Введение
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня доходов населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в рыночных условиях возрастает необходимость в изучении платежеспособности населения как одного важнейших факторов развития рынка.
Целью курсовой работы является изучение влияния доходов (расходов) населения на потребление и другие социально-экономические показатели, степень распределенности доходов в экономике России.
В связи с поставленной целью реализуются следующие задачи:
Характеристика размера и состава доходов и расходов население;
Изучение динамики денежных доходов;
Анализ дифференциации денежных доходов.
Объектом исследования является доходы и расходы населения.
При написании курсовой работы были использованы такие методы, как монографические, расчетно-конструктивный, метод анализа динамики.
1. Теоретические основы статистического изучения доходов, потребления и социальной защиты населения
Основные понятия и сущность системы показателей
Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.
По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты руда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, скота, различных изделий и других товаров (включая продажи на неофициальном рынке), доходов от оказанных на сторону различных услуг и др. При бюджетных обследованиях семей, проводимых органами государственной статистики, в их денежном доходе не учитываются приросты вкладов в сберегательном банке в отличие от денежных доходов и расходов населения.
Натуральные доходы - все поступления продукции, произведенной домашними хозяйствами для собственного потребления: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме (шт., кг, м, кв. м, куб. м, час.), получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, личного подворья, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенных для личного, семейного потребления (т. е. не имеющих товарной формы).
Для характеристики благосостояния населения важное значение имеют совокупные доходы (всего населения, семьи, отдельного человека), рост которых при неизменных ценах и налогах (или, по крайней мере, их меньшего повышения по сравнению с увеличением доходов) свидетельствует о повышении возможностей удовлетворения потребностей.
Совокупный доход является основным показателем материальной обеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление. Кроме денежной составляющей совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий. Это услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.п.
Часть совокупного дохода образует мобильные доходы. Мобильные доходы включают в себя еще сбережения населения, но не учитывают бесплатные услуги из общественного фонда потребления. По величине и динамике мобильных доходов можно судить о происходящих изменениях в благосостоянии населения, а с привлечением другой информации - давать оценку «отложенного спроса» (невозможности приобретения товаров из-за их отсутствия), «избыточности» средств вследствие высоких доходов и др. Сбережения населения являются важным источником дополнительных инвестиций для развития производства, реализации социальных и других программ.
Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы». Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом индекса цен, тарифов и представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов. Они рассчитываются следующим образом:
РРД= (НД-НП) х Jпсд,
Где НД - номинальные доходы (руб.);
НП - налоги, обязательные платежи (руб.);
J псд - индекс покупательной способности денег (показатель, обратный индексу цен).
Важнейшие источники денежных доходов - это оплата труда, прибыль, используемая на вознаграждение за предприимчивость и др., социальные трансферты
Таблица 1 - Структура денежных доходов населения России в 2000-2006 гг.(%)
Показатели | 2000 | 2004 | 2006 |
всего денежных доходов | 100, 0 | 100, 0 | 100, 0 |
оплата труда | 74, 1 | 46, 4 | 39. 5 |
социальные трансферты | 13, 0 | 17, 4 | 16, 7 |
доходы от собственности | 12, 9 | 4. 3 | 5, 3 |
доходы от предпринимательской деятельности | – | 31, 9 | 38, 6 |
Основным источником доходов для большей части населения длительное время были доходы, получаемые в виде оплаты за труд, т. е. заработная плата. Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности.
ׁСоотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Следует различать номинальную (т. е. начисленную) и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата (НЗП) представляет собой всю начисленную сумму оплаты труда вне зависимости от налогов и обязательных отчислений. Располагаемая заработная плата – это начисленная сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд (1% номинальной заработной платы). Реальная заработная плата (РЗП) - это номинальная заработная плата с учетом налогов и изменения цен, тарифов, т. е. то реальное количество материальных благ, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.
Реальная зарплата (РЗП) определяется следующим образом:
РЗП = (НЗП - Но) х Jпсд, (2)
Где НЗП - номинальная заработная плата (руб.);
Но - налоги, обязательные отчисления с заработной платы (руб.).
Социальные трансферты - выплаты гражданам (из госбюджета и (или) специальных фондов), не связанные непосредственно с результатами труда, предпринимательской деятельностью или доходами от собственности (пенсии, пособия, стипендии и т. д.).
Совокупная величина личного (семейного) дохода помимо денежных доходов складывается из доходов в натуральной форме за счет личного подсобного и домашнего хозяйств и безденежных форм дохода, которые обеспечивают социальные нужды
Механизм распределения доходов состоит из трех блоков:
Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.
Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.
Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.
Расходы домашних хозяйств на конечное потребление включают:
расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов и квартир) в государственной, кооперативной торговле, на городских рынках и в не организованной торговле;
расходы на оплату потребительских услуг;
поступление продуктов в натуральной форме, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления;
потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда;
услуги по проживанию в собственном жилище.
Статистические методы изучения доходов, потребления и социальной защиты
Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики.
Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, представляющих отчетность по труду и выплате заработной платы. Кроме того, проводятся периодические обследования задержки выплат заработной платы по некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы по выборке фирм.
Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах, произведенных населению, о платежах, от него полученных, на основе ведомственной отчетности. К таким данным относятся:
баланс денежных доходов и расходов населения, который обобщает информацию от финансовых учреждений и строится Центральным банком РФ;
данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые Государственным пенсионным фондом;
суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ). В ГНС создается реестр налогоплательщиков, в котором будет накапливаться и обобщаться информация, характеризующая выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством.
Метод исчисления показателей в реальном выражении (с корректировкой на индекс потребительских цен)
С целью устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитываются в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения. Результатом пересчета являются показатели, идентифицируемые в определениях как реальные (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т.д.). Пересчет в сопоставимые цены проводится с использованием:
индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы;
индексов потребительских цен, дифференцированных по группам населения с различным уровнем доходов.
Расчет показателей в реальном выражении осуществляется методом приведения показателей текущего периода в цены базисного периода по формуле:
J=I : ИПЦ,
где J – значение показателя в реальном выражении за отчетный месяц;
I – значение показателя в номинальном выражении за отчетный месяц;
ИПЦ – Индекс потребительских цен в процентах к предыдущему месяцу.
2. Методы расчета покупательной способности денежных доходов населения
Расчеты покупательной способности осуществляются с целью выявления (в количественном выражении) степени относительных, структурных и межрегиональных изменений на потребительском рынке по отношению к денежным доходам населения.
Уровень покупательной способности денежных доходов может быть выражен в двух аспектах:
как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг, характеризующий количества товаров-представителей (или малых товарных групп), которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход;
как количества определенных наборов товаров и услуг (по отношению к величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25-ти продуктов питания, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход).
Покупательная способность денежного дохода по i-му товарному эквиваленту определяется отношением денежного дохода к соответствующей средней цене данного товара (товара-представителя):
Ci=I:Pi
где Ci – покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения, определенная по i-му товарному эквиваленту
I – величина среднедушевого денежного дохода населения;
Pi – средняя цена i-го товара-представителя в среднем по России.
3. Методика расчета показателей распределения по размеру среднедушевого денежного дохода
Методика построения ряда распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода
Распределение населения по уровню среднедушевых доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума определяется на основе рядов распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов и является результатом соизмерения доходов наименее обеспеченных групп населения с величиной прожиточного минимума.
Процесс расслоения общества, резко обострившийся в России в последние годы в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования, обусловил необходимость внедрения в статистическую практику нашей страны блока показателе, которые широко используются в международной статистической практике для анализа социально-экономической дифференциации населения.
Важнейшем элементом такого анализа является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, позволяющее проводить сравнительную оценку благосостояния отдельных групп населения. Особое внимание при этом уделяется низкодоходных социальным группам, поскольку данный аспект изучения необходим для выработки целенаправленной социальной политики государства.
В условиях отсутствия сплошного статистического учёта доходов всех типов домашних хозяйств для построения распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода используются методы имитационного моделирования. Исходная предпосылка построения соответствующей модели заключаются в том, что распределение занятых в экономике по размеру заработанной платы и всего населения по среднедушевому денежному доходу подчинено закону логнормального распределения. Исходя из этой гипотезы эмпирическое распределение, построенное на основе данных выборочных бюджетных обследований, преобразуется в ряд распределения, соответствующий среднему значению группировочного признака в генеральной совокупности. Такое среднее значение, т.е. среднедушевой денежный доход, рассчитывается с помощью баланса денежных доходов и расходов населения.
Для нахождения частот распределения населения по доходам используется функция логарифмически нормального распределения, которая имеет следующий вид:
F(u)=dt при х0
где u=,1n u)
U – Среднедушевой денежный доход за месяц, рассчитанный по данным баланса денежных доходов и расходов населения;
- среднее квадратическое отклонение случайной величины 1nx, которое распределяется по формуле:
=,
= , а =,
где - среднемесячный доход i-го члена выборочной совокупности;
N – средняя численность выборочной совокупности за рассматриваемый период.
Для характеристики распределения населения по доходу рассчитывается ряд показателей:
Модальный доход, т.е. уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;
Медианный доход – показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше.
Методика построения кривой Лоренца и расчет показателей дифференциации доходов населения
При равномерном распределении (абсолютном равенстве) 20% населения получают 20% дохода, 40% населения получают – 40% дохода и т.д. 100% населения получают 100% дохода. На графике эта прямая представляет собой диагональ квадрата и свидетельствует об отсутствии концентрации дохода у какой-либо группы населения. При абсолютном неравенстве весь доход сосредоточен у одного человека. На графике по оси ординат в этом случае точки будут следующие: 0, 0, 0, 0, 100. График выглядит как вертикальная линия с координатами верхней точки х = 100; у = 100. Практически не бывает ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства. При соединении точек соответствующих фактическим показателям полученной доли дохода накопленным частностям населения, получается кривая Лоренца, а удельный вес площади сегмента, заключенной между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца в площади треугольника, образованного линией абсолютного равенства, осью абсцисс и линией абсолютного неравенства, соответствует коэффициенту концентрации доходов Джини. Чем выше степень неравенства в распределении доходов, тем круче кривая Лоренца, соответственно тем больше площадь сегмента между диагональю и кривой Лоренца, и тем больше коэффициент Джини.
Для характеристики распределения населения по доходу рассчитывается ряд показателей:
Модальный доход, т.е. уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;
Медианный доход – показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше;
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (К),характеризующий во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения:
Кd=d9|d1
Где d9 и d1 соответственно девятый и первый дециль;
Коэффициент фондов(Кд), определяемый как соотношение между средними доходами населения в десятой и первой децильной группах:
,
где и - среднедушевой доход в месяц соответственно у 10% населения, имеющего минимальный доход и у 10% самой богатой его части.
Учитывая, что при расчёте среднего дохода для 10% населения в знаменателе показателей и находятся одинаковые значения, коэффициент фондов можно представить в следующем виде:
К,
Где и - соответственно суммарный доход 10% самого бедного и 10% наиболее богатого населения;
Коэффициент концентрации доходов Джини (, характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения. Он рассчитывается по формуле:
,
где - доля населения, имеющего доход не выше, чем его максимальный уровень в i-ой группе;
- доля доходов i-ой группы в общей сумме в населения, исчисленная нарастающим итогом.
Для графической иллюстрации степени неравномерности в распределении доходов строится кривая Лоренца, по которой также можно рассчитать коэффициент Джини как отношение площади между линиями равномерного и фактического распределения к сумме площадей S1 и S2, которая равна Ѕ:
При статистическом изучении уровня и границ бедности прежде всего устанавливается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне, то есть определяется стоимостная величина прожиточного минимума, с которой и сравниваются фактические доходы отдельных слоев населения. Прожиточный минимум включает набор продуктов питания, обеспечивающий минимально необходимую для жизни их калорийность и питательную ценность, расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и другие обязательные платежи, соответствующие затратам на эти цели семей имеющих наиболее низкие доходы.
4. Методика расчета показателей, характеризующих уровень и распространение низких доходов
Определение показателей, характеризующих уровень низких доходов
Измерение уровня низких доходов производится путем установления линии (порога или ограничения), ниже которой лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой исходя из понятий относительно низких (минимальных) потребностей. Измерение основывается на подходах:
абсолютном, исходя из совокупной стоимостной оценки прожиточного минимума основных потребностей (в продуктах питания, одежде, жилье и т.д.), которые устанавливаются нормативным (или дополненным другими способами измерения) методом на основе научнообоснованных нормативов потребления;
относительном, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения на этой основе уровня средних доходов наименее обеспеченной группы (или нескольких групп);
субъективном, основанном на обследованиях общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов. Стоимостная величина, по отношению к которой производится измерение низких доходов, определяется на основе методологических положений, устанавливающих порядок включения в состав доходов населения (домохозяйств) статей денежных поступлений с добавлением (или без) иных видов поступлений в денежной оценке.
Методика расчета величины промежуточного минимума
Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне. Расчеты стоимостной величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации.
Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных домашних хозяйств.
Оценка системы показателей статистического изучения доходов
Для изучения структуры и динамики доходов используются данные баланса денежных доходов и расходов населения. На основе этого баланса рассчитываются и публикуются такие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения как: денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, страховые возмещения; ссуды; доходы от продажи иностранной валюты; денежные расходы и сбережения населения. Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа.
Структуру доходов населения России можно проследить по данным таблицы
Таблица 2 - Структура денежных доходов населения России в 2000-2006 гг.(в %)
Показатели | 2000 | 2004 | 2006 |
всего денежных доходов | 100, 0 | 100, 0 | 100, 0 |
оплата труда | 74, 1 | 46, 4 | 39. 5 |
социальные трансферты | 13, 0 | 17, 4 | 16, 7 |
доходы от собственности | 12, 9 | 4. 3 | 5, 3 |
доходы от предпринимательской деятельности | – | 31, 9 | 38, 6 |
Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы. В структуре денежных доходов в 2000 году основную долю составляет оплата труда – 74,1%. В 2000 году доходы от предпринимательской деятельности отсутствуют. Социальные трансферты составляет в общей структуре денежных доходов 13,0%, а доходы от собственности – 12,9%. В 2004 году в структуре денежных доходов наибольшую долю составляет также оплата труда – 46,4%. Существенное изменение произошло в структуре 2004 года по сравнению с 2000 годом, появились доходы от предпринимательской деятельности и они составляют 31,9%. Доля социальных трансферт составляет 17,4% в общей структуре денежных доходов. Доходы от собственности равны 4,3%. В 2006 году практически сравнялись два показатели: оплата труда и доходы от предпринимательской деятельности, они равны соответственно 39,5% и 38,6%. Доля социальных трансфе5ртов составляет 16,7%. Наименьшую часть в структуре денежных доходов в 2006 году составляют доходы от собственности.
Изменения в структуре денежных источников доходов населения России в 2000-2006 гг. в целом можно оценить негативно. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Резкое снижение доли оплаты труда в доходах с 74,1% до 39,5% свидетельствует об ослаблении заинтересованности в труде. Оно произошло по объективным причинам - это резкое падение (примерно в 2 раза) объемов производства (услуг), удешевление рабочей силы (рост цен на сырье, топливо превышал темп роста заработной платы), рост доли доходов от предпринимательской деятельности и по собственности, что связано с рыночными преобразованиями. Кроме того, к причинам можно отнести и недозанятость работников, прекращение работы по выявлению резервов роста производительности труда, совершенствованию нормирования труда на предприятиях, что отразилось на заработной плате.
Одной из наиболее острых социальных проблем по-прежнему остается высокая степень расслоения населения по уровню доходов. Рассмотрим распределение денежного дохода по 20% децильным группам. Распределение общего объема денежных доходов населения приведено в таблице.
Одной из наиболее острых социальных проблем по-прежнему остается высокая степень расслоения населения по уровню доходов. Рассмотрим распределение денежного дохода по 20% децильным группам. Распределение общего объема денежных доходов населения приведено в таблице.
Таблица 3 - Распределение общего объема денежных доходов населения Российской Федерации
Группы населения | 2003 | 2004 |
Денежные доходы, в % от общего объема | Денежные доходы, в % от общего объема | |
Все население | 100,00 | 100,00 |
в том числе по 10-ти процентным группам населения: | ||
первая (с наименьшими доходами) | 5,5 | 5,4 |
вторая | 10,3 | 10,2 |
третья | 15,3 | 15,1 |
четвертая | 22,7 | 22,7 |
пятая | 46,2 | 46,6 |
Так, на долю 20% наиболее обеспеченного населения приходится около 47% от всех денежных доходов населения, в то время как на долю 20% наименее обеспеченного населения приходится менее 6% всех доходов.
Если сравнивать 2004 год с 2003 годом, то группа населения с наименьшими доходами сократилось на 0,1%, а группа населения с с наибольшими доходами увеличилась на 0,4%.
Наиболее адекватным выражением обобщенной оценки дифференциации доходов в масштабах всего населения является коэффициент концентрации доходов или индекс Джини. Индекс Джини за 2003 год составил 0,4124 (за 2004 год - 0,4102). Поскольку данный индекс намного меньше единицы, то можно судить о более или менее равномерном распределении доходов между населением страны и это расслоение в 2004 году ненамного снизилось.
Таблица 4 - Денежные доходы и расходы населения
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
Доходы: |
||||
Млрд.руб. в % к предыдущему году |
7099,9 в 8,5 р. |
79949,0 в 11,3 р. |
364834,1 в 4,6 р. |
942354,3 в 2,6 р. |
Расходы: | ||||
на покупку товаров и оплату услуг млрд. руб. в % к предыдущему году |
5174,7 в 10 р. |
55066,4 в 10,6 р. |
235427,0 в 4,3 р. |
663757,9 в 2,8 р. |
Обязательные платежи и добровольные взносы млрд. руб. в % к предыдущему году |
580,6 в 8,4 р. |
6087,1 в 10,5 р. |
24778,9 в 4,1 р. |
63473,9 в 2,6 р. |
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах млрд. руб. в % к предыдущему году |
337,7 207,4 |
4959,2 в 14,7 р. |
23681,5 в 4,8 р. |
46971,0 в 2,0 р. |
Покупка валюты млрд. руб. в % к предыдущему году |
39,2 - |
6426,8 164,0 |
64552,2 в 10,0 р. |
135007,0 в 2,1 р. |
Превышение денежных доходов над расходами: млрд. руб. в % к предыдущему году |
967,7 в 11,9 р. |
7409,5 в 7,7 р. |
16394,5 в 2,2 р. |
33144,5 в 2,0 р. |
В экономико-статистическом анализе данной таблицы можно отметить следующее. Как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. Но если в 2003 году разница между доходами и расходами была 967,7 млрд.руб., в 2004 году увеличилась в 7,7 раза, то уже в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилась всего в 2,2 раза. Мы видим явную тенденцию снижения разницы между доходами и расходами населения.
В объеме денежных доходов населения в 2004-2006 годах учтены смешанные предпринимательские доходы, в частности, участие в прибыли предприятий, доходы от реализации товаров на неорганизованном рынке, в том числе завезенных из других стран.
В структуре доходов в 2006 году 39% составила оплата труда, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) занимали 17%.
В структуре использования денежных доходов возросла доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг, при некотором снижении доли на покупку иностранной валюты и прироста денег на руках.
Таблица 5 - Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики (рублей)
2004 |
2005 |
2006 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего в экономике | 58663 | 220351 | 483629 |
Промышленность | 63447 | 228528 | 558142 |
Сельское хозяйство | 36019 | 111266 | 225743 |
Строительство | 77979 | 283295 | 660129 |
Транспорт | 88361 | 330231 | 760662 |
Связь | 62969 | 271448 | 580094 |
Торговля, общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовки | 46773 | 173411 | 416038 |
Информационно-вычислительное обслуживание | 54245 | 234348 | 504758 |
Геология и разведка недр, геодезия и гидрометслужба | 84015 | 304589 | 694727 |
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 54040 | 212561 | 519504 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 44612 | 167839 | 343745 |
Образование | 40141 | 152209 | 306810 |
Культура и искусство | 36374 | 137017 | 282308 |
Наука и научное обслуживание | 39645 | 171720 | 364881 |
Кредитование, финансы и страхование | 142557 | 459417 | 791860 |
Аппарат органов управления | 67700 | 256749 | 532679 |
Проанализировав данную таблицу можно видеть, что заработная плата по всем отраслям без исключения росла с 2004 по 2006 годы.
Наибольшую заработную плату из года в год получают работники, занятые в кредитовании, финансах и страховании, которая составила в 2006 году 791860 рублей, а самую наименьшую заработную плату получают работники сельского хозяйства, составляющая в 2006 году 225743 рублей, что в 2,3 раза меньше, чем средняя заработная плата по отраслям экономики.
Перспективы социально-экономического развития
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Цели и задачи деятельности Министерства на 2007-2009 годы определены на исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации:
- повышение материального уровня жизни населения;
- повышение уровня здоровья населения;
- обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
- обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
- воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:
- решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
- реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
- поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
Одна из целей государства – повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам.
Данная цель носит межведомственный характер и требует четкого взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).
Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие росту заработной платы;
- содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования;
- развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
1. Содействие росту заработной платы.
В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:
- повышению минимального размера оплаты труда, поэтапному приближению минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения;
- увеличению уровня заработной платы работников федеральных бюджетных организаций с целью сближения среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере;
- совершенствованию систем оплаты труда работников федеральных бюджетных организаций.
В 2007 году проводилась индексация заработной платы работников бюджетной сферы в размерах, обеспечивающих выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации о повышении к 2008 году (по сравнению с 2005 годом) реальных доходов этих работников не менее чем в 1,5 раза. Индексация размеров оплаты труда работников бюджетной сферы в 2008-2009 годах должна обеспечить рост реальной заработной платы не ниже, чем в целом по стране и стабилизацию соотношения между размерами оплаты труда бюджетников и по экономике в целом на уровне, достигнутом в 2007 году.
2. Содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования
В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:
- повышению уровня пенсионного обеспечения с целью доведения к концу 2009 года размера среднегодовой социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера;
- стимулированию граждан к активному участию в дополнительном пенсионном страховании;
- развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения населения и профессиональных пенсионных систем.
Данная задача направлена на повышение в долгосрочной перспективе уровня пенсионного обеспечения за счет формирования дополнительных пенсионных накоплений гражданами в рамках системы обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также работодателями для лиц, занятых в особых условиях труда, в рамках профессиональных пенсионных систем, при условии обеспечения долгосрочной финансовой, политической и социально-экономической стабильности в стране, эффективного развития и повышения надежности финансовых рынков, на которых размещаются средства пенсионных накоплений.
В числе конкретных мер, направленных на реализацию данной задачи:
- принятие законодательных актов, предусматривающих введение дополнительного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, создание профессиональных пенсионных систем и нормативно-правовое обеспечение их функционирования;
- обеспечение реализации права граждан на добровольную уплату дополнительных страховых взносов, выбора негосударственной организации для управления средствами пенсионных накоплений, а также мер по надлежащему персонифицированному учету приобретаемых прав в системе обязательного пенсионного страхования.
3. Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В 2007-2009 годах предусматривается провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.
Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи бедным с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагает наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах.
Особое внимание будет уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Предстоит обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между регионами.
5. Задачи
Задача 1
Имеются следующие данные о денежных доходах и расходах населения района по данным обследования домашних хозяйств, млн. руб.:
Показатель | Базисный год | Отчетный год |
Денежные доходы: Оплата труда Социальные трансферты Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др. |
3296 1234 2570 |
4120 1397 5383 |
Денежные расходы: Покупка товаров и оплата услуг Оплата обязательных платежей и взносов Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах На покупку валюты |
4875 468 347 990 |
7540 720 530 1540 |
Средний индекс потребительских цен на товары и услуги | 1,0 | 1,22 |
Численность занятого населения, тыс. чел. | 580 | 425 |
На основе приведенных данных определите:
номинальные располагаемые денежные доходы;
денежные расходы;
прирост денег на руках у населения;
структура номинальных доходов и расходов (представьте в таблице и на графике);
удельный вес расходов в денежных доходах населения;
реально располагаемые денежные доходы;
индекс покупательной способности рубля;
индексы средней номинальной и реальной заработной платы
Результаты расчетов представьте в таблице. Сделайте выводы.
Решение:
Номинальные денежные доходы рассчитываются по формуле:
НДД=От+Ст+Дс,
где НДД –номинальные денежные доходы, млн. руб.;
От – оплата труда, млн. руб., млн. руб.;
Дс – доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др.
НДДбазисный год = 3296+1234+2570= 7100 млн. руб.
НДДотчетный год=4120+1397+5383=10900 млн. руб.
Номинальные денежные расходы рассчитываются по формуле:
НДР=Пт+Оп+Нсб+Пв,
где НДР – номинальные денежные расходы, млн. руб.;
Пт – покупка товаров и оплата услуг, млн. руб.;
Нсб – накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, млн. руб.;
Пв – покупка валюты, млн. руб.
НДРбазисный год= 4875+468+347+990=6680 млн. руб.
НДРотчетный год= 7540+720+530+1540=10330 млн. руб.
Прирост денег на руках населения определяется по формуле:
Прирост=НДД-НДР
Приростбазисный год=7100-6680=420 млн. руб.
Приростотчетный год=10900-10330=570 млн. руб.
Таблица 6 - Структура номинальных доходов
Показатели |
Базисный год |
Структура |
Отчетный год |
Структура |
Денежные доходы: |
7100 |
100% |
10900 |
100% |
Оплата труда | 3296 | 46,42% | 4120 | 37,80% |
Социальные трансферты | 1234 | 17,38% | 1397 | 12,82% |
Доходы от собственности | 2570 | 36,20% | 5383 | 49,38% |
Рис. 1 - Структура номинальных доходов за базисный год
На основании таблицы №1.1. и рис.№1.1., можно сделать следующие выводы. Основную долю в структуре номинальных денежных доходов занимает оплата труда – 46,42%. Достаточно большую долю в общей структуре занимают доходы от собственности, предпринимательской деятельности -36,20%. Наименьшую долю в общей структуре занимают социальные трансферты – 17,38%.
Рис. 2 - Структура номинальных доходов за отчетный год
В структуре номинальных доходов за отчетный период наибольшую часть занимают доходы от собственности, предпринимательской деятельности. Оплата труда составляет в общей структуре номинальных доходов 37,80%. Наименьшую долю также как и в базисном году занимают социальные трансферты – 12,82%.
Таблица 7 - Структура номинальных расходов
Показатели |
Базисный год |
Структура |
Отчетный год |
Структура |
Денежные расходы: |
6680 |
100% |
10330 |
100% |
Покупка товаров и оплата услуг | 4875 | 72,98% | 7540 | 72,99% |
Оплата обязательных платежей и взносов | 468 | 7,00% | 720 | 6,97% |
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах | 347 | 5,20% | 530 | 5,13% |
Покупка валюты | 990 | 14,82% | 1540 | 14,91% |
Рис. 3 - Структура номинальных расходов за базисный год
На основании таблицы №1.2. и рис. №1.3. можно сделать следующие выводы. Основную долю в структуре номинальных расходов составляет покупка товаров и оплата услуг – 72,98%. Оплата обязательных платежей составляет 14,82% в общей структуре. Оплата обязательных платежей и взносов составляет 7%. Покупка валюты составляет 5,20%.
Рис. 4 - Структура номинальных расходов за отчетный год
Также как и в базисном году в отчетном году основную долю составляет покупка товаров и оплата услуг – 72,99%. Оплата обязательных платежей составляет 6,97%. Наименьшую долю составляют в общей структуре накопление сбережений – 5,13%. Доля покупки валюты составляет в общей структуре 14,91%.
Удельный вес расходов в денежных доходах населения определяется по формуле:
Уд.вес=
Уд.весбазисный год=*100%=94,08%
Уд.весотчетныйгод=*100%=94,77%
Индекс покупательной способности рубля – показатель, обратный индексу цен.
Jпс=,
где J пс - индекс покупательной способности рубля;
Jц- индекс цен;
Jпс==1 – индекс покупательной способности рубля в базисном году
Jпс==0,82- индекс покупательной способности рубля в отчетном году
Реально располагаемые денежные доходы определяются по формуле
РРД= (НДД-НП) х Jпс,
где НДД - номинальные денежные доходы, млн. руб.,
НП - налоги, обязательные платежи, млн. руб.
РРДбазисный год=(7100-468)*1=6632 млн. руб.
РРДотчетный год=(10900-720)*0,82=8347,6 млн. руб.
Определяем индекс средней заработной платы:
ИНЗ=,
где ИНЗ – индекс средней номинальной заработной платы;
Средняя номинальная заработная плата определяется по формуле:
НЗ=,
где От – оплата труда в отчетном году и базисном году;
Ч – численность занятого населения.
НЗбазисный год==5682,75 руб.
НЗотчетный год==9694,18 руб.
ИНЗ==1,706
Индекс реальной заработной платы определяется по формуле:
ИРЗ=
ИРЗ ==1,398
Таблица 8 - Сводная таблица
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
1.Номинальные располагаемые денежные доходы, млн. руб. | 7100 | 10900 |
2.Номинальные денежные расходы, млн.руб. | 6680 | 10330 |
3.Прирост денег на руках у населения, млн. руб. | 420 | 570 |
4.Индекс покупательной способности рубля | 1 | 0,82 |
5.Реально располагаемые денежные доходы, млн.руб. | 6632 | 8347,6 |
6.Индекс средней номинальной заработной платы | 1,706 | |
7. Индекс реальной заработной платы | 1,398 |
На основании таблицы можно сделать следующие выводы. Номинальные располагаемые доходы в отчетном году составляют 10900 млн. руб., в базисном году номинальные доходы составляют на 7100 руб. Таким образом, в отчетном году доходы увеличились на 3800 млн. руб., или на 154 % по сравнению с базисным годом. Номинальные располагаемы расходы в отчетном году составляют 10330 млн. руб., в базисном -6680 млн. руб. Расходы в отчетном году увеличились на 3620 млн. руб., или на 155%. Таким образом, видно, что расходы увеличиваются прямо пропорционально доходам. Прирост денег на руках у населения в отчетном равен 570 млн. руб., в базисном году – 420 млн. руб. В отчетном году прирост денег больше на 150 млн. руб., или на 136% по сравнению с базисным годом. Индекс покупательной способности рубля в отчетном году снизился на на 0,82. Реально располагаемые доходы в отчетном году составляют 8347,6 млн. руб., в базисном году – 6632 млн. руб. Также наблюдается увеличение в отчетном году на 1715,6 млн. руб. Индекс средней номинальной заработной платы составляет 1,706. Индекс реальной заработной платы равен 1,398.
Доходы населения в Российской Федерации из в года в год растет, в основном это связано с развитием рыночной инфраструктуры и соответственно с ростом доходов от предпринимательской деятельности. Но при этом расходы населения растут. Это непосредственно связано, во-первых, с ростом цен на товары и оплату услуг, во-вторых, возросла доля накоплений сбережений во вкладах и ценных бумагах у населения; в третьих, в настоящее время в России население вкладывает деньги в валюту.
Задача 2
Имеются следующие данные о распределении объема денежных доходов по 20%-м группам населения Российской федерации:
2003 г. | 2004 г. | |
Денежные доходы- всего, в т.ч. АО 20:м группам населения: | 100 | 100 |
-первая (с наименьшими доходами) | 5,5 | 5,4 |
-вторая | 10,3 | 10,2 |
-третья | 15,3 | 15,1 |
-четвертая | 22,7 | 22,7 |
-пятая (с наибольшими доходами) | 46,2 | 46,6 |
На основе приведенных данных:
рассчитайте коэффициенты Джинни и Лоренса;
построите кривые Лоренса за каждый год
Проанализируете динамику полученных показателей и изменение кривой Лоренса
Решение:
Коэффициент концентрации доходов Лоренца (L) и коэффициент концентрации доходов Джини (индекс Джини – Q) характеризуют степень неравенства в распределении доходов населения:
хi – доля населения, имеющего доход не выше максимального уровня в i-й группе;
yi – доля доходов i-й группы в общей сумме доходов населения;
cum yi – кумулята – сумма накопленных частостей.
Коэффициенты Лоренца и Джини изменяются в пределах от 0 до 1. Чем выше значение этих коэффициентов, тем большее неравенство существует при распределении доходов. При абсолютном равенстве в распределении доходов значение коэффициентов равно 0, при абсолютном неравенстве – 1.
Рассчитаем коэффициенты Джини и Лоренца за 2003 год
L==0,289
Необходимые расчеты для определения коэффициенты Джини представлены в таблице.
Таблица 9 - Расчет коэффициента Джини
Социальная группа населения |
Доля населения, xi |
Доля в совокупном доходе, уi |
Расчетные показатели |
||
cum уi |
xi · уi |
xi · cum уi |
|||
1 | 0,200 | 0,055 | 0,055 | 0,011 | 0,011 |
2 | 0,200 | 0,103 | 0,158 | 0,0206 | 0,0316 |
3 | 0,200 | 0,153 | 0,311 | 0,0306 | 0,0622 |
4 | 0,200 | 0,227 | 0,538 | 0,0454 | 0,1076 |
5 | 0,200 | 0,462 | 1,00 | 0,0924 | 0,2 |
Итого |
1,000 |
1,000 |
Х |
0,2000 |
0,4124 |
Q=1-2*0,4124+0,2000=0,3752
Рассчитаем коэффициент Джини и Лоренца за 2004 год.
L==0,293
Необходимые расчеты для определения коэффициенты Джини представлены в таблице №2.2.
Таблица 10 - Расчет коэффициента Джини
Социальная группа населения |
Доля населения, xi |
Доля в совокупном доходе, уi |
Расчетные показатели |
||
cum уi |
xi · уi |
xi · cum уi |
|||
1 | 0,200 | 0,054 | 0,054 | 0,0108 | 0,0108 |
2 | 0,200 | 0,102 | 0,156 | 0,0204 | 0,0312 |
3 | 0,200 | 0,151 | 0,307 | 0,0302 | 0,0614 |
4 | 0,200 | 0,227 | 0,534 | 0,0454 | 0,1068 |
5 | 0,200 | 0,466 | 1,00 | 0,0932 | 0,2 |
Итого |
1,000 |
1,000 |
Х |
0,2000 |
0,4102 |
Q=1-2*0,4102+0,2000=0,3796
Рассчитав, коэффициент Джини и Лоренца, можно сделать следующие выводы. Так, по 20%-м группам населения в 2003 году приходится 46,2% населения с наибольшими доходами, в то время как на на долю 20% наименее обеспеченного населения приходится 5,5%. В 2004 году ситуация аналогичная население с наибольшими доходами составляет 46,6%, население с наименьшими доходами составляет 5,4%.
Коэффициент Джини в 2003 составляет 0,4124, в 2004 году -0,4102. Таким образом, коэффициент Джинни незначительно сократился в 2004 году на 0,0022. Поскольку данный показатель намного меньше единицы, то можно судить о более или менее равномерном распределении доходов между населением страны и это расслоение в 2004 году немного снизилось.
На мой взгляд, в настоящее время разница доходов населения страны существенное. Достаточно большая часть населения в нашей стране работают в бюджетных организациях (здравоохранение, образование, культура, армия и т.д.) и заработная плата достаточно низкая. При этом у населения, работающее в коммерческих структурах реальные доходы скрыты.
Задача 3
Имеются следующие данные о динамике фактического конечного потребления домашних хозяйств в Российской Федерации в текущих ценах, млрд. руб.:
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г |
|
Фактически конечное потребление домашних хозяйств из него за счет: | 3814 | 5014 | 6390 | 7717 | 9394 |
Расходов домашних хозяйств | 3295 | 4318 | 5400 | 6548 | 7995 |
Социальных трансфертов в натуральной форме | 519 | 696 | 990 | 1169 | 1399 |
Индекс потребительских цен, % | 120,2 | 118,6 | 115,1 | 112,0 | 111,7 |
На основании приведенных данных определите изменение фактического конечного потребления домашних хозяйств в сопоставимых ценах в процентах к предыдущему году.
Решение:
Для определения изменения фактическго конечного потребления домашних хозяйств в сопоставимых ценах в процентах к предыдущему году используем следующую формулу:
I=
I2001==1,093- изменение фактического конечного потребления домашних хозяйств в 2001 году по сравнению с 2000 годом
I2001==1,090 – изменение расходов домашних хозяйств в 2001 году по сравнению с 2000 годом
I2001==1,12 – изменение социальных трансфертов в 2001 году по сравнению с 2000 годом
I2002==1,075 – изменение фактического конечного потребления домашних хозяйств в 2002 году по сравнению с 2001 году
I2002==1,054 – изменение расходов домашних хозяйств в 2002году по сравнению с 2001 годом
I2002==1,199 - изменение социальных трансфертов в 2002 году по сравнению с 2001 году
I2003==1,049 – изменение фактического конечного потребления домашних хозяйств в 2003 году по сравнению с 2002 году
I2003==1,054 – изменение расходов домашних хозяйств в 2003 году по сравнению с 2002 году
I2003==1,026 – изменение социальных трансфертов в 2003 году по сравнению с 2004 годом
I2004==1,087 – изменение фактического конечного потребления домашних хозяйств в 2004 году по сравнению с 2003 году
I2004==1,090 – изменение расходов домашних хозяйств в 2004 году по сравнению с 2003 годом
I2004==1,069 – изменение социальных трансфертов в 2004 году по сравнению с 2003 годом
Рассчитав данные показатели, можно сделать следующие выводы. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств в 2001 году по сравнению с 2000 году увеличилось на 9,3%. Расходы домашних хозяйств в этом же году увеличился на 9%. Социальные трансферты также увеличились в 2001 году увеличились на 12%. В 2002 году по сравнению с 2001 годом фактическое конечное потребление домашних хозяйств увеличилось на 7,5%. Расходы домашних расходов в 2002 году увеличились на 5,4%. Социальные трансферты увеличились на 19,9%.В 2003 году по сравнению с 2002 годом фактическое конечное потребление домашних хозяйств увеличилось на 4,9%. Расходы домашних хозяйств в 2003 году увеличилось на5,4%. Социальные трансферты также увеличились на 2,6%. В 2004 году по сравнению с 2003 годом фактическое конечное потребление домашних хозяйств увеличилось на 8,7%. Расходы домашних хозяйств в 2004 году увеличились на 9%. Социальные трансферты в 2003 году по сравнению с 2003 годом увеличились на 6,9%
Задача 4
Центром экономических исследований при органах регионального управления проведено выборочное наблюдение с целью изучения расходов населения на коммунальные услуги. В результате двухпроцентного обследования получены следующие данные:
Расходы населения на коммунальные услуги на человека, руб | До 600 | 600-800 | 800-1000 | 1000-1200 | 1200 и более | Итого |
Численность обследованного населения, тыс. чел. | 3,3 | 5,4 | 7,6 | 3,2 | 0,5 | 20,0 |
По имеющимся данным определите:
с вероятностью 0,997 доверительный интервал средней величины расходов населения на коммунальные услуги по всему населению региона;
с вероятностью 0,954 долю населения региона, у которого расходы на коммунальные услуги находятся в пределах 600-1000 руб.;
численность выборки, чтобы ее ошибку уменьшить в два раза.
По результатам расчетов сделайте выводы.
Решение:
Таблица 11
Средний интервал расходов населения | 500 | 700 | 900 | 1100 | 1300 | Итого |
Численность обследованного населения, тыс. чел. | 3,3 | 5,4 | 7,6 | 3,2 | 0,5 | 20,0 |
Определяем среднюю арифметическую:
Хср = еХi / n,
где Хi - значение признаков совокупности;
N – количество предприятий.
Хср===822
Затем определяем дисперсию по формуле:
δ2 = е(Хi – Хср)2 * fi /еfi,
где Хi – фактическое значение признаков совокупности (для интервального ряда – середина интервала);
Хср – среднее значение признаков совокупности;
fi – количество единиц в группе.
δ2 = ==41516
Среднеквадратичное отклонение равно корню квадратному из суммы квадратов отклонений индивидуальных значений признака от их средней, т.е. из дисперсии:
σ = = =203,75
Рассчитываем предельную ошибку выборки: при Ф(t) = 0,997, t=3
∆x = t*σx/=3*203,75/4,47=136,74
Определяем доверительный интервал:
822-136,74<Хср<822+136,74
685,26<Хср<958,74
Таким образом, можно сделать следующий вывод. С вероятностью 0,997 можно утверждать, что расходы населения на коммунальные услуги находятся в пределах от 685,26 до 958,74 руб.
Определяем численность выборки, чтобы ее ошибку уменьшить в два раза по формуле:
N=
Для определения численности выборки оставляем те же данные, только ошибку выборки, рассчитанную выше уменьшаем в два раза (136,74/2=68,37)
N==79,9»80
Определяем с вероятностью 0,954 долю населения региона, у которого расходы на коммунальные услуги находятся в пределах 600-1000 руб.
Выборочная доля составит:
w==0,65
Ошибку выборки определяем по формуле:
где N – объем генеральной совокупности.
Также объем генеральной совокупности можно определить из условия задачи, так как
выборка 2 %-ая и в выборку вошло 20 тыс. чел.
N=1000
Ф(t) = 0,954, t=2
подставляем данные в формулу:
Следовательно с вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля населения, у которого расходы на коммунальные услуги находятся в пределах 600-1000 руб. находиться в следующих пределах:
Заключение
В течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация. Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность). Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом. Коэффициент Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 2005 году на 10% наиболее обеспеченного населения приходится 33,1%денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имеют всего 2,5% денежных доходов. В феврале 2005 на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 29,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,7%. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению. В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. По величине разрыва в уровне доходов Россия попала в зону повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией доходов за счёт предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных слоев населения. Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.
Список литературы
Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 517 с.
Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 432 с.
Социальная статистика: Учебник/Под ред.И.И Елисеевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,2004. – 480с.
Социально-экономическая статистика: учебное пособие/ Под ред. Голуб Л.А. – М.: ВЛАДОС,2004. – 276 с.
Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния// Вопросы экономики.- 2006.-№2.- с.93-102.
Кравчук Т.А. Статистическое оценивание доступности социальных услуг населению //Вопросы статистики.-2007.-№4.-с.32-36
Кузнецова Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование// Экономист.- 2002.- №4.- с. 46-53.
Основные социально-экономические показатели по Российской федерации за 2001-2005 годы// Вопросы статистики.- 2005.-№6.- с.72-78.
Суворов А.В. Структура денежных доходов и расходов населения в современной России// Проблемы прогнозирования.- 2004.-№5(86).-с.63-73.
Основные направления социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (до 2010 года).
www.gks.ru (официальный сайт Госкомстата РФ).