Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Пензенский Государственный Университет

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»


Курсовая работа

по дисциплине

«Прогнозирование и программирование социально-экономического развития»

на тему:

«Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона

(на примере Пензенской области).


Выполнил: ст. гр. 04ЭГ2

Горохов А.А.


Проверила: к.с.н.,

Ретинская В.Н.


Пенза

2008

Содержание


Введение

Глава 1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта РФ.

1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.

1.2 Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования

1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития

Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области.

2.1 Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области (до 2010 года)

2.2 Система индикативного управления экономикой Пензенской области

Заключение

Список использованных источников информации

Введение


Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения и т.д.

Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.

К основным задачам исследования можно отнести:

определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона;

рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;

анализ среднесрочного прогноза социально-экономического развития Пензенской области;

характеристика показателей индикативного управления экономикой Пензенской области.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых актов, касающихся тематике курсовой работы, сопоставительный анализ данных, системный и статистический анализ, и ряд других.

Предмет курсовой работы – это исследование сущности, структуры и технологии прогнозирования и программирования социально-экономического развития на региональном уровне, а также механизмы индикативного управления экономикой Пензенской области.

Объектом выступают территориальная социально-экономическая система, функционирующая на уровне субъекта РФ, население региона, а также отдельные производственные комплексы и отрасли.

При написании курсовой работы была использована нормативно-правовая, научная и периодическая литература. Был проведен анализ различных точек зрения по проблематике данной курсовой работы. Так, например, Житкова Е.Л., Митрофанова И.В. в своих работах рассматривают и анализируют социально-экономическое прогнозирование и программирование региона.


Глава 1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития субъекта РФ


1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона


Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Под прогнозированием социально-экономического развития (далее СЭР) региона понимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач СЭР, выработки соответствующей региональной политики [8, 230].

В настоящее время прогнозирование СЭР субъекта Федерации включает:

разработку вариантов СЭР региона с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов;

предоставление материалов для дифференциации отраслевых и межрегиональных прогнозов;

уточнение потребностей в средствах для финансирования региональных целевых программ, поставок продукции, оказания услуг и выполнение работ для государственных региональных нужд, поддержки отдельных отраслей экономики региона.

Прогноз СЭР является необходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти различных оптимальных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного СЭР территории. Прогноз проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

С целью разработки прогнозов СЭР проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям [4, 57]:

демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);

природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);

социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);

региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);

уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);

производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);

экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).

В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым классифицируются прогнозы. Однако наиболее подходящей к социально-экономическим прогнозам будет являться классификация социально-экономических прогнозов по временному критерию. С точки зрения этого критерия прогнозы СЭР делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные [5, 378].

Долгосрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на 10-ий период. Данные таких прогнозов используются при разработке среднесрочных прогнозов СЭР региона, а также концепции и программ СЭР. При долгосрочном социально-экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор показателей, характеризующих потенциал региона: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства. Данные прогнозов СЭР региона на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

Среднесрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население). Данные прогнозов СЭР региона на среднесрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

Краткосрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население. Данные прогнозов СЭР региона на краткосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

В Пензенской области руководство прогнозированием СЭР осуществляется Правительством области. Именно Правительство в лице своих структурных подразделений составляет прогнозы СЭР региона, а затем вносит их на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской области, где они проходят утверждение. Исполнение прогнозов также возложено на высший исполнительный орган власти Пензенской области.

Организационная система регионального прогнозирования включает различных участников в лице министерств, управлений, научных учреждений и т. д. Основными участниками этой системы являются Министерство финансов Пензенской области, Управление экономики Пензенской области и Управление инвестиционного развития и туризма Пензенской области. Центральное место в этой системе отводится Управлению экономики Пензенской области, которое в целом разрабатывает комплексную социально-экономическую политику в регионе, а также занимается прогнозированием макроэкономической ситуации в регионе, основных показателей уровня жизни населения, рынка труда и др.

В прогнозировании и планировании по своим направлениям деятельности участвуют другие органы исполнительной власти Пензенской области. Так, Министерство финансов Пензенской области разрабатывает и исполняет региональный бюджет на три года; реализует на территории региона финансовую и денежно-кредитную политику. Управление инвестиционного развития и туризма Пензенской области дает оценку инвестиционной привлекательности региона, разрабатывает инвестиционные и инновационные проекты, а также реализует инвестиционную политику на территории Пензенской области.

Всей необходимой информацией различные органы власти Пензенской области обеспечивает Пензенский комитет статистики, который создает информационный массив для разработки прогнозов СЭР региона. Он также занимается статистическим мониторингом итогов СЭР региона, что позволяет оценивать качество прогнозов состоявшимися событиями.

Кроме того, в организационную структуру регионального прогнозирования входят различные научно-исследовательские учреждения и организации.

1.2 Технология прогнозирования регионального социально-экономического развития субъекта РФ


Анализ практического опыта администраций субъектов Федерации показывает, что при прогнозировании регионального развития большинство органов управления в регионах используют традиционные методики, основанные на трех подходах.

Трендовый подход. В его основе лежит метод экстраполяции данных, то есть прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. Метод экстраполяции эффективен для краткосрочных прогнозов, если данные динамического ряда выражены ярко и устойчиво. В долгосрочной же перспективе результаты прогнозирования с применением этого подхода оказываются противоречивыми. Это порождает необходимость их согласования, что выполняется чаще всего только по отношению к верхнему уровню показателей путем более или менее механической подгонки. Поскольку показатели других уровней остаются при этом без изменения, то противоречивость не устраняется, а как бы «ретушируется». И что хуже всего, любое изменение в сценарии прогнозирования неизбежно ведет к повторению этой трудоемкой и неформализованной процедуры.

2. Составление общего списка прогнозируемых параметров, выписывание отношений и причинно-следственных связей между ними. Для реализации этого подхода на практике необходимо ввести субъекты региона как действующих агентов и сформировать их стратегию поведения на региональном рынке. Задав сценарно траектории экзогенных параметров полученной модели, можно рассчитать эволюцию эндогенных параметров путем воспроизведения установленных причинно-следственных связей. Главное преимущество такого подхода к прогнозированию состоит в том, что основное внимание уделяется не анализу трендов основных показателей, характеризующих состояние региона, а оценке параметров стратегий поведения его субъектов, приведших к этому состоянию. Еще один важный аргумент – априорная сбалансированность получаемого прогноза в отличие от трендового прогнозирования по отдельным показателям или их группам.

3. Подход, основанный на теории общего равновесия. Согласно теории равновесия, экономические агенты (производители и потребители), действуя в эгоистических интересах, составляют индивидуальные планы производства и потребления продукции. Этот процесс описывается моделями поведения, характер которых зависит от технологии производства, системы предпочтений и системы цен. Если технология и система предпочтений фиксированы, то существенной оказывается только система цен. Однако применение методов теории общего равновесия для анализа и прогнозирования региональной социально-экономической ситуации затрудняется из-за следующих причин:

для условий быстро меняющегося общества теория общего равновесия в лучшем случае может дать только дрейфующую асимптоту, к которой стремятся экономические процессы;

методы теории общего равновесия не обеспечены в достаточной степени региональной социально-экономической статистикой;

теория общего равновесия применима по отношению к мелким производителям и потребителям в условиях совершенной конкуренции, когда ни один из экономических агентов не в состоянии самостоятельно влиять на систему цен и воспринимает ее как заданную, что не соответствует ситуации в России [16, 57-58].

Однако на современном этапе развития регионального прогнозирования вышеперечисленные методики уже устарели и не отвечают быстро меняющейся социально-экономической ситуации в регионах. Пять лет назад в Самарской области была разработана и успешна внедрена технология ситуационного прогнозирования, которая сейчас используется при прогнозировании СЭР практически во всех субъектах Федерации.

В основу этой технологии положена концепция, согласно которой прогноз есть результат эволюции исходного состояния балансовой имитационной модели деятельности региона на заданную перспективу при задаваемых сценарных условиях. При этом прогнозное состояние является следствием интерференции поведения субъектов региона на горизонте прогнозирования. В процессе прогнозирования исходная база данных переносится в точку прогнозирования через модель причинно-следственных связей.

Общая система ситуационного прогнозирования СЭР региона включает в себя построение определенных прогнозных моделей, в которых отражаются основные экзогенные и эндогенные параметры социально-экономической системы региона [16, 64-67].

Модель сферы производства товаров и рыночных услуг описывает процессы производства и потребления в следующих отраслях региональной экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, связи, торговли и других отраслях рыночных услуг. Производственные возможности каждой отрасли задаются производственной функцией, показывающей зависимость ее выпуска от основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов, а также состояния производственной инфраструктуры и экономической стратегии производителей. Данная модель описывается следующей зависимостью [16, 58]:


dA1 (t) / dt = D1 (t) – R1 (t), где (1)


D1 (t) – текущие доходы;

R1 (t) – текущие расходы;

dA1 (t) – состояние моделируемого объекта в определенный момент времени.

Модель движения региональных финансовых ресурсов описывает процессы образования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных средств. Выражая экономические и социальные связи и отношения в денежной форме, эта модель является базисом для объединения в одно целое частных модели, описывающих вполне определенные виды деятельности. В этой модели отображаются различные аспекты формирования и использования региональных финансовых ресурсов включением в их состав показателей баланса средств хозяйствующих субъектов, государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов и средств населения региона.

Модель потребительского рынка представляет собой систему балансовых и эконометрических уравнений, имитирующих поведение субъектов потребительского рынка: населения, производителей, региональных и федеральных торговых организаций и внешних экспортеров. При моделировании используется свойство двунаправленности отношений, согласно которому акты взаимодействия между субъектами рынка рассматриваются с точки зрения как движения доходов и платежных средств, так и реальных потоков товаров и услуг.

Модель демографии реализует сдвиг возрастов в темпе имитации с учетом естественного движения населения и миграционных процессов. При этом рассчитываются: численность населения (мужского и женского соответственно), численность пенсионеров и молодежи, численность трудоспособного населения, сальдо миграции.

Модель сферы нерыночных услуг представляется в виде следующей математической зависимости [16, 59]:


dA2 (t) / dt = D2 (t) – R2 (t), где (2)


D2 (t) – текущие доходы;

R2 (t) – текущие расходы;

dA2 (t) – состояние моделируемого объекта в определенный момент времени.

Доходы складываются из средств местного и федерального бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий. Расходы включают следующие статьи: оплата труда, промежуточное потребление, капитальные расходы.

Модель рынка трудовых ресурсов описывает движение занятого населения. В ней оцениваются потенциальные трудовые ресурсы сферы производства товаров и рыночных услуг и сферы нерыночных услуг и рассчитывается занятость населения в этих сферах. При этом учитывается спрос на трудовые ресурсы и инерционность перехода населения из одной категории в другую. Оценивается текущая безработица.

После того, как все модели построены и количественно описаны, выполняется «прогон» общей модели региона на глубину прогнозируемого периода по заданному сценарию и выдаются результаты прогнозирования в виде пакета прогнозных документов по всем показателям СЭР.

Достоверность прогнозов с помощью технологии ситуационного прогнозирования зависит от следующих факторов: ошибки в исходных данных, ошибки при задании сценария, грубости модели. Ошибки первого рода вызваны объективными причинами; их удается существенно уменьшить за счет верификации и коррекции исходных данных. Ошибки третьего рода уменьшаются за счет развития модели. Ошибки в сценарных параметрах носят субъективный характер и целиком зависят от профессионализма лиц осуществляющих прогнозирование. Влияние этих ошибок на прогноз – самое существенное, особенно в годы высокой инфляции и падения производства.

В настоящее время проводится дальнейшее развитие технологии ситуационного прогнозирования. В частности, разрабатывается модель товарно-сырьевых рынков, уточняется модель финансовой системы. Большое внимание уделяется формированию более адекватной модели распределения доходов между накоплением и потреблением в секторе производства товаров и рыночных услуг, разрабатывается методологическая база для формирования и отработки рациональных стратегий регионального управления бюджетными и внебюджетными фондами денежных средств.

Конкретизация региональной экономической и инвестиционной политики требует перехода на уровень предприятий и отдельных территорий. Именно в этом направлении, по нашему мнению, будет осуществляться развитие ситуационного прогнозирования в будущем.


1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития


Программно-целевой метод управления развитием территории относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением масштабных, долговременных проблем, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы, что требует принятия специальных программных мер, концентрации усилий, мобилизации ресурсных возможностей региона.

Использование программно-целевого метода применительно к региональным системам исходит из необходимости придания как можно более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но достаточно ясных, чтобы представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать требуемую направленность программных действий.

Под программой СЭР региона понимается комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития субъекта РФ [13, 42].

Региональное программирование является важным инструментом непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь — выравнивания региональных уровней СЭР.

Новая сущность программ СЭР региона состоит в том, что они воплощают в себе синтез «жесткого плана» и «свободного рынка», когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные формы подготовки и реализации программ, а также методы управления ими отличаются от прежних.

К основным задачам региональных программ СЭР можно отнести следующие [10, 124]:

выравнивание межрегиональных различий по показателям СЭР;

формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

максимально полное и эффективное использование различных ресурсов региона;

охрана окружающей среды;

формирование рыночной и социальной инфраструктуры региона;

духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки

сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка.

Состав и структура региональной программы СЭР региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта [10, 138-139].

Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона. Содержится описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывают наличие в регионе различных видов природных ресурсов, их количественное состояние, возможности использование для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона, рассматриваются экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Здесь характеризуются сложившаяся ситуация, состояние рынка труда в регионе, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в предыдущих (1 – 3) разделах СЭР региона и оценка природных ресурсов и рынка труда, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию СЭР региона на перспективу.

Раздел 5. Основные целевые подпрограммы. В разделе выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.

В каждой из этих программ определяются цели и задачи, описываются конкретные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных в пространстве и во времени этапов ее выполнения.

Раздел 6. Механизм осуществления программы. В разделе излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.

Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат. Из общего объема ресурсов выделяются та их часть, которая поступает из собственных источников.

Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы. Даются обоснования по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельными территориями РФ, зарубежными государствами.

Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы. Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:

показатели целей программы;

показатели эффективности конечных результатов (они могут быть как абсолютными, так и сравнительными);

специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;

показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);

показатели (финансовых, природных, трудовых, временных и т. д.) затрат, необходимых для выполнения заданий программы.

Помимо названных выше показателей разрабатываются формулировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.

Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.

Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируют в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а последующая – по более продолжительным срокам.

Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области


2.1 Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области (до 2010 года)


Разработка любого социально-экономического прогноза территории начинается с анализа текущей ситуации в регионе и данных за отчетный период. Оценка социально-экономического положения Пензенской области осуществляется в рамках следующих блоков [2].

1. Природно-ресурсный потенциал.

Природные условия области довольно разнообразны. Равнинный, слегка всхолмленный рельеф создает благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Черноземные почвы, преобладающие на территории области (68% земельной площади). Естественная растительность сохранилась примерно на 1/3 площади. Смешанные и широколиственные леса занимают 20% территории.

На территории Пензенской области расположены запасы мела, тугоплавких глин, стекольных песков, минеральных пигментов, фосфоритов, черного (мореного) дуба. Однако область не располагает запасами полезных ископаемых, которые способны повлиять на экономическую обстановку в регионе.

Область расположена на пересечении основных железнодорожных, автомобильных и воздушных сообщений Среднего Поволжья. В регионе сформировалась мощная транспортная инфраструктура. По территории пролегают крупнейшие железные дороги страны - Куйбышевская и Юго-Восточная, частично Московская. Они связывают Пензу с Центром и Югом России, регионами Поволжья, Украиной, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. Функционируют железнодорожные вокзалы в г. Пензе, Кузнецке, Сердобске, Каменке и других городах.

Сеть автомобильных дорог области превышает 9523 км. Важнейшие из них: Москва - Челябинск, Волгоград - Нижний Новгород, Пенза - Тамбов. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 151 км на 1000 кв. км территории, их удельный вес - 99,95 процента [2].

Демографический потенциал.

В Пензенской области проживает 1422,7 тыс. человек, или 1% от общероссийской численности (44-е - в России), из которых 65,6% - горожане, 34,4% - жители села. Численность населения, занятого в экономике, 645 тыс. человек, или 45,3% от населения области. На 1000 человек населения Пензенской области приходятся 298 пенсионеров (29,7% всего населения области) [2].

В области смертность превосходит рождаемость в 2 раза (по данным 2006 года). Естественный прирост населения в среднем за 2002 - 2006 годы составил 9,3 человека на тысячу населения [2].

Производственный потенциал.

На территории области зарегистрированы более 24 тыс. ед. хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

Пензенская область имеет промышленно-аграрный профиль. Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП, являются: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и торговля, на долю которых приходится более 60% произведенного ВРП.

Промышленность области на 1 января 2007 года представлена следующими отраслями: машиностроение и металлообработка (33,1% в общей структуре промышленного производства), пищевая (около 27%), мукомольно-крупяная и комбикормовая (более 5%), легкая (около 4%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 15%), промышленность строительных материалов (10%), электроэнергетика (более 16%), предприятий прочих отраслей промышленности - около 10% [2].

Однако состояние промышленно-производственных фондов характеризуется высокой степенью их износа, особенно основного технологического оборудования. Так, по данным органов статистики наиболее высокая степень износа сложилась на предприятиях легкой промышленности (56,3%), электроэнергетики (53,6%), машиностроения (51,3%), промышленности строительных материалов (54,4%). Меньший процент износа промышленно-производственных фондов - на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (28,7%) и пищевой промышленности (27,3%).

Сложившееся положение свидетельствует об ограниченных возможностях производственного потенциала значительного числа предприятий в части осуществления расширенного воспроизводства конкурентоспособной продукции

Сельское хозяйство.

Агропромышленный комплекс Пензенской области включает 560 сельскохозяйственных предприятия, 1877 крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми закреплено 145 тыс. гектаров земли, или 4,6% от общей площади сельхозугодий [2].

Сельское хозяйство по объему валовой продукции является второй составляющей товарного производства области. Доля агропромышленного комплекса в ВРП области - 14,1%.

Инвестиционный климат.

Геополитическое положение области благоприятное, благодаря соседству с регионами, устойчивыми в политическом отношении, со сходным этническим и религиозным составом населения, удаленности от внешних границ.

В связи с относительно небольшими размерами территории и высокой обеспеченностью транспортными путями область характеризуется проницаемостью пространства для инвестиционных вложений.

В Пензенской области сложился благоприятный инвестиционный климат. Регион обладает высоким уровнем политической, экономической и социальной стабильности. В декабре 2004 года крупнейшее рейтинговое Агентство «Эксперт РА» присвоило Пензенской области 1 место в рейтинге российских регионов в номинации «За обеспечение высокого уровня общественной безопасности».

Положительными составляющими инвестиционного имиджа Пензенской области являются:

- выгодное географическое положение;

- благоприятная экологическая ситуация;

- высокий уровень развития малого бизнеса;

- интеллектуальный и кадровый потенциал;

- благоприятный социальный и культурный климат, туристический потенциал;

- стабильная общественно-политическая ситуация;

- низкий уровень криминальных рисков.

Малый бизнес.

В малом бизнесе трудятся около 77,0 тысяч человек. Объем производства работ (услуг) за 2006 год по сравнению с 2005 годом в фактических ценах увеличился в 1,9 раза [2].

В Пензенской области реализуется «Программа развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянско-фермерских хозяйств на 2008 - 2010 годы».

Во всех муниципальных образованиях сельских районов Пензенской области созданы агентства по развитию малого предпринимательства и личных подсобных хозяйств.

Агентства организуют работу по оказанию предпринимателям помощи в получении субсидий при реализации инвестиционных проектов на приобретение необходимых: оборудования, сельхозтехники, прицепных агрегатов, запасных частей, КРС, племенных животных, кормов, семян и т.д.

После анализа и оценки текущей социально-экономической ситуации в регионе необходимо сформировать сценарные условия прогноза, которые формулируют перечень основных предпосылок, определяющих характер перспективного СЭР, и описывают причинно-следственные связи между ними и объектом социально-экономического прогнозирования.

Сценарные условия – это система обоснованных, непротиворечивых предположений, факторов и ограничений, на основе которых разрабатываются прогнозы [18, 72].

Сценарные условия содержат оценку социально-экономического потенциала развития объекта прогнозирования с учетом внешних и внутренних условий и факторов.

Основными принципами разработки сценарных условий прогноза являются: комплексность (системный подход), адекватность и достоверность информационной базы, использование апробированных методов прогнозирования.

К основным внешним факторам, которые формируются вне региональной системы, наибольшее влияние на развитие Пензенской области оказывают следующие:

темпы роста мировой экономики;

геополитические изменения (включая порядок и условия вступления России в ВТО и возможные изменения торговых и политических отношений между Россией и некоторыми зарубежными государствами);

темпы роста российской экономики;

уровень инфляции;

федеральные социальные и экономические программы (в т.ч. приоритетные национальные проекты);

порядок и условия реформирования естественных монополий и динамика роста тарифов на их услуги и продукцию;

изменения в сфере межбюджетных отношений.

Внутренние же факторы формируются и реализуются внутри социально-экономической системы Пензенской области. Среди основных внутренних факторов развития пензенского региона, определяющих перспективы его развития на среднесрочный период, необходимо отметить следующие:

изменения демографического и трудового потенциалов с учетом миграционных процессов (численность и качественные показатели населения и трудовых ресурсов, а также уровень безработицы);

изменения социального потенциала, в том числе социальной инфраструктуры (уровень жизни населения, дифференциация доходов, структура доходов и расходов населения, характеристика развития систем здравоохранения, образования и культуры, физическое и духовное состояние населения, уровень личной и общественной безопасности);

динамика производственного потенциала (состояние производственных фондов, квалификация работников, технологическая оснащенность и специализация производства, конкурентоспособность продукции);

динамика инфраструктурного потенциала (энергетика и инженерные коммуникации, транспорт, связь, сфера услуг, банковская система);

динамика научно-технического и технологического потенциала (ресурсная и кадровая база сферы НИОКР, результаты научной и изобретательской деятельности, масштабы применения прогрессивных наукоемких технологий и результатов инновационной деятельности);

изменения структуры экономики (соотношение долей отраслей в формировании валового регионального продукта, доходов бюджета, обеспечении занятости населения, использовании инвестиций) [15, 26-27].

Важное значение для прогнозирования имеют ограничения, стоящие на пути развития Пензенской области. Учет имеющихся ограничений способствует повышению точности прогнозирования. Подобные ограничения можно разделить на несколько групп в зависимости от характера и области их проявления.

Условия-ограничения на реализацию путей достижения целей включают в социальной сфере (недопущение значительного роста безработицы, снижения уровня жизни основной массы населения, роста социально-необоснованной дифференциации населения в доходах и имуществе), в сфере прав человека и безопасности граждан (обеспечение социальной и правовой безопасности граждан и областного сообщества), в сфере экономики (обеспечение сохранения основных элементов производственного и технологического потенциала, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономического роста).

Кроме вышеуказанных, к числу условий-ограничений при разработке прогноза могут быть отнесены также земельные (территориальные), демографические, материальные, финансовые и другие.

Поскольку в рыночных условиях социально-экономическая ситуация меняется резко и подвержена значительным колебаниям то необходимо разрабатывать прогноз СЭР территории в трех вариантах (пессимистическом, среднем и оптимистическом) [2].

1. Пессимистический (неблагоприятный) вариант.

Исходит из осложнения внешних условий, оказывающих влияние на развитие Пензенской области, и некоторого ухудшения существующей в Пензенской области структуры экономики, крайне медленных темпов проведения институциональных преобразований.

В экономической жизни страны и Пензенской области происходит ухудшение тенденций развития. Темпы инфляции составляют 9% - 11% в год и выше [2]. Резкое снижение объемов валютной выручки российских экспортеров приведет к прекращению роста реального курса рубля. Произойдет значительное сокращение объемов импорта.

Рост тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий приведет к снижению уровня конкурентоспособности пензенских предприятий на внешнем рынке. В результате этого снизятся объемы экспортных заказов, выполняемых пензенскими предприятиями. Опасения резкого роста недовольства населения отсутствием увеличения реальных доходов могут заставить органы власти снизить темпы проведения институциональных реформ. В связи с этим экономические и социальные реформы будут осуществляться крайне медленными темпами, а по отдельным направлениям почти не продвигаться, заметных структурных сдвигов в экономике не произойдет. Валовой региональный продукт будет расти невысокими темпами (в среднем на 6,3% в год). Эффективность использования природно-ресурсного потенциала (земли и иных объектов природопользования) ухудшится.


Таблица 1 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Пессимистический вариант)

Наименование показателя Единица измерения

2006

(отчетный)

2007

(отчетный)

2008

(прогнозный)

2009

(прогнозный)

2010

(прогнозный)

Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) тыс. чел. 1442,6 1440,3 1435,4 1428,5 1420,7
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) тыс. чел. 875,5 866,2 859,5 843,2 830
Численность экономическиактивного населения тыс. чел. 738,8 729,3 720 709,6 696,8
Темпы роста ВРП % 105,6 106,3 105,2 104,1 103,8
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году % 109,3 111,2 110,1 109,2 108,2
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. Руб. 4084 5011 5000 4673 4000

Среднемесячная

начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес.

Руб. 5790 6500 7000 6689 6000

2. Средний (промежуточный) вариант.

Предусматривает сохранение в мировой экономике тенденций, сформировавшихся в последние годы: невысокие темпы роста (3 - 4% в год), снижение мировых цен на нефть и газ. Российская Федерация продолжает интегрироваться в мировую экономику, вступив в ВТО на условиях сохранения (на переходный период) отдельных национальных преимуществ.

Все вышеперечисленное будет способствовать структурной перестройке и экономическому росту в стране и Пензенской области. Однако показатели этого роста будут невысокими. Среднегодовые темпы инфляции составят 5 - 6%, реальный курс рубля будет расти в пределах 2 - 3% в среднем в год.

Реальные тарифы (без учета инфляции) на услуги естественных монополий будут расти в пределах 10 - 15% в 2006 - 2010 годах.

Для Пензенской области подобные внешние условия будут являться малоблагоприятными. Возникшая ситуация не будет способствовать росту инвестиций, в том числе иностранных. Основными российскими конкурентами Пензенской области на рынке капиталов останутся регионы-доноры. Из-за роста тарифов на энергоресурсы произойдет снижение уровня конкурентоспособности пензенских производителей на международных рынках. Пензенская область будет развиваться во многом за счет эффективного использования внутренних ресурсов (в основном аграрный сектор экономики). Структурная перестройка экономики будет проходить медленными темпами.


Таблица 2 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Средний вариант)

Наименование показателя Единица измерения

2006

(отчетный)

2007

(отчетный)

2008

(прогнозный)

2009

(прогнозный)

2010

(прогнозный)

Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) тыс. чел. 1442,6 1440,3 1435,4 1430,9 1426,7
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) тыс. чел. 875,5 866,2 859,5 850,8 845,7
Численность экономическиактивного населения тыс. чел. 738,8 729,3 726,8 720,6 719,6
Темпы роста ВРП % 105,6 106,3 106,2 106,8 107,1
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году % 109,3 111,2 111,9 112,1 112,9
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. Руб. 4084 5011 6000 6450 6780
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. Руб. 5790 6500 7000 7489 7780

3. Оптимистический (благоприятный) вариант.

Предусматривает наличие комбинации благоприятных внешних и внутренних условий развития Пензенской области. В сфере внешних международных условий, оказывающих влияние на развитие Пензенской области, в целом сохранится преимущественно благоприятная среда, а по ряду факторов произойдет существенное улучшение качественных и количественных показателей. Темпы роста мировой экономики превысят 4% в среднегодовом исчислении.

Процессы интеграции России в мировую экономическую систему, включая вступление в ВТО, будут сопровождаться преобладанием позитивных результатов. Интеграция будет происходить на выгодных для России условиях. В течение переходного периода будут сохранены государственная поддержка сельского хозяйства, защитные меры по отношению к авиа-, авто-, а также ряду иных отечественных производителей промышленной продукции с высокой степенью добавленной стоимости, защита рынка банковских услуг от конкуренции иностранных кредитных организаций, сохранение относительно низких внутренних цен на газ и электроэнергию. Кроме этого, будут решены проблемы снятия международных ограничений и доступа российских товаров на международные рынки, открыты новые перспективные транспортно-транзитные коридоры, проходящие через территорию России, в том числе через Пензенскую область.

В части внутренних (российских) условий также будет складываться благоприятная ситуация. В России будут успешно осуществлены реформы социального сектора, жилищно-коммунального хозяйства и муниципальная реформа. Продолжится осуществление взвешенной финансовой и кредитно-денежной политики, а также принятие законов, способствующих притоку инвестиций, в том числе за счет стабилизационного фонда.


Таблица 3 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Оптимистический вариант)

Наименование показателя Единица измерения

2006

(отчетный)

2007

(отчетный)

2008

(прогнозный)

2009

(прогнозный)

2010

(прогнозный)

Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) тыс. чел. 1442,6 1440,3 1438,9 1435,5 1433,7
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) тыс. чел. 875,5 866,2 862,9 860,2 858,6
Численность экономически активного населения тыс. чел. 738,8 729,3 726,8 724,3 721,8
Темпы роста ВРП % 105,6 106,3 106,9 107 107,7
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году % 109,3 111,2 112,3 113 113,6
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. Руб. 4084 5011 6300 6900 7550
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. Руб. 5790 6500 7000 7600 8000

Таким образом, детально разработанный прогноз позволяет сформировать концепцию СЭР области, выделить приоритетные цели в ее развитии. Это повысит привлекательность Пензенской области для потенциальных инвесторов.

2.2 Система индикативного управления экономикой Пензенской области


Наиболее распространенной формой планирования развития территории является индикативное планирование. В научной литературе существует два различных подхода к толкованию данного понятия.

С точки зрения первого, индикативное планирование – это план развития территории, в котором отражаются направления деятельности всех экономических агентов определенной территории. Второй подход трактует индикативное планирование как процесс разработки и формирования комплекса важнейших показателей – индикаторов, характеризующих СЭР территории.

Основные признаки индикативного планирования были сформулированы К. Ландауэром еще в 1944 г. К основным из которых относятся [3, 43]:

индикативный план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами);

если даже план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего общества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам;

цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов;

план должен быть сбалансирован по всем ресурсам.

Система индикативного управления экономикой региона (далее СИУЭР) – это механизм ГРЭР, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления [7, 88].

В качестве субъектов этой системы выступают исполнительные органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления в части переданных им государственных полномочий и использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов. Объектами же СИУЭР являются экономика Пензенской области в целом, виды деятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных им государственных полномочий и предприятия.

Система индикативного управления базируется на следующих положениях [7, 89].

Государственное управление осуществляется в объеме функций государственного управления.

2. Ответственность за реализацию каждой функции возлагается на исполнительные органы государственной власти, из которых один является центром ответственности (координация действий, методологическое руководство, ответственность за реализацию функции в целом), другие – участниками реализации функции (ответственность за выполнение части функции).

3. В качестве критериев оценки результата реализации функции государственного управления используются специально разработанные индикаторы.

4. СИУЭР осуществляется с применением методов (инструментов, механизмов) управления – способов воздействия управляющего субъекта на управляемый объект – с целью достижения установленных пороговых значений индикаторов в результате воздействия на процесс.

Объем функций органов исполнительной власти по реализации этой системы утверждаться и регламентироваться постановлением Правительства Пензенской области с участием различных региональных социально-экономических институтов.

Оценка реализации функции осуществляется с использованием индикаторов. Индикаторы формируются на основе реального и прогнозируемого состояния объекта управления. Индикатор, установленный «в точках» рассогласования реального и прогнозируемого состояния объекта управления, служит критерием, определяющим результат применяемых управленческих воздействий.

Эти индикаторы используются для [1]:

оценки реального социально-экономического положения Пензенской области;

оценки эффективности осуществления муниципальными образованьями переданных им государственных полномочий и использования финансовых средств, предназначенных для выполнения данных полномочий;

задания уровня социального благополучия (пороговых значений) в составе государственного заказа на управление;

контроля за достижением запланированных результатов;

принятия регулирующих воздействий;

оценки деятельности исполнительных органов государственной власти;

оценки социально-экономического положения хозяйствующих субъектов в составе контрактов с руководителями хозяйствующих субъектов, доля государственной собственности Пензенской области в уставном капитале которых составляет более 25 процентов.

В составе СИУЭР ежегодно формируется [1]:

доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на три и один планируемые годы;

региональные целевые программы и федеральные целевые программы, в реализации которых участвует Пензенская область, ведомственные целевые программы (далее – целевые программы);

государственный заказ на управление;

соглашения между исполнительными органами государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных образований об индикаторах оценки эффективности использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов;

государственный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд на планируемый год;

региональная инвестиционная программа на три и один планируемые годы;

нормативная бюджетная потребность на объем услуг населению в рамках государственных социальных гарантий на планируемый год;

проект бюджета Пензенской области на планируемый год.

Управление финансированием затрат на реализацию СИУЭР, предоставление услуг населению в рамках государственных социальных гарантий, государственного заказа на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд осуществляет Министерство финансов Пензенской области.

Нормативной правовой и методической основой реализации СИУЭР Пензенской области являются законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы Пензенской области, постановления Правительства Пензенской области, методики и положения, утверждаемые управлением экономикой Пензенской области.

Заключение


Анализ социально-экономического положения субъекта РФ, разработка региональных прогнозов и программ СЭР территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации.

Разрабатываемые и утверждаемые комплексные прогнозы и программы СЭР региона являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного стратегического плана. Для эффективной реализации прогнозов и программ в современных условиях необходимо налаживание системы государственного регулирования на основе усиления экономических функций государства. Это функции должны быть связаны не только с прогнозированием и программированием, но и с индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления.

Несмотря на положительные моменты, связанные с применением на региональном уровне различных методов прогнозирования и программирования СЭР, на наш взгляд, отсутствует четко проработанная на практике теоретическая база исследуемых процессов. В настоящее время не разработаны конкретные критерии эффективности того или иного прогноза или программы, что сказывается на качестве их разработки и реализации условий.

Список использованных источников информации


Постановление Правительства Пензенской области от 11 января 2005 г. № 308-пП «О системе индикативного управления Пензенской области» // СПС «Гарант», 22.03.08.

Распоряжение Правительства Пензенской области от 1 февраля 2006 г. № 550-рП «Об основных направлениях стратегического развития Пензенской области на 2006 – 2015 годы» // СПС «Гарант», 22.03.08.

Белкина Т.Д. Диагностика городского развития через систему индикаторов. // Проблемы прогнозирования. - 2007.- № 2. - С. 40-45.

Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М., 2005.

Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М.: Экономика, 2000.

Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2006. - № 4. – С. 37-42.

Житкова Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3. - С. 87-91.

Коваленко Е. Региональная экономика и управление. – М., 2007.

Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. – Ростов-на-Дону, 2006.

Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. - М–, 2002.

Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2003.

Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2006.

Махотаева М. Целевое управление социально-экономическими системами. // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4. - С. 66-78.

Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона. // Социально-гуманитарное знание. - 2006. - № 2. - С. 36-50.

Полтерович В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм. – М., 2000.

Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. – СПб, 2003.

Суворов А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономических балансов для прогнозирования экономики региона. // Проблемы прогнозирования. - 2003. - № 4. - С. 23-36.

Хасаев Г.Р., Цыбатов В.А. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 2. - С. 56-69.

Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. – Новосибирск, 2001.

Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 1. - С. 64-76.

Похожие работы:

  1. • Прогнозирование экономической динамики
  2. • Планирование и прогнозирование в рамках региона
  3. • Разработка государственной экономической политики
  4. • Ответы на экзамене по региональной экономике
  5. • Особенности социально-экономического развития ...
  6. • Формирование программ социально-экономического развития ...
  7. • Государственные методы регулирования социально-экономического ...
  8. • Влияние государства на рыночную экономику
  9. • Формирование региональных отношений в экономике
  10. • Состав и структура комплексной программы социально ...
  11. • Государственная региональная политика в Российской ...
  12. •  ... прогнозирования и программирования социально-экономического ...
  13. • Прогнозирование показателей социально ...
  14. • Государственное управление социально-экономическим развитием ...
  15. • Порядок разработки государственных прогнозов
  16. • Формы и методы государственного управления
  17. • Система управления социально-экономическим развитием ...
  18. • Финансовая политика государства: сущность, содержание
  19. • Анализ социально-экономического прогнозирования ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com