Министерство Образования Российской Федерации
Уральский Государственный Экономический Университет
Колледж
Отчёт
О прохождении производственной (учебной) практики
На предприятии OOO «Сысертский Хлебокомбинат»
Исполнитель:
студент 1 курса
группы «Менеджмент»
Кадников Александр
Г. Екатеринбург 2009 г
Содержание
Введение
Общая характеристика предприятия
Управление производством
Планирование производства продукции
Экономические показатели работы предприятия
Заключение
Введение
Мною, студентом 1-го курса экономического факультета колледжа Уральского Государственного Экономического университета летом 2009 года была пройдена производственная практика, являющаяся составной частью учебного плана, предусмотренного моей специальностью – менеджмент.
Целью данной практики является закрепление теоретических знаний, полученных в период обучения по циклу экономических дисциплин, формирование первоначальных навыков, а также получение практического опыта работы.
Практику я проходил на предприятии OOO «Сысертский Хлебокомбинат». Предприятие является одной из основных организаций производящих хлебо - булочные изделия на территории Сысертского района.
Общая характеристика предприятия
Предприятие OOO «Сысертский Хлебокомбинат”» полное название Общество с ограниченной ответственностью «Сысертский Хлебокомбинат» предприятие по производству мучных кондитерских изделий находиться по адресу: Свердловская обл., г. Сысерть, ул. Трактовая 23. Ассортимент выпускаемой продукции: Торты и пирожные, кексы, рулеты, сладость «Пастильная», “Забава”, “Торты и пирожные на растительных сливках”. Инженерное обеспечение: цeнтрализованное водоснабжение холодной водой, имеется собственная артезианская скважина, горячее – от котельной предприятия, которая производит теплоэнергию для отопления производственных помещений. В качестве топлива используется природный газ, в котельной установлено два котла марки Е-1/9. Канализационные сети – централизованные (МУП ЖКХ г. Сысерть). Источник энергоснабжения – Уралгидромаш(110/35/6 кв), имеются два собственных трансформатора мощностью 400 КВА. Вентиляция естественная и механическая приточно-вытяжная (местная вытяжка, общий приток, осевые вентиляторы). Освещение естественное и искусственное люминесцентными лампами. На хлебокомбинате имеется свой транспортный цех из 33 автомашин (легковых и грузовых). Мусор и отходы вывозятся по договору с МП ЖКХ г. Сысерть спец автотранспортом. Также на предприятии имеется свой стройцех, электроцех и слесарные мастерские. На территории предприятия находятся: основной производственный цех, помещение для приёма сырья, помещение для обработки яйца, масло зачистка, склад суточного хранения сырья, кремовзбивальное отделение, печное отделение, комната для персонала, два помещения для обработки тары и мягкого инвентаря, слесарная мастерская, гараж, сварочный участок. Также у предприятия иметься промплощадка №2 в г. Арамиль, на которой находиться: котельная, хлебопекарня( производство пряников ). Основным видом производственной продукции на предприятии находящимся в г. Арамиле являются пряники, которые выпекаются в электропечах П-119. На предприятии OOO “Сысертский хлебокомбинат” имеется: микро мельница, овоскоп, сбивальная машина, машина тестомесильная, печь хлебопекарная, печь кондитерская, месильная машина, кремосбивальная машина, плита электрическая, столы производственные, ванна для обработки яиц 4х секционная, ванна для мойки инвентаря 3х секционная. Холодильное оборудование- шкаф холодильник ШХ-1,12-3 шт. Выпечка хлебных изделий производиться в печах марки ФТЛ, оснащённых газовыми гарелками.
В процессе производства хлебобулочных изделий можно выделить следующие этапы: приём, хранение и подготовка сырья к пуску в производство; замес, брожение и выпечка хлебобулочных изделий; их остывание и хранение; затем отправка в торговую сеть. Мука поступает на предприятие в автомуковозах. В основном на предприятии применяется бестарный способ приема и хранения муки, когда мука пневмотранспортом перекачивается из муковозов в бункеры для ее хранения. Небольшая часть муки на промплощадке №2 поступает в мешках, которые после использования муки поступают на мешкотряску, находящуюся в отдельном закрытом помещении. Основными потребителями хлебобулочных изделий являются Сысертский район и г. Екатеринбург, такие выводы я сделал, изучив анализ рынков сбыта предприятия (см Приложение №1). Изучая продукцию предприятия и спрос на неё, я пришёл к выводу, что Сысертские хлебобулочные изделия пользуются спросом у населения не только г. Сысерть, но и г. Екатеринбург. Основные конкуренты ООО “Сысертский хлебокомбинат” : Арамильский хлебокомбинат, с. Кашино Мини-пекарня, Щелкунский хлебокомбинат. (подробнее см Приложение №2) . Предприятие продвигает свою продукцию за счёт рекламы: бегущая строка, упаковки хлеба; дегустации, презентации, выставки.
Основные виды выпускаемых товаров изготовлены в соответствии с санитарными правилами, о чём свидетельствует санитарно эпидемилогическое заключение от 02.06.2009 г и сертифицированы ( декларация о соответсвии от 08.06.2009 г ). Пищевые добавки, используемые в продукте, соответствуют СанПин 2.3.2.1293-03 “Гигиенические требования по применению пищевых добавок”. Запрещённые пищевые добавки не используются. Информация для потребителей предоставлена на этикетках, которые соответствуют требованиям ГОСТа. Также на предприятии есть производственный контроль. В собственной лаборатории производиться ежедневный анализ продукции на соответствие требованиям ГОСТа (плотность, влажность, микробиологические исследования продукции).
2. Управление производством
Организационная структура управления представляет собой сочетание отдельных звеньев их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организации, и характеризуют собой один из базовых элементов системы управления. Организационная структура, её типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности.
На предприятие ООО «Сысертский Хлебокомбинат» линейно - функциональная система управления.
Директор
Финансовый отдел Коммерческий отдел Производственный отдел
Бухгалтерия Экономический Транспортный Отдел отгрузки Хлебопроизв. цех
Кондитерский цех Лаборатория
Изучая должностные инструкции цеха Экспедиции и лично, наблюдая за работой всех сотрудников, я смог выявить следующую схему управления
Начальник отдела отгрузки предприятия
Приёмщик-сдатчик
Оператор Упаковщики Грузчики
Приёмщик-сдатчик подчиняется непосредственно начальнику отдела отгрузки предприятия. Приёмщик-сдатчик должен знать: ассортимент, классификацию и отпускные цены на продукцию, основные виды сырья и материалы, идущие на изготовление продукции, признаки сортности продукции. Методы снижения потерь при хранении и реализации продукции. Порядок оформления возвратов, счетов-фактур и других нормативных документов, правила и нормы охраны труда. Функциональные обязанности приёмщика-сдатчика:
Приёмщик-сдатчик при принятии смены обязан принять остатки готовой продукции по количеству и качеству, согласно приходно-расходных документов, принять рабочее место (чистота, порядок, исправность измерительной техники), наличие лотков.
Приёмщик – сдатчик руководит деятельностью всего персонала смены экспедиции (оператора, упаковщика, грузчика).
На основании заявки и экспедиционного остатка готовой продукции приёмщик-сдатчик письменно делает заказ бригадиру (или зав. Производством) на следующие сутки, указывая наименование продукции и необходимое количество. В ходе работы приёмщик-сдатчик ведет приёмку каждой партии, выпущенной цехом продукции, по количеству, весу, качеству.
Приёмщик-сдатчик осуществляет контроль за своевременностью упаковки продукции (предоставляет упаковщикам график загрузки упакованной продукции, своевременно обеспечивает упаковщиков продукцией).
Согласно графика загрузки (соблюдение очередности, время начала отгрузки), приёмщик-сдатчик организует загрузку транспорта готовой продукцией таким образом, чтобы минимизировать расходы за простой автотранспорта. Загрузку продукции приёмщик-сдатчик производит строго по предварительным заявкам покупателей и согласно разработанным маршрутам. В необходимых случаях изменение маршрутов согласовывать с менеджером-маршрутизатором, изменение заявок с начальником отдела.
Приёмщик-сдатчик оформляет приёмосдаточные документы, ведет отчётность по движению готовой продукции, ведет книги учета выполнения заявок и учета возврата тары, строго следит за наличием доверенности на получение продукции у лиц, которые являются доверенным лицом предприятия или ИП.
Приёмщик-сдатчик регулирует процессы снятия и замены продукции при её отсутствии на момент погрузки.
Приёмщик-сдатчик дает распоряжение персоналу экспедиции, связанные с выполнением плана отгрузки и контролирует их выполнение. Он имеет право знакомиться с проектами решения руководства предприятия, касающиеся его деятельности и вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы.
Целью цеха экспедиции является выполнением суточного плана отгрузки продукции по времени и комплектности в соответствии с договорными обязательствами.
Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Сысертский Хлебокомбинат» - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствие с действующим трудовым кодексом и иными федеральными законами, порядок приёма и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации, направленные на укрепление трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени, высокое качество работ, повышение производительности труда и эффективности производственного процесса.
Предприятие не развивается, одна из задач предприятия на сегодняшний день развитие и усовершенствования производства. При изучении мной отчётов и анализов 2009 г и сравнении их с прошлогодними отчётами, могу сказать, что предприятие на сегодняшний день является убыточным. Сейчас, на мой взгляд, предприятие должно стараться выйти на лидирующие позиции по выпуску и сбыту готовой продукции. Если учитывать, что в наше время растёт конкуренция для каждой сферы производства, то можно предположить, что для развития данного предприятия потребуются немалые усилия. На предприятии есть своя маркетинговая политика, которая разработана для продвижения товара на новые рынки сбыта, поддержания текущего спроса продукции, увеличение объёмов продаж, увеличения доли рынка, привлечение новых клиентов и получения прибыли. Основные инструменты маркетинговой политики: выплата премий, бонусов отдельным категориям клиентов, предоставление скидок отдельным категориям клиентов, дегустации, презентации, выставки, реклама. Премии и бонусы устанавливаются по представлению коммерческой службы предприятия путем подписания дополнительного соглашения к договору поставки, годового соглашения к договору поставки, соглашения о специальных коммерческих условиях к договору поставки. Одному и тому же покупателю может быть установлено несколько видов премий, бонусов. Премии и бонусы предоставленные покупателям оформляются менеджерами по продажам, по каждому клиенту, подтверждая выполнение условий при которых предоставляются данные премии, бонусы по служебной записке согласованной с коммерческим директором и руководителем предприятия. Предоставленные премии, бонусы перечисляются на счёт покупателя или оформляются кредит-нотой. Скидки и наценки устанавливаются по представлению коммерческой службы путем подписания дополнительного соглашения к договору поставки, годового соглашения к договору поставки, соглашения о специальных коммерческих условиях к договору поставки. Одному и тому же покупателю может быть установлено несколько видов скидок. Скидки устанавливаются путем установления специальной цены в базе данных для данного клиента на все или одну группу товаров по служебной записке коммерческого директора, согласованной руководителем предприятия. Миссия предприятия заключается в том, чтобы обеспечить местное население качественными хлебобулочными изделиями. Почему качественными, потому что продукция ООО “Сысертский Хлебокомбинат” является действительно качественной по сравнению с продукцией конкурирующих организаций, т.к предприятие более длительное время находится на рынке сбыта хлебобулочных изделий и его можно считать более опытным в этой сфере. За время работы на предприятии мной были изучены многие документы подтверждающие, что продукция соответствует всем требования. Также, исходя из личного опыта от употребления продукции хлебокомбината и продукций других предприятий, могу сказать, что продукция Сысертского хлебокомбината наиболее вкусная и качественная, по сравнению с остальными.
За время прохождения практики на предприятии я убедился в том, что на предприятии ни один работник не теряет ни минуты времени, каждый выполняет свои обязанности с ответственностью, начиная от простых рабочих и заканчивая начальством. Такая система работы на предприятии позволяет наиболее эффективно функционировать. Опросив начальство и узнав, что такая трудолюбивость на предприятии зависит не только от премиальных, получаемых за эффективную работу, но и от того, что многие работники лучше этой работы для себя на территории Сысертского района найти не могут. На предприятии, действительно, почти никакой системы мотивации, при этом премиальные тоже не выделяются большими суммами. Несмотря на то, что предприятие не приносит прибыли, оно старается развиваться, с каждым годом, приобретая, более усовершенствованное оборудование.
Главная отличительная особенность современного этапа применения информационно-компьютерных технологий заключается в возможности создавать разделённые системы поддержки решений на базе локальных вычислительных сетей и глобальной системы Интернет, обеспечивающих комплексный подход к принятию управленческих решений. В связанных между собой узлах компьютерной сети располагаются пользователи сети – менеджеры различного уровня. Каждый пользователь может независимо решать частные задачи организации, используя для этого информационно-вычислительные возможности той системы, к которой он имеет доступ пользователя.
Решение проблем общего характера организации требует привлечения знаний, информации и ресурсов, подведомственных ряду пользователей. Общую проблему они могут решить только совместно, объединяя свои локальные возможности, и согласовывая принятые решения.
Предприятие оборудовано хорошей вычислительной техникой, компьютерами, принтерами. Находясь на предприятии, мной было замечено, что компьютеры, действительно нужная вещь и используется строго по назначению. Работа на ЭВМ ведётся постоянно, т.к приходится изучать информацию, работать с данными бухгалтерии, своевременно формировать остатки готовой продукции, оформлять акты на возврат готовой продукции, исправлять товарно-транспортные накладные, счета- фактуры, качественно оформлять сопроводительные документы, удостоверения и пропуска. На предприятии есть компьютеризованные упаковочные машины. ЭВМ позволяют более эффективно использовать рабочее время, снизить психологические затраты менеджера и специалистов и высвобождает их личные ресурсы для выполнения более ответственных задач.
3. Планирование производства продукции
Таблица 1: Производительность труда OOO «Сысертский хлебокомбинат»
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Произведено валовой продукции (тыс.руб) | 11487 | 8422 | 10142 |
На одного среднесписочного работника (тыс.руб) | 99 | 70,2 | 100,4 |
На одного работника занятого в основном производстве (тыс.руб) | 109,4 | 87,8 | 106,8 |
Произведено валовой продукции на 1 чел/час всего (руб.) | 56,9 | 41,2 | 58,4 |
Таблица 1 отражает количество продукции в рублях произведенной за единицу рабочего времени на одного среднесписочного рабочего в год. Как видно из таблицы выработка в 2006 году составила 56,9 чел/час, а в 2008 году уже 58,4 чел/час. Увеличение этого показателя происходит не за счет роста производительности труда, а за счет сокращения среднесписочного числа работников предприятия. Причем численность работников занятых в основном производстве не уменьшилась, а сокращены работники, занятые во вспомогательном производстве.
По хлебокомбинату произошло сокращение штата: в 2007 году численность – 120 человек, а в 2008 году – 101 человек. Сокращение произошло за счет работников торговли, стройцеха и механической группы. Также нужно отметить, что произошло повышение заработной платы: у работников занятых в основном производстве в 1,6 раза, у служащих в 2,5 раза, у сезонных работников в 2,8 раза, у работников торговли в 3,5 раза. В целом по предприятию заработная плата увеличилась в 1,9 раза. Все это можно увидеть по таблице 2.
Таблица 2:Использование фонда оплаты труда OOO «Сысертский хлебокомбинат»
Категории работников | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||||||||
Средне. Год число работников ( чел) | Начислено з/пл всего тыс руб | В том числе на 1 чел. | Средне. Год число работников( чел) | Начислено з/пл всего тыс руб | В том числе на 1 чел. | Средне. Год число работников( чел) | Начислено з/пл всего тыс/руб | В том числе на 1 чел. | ||||
За год | За месяц | За год | За месяц | За год | За месяц | |||||||
1.Работники занятые в производстве | 86 | 1295 | 15,5 | 1,25 | 74 | 881,3 | 11,9 | 0,99 | 76 | 1453,7 | 19,1 | 1,6 |
В том числе: - постоянные | 84 | 1286 | 15,1 | 1,25 | 72 | 873,8 | 12,1 | 1,01 | 74 | 1432,8 | 19,4 | 1,62 |
- сезонные | 2 | 9,0 | 4,5 | 0,69 | 2 | 7,5 | 3,75 | 0,58 | 2 | 20,9 | 10,45 | 1,61 |
2.Служащие | 19 | 821,4 | 43,2 | 3,6 | 22 | 482,9 | 21,95 | 1,83 | 19 | 991,9 | 52,2 | 4,5 |
Итого основного производства | 105 | 2116,4 | 20,2 | 1,68 | 96 | 1364,2 | 14,2 | 1,2 | 95 | 2445,6 | 25,7 | 2,15 |
Работники торговли и общественного питания | 11 | 213,8 | 19,4 | 1,62 | 24 | 271,3 | 11,3 | 0,94 | 6 | 235,2 | 39,2 | 3,3 |
Всего: | 116 | 2330,2 | 20,1 | 1,67 | 120 | 1635,5 | 13,6 | 1,14 | 101 | 2680,8 | 26,5 | 2,21 |
Себестоимость и рентабельность товарной продукции
Себестоимость продукции – это экономическая категория, выражающая в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт, т.е издержки предприятия. В себестоимости учитываются издержки по производству продукции, управлению производством, реализации продукции и непроизводственные затраты. Прибыль – конечный финансовый результат производственно - хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли цель деятельности любой организации.
Таблица 3:Структура себестоимости продукции OOO «Сысертский хлебокомбинат»
Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
Тыс.руб | % | Тыс.руб | % | Тыс.руб | % | |
Мука | 3863,547 | 33 | 3106,415 | 35,9 | 2853,239 | 27,1 |
Прочие материалы | 1786,325 | 15,1 | 1087,924 | 12,5 | 1104,601 | 10,5 |
Транспорт | 43,419 | 0,4 | 23,769 | 0,3 | 13,785 | 0,1 |
Упаковочные материалы | 227,638 | 2 | 108,328 | 1,3 | 90,824 | 0,9 |
Топливо | 1053,051 | 9 | 776,023 | 9 | 931,624 | 8,8 |
Электроэнергия | 983,311 | 8,5 | 767,564 | 9 | 1184,923 | 11,2 |
З/пл. осн. рабочих | 589,158 | 5 | 347,885 | 4 | 708,871 | 6,7 |
Начисления на з/пл | 205,934 | 1,7 | 137,024 | 1,6 | 248,226 | 2,4 |
Содержание оборудования | 887,519 | 7,5 | 615,095 | 7 | 1194,380 | 11,3 |
Общезаводские расходы | 1960,610 | 16,7 | 1599,006 | 18,5 | 2065,553 | 19,5 |
Производственные расходы | 11600,51 | 98,9 | 8569,081 | 99,2 | 10396,02 | 98,5 |
Непроизводственные расходы | 129,035 | 1,1 | 73,164 | 0,8 | 156,340 | 1,5 |
Полная себестоимость | 11729,556 | 100 | 8642,245 | 100 | 10552,366 | 100 |
Расставив данные таблицы 3 за 2008 год по местам, получится:
1 место – мука -27,1%
2 место – общезаводские расходы – 19,5%
3 место – содержание оборудования – 11,3%
4 место – электроэнергия – 11,2%
5 место – топливо – 8,8%
Проанализировав структуру себестоимости продукции видно, что основные затраты в процентном отношении ложатся на закупку муки. Процент этих затрат с 2006 по 2008 годы пошел на снижение, т.к цены на муку резко снизились.
Второе место по затратам ложатся на общезаводские расходы, которые увеличились за счет увеличения заработной платы служащих. Затраты по прочим материалам снизились, т.е если сравнивать 2007 и 2008 год, то производство пряников снизилось в 3,9 раз, а на производство этого вида продукции идет прочего сырья по сравнению с мукой 50/50.
Затраты по электроэнергии увеличились из-за увеличения тарифов на электроэнергию и из-за увеличения производства сдобных сухарей, а производство сухарей связано с большим потреблением электроэнергии. Снижение затрат на топливо произошло за счет смены старых котлов на новые при эксплуатации которых снизилось количество необходимого угля. Также уменьшение затрат произошло из-за уменьшения выработки изделий для которых по производственной технологии необходим пар для расслойки и выпечки, следовательно идет экономия угля.
Таблица 4:Анализ себестоимости 2006-2008 г.г по основным видам продукции OOO «Сысертский хлебокомбинат»
Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Выпуск кг | Полная Сб/ст | Сб/ст 1 кг | Выпуск кг | Полная Сб/ст | Сб/ст 1 кг | Выпуск кг | Полная Сб/ст | Сб/ст 1 кг | |
Хлеб (1С,2С) | 862918 | 6973633 | 8,0 | 745190 | 5586333 | 7,5 | 794464 | 7080838 | 8,9 |
Батоны (нар.гор.плет) | 39425 | 407552 | 10,3 | 42563 | 374993 | 8,8 | 40084 | 508200 | 12,6 |
Сухари | 18024 | 298696 | 16,6 | 20837 | 262136 | 12,6 | 29357 | 600967 | 20,5 |
Мелкоштучные изделия | 75109 | 1038683 | 13,8 | 71968 | 881246 | 12,2 | 50686 | 899570 | 17,7 |
Пряники | 162829 | 2201815 | 13,5 | 60444 | 784296 | 13 | 42132 | 655370 | 15,6 |
Кондитерские изделия | 13196 | 304518 | 23 | 17432 | 340584 | 19,5 | 9886 | 286798 | 29 |
Рассматривая таблицу 4 “Анализ себестоимости продукции по основным видам продукции” видно, что выпуск продукции снизился, а полная себестоимость увеличилась. Это происходит из-за того, что производственные мощности заняты работой не в полном объёме. Происходит очень большой простой оборудования, а затраты на его обслуживание и содержание не снижаются, а наоборот увеличиваются.
Также с 2007 по 2008 годы прошло не однократное увеличение заработной платы работников хлебокомбината, повышение тарифов на электроэнергию, ГСМ, уголь и также повысились цены на основное сырье (дрожжи, сахар, маргарин, яйцо и т.д.). Для снижения себестоимости нужно увеличить объём выпускаемой продукции, для чего необходимо расширить рынок сбыта, улучшить качество продукции, обновить ассортимент продукции (например, в городе Екатеринбурге стал большим спросом пользоваться хлеб “Нарезка”, в т.ч. батоны)
Таблица 5: Рентабельность производства OOO «Сысертский хлебокомбинат»
Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||||||||
Выручка от реализ. (т. руб) |
Полная Ст-ть Продукции (т. руб) |
Прибыль(т. руб) |
Уровень рент-ти (т. руб) |
Выручка от реализ. (т.руб) |
Полная Ст-ть Продукции (т. руб) |
При быль (т. руб) |
Уровень рентти (т. руб) |
Выручка от реализ. (т. руб) |
Полная Ст-ть Продук- ции (т. руб) |
При быль (т.руб) |
Уровень рент-ти (т .руб) |
|
Хлеб(1С,2С) | 7045 | 6974 | +71 | +1,0 | 5411 | 5586 | -175 | -3,1 | 6825 | 7081 | -256 | -3,6 |
Батоны | 400 | 408 | -8 | -2 | 366 | 375 | -9 | -2,4 | 465 | 509 | -44 | -8,6 |
Сухари | 279 | 299 | -20 | -6,7 | 251 | 262 | -11 | -4,2 | 582 | 602 | -20 | -3,3 |
Мелкоштучные изделия | 1070 | 1039 | +31 | +3 | 908 | 881 | +27 | +3,1 | 850 | 899 | -49 | -5.5 |
Пряники | 1985 | 2201 | -216 | +9,8 | 751 | 784 | -33 | -4,2 | 652 | 655 | -3 | -0,5 |
Кондитерские изделия | 262 | 304 | -42 | -13,8 | 344 | 340 | +4 | +1,2 | 273 | 286 | -13 | -4,5 |
Печенье | 22 | 16 | +6 | +37,5 | 101 | 113 | -12 | -10,6 | 98 | 99 | -1 | -1 |
Консервация | 163 | 160 | +3 | +1,9 | 134 | 122 | +12 | +9,8 | 93 | 88 | +5 | +5,7 |
Теплоэнергия | 261 | 328 | -67 | +20 | 154 | 177 | -23,0 | -13 | 304 | 333 | -29 | -8,7 |
Всего: | 11487 | 1729 | -242 | -2,1 | 8422 | 8642 | 220,0 | -2,5 | 10142 | 10552 | -410 | -3,9 |
При рассмотрении показателей таблицы 5 “Рентабельность производства” важно отметить, что данное предприятие является убыточным. Для улучшения финансового состояния данного предприятия нужно разработать конкретный план дальнейшего развития с учетом новых рыночных отношений и найти оптимальный путь решения проблем и получения прибыли
4. Экономические показатели работы предприятия
Таблица 1:Показатели размера предприятия ООО «Сысертский хлебокомбинат»
Наименование продукции | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Товарная продукция по ценам реализации (тыс.руб.) | 11487,1 | 8421,6 | 10142,1 |
Хлеб (B/C, 1C, 2C) | 262917 | 5412853 | 794464 |
Батоны (нар., гор., плет.) | 39425 | 42563 | 40084 |
Мелкоштучные изделия | 75109 | 719678 | 50686 |
Сухари (панировочные, гренка) | 18024 | 20837 | 29357 |
Пряники | 162829 | 60444 | 42133 |
Кондитерские изделия | 13196 | 17432 | 9886 |
Печенье | 1268 | 6889 | 5179 |
Консервация | 1981,55 | 2010,2 | 915,95 |
Теплоэнергия | 623,2 | 608,5 | 771,23 |
Численность рабочих | 116 | 120 | 101 |
Всего основных фондов | 5274 | 5179 | 5318 |
Из них: здания, сооружения | 2962 | 3003 | 3045 |
Машины, оборудование, приборы, устройства | 1998 | 1850 | 205 |
Транспортные средства | 157 | 163 | 134 |
Прочие основные средства | 157 | 163 | 134 |
Электродвигатели (кВт) | 110/390 | 110/390 | 110/390 |
Электроаппараты | 5/530 | 5/530 | 5/530 |
Таблица 2:Объём и структура товарной продукции OOO «Сысертский хлебокомбинат»
Продукция | Продано (т) | Выручка (т.руб.) | % |
Хлеб B/C, 1C, 2C | 794464 | 6825 | 67,3 |
Батоны (гор., нар., плет) | 40084 | 465 | 4,6 |
Сухари | 29357 | 583 | 5,7 |
Мелкоштучные изделия | 50686 | 850 | 8,4 |
Пряники | 42132 | 652 | 6,4 |
Кондитерские изделия | 9886 | 273 | 2,7 |
Печенье | 5179 | 98 | 1 |
Консервация | 915,95 | 93 | 0,9 |
Теплоэнергия | 771,23 | 304 | 3 |
Всего: | 973775,18 | 10143 | 100% |
Таблица 2 сделана по данным 2008 года. Из этой таблицы видно, что основной процент выпуска (67,3%) ложится на выпуск и продажу хлеба. Остальные виды продукции имеют сравнительно не высокий, почти одинаковый процент выпуска. Предприятию необходимо увеличить выпуск консервированных изделий. Консервация является продуктом с длительным сроком хранения и реализации, а также на этот вид продукции можно заложить большой процент общезаводских затрат, т.к затраты на производство консервированной продукции минимально (но только в летне-осенний период), т.к овощи в этот период имеют очень низкую отпускную цену.
Для того чтобы увеличить объём продаж консервированной продукции нужно в первую очередь освоить рынки сбыта на которых преобладает консервированная продукция, которая похожа по внешнему виду на продукцию хлебокомбината, но выше по цене. Кроме того. Наработка крупных оптовиков консервации для отправки партий продукции на север свердловской области. Необходима работа менеджера, а также наработка новых покупателей внутри зоны обслуживания, но ранее не охваченных.
Таблица 3:Баланс продукции ООО “Сысертский хлебокомбинат”
Показатель | Пряники 2008 год | ||
КГ | % | ||
Наличие на начало года | 194 | ||
Приход всего: | 42132,5 | 100 | |
Расход всего: | 42227,5 | 100 | |
Остаток на конец года | 99 | 0,2 |
Баланс продукции отражает количество отдельных видов продукции на начало и конец года, а также поступление и выбытие их в течении года. Таблица 3 выполнена по данным 2008 года. Из этой таблицы видно, что остатки на начало и конец года не большие и процент их в общей реализации продукции составляет 0,2%. Это происходит из-за того, что предприятие работает только строго по заявкам поступившим от покупателей, т.к продукция, выпускаемая предприятием имеет маленькие сроки реализации и хранения, поэтому завод не производит продукцию превышающую заявки. Продукция вышедшая, забракованная или возврат по черствости высушивается и мелется на сухарь панировочный. Поэтому выпуск валовой продукции предприятия совпадает с товарной продукцией.
Таблица 4:Наличие, движение и состояние основных фондов ООО «Сысертский хлебокомбинат»
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Наличие на начало года | 5179 | 6246 | 5214 |
Поступило за год а т.ч. ввод в действие новых фондов (тыс.руб) | 120 | 50 | 122 |
Выбыло за год, в т.ч. ликвидировано старых фондов (тыс.руб) | 25 | 1117 | 78 |
Наличие на конец года | 5274 | 5179 | 5318 |
Темпы роста или снижения | 2,3 | 0,8 | 2,3 |
Износ фондов по балансу: - на начало | 2308 | 2878 | 2512 |
- на конец | 2512 | 2308 | 2684 |
Начислена амортизация за год (тыс.руб) | 204 | 130 | 172 |
Дооценка основного имущества | 700 |
Основные фонды – это совокупность средств труда, функционирующих в неизменной натуральной форме в течение длительного времени и переносящих свою стоимость на готовый продукт частями, по мере износа. Не относятся к основным средствам и учитываются в составе оборотных средств, предметы, используемые в течение периода 12 месяцев. Независимо от их стоимости, а также предметы стоимостью не более стократного размера минимальной месячной оплаты за единицу независимо от срока их полезного использования, при этом стоимость указанных предметов принимается в расчет на дату их приобретения. Основные фонды на предприятии давно устарели и по данным таблицы 4 видно, что они хоть и обновляются, но темпы роста очень низкие.
Таблица 5:Состав основных средств на конец года OOO «Сысертский хлебокомбинат»
Наименование | Стоимость (тыс. руб) | Структура производственных основных средств (%) |
1 | 2 | 3 |
Производственные основные средства: - здания и сооружения | 2962 | 56,3 |
- передаточные устройства, машины и оборудование | 1998 | 37,9 |
- транспортные средства | 157 | 2,9 |
- прочие средства | 157 | 2,9 |
Итого по разделу: | 5274 | 10 |
Анализируя данные таблицы 5, мы видим, что самый большой процент составляют здания и сооружения (56,3%), которые не участвуют в технологическом процессе и по нормативу этот показатель не должен превышать 50%. Очень низкий процент на предприятии занимают транспортные и прочие основные средства – 2,9%, которые непосредственно участвуют в технологическом процессе.
Таблица 6:Экономическая эффективность использования основных фондов ООО «Сысертский хлебокомбинат»
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 |
Фондоотдача Товарная продукция на 1 руб. основных производственных фондов в среднегодовом исчислении |
2,1 | 1,6 | 1,9 |
Фондоемкость Стоимость производственных фондов в среднегодовом исчислении на 1 руб. валовой продукции |
0,5 | 0,6 | 0,5 |
Фондорентабельность Прибыль на 1 руб. стоимости основных фондов |
-0,04 | -0,04 | 0,07 |
Фондовооруженность (тыс.руб) | 45,4 | 43,2 | 52,6 |
Показатель фондоотдачи 1,9 показывает, сколько произведено валовой продукции в текущих ценах на 1 рубль основных фондов. Оптимальным считается выход валовой продукции 0,3 рублей – 0,5 рублей на 1 рубль основных производственных фондов. Товарная продукция отражает также показатель через сумму выручки. За 2008 год данный показатель увеличился за счет увеличения цены реализации. Фондоемкость 0 обратный показатель фондоотдачи. Фондорентабельность показывает, сколько фондов на 1 рубль в среднегодовом исчислении. С ростом прибыль увеличивается, а при убытках уменьшается.
Фондовооруженность – один из основных показателей, характеризующих обеспеченность фондами. Если показатель высокий (200) значит предприятие хорошо обеспечено фондами. По таблице 6 видно, что фондоотдача увеличилась, а фондорентабельность уменьшилась по причине увеличения убытков от реализации товарной продукции.
Таблица 7:Показатели использования производства OOO “Сысертский хлебокомбинат”
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Проектная мощность печи П-104 кг/сут. (при 2-х сменной работе 23 часа) | 14030 | 14030 | 14030 |
Проектная производительность производство хлеба формового кг/час | 610 | 610 | 610 |
Существующая производительность всего кг/сут. | 1300 | 1400 | 1000 |
Проектная мощность печи Ш 2 ПА – 16 кг/сут. (при 2-х сменной работе 23 часа) | 4025 | 4025 | 4025 |
Проектная производительность производство пряника глазированного кг/час | 175 | 175 | 175 |
Существующая производительность всего кг/сут. За 250 рабочих дней | 651,3 | 241,8 | 168,5 |
Хлеба | 9,3% | 10% | 7,1% |
Пряники | 16,2% | 6% | 4,2% |
По таблице 7 видно, что выпуск продукции заметно снизился, поэтому и снизились проценты эффективности использования производства: по хлебу с 10% до 7,1%, по пряникам с 6% до 4,2%. Для повышения уровня эффективности использования производства нужно увеличить выпуск продукции, при этом цену оставить прежней. Соответственно увеличится количество булок в лотке, а значит и отгрузка в кг.
Заключение
Проведенная оценка финансового состояния OOO «Сысертский хлебокомбинат» позволила сделать вывод, что предприятие является временно неплатежеспособным.
Проведенный анализ показал, что хлебная промышленность по области в целом рентабельна, но некоторые предприятия не могут перестоится к современным рыночным условиям. И это предприятие временно подходит к этой категории.
Каждый год происходит снижение выпуска продукции, и несмотря на то, что цена на выпускаемую продукцию увеличивается OOO “СХК” не может повысить рентабельность производства. Из расчетов рентабельности OOO “СХК” видно, что у организации этот показатель значительно снизился за текущий год, что подтверждает неэффективную деятельность данного предприятия.
Показатели уровня эффективности использования производственных мощностей говорят о том, что они используются всего на 10% от проектных. Это происходит из-за отсутствия рынка сбыта. Анализируя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках видно, что предприятие убыточное. Но с каждым годом идет незначительное снижение убытка. Убыток происходит в следствии того, что затраты на производство превышают выручку от реализации.
Из основных финансово-экономических показателей OOO “СХК” видно, что износ увеличился. Также видно, что у предприятия низкий коэффициент обновления и высокий коэффициент выбытия. Это значит, что предприятие в основном списывает оборудование, а новое практически не поступает.
Для улучшения финансового состояния OOO “СХК” необходимо:
Создать нормальные условия труда, т.е создать обоснованную продолжительность рабочего времени, обеспечить безопасность труда. Создать благоприятный климат в коллективе, обеспечить моральную и материальную поддержку каждого работника.
Автоматизировать, механизировать рабочее место каждого работника, тем самым облегчить их работу, сократить ручной труд.
Повысить квалификацию кадров – это напрямую связано с качеством труда, к примеру, квалифицированный пекарь произведет качественную продукцию, а ученик не сможет дать ни качества, ни количества.
Увеличить объёмы производства. При высшем качестве продукции можно спокойно выйти на рынок области и реализовать продукцию. Снизить затраты на производство продукции, т.е приобретать сырье по более низким ценам, но соответствующего качества.