Содержание
Финансово-промышленная группа
Корпорация
Транснациональная корпорация
Холдинг
Консорциум
Конгломерат
Совместное предприятие
Картель
Синдикат
Трест
Изменения в организации и методах функционирования предприятий как субъектов хозяйствования обусловлены процессами приватизации собственности и сдвигами в системе управления, в результате которых хозяйственное управление отделилось от управления административного, а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятий.
Утверждаются новые формы интеграции хозяйствующих субъектов:
а) путем вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые заново;
б) на основе формирования горизонтальных образований.
И в первом, и во втором случаях обеспечивается необходимая координация и организационно-финансовое взаимодействие, обеспечиваются эффективные системы технологического развития, устойчивая рыночная стратегия, ресурсная поддержка корпоративных финансовых институтов.
Ниже рассматриваются основные формы интеграции предприятий, получающие свое развитие в современных условиях.
1. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА
Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала всей группы в целом и каждого из ее участников в отдельности.
Развитие ФПГ становится в нынешних условиях перспективным путем формирования современного крупного производства.
Характерной чертой нынешнего этапа развития ФПГ является их многоотраслевая направленность, что позволяет гибко и оперативно реагировать на неожиданные изменения в условиях усложняющейся рыночной конъюнктуры.
Выбор характера деятельности ФПГ, степени ее универсализации предопределяется экономической целесообразностью, с одной стороны, и степенью развитости рыночных отношений в стране, с другой.
Создание ФПГ осуществляется несколькими способами:
Добровольное объединение капиталов отдельных участников и учреждение акционерного общества, представляющего собой вновь созданную организационную структуру, со всеми экономико-правовыми полномочиями и соответствующей юридической и хозяйственной ответственностью.
Добровольная передача участниками создаваемой ФПГ пакетов своих акций в управление одному из участников группы, как правило, банку или финансово-кредитному институту.
Приобретении
одним из участников
группы пакетов
акций других
предприятий,
компаний,
организаций,
которые
в
результате
этого становятся
участниками
ФПГ.
Приобретение не всегда носит добровольный характер и может быть органически связано с процессами слияний и поглощений одних компаний другими.
ФПГ международного типа представляет собой структуру, состоящую из головной компании и отделений, филиалов, дочерних обществ в других странах. Чем выше степень интернационализации капитала ФПГ, тем при прочих равных условиях большее количество зарубежных отделений она имеет в структуре своей организации. Характерно, что за рубеж выносятся не только производственные подразделения ФПГ, но и непосредственно финансовые звенья групп, что способствует ускорению проведения финансовых операций труппой в целом, позволяет использовать местные условия рыночной конъюнктуры с максимальным эффектом (изменения соотношений валют в различных странах, темпов развития инфляции, налоговые льготы и т.д.).
ФПГ имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:
происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;
диверсификация деятельности придает большую устойчивость и конкурентоспособность в рыночной среде;
создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства;
появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей;
возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширяя масштабы деятельности и сферы влияния;
происходит перераспределение капитала между различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;
увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал.
Организационное построение ФПГ отличается децентрализацией управления при одновременном повышении эффективности организационных структур отдельных звеньев, входящих в группу, четким распределением полномочий и ответственности, надежными механизмами принятия согласованных управленческих решений. За счет включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений в структуру ФПГ, а следовательно, их приближения к непосредственному потребителю, сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в производство. Благодаря наличию единой маркетинговой службы устраняются разрывы в снабженческо-сбытовой цепочке, что способствует более быстрому обороту капитала.
Среди направлений деятельности, способствующих оживлению инвестиционного процесса, большую роль призваны сыграть:
формирование в рамках ФПГ инвестиционных компаний, создаваемых по принципу прямого финансирования, т.е. под долевые ценные бумаги;
создание за счет средств всех участников ФПГ венчурных фондов, задачей которых является финансирование наиболее рискованных инвестиционных проектов;
широкое использование механизма создания совместных, зависимых и дочерних организаций с целью органического соединения финансовых ресурсов не всех, а лишь заинтересованных и непосредственно связанных с конкретной деятельностью членов ФПГ.
ФПГ являются естественными партнерами федеральной исполнительной власти в выработке и реализации стратегической линии. Также повышают макроэкономическую регулируемость производства, вносится устойчивость в международное экономическое сотрудничество.
2. КОРПОРАЦИЯ
В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация -наиболее распространенная форма организации управления крупным производством. Это - организация или союз организаций, созданных для защиты каких-либо интересов и привилегий участников и образующих самостоятельное юридическое лицо. Основы корпоративного законодательства устанавливают за корпорацией право действовать на правах юридического лица независимо от своих владельцев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные акционеры не несут никакой ответственности за ее действия. Юридически независимое существование корпорации необходимо чтобы компания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.
Современная корпорация - это, как правило, материнская компания, с целой сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности. Поэтому принципиальное значение для деятельности корпорации имеют формы и методы управления ею.
Акционеры не руководят компанией непосредственно. Вместо этого они делегируют такое право президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают влияние на его решения различными путями и, главным образом, посредством своего права голоса.
Акции корпоративной собственности обычно являются также голосующими акциями. Акционеры избирают совет директоров, который контролирует деятельность исполнительного органа.
Одной из
важнейших
особенностей
большинства
корпораций
является
тот факт, что
их акции могут
свободно продаваться
и покупаться
на рынке.
Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики:
Привлечение капитала под крупные инвестиции.
Диверсификация и распределение риска.
В современных условиях определяющей тенденцией в управлении корпорациями становится применение как традиционных, линейно-функциональных и других структур, так и современных форм, предусматривающих переход от централизованного руководства к децентрализованным системам управления. Основные черты этого процесса: организация в компаниях отделений по видам выпускаемой продукции; введение групповых высших управляющих для координации производственно-хозяйственной деятельности нескольких отделений или компаний; подчинение функциональных органов высшему корпоративному руководству.
Децентрализация структуры управления корпорациями основана на отделении общекорпорационного уровня от производственно- хозяйственного. Возлагается ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, за конкурентоспособность продукции на аппарат управления отделениями . Для высшего руководства создаются возможности заниматься долгосрочными прогнозами, расширяющимися внешними контактами, организацией деятельности совета директоров.
В рамках корпорации права и ответственность разделяются между разными органами руководящими маркетингом, техническими разработками, снабжением, производством и сбытом.
Укрепление первичных производственно-хозяйственных звеньев, установление пределов децентрализации в корпорациях во многом объясняются необходимостью сокращения издержек производства и накладных расходов. Усилению влияния высшего звена руководства способствует более строгий финансовый контроль и тесная увязка организационной структуры управления с процессом общекорпорационного планирования производственно-хозяйственной деятельности.
Должности
высшего управленческого
персонала
корпорации
дифференцируются
следующим
образом: президент
или председатель
правления,
вице-президент,
групповой
вице-президент,
старший
вице-президент,
исполнительный
вице-президент,
председатель
исполнительного
комитета и др.
Все чаще в структуру
управления
корпорациями
вводится должность
советника
президента
или генерального
управляющего,
независимого
эксперта,
рассматривающего
дела
компании
в широком
стратегическом
плане и дающего
объективные
оценки
и рекомендации,
которые оказывают
существенное
влияние
на
положение
корпорации.
В практике управления корпорациями происходит создание суперотделений:
объединяются два или несколько отделении, и на их основе создается крупное самостоятельное подразделение корпорации
групповой аппарат в высшем звене становится органом, непосредственно управляющим производственно-хозяйственной деятельностью ряда отделений.
3. Транснациональная корпорация
Транснациональная корпорация (ТНК) представляет собой особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей свою деятельность на мировом рынке посредством заграничных филиалов и дочерних обществ. Это национальная компания с зарубежными активами, т.е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности. Образование подконтрольных зарубежных предприятий (дочерних обществ и филиалов) происходит на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями.
ТНК выступают преимущественно в форме международных трестов и концернов, которые создают обширную заграничную сеть на баз подконтрольных зарубежных предприятий. Их следует отличать от межнациональных корпораций, которые образуются в результате слияния капитала различного национального происхождения. Характерной особенностью ТНК является их производственная направленность.
Организационные структуры управления ТНК напрямую связаны с их сущностными характеристиками. Несмотря на обширную сеть зарубежных филиалов, представительств и дочерних фирм, ТНК имеют определенную страну базирования или страну официальной юридической регистрации головного офиса. Высший управленческий состав головного офиса наделен полномочиями по осуществлению контроля за всей "пирамидой" компаний, в том числе ее зарубежными подразделениями. Это придает системе управления жестко централизованный характер.
С усилением процессов децентрализации управления в национальных компаниях ТНК также пытаются внедрять новые методы управления, делегируя часть прежних функций головного офиса своим зарубежным подразделениям, и особенности в области оперативного управления.
В децентрализованных ТНК основным хозяйственном звеном становятся так называемые центры прибыли или автономные подразделения, ведущие самостоятельный учет соотношения произведенных затрат и выручки от реализации продукции, товаров, услуг своего же подразделения. В ряде случаев осуществляется разделение структуры управления до стратегическим хозяйственным центрам, в которых, помимо перечисленных выше функций контроля, осуществляется также стратегическое планирование развития данного подразделения, с учетом анализа предстоящих тенденции на рынке, конкурентоспособности продукции, маркетинговых исследований и т.д.
Вертикальная интеграция позволяет ТНК управлять как основным бизнесом компании, так и сопряженными сферами деятельности преимущественно на технологически последовательных стадиях производства. Необходимость диверсификации производства, внедрения в новые сферы деятельности вызвала изменения в структуре управления ряда ТНК. В компаниях стала успешно внедряться матричная структура управления. При этом ряд ТНК счел эту форму управления излишне громоздкой, что побудило к возврату к более простым формам вертикальных и горизонтальный связей.
4. Холдинг
Холдинговая (или держательская) компания представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка.
По характеру деятельности холдинги подразделяются на чистые и смешанные или оперативные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам, а смешанные, помимо названных, могут выполнять и разнообразные функции, связанные с предпринимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.
Холдинговые компании представляют собой не только акционерные общества Их дочерние или зависимые предприятия являются юридическими лицами с собственным уставным капиталом.
В настоящее время существуют как минимум три типа холдинговых структур: интегрированные промышленные компании; конгломераты; банковские холдинги.
Холдинг может быть создан либо в результате вычленения определенной организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих вновь созданных обществ.
В современных условиях крупные компании, в основном конгломератного типа, могут создавать и так называемые промежуточные холдинги — отдельные общества или подразделения в структуре компании, выполняющие строго определенные задачи, например патентный и лицензионный холдинг, холдинг по оказанию услуг, инвестиционный холдинг и т.д. Цель создания промежуточных холдингов или субхолдингов состоит в сосредоточении всех видов ресурсов, интеллектуального потенциала на конкретных участках работ, что позволяет с максимальным эффектом использовать вычлененные группы факторов в интересах компании. Данная тенденция особенно характерна для современных наукоемких производств.
Функционирование
холдинговых
систем на рынке
имеет ряд преимуществ
перед отдельно
взятыми компаниями:
возможность
создания замкнутых
технологических
цепочек от
добычи сырья
до выпуска
готовой продукции
и доведения
ее до потребителя,
экономия на
торговых,
маркетинговых
и прочих услугах,
использование
преимуществ
диверсификации
производства,
единая налоговая
и кредитно-финансовая
политика, возможность
варьирования
финансовыми
и инвестиционными
ресурсами в
рамках холдинговой
системы. Кроме
того, каждое
предприятие,
войдя в холдинговую
систему и получив
акции холдинга
в обмен на переданную
ему долю своих
акций, обретает
экономическую
заинтересованность
в эффективной
деятельности
всех субъектов
холдинга. Холдинговые
компании, с
одной стороны,
могут объединять
пода
своим
контролем
промышленные
и торговые
предприятия,
финансовые
институты. С
другой стороны,
функции холдинговой
компании с
помощью финансово-кредитных
рычагов могут
осуществлять
крупные
банки и иные
финансовые
институты,
охватывающие
производственные
и коммерческие
организации,
инвестиционные
фонды, страховые
компании.
Существует тенденцию к формированию так называемых холдингов-рантье, которые, управляя пакетами акций промышленных предприятий, не занимаются производственными вопросами, а специализируются на организации залоговых аукционов. Эти; компании прилагают немало усилии для захвата контрольного пакета, а потом значительная доля этого пакета распродается на залоговых аукционах по заниженным ценам. Такие холдинги создаются с участием государственного капитала, но в то же время не всегда приносят государственному бюджету реальную пользу.
Холдинговая компания может контролировать значительное число различных по сфере деятельности и принадлежности компаний, суммарный капитал которых значительно превышает активы материнской холдинговой компании. Высшим органом управления холдинговой компании является общее собрание акционеров, а в промежутках между ними - правление. Как правило, правление, состоящее из директоров каждого из дочерних обществ, направляет политику и контролирует деятельность холдинговой системы в целом в соответствии с теми пакетами акций, которыми оно владеет. Советы директоров дочерних предприятий назначаются руководством холдинга и действуют в качестве их доверенных лиц. В ведении головной холдинговой компании находятся вопросы выработки стратегии, формулировка целей развития, осуществление координационных и коммуникационных связей между субъектами холдинговой системы, единое финансовое руководство в целях оптимального распределения и использования ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторская деятельность, управление всеми видами ресурсов. Тактические вопросы деятельности компании находятся в ведении дочерних обществ, имеющих самостоятельность в принятии решений, касающихся их оперативного функционирования на рынке.
Холдинговые компании осуществляют стратегическое руководство посредством выработки рекомендаций, распоряжений и директив, участия в наблюдательном совете дочерних обществ, обладают правом вето, используют разнообразные способы руководства с помощью экономических и финансово-кредитных рычагов.
К преимуществам холдинга относятся:
1) более простой с юридической точки зрения и менее дорогостоящий способ обретения контроля над другой фирмой, чем слияние, поглощение или просто покупка активов другой фирмы;
2) при создании холдинга материнская компания учитывает добровольность и мнение дочернего общества;
3) создание зарубежных дочерних обществ, контролируемых холдингом, позволяет корпорации получить юридические основания для проникновения на рынки стран, где деятельность корпоративных структур ограничена.
Функционирование холдинговых компаний может принести максимальную отдачу для экономики в следующих случаях:
- в отраслях промышленности с высокой концентрацией производства (например, в черной и цветной металлургии);
- в отраслях, являющихся естественными монополиями (газовая промышленность, энергетика);
- в тех отраслях, где происходит конгломератная интеграция предприятий, объединенных общей технологической цепочкой (например, нефтедобыча и нефтепереработка);
- когда происходит неконтролируемая скупка контрольных пакетов акций предприятий криминальными коммерческими структурами .
Вновь созданная холдинговая компания должна быть зарегистрирована в законодательном порядке. С момента регистрации она приобретает всё права юридического лица со своим фирменным названием, знаком и печатью. Холдинги могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права. Доходы холдинговых компаний формируются за счет дивидендов на акции и процентов по иным пенным бумагам, находящимся в их портфеле, а также за счет предпринимательской деятельности (для смешанных холдингов) и той части прибыли дочерних обществ, которая перечисляется на счет холдинговой компании в соответствий со специально заключенным между ними соглашением.
В современных условиях получил значительное распространение и такой метод, как взаимное холдинговое владение акциями между различными компаниями на национальном уровне, между компаниями различной национальной принадлежности.
Холдинговая компания называется диверсифицированной, если ее дочерние общества не имеют между собой функциональных и технологических связей и относятся к разнообразным отраслям экономики. Такая холдинговая компания осуществляет исключительно финансовое управление деятельностью дочерних обществ, а все оперативные вопросы решаются управленческим персоналом каждого дочернего общества самостоятельно.
По формам собственности холдинги могут подразделяться на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры. Государственные холдинги обеспечивают выполнение разнообразных задач, ставящихся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с национальными интересами (содействие реорганизации отраслей промышленности, модернизации производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.). Государственные холдинги осуществляют свою деятельность в различных отраслях через субхолдинги, управляющие акционерными компаниями своих отраслей. Акционерные компании, управляемые государственными холдингами, Действуют на рынке в соответствии с теми же законодательными нормами, что и частные корпорации.
В современных условиях на передний план выдвигаются частные холдинговые компании или смешанные частно-государственные, при которых государство участвует в акционерном капитале частных фирм.
5. Консорциум
Консорциум представляет собой одну из форм объединений, создаваемых на основе соглашения (с образованием или без образования юридического лица) между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государственными структурами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных. Благодаря этому происходит сращивание банковского и промышленного капитала. Однако партнеры, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность; за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума. Консорциумы создаются для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности его участников.
Правовой формой консорциума с образованием юридического лица являются товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др. Они могут быть временными и постоянными. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно имеют дело с операциями по размещению займов определенной страны или группы стран, операциями с бумагами отдельных акционерных обществ для осуществления иных финансовых, коммерческих и инвестиционных операций значительного масштаба.
Консорциум, как правило, возглавляется крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглашения - консортов, разрабатывают условия займа или организации акционерного общества, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Ведущая монополия имеет обширную сеть различных филиалов и агентств обеспечивающих реализацию выпускаемых консорциумом ценных бумаг. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.
В конце 1Х — начале XX века консорциумы в основном представляли собой соглашения между банками для осуществления финансовых операций на национальном и международном рынках. В середине XX века консорциумы широко распространяются в сфере промышленности и служат целям реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных и других проектов. Так, консорциумы применялись крупнейшими объединениями промышленников для осуществления строительства атомных реакторов. Участниками консорциума могут быть частные и государственные структуры. На нынешнем этапе развития научно-технического прогресса консорциумы практикуются в отраслях, связанных с новыми технологиями, на стыке различных сфер деятельности и отраслей. Характерным для современных типов консорциумов является совместное проведение научно-исследовательских работ.
Управление консорциумом организуется таким образом, что из числа его членов избирается лидер, который координирует их совместную деятельность. Лидер представляет интерес консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности, например долевая, солидарная. Каждый член Консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.
Существенной стороной консорциумов становится их интернационализация. В частности, их целью может быть сотрудничество банков в вопросах финансирования на международной арене с целью развития мировой торговли и движения капиталов. Основная функция - размещение займов для финансирования капитальных проектов в любой стране мира. Такой консорциум также предоставляет кредиты средним и крупным экспортерам, привлекает срочные вклады во всех валютах. Состав участников и распределение паев соответствуют международному характеру консорциума, в рамках которого достигается соглашение между банковскими монополиями разных стран.
Для современных консорциумов характерно многонациональное представительство. Появились и консорциумы нового типа, в которых в качестве участников выступают целые государства, например ИНТЕЛСАТ — Международный консорциум спутниковой связи.
6. Конгломерат
Конгломерат представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм, вне зависимости от их горизонтальной или вертикальной общности. Конгломератные слияния подразделяются на несколько типов:
а) функциональные;
б) рыночно ориентированные;
в) чисто конгломератные слияния.
Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибылей, независимо от сфер деятельности. Как новейшая форма монополистических объединений, они возникли в 60-х гг. XX века и получили распространение в виде интеграции предприятий различных отраслей без всякой производственной общности. В настоящее время распространены конгломераты, объединяющие под единым финансовым контролем со стороны холдинговой компании целую сеть разнородных предприятий. Эти предприятия не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Потому профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.
Основными способами образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и коммерческой ориентации. Слияние в данном случае означает объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. Возможно три метода слияний: 1) компания А покупает активы компании Б с оплатой наличными или ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем; 2) компания А может купить контрольный пакет акций компании Б, став при этом холдингом для компании Б, которая продолжает функционировать как самостоятельная единица; 3) акции компании А могут быть выпущены специально для собственников компании Б, в результате чего компания А приобретает активы и пассивы компании Б, а компания Б теряет право на существование.
Слияние отличается от объединения, при котором новая компания образуется на основе нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания, образовавшаяся на основе объединения, берет под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний - своих составных частей, после последние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями Б, В, Г, то в результате на рынке может появиться новая компания Д, а все остальные распускаются. Несмотря на некоторые различий в механизме слияний и объединений, экономические последствия обеих операций одни и те же - создание условий для объединений деятельности под общим централизованным контролем.
Конгломераты
как новейшая
форма монополистических
объединений
появились в
период усиления
общеэкономических
тенденций к
диверсификации
производства,
быстрого роста
капиталов
крупнейших
фирм, ищущих
своего применения
на рынке, на
гребне
бурного
развития
научно-технической
резолюции, в
условиях быстро
меняющейся
конъюнктуры
рынка, динамики
спроса и предложения.
Конгломераты,
сфера деятельности
которых распространяется
на
фирмы различных,
не связанных
друг с другом
ни функционально,
ни технологически
отраслей, не
тождественны
тем не менее
диверсифицированным
концернам,
поскольку
обладают рядом
специфических
особенностей
в организации
управления.
Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются существенно большей свободой и автономией в определении всех аспектов своей деятельности, чем аналогичные структурные подразделения традиционных диверсифицированных концернов.
В условиях децентрализации в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании.
Специфика деятельности конгломерата на рынке вызывает необходимость формирования в его структуре особого финансового ядра, куда помимо холдинговой компании входят крупные финансовые инвестиционные компании. Подобные структуры конгломератов придают им большую устойчивость в конкурентной борьбе и уменьшают риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний.
Главной сферой интересов конгломератных слиянии становятся молодые передовые в технологическом отношении отрасли, связанные с производством и использованием наукоемкой продукции, технологических новинок, сверхсложной техники.
При конгломератных слияниях происходит поглощение перспективных фирм, которые обменивают свои акции на акции конгломерата на выгодных для себя условиях. Кроме того, стимулируется обмен конгломератом своих акций на акции поглощаемых фирм путем предоставления кредитов на эти цели, частичного освобождения от налогов на сумму задолженности по процентам в кредит.
Тактика покупки конгломератом различных фирм в кредит, будучи довольно успешной в периоды экономического подъема, оказывается малоперспективной во время спада производства, с наступлением кризиса, а превышение стоимости акций купленных фирм над их рыночной стоимостью усиливает вероятность обесценения акций конгломератов и их биржевого краха. В этом главная слабость монополистических объединений конгломератного типа. Создание конгломератов в странах с развитой рыночной экономикой происходит волнообразно, с чередованием периодов подъемов и спадов. Характерно, в частности, что в отличие от США, где конгломераты поглощают крупные фирмы, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний» семейных фирм,, небольших акционерных обществ смежных отраслей.
7. Совместное предприятие
Совместное предприятие представляет собой международную фирму, создающуюся двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Оно является разновидностью предприятий с иностранными инвестициями и в соответствии с действующим украинским законодательством определяется как предприятие с Долевым участием украинских и иностранных инвесторов. Важным признаком совместного предприятия следует считать наличие в числе его учредителей (участников) наряду с национальным хотя бы одного иностранного инвестора.
Появлению и распространению совместных предприятий, как одной из форм совместной и согласованной деятельности двух и более партнеров, направленной на достижение общей цели, способствовали процессы интернационализации экономики разных стран, увеличение экспорта капитала. Определенное влияние оказывают интеграционные тенденции в области специализации и кооперирования производства.
Совместные предприятия стали средством привлечения передовой иностранной технологии и современного управленческого опыта. Благодаря им облегчается экспорт капитала, в том числе в его производительной' форме, реализуются инвестиционные проекты, осуществление которых не под силу одной компании. Кроме того, освоение рынков в новых регионах легче осуществлять с помощью местных партнеров, тем более что предприятия с долевым участием иностранных и национальных инвесторов часто пользуются налоговыми льготами.
Неограниченная емкость украинского рынка, разнообразные природные ресурсы, квалифицированная рабочая сила являются привлекательными факторами для иностранного инвестирования в украинскую экономику. В соответствии с действующим законодательством совместные предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ.
Являясь международными по своей форме, совместные предприятия приобрели особый статус в стране официальной юридической регистрации. Во всех странах деятельность совместных предприятий регулируется специальным законодательством, в том числе налоговым, хозяйственным и др.
По своей организационной структуре совместные предприятия могут подразделяться на закрытые или открытые акционерные о6щества, общества с ограниченной ответственностью и т.д., при этом доля каждой из сторон в уставном капитале совместного предприятия строго оговорена в учредительных документах. Распределений прибыли происходит, как правило, пропорционально доле вложений в уставный капитал компании. Отличительной особенностью структуры управления совместным предприятием является равноправие сторон в процессах принятия решений, контроле за деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Оперативно-тактическое руководство осуществляется высшим органом управления компанией, назначаемым совладельцами совместного предприятия.
Паритетные начала управления компанией позволяют каждой из сторон извлекать наибольшую выгоду от совместной деятельности и способствовать развитию делового сотрудничества.
Структура управления совместным предприятием укладывается в рамки традиционных схем управления компаниями (функциональная, продуктовая, дивизиональная, матричная, региональная и др.), в зависимости от характера деятельности, количества сторон, принявших участие в создании компании, степени диверсификации производства и предоставляемых услуг.
Являясь достаточно гибкими организационными формами управления и имея возможность использовать опыт, финансовые и прочие ресурсы различных стран, совместные предприятия становятся своего рода точками роста новых форм хозяйствования. Использование ресурсов различных стран позволяет минимизировать расходы и максимизировать прибыль, тем самым способствуя повышению отдачи на вложенный капитал всех партнеров.
8.Картель
В течение последних десятилетий весьма распространенной формой объединения ряда предприятий одной отрасли является картель. При этой форме не ликвидируется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но заключается соглашение между участниками по ряду вопросов: цены на производимую продукцию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т.д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.
Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договоренностей: о сбыте по ценам, не ниже предусмотренных соглашением; о производстве и сбыте продукции по строго определенным нормам - квотам каждого участника в общем объеме производства или сбыта конкретного вида продукции; о разграничении рынков сбыта. Нарушение соглашения в виде превышения квоты иди вторжения в чужие сферы рынков сбыта влечет за собой уплату штрафа в картельную кассу. Картельные соглашения содержат также пункты об условиях найма рабочей силы. На более поздних стадиях развития картельные соглашения стали предусматривать патентные соглашения, договоры о взаимном обмене научно-технической информацией, ноу-хау и др.
Различают частные и государственные картели. Теоретически государственные картели должны действовать в соответствии с указаниями правительства, на основе инструкций и правил, вырабатываемых им при сильном воздействии со стороны промышленников картелированной отрасли. Частные картели основываются на соглашениях между частными собственниками и могут по своему усмотрению учитывать или не учитывать требования государственных органов власти, в зависимости от типа заключенного соглашения, места и времени основания картеля, страны, типа государственного устройства и т.д. В большинстве своем картели относятся к соглашениям международного типа, при этом только некоторые международные картели были созданы как частные монополии, большинство же являлось соглашением между национальными правительствами.
В своей современной форме картель предполагает максимизацию прибыли своих членов на основе такого распределения квот производства, при котором минимизируются затраты. Как правило, различные участники картеля осуществляют производственные функции при разном технико-экономическом уровне развития, что в конечном счете ведет к закрытию наименее эффективных производств. Традиционно частные картели могут осуществлять дотирование слабых производств.
Существенным признаком картелей является наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям. Легче всего нарушение определяется на открытых аукционах, где к нарушителям сразу же могут быть применены соответствующие санкции. Закрытые же аукционы усложняют данную процедуру, что связано с необходимостью получения главной открытой информации по изменениям квот соответствующих участников картеля и цен на их продукцию.
Обычно фирмы с низким уровнем издержек обладают более выгодными рыночными перспективами вне картельного соглашения. Если они будут определять картельную цену, то она может оказаться ниже, чем монопольная цена фирм той же отрасли. На картельную цену могут оказывать влияние и мелкие фирмы. Фирма, которая слишком мала, чтобы к ней применялось картельное соглашение, может продавать продукцию со скидкой по отношению к цене, устанавливаемой картелем. Такая малая фирма, став членом картеля, склонна поддерживать картельную цену на высоком уровне с тем, чтобы затем иметь возможность делать по отношению к ней скидку. Появление достаточно большой массы таких малых фирм ведет либо к необходимости применения к ним дисциплинарного воздействия со стороны крупных субъектов соглашения, либо, в конечном счете, разрушает само картельное соглашение.
Как правило, эффективные картели приводят к расширению емкости рынка по ряду причин. Перспективы получения сверхприбылей привлекают дополнительных субъектов рынка. Высокие цены позволяют извлекать дополнительные доходы постоянно, в отличие оттого, что происходило бы в условиях совершенной конкуренции. Имеющиеся фирмы часто вводят резервы производственных мощностей, если это способствует увеличению продаж, так как при ценах, значительно превышающих предельные затраты, дополнительные продажи компенсируют возросшие расходы фирмы. Равновесие картельных цен достигается в том случае, когда введение дополнительных производственных мощностей повышает стоимость продукции до такой степени, при которой начинается снижение прибылей до нормального уровня и, следовательно, расширение производства более не является привлекательным для производителя. Проблема ввода резервных производственных мощностей существует также для частных картелей.
Во многих странах допускается создание картелей определенных видов в соответствии с общественными интересами. Большинство индустриально развитых стран оказывает содействие экспортным картелям, которые способствуют защите национальных интересов на международных рынках. Национальный доход этих стран, таким образом, может увеличиваться в результате укрепления позиций таких картелей за рубежом. Однако если большинство стран будет проводить подобную стратегию; то это, в конечном счете, может приводить к общим для всех стран потерям.
Создание государственных картелей практически всегда сопутствует установлению импортных квот. Лицензии на импорт распределяются правительством на основе ограничений на торговлю.
В настоящее время главными целями установления импортных квот являются протекционизм и распределение дефицитной иностранной валюты. Ряд стран использует картели в качестве помощи отраслям, переживающим спад. Предприятия, находящиеся в фазе застоя, могут на один год или даже менее короткий срок создавать картели при одобрении со; стороны соответствующего государственного органа. Такой временный картель может стать одним из наименее дорогостоящих способов помощи отраслям, серьезно пострадавшим в результате общего спада в экономике. Считается, что разорение плохо работающих фирм во время подъема и экономического процветания, способствующее переливу капитала от менее эффективных к более эффективным производителям, не имеет ничего общего с финансовыми трудностями отдельных производств в период депрессии; поэтому "депрессионный" картель выполняет положительную роль в экономике.
9.Синдикат
Синдикат — организационная форма объединения, отличительной особенностью которой является заключение соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольных прибылей.
Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган — сбытовую контору. Этим достигается продажа всей однородной продукции по монопольно высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом.
В функции сбытовой конторы может входить также концентрация всех заказов с последующим распределением их между участниками соглашения в строгом соответствии с установленными квотами. Кроме того, синдикат может осуществлять закупки сырья для своих участников по монопольно низким ценам. Таким образом, концентрация торговых операций позволяет участникам синдиката получать непосредственную выгоду от закупки сырья по заниженным ценам и продажи продукции по завышенным, а также диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг и др.
Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ. Наряду с отдельными предприятиями участниками синдиката могут быть целые тресты и концерны. Последние стали играть доминирующую роль в синдикатах на поздних стадиях их развития, что было вызвано необходимостью усиления контроля над мелкими и средними предприятиями на внутреннем рынке, а также осуществления экспансии на внешний рынок.
Синдикаты вступают в конкурентную борьбу с фирмами, производящими продукцию (субститут), с предприятиями аутсайдерами. Взаимоотношения участников соглашения также носят конкурентный характер, проявляющийся, в частности, в борьбе за заказы и квоты, что, в конечном счете, ведет к ослаблению синдиката и нередко к его распаду.
В современных условиях синдикат как форма монополистических объединений одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам - конгломератам, корпорациям, концернам.
10.Трест
Трестом принято считать объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности. Основной организационной формой треста является акционерная компания. Из владельцев своего предприятия предприниматели, вступающие в трест, становятся акционерами треста, при этом их предприятия подчиняются единому руководству.
Для ограничения некоторых видов деятельности трестов в развитых странах было введено антитрестовское законодательство, Под его влиянием форма монополий начала изменяться. На смену трестам, утратившим свое значение организационной формы управления промышленностью, пришли концерны, конгломераты и иные, более развитые формы объединений.
Ознакомление с организацией треста теперь уже имеет познавательное значение. Во главе треста стояло правление, руководившее производством, сбытом продукции, финансовыми делами всех предприятий, входящих в объединение. Каждый участник треста получал определенный пакет акций в соответствии с долей внесенного капитала. Соответственно этому он получал право на участие в делах треста и на определенную долю прибыли. Более высокая, чем в картеле и синдикате, концентрация капитала обеспечивала тресту повышение уровня конкурентоспособности, а его участникам — более высокие прибыли. Однако незавершенность процесса централизации капитала в тресте выражалась в распределении общей прибыли в соответствии с долевым участием каждого члена соглашения, что препятствовало созданию единого инвестиционного фонда.
Тресты могли иметь разновидности. По уровню слияния тресты подразделялись на объединения полностью слившихся предприятий и на объединения, участники которых сохраняли формальную самостоятельность при фактическом подчинении головному финансовому центру - холдинговой компании. Кроме того, тресты могли быть образованы из предприятий одной или различных связанных друг с другом отраслей (вертикальное трестирование). Последние, представляли собой разновидность комбинатов.
Комбинаты имеют преимущества перед другими видами объединений. Во-первых, доходы комбинатов более устойчивы вследствие объединения различных отраслей и возможностей варьирования материальными, финансовыми и другими ресурсами. Во-вторых, возможность создания технологических цепочек по выпуску готовой продукции и снижения в результате этого издержек ведет к росту прибыли объединения.
Контроль над предприятиями, входящими в трест, осуществлялся при помощи контрольного пакета акций или особого доверительного сертификата.
ЛИТЕРАТУРА
Брэддик У. Менеджмент в организации.- М.: Инфра-М, 2007.- 344 с.
Виноградський М.Д., Виноградська А.М., Шканова О.М. Менеджмент в організації: навч. посібник.- К.: «Кондор», 2008.- 654 с.
Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. - М.: Русская деловая литература, 2007.- 320 с.
Менеджмент організацій: підручник/ за заг. ред. Л.І. Федулової.- К.: Либідь, 2008.- 448 с.
Нємцов В.Д., Довгань Л.Є., Сініок Г.Ф. Менеджмент організацій: навч. посібник.- К.: «УВПК ЕксОб», 2007.- 392 с.