в экономической науке
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Понятие спроса в экономической теории
Основная часть
Глава 1.Классификация спроса
1.1 Классификация спроса по X. Лейбенстайну
1.2 Разновидности функционального спроса
1.3 Нефункциональный спрос в экономической теории и его разновидности
Глава 2. Закон спроса А. Курно.
2.1 Обоснование закона спроса
2.2 Анализ А.Курно связи спроса и цены при различных рыночных ситуациях.
Глава 3. Функция полезности в трудах австрийских и немецких ученых
3.1 Кардиналистская теории полезности
3.2 Ординалистская теории полезности
3.3 Теория убывания спроса
Заключение. Влияние экономических теорий спроса на поведение современного потребителя
Список использованной литературы
Введение
Спрос в условиях рынка имеет важное значение. Интуитивное представление о спросе имеют все: это потребность в определенных благах.
В экономической теории обычно рассматривают платежеспособный спрос.
Спрос – платежеспособная потребность (количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену за определенный промежуток времени).
На спрос влияют факторы экономические, социально-технологического характера. Спрос на товар может увеличиться в результате ловкости рекламы, и изменения моды или вкуса.
Спрос на какой-либо товар характеризует желание потребителя купить то или иное количество этого товара. Именно "желание купить" отличает спрос от простого "хотенья" заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось - настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголять соседа.
Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то согласие уплатить за него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать "в обмен" на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров.
Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений. Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.
В данной курсовой работерассмотрено понятие спроса как экономической категории и классификация функционального и нефункционального спроса по исследованиям американского экономиста X. Лейбенстайна [ ], рассмотрен закон спроса, сформулированный французским математиком и экономистом А.О.Курно [ ], рассмотрены кардиналистская и ординалистская теории полезности, психологические законы поведения потребителя, предложенные экономистами австрийской школы.В связи с этим актуальность данной работы заключается в следующем: так как на теории вышеупомянутых ученых-экономистов опирается вся современная экономическая наука, были изучены многие работы и сделаны выводы о значимости и полезности данных теорий на современном этапе развития рыночных отношений и о влиянии их на поведение потребителя.
Глава 1. Классификация спроса
Существуют две специфические разновидности спроса: функциональный спрос, обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами, и нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов. Первой разновидностью нефункционального спроса является спрос, обусловленный внешними воздействиями(социальный). К наиболее значимым внешним воздействиям или эффектам относятся:
— эффект присоединения к большинству или эффект вагона; стремление людей не отстать от моды, от жизни, быть “не хуже других”, не казаться “белой вороной” вызывает, при прочих равных условиях, увеличение первоначального функционального спроса на определенную величину и соответственно смещение кривой спроса вправо. Увеличение тем больше, чем больше рассматриваемый товар покупают окружающие потребителя люди;
— эффект сноба оказывает прямо противоположное влияние на покупателя. Настойчивое желание потребителя быть исключительным, выделяться из общей массы приводит к падению спроса и соответствующему смещению кривой спроса влево, тем большему, чем большим спросом данный товар пользуется у других людей;
— эффект показательного потребления или эффект Веблена отражает такое, на первый взгляд парадоксальное, явление, как увеличение спроса на некоторый товар в силу того, что он имеет более высокую по сравнению со своими аналогами цену. Это происходит в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену на товар с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, что вызывает дополнительный спрос.
Следующей разновидностью нефункционального спроса можно считать нерациональный спрос потребителя. В эту категорию попадают все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов и желаний. Многие крупные магазины сознательно стимулируют данную разновидность спроса у такой специфической потребительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками.
Наконец, третья разновидность нефункционального спроса — cnpoc спекулятивный, хорошо известный в нашей стране. Спекулятивный спрос возникает в условиях дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение недостаточно или искусственно сокращено в- ожидании более высоких цен. Кривая спроса смещается вправо, а рыночная цена на товар возрастает.
Результирующее изменение кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупным воздействием ценовых и неценовых, в том числе рассмотренных факторов. Вместе с тем для каждого уровня цены существует такая величина спроса на товар, когда люди перестают реагировать на изменение объемов спроса остальных потребителей, т.е. каждой цене соответствует определенный объем спроса, формирующий его кривую.
1.2 Классификация спроса по Х. Лейбенстайну
Американский экономист X. Лейбенстайн разделил потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный.
Функциональным спросом является спрос на блага, который определяется исключительно потребительскими свойствами, которые присущими экономическому благу (товару или услуге). Функциональный спрос зависит oт максимизации функции полезности потребителя, он убывает или возрастает в зависимости от качеств этого блага с точки зрения потребителя, качеств, которые повышают полезность потребителя.
Нефункциональным спросом является спрос, который вызван факторами, не связанными с присущими экономическому благу качествами. То есть спрос на данное благо возрастает или падает вне зависимости от того, каково на самом деле его качество и насколько его потребление максимизирует функцию полезности потребителя. Здесь «включаются» психологические законы поведения людей, поэтому понятие рациональности отступает на второй план. В нефункциональном спросе могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы, влияющие на него.
Первый (социальный фактор) связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают товары, которые приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное потребление.
Поэтому X. Лейбенстайн выделяет три типичных взаимных влияния:
1. Эффект присоединения к большинству.
Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что
покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.
Под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.
Именно через эффект присоединения к большинству и объясняются разные веяния моды, когда люди приобретают вещи, совершенно ненужные, но покупаемые всеми, потому что это модно.
2. Эффект сноба.
В этом случае у потребителя ярко проявляется стремление выделиться из толпы. Правда, и в этом случае отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому
Под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой.
Если другие увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если эффект сноба присутствует, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.
3. Эффект Веблена
Таким
термином X.
Лейбенстайн
называет престижное
или демонстративное
потребление,
ярко описанное
в книге «Теория
праздного
класса» (1899) Т.
Веблена, когда
товары или
приобретаются
для того, что
бы
произвести
неизгладимое
впечатление
на других. Цена
товара в этом
случае складывается
из двух составных
частей: его
реальной стоимости
и престижной.
Поэтому под
эффектом Веблена
понимается
эффект увеличения
потребительского
спроса, связанный
с тем, что товар
имеет более
высокую (а не
более низкую)
цену.
Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. В случае эффекта Веблена, кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.
Так, например, вещь от определенного дизайнера -престижна и стоит намного дороже сходной по качеству вещи, но «простого» производства.
Кроме того, в нефункциональном спросе Лейбенстайн выделяет явления спекулятивного и нерационального спроса.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное; потребление (покупку) товаров в настоящем.
Так, например, в начале девяностых годов цены на сахар, муку или хлеб могли вырасти за одну ночь, и потребители скупали их килограммами, потому что опасались, что цены поднимутся еще выше.
Нерациональный спрос - это незапланированный спрос, возникший под влиянием «сиюминутного» желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.
Следует заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.
Спрос на низкокачественные товары
Существует группа благ, спрос на которые также изменяется необычным образом. Это так называемые низкокачественные товары или товары Гиффена (те же низкокачественные товары, только занимающие в бюджете
малоимущих потребителей существенное место). Кривая долговременного спроса на подобные блага имеет не отрицательный, а положительный наклон. На рисунке кривая D характеризует спрос на нормальный товар: при повышении цены товара с Р1 до Р2 количество приобретаемого блага снижается с Q1 до Q2. Кривая D* характеризует спрос на низкокачественные товары: при повышении цены до Р2 потребление блага возрастает до величины Q*2. При понижении цены будет наблюдаться обратная ситуация: потребление нормального блага увеличиться, а низкокачественного уменьшится.
Глава 2. Закон спроса А. Курно
2.1 Обоснование закона спроса
Спрос– желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т. е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях.
Эта зависимость, впервые математически сформулированная А.О. Курно, получила название закона спроса. Одна из основных научных заслуг А. О. Курно заключается в том, что он едва ли не первым ввел в экономическую теорию понятие функции спроса и обосновал закон спроса. Аргументом в этой функции была цена; при этом данная функция являлась непрерывной. При этом А. О. Курно не выводил закон спроса из каких-либо теоретических умозаключений, рассматривая его как эмпирическое соотношение.
В рамках своего анализа спроса он также предложил понятие эластичности спроса, подчеркнув при этом, что для разных благ этот показатель различен. Например, спрос на предметы первой необходимости и предметы роскоши характеризуется низкой эластичностью (последнее вызвано тем, что предметы роскоши приобретаются очень богатыми людьми, на выбор которых изменение цен не может оказать существенного влияния). Непрерывность функции спроса позволяет использовать методы дифференциального исчисления для определения цены, максимизирующей выручку продавца блага. Продолжая анализ, он ввел понятия общей и предельной выручки, а также общих и предельных издержек. На основании этого А. О. Курно впервые осуществил выведение маржиналистского условиямаксимизации прибыли как равенства предельных издержек и выручки. По сути дела это была первая сознательная и последовательная попытка применить серьезный математический аппарат для исследования экономических процессов. Из этого ростка выросло целое направление современной экономической науки — математическая экономика.
2.1 Анализ А.Курно связи спроса и цены при различных рыночных ситуациях
Курно впервые глубоко проанализировал связи спроса и цены при различных рыночных ситуациях. Такой анализ дал ему возможность сформулировать закон спроса и вплотную подвести экономическую науку к осознанию понятия «эластичность спроса», на которое сегодня опираются все способы изучения товарных рынков для выработки коммерческих стратегий.
Именно он сумел математически строго доказать, что наибольшую выручку от продаж обеспечивает чаще всего далеко не самая высокая цена.
Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand – спрос).
Схема
Кривая спроса.
Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса.
Величина спроса – это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.
Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево – уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов (cхема).
Cхема
Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о «прочих равных условиях». Примером является реакция потребителей на определенные группы товаров.
Субституты (взаимозаменяемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки и т. п.)
Комплементы (взаимодополняемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т. п.).
Нормальные товары (высшей категории) – это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.
Товары низшего качества (низшей категории) – это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).
Каждый может убедиться в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено, при прочих равных условиях, больше единиц этого товара. Между ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает, количество возрастает, когда цена возрастает до небес, покупать копченную колбасу и сыры в состоянии лишь богатые люди (дорогую сельскохозяйственную технику лишь очень богатые колхозы).
Действует закон постепенного убывания спроса. Покупатель приобретает то количество данного товара, которое ему нужно. За пределами этого количества "ценность" этого товара для него уменьшается. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, оказывается меньше полезности предыдущей единицы. Ее называют предельной полезностью. Первые два яблока человек может съесть с аппетитом, третье - с меньшим желанием, а четвертое может вызвать у него неприятные ощущения. С увеличением количества яблок предельная полезность убывает, т.е. каждое дополнительное яблоко все меньше приносит дополнительное удовлетворение. Предположение об убывающей предельной полезности позволяет нам объяснить поведение потребителя, максимизирующего общую полезность и определить тем самым характер зависимости спроса от цены. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход. Если цена какого-либо товара повышается, он старается заменить его другими товарами. Приличная кожаная куртка стоит около 200 долларов. Многие молодые люди хотели бы иметь такой вид одежды, но ограничиваются покупкой более простой и дешевой куртки. Приобретение кожаной связано с ограничением удовлетворения других более насущных потребностей, т.е. с определенными жертвами.
В экономической теории спросом называется связь между двумя конкретными переменными: ценой и количеством. Спрос определяется комбинацией биологических и психологических факторов, общественных отношений и набором экономических переменных (уровень дохода, наличие заменителей).
К числу факторов, смещающих кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов и цен на сопряженные товары. Например, забота о здоровье привела во многих странах к повышению спроса на кроссовки и велосипеды. Изменение доходов в европейских странах привело к повышению спроса на более ценные и в то же время менее калорийные продукты и снизило спрос на такие товары низшей категории, как картофель, капуста, репа. Перестали пользоваться спросом ношеная одежда, восстановленные шины. В нашей стране резкое повышение цен на авиапассажирские перевозки в начале 1990-х годов вызвало напряжение в работе пассажирского железнодорожного транспорта, а повышение цен на проезд автобусом пригородного сообщения переместило пассажиров на пригородные электропоезда.
Величина спроса определяется затратами. Но понятие спроса ни в коей мере не предполагает, что деньги - это единственное, что имеет значение для людей.
В здоровой экономике молоко продается в бутылках и пакетах (предлагается выбор). В пакетах дешевле, так как за бутылку надо платить залоговую сумму. Что предпочтет домохозяйка? Тут надо взвесить все затраты: расстояние до дома, до приемного пункта тары, наличие очереди, мытье посуды, для дома покупка или для дачи, близость мусоропровода и т.д. Весь этот набор затрат при совершении самой обыденной покупки молниеносно просчитывается в нашем сознании, и только тогда принимается решение. Деньги же - это общий знаменатель, и поэтому они удобны как средство для изменения поведения людей. Более высокая цена побуждает людей к нахождению новых решений. Высокая цена на товар А может вести к снижению спроса на товар Б, рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И, наоборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили.
На
величину спроса
оказывают
влияние изменения
в ожиданиях
будущих цен.
Эти ожидания
играют важную
роль в определении
положения линии
спроса. Если
ожидается
увеличение
цены на соль
и спички, то
при прочих
равных условиях
линия спроса
сместится
вправо. Если
ожидается
уменьшение
цены, линия
спроса сместится
влево. А поскольку
в настоящее
время граждане
полностью
лишились ожидания
уменьшения
цен, то величина
спроса растет
вместе с ростом
объема покупок.
Из ожидания
более высокой
цены растут
покупки "про
запас".
Глава 3. Функция полезности. Кардиналистская и ординалистская теории полезности
3.1 Кардиналистская теория полезности
Рациональный потребитель действует, увеличивая полезность потребляемых благ. А как определить, насколько увеличивается или уменьшается эта полезность? Как посчитать полезность блага?
Классическое направление экономической теории не изучало поведение на рынке потребителей товарных благ и поэтому не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская школа экономической теории. Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер 1840-1921), Ойген Бём-Баверк (1851-1914) и Фридрих фон Визер (1851-1926). Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара, которую противопоставили трудовой теории стоимости.
Представители австрийской школы неоклассиков одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.
Австрийские неоклассики были приверженцами кардиналистской теории полезности, и считали, что полезность можно измерить в абсолютных величинах - так называемых ютилях.
Австрийские экономисты полагали, что каждый человек субъективно (сам) определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него полезных вещей. Причем субъективная ценность всех потребительских благ, а стало быть, и их рыночная цена, зависит только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. По мере потребления дополнительной единицы блага происходит закономерное убывание полезности.
3.2 Ординалистская теория полезности
Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу (измерение полезности в абсолютных значениях - ютилях) относительной и описать поведение потребителя с помощью рассмотрения их предпочтений. Такие попытки предпринимались в течение полувека, начиная с 80-х гг. XIX в. ординалистской теорией полезности.
Существенный вклад в разработку этой теории внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Ален и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтения потребителя. При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ.
3.3 Закон убывающей полезности
Немецким экономистом Германом Госсеном была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага (товара или услуги) обладают убывающей полезностью для потребителя. Что это означает?
Мы с вами, если и не можем посчитать точно (в ютилях), какой полезностью обладает для нас благо, то можем, по крайней мере, предположить, насколько сильно мы в нем нуждаемся и насколько оно для нас полезно (приятно, вкусно и т.д.). Но фокус заключается в том, что даже порции одного и того же блага для одного и того же потребителя не обладают постоянным значением полезности, особенно если потреблять это благо в огромных количествах.
Теперь важно разделить понятия: полезность общая полезность и предельная полезность.
Полезность - это свойство блага удовлетворять потребность в нем, то есть это полезность блага, о которой мы с вами уже говорили.
Общая, суммарная полезность возрастает с каждой последующей порцией потребляемого блага, равняется максимуму при полном насыщении благом и убывает после точки максимума.
Существует понятие «предельная полезность»
Предельная полезность - польза (выгода), получаемая потребителем от дополнительно использованной единицы блага.
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, в которой предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что благо удовлетворило потребность - потребитель «насытился» благом полностью. С точки зрения общей полезности, его удовольствие пойдет на спад, с точки зрения предельной - благо может начать вызывать неудовольствие.
Давайте построим графики общей и предельной полезностей, чтобы проиллюстрировать то, что мы сейчас обсуждали.
Итак, если дальнейшее потребление блага приносит потребителю вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а
предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену.
Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
На графике точка максимума общей полезности (верхний график, ей соответствует нулевая предельная полезность - на нижнем графике) называется иначе точкой насыщения.
Предельная полезность может возникать на разных уровнях потребления благ. В таких случаях она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от прироста потребления новой единицы какого-то продукта (например, одной порции мороженого).
Когда же этот рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность.
Приведем простой пример. Допустим, Вам хочется пить. Вы выпиваете первый стакан (с точки зрения предельной полезности Вы уже получили возможный максимум удовольствия), потом второй (общая полезность для Вас растет, потому что Вы все еще утоляете свою жажду, а вот предельная полезность падает, потому что Ваша жажда на самом деле уже не столь сильна). Когда Вам покажется, что пить уже не хотите и, если вы продолжите пить, то каждый последующий стакан вызовет у Вас, скорее, неприятные ощущения, потому что Вы уже насытились водой сполна, то в этот момент Вы достигнете максимума общей полезности, а предельная полезность стакана воды в этот момент будет для Вас равна нулю. Если же Вы и дальше продолжаете пить воду, то в определенный момент Ваши неприятные ощущения станут сильнее приятных, полезность воды станет вредностью, а вода станет антиблагом.
Приверженцы классической экономической теории считали решающей сферой экономики производство. И соответственно этому полагали, что рыночные законы определяются предложением благ со стороны товаропроизводителей. Австрийские экономисты (неоклассики), наоборот, главную роль в хозяйственном развитии приписывали рынку, а главенство в установлении цен отводили спросу покупателей. Изучая спрос, они впервые сформулировали психологические законы массового поведения потребителей рыночных благ.
Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. А функция полезности - функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.
Функция полезности в общем виде записывается следующим образом:
U = f(ql,q2,...qn)
То есть в кардиналистской теории полезность (U) -это функция (f) от определенного количества потребляемых благ (ql, q2,...qn).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены понятия функционального и нефункционального спроса в экономической теории, рассмотрены классификация, данная американским ученым Лейбенстайном и закон спроса, выведенный французским математиком и экономистом Курно, а также теории полезности австрийских и немецких экономистов, которые влияют на поведение потребителя.
Рациональное поведение характеризуется тем, что потребитель выбирает те блага, которые обладают для него максимальной полезностью. Полезность - это свойство блага удовлетворять одну или несколько потребностей.
На самом деле поведение потребителя намного сложнее. По мнению Лейбенстайна, спрос можно условно разделить на функциональный и нефункциональный. При функциональном спросе потребитель ведет себя рационально, при нефункциональном - нет. Лейбенстайн выделяет следующие виды нефункционального спроса:
Социальный - когда на поведение потребителя влияют эффекты сноба, присоединения к большинству, или Веблена.
Спекулятивный - когда на спрос очевидно влияют ценовые или инфляционные ожидания потребителя
Нерациональный - когда потребитель приобретает блага, не нужные ему с рациональной точки зрения.
По-разному меняется спрос на низкокачественные и нормальные товары.
Полезность можно рассматривать как общую, так и предельную. Предельная полезность принципиально отличается тем, что рассматривает первую порцию потребляемого блага как приносящую максимальное удовольствие, а все остальные порции уже как процесс насыщения. Таким образом, максимум общей полезности достигается при нулевой предельной полезности. А при убывании общей полезности предельная будет принимать отрицательные значения.
Существует понятие интенсивности реакции покупателя на изменение цен. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен. Ценовая эластичность спроса определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен. Если предприниматель уверен, что снижение цены не увеличит объема продажи, то он не будет снижать цену. Но он не будет и повышать цену, если это не приведет к росту продажи. Пример с солью является подтверждением не эластичности спроса. У нее мало заменителей, объем потребления постоянен, удельный вес расходов на ее покупку в бюджете семьи малый. А в принципе объем покупок и цена всегда будут двигаться в противоположных направлениях. Люди желают большего или меньшего определенного благ, если оно им обходится дешевле или дороже.
Впервые психологические законы поведения потребителя сформулировали экономисты австрийской школы. Они полагали, что каждый человек сам определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него полезных вещей. Австрийские неоклассики придерживались кардиналисткой теории полезности, то есть предполагали, что полезность можно измерить. Приверженцы же противоположной - ординалистской школы считали, что измерить полезность невозможно, но зато можно ранжировать в зависимости от предпочтений потребителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: Учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
Визер Фридрих фон. Теория общественного хозяйства.- М.: Экономика. – 2005.
Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - М.:ИВЦ «Маркетинг», 2006.
Госсен Г. Исследование законов человеческих отношений и вытекающих из них правил человеческого поведения
Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Курс лекций. - С-Пб.: 2002.
Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. –Киров. – 1995.
Курс микроэкономики. Нуреев Р.М.: Учебник для вузов. "Норма".- 2006. – Гл. 4,
Лейбенстайн Х. Теория потребительского поведения и спроса. // Вехи экономической мысли. Вып. 1, СПб.- 1993.
Максимова В.Ф. Микроэкономика. М.: Экономика. - 2005.
Менгер К. Основания политической экономии. // Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. М., Серия "Экономическое наследие". Изд-во "Экономика". - 1992.
Негиши Т. История экономической теории. М., Изд-во "Аспект-Пресс». - 1995.
Николаева Г.А. , Черная И.П.Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа. – 2005.
Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2006.
Ойген фон Бем-Баверк. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. –/Пер. с нем. -М.:ЭКСМО. -2009.
Розмаинский И.В., Холодилин К.А.. История экономического анализа на Западе. – СПб.: 2000.
Хайек Ф.А. Австрийская экономическая теория и идеал свободы. // Собрание сочинений Ф.А.Хайека под ред. П.Клейна, т.4 "Судьбы либерализма".
Хейне П. Экономический образ мышления – М.: Экономика. - 1991.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 6, с. 79-90.
Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.И.Добрынина, Г. П. Журавлевой, В. И.Видяпина, Л. С. Тарасевича.- М.:ИНФРА-М. - 2006 .
Экономическая теория; Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС. - 1999.
Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ. - 1999.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: Изд-во "ИНФРА-М". - 1999.
http://microeconomica.economicus.ru/ - микроэкономика.
http://www.libertarium.ru/libertarium/ -экономическая теория.