Я хочу представить вам свой доклад на тему: «Современные проблемы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь».
Актуальность моей работы очевидна, так как в последние годы центральной проблемой белорусской экономики является острая нехватка инвестиционных (финансовых) ресурсов. Наша страна находится на пути своего нового экономического курса и в его основу положена модель социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения. А всё это невозможно без активного привлечения иностранных инвесторов на белорусский рынок.
Данная тема широко представлена в СМИ, в научной и учебной литературе. Такие ученые, как Марковиц, Миллер, Модельяни, Самуэльсон за свои разработки в области инвестиционного менеджмента были награждены Нобелевской премией. В своём докладе я использовала материалы из научных статей кандидатов экономических наук, профессоров, академиков НАН.
Я попыталась раскрыть такие составляющие как:
Внутренний инвестиционный потенциал РБ и оценка его западными экспертами.
Инвестиционный проект в системе экономических отношений
Различные инструменты инвестиционной политики
Конечно, следует сказать, что для привлечения инвестиций в Беларуси нужно создать благоприятный инвестиционный климат инвесторам. Отмечу, что работа ведётся активная работа и уже, в частности, правительство в конце марта этого года приняло инвестиционную программу на 2007 год. Объём инвестиций должен составить более 24 трлн. бел. рубл. В 2006 данный показатель составил 19 трлн. бел. рубл. А на данном слайде вы можете видеть, как должно измениться количество инвестиций к 2010 году. В настоящее время основными инвесторами Беларуси являются Россия, Великобритания, Германия, Швейцария, Австрия, Кипр.
Возникает вопрос: а почему бы не ограничится теми финансовыми ресурсами, которыми располагает государство?
Но, к сожалению, уровень текущего самофинансирования предприятий не превышает 25 % - и эта доля вложений недостаточно велика. Кредиты, предоставляемые банками, составляют около 25% ВВП. Для сравнения аналогичный показатель в США равен 70%, в Японии – 55%, в среднем по странам Евросоюза – 125%.
Поэтому без иностранных инвестиций не обойтись.
Состояние инвестиционного климата оценивается рядом международных рейтинговых агентств, таких как «Стэндарт энд Пурз», «Мудиз Инвестор Сервис», «Фитч», аналитические службы журналов «Экономист», «Евромани» и другими.
К сожалению РБ не включена в рейтинг первых 3-х агентств, а в остальных занимает невысокое место. По индексу потенциала привлечения иностранных инвестиций UNCTAD (конференция ООН по торговле и развитию) в 1991-1993 году наша страна занимала 32 место, в 1991-2001 году находилась уже на 63 месте среди 140 стран мира, а сейчас Беларусь переместилась на 50 место. На слайде вы можете видеть, по каким критериям ЕБРР оценивает трансформационные процессы.
либерализация цен;
либерализация торгово-валютных операций;
приватизация малых предприятий;
приватизация крупных предприятий;
реформирование предприятий (корпоративное управление);
характеристика конкуренции (антимонопольная политика);
реформирование банковской системы;
реформирование небанковских финансовых предприятий;
реформирование инфраструктуры (реформы в области связи, энергетики и др.).
Максимальное количество баллов, которое может набрать страна равняется 5 баллам. И эти 5 баллов являются идеальным условием рыночной экономики.
По данному показателю Беларусь имеет самый низкий балл среди стран СНГ, Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), за исключением Туркменистана.
В качестве наиболее значимых неблагоприятных факторов респонденты отметили зарегулированность хозяйственной деятельности, большое количество нормативных актов по одним и тем же вопросам, нестабильность законодательства, отсутствие гарантии собственности. Кроме того, инвесторы отметили политические проблемы с международными организациями, низкий уровень развития рыночных отношений, нежелание государства терять контроль за главными промышленными объектами.
Принципом современной инвестиционной политики является выполнение требований приоритетности, означающих необходимость ориентации вложений на наиболее важных направлениях развития, обеспечивающих достижение высокого уровня устойчивости предприятия, конкурентных преимуществ, повышение доходности или иного социально – экономического эффекта. Указанный принцип предполагает разработку достаточного множества моделей, проектов. В последние годы в белорусской экономике достаточно распространён взгляд на инвестиционный проект только как на некий план, пакет документов. При этом на второй план отходит осознание того, что инвестиционный проект представляет собой систему экономических отношений его участников, и от этих отношений, от того, как они организованы и оформлены, во многом зависит успех реализации проекта. Реализация любого инвестиционного проекта не возможна без квалифицированного управления им, без мониторинга окружающей проект социально-экономической среды.
Сегодня в Беларуси наиболее распространенными организационными формами отношений участников проекта являются акционерное общество и совместное предприятие.
А почему бы не создать такие организационные формы, как консорциум и хозяйственная ассоциация, активно используемые западными странами???
Консорциум представляет собой временное договорное объединение (соглашение) партнёров для осуществления проекта, по окончании которого данная форма сотрудничества или прекращается или продлевается, но уже в связи с новыми задачами. В мировой практике консорциум как временное объединение партнеров, полностью сохраняющих статус юридических лиц и право осуществления самостоятельно своей хозяйственной деятельности в части, не касающейся целей созданного консорциума, не является юридическим лицом.
Характерная особенность консорциума – отсутствие совместной собственности участников; доля каждого члена консорциума определяется исходя из квот партнеров в общих объёмах производства и оказываемых услуг в ходе осуществления проекта. Консорциум может перерасти в предприятие с долевой формой собственности, в том числе акционерной.
Хозяйственная ассоциация представляет собой добровольное объединение в целях реализации проекта различного рода лиц, выполняющих делегированные им функции. При этом участники ассоциации, строя свою деятельность на договорной основе, имеют право получать свою долю прибыли от существования проекта, а также от предприятий, не входящих в состав ассоциации. Особенность хозяйственной ассоциации проявляется в централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций и меньшей взаимозависимости её участников, чем в консорциуме.
Белорусским учредителям проектов целесообразно оценить достоинства указанных форм проектных отношений и при необходимости использовать их для успешного осуществления инвестиционных проектов.
Очень важную роль в формировании инвестиционного климата играет государство.
Процесс взаимодействия правительства с бизнесом – необходимое условие успешного развития страны.
Зарубежный опыт показывает, что в экономически развитых странах решению проблем, связанных со стимулированием инвестиционной деятельности придаётся большое значение, им придаётся статус государственной важности. Например, в США иностранные инвестиции не остаются без внимания со стороны федеральных властей и общественных организаций. Однако тут нет специального закона и органа, регулирующего иностранные инвестиции.
Безусловно, одним из катализирующих факторов в процессе притока иностранного капитала в экономику Беларуси является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям, который возглавляет премьер-министр РБ Сергей Сидорский.
На заседании рабочих групп консультативного совета обсуждаются вопросы и вносятся предложения по совершенствованию законодательства в банковской сфере, в сфере страхования, таможенных процедур, налоговой системы.
В конце марта 2007 года прошло очередное четвёртое пленарное заседание Консультативного совета.
Чрезвычайно важно выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер белорусской экономики. Главной задачей структурно-инвестиционной политики является коренное обновление производственных мощностей на основе замены устаревших элементов новыми, реализующими достижения современного научно-технического прогресса.
Резкое снижение инвестиций на науку и научное обслуживание фактически сделало динамичное развитие в стране собственных передовых и наукоёмких производств почти невозможным.
При создании новых предприятий и новых отраслей обычно у нас внимание концентрируется на обеспечении выпуска конечного готового продукта и максимальном приближении к полной автономии предприятий, выпускающих этот продукт. При этом, как правило, отсутствует стремление к использованию преимуществ разделения труда. В результате инвестиционный процесс обычно не сопровождается ни созданием всех необходимых инфраструктур, ни тем более их опережающим развитием.
Как показывает анализ данной проблемы, правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика).
Одним из основных регуляторов является налог на предпринимательский доход (налог на прибыль). Во всех развитых странах прослеживается тенденция снижения налоговых ставок на прибыль. В США, например, ставка на прибыль крупных компаний (с годовым доходом более 100 тыс. $) за 1965-1987 гг. сократилась с 48 до 34%, а мелких и средних (с доходом 25-50 тыс. $) – с 30 до 15%.
Инвестиционная деятельность в США регулируется также с помощью механизма инвестиционного кредита – скидки с прибыли, направленной на капиталовложения.
Правительства многих стран проводят активную региональную политику, включая поддержку развития малоосвоенных и депрессивных территорий, однако центр тяжести этой политики перемещается на уровень местных органов власти.
Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день задач является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. В то же время доля высокотехнологичного экспорта в страны дальнего зарубежья невелика для Беларуси, а основным рынком отечественных изделий остаётся внутренний рынок СНГ.
Вероятно, корни нынешних проблем лежат в отсутствии системы быстрого и эффективного превращения инновационной разработки в прибыльный коммерческий продукт.
Как правило, на начальных этапах малые инновационные компании, или «стартапы», имеют три препятствия на пути получения коммерческого кредита:
высокие риски;
сравнительно долгий срок (часто более 2-3 лет) выхода проекта на прибыльность;
отсутствие залогового обеспечения.
И поэтому сначала в США, а затем и в других странах получил распространение механизм венчурного финансирования, ставший основой инвестиционной схемы Силиконовой Долины. Частные инвестиции, направленные на высокорискованные проекты, находящиеся на ранних стадиях развития. С описанием этого процесса вы можете ближе ознакомиться, прочитав мой реферат.
Для стимулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования государство использует различные формы и методы финансовой поддержки, основными из которых являются льготы по налоговым и таможенным платежам, прямое бюджетное финансирование, предоставление гарантий, участие в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
В частности, с 2004 года в республике применяется возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами из средств республиканского бюджета, но только тем проектам, которые прошли по конкурсному отбору.
В связи с происходящими процессами глобализации рынка и информационных потоков происходит повышение роли внешнего фактора в деятельности участников рынка. Динамично изменяющаяся внешняя среда требует от них оперативной реакции. Использование Интернет-технологий является наиболее оптимальным средством доставки информации, позволяя с минимальными затратами для соискателя инвестиций оповещать о своих инвестиционных предложениях потенциальных инвесторов.
Существует ряд сайтов, посвященных подготовке, размещению и поиску инвестиционных проектов. Недостатком данных Интернет-ресурсов является то, что они мало информативны. На них содержится в основном информация о том, кто реализует проект (зачастую без указания адреса и контактного телефона), наименование проекта (без его описания и характеристики показателей эффективности), объём требуемых инвестиций.
Всё выше перечисленное я хотела бы привести к ряду мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики РБ.
Государству и бизнесу надо совместно выработать правила игры, потому что предприниматель сегодня не может работать, не понимая требований государства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводится лишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам.
Неопределённость существует и в отношении собственности. До тех пор пока не будут выработаны и законодательно закреплены правила игры, рассчитывать на большой приток инвестиций нереально. Любой крупный инвестор политической гарантией своих капиталов будет считать только одно – «добро» президента на проведение инвестиционного проекта. Других, столь же весомых аргументов, защищающих имущество предпринимателя, у государства нет.
3. Нужно развивать все сферы и отрасли экономики, больше внимания уделять инфраструктуре. Анализ структуры привлечённых иностранных инвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Основная их доля направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоёмкостью (торговля и общественное питание, коммуникации, финансовые услуги). Безусловным лидером по привлечению зарубежного капитала является торговля и общественное питание. В США, например, в отраслевом разрезе основной объём иностранных инвестиций сосредоточен в непроизводственной сфере экономики (сфере услуг – 63%) и в обрабатывающей промышленности (около 35%).
4. Одним из наиболее перспективных путей привлечения иностранных инвестиций является участие инвесторов в процессе приватизации. Но не следует ей придавать лавинообразный характер. Нужно рассматривать любые возможные, но взаимовыгодные предложения.
5. . Нужно усилить работу Консультативного совета по иностранным инвестициям. Нужно сосредоточить усилия на установлении равных условий для иностранных и национальных инвесторов, на совершенствовании системы бухгалтерского учёта и переводу её на Международную систему, на разработке предложений в нормативно-правовых актах по таможенному законодательству, на совершенствовании мер государственной поддержки малого предпринимательства.
6. Крайне необходимо сотрудничество с международными организациями. Нужно продолжить последовательную работу по унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, либерализации внешнеторговых связей республики, связанной с вхождением в ВТО. Факт принятия Республики Беларусь в ВТО, несомненно, повысит привлекательность страны для иностранных компаний.
7. Представляется необходимым продолжение развития СЭЗ – как одну из самых приоритетных форм привлечения внешних инвестиций в республику.
8. Беларусь имеет уникальное географическое положение: через её территорию проходят мировые транспортные коридоры. Но при этом пока в Беларуси отсутствуют современные транспортно-логистические центры, которые могли бы на высоком уровне обслуживать транзитные потоки.
9. Законодательную базу нужно совершенствовать, развивать и принимать законы, реально отражающие цели и задачи государственного развития общества. Необходимо исключить неоднозначное толкование, противоречивость в применении законов.
10. Нужно создавать зарубежные представительства, проводить инвестиционные конференции, форумы, торги, выставки инвестиционных проектов.
11. Необходимо кадровое обеспечение реализации инвестиционной стратегии. Требуется подготовка квалифицированных специалистов по инвестиционному праву, профессиональных специалистов по инвестиционному бизнесу.
12. Для привлечения внешних инвестиций важным является формирование института стратегических партнёров, связывающих развитие своего бизнеса с развитием территории в целом, что обеспечивает непрерывность отношений и требует специфических навыков для конкретной сделки: снижение затрат на переговоры, рационализация внутренней структуры участников сделки.
И другие.
Из всего вышесказанного следует, что осуществление данных мер будет содействовать более уверенному продвижению Беларуси по пути рыночных реформ.
Потенциальные преимущества притока иностранных инвестиций включают передачу технологий, управляющих навыков, торговых марок; возможность экспортной диверсификации преимущества для квалифицированной рабочей силы в отраслях с высокой добавленной стоимостью; расширение связей с внешними рынками.
7