1. Единоличное владение
2. Хозяйственные товарищества и их виды
3. Хозяйственные общества: понятие, отличительные особенности, функционирование и виды
4. Акционерное общество: понятие, создание и функционирование
5. Малые, совместные и коллективные предприятия
6. Холдинговые компании: понятие, виды, цели и методы создания
7. Консалтинговые объединения. Иностранные предприятия. Дочерние предприятия и филиалы
1. Единоличное владение
Единоличное предприятие (владение) — самая старая и наиболее простая форма организации предпринимательства. Владельцем собственности в ней выступает одно лицо или семья, получающая весь доход и несущая весь риск от бизнеса.
Эта форма предпринимательства распространена в розничной торговле, сфере питания, консультационном бизнесе, бытовых услугах, фермерстве (аграрный сектор), врачебной практике, кустарных промыслах.
Данная форма бизнеса имеет следующие преимущества по отношению к другим:
• простота в организации собственного дела;
• максимум побудительных мотивов (все доходы поступают единственному владельцу предприятия, который заинтересован в упорном труде, тщательном контроле за делами, принятии осторожных решений и максимальном расширении деловых операций);
• полная самостоятельность, свобода и оперативность действий. При принятии оперативных решений предпринимателю не нужно обращаться за согласованием в вышестоящие инстанции или добиваться согласия партнеров;
• потери в единоличном владении могут быть компенсированы другими доходами;
• относительная легкость изменения организационной формы предпринимательства (например, создать компанию с ограниченной ответственностью);
• сохраняется конфиденциальность. Специальные методы, приемы, технологии часто составляют основной капитал предпринимательской деятельности. Единоличное владение дает возможность сохранить такой капитал.
Единоличному предприятию (владению) присущ также ряд недостатков:
• возникают трудности в привлечении больших капиталов, что обусловливает слабый финансовый базис;
• неопределенность сроков деятельности из-за высокого хозяйственного риска;
• как правило, меньшая гибкость при передаче собственности (например, другим членам семьи);
• неограниченная ответственность за всю хозяйственную деятельность (финансовая и имущественная ответственность);
• единоличное владение сложнее сохранить в структуре предпринимательства (в случае смерти, постоянной утраты трудоспособности, ухода от дел собственника или партнера по хозяйственной деятельности).
С целью преодоления указанных недостатков предприниматели вынуждены объединяться персонально, профессионально и путем слияния капиталов.
2. Хозяйственные товарищества и их виды
Товарищество — договорное соглашение двух и более лиц об объединении имущества и предпринимательских усилий для достижения общей коммерческой цели.
Эти объединения могут создаваться в форме полного и коммандитного товариществ.
Полным признается то, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут его обязательствам полную, неограниченную солидарную ответственность. Неограниченная ответственность означает, что участники товарищества отвечают по его обязательствам не только своим вкладом, но и всем своим имуществом независимо от того, используется оно для целей этой организации или нет, в том числе личным имуществом. Им покрывается долги в том случае, если убытки превышают стоимость имущества предприятия.
Солидарная ответственность реализуется на основе того, что участки (полные товарищи) ответственны за общий долг товарищества.
Полное товарищество не имеет организации. Сделки заключаются в интересах и от имени всех, одного или нескольких его участников. Однако во внешнеэкономических отношениях оно действует под единой фирмой, представляемой именами участников. Полное товарищество имеет только двух или трех членов, хотя ограничения в их количественном составе нет. Оно использует труд наемных работников. Имущество этой организации за счет вклада участников, полученных доходов и принадлежит его участникам на правах общей долевой собственности.
Прибыль и убытки полного товарищества, полученные от из производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности принадлежат всем участникам. Она распределяется между ними пропорционально их долям в уставном фонде. Члены организации могут согласиться делить прибыль любым способом или предусмотренным учредительным договором.
Не обязательно, чтобы все участники вложили равные доли капитала. В некоторых случаях партнер может не вносить ничего, так как его капиталом могут являться опыт и профессиональные знания в какой-либо области.
Не допускается соглашения об отстранения кого-либо из членов товарищества от участия в прибыли или убытках.
Вследствие понесенных убытков организацией стоимость их чистых активов может оказаться меньше размеров уставного фондом в случае полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых вон не превысит размер уставного фонда.
Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывают все его участники.
Учредительный договор включает следующие обязательные пункты:
название фирмы и фамилия каждого партнера;
вид бизнеса и место деятельности;
права и обязанности каждого партнера;
срок действия соглашения;
сумму средств, инвестированных каждым партнером;
описание схемы разделения прибыли и возможных убытков;
способы, с помощью которых каждый партнер получит компенсацию;
ограниченную сумму средств, которая может быть изъята из капитала этой организации одним партнером.
Помимо перечисленных, данный договор должен содержать и такие сведения: условия о размере и составе уставного фонда товарищества размере и порядке изменения долей каждого и участников в уставном фонде; размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.
Коммандитным признается товарищество, в котором имеются:
• участники, осуществляющие от имени организации предпринимательскую деятельность и отвечающие по ее вам всем своим имуществом (полные товарищи);
• один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков от деятельности товарищества в пределах сумм их вкладов и не участвуют в предпринимательской деятельности товарищества.
Коммандитные товарищества могут переходить в смешанную форму акционерно-коммандитного общества.
Хозяйственные товарищества по сравнению с другими организационно - правовыми формами предпринимательства имею, следующие преимущества
• финансовая сила. По сравнению с единоличной формой предпринимательства эти организации обычно мощнее по своим денежным средствам, так как здесь участвуют больше, чем один владелец;
• высокая степень ответственности по обязательствам делает хозяйственные товарищества надежными партнерами;
• реальная заинтересованность в накоплении обусловлена персонификацией собственности среди небольшого количества участников;
• несложная структура в системе управления, обусловленная небольшим количеством участников, обеспечивает сравнительно высокую эффективность производства.
3. Хозяйственные общества: понятие, отличительные особенности, функционирование и виды
Под хозяйственным обществом понимается юридическое лицо созданное по соглашению юридических и физических лиц путем объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности. Отличительной особенностью дано хозяйственно-правовой формы является ограниченная ответственность всех его участников по обязательствам общества.
Хозяйственное общество является собственником переданного ему участниками имущества, произведенной им продукции, а также доходов, полученных от коммерческой деятельности. Оно отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а его участники несут риск в размере принадлежащих им паев или акций.
Существуют следующие виды хозяйственных обществ:
• с ограниченной ответственностью;
• с дополнительной ответственностью;
• акционерные.
Общество с ограниченной ответственностью - это такое, в учредительных документах которого определены состав участников и их доля в имуществе. Каждый участник несет ограниченную ответственность по обязательствам общества только в пределах своего вклада. От полного товарищества оно отличается следующим в соглашении о его образовании фигурируют один или несколько партнеров, чья ответственность не ограничена, и несколько партнеров, ответственность которых ограничена в пределах вносимого ими вклада. Значит, часть партнеров рискует всем своим состоянием, а часть только вложенным. Организация таких обществ имеет более сложную юридическую процедуру, так как в документе указывается, кто является основным партнером, а кто таковым с ограниченной ответственностью. Последние обычно не принимают деятельного участия в менеджменте, деятельности предприятия. Их привлекает возможность вложить свой капитал и получить от этого прибыль. Обычно основной партнер (или партнеры), достигший пожилого возраста, уже не работает активно, а остается участником с ограниченной ответственностью (например, в США). У нас пока таких прецедентов по старости нет, так как сами малые предприятия — молодые по возрасту. А их владельцы — не старше 25—35 лет.
В обществе с дополнительной ответственностью уставный фонд разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Уставом установлена величина имущественной ответственности его участников. Перечисленные выше общества являются закрытыми. Это значит, что его участник может уступить свою долю партнеру или же третьему лицу только с согласия других членов общества. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не выпускают акций. Их участники имеют паи, т.е. долю в имуществе, находящемся в коллективной собственности. Это удостоверяется свидетельством, которое ценной бумагой не является. Пай дает его владельцу определенные имущественные и личные права. К имущественным относятся: право на получение части прибыли предприятия в виде дивиденда; право на пою части стоимости имущества в случае ликвидации общества; право возврата пая по усмотрению участника, если предусмотрено учредительными документами.
К личным правам относятся право на участие в управлении и право получать информацию о его деятельности. Как видно, пай обладает свойством возвратности и должен быть передан владельцу по его желанию. Это обеспечивает участнику обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью определенные гарантии выделить свою долю из стоимости общества, находящегося в коллективной собственности.
Вместе с тем возврат пая по требованию участника общества с ограниченной ответственностью нередко сопровождается уменьшением реального капитала, а в ряде случаев ведет к ликвидации организации, что делает эту хозяйственно-правовую недостаточно устойчивой и стабильной.
4. Акционерное общество: понятие, создание и функционирование
Классическое акционерное общество (АО) представляет собой объединение вкладчиков капитала (акционеров), образуемое на основе устава. Учредителями при этом могут быть как физические, так и юридические, лица. Общество должно состоять из двух и более участников. Причем максимальное их число не ограничивается.
АО является наиболее демократичной формой бизнеса, так купить акцию и стать собственником на предприятии мо- при открытой подписке на акции любой человек.
В Законе Республики Беларусь «Об акционерных обществах: обществах с ограниченной ответственностью и обществах дополнительной ответственностью» отмечено, что таковыми признаются юридические лица, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности. Акционерным признается такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определенное число ценных бумаг равной номинальной стоимости и формируется за счет их продажи. Оно может быть открытым или закрытым. Открытое - его акции распространяются путем открытой продажи или подписки и их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе, как по закону. Закрытое – если хождение его акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничен его уставом. Такое общество может выпускать только именные акции.
Минимальная величина уставного фонда закрытого или открытого акционерного общества определяется законодательством Республики Беларусь.
Отличительной особенностью АО является то, что оно позволяет вложить деньги в производство, торговлю людям, не желающим либо не могущим заниматься предпринимательством. Они, покупая акции, дают деньги на развитие дела, и становится совладельцами фирмы без риска потерять при ее неуд сумму большую, чем потрачено на покупку ценных бумаг.
В качестве компенсации за деньги, вложенные в доли, вкладчик капитала обретает право на получение дивиденд. Последние могут меняться по величине, а также быть неизменными. Эту возможность обеспечивают привилегированные акции.
Для хозяйственных обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерных характерны общие черты
• обязательное наличие уставного капитала, разделенного на паи или акции;
• ограниченная ответственность общества по обязательства только своим имуществом;
• взаимоотношения между участниками (акционерами) и управлению предприятием, распределению доходов и имущества строятся в зависимости от размера внесенного ими капитала;
• акционеры обязаны вносить вклады, но вовсе не должны включаться в его деятельность своим трудом.
Особенностью АО является и то, что их уставный фонд формируется за счет продажи акций. Участники АО владеют акциями (ценные бумаги, свидетельствующие о вкладе их владельца в уставный фонд общества), которые бывают, обыкновенны ми и привилегированными. Совокупный доход акционера складывается из дивидендов дохода от продажи ценных бумаг. Размер дивидендов зависит от величины и направлений использования чистой прибыли единого процента дивидендов, установленного общим собранием акционеров; количества и стоимости принадлежащих участнику акций.
АО имеют преимущества перед другими организационно-правовыми формами предпринимательства:
• распространение акций позволяет собрать практически неограниченное количество финансовых ресурсов;
• безвозвратность акций способствует сохранению капитала;
продажа акций означает безвозвратный заем;
высокая устойчивость объединения капиталов;
ограниченность риска.
Недостатки акционерного общества:
возможности у многих владельцев акций принимать участие в управлении АО;
в руках отдельных лиц сосредоточивается огромный капитал;
При отсутствии надлежащего законодательства и контроля акционеров это приводит к злоупотреблениям и не компетенции его использования.
5. Малые, совместные и коллективные предприятия
Малое предприятие (МП) — небольшой по численности работающих объему оборота хозяйствующий субъект, который действует в условиях жесткой конкуренции с крупными предприятиями. Цели малого и крупного предприятия совпадают.
К в Республике Беларусь относятся вновь создаваемые и действующие предприятия, определяемые только по одному критерию численности работающих:
в промышленности, на транспорте — до 100 чел;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — до 60 чел.;
в строительстве и оптовой торговле — до 50 чел.;
других отраслях производственной сферы, общественном бытовом обслуживании и розничной торговле — до 30;
в других отраслях непроизводственной сферы — 25 чел.;
Малые предприятия могут создаваться:
гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими хозяйства;
государственными и совместными предприятиями, арендными коллективами, кооперативами, АО, хозяйственными товариществами и обществами, другими юридическими лицами;
государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом;
совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами;
путем выделения из действующего предприятия, объединения одного из структурных подразделений и единиц по инициативе коллектива при условии согласия собственника имущества и выполнения ранее принятых договорных обязательств. В этом случае данное предприятие выступает в качестве учредителя малого предприятия.
При создании МП необходимо:
• определить форму собственности, на которой будет основано предприятие (государственная, кооперативная, частная коллективная, совместная и смешанная);
• выбрать учредителя, если малое предприятие предполагается организовать на собственности определенного владельца, получить его согласие;
• подготовить учредительные документы;
• провести собрание членов МП, на котором следует обсудить, принять решение его создании и утвердить учредительные документы;
• зарегистрировать МП в местных органах власти.
Совместные предприятия (СП) - это предприятия, созданные на основе вложения капитала отечественных и иностранных партнеров, которые вместе осуществляют хозяйственную деятельность, управление и распределение прибыли.
Организация таких предприятий имеет следующие выгоды для Республики Беларусь:
• привлечение в страну дополнительных финансовых и материальных ресурсов;
• возможность использовать современную технику (машины и оборудование) и технологию;
• могут применять у себя передовой опыт управления производством;
• появляется возможность более быстрого насыщения нашего рынка качественными товарами;
• повышение конкурентоспособности продукции наших предприятий;
• ускоренное развитие экспортной базы АПК Беларуси.
Совместные предприятия в нашей республике действуют на основе принципов взаимовыгодности и сбалансированности интересов сторон, а также валютной окупаемости. Они определяют порядок объединения финансовых ресурсов, формирование общей собственности, распределение прибыли, формы и место совместной деятельности.
Коллективным (народным) называется такое предприятие, которое образовано путем выкупа государственного или арендного предприятия его трудовым коллективом без образования хозяйственного товарищества или общества.
При выкупе предприятия все члены трудового коллектива становятся его совладельцами. В коллективной собственности находятся:
Основные и оборотные;
Незавершенное производство;
долгосрочные вложения;
материальные ценности;
произведенная продукция;
полученные доходы.
В имущество коллективного предприятия определяемся вклад участника - члена трудового коллектива. Вклад представляет стоимостной эквивалент части имущества, которая выделяется участнику коллективного предприятия, дает ему право на управление им и получение части прибыли. В имуществе коллективного предприятия выделяются неделимая и делимая
Делимая часть имущества не распределяется между участниками предприятия на период его функционирования. Она предназначена для покрытия убытков, расчетов с бюджетом, с другими кредиторами в случае банкротства или ликвидации предприятия и распределяется только после указанных расчетов.
Состав и величина неделимой части определяются уставом предприятия с обязательным включением страхового фонда. Последний предназначен для выплаты увольняющимся работникам вкладов.
Делимая часть — та часть имущества, в которой устанавливаются вклады работников коллективного предприятия. Ее величина определяется как стоимость всего имущества за минусом стоимости неделимой части.
В составе делимой части выделяются:
• стоимость имущества, приобретенного за счет влияние средств, членов трудового коллектива;
• стоимость имущества, приобретенного за счет общих средств (собственных средств предприятия и кредитов).
Часть прибыли направляется на накопление, а это сопровождается увеличением стоимости имущества, находящегося коллективной собственности. Вот почему ежегодно растет вклад членов трудового коллектива.
Степень ответственности и механизм функционирования и коллективного предприятия такие же, как и в обществе с ограниченной ответственностью. Отличие состоит лишь в том, что члены коллективного предприятия должны обязательно участвовать в его деятельности. При увольнении работник данного предприятия получает стоимость своего вклада и перестает быть его совладельцем. В процессе работы на предприятии его участник не может получить свою долю (на государственном доля может быть получена в любое время).
При успешной работе народных предприятий их работникам из чистой прибыли выплачиваются проценты на вклад (дивиденды).
6. Холдинговые компании: понятие, виды, цели
Холдингом называется держательская компания, в уставный капитал которой входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий. Ее формирование идет рыночным путем: компания скупает пакеты акций и на этой основе создает свой уставный капитал. Существуют два вида холдинговых компаний:
1) чистый холдинг, создаваемый с целью финансового контроля и управления;
2) смешанный, занимающийся также определенной предательской деятельностью промышленной, торговой, кредитно-финансовой и т.д.
С организационной точки зрения холдинговые компании созданы двумя способами: по решению соответствующего государственного органа управления; путем добровольного объединения акционерными предприятиями своих контрольных пакетов.
Необходимость и возможность их образования в первом случае обусловлены тем, что при разгосударствлении и приватизации собственности происходит распыление ее по многочисленным субъектам хозяйствования и контроль за предприятиями, ослабевает. У некоторой части их появляется тенденция становить на первое место краткосрочные сиюминутные интересы в противовес долговременным: акционерные общества будут стремиться максимальную долю прибыли распределить по дивидендам, коллективы — максимальную часть дохода использовать заработную плату.
Создание холдинговой компании как раз ставит своей целью деятельности предотвращение этих возможных негативных последствий образования многочисленных организационно - правовых предприятий, структур рыночной экономики. Холдинговая компания создается волею отраслевого министерства или Мингосимущества. Она наделяется контрольным пакетом акций и проводит согласованную политику для всех входящих в нее предприятий. Классический холдинг представляет дочерним предприятиям широкую свободу действий в оперативной деятельности и сохраняет зависимость лишь в общей стратегии развития. Предприятия сами отвечают за полученную прибыль, рост издержек, наиболее выгодных покупателей, поставщиков. Но, владея контрольным пакетом акций дочерних’ фирм, холдинговая компания может навязывать им заниженные цены на материалы и комплектующие, которые те ей поставляют. Поэтому дивиденд на акции головной компании может оказаться намного выше, чем на акции дочерних.
В соответствии с законодательством холдинговые компании могут быть созданы: при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридических самостоятельных (дочерних) предприятий; при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий; при учреждении новых акционерных обществ.
Предложения о создании холдинговых компаний вносится Мингосимущества и его органами на местах в установленном порядке. Создаются же они с согласия Госкомитета по антимонопольной политике и его территориальных органов. Создание холдинговых компаний не допускается:
• в торговле товарами производственно—технического назначения и потребительскими товарами;
•сельскохозяйственном производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и производственно-техническом обеспечении сельского хозяйства;
• общественном питании и бытовом обслуживании населения;
• на транспорте, кроме железнодорожного и предприятий, осуществляющих исключительно международные перевозки.
Существуют и некоторые ограничения по созданию холдинговых компаний.
Создаваемые холдинговые компании не могут быть правопреемниками ранее существовавших концернов, корпораций, ассоциаций (в том числе государственных) или иных объединений предприятий, а также органов государственного управления.
При рассмотрении вопроса о создании холдинговых компаний в порядке преобразования крупного предприятия с выделением из его состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий Мингосимущества:
• получает согласие Комитета по антимонопольной политике или его территориальных органов;
• учитывает решение трудовых коллективов, подразделений о выходе из состава предприятия и их согласие на преобразование в дочерние предприятия холдинговой компании;
• оценивает целесообразность увеличения уставного капитала всего предприятия или выделяемых подразделений;
• при необходимости проводит конкурс среди потенциальных сторонних инвесторов для включения в число участников компании.
При создании холдинга в порядке объединения пакета акций юридически самостоятельных предприятий Мингосимущества:
•определяет с участием Госкомитета по антимонопольной политике и его территориального органа перечень предприятий, включаемых в создаваемую холдинговую компанию либо приобретающих хозяйственную самостоятельность, и подлежат приватизации на общих основаниях;
• учитывает решение трудовых коллективов предприятий о входе дочерние предприятия корпорации;
• рассматривает возможные способы привлечения дополнительных инвестиций;
• проводит конкурс среди потенциальных сторонних инвесторов для включения их в число участников компании.
При принятии положительного решения о создании холдинга разрабатываются учредительные документы, в которых определяются: размеры, порядок оформления и оплаты уставного капитала холдинга;
• величина, состав и способ внесения вклада государства в уставный капитал;
• содержание и пределы уставной деятельности компании, включая и ограничения предпринимательской деятельности;
• предельные размеры отчислений от получаемых холдинговой компанией дивидендов по принадлежащим ей акциям, направленным на содержание аппарата;
• порядок финансирования затрат, связанных с учреждениями холдинга, с учетом того, что доля комитета в них относится на расходы комиссии по приватизации.
Холдинговые компании могут создаваться не только в пределах одного государства, но и в отраслях народного хозяйства: Металлургии, химии, электронике и других.
7. Консалтинговые объединения. Иностранные предприятия. Дочерние предприятия и филиалы
Консалтинг — это консультационные услуги и экспертизы по техническим процессам, которые предлагают своим клиентам специализированные фирмы в сфере деловых услуг. Консалденговые объединения в малом бизнесе организуются с целью содействия развитию предпринимательской деятельности путем создания цивилизованного рынка консультативных услуг. Отдельная фирма не в состоянии их обеспечить их должном уровне.
Основные задачи такого объединения:
• обеспечение деятельности фирм путем создания единого информационно-справочного фонда, осуществления единой рекламной стратегии;
• содействие в создании сети консультационных организаций и привлечении иностранных инвестиций;
• подбор партнеров по реализации предпринимательских инициатив.
Наиболее распространенные консалтинговые услуги в малом бизнесе:
• консультации по подготовке учредительных документов;
• проведение маркетинговых исследований;
• разработка программ приватизации и акционирования;
• внешнеэкономическое консультирование, разработка рекламной стратегии, создание рекламных материалов и их размещение;
• консультирование по правовым, финансовым и организационно-управленческим вопросам;
• консультирование по вопросам защиты интеллектуальной собственности;
• подготовка и повышение квалификации персонала;
• проведение мероприятий по развитию малого бизнеса;
• разработка фирменного стиля;
• консультирование по вопросам техники безопасности, производственной санитарии, охраны окружающей среды;
• проработка вопросов по привлечению инвестиций, получению льготных кредитов, приобретению необходимых ресурсов, капитала;
• организация обучения или стажировки предпринимателей, специалистов, руководителей предприятий малого бизнеса за рубежом.
Они налаживают взаимодействие с торгово-промышленной палатой, Национальным или коммерческими банками, что повышает уровень их работы. Этим самым они вносят реальный вклад в развитие предпринимательства и в агробизнес.
Иностранное — это предприятие, в уставном фонде которого частично или полностью используется иностранный капитал. При частичном его использовании предприятие является совместным, при полном — иностранным. И тем, и другим предоставляется право юридического лица. В своей деятельности они руководствуются законами, действующими на территории Республики Беларусь.
Предприятие с иностранными инвестициями вправе осуществлять любые виды деятельности, соответствующие их целям ‚запрещенные законодательством республики. Но для некоторых видов деятельности они обязаны получить лицензию в е установленном порядке.
Предприятия с иностранными инвестициями могут, создавать на территории республики и за ее пределами филиалы и представительства, которые действуют на основании утверждаемых этим предприятием положений. Такие структурные подразделения вправе открывать счета в уполномоченных банках, однако не могут быть юридическими лицами. Предприятие с иностранными инвестициями, зарегистрированное за пределами Беларуси, не вправе создавать филиалы и представительства в республике. Однако они могут создать здесь дочерние предприятия правами юридического лица.
На стадии начала хозяйственной деятельности предприятия с иностранными инвестициями, его участники в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, обязаны получить заключения санитарно-эпидемиологической и экологической служб.
При создании предприятия с иностранными инвестициями, где вкладом белорусской стороны и уставный фонд такого предприятие являются государственные инвестиции, обязательно проводится экспертиза таких инвестиционных проектов, утверждаемых в порядке, определяемом правительством Республики Беларусь.
Предприятие с иностранными инвестициями вправе открывать в уполномоченных банках счета, как в валюте, так и в рублях (без права перевода сумм в рублях за границу). Рублевые средства могут использоваться ими для покупки сырья, товаров услуг, которые потом можно экспортировать в специальном порядке. Средства в рублях также могут использоваться на цели, приватизации, но лишь в том случае, если они получены предприятиями с иностранными инвестициями от осуществления хозяйственно-коммерческой деятельности на территории Республики Беларусь. Средства предприятий с иностранными инвестициями могут быть также вложены в банк, страховые компании и др.
Дочернее предприятие — предприятие, созданное юридическим лицом с любой формой собственности. При его образовании необходимо соблюсти следующие обязательные условия: предприятие-учредитель не должно быть собственником имущества, передаваемого дочернему предприятию; обязательное согласие собственника или уполномоченного им органа на передачу имущества дочернему предприятию; передача имущества или его части создаваемому дочернему предприятию является обязательной.
Создание и регистрация дочернего предприятия происходят в том же порядке, что и самих предприятий-учредител1 Дочерние предприятия пользуются теми же правами и льготами, несут такую же ответственность, как и предприятия - учредители. Взаимоотношения учредителя и дочернего предприятия регулируются учредительными документами.
Предприятия любой формы собственности вправе создавать филиалы и представительства. Они не являются юридически лицами и действуют на основании положений о них, утверждаемых руководством соответствующего предприятия.
Филиал, представительство могут открыть расчетный либо текущий счет в банке. Им предоставляется право заключение хозяйственных договоров от имени предприятия. Ответствность за договоры несет само предприятие. Эти подразделения создаются с целью осуществления одного или нескольких видов деятельности, предусмотренных уставом. Причем исходят из конкретных местных условий. Филиал и представительство выполняют роль приобщения начинающих предпринимателей к самостоятельному ведению дел, вхождению их в малый бизнес. Такое явление обусловлено тем, что отношения филиалов их головными предприятиями строятся, как правило, на внутрихозяйственном расчете.