Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая работа: Статистическая отчетность как источник информационного обеспечения

Содержание


Введение

Раздел 1. Обзор основных источников информации и их общая характеристика

Раздел 2. Статистическое наблюдение

2.1 Понятие о статистическом наблюдении

2.2 Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения

2.3 Формы, виды и способы наблюдения

Раздел 3. Источники статистической информации и отчетности

3.1. Статистическая информация и ее распространение

3.2 Основные формы статистической отчетности и методы обработки первичной информации в Украине

Выводы

Список использованной литературы

Введение


Государственная статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой, ориентированной на реализацию интересов государства в области информации.

"Информация" в переводе с латинского языка означает осведомление, доведение сведений о чем-либо.

Статистическая информация (статистические данные) - первичный статистический материал о социально-экономических явлениях, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Социально-экономическая статистика обеспечивает предоставление важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны: ее экономическом положении, уровне жизни населения, его составе и численности, рентабельности предприятий, динамике безработицы и т.д. Статистическая информация необходима для двух- и многосторонних экономических соглашений между государствами. Она является одним из решающих ориентиров политики, способствует объективному обсуждению конкретных вопросов (не только экономической политики государства).

Статистика дает информацию для решения региональных задач, для предпринимательской деятельности (уровень цен на товары в разных регионах, объемы реализации товаров, условия кредитования, уровень и темпы инфляции, занятость и т.д.).

Качество, достоверность информации определяют эффективность использования статистики на любом уровне и в любой сфере. Весьма трудоемкая работа по обеспечению необходимых для этих целей данных является важной государственной задачей, выполнение которой вменяется в обязанность государственной (официальной) статистике.

Раздел 1. Обзор основных источников информации и их общая характеристика


Показатели экономической статистики исчисляются на основе первичной информации о деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений, физических лиц), которая собирается из разных источников как статистическими службами, так и другими ведомствами. В Украине согласно закону «О статистической деятельности в Украине» координирующая роль в этой деятельности принадлежит Государственному комитету Украины по статистике (Госкомстату Украины), который, однако, не может только на основе собственных данных полностью удовлетворить потребности в информации, необходимой для экономического анализа и принятия решений в области экономической политики. Важная информация о деятельности учреждений государственного управления, бюджетных организаций, финансовых учреждений, мелких частных предпринимателей, а также о внешнеэкономических операциях собирается также Минфином, Центробанком, налоговыми и таможенными службами.

Госкомстат Украины осуществляет руководство всей российской статистикой, организует статистическое наблюдение на основе единой методологии, взаимодействует с информационными системами учреждений государственного управления, другими организациями, располагающими информационными базами (банками) данных.

Все основные производители данных в рамках учреждений государственного управления сотрудничают в разработке концепций и программ сбора данных, форм и методов анализа, осуществляют обмен информацией между ведомствами через базы данных. Министерства и ведомства консультируются с Госкомстатом Украины при планировании статистических обследований с целью более эффективной координации данных, и их информация предоставляется органам государственной статистики на безвозмездной основе.

Госкомстат разрабатывает процедуры внедрения классификаций и разъясняет другим ведомствам, как применять экономические классификации, основанные на стандартных международных классификациях, чтобы эффективно использовать и правильно интерпретировать данные, получаемые от других ведомств. Он совместно с другими организациями, занимающимися сбором и обработкой экономической информации, постоянно совершенствует источники информации, методы сбора и обработки данных и соблюдает конфиденциальность полученных индивидуальных данных, публикуя информацию в агрегированном виде.

В систему Госкомстата Украины входит много региональных статистических комитетов. В программе работ по статистике определяются приоритеты в области статистического наблюдения, направления (субъекты) статистических наблюдений, их периодичность, способы сбора данных и сроки представления отчетности. Все программы, вошедшие в Федеральную программу, являются обязательными для статистических органов всех уровней. В процессе статистических наблюдений региональные комитеты занимаются также сбором информации о выполнении региональных программ. Информация, собранная местными и региональными статистическими управлениями, поступает в Госкомстат Украины.

Основные источники статистических данных в Украине можно объединить в две группы: внутренние и внешние источники.

К внутренним источникам относятся те виды и формы статистического наблюдения, которые организует и данные которых собирает и разрабатывает Госкомстат Украины:

а) отчетность предприятий;

б) регистр предприятий;

в) переписи и обследования.

К внешним источникам относятся те виды и формы статистического наблюдения, которые организуют другие ведомства:

а) административные источники;

б) денежная и банковская статистика;

в) платежный баланс;

г) таможенная статистика.

Отчетность предприятий. Система отчетности предприятий состоит из двух потоков информации:

а) бухгалтерская отчетность;

б) статистическая отчетность.

Эти виды отчетности тесно связаны между собой, так как он и основываются на данных бухгалтерского учета, но между ними есть и различия, о которых будет сказано ниже.

Бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность отражает экономическое состояние предприятия и ориентирована, как правило, на обеспечение потребностей руководства предприятий и их владельцев в информации для анализа производственного процесса и результатов хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.

В Украине формы бухгалтерской отчетности утверждаются Минфином Украины в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Украине.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

а) типовые формы:

бухгалтерский баланс (форма № 1);

отчет о финансовых результатах (форма № 2);

отчет о движении капитала (форма № 3);

отчет о движении денежных средств (форма № 4);

приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

б) специализированные формы;

в) пояснительная записка;

г) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности предприятия в случаях, когда в соответствии с законодательством оно подлежит аудиту.

Главным отчетным документом является бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние имущества предприятия (размещение активов и обязательств) на начало и конец отчетного периода, что позволяет проследить также изменение в его объеме и структуре.

Для бюджетных учреждений, банков и страховых организаций установлены несколько иные формы бухгалтерской отчетности, учитывающие специфику их деятельности и источников ее финансирования. Так, для бюджетных учреждений годовая бухгалтерская отчетность включает следующие основные формы:

отчет об исполнении сметы расходов (форма № 2);

отчет об использовании бюджетных ассигнований (форма № 2-2);

отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам (форма №4);

отчет о движении средств по текущему счету «Суммы по поручениям».

Статистическая отчетность. Статистическая отчетность собирается и обрабатывается для обеспечения информацией, необходимой для анализа состояния и развития различных отраслей экономики, а также для предоставления учреждениям государственного управления данных, необходимых для принятия решений по вопросам экономической политики. Статистическая отчетность основывается на данных бухгалтерского учета, но показателей в ней больше, чем в бухгалтерской отчетности, и для получения некоторых из них требуются специальные расчеты и оценки.

В Украине формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом Украины. К ним относятся формы государственного статистического наблюдения, которые собираются и разрабатываются статистическими органами, и формы ведомственного статистического наблюдения, которые собираются и разрабатываются органами, осуществляющими государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики. С их помощью предприятия представляют данные по многим показателям, например, по производству продукции, затратам на производство, занятости, капитальным вложениям и др. С 1992 г. в статистические формы внесены специальные изменения с учетом потребностей составления национальных счетов.

В настоящее время статистическая отчетность остается преобладающим видом отчетности в информационной базе Госкомстата Украины, и ее развитие идет в направлении унификации форм статистического наблюдения для предприятий различных отраслей. В то же время повышается роль выборочных методов статистического наблюдения с помощью периодических и единовременных переписей и обследований.

Регистр предприятий и организаций. Регистры хозяйствующих субъектов являются важным источником информации, необходимой для организации и планирования выборки предприятий при проведении выборочных обследований и общении с респондентами. В регистре по каждому входящему в него предприятию содержатся сведения о его местоположении (юридическом и фактическом), принадлежности к определенной отрасли, основные экономические характеристики (например, численность занятых, объем продукции, стоимость основных фондов и др.).

Регистры предприятий используются при отборе предприятии для обследования по территориально-организационному принципу, когда производится случайная выборка. При этом важное значение имеет правильное соотнесение территорий и предприятий, а также их составных частей. Использование регистра позволяет вместе с проверкой на месте территорий и предприятий статистически оценить, в какой степени охвачены обследованиями предприятия неформального сектора.

Регистр должен постоянно обновляться путем регулярного введения в него сведений о новых предприятиях, об изменениях статуса и адресов' ранее зарегистрированных предприятий, их разделении или слиянии. Кроме того, из него исключаются ликвидированные предприятия, а также выявляются неработающие предприятия, которые следует исключать из выборки при проведении переписей или выборочных обследований. Наличие недействующих предприятий характерно практически для всех регистров, ведущихся национальными статистическими организациями на основе концепции предприятия как юридического лица, и для их выявления статистические органы принимают соответствующие меры, привлекая для этого налоговую службу, банки и т.п. Специальные обследования показывают, что около 40% вновь зарегистрированных предприятий так и не начинают хозяйственную деятельность.

В Украины Госкомстат разрабатывает Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), который распространяется на региональные статистические управления. Проблемы, возникающие при разработке единого регистра, связаны с тем, что предприятия могут иметь филиалы в разных регионах, которые не ведут полную финансовую отчетность, а головные предприятия могут перемещаться из одного региона в другой и т. п. В то же время информация регистра должна использоваться при выборочных обследованиях не только на федеральном уровне, но и на региональном, при этом нельзя допускать дублирования или пропуска данных о предприятиях.

Переписи и обследования. Как было отмечено выше, основной массив статистических данных собирался в недалеком прошлом с помощью сплошной отчетности. При рыночной экономике, которая, как правило, является более подвижной и изменчивой, чем плановая экономика, требуется большая гибкость в организации и функционировании статистической системы. Она должна предоставлять своевременную информацию, при этом ряды статистических данных должны быстро корректироваться с учетом изменяющихся источников информации и обстоятельств. С этой целью статистические организации стран с рыночной экономикой обычно дополняют данные, поступающие из регулярной отчетности, другой информацией, полученной из специальных источников. Обычной практикой является проведение сплошных экономических переписей один раз в несколько лет и дополнение их выборочными обследованиями в период между переписями.

Экономические переписи - это одна из форм статистического обследования производственных единиц. Они представляют собой сплошное обследование предприятий, с помощью которого получают подробные данные об их географическом и функциональном распределении, собранные на одну дату по единым критериям. В ходе экономических переписей обследуются такие признаки, как правовая форма, отраслевая принадлежность, численность занятых, заработная плата и т. п. Данные экономических переписей используются главным образом в качестве контрольного средства для проверки данных других обследований. Кроме того, переписи и выборочные обследования служат основой для уточнения круга предприятии, представляющих регулярную отчетность статистическим органам. Подготовка выборочных обследований на основе территориально-организационного принципа с использованием регистра предприятий и организаций способствует регулярному проведению проверок на местах, выявлению неучтенных мелких предприятий, уточнению характера их деятельности.

В программах проведения переписей и обследований в различных областях статистики обычно учитываются информационные потребности как каждой отраслевой статистики, так и макроэкономической статистики, в частности, системы национальных счетов.

Госкомстат Украины проводит ежегодное выборочное обследование малых предприятий. Обследование предприятий с числом занятых от 51 до 200 человек основывается на их отчетах, представляемых в налоговые органы, которые содержат данные об объеме производства, стоимости продукции и прибыли. Обследование предприятий с числом занятых 50 человек и менее проводится непосредственно Госкомстатом, и в ходе его собираются сведения о численности занятых, фонде оплаты труда, реализации продукции, прибыли и расходах на приобретение основных фондов.

Регулярно проводятся выборочные обследования торговых организаций, а также обследования запасов материальных оборотных средств на крупных промышленных предприятиях с целью оперативной оценки изменения величины запасов.

Проводятся также обследования общественных организаций, в том числе политических партий, профсоюзов, религиозных организаций, благотворительных фондов, творческих союзов и т. п., с целью сбора данных об их числе и сумме получаемых ими добровольных взносов.

Проводятся также единовременные обследования, например, обследование структуры издержек производства предприятий различных отраслей.

Одним из важнейших видов выборочного обследования в статистической практике большинства стран являются обследования бюджетов домашних хозяйств. Они дают возможность получать обширную и оперативную информацию о жизненном уровне различных групп населения, данные о доходах и расходах домашних хозяйств, позволяющие определять их потребление, накопление и сбережение. Данные этих обследований служат основой для характеристики структуры доходов и расходов населения, показывают дифференциацию населения по уровню доходов, роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость структуры потребления от уровня доходов. Данные обследования охватывают производственно-предпринимательскую деятельность населения, которая не регистрируется в отчетности, что позволяет также уточнить данные статистики производства и потребления. Данные о структуре расходов домашних хозяйств используются для исчисления ИПЦ.

В Украине обследования бюджетов домашних хозяйств проводятся ежемесячно. Программа обследования представляет собой систему учета поступлений и расходования средств (в денежном и натуральном выражениях) в домашнем хозяйстве за календарный месяц. Выборочная совокупность домашних хозяйств организуется на принципах представительности всего населения в пределах отдельного региона (республики, края, области). Схема выборки, ранее основанная на целевом отборе домашних хозяйств по месту работы их членов на предприятиях различных отраслей, теперь ориентируется на случайный отбор домашних хозяйств исходя из места проживания (стратифицированная выборка по критерию местоположения).

Административные источники. К административным источникам данных относится отчетность учреждений государственного управления всех уровней (федеральных, региональных и местных), государственных внебюджетных фондов, налоговой службы.

Отчет об исполнении государственного бюджета. Отчеты об исполнении государственного бюджета разрабатываются министерствами финансов стран. Их данные являются основным источником статистики государственных финансов. Отчеты содержат данные о доходах и расходах бюджета всех уровней, дефиците государственного бюджета и источниках его финансирования.

В составе доходов бюджета выделяются налоговые доходы, доходы от использования государственной собственности (например, платежи за использование природных ресурсов, проценты за предоставление государственных кредитов и др.), поступления от продажи государственного имущества, безвозмездные поступления (трансферты).

Расходы бюджета классифицируются по экономическому, функциональному и ведомственному признакам. По экономической классификации расходы подразделяются на текущие расходы на функционирование бюджетных учреждений, выплату пенсий и пособий населению, субсидии и трансферты предприятиям и капитальные затраты средств, выделяемых из бюджета на строительство, приобретение оборудования, капитальный ремонт, создание государственных резервов, приобретение земли и нематериальных активов и др. Функциональная классификация расходов бюджета показывает распределение государственных ресурсов по основным направлениям: вложения в экономику, социальное развитие, науку, оборону и т.п.

На основе данных о доходах и расходах государственного бюджета рассчитывается стоимость нерыночных услуг, расходы на конечное потребление и другие важные показатели деятельности сектора государственного управления.

Налоговая статистика. Во многих странах мира, и в частности в Украине, налоговые службы обобщают данные по всем видам доходов, получаемых хозяйствующими субъектами и физическими лицами, и уплачиваемых ими налогов. Эти данные используются статистическими организациями для контроля и согласования данных о доходах и налогах, поступающих из других источников. Для защиты конфиденциальности индивидуальных налоговых деклараций и обеспечения доверия со стороны деловых кругов статистические органы используют в расчетах и публикациях только агрегированные данные.

Денежная и банковская статистика. Данные денежной и банковской статистики, которые обычно разрабатывают центральные банки, являются источником важнейшей статистической информации о денежных агрегатах, деятельности банковского сектора, кредитовании отраслей экономики. Данные денежной и банковской статистики также используются при исследовании источников финансирования бюджетного дефицита.

Платежный баланс. Платежный баланс является основным инструментом анализа состояния и развития внешнеэкономических отношений страны. Он показывает, как развивается внешняя торговля и формируется сальдо по экспортно-импортным операциям, какие текущие доходы и трансферты получаются и выплачиваются страной, в каком объеме и в каких формах происходит привлечение иностранных инвестиций и осуществляются инвестиции в экономику других стран, каким образом погашается внешняя задолженность. Данные платежного баланса служат основным источником для построения счетов «остального мира» в СНС. Они широко используются для определения не только внешнеэкономической, но и фискальной и монетарной политики, регулирования внутреннего валютного рынка и валютного курса.

Разработка платежного баланса Украины осуществляется совместно Госкомстатом и Центральным банком Украины на основе методологии, разработанной МВФ.

Таможенная статистика. Таможенная статистика является основным источником данных о внешней торговле. Эти данные необходимы для расчета физических объемов торговли, многих агрегатов макроэкономической статистики в текущих и постоянных ценах, разработки СНС, межотраслевого баланса, анализа товарных потоков.

В Украине таможенная статистика разрабатывается Таможенным комитетом Украины. Интеграция украинской экономики в международную обусловила необходимость разработки таможенными службами методики учета внешней торговли, соответствующей международной практике. Принятая Таможенным комитетом Методика подготовки таможенной статистики внешней торговли Украины основана на принципах Таможенного кодекса Украины с учетом методики, применяемой Статистическим управлением Европейского Союза (Евростатом). Основным источником данных для таможенной статистики служат таможенные декларации по экспорту и импорту товаров.

Раздел 2. Статистическое наблюдение


2.1 Понятие о статистическом наблюдении


Статистическое наблюдение - первая стадия статистического исследования, представляющая собой научно организованный сбор информации о массовых общественных явлениях и процессах общественной жизни. Однако не всякое собирание сведений является статистическим наблюдением (например, наблюдение покупателя за изменением цен на городских рынках). Статистическим можно назвать лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.

Примерами статистического наблюдения служат систематический учет затрат на производство (его результат - обеспечение бесперебойного производства) и популярные в последние годы в Украине опросы общественного мнения с целью выявления отношения людей к представляющим интерес вопросам или событиям.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм. Оно обязательно должно быть массовым, систематическим, проводиться на научной основе по заранее разработанным плану и программе.

Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно готовится и проводится по разработанному плану, который входит и план всего статистического исследования и включает вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее достоверности и оформления итоговых результатов.

В плане статистического наблюдения указывается время и место наблюдения. Выбор времени предусматривает решение двух вопросов - установление критического момента (даты) или интервала времени и определение срока (периода) наблюдения.

Статистические показатели характеризуют исследуемое явление либо на определенный момент времени, либо за определенный период времени. Например, показатель численности работающих или запас материалов могут быть представлены на определенный момент (на начало месяца, начало или конец года и т.д.), а данные о количестве произведенной продукции - только за определенный интервал времени (день, месяц, квартал, год).

Срок (период) наблюдения - это время от начала до окончания сбора сведений, т.е. время, в течение которого производится заполнение статистических формуляров (бланков определенных форм учета и отчетности).

Массовый характер статистического наблюдения предполагает, что оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления или процесса, достаточное для получения правдивых статистических данных.

Систематичность статистического наблюдения определяется тем, что оно должно проводиться либо систематически, либо непрерывно, либо регулярно. Только такой подход позволяет изучить тенденции и закономерности социально-экономических процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями.

В системе государственной статистики не менее трети всего объема работ связано с получением данных. Собранные данные обрабатываются и анализируются. Результаты всего экономико-статистического исследования во многом зависят от достоверности первичных данных статистического наблюдения, их соответствия фактическому положению. Достоверность данных зависит от многих причин: профессиональной подготовки самого статистика, программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций по их заполнению и т.д. На достоверность данных влияет и социальная функция показателя (преднамеренная недостоверность данных о числе преступлений, профессиональной заболеваемости, младенческой смертности и др.).

Данные отдельных единиц наблюдения (людей, предприятий и т.д.) должны быть сопоставимы друг с другом, иначе невозможно их последующее обобщение. Сопоставимость данных обеспечивается единством сроков наблюдения (например, численность студентов института определяется на начало учебного года), его программы, методов регистрации данных.

Итак, в результате статистического наблюдения должна быть получена только объективная, сопоставимая и достаточно полная информация, позволяющая на последующих этапах исследования обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого явления.


2.2 Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения


К программно-методологическим вопросам статистического наблюдения относятся:

установление цели и задач наблюдения;

определение объекта и единицы наблюдения;

разработка программы наблюдения;

выбор вида и способа наблюдения.

Основной практической целью статистического наблюдения является получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Задача наблюдения непосредственно вытекает из задач статистического исследования и предопределяет его программу и формы организации.

В зависимости от цели выбирается объект статистического наблюдения.

Объект статистического наблюдения - совокупность общественных явлений и процессов, которые подлежат данному наблюдению. Например, при обследовании промышленности объектом наблюдения являются промышленные предприятия. Определение объекта статистического наблюдения связано с определением его границ на основе соответствующего критерия, выраженного некоторым ограничительным признаком, называемым цензом. В современной практике и качестве ценза используется, например, некоторое заданное число работников, занятых на предприятии. Так, промышленные предприятия с числом занятых менее 100 человек относятся к малым предприятиям и при изучении работы малых предприятий наблюдаются в качестве объекта данного исследования.

Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения.

Единица наблюдения - первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Так, например, объектом при переписи населения является совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения - каждый отдельный человек. В том случае, если ставится также задача определения численности и состава домохозяйств, то единицами наблюдения будут являться "человек" и "каждое домохозяйство".

Исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой перечень показателей, подлежащих регистрации. Иными словами, программа-это перечень вопросов, на которые должны быть получены правдивые, достоверные ответы по каждой единице наблюдения. Ее содержание зависит от целей и задач исследования (например, программа переписи населения содержит вопросы о возрасте, образовании, семейном положении, наличии детей и т.д.). При бюджетных обследованиях программа содержит вопросы об источниках доходов и расходах.

Вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них находят отражение в основном инструменте наблюдения - статистическом формуляре (переписной лист, анкета, бланк, и т.д.). Статистический формуляр должен быть удобен для заполнения, чтения, шифровки и машинной обработки данных. К статистическим формулярам составляется инструкция, в которой подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.


2.3 Формы, виды и способы наблюдения


Формами статистического наблюдения являются отчетность и специально организованные наблюдения.

Отчетность - предусмотренная действующим законодательством форма организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий и организаций, при котором органы государственной статистики получают информацию в виде установленных отчетных документов (форм отчетности), утвержденных Министерством финансов Украины и Госкомстатом Украины, подписанных лицами, ответственными за достоверность сведений. Решающими являются две формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Финансовый результат, показанный общей суммой в балансе, расшифровывается по составляющим его элементам в отчете о финансовых результатах. Предоставление отчетности в предусмотренные адреса и сроки является обязательным.

Методы и формы организации статистической отчетности дифференцируются применительно к различным типам предприятий и формам предпринимательства (государственным, в том числе арендным, акционерным, кооперативным, предприятиям с привлечением иностранного капитала), а также связанным с индивидуальными видами деятельности.

Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений посредством специально организованных переписей, единовременных учетов и обследований (например, перепись населения, социологические исследования, переписи промышленного оборудования, остатков сырья и материалов). С целью получения сведений об уровне потребительских расходов и доходов населения организована отчетная сеть статистики семейных бюджетов рабочих, служащих и крестьян.

Статистическое наблюдение подразделяется на виды - по времени регистрации данных и по степени охвата единиц наблюдения.

По времени регистрации фактов различают непрерывное, или текущее наблюдение (отчетность, постоянная регистрация данных по мере их возникновения), периодическое (регистрация по мере надобности) и единовременное. Текущее наблюдение используется, например, в статистике бюджетов населения; примером периодического наблюдения является перепись населения, единовременного - перепись жилого фонда.

По степени охвата единиц совокупности различают сплошное и несплошное наблюдения.

Сплошным называется такое наблюдение, при котором регистрации подлежат вес без исключения единицы изучаемой совокупности. Оно применяется, например, при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности, учреждения и организации.

Важной функцией государственной статистики является определение перечня подотчетных единиц. Органы государственной статистики осуществляют учет субъектов на основании утвержденных и зарегистрированных учредительных документов, состав которых определяется организационной формой предприятия (организации), нормами Гражданского Кодекса Украины и соответствующими нормативными законодательными актами.

Каждый субъект идентифицируется уникальным 8-разрядным идентификационным кодом Общеукраинского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и кодами других общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Регистр является источником информации для анализа данных о предприятии, центральным инструментом управления и организации статистического наблюдения, поскольку каждый субъект обязан предоставлять органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году.

Данные отчетности позволяют следить за динамикой производства продукции, работ, услуг на макро- и микроуровнях, изучать соотношения разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

В рамках совершенствования методологии статистического наблюдения разрабатывается методология отбора предприятий малого бизнеса и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Несплошным называется такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются не все единицы изучаемой совокупности, а только их часть, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. Несплошное наблюдение имеет ряд преимуществ перед сплошным: сокращение времени и затрат, более детальная регистрация и т.д. Расширению практики несплошного наблюдения способствует развитие многоукладной экономики, связанной с увеличением числа объектов экономической деятельности.

Несплошное наблюдение подразделяется на способ основного массива, монографическое и выборочное.

Согласно способу наблюдения основного массива сбор данных осуществляется только по тем единицам совокупности, которые дают основной вклад в характеристику изучаемого явления. Часть совокупности, о которой заведомо известно, что она не играет большой роли в характеристике совокупности, исключается из наблюдения. Например, структуру грузооборота можно изучить, исследовав только крупнейшие транспортные узлы.

Монографическое наблюдение представляет собой подробное описание отдельных единиц совокупности для их углубленного изучения, которое не может быть столь результативным при массовом наблюдении. Обычно монографическое наблюдение проводится в целях выявления имеющихся или намечающихся тенденций развития, для изучения и распространения передового опыта отдельных хозяйств или выявления недостатков в работе отдельных предприятий. Примерами. монографических наблюдений являются обследования работы отдельных предприятий, перешедших в частную собственность.

Из всех видов несплошного наблюдения в статистической практике наибольшее признание и распространение получило выборочное наблюдение.

В любом статистическом обследовании для получения первичных данных могут быть использованы непосредственные наблюдения, документы и опрос.

Раздел 3. Источники статистической информации и отчетности


3.1 Статистическая информация и ее распространение


Основными свойствами статистической информации являются массовость и стабильность. Первое свойство связано с особенностями предмета статистики, второе - с неизменностью однажды собранной информации, ее способностью устаревать и необходимостью получения новой информации.

Состав статистической информации во многом определяется потребностями общества в условиях рыночной экономики. Появление различных форм собственности, изменение системы хозяйствования и отход от директивно-плановых методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике распространения статистической информации. Если раньше важнейшей задачей государственной статистики было обеспечение руководящих органов оперативной информацией о положении в стране (часто эта информация носила закрытый характер), то в настоящее время почти вся информация, направляемая руководящим органам, становится достоянием общественности. Основными потребителями статистической информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации, общественность.

Микроданные должны держаться в тайне, макроданные должны быть доступны для каждого. Статистика видит свою задачу в создании общественной (т.е. финансируемой государством) "инфраструктуры" в области информации с помощью цифровых данных. Поэтому говорят об информационной инфраструктуре, обеспечивающей пользователей качественной, достоверной статистической информацией.

Главным источником опубликованной статистической информации являются издания органов государственной статистики. Наиболее полную информацию о Украине содержит официальное издание - статистический сборник "Украинский статистический ежегодник", издаваемый Госкомстатом Украины - высшим органом государственной статистики нашей страны.

Ежегодник и сборники содержат макроэкономические показатели, такие как ВВП, НД, государственный бюджет Украины, показатели различных отраслей экономики, численности естественного движения населения, трудовых ресурсов, занятости, уровня жизни населения и др.

Данные государственной статистики публикуются в журналах и других государственных изданиях, а также в специализированных статистических сборниках по отраслям народного хозяйства, социальной статистике, в экспресс-информации, экономических докладах, бюллетенях и т.д.

Около двадцати редакций журналов, газет и агентств имеют аккредитацию при Госкомстате Украины, поэтому статистические данные могут быть также получены из различных публикаций, например, в журнале "Экономика Украины", в газетах "Урядовий кур’єр", "Бизнес", где приводятся валютные курсы, объемы продажи валют, колебания цен, темпы изменения производства различных видов продукции, потребление материальных благ и услуг на душу населения и т.д.

Местные статистические органы издают региональные сборники.

Международные статистические публикации осуществляются статистическими службами ООН, ее специализированными учреждениями: Международной организацией труда (МОТ), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций - Food and Agriculture Organisation of the United Nations (ФАО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и другими международными организациями. Из сводных изданий важнейшим является еженедельник ООН.

В условиях реформирования статистики как фактора формирования общественного сознания особое значение имеет расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных данных. Необходимо не только иметь информацию о процессах, происходящих в макроэкономике, но и о деятельности конкретных предприятии.

Статистические публикации - не единственный источник статистической информации, одним из основных альтернативных источников является специально организованное статистическое наблюдение.


3.2 Основные формы статистической отчетности и методы обработки первичной информации в Украине


Статистическая отчетность продолжает оставаться одним из основных источников, с помощью которого собираются следующие виды информации:

о финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

об объемах производства и затратах на производство товаров и услуг в различных отраслях экономики;

о занятости и оплате труда работников в отраслях экономики;

о ценах и тарифах;

о наличии и движении капитала;

о демографической ситуации;

о развитии социальной сферы;

о состоянии окружающей среды.

Статистическая отчетность составляется в зависимости от потребности в конкретной информации с годовой, квартальной или месячной периодичностью и представляется региональному или местному статистическому органу (республики, края, области, района, города, поселка и т.п.) и органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики (министерству, комитету или другому ведомству).

Начиная с 1998 г. для сбора информации об основных сторонах деятельности предприятий и организаций большинства отраслей используются следующие унифицированные формы федерального государственного наблюдения.

С помощью формы № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» собирается информация об общем объеме производства товаров и услуг, а также по их видам.

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» содержит данные об инвестициях предприятий в финансовые и нефинансовые активы. Инвестиции в финансовые активы показываются с выделением долгосрочных и краткосрочных вложении, а также зарубежных инвестиций. Инвестиции в нефинансовые активы приводятся по видам активов. Из состава источников инвестиций выделяются собственные средства предприятий (в том числе прибыль) и привлеченные ими средства из других источников (кредиты банков, заемные средства других организаций, средства бюджета и внебюджетных фондов, эмиссия акций и др.).

В форме № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» обобщается информация о финансовом состоянии и расчетах предприятий. В ней содержатся данные о балансовой прибыли (убытке), дебиторской и кредиторской задолженности, задолженности по полученным кредитам и займам. Основные виды задолженности (задолженность покупателей, задолженность поставщикам, задолженность по полученным кредитам и займам) показываются с распределением по странам бывшего СНГ. Кроме того, в этой форме содержатся данные об оборотных активах (всего и по видам).

В форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» собирается информация о средней численности и движении работников, фонде заработной платы и выплатах социального характера, об использовании рабочего времени.

Важным источником информации об объемах производства и затратах на производство, на основе которой исчисляется валовая добавленная стоимость отраслей, производящих рыночные товары и нефинансовые услуги, является форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)». Она состоит из двух разделов. В первом разделе содержатся данные об объеме производства продукции и затратах на производство по основному виду деятельности. В составе Затрат на производство выделяются затраты на сырье и материалы, на оплату услуг сторонних организаций по видам услуг, на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и прочие затраты. Во втором разделе приводятся данные по не основным видам деятельности: объем продукции, затраты на производство и остатки готовой продукции на начало и конец отчетного периода.

В сельском хозяйстве основным источником информации для расчета стоимости продукции является форма № 21-сх «Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции». В ней отражаются количество и стоимость реализованной продукции растениеводства и животноводства по видам с указанием основных каналов реализации (заготовительные организации, потребительская кооперация, продажа на рынке, через собственные магазины и предприятия общественного питания, на биржах и аукционах, по бартеру).

В форме № 12-ф «Сведения об использовании денежных средств» отражаются текущие и капитальные расходы предприятий и организаций на развитие и совершенствование производства, на социальное развитие, на выплаты социального характера, на благотворительные цели и некоторые другие. Из общей величины расходов выделяются расходы за счет прибыли.

Эти формы не распространяются на малые, совместные и иностранные предприятия, банки, страховые и бюджетные организации.

Малые предприятия представляют сведения об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности по форме № МП. Она содержит данные о стоимости произведенной продукции по основному и не основным видам деятельности, объеме производства по видам продукции в натуральном выражении, выручке от реализации продукции, численности работников, оплате труда, балансовой прибыли, капитальных вложениях и основных фондах.

Данные о деятельности страховых организаций собираются по форме № 1-ск. Она содержит данные о величине уставного (складочного) капитала с выделением долей отдельных участников (банков, предприятий, физических лиц), количестве действующих договоров страхования (втом числе с физическими и юридическими лицами), численности страховых агентов и их комиссионном вознаграждении, страховых взносах и выплатах, страховых суммах по договорам по различным видам страхования (добровольное и обязательное страхование, в том числе личное, имущественное, медицинское и др.). В приложении к форме показываются изменение страховых резервов, в том числе по страхованию жизни, результаты операций по инвестициям страховых резервов и прочие доходы, расходы на ведение дела, балансовая прибыль или убыток.

Примером вновь введенной формы статистической отчетности в связи с появлением видов деятельности, характерных для рыночной экономики, является форма № 1-фб «Сведения о фондовой деятельности биржи», которая представляется всеми типами бирж (универсальными, товарными, валютными и товарно-фондовыми), осуществляющими операции с ценными бумагами. В ней содержатся данные об уставном капитале, числе членов биржи, проведенных торгов и заключенных сделок по всем видам фондовых ценностей, сумме дохода по процентам от сделок, обороте по всем видам фондовых ценностей, структуре операций с ценными бумагами по их видам.

Одной из основных форм отчетности о наличии и движении капитала является форма № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов». В ней отражаются следующие данные:

основные фонды на начало и конец отчетного года по полной и остаточной балансовой стоимости, а также по полной и остаточной восстановительной стоимости с учетом переоценки основных фондов на 1 января следующего года; среднегодовая стоимость основных фондов;

показатели движения основных фондов в течение отчетного года: поступление (в том числе ввод в действие новых основных фондов), выбытие (в том числе ликвидация основных фондов), износ;

сумма начисленной за год амортизации и ее использование в течение отчетного года; затраты на капитальный ремонт основных фондов;

стоимость других нефинансовых активов на начало и конец отчетного года, к которым относятся земельные участки, оборудование к установке, незавершенное строительство, нематериальные активы.

Данные по основным фондам приводятся с выделением фондов основного вида деятельности (в том числе по видам основных фондов) и фондов других (не основных) видов деятельности.

Информация о ценах производителей на промышленную продукцию собирается ежемесячно по форме № 1-цены производителей, в которой отражаются цены на товары-представители, зарегистрированные в отчетном месяце.

Данные о ценах на продукцию, приобретаемую промышленными, сельскохозяйственными и подрядными строительными организациями, содержатся в следующих формах отчетности:

Сведения о средних ценах на приобретенные промышленными организациями сырье и материалы для основного производства (форма № 2- цены приобретения);

Сведения о ценах на промышленную продукцию, приобретенную сельским хозяйством, и тарифах на оказанные ему услуги (форма № 1-цены приобретения);

Сведения о ценах на приобретенные основные строительные материалы, детали и конструкции (форма № 9-кс).

Первичная информация обрабатывается на всех этапах ее продвижения от хозяйствующих субъектов до формирования выходных данных. Она предполагает, прежде всего, проверку информации, полученной от хозяйствующих субъектов или от нижестоящего статистического органа. С этой целью осуществляется ее технический, логический и аналитический контроль для определения полноты и согласованности информации. Выявленные ошибки и пробелы устраняются с помощью повторного обращения к источникам информации для ее уточнения. При проверке поступившей информации должны быть также выявлены случаи непредставления данных и приняты меры по ликвидации пробелов в данных.

Рост числа малых предприятий и повышение доли неформального сектора в экономике заставили принять специальные меры для того, чтобы устранить недоучет продукции в отраслевой статистике. С этой целью на региональном уровне производятся специальные поправки по методике, разработанной Госкомстатом Украины. В соответствии с этой методикой оценивается число недействующих предприятий, число действующих предприятий, не предоставляющих ответы на вопросы, а также предприятий, юридический или фактический адрес которых неизвестен. С учетом этого рассчитываются коэффициенты корректировки показателей отраслевой статистики.

Следующим шагом является обработка массива информации для определения показателей и группировок, необходимых для последующего экономического анализа, так как экономические данные, собираемые Госкомстатом из разных источников, служат разнообразным целям. Следует отметить, что определения, классификации и методы оценки показателей в отчетности не всегда совпадают с принятыми в СНС и в других разделах макроэкономической статистики, поэтому для подготовки макроэкономической информации данные отчетности могут нуждаться в корректировке для обеспечения внутренней согласованности и соответствия принятым определениям.

Например, определение дохода в бухгалтерском учете в отличие от СНС включает увеличение стоимости активов в результате роста цен (так называемую холдинговую прибыль). Оценка основных фондов в отчетности, как правило, приводится по балансовой первоначальной стоимости, в то время как для СНС требуется их оценка по восстановительной стоимости, т. е. по расчетной стоимости на дату, к которой относится баланс активов и пассивов. Амортизация и износ основных фондов в бухгалтерском учете определяются в соответствии с установленными нормами от балансовой стоимости основных фондов, в то время как в СНС отражается потребление основного капитала, которое определяется как уменьшение в течение отчетного периода в результате нормального физического и морального износа стоимости основных фондов, оцененных по восстановительной стоимости отчетного периода.

Показатели, характеризующие потоки доходов и расходов, во многих источниках первичной информации учитываются на кассовой основе, т. е. по сумме фактических выплат (например, в отчете об исполнении государственного бюджета, в данных обследований бюджетов домашних хозяйств). В СНС предусматривается отражение этих показателей на основе начисленных сумм, т.е. на момент возникновения обязательств по их выплате.

К первоочередным задачам Госкомстата Украины в данной области относятся повышение качества сбора и обработки первичных статистических, данных на региональном уровне, внедрение новых методов статистического наблюдения, развитие информационных баз данных, освоение новых технологий по обмену данными между региональными комитетами и Госкомстатом Украины.

Для обработки данных, полученных из отчетности и других источников информации, во многих случаях проводятся агрегирование и консолидирование в целях получения обобщающих характеристик.

Агрегирование - обобщение данных о какой-либо совокупности единиц, операций и т.п. Если единицы наблюдения относительно однородны, то такое обобщение производится путем простого сложения составляющих элементов. Однако если обобщаются неоднородные компоненты, то для расчета таких показателей (агрегатов), встречающихся, прежде всего в национальных счетах, привлекаются первичные статистические данные, которые различаются по их содержанию, точности, времени регистрации и т.д. Некоторые показатели, для расчета которых отсутствует прямая информация, оцениваются косвенным образом исходя из тенденций, характерных для других показателей. При агрегировании данных необходимо дать правильную оценку соотношения между макроэкономическими показателями и данными об индивидуальных явлениях, на которых она основывается.

Консолидирование - исключение из расчетов операций между единицами, которые объединяются в те или иные группы. Например, исключаются поставки товаров и услуг внутри заведений, трансферты внутри сектора государственного управления и т.п.

Выводы


С рассмотренной работы мы можем сделать заключение, что в условиях централизованного планирования экономики статистическая система базировалась на сплошной обязательной, бухгалтерской и статистической отчетности, представляемой всеми хозяйствующими субъектами. Данные, собираемые с помощью этой сплошной отчетности, обеспечивали основную массу информации, необходимой для управления, экономикой, основанной на государственной собственности на средства производства. В этих условиях необходимость в использовании выборочных обследований была минимальной, и они проводились главным образом для сбора данных о домашних хозяйствах или для получения время от времени какой-либо дополнительной информации. Основное внимание в статистической отчетности предприятий уделялось данным о производстве продукции в натуральном выражении и показателям выполнения заданий государственного плана.

Реформы в украинской экономике, связанные с переходом на рыночные отношения, сопровождаются значительными структурными и институциональными изменениями, общим ослаблением отчетной дисциплины, что, естественно, отразилось на качестве отчетности. Появление многочисленных мелких частных предприятий и развитие неформальной производственной деятельности домашних хозяйств затрудняют сбор данных от них с помощью сплошной отчетности. Многие предприятия, особенно негосударственные, не представляют отчетности или сообщают неточную информацию. В связи с этим потребовалось изменить всю систему отчетности предприятий для приведения ее в соответствие с новыми экономическими условиями. Как правило, в странах с рыночной экономикой регулярная отчетность обеспечивает получение информации в основном от крупных и средних предприятий, а от мелких предприятий она собирается с помощью переписей и выборочных обследований.

Для улучшения отчетности необходимо также совершенствовать бухгалтерский учет с целью приведения его в соответствие с международными стандартами и отражения новых категорий и операций, которые в экономике с централизованным планированием не существовали или были незначительными (доходы от собственности, поступления от приватизации, нематериальные активы, операции с акциями и другими ценными бумагами, с землей и др.).

Список использованной литературы


Гусаров В.М. Теория статистики. – М., 1998.

Грабова Н.Н. Бухгалтерский учет в производственных и торговых предприятиях. К.: А.С.К., 2000.

Кулинич О.І. Економічна статистика. – Хмельницький, 2000.

Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – В 2-х т.: Пер. с англ. – М., 1992.

Ларионова Е. Нематериальные активы как объект статистического исследования // Вопросы статистики. 1995. №6.

Національні стандарти бухгалтерського обліку: нормативна база. Х.:Фактор, 1999.

Нестеров Л. Лунина И. Проблемы отечественной статистики национального богатства//Вопросы статистики. 1996. № 10.

Паршин Г.О. Бухгалтерський облік: основи теорії та практики. К.: “Знання”, 2000.

Предложения по расчету национального богатства применительно к СНС: Статкомитет СНГ. - М., 1994.

Пушкар М.С. Національні стандарти бухгалтерського обліку України. Тернопіль: “Лілея”, 2000.

Рекомендации по оценке основных фондов (включая нематериальные актины) как элемента баланса активов и пассивов СНС: Статкомитет СНГ. - М., 1996.

Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: Финстатинформ, 1996.

Сопко В.В., Завгородній В.П. Організація бухгалтерського обліку, контролю та аналізу. К.: КНЕУ, 2000.

Статистичний щорічник України за 1998 рік. – К., 1999.

Статистичний щорічник України за 2000 рік. – К., 2001.

Ткаченко Н.М. Бухгалтерський фінансовий облік на підприємствах України. К.: А.С.К., 2000.

Теория статистики. / Под ред. И.Г. Малого, 4-е изд. – М., 1979.

Экономическая статистика. / Под ред. Ю.Н. Иванова, 2-е изд. – М., 2002.

Похожие работы:

  1. • Ресурсы Интернета как источник информационного ...
  2. • Отчетность предприятия
  3. • Анализ информационного обеспечения управления ...
  4. • Статистическая отчетность
  5. • Информационное обеспечение муниципального управления
  6. • Информационное обеспечение управления персоналом
  7. • Внутримашинное информационное обеспечение ...
  8. • Совершенствование информационного обеспечения ...
  9. • Автоматизированная обработка статистической информации
  10. • Проблемы информационного обеспечения международных ...
  11. • Управленческий учет
  12. • Разработка статистической отчетности в системе АСУ ...
  13. • Государственная статистическая отчётность ...
  14. • Совершенствование информационного обеспечения ...
  15. • Правовые основы обеспечения информационной ...
  16. • Информационное обеспечение управления предприятием
  17. • Информационное обеспечение управления в ...
  18. • Информационное обеспечение работы менеджера
  19. • Информационное обеспечение органов местного ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com