Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Производство, качество и конкурентоспособность продукции

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Экономика предприятия

На тему: Производство, качество и конкурентоспособность продукции

Содержание


1. Общая характеристика продукции (услуг)

2. Маркетинговая деятельность и формирование программы выпуска продукции (предоставления услуг)

3. Материально-техническое обеспечение производства

4. Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)

5. Стандартизация и сертификация продукции (услуг)

6. Государственный надзор за качеством продукции и внутрипроизводственный технический контроль

7. Список литературы


1. Общая характеристика продукции (услуг)


Результат (продукт) работы - это определенный объем:

а) изготовленной продукции (предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства);

б) выполненной работы (транспортные предприятия);

в) предоставленных услуг (учреждения связи, банки).

По экономическому назначению продукция (работы, услуги) подразделяются на средства труда и предметы труда; товары - продовольственные и непродовольственные.

Продукция измеряется в единицах:

натуральных (физических) - штуки, тонны (центнеры, килограммы), тонно-километры, метры, киловатт-часы;

стоимостных (денежных) - продукция валовая, товарная, реализованная, чистая, стоимость работ (услуг).

Номенклатура продукции - перечень наименований изделий, выпуск которых предполагается планом производства продукции.

Ассортимент - совокупность разновидностей продукции каждого наименования, которые отличаются соответствующими технико-экономическими показателями (типоразмерами, мощностью, производительностью, дизайном и т.п.).

В практике планирования и учета объема продукции используются не только сугубо физические единицы, а и условно-натуральные показатели (например, условные банки консервов, условные листы шифера и штуки кирпича).

Товарная продукция - общая стоимость всех видов готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, предназначенных для продажи (реализации) разным потребителям.

Валовая продукция - показатель ее объема, который, кроме элементов, которые входят в состав товарной продукции, включает также изменение остатков незавершенного производства, стоимость сырья и материалов заказчика (давальческое сырье) и некоторые другие элементы в зависимости от отраслевых особенностей производственной деятельности предприятия. При этом динамика остатков незавершенного производства учитывается лишь на тех предприятиях машиностроения и металлообработки, где продолжительность производственного цикла превышает два месяца.

Реализованная продукция - объем запланированной продажи или фактически реализованных на рынке изделий. Она определяется на основе товарной продукции с учетом изменения остатков нереализованных изделий в расчетном периоде.

Чистая продукция - вновь созданная на предприятии стоимость. Количественно она определяется изъятием из товарной продукции стоимости овеществленного труда (материальных затрат и амортизационных отчислений).


2. Маркетинговая деятельность и формирование программы выпуска продукции (предоставления услуг)


Маркетинг - производственно-коммерческая деятельность предприятия, направленная на выявление и удовлетворение потребностей в его продукции (услугах) и состоящая в продаже этой продукции для получения прибыли.

Основные функции маркетинга таковы:

изучение рынка, его структуризация (сегментирование), анализ и прогнозирование спроса;

выбор сегментов рынка, приемлемых для предприятия;

определение номенклатуры и ассортимента продукции для рынка;

разработка стратегии выхода на рынок и реакции на действия конкурентов;

реклама, сбыт и его стимулирование;

политика ценообразования.

Маркетинговая деятельность предприятия осуществляется на основе таких принципов.

Ориентация всех сфер деятельности предприятия на удовлетворение потребностей покупателей продажей продукции и получение прибыли.

Целенаправленное и активное содействие формированию спроса, его увеличению.

Гибкое реагирование производства на изменение потребностей и спроса покупателей, оперативная адаптация к этим изменениям.

Использование ценообразования как механизма реагирования и влияния на конъюнктуру внутреннего и внешнего рынков.

Выбор эффективных форм и методов доставки, рекламы и продажи продукции.

Поддержание творческой атмосферы в работе маркетологов, стимулирование их инициативы в разработке и реализации маркетинговых решений.

Возможные концепции маркетинговой деятельности предприятия таковы.

Производственная - предусматривает направление главных усилий предприятия на увеличение объема и снижение себестоимости продукции.

Коммерческая - состоит в том, что для обеспечения надлежащего сбыта продукции активизируется прежде всего работа коммерческих служб.

Концепция социального маркетинга - принимает во внимание общественные потребности и интересы перспективного характера (охрану окружающей среды, природных ресурсов, здоровья людей, национальной безопасности).

Концепция индивидуального маркетинга - ориентирует предприятие на выявление индивидуальных потребностей покупателей, удовлетворение этих потребностей лучше, чем конкурент.

Продуктовая концепция маркетинга - концентрирует внимание на улучшении потребительских параметров изделий и их качестве.

Сегментация рынка - его структуризация, то есть деление на сегменты (группы покупателей) по определенным признакам. Она делает возможным выбор одной из возможных стратегий охвата рынка. Основными из таких стратегий являются:

недифференцированный (массовый) маркетинг - предприятие не выделяет конкретных сегментов рынка в качестве целевых, а ориентируется на рынок в целом, на широкий круг покупателей;

дифференцированный (сегментный) маркетинг - предприятие выступает одновременно на нескольких сегментах рынка и для каждого из них разрабатывает специфический комплекс маркетинговых исследований;

>концентрированный маркетинг - предприятие сосредоточивает свою маркетинговую деятельность на одном сегменте рынка.

В современных условиях возможны такие стратегии выхода предприятия на рынок.

Стратегия закрепления на рынке состоит в том, что основной задачей предприятия становится стабилизация и увеличение продажи ранее изготовлявшейся, (старой) продукции на ранее освоенном рынке. Изменения в продукцию не вносятся, поскольку она ориентирована на одну и ту же группу покупателей (сегмент рынка). Стратегические задачи решаются посредством интенсификации рекламы, расширения сети сбыта, снижения себестоимости изделий. Такой вариант стратегии - самый простой и самый экономичный.

Стратегия расширения границ рынка предусматривает выход предприятия со старой продукцией на новые сегменты рынка; требует дополнительных затрат на изучение новых рынков, рекламу, организацию доставки и продажи продукции, которые должны окупиться за счет прибыли от дополнительной продажи.

Стратегия усовершенствования продукции ориентирует предприятие на ее модификацию или замену новой на существующем рынке. Такая продукция предназначается для той же группы покупателей, но в большей мере отвечает потребностям потребителей по конструкции, составу или форме, является более совершенной и соответственно более конкурентоспособной. Эта стратегия требует значительных расходов на разработку и освоение производства новой продукции, ее рекламу.

Стратегия диверсификации производства означает, что предприятие расширяет номенклатуру своей продукции и выступает с новыми товарами на новых рынках, осваивает смежные отрасли производства. Диверсификация может осуществляться в форме освоения новых изделий, тесно связанных с изготовляемой продукцией по своей технологии или в конгломератной форме. Она требует больших затрат и тщательного экономического обоснования.

Определение общественного спроса на отдельные виды продукции.

Общественный спрос на определенный вид продукции формируется на основании общей потребности внутреннего и внешнего рынков товаров (продукции, услуг). Внутренние потребности страны в продукции включают необходимые ее объемы для производственного и личного потребления, накопления, пополнения резервов и других государственных потребностей, включая максимально возможный экспорт соответствующих видов товаров.

Общая потребность в средствах труда определяется по их конкретным видам на основе объемов выполняемых работ и норм производительности с учетом формирования государственных резервов и экспортного потенциала.

Расчеты потребности в материальных ресурсах (по видам предметов труда) осуществляются по направлениям их использования. Объем Ресурсов на производственные потребности определяют на основании данных о масштабах производства продукции (предоставления услуг) и норм удельных затрат соответствующих видов материальных ресурсов. При расчете необходимого объема ресурсов для ремонтно-эксплуатационных потребностей и капитального строительства. Используются обобщенные нормы расходов на 1 млн. грн. стоимости основных фондов и строительно-монтажных работ.

Необходимые объемы производства разных предметов потребления определяются на основе объема и структуры спроса на них (отдельно для продовольственных и промышленных товаров по всей их номенклатуре и ассортименту).

В процессе определения общих объемов производства соответствующих видов продукции обязательно надо учитывать возможный импорт товаров по международным договорам.

Разработка производственной программы предприятия.

Производственная программа (план производства продукции) предприятия - это конкретная совокупность задач по объему производства продукции определенных номенклатуры и ассортимента и надлежащего качества на установленный календарный период (месяц, квартал, год, несколько лет).

Каждое предприятие разрабатывает свою производственную программу самостоятельно, используя: выявленный спрос на его продукцию в процессе изучения рынка, портфель заказов на продукцию (услуги) других потребителей по прямым хозяйственным связям; государственные контракты (заказы).

Ресурсное обоснование производственной программы предприятия состоит в ее согласовании (определении возможности выполнения) с необходимыми производственными мощностями, трудовыми, материальными и инвестиционными ресурсами. Главная задача состоит в том, чтобы правильно определить максимально возможный выпуск конкретных видов продукции на действующих производственных мощностях и необходимое их дополнительное введение в действие в расчетном периоде.

3. Материально-техническое обеспечение производства


Организация материально-технического обеспечения производства включает: определение потребности в материально-технических ресурсах, их поиск и приобретение; организацию доставки, хранения и выдачи отдельным потребителям на предприятии. Такие хозяйственные операции непосредственно осуществляет отдел материально-технического снабжения предприятия.

Формами материально-технического обеспечения производства являются:

> организация обеспечения производства материально-техническими ресурсами по прямым связям, то есть их приобретения непосредственно у предприятий-производителей. Таким образом поставляются большей частью те ресурсы, которые потребляются постоянно и в большом количестве, а также сложное оборудование и изделия по индивидуальному заказу;

>организация материально-технического обеспечения производства через посредников (оптовые фирмы и магазины). Она применяется тогда, когда определенные виды ресурсов необходимы производству в небольшом количестве, потребляются периодически и нерегулярно.

Распространены следующие системы обеспечения производственных цехов (участков) сырьем, материалами и комплектующими изделиями:

децентрализованная (пассивная): применяется на предприятиях единичного и мелкосерийного производства; склад выдает материалы по разовым требованиям цехов, которые самостоятельно их получают и транспортируют;

централизованная (активная): применяется в условиях массового и крупносерийного производства со стабильной номенклатурой и ритмическим потреблением материалов; склад доставляет материалы в производственный цех непосредственно на рабочие места соответственно календарному графику в границах выделенного лимита;

система "точно по времени" (японский вариант "канбан") - самая совершенная и наиболее эффективная; применяется в условиях интегрированной системы производства и снабжения, когда все процессы и их обеспечение осуществляются в соответствии с четким календарным графиком.

Регулирование запасов материалов на предприятиях осуществляется преимущественно по системе "максимум-минимум", по которой запасы пополняются до уровня не ниже их минимальной величины, но после поступления очередной партии не могут быть большими установленной максимальной величины. В связи с этим определяют "точку заказа" как сумму подготовительного и страхового запаса и запаса на время от момента оформления заказа до поступления материалов.


4. Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)


Под качеством продукции нужно понимать совокупность свойств продукции, которые обусловливают ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Показатель качества продукции - количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, которое рассматривается применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Оптимальными являются значения показателей, отвечающие наилучшему (с точки зрения поставленных целей), сочетанию между расходом ресурсов и полученным эффектом. Измерение численных значений показателей качества проводят с помощью инструментов, приборов, опытным путем, рассчитывают теоретически. Для оценки некоторых свойств продукции технические средства пока неприемлемы, в этом случае применяют так называемый органолептический метод.

Общими показателями качества продукции являются сортность, брак, количество принятых рекламаций.

Наравне с общими для каждой отрасли промышленности есть и специфические показатели, которые могут быть единичными и комплексными. В свою очередь комплексные показатели качества продукции делятся на обобщенные, групповые, интегральные.

Общепризнанной является классификация таких групп свойств и соответственно показателей.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и предопределяют область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности, которая показывает, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть предоставлен за определенный промежуток времени.

Показатели надежности:

безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность на протяжении некоторого времени или некоторой наработки;

сохранность - свойство изделия сохранять свои показатели на протяжении хранения и транспортирования;

ремонтопригодность - свойство объекта приспосабливаться к предупреждению причин возникновения его отказов и устранения их следствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания;

долговечность - свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.

Показатели технологичности характеризуют технологичность решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями.

Эргономические показатели отображают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявившихся при использовании изделия.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство выполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции к транспортированию.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту продукции и являются важным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели - это уровень вредных влияний на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Показатели качества продукции определяются при помощи таких методов:

измерение с помощью технических измерительных приборов (твердость, прочность, эластичность и т.п.);

определение показателей на основе теоретической или эмпирической зависимости между параметрами (растворимость и т.п.);

статистического - на основе наблюдений и соответствующей обработки информации (показатели надежности, долговечности и др.);

органолептического - на основе восприятия органов чувств: зрения, обоняния, вкуса и др.;

социологического - на основе сбора и анализа суждений потребителей, путем устных опросов, заполнения анкет, с помощью аукционов, выставок;

экспертного - на основе обработки суждений группы специалистов-экспертов.

Соответственно перечисленным методам определения абсолютные показатели качества продукции могут быть сгруппированы таким образом: мгновенные, расчетные, вероятностные, субъективно-условные.

Любой товар, поступивший на рынок, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретет тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности. Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность сбыта на данном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Другими словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи.

Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающего удовлетворение конкретной потребности покупателя.

Затраты покупателя состоят из двух частей - затрат на покупку (цена товара) и затрат, связанных с потреблением, которые вместе называются ценой потребления. Эта цена потребления обычно существенно выше цены продажи. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого за весь срок его службы у покупателя создается минимальная цена потребления.

При этом нужно различать качество и конкурентоспособность товара. Качество - это просто совокупность тех свойств изделия, которые делают его способным выполнять заданные функции и удовлетворять тем самым определенную потребность. Сравнивая качество двух изделий, мы сравниваем просто меры полезности каждого из них, а в конкретных условиях эксплуатации полезность вещи выражается ее конкурентоспособностью. Другими словами, нельзя говорить о конкурентоспособности, не оговаривая условий использования изделий. Конкурентоспособность товара должна быть ключевым моментом принятия решения о создании новых производств.

Изучение конкурентоспособности реализуемого на рынке товара должно вестись непрерывно и систематически. Это даст возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В результате можно своевременно принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой рынок.


5. Стандартизация и сертификация продукции (услуг)


Стандартизация - процесс определения и применения единых правил с целью приведения в порядок деятельности в определенной отрасли (сфере).

Процесс стандартизации продукции состоит из таких структурных элементов:

Установление требований к качеству готовой продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Развитие унификации и агрегирования продукции как важного условия специализации и автоматизации производства.

Определение норм, требований и методов в области проектирования и изготовления качественной продукции.

Формирование единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля; унификация измерений и обозначений.

5. Создание единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства.

В современных условиях действуют такие основные принципы стандартизации продукции:

Учет уровня развития науки и техники, экологических требований, целесообразности и эффективности производства для производителя, полезности и безопасности - для потребителей и государства в целом.

Гармонизация с международными, региональными, а в необходимых случаях - и национальными стандартами других стран.

Взаимосвязь и согласование нормативных документов всех уровней; пригодность последних для сертификации продукции.

Участие в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон - разработчиков, производителей, потребителей, органов государственной исполнительной власти.

Открытость информации относительно действующих стандартов и программ работ по стандартизации с учетом законодательства страны.

Немалую роль в повышении качества продукции играет его сертификация. Сертификация - процедура, с помощью которой третья сторона дает письменную гарантию того, что продукция, процесс или услуга отвечают заданным требованиям.

Сертификация бывает обязательной и добровольной. Продукция, которая подлежит обязательной сертификации, определяется Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации.

Эффективность сертификации во всех развитых странах определяется тем, что она базируется прежде всего на испытаниях образцов продукции, которые проводятся в компетентных испытательных лабораториях (центрах).

Сертификация систем качества фирм ныне широко применяется в мире. Работы эти ведутся на разных уровнях - национальном, региональном, международном. Попасть в реестр фирм, имеющих сертифицируемую систему управления, качеством, престижно для каждого предприятия. Это для него лучшая реклама, так как сертификат подтверждает: качество продукции фирмы признано авторитетными независимыми организациями, которые предъявляют к продукции самые высокие требования.

Системы управления качеством оцениваются на соответствие принятым в 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ISO) документам, известным в деловом мире как стандарты серии 9000. Эти стандарты разрабатывались компетентными специалистами более чем 30 стран. Ими были использованы национальные стандарты наиболее промышленно развитых стран, а также опыт ведущих мировых фирм.

Стандарты ISO серии 9000 содержат описание трех эталонных моделей системы качества. Если, предположим, речь идет об изготовлении некоторых новых изделий, например, телевизоров или компьютеров с улучшенными свойствами, то система качества охватывает всю технологическую цепочку - от создания и до реализации продукции. Это первая модель - стандарт ISO 9001. Вторая модель системы действует на этапах производства и испытаний продукции - стандарт 9002. Ну а если нужно только проконтролировать продукцию и продемонстрировать заказчику с помощью испытаний соответствие ее стандартам и условиям контракта, то будет выбрана третья модель - стандарт 9003.

Ориентация на потребителя, максимальный учет его запросов и интересов - важнейшая особенность, отличающая подход к системам качества, предложенный стандартами ISO серии 9000.

Основной принцип, на котором строятся эти системы, - предупреждение дефектов продукции на этапах ее разработки и изготовления.

Сертификация систем качества проводится в разных формах.

Существует практика так называемой самосертификации. Производитель заполняет декларацию, в которой заявляет, что его система удовлетворяет требованиям, например стандарта 9001, и предлагает технические документы, которые помогут потребителям или третьей стороне провести необходимый анализ и оценить эффективность системы.

Довольно широко распространена сертификация второй стороной. Чаще всего ее проводит у своих поставщиков предприятие, выпускающее конечную продукцию. В этих случаях главная фирма заинтересована довести уровень производства у поставщика до нужных ей требований.

Сертификация третьей стороной - это проверка и оценка систем качества специализированными организациями. Они могут быть частными, национальными, международными, но обязательно должны быть аккредитованными на право такой оценки и пользоваться доверием и авторитетом у специалистов и владельцев предприятий.


6. Государственный надзор за качеством продукции и внутрипроизводственный технический контроль


Органами государственного надзора за качеством продукции в Украине являются:

Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Украины);

>территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации.

Основные функции Госстандарта Украины в области сертификации:

определение принципов и правил системы сертификации;

утверждение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации;

аккредитация территориальных органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий); аттестация экспертов-аудиторов;

выработка правил признания сертификатов других стран;

информационное обеспечение потребителей (предоставление сведений относительно стандартов разных категорий, сертификатов, испытательных центров и т.п.).

Основные функции органов государственного надзора за качеством продукции:

проверка соблюдения требований стандартов (норм и правил), обобщение ее результатов и информирование о них соответствующих властных структур и общественности;

оперативное применение мер по прекращению нарушений стандартов (норм, правил);

внесение предложений по улучшению качества соответствующих видов продукции.

Государственный надзор за качеством осуществляется относительно таких объектов:

продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления и продукты питания - на соответствие стандартам, нормам и правилам;

экспортная продукция - на соответствие стандартам (нормам и правилам) или отдельным требованиям, обусловленным договором (контрактом);

импортная продукция - на соответствие действующим в стране реализации стандартам (нормам, правилам) относительно безопасности для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей природной среды;

аттестованные производства - на соответствие установленным требованиям к сертификации продукции данного предприятия.

Материальная ответственность (величина штрафов) за нарушение требований стандартов (норм, правил) в Украине, в процентах к объему продукции в стоимостном выражении:

выпуск продукции научно-технического, производственно-технического и потребительского назначения, которая не отвечает требованиям стандартов или не прошла обязательной сертификации, - 25%;

реализация продукции повышенной опасности без надлежащего предупредительного маркирования и соответствующей инструкции относительно транспортирования и эксплуатации (потребления), а также импортной продукции, которая не отвечает требованиям национальных стандартов относительно безопасности для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды, - 50%;

продажа продукции, запрещенной к выпуску органами государственного надзора, и изделий, которые вследствие нарушения требований стандартов стали опасными для жизни (здоровья) людей и окружающей среды, - 100% от стоимости.

Взысканные суммы штрафов направляются: 60% - в Госбюджет; 30% - во внебюджетные фонды местных органов власти; 10% - Госстандарту Украины на развитие его материальной базы.

Структурное подразделение, выполняющее контроль качества продукции на предприятии, - отдел технического контроля (ОТК), главная задача которого состоит в том, чтобы постоянно обеспечивать необходимый уровень качества, зафиксированный в нормативных документах, посредством непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, которые определяют качество продукции.

Характеристика отдельных видов технического контроля.

Статистический контроль - особый вид (метод) выборочного контроля, базирующийся на применении теории вероятностей и математической статистики. Основная его идея состоит в том, что фактические показатели качества отдельных экземпляров продукции всегда будут иметь незначительные отклонения от средних величин. Он используется преимущественно в массовом и крупносерийном производствах.

"Летучий" контроль - внезапный (без предупреждения) и непродолжительный контроль качества изделий (работы исполнителей) на отдельных участках производства.

Инспекционный контроль - запланированный или осуществляемый по критическим сигналам метод контроля преимущественно в виде государственного или внутрипроизводственного надзора.

Активный контроль - контроль качества непосредственно в ходе технологического процесса изготовления изделия (его обработки) с помощью специальных контрольных устройств, вмонтированных в технологическое оборудование (автоматических индикаторов, измерительных головок, изотопных, индукционных и других приборов).

Автоматизированный контроль - проверка качества прямым применением автоматических устройств (включая промышленные роботы) без участия человека как во время технологического процесса, так и после завершения обработки или сборки изделия.

Стационарный контроль осуществляется в специально оборудованных помещениях (лабораториях) проведением соответствующих анализов, испытаний и т.п.

Сменный - текущий контроль качества отдельных деталей, сборочных единиц и готовых изделий на рабочих местах самими рабочими (исполнителями) или контрольными мастерами (контролерами) ОТК предприятия.

Из названных видов технического контроля наиболее эффективными являются:

по влиянию на ход производственного процесса - активный;

по использованным техническим средствам - автоматизированный;

по организационной форме - статистический

7. Список литературы


Экономика предприятия. (Учебное пособие) Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. (2010 г., 133с)

"Экономика предприятия", Титов В.И. (2008 г., 416с)

Экономика предприятия (фирмы): Практикум. Под ред. Позднякова В.Я., Прудникова В.М. (2008 г., 2-е изд., 319с)

Экономика предприятия. Краткий курс. (Учебное пособие) Ильин А.И. (2007 г., 236 с.)

Экономика фирмы. (Учебное пособие) Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. (2006г., 400с)


Похожие работы:

  1. • Производство хитозана пищевого
  2. • Теория экономического анализа
  3. • Стратегии нововведений
  4. • Прибыль как результат деятельности предприятия
  5. • Анализ деятельности топливно-энергетического ...
  6. • Анализ финансового потенциала и оценка ...
  7. • Сущность экономического мониторинга реализации инноваций, его ...
  8. • Инвестиции и их роль в экономике: макроэкономические ...
  9. • Актуальные проблемы оценки деятельности и ...
  10. • Управление конкурентоспособностью продукции ...
  11. • Концепция повышения качества продукции в Украине
  12. • Анализ затрат конкурентоспособности продукции
  13. • Анализ качества конкурентоспособности экспортной ...
  14. • Оценка деятельности по качеству и ...
  15. • Качество продукции как фактор повышения ...
  16. • Анализ качества и конкурентоспособности продукции на ...
  17. • Качество продукции как показатель деятельности предприятия
  18. • Управление качеством продукции
  19. • Измерение и обеспечение повышение уровня качества и ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com