Трудно сказать, любили ли они друг друга. Крупская писала, что главным для них была возможность «поговорить по душам — о школах, рабочем движении». А по ночам в Шушенском, опять же по воспоминаниям Крупской, они мечтали о том, как будут участвовать в массовых демонстрациях рабочих.
Кстати, в Шушенском Надежда Константиновна оказалась по собственному желанию. В 1898 году, получив три года ссылки, она написала прошение, чтобы ее выслали поближе к ссыльному Ульянову, который переслал ей в тюрьму предложение стать его женой. И Крупская ответила: «Ну что ж, женой, так женой». Обвенчались молодые в Шушенском — обручальные кольца им сделал из медного пятака один из ссыльных…
С ИНЕССОЙ Федоровной Арманд Ленин и Крупская познакомились в 1909 году в Париже. Постепенно знакомство переросло в симпатию, а симпатия — в крепкую дружбу.
По мере развития отношений Ленин испытывал к Инессе все более противоречивые чувства. Арманд была полной противоположностью Крупской. Более непохожих женщин трудо было найти. Надежда застенчива и фригидна, Инесса — влюбчива и ветрена. Крупская не имела детей, не умела готовить и вместо шумных компаний предпочитала уединение. Инесса имела пятерых детей от двух скоротечных браков, пару любовников, прекрасно вела домашнее хозяйство и при этом оставалась душой любого общества. С Крупской Ленину было уютно, но безнадежно скучно. С Инессой же он неожиданно для себя открыл новый мир, полный страсти и наслаждения. Вдобавок в 1913 году у Крупской начала прогрессировать базедова болезнь (супруги и Инесса жили тогда в Кракове). Ленин трогательно заботился о жене, но контраст между красавицей Арманд и резко постаревшей супругой был, как говорится, налицо.
Ленин и Арманд старались по возможности щадить чувства Крупской, причинять ей как можно меньше боли. Но… Надежда Константиновна была умной женщиной: все прекрасно видела и все понимала. В частности, то, что Владимир Ильич уделяет Инессе гораздо больше времени, чем ей в первые годы брака. Он часами мог беседовать с Инессой, слушать, как она музицирует или читает вслух, или просто, сбежав ото всех, бродить по польским лугам, взявшись за руки. И в какой-то момент Крупская предложила мужу развестись. Более того, больная, она помогала Инессе искать квартиру, где новая семья смогла бы свить уютное гнездышко. Действительно, казалось, отношения Инессы и Ильича вот-вот закончатся свадьбой, как вдруг, никому ничего не объясняя, Арманд спешно покинула Краков. По версии Надежды Константиновны, тихая жизнь в польской провинции не подходила для энергичной революционерки, и она решила отправиться в Париж. Однако истинная причина бегства Арманд скрывалась в другом: произошел разрыв с Лениным.
После долгих терзаний Владимир Ильич сделал выбор: он остается с женой, а смыслом жизни для него отныне становится работа.
Из Парижа Арманд написала Ильичу письмо: «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем меня было этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты провел расставание. Нет, я думаю, ты это сделал не ради себя…»
ИЗВЕСТНО, что семья Ильича была не в восторге от его выбора жены. Надежда Константиновна была в их представлении скучной старой девой. Особенно непримирима была старшая сестра Ленина, Анна.
Больше всего Анну Ильиничну раздражали и оскорбляли сплетни о том, как Надежда якобы таскалась с «товарищами». Суть сплетен сводилась к тому, что Надежда изменила мужу еще в сибирской ссылке. Верстах в двадцати от Шушенского жил и работал на сахарном заводе ссыльный революционер Виктор Константинович Курнатовский, который, познакомившись с Крупской, тут же влюбился в нее… Крупская, как говорили, не смогла устоять перед его красотой. Молчаливая, задумчивая супруга Ильича вдруг превратилась в веселую, остроумную женщину.
«Вы, Надюша, по отчеству Константиновна, и я Константинович! — хитро говорил ей Курнатовский. — Можно подумать, что мы брат и сестра».
Анна, считавшая, что дыма без огня не бывает, порывалась поговорить о некрасивом поведении Надежды с Лениным. Но тот все время уходил от разговора: «Не время, Аннушка, заниматься всякими сплетнями. Перед нами сейчас стоят грандиозные задачи революционного характера, а ты ко мне с какими-то бабскими разговорами».
АРМАНД умерла осенью 1920 года. Ленин присутствовал на ее похоронах. Очевидцы вспоминали, что на него было страшно смотреть, он буквально падал в обморок от горя. Среди множества венков на свежей могиле выделялся один из белых цветов с черной лентой: «Тов. Инессе от В. И. Ленина».
Через много лет, когда уже в живых не было не только Арманд, но и Ленина, дочь соперницы, чуть было не ставшей разлучницей, которую в честь матери назвали Инессой, стала для Крупской самым близким человеком.
А ее сына «всесоюзная бабушка», так и не заимевшая собственных детей, воспринимала не иначе как родного внука. «Если бы ты знала, как мне плохо, — писала Надежда Константиновна Инессе-младшей незадолго до смерти. — Как я мечтаю понянчить внучка…»
Алексей Баринов
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.people.ru/