нот менеджмента. 3-е издание. М. Эксперт. 1998 г.
Томас Келлер Концепции холдинга. Обнинск. Изд. ГЦИПК 1997 г.
Томпсон А.А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент. М. Юнити. 1998 г.
Управление холдинговыми компаниями в транзитивной экономике. М., МГАПИ, 1999г. 1,0 а.л.
Федеральный закон РФ “О холдингах”. В ред. ФЗ от 13.06.01 г.
Эксперт №10 16 марта 1998 г.
Эксперт №13 6 апреля 1998 г.
Эксперт №3, 25 января 1999 г.
Эксперт №4 февраля 1999 г.
Эксперт №7 22 февраля 1999 г.
Эксперт №12 1 ноября 1999 г.
1 Федеральный закон РФ “О холдингах
2 Федеральный закон РФ “О холдингах
3 Федеральный закон РФ “О холдингах
4 Федеральный закон РФ “О холдингах
5 Федеральный закон РФ “О холдингах
6 Федеральный закон РФ “О холдингах
7 Федеральный закон РФ “О холдингах
8 Федеральный закон РФ “О холдингах
9 Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России – стр. 21
10 Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России – стр. 31
11 Эксперт №13 6 апреля 1998
12 Эксперт №13 6 апреля 1998
13 Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России. – стр.39.
14 Лысенко В.А., Старостина Г.Л. Предприятия в современной России – стр.210
15 Лысенко В.А., Старостина Г.Л. Предприятия в современной России – стр. 227
16 Эксперт №12 1 ноября 1999
17 Обоснование выбора метода управления холдинговым предприятием – стр. 82
18 Обоснование выбора метода управления холдинговым предприятием – стр. 96
19 Томас Келлер Концепции холдинга –стр420.
20 Здесь и далее публикации в журнале Эксперт