Браком называется продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов. Дефект - это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефекты бывают явные, выявление которых регламентировано соответствующей документацией, и скрытые, выявление которых документацией не предусмотрено.
Для единообразного и точного определения признаков допущенного брака на заводах используются классификаторы брака, устанавливающие единую его классификацию по видам, виновникам и причинам. Содержащиеся в классификаторе шифры позволяют упростить все записи, связанные с оформлением брака, и механизировать его учет.
Под видом брака подразумеваются конкретные дефекты и отступления от установленных требований к качеству материала, форме, размерам изделия, которые являются основанием для его забракования и отделения от годной продукции. По видам в производстве различают исправимый и неисправимый брак. Исправимым браком считаются заготовки, детали, узлы либо изделия с такими дефектами, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно, что позволяет использовать их по прямому назначению без снижения требований к качеству. Окончательным браком считаются заготовки, детали, узлы и изделия с дефектами, устранение которых технически неосуществимо или экономически нецелесообразно, поскольку не обеспечивает возможности их использования по прямому назначению.
Кроме того, различают брак внутризаводской, выявленный в ходе производственного процесса, и внешний, обнаруженный за пределами завода, проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции. Внешний брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о неудовлетворительной работе контрольных служб предприятия и называется рекламацией. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.
По причинам различают брак, допущенный из-за нарушения технологической дисциплины (небрежное отношение рабочего к своей работе), ошибок в технической документации, работы на неисправном или неправильно налаженном оборудовании, использования некачественного инструмента, дефектов в исходном материале, пропуска дефектов ОТК на последующих операциях и др.
По виновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего - наладчика оборудования; отделов главного технолога, главного конструктора, главного механика; инструментального цеха; отдела технического контроля качества (таблица 1).
Таблица 1. Классификатор брака по виновникам и причинам
Виновник брака | Шифр брака | Причина брака |
Рабочий-исполнитель | 01 | Небрежное отношение к работе или нарушение технологии |
Рабочий-наладчик | 02 | Неправильная наладка оборудования |
Администрация цеха | 03 | Неправильное хранение и транспортирование материалов, комплектующих изделий, деталей |
04 | Неправильный инструктаж рабочего | |
05 | Несоответствие марки материала требованиям чертежа | |
06 | Неверная наладка оборудования | |
07 | Недоброкачественный инструмент, штампы, модели и др. | |
Отдел главного технолога | 10 | Ошибки в технологической документации |
11 | Несвоевременное изменение технологий | |
12 | Технический дефект оснастки, заложенный в документации | |
Отдел главного конструктора | 20 | Ошибки в конструкторской документации |
21 | Несвоевременная коррекция чертежей | |
Отдел технического контроля | 31 | Пропуск брака на последующие операции |
32 | Несвоевременный контроль средств измерения, инструментов, приспособлений | |
Отдел главного Механика (энергетика) |
41 | Неисправное оборудование |
Внешние поставщики | 50 | Скрытые дефекты материалов и комплектующих изделий |
Учет и анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Эти меры имеют целью разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ликвидацию и предупреждение брака, учет потерь от брака и отнесение их за счет конкретных виновников, организацию работ по изготовлению продукции взамен забракованной. Наконец, данные учета и анализа брака и рекламаций используются для подготовки статистических материалов, используемых для изучения динамики брака по отдельным календарным периодам и местам образования.
Каждая партия продукции предъявляется на контроль с сопроводительной документацией, в которой контролер отмечает результаты проверки качества. При обнаружении в предъявленной продукции неисправимого брака контролер обязан оформить его актом. Исправимый брак возвращается на доработку. Акт является основным и единым первичным документом для учета и анализа брака. Он должен содержать только необходимые сведения: наименование изделия, а также операции, на которой образовался брак, характеристику брака с указанием шифра его вида, причины брака и его виновника (согласно классификатору), сумму потерь, подлежащую взысканию с виновника.
Весь выявленный брак помечается клеймом, немедленно изымается и направляется на склад-изолятор, откуда передается на склад утиля.
Если брак продукции обнаруживается у потребителя, на предприятие поступает рекламация. В ней указываются причины, вследствие которых продукция не удовлетворяет требованиям заказчика. Предприятие проверяет обоснованность рекламации и бракованную продукцию заменяют годной, возмещая потребителю убытки. Возврат дефектной или бракованной продукции по каждому производственному звену учитывается при оценке эффективности его работы, подведении итогов деятельности всего предприятия.
Анализ брака и рекламаций производится в разрезе отдельных причин, виновников и видов.
Он имеет целью отобразить:
а) процент брака по заводу и его подразделениям;
б) потери от брака в нормо-часах и в денежном выражении.
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расходов на исправление исправимого брака.
Абсолютный размер потерь от брака получают путем вычитания из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.
Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитываются как процентное отношение абсолютного размера брака или потерь от брака к производственной себестоимости товарной продукции.
Учет брака, определение уровня дефектности продукции и производства. В процессе изготовления часть продукции производится с отступлениями от установленных в технической документации параметров. Такая продукция считается дефектной или бракованной. Наличие дефектной продукции ведет к увеличению непроизводительных потерь производства. Это оказывает отрицательное влияние на все основные технико-экономические показатели работы предприятия, снижая производительность труда, прибыль и рентабельность, повышая себестоимость продукции.
Дефекты подразделяются на два основных вида: исправимые и неисправимые. Устранение исправимых дефектов путем дополнительных работ может превратить бракованную продукцию в годную. Неисправимые дефекты в силу технологических и технических причин не могут быть устранены и, следовательно, наличие таких дефектов - это прямые потери производства. Уровень дефектности продукции зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Объективные факторы обусловлены спецификой продукции и производства, уровнем научно-технического прогресса в отрасли. Иногда при производстве сложных видов продукции, а также при неуправляемости отдельных процессов ее создания наличие брака неизбежно. В таких случаях брак планируется. Для предупреждения брака необходимы изучение причин его возникновения и их строгий учет.
Учет, анализ причин и списание брака производится в соответствии с требованиями, установленными в СТП и технической документации на продукцию. На выявленный окончательный брак составляют акт о браке, на исправимый - накладную на возврат исправимого брака. Службы ОТК анализируют причины, по которым произошел брак, его количественные показатели. Экономические службы определяют потери от брака. Полученные результаты используются для определения уровня дефектности продукции, процессов производства и труда, учитываются при планировании и оценке качества продукции, моральном и материальном стимулировании трудовых коллективов и отдельных исполнителей.
Коэффициент дефектности продукции (Д) определяется по формуле:
,(1)
где mi - число дефектов i-го вида в выборке;
i = - количество видов дефектов;
ui - коэффициент весомости i-го дефекта.
Индекс дефектности (Iд) характеризует средневзвешенное значение относительных коэффициентов дефектности разнородной продукции:
, (2)
где ui - коэффициент весомости i-го индекса;
- относительный коэффициент дефектности;
J = - количество видов продукции.
Относительный коэффициент дефектности определяется по формуле:
, (3)
где Дб - базовый коэффициент дефектности, который может быть определен на основании прошлого периода, принятого за базу.
Для выявления наиболее существенных причин брака используется анализ Парето (названный по имени итальянского экономиста). Анализ Парето включает в себя следующие этапы:
1) определение цели анализа;
2) сбор данных о характере, причинах, количестве и стоимости дефектов;
3) анализ результатов наблюдений, выявление наиболее значимых факторов;
4) построение диаграммы и графика Парето, наглядно показывающих относительную значимость каждого фактора.
В зависимости от целей анализа, например, снизить процент или стоимость брака, издержки или трудозатраты, связанные с исправлением брака, производятся сбор и систематизация данных.
На основании полученных данных о причинах брака продукции составляется таблица регистрации данных о дефектах (таблица 2).
Таблица 2. Таблица регистрации данных о дефектах стартеров 425.3708
Номер дефекта | Вид дефекта | Дефекты | Потери | |||
количество | доля | коэффициент | масса | доля | ||
1 | Короткое замыкание | 64 | 0,251 | 1 | 64 | 0,109 |
2 | Реле не включает стартер | 52 | 0,204 | 3 | 156 | 0,266 |
3 | Заедание привода на валу якоря | 14 | 0,055 | 5 | 70 | 0,119 |
4 | Шум стартера | 7 | 0,027 | 1 | 7 | 0,011 |
5 | Нет электроцепи | 4 | 0,015 | 1 | 4 | 0,066 |
6 | Привод не возвращается в исходное положение | 7 | 0,007 | 3 | 6 | 0,010 |
7 | Мал тормозной момент | 37 | 0,145 | 5 | 185 | 0,315 |
8 | Фрезеровка шестерни привода, скол зуба | 63 | 0,248 | 1 | 63 | 0,107 |
9 | Фрезеровано стопорное кольцо | 1 | 0,003 | 1 | 1 | 0,001 |
10 | Большой ток холостого хода | 4 | 0,015 | 6 | 24 | 0,040 |
11 | Прочие | 6 | 0,023 | 1 | 6 | 0,010 |
Сумма | 254 | 1,0 | 586 | 1,0 |
По доле дефекта (или потерь) выявляют наиболее существенные (группа А) и наиболее несущественные (группа С) причины брака и группу В, располагающуюся между группами А и С.
Так, по данным таблицы 2 группу причин брака, имеющих наибольшую долю дефектов, составят дефекты № 1, 2 и 8 группу С - № 4-6, 9-11 и группу В - № 7, 3.
Если цели анализа направлены на выявление наибольших потерь от брака, то в группу А войдут дефекты № 2 и 7, в группу С - № 4-6, 9, 10 и 11, в группу В - № 1, 3, 8.
Данное ранжирование факторов (причин брака) позволяет построить диаграмму Парею (рисунок 1). С помощью диаграммы в удобной и наглядной форме можно представить потери от брака в зависимости от причин его появления.
Строится диаграмма Парето в виде столбчатого графика. Его столбики соответствуют отдельным факторам, являющимся причинами возникновения брака. Столбики разделены на группы А, В, С. На первое место по горизонтальной оси ставится дефект, встречающийся наиболее часто (или имеющий наибольшую долю потерь). В нашем примере по доле потерь - дефект № 7 и т. д. в порядке уменьшения их значимости.
По полученным данным строится кривая кумулятивной суммы, которая показывает нарастающим итогом долю каждого из дефектов.
Из рисунка 1 следует, что необходимо наметить мероприятия по устранению дефектов № 7 (тормозной момент) и № 2 (реле не включает стартер), на долю которой приходится более половины всех потерь от брака.
Путем сравнения диаграмм Парето, построенных до и после улучшения производственного процесса, оценивается эффективность принятых мер.
Рисунок 1. Диаграмма Парето
Список использованных источников
Гончаров В. И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.
Гуторова И. А. Стандартизация. Метрология. Сертификация: Учебно-практическое пособие. – М.: ПРИОР, 2001. – 64 с.
Клевлеев В. М., Попов Ю. П., Кузнецова И. А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2004. –256 с.
Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. –671 с.
Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 330 с.
Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 367 с.
Управление качеством: Учебно-методический комплекс / А. Л. Ходенков, И. П. Лубчинская. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 135 с.